Научная статья на тему 'Коммуникационные стратегии органов власти трансграничного региона'

Коммуникационные стратегии органов власти трансграничного региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Макарова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные стратегии органов власти трансграничного региона»

Е. В. Макарова (Барнаул)

КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Опубликовано в сборнике: PR в изменяющемся мире: Коммуникационные технологии в деятельности органов власти: Сборник статей/ под ред. М. В. Гундарина, А. Г. Сидоровой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010. - Вып. 8. - С.60-70.

Коммуникация органов власти на территории Большого Алтая осуществляется в контексте, определенном такими факторами, как геополитическое положение региона, конвергенция приграничных регионов, институционализация региональных объединений, межсекторная интеграция, а также в условиях открытого информационного пространства.

Трансграничный регион представляет собой объединение приграничных областей смежных государств, входящих в одну биосферную территорию и имеющих тесные экономические связи, миграционные потоки, длительную историю взаимодействия народов. В нашем случае это регион Большого Алтая, куда входят Алтайский край, Республика Алтай, Восточный Казахстан, Западная Монголия (Ховдский и Баян-Ульгийский аймаки) и Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

Общими стратегическими целями развития региона являются:

• обеспечение устойчивого социально-экономического развития приграничных административно-территориальных образований, повышение уровня жизни проживающего в них населения;

• повышение эффективности использования производственной и социальной инфраструктуры региона при сохранении культурно-исторических и природных богатств Алтая;

• развитие и укрепление доверия, взаимопонимания и добрососедства между представителями государств, культур и национальностей Алтайского региона.

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам региональной политики: разделению полномочий между центром и регионами, распределению помощи федерального центра, вопросам выравнивания уровней социально-экономического

развития регионов, приграничного сотрудничества1 и т.п. Исследование динамики социально-экономического развития регионов, в частности, в разрезе анализа конвергенции позволяет оценить эффективность региональной информационной политики и выработать рекомендации по ее оптимизации.

Проведенная декомпозиция процесса конвергенции в регионе Большого Алтая показала, что отраслями-двигателями конвергенции в регионе являются промышленность, сельское хозяйство, строительство и технологии в области энергетики и экологии. Однако здесь стоит отметить, что а) для полноценной конвергенции необходимо выравнивание темпов социально-экономического роста всех регионов территории, б) двигателями конвергенции должны стать не только промышленность, АПК и строительство и т.п., но и единое информационное пространство как поддерживающий механизм, обеспечивающий принятие решений.

Что касается институционализации региональных объединений, то многочисленные исследования основных факторов потенциального роста национальной экономики в условиях глобализации убедительно свидетельствуют о преимуществах малых, открытых, интегрированных в мировое хозяйство экономических систем. Именно это положение, по мнению многих ученых и политиков, активно взято на вооружение странами Западной Европы в деле повышения своей конкурентоспособности. Таким образом, интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств посредством, прежде всего, региональных экономических систем.

Например, начавшись в странах Скандинавии и Альпийских регионах, а также вдоль французской и немецкой границ после Второй мировой войны, развитие региональных интеграционных процессов привело к появлению на территории Европы многочисленных межрегиональных образований, имеющих общие интересы и простирающихся за пределы отдельных государств. Так, программа Европейского Союза (ЕС) «Регионы и города Европы» (RECITE) с начала 1990-х гг. основала уже более полусотни сете-

1 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р) : [Электронный ресурс]. URL: http://www.centis.bsu.by/rus/info/euroreg-21-87.pdf (дата обращения 9.02.2001). Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. - М.-Волгоград, 2002: [Электронный ресурс]. URL: http://www.obraforum.ru/book/titul.htm (дата обращения 2002).

вых региональных программ сотрудничества, позволяющих европейским производителям сообща решать схожие проблемы и повышать свою «общеевропейскую» конкурентоспособность2. Конечно, формы, масштабы, да и сама методология европейской «регионализации» постоянно видоизменяются. Кооперативные усилия эволюционировали от предоставления услуг и более эффективного использования инфраструктуры до совместного привлечения внутренних и внешних инвестиций, проведения научных и проектно-конструкторских разработок, распространения информации и передового опыта. Продолжительность таких действий также может варьироваться от краткосрочных проектов до долгосрочных муль-типроектных программ развития.

В современных российских условиях, когда структуры гражданского общества только формируются, приоритет в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти принадлежит органам государственной власти, а наиболее приемлемая форма такого управления — коммуникативный диалог, осуществляемый путем разработки и принятия целевых программ и осуществления социальных проектов.

В регионе Большого Алтая таким «управленческим институтом» выступил Международный координационный совет «Наш общий дом Алтай». В 2003 г. в Барнауле руководителями законодательных (представительных) органов власти было подписано Соглашение о создании МКС. Такая форма взаимодействия была очень важна на начальном этапе сотрудничества при отсутствии как общего правового поля, так и необходимой законодательной базы приграничного сотрудничества во всех четырех странах. Представители власти впервые вместе сели за стол переговоров, были инициированы первые совместные проекты. Со временем пришло понимание того, что необходим и «губернаторский совет». В августе 2006 г. в Барнауле состоялось пятое заседание Международного координационного совета «Наш общий дом Алтай», в ко-

2 Иванов, А. В. Интегративные процессы в регионе Большого Алтая : [Электронный ресурс]. URL: http://www.altaiinter.info/publication/integration/ (дата обращения 24.05.2010). Макарова, Е. В. Опыт европейского трансграничного сотрудничества: Альпийский регион / Е. В. Макарова // Алтайский вестник. Международный альманах. Барнаул, 2008 г. №10. С.25-37. Ножкин С.Ю. Состояние и перспективы приграничного сотрудничества в Алтайском регионе в свете европейского опыта // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2003. - С.160-169.

тором приняли участие руководители не только законодательных, но и исполнительных органов власти приграничных регионов Большого Алтая. На заседании был подписан Меморандум о развитии сотрудничества в рамках МКС и принято новое Положение о региональном объединении приграничного сотрудничества, в котором стороны договорились о переходе к следующему этапу сотрудничества и дальнейшем его развитии на уровне исполнительных и законодательных органов власти шести приграничных территорий четырех стран.

В процессе межсекторной интеграции принципиальную важность имеет выбор оптимального источника инициации и дальнейших действий по региональной кооперации. Местные уровни власти, деловые и научные круги, общественный сектор участвуют в этом вместе и даже могут брать на себя ответственность за инициирование региональной кооперации. Уменьшение федерального финансирования и новый федеральный подход к региональной политике в свою очередь тоже подталкивают местные правительства к кооперированию, как средству более эффективного использования ограниченных ресурсов в условиях усиливающейся конкуренции.

Однако, как показывает практика, только существования децентрализованных экономико-политических систем недостаточно для того, чтобы быть уверенными в успешном (конкурентоспособном) региональном росте. На смену традиционному взаимодействию властей приходит более сложная схема отношений и ответственности между и внутри уровнями власти и управления, вовл екающая общественный, частный и некоммерческий секторы.

Например, международная ассоциация региональных и местных администраций, ассоциаций бизнеса и экспертов по планированию в Долине Верхнего Рейна (этот регион охватывает территорию южного Эльзаса во Франции, юг Баден-Вюртемберга в Германии и регион Базеля в северной Швейцарии) использовала финансирование ЕС для обеспечения транспортной и коммуникационной инфраструктуры, поддержки исследований и обучения (особенно в сфере телекоммуникаций), продвижения туризма. Таким образом, именно совместная работа государственного, частного и некоммерческого секторов в порядке инициативы «снизу», активно поддерживаемая, умело организуемая и наделенная полномочиями «сверху» и обеспечивает процессы регионализации конкурентоспособ-

ности национальной экономики необходимой в современных условиях гибкостью и эластичностью. В России этот процесс осложняется низкой опорой центральной власти на инициативу и созидательную энергию самих субъектов региональной экономической системы, всего общества в целом. Стремление решать все проблемы разом и «сверху», заведомо подчиненное положение «территорий» - наиболее характерные черты российского государственного менталитета. И в этом смысле региональные правительства России изначально поставлены в определенные рамки.

Барьеры коммуникации в данном межрегиональном пространстве:

• фрагментарность структур гражданского общества;

• высокий уровень ожиданий от государства при одновременном низком уровне доверия к структурам публичной власти;

• неразвитость форм участия населения в контроле государственной деятельности и принимаемых управленческих решений;

• существенные территориальные различия в коммуникативном взаимодействии гражданского общества и структур публичной власти.

С учетом сказанного стратегически значимым становится осуществление «коммуникативно применяемой власти» как необходимого дополнения к «административно применяемой власти» . Суть состоит в том, что администрирование приравнивается к повседневному управлению и в нем отсутствуют элементы общественного участия, в то время как коммуникативно применяемая власть во главу угла ставит взаимодействие с обществом, осуществляет програждански ориентированный курс, что в конечном счете определяет базовый подход для концептуальных моделей коммуникативного взаимодействия институтов власти и общества.

Все это соответствует актуальной стратегии управленческого партнерства, которая предполагает:

• единство звеньев властной (управленческой) вертикали независимо от их институциональной принадлежности;

• консолидацию сил власти и гражданских сил общества (местных сообществ);

3 Воробьев, Ю. Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс / Ю. Л. Воробьев. Автореф.дис. ...докт.социол.наук. - М., 2008.

• паритет интересов федеральных, региональных и муниципальных органов управления;

• баланс управляемости в условиях координируемого межорганизационного взаимодействия;

• совместимость разнозвенных политических и управленческих практик;

• единство информационного пространства в рамках управленческого партнерства;

• свободный выбор форм партнерства и его организации.

Результат использования информационных потоков в управленческой и экономической деятельности зависит от информационной обеспеченности вступающих в социально-экономические отношения субъектов и от качества институциональной среды.

Основываясь на подходах к коммуникации Ю. Хабермаса, К. Ясперса, К.О. Апеля, М.М. Бахтина, а также опираясь на описание внутреннего смыслового пространства текста Г.П. Щедровицкого, В. Грановского и С. Дацюка мы рассматриваем коммуникационные стратегии трех типов: презентационную (формирование собственного информационного потока), манипулятивную (сегментирование информационного потока, манипулирование информацией) и конвенциональную (информационное партнерство). Коротко говоря, они отличаются по уровню открытости, симметрии и способу производимой коммуникации: презентационный тип является пассивной коммуникацией; манипуляционный - активной коммуникацией, конвенциональный - интерактивной коммуникацией. Точно так же основными средствами являются: для презентации - послание, для манипуляции - сообщение, для конвенции - диалог. Разумеется, в условиях конвергенции приграничных регионов для межсекторной интеграции и коммуникативно применяемой власти целесообразно реализовывать преимущественно стратегию конвенции.

С учетом сказанного рассмотрим, как и с помощью каких информационных ресурсов осуществляется коммуникация со стороны института региональной интеграции Алтая - МКС «Наш общий дом Алтай».

Основным из них является сайт МКС «Алтай трансгранич-ный»4. Целью сайта «Алтай трансграничный» является создание

4 www.altaiinter.info

общего информационного пространства для регионов Большого Алтая. На нем действует новостная рассылка подписчикам.

Кроме того, используются следующие информационные ресурсы:

• сайты регионов (altairegion22.ru, akimvko.gov.kz, xin-j iang.gov. cn, altai-republic.com);

• сайты городов, областных центров (barnaul.org, oskemen.kz, gorno-altaisk.ru);

• информационные агентства (altaionline.ru, ealtai.gorny.ru, in-form.gorno-altaisk.ru - Новости Горного Алтая, ukg.kz , Агентство «Хабар», gazeta.kz, ИА «Казинформ», ИА «МОНЦАМЭ», xjnews.com.cn - Синьцзянский сайт новостей, «ChinaPRO.ru», ИА «Синьхуа», Тяншань.ш^

• областные печатные СМИ («Алтайская правда», «Рудный Алтай», «Звезда Алтая», «Жэньминь Жибао»);

• региональные телеканалы (например, ГТРК «Алтай» / «Вести-Алтай»);

• альманах «Алтайский вестник».

Через эти СМИ Советом транслируется информация в подавляющем большинстве в новостной форме. Причем это новости, как правило, в «жестком варианте», т.е. с минимальными отступлениями от события, комментариями и т.п. И каналы передачи информации, и текстовые формы соответствуют презентационной стратегии коммуникации.

Если говорить о медиакоммуникациях, то технически для реализации этой стратегии целесообразно использовать сетевые СМИ. Тем более, что они служат инструментом влияния структур государственного PR на наиболее активную часть населения - группы пользователей Интернета.

Обратимся к основному интернет-ресурсу нашего регионального объединения - сайту МКС «Алтай трансграничный». Постоянно пополняются разделы «Новости» и «Анонсы». В разделе «Регионы» можно ознакомиться с кратким обзором, символикой, музыкой регионов, посмотреть фотогалереи и получить информацию об имеющихся там web-ресурсах и СМИ. На сайте также представлены публикации, on-line репортажи, материалы конференций и проектов, касающихся различных аспектов межрегионального и межгосударственного сотрудничества на Алтае и в Центральной Азии в целом. Эти материалы могут оказаться интересными как

специалистам в области международного сотрудничества, так и всем интересующимся данной тематикой. В целях систематизации материалов по созданию общего правового поля приграничного сотрудничества в разделе «Законодательство» представлены двусторонние и многосторонние соглашения и договоры с участием России, Казахстана, Китая, Монголии, нормативно-правовая база приграничного сотрудничества этих стран, межрегиональные соглашения. Этот раздел также полезен предпринимателям, так как содержит информацию, необходимую для эффективной внешнеэкономической деятельности. На сайте публикуются электронные версии выпусков международного научно-популярного эколого-культурологического журнала «Алтайский вестник», первого и пока единственного печатного издания, распространяемого во всех приграничных регионах Большого Алтая. В разделе «Совет» представлена информация о Международном координационном совете «Наш общий дом - Алтай». Также размещены контакты членов совета всех регионов-участников объединения.

Статистика посещаемости сайта свидетельствует о слабой эффективности ресурса: 5300 уникальных посетителей ежемесячно (для сравнения, региональный ресурс altairegion22.ru - 90 тыс. посетителей ежемесячно); самые посещаемые страницы - новости регионов и законодательство. «Инвестиционные проекты» имеют 1,1% посещений, а форум не работает вовсе. Распределение посетителей по регионам России: Алтайский край 36%, Санкт-Петербург 7%, Новосибирская область 7%, Москва 7%, Приморский край 4%, Московская область 4%, Липецкая область 2%, остальные регионы 16%, зарубежные страны 16%.

На основании анализа содержания сообщений МКС и о его деятельности в СМИ мы можем заключить следующее.

• Применяется стратегия презентации (формирования собственного информационного потока однонаправленного от МКС к общественности).

• Реализуется она не в варианте детализации коммуникационной среды, а в варианте расширения информационного присутствия. Частично направлена на формирование имиджа трансграничного союза с целью привлечения инвестиций и интенсификации экономических связей.

• Эта стратегия сообщения призвана создавать пространство преобразования. То есть информационное пространство должно

стать инструментом преобразования социально-экономического пространства. Причем инициатором преобразования и владельцем этого процесса является сам коммуникатор - в данном случае информационная служба МКС.

• Эффективность применяемой стратегии невысокая: а) в отношении трансграничных проектов незначительная часть населения непосредственно интересуется ходом их реализации; б) мониторинг сообщений показывает, что освещение деятельности МКС в информационном пространстве России в целом меньше возможного; в) недооценивается влияние социальной рекламы на разъяснение населению принятых социально-экономических программ сотрудничества регионов 4 стран.

Кроме собственно медийных форм коммуникации, МКС осуществляет организацию деятельности Международного молодежного клуба «Наш общий дом Алтай», планируется работа Молодежного интернет-форума на базе сайта «Алтай трансграничный».

Поскольку целевыми аудиториями программ сотрудничества являются представители бизнеса и гражданское общество, то целесообразно обратить внимание не только на информирование общественности о принимаемых главами регионов решениях, но и на:

• установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями; увеличить степень открытости, качество и количество диалоговых форм общения людей, социальных групп и структур;

• информирование общественности о ходе реализации проектов и, в целом, мониторинг эффективности совместной деятельности;

• анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

• распространение информационных брошюр, отчетов, результатов социологических исследований и пр.;

• организацию приема заявок и предложений проектов трансграничного сотрудничества на сайте МКС от коммерческих структур и общественных объединений;

• непосредственный контакт с целевой аудиторией во время проведения круглых столов, брифингов, пресс-конференций, публичных официальных мероприятий по «запуску» проектов;

• использование форума и других форм вовлечения общественности в информационное поле МКС;

• смену стратегии с презентационной на конвенциональную, и в связи с этим трансформацию роли коммуникатора из информатора к модератору.

Для долгосрочного, стратегического эффекта

Действия Обратная связь

Создание системы коммуникаций, учитывающей все формы диалога и сотрудничества с организациями и гражданскими объединениями Каждый из вовлеченных институтов гражданского общества обеспечивает обмен информацией, налаживает контакт с органами управления трансграничного союза

Организация системы формирования общественного мнения в поддержку инициатив и программ трансграничного сотрудничества Содействие опросам общественного мнения, поддержка позитива и конструктивная оппозиция при наличии повода

Для среднесрочного, накопительного эффекта

Действия Обратная связь

Мониторинг условий социально-экономического положения населения регионов союза и создание на его основе среднесрочных программ развития Соучастие представителей общественности в формировании общих позиций по проблематике и корректировке программ

Заключение партнерских соглашений с общественными ассоциациями по всему спектру направлений союзного сотрудничества Взаимообмен обязательствами и их реализация

Для краткосрочного, точечного эффекта

Действия Обратная связь

Формирование общественного мнения по поводу реализуемых проектов и программ Оперативный отклик в СМИ (включая электронные коммуникации), массовые обсуждения, диалог с органами управления трансграничного союза. Личные и коллективные реакции по каналам коммуникации

Организация социальной рекламы адресного назначения Возможны встречные предложения и формы участия

В этом случае общественно-информационные связи предстанут, во-первых, как система производства и передачи информации, олицетворяющая производительную силу коммуникаций, а во-вторых, они станут не только выполнять роль информационного моста, но и обозначат процесс регулирования отношений между властью, обществом, бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.