Научная статья на тему 'Интеграционные процессы на территории Большого Алтая'

Интеграционные процессы на территории Большого Алтая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОН БОЛЬШОГО АЛТАЯ / ЗОНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ "НАШ ОБЩИЙ ДОМ АЛТАЙ"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коршунов Л. А., Никонов Н. М.

Вопросы глобализации и интеграционные процессы в мировой экономике постоянно находятся в сфере внимания международных аналитиков и экспертов. Менее исследованным явлением является межгосударственная интеграция на уровне конкретных территорий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что интеграция наиболее эффективна для территорий, имеющих общие границы т. е. для приграничных территорий сопредельных государств. «Большой Алтай» это один из первых и достаточно известных проектов по приграничному транснациональному сотрудничеству. За последние 17 лет участниками проекта накоплен значительный опыт алтайской транснациональной интеграции в вопросах взаимодействия местных законодательных органов, развития экономики и транспортно-логистических связей, в природоохранной деятельности, в области развития научно-образовательного сотрудничества и культурных обменов. Всеобщую поддержку находят усилия по формированию регионального интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы на территории Большого Алтая»

ЭКОНОМИКА

УДК 339.924

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ

БОЛЬШОГО АЛТАЯ

Л. А. Коршунов, Н. М. Никонов ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», (г. Барнаул, Россия) prezident.altstu@mail .altstu.ru, nikonov@mail. altstu.ru

С точки зрения геополитики территория Алтайских гор является стратегическим регионом евроазиатского континента, данный регион является политическим центром Евразии, её сердцем. Доминирование на этой территории позволяет любой стране мира эффективно защищать свои стратегические национальные интересы и активно влиять на другие страны в выгодном для себя ключе. Алтай является уникальным местом и для Российской Федерации. В этом регионе сходятся границы четырех государств (Российская Федерация, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика и Монголия). Геополитическая стабильность и прозрачность международных отношений в данном регионе полностью отвечает интересам национальной безопасности международного сообщества, а проживающие здесь народы кровно заинтересованы в эффективном и рачительном использовании природных и культурных богатств в интересах всего населения трансграничного региона.

Глобализация и интеграционные процессы в мировой экономике не обошли стороной и регион Алтайских гор. Согласно [1] глобализацию можно определить как общемировой структурный процесс, ведущий к поэтапному преобразованию мирового пространства в единую зону, где свободно циркулируют потоки капиталов, товаров, услуг, идей. Там же понятие интеграции переносится на процесс, в результате которого создаётся новое целое, представляющее собой нечто большее, нежели сумма составляющих его частей. Ключевым моментом для развития интеграции (в значительной степени для субъекта внутригосударственной структуры) является создание собственной системы институтов. Межгосударственная интеграция на уровне конкретных территорий - менее исследованное явление. Некоторые авторы считают «достаточным признаком» интеграции выраженную участниками волю к многостороннему сотрудничеству для решения общих проблем, подтверждаемую регулярностью встреч для решения вопросов, выходящих за

рамки обычного международного общения [2]. Björn Hettne [3] предлагает расширить перечень «достаточных признаков» интеграционного объединения, добавив

— высокий уровень сотрудничества в культурной, политической, экономической и, в меньшей степени, военной областях;

— наличие эффективных институтов принятия решений;

— наличие институтов, занимающихся обеспечением региональной безопасности;

— частичное и выборочное применение наднациональных методов принятия решений;

— способность регионального объединения выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, обладающего легитимностью в глазах других актеров мировой политики.

Глобализация зачастую стимулирует и децентрализацию, в ходе которой региональные и локальные общности укрепляются в соответствующих национальных или транснациональных контекстах. «Глобализация разобщает не меньше, чем объединяет, она разобщает, объединяя» [4]. Локальное и глобальное в ней отнюдь не исключают друг друга: с одной стороны, локальное можно рассматривать как аспект глобального, с другой — глобальное трансформируется при укоренении в конкретном регионе или местности. При этом основным фактором, способствующие экономической и политической интеграции, выступает фактор пространственной близости интегрирующихся территориальных сообществ. Иными словами, интеграция эффективна только для территорий, имеющих общие границы — для приграничных территорий сопредельных государств. Всеобщую поддержку находят усилия по формированию регионального интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала, по формированию общества, основанного на знаниях, способного предоставить гражданам региона необходимую информацию для противостояния природным и техногенным вызовам третьего тысячелетия с одновременным пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социо-культурному пространству.

За последние 17 лет накоплен значительный опыт алтайской транснациональной интеграции в вопросах взаимодействия местных законодательных органов, развития экономики и транспортно-логистических связей, в координации работы пограничных и таможенных органов, в природоохранной деятельности, в области научно-образовательного сотрудничества и культурных обменов. Вопросы приграничного сотрудничества постоянно находятся в поле зрения государственных и административных органов сопредельных территорий. «Большой Алтай» - это один из первых проектов по приграничному транснациональному сотрудничеству. Сначала региональные инициативы в этой сфере не выходили

за рамки отдельных экологических проектов, но с лета 2000 года переговоры (как по линии региональных администраций, так и по неправительственным каналам) вышли на качественно иной уровень. Их участники поставили вопрос о полномасштабной трансграничной интеграции по типу «еврорегионов», о создании трансграничного «Алтайского горного региона», «Большого Алтая» (российские термины), иначе - «Восточно - Центрально-Азиатской экономической зоны» (китайский термин). С российской стороны в них вовлечены Алтайский край и Республика Алтай, с казахстанской - Восточно-Казахстанская область, с монгольской — первоначально Баруун, затем Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки, с китайской - сначала Алтайский округ, а позже другие районы Синьцзян-Уйгурского автономного региона (СУАР) [5].

Последовательный ряд международных конференций позволили официально закрепить региональные инициативы. В сентябре 1998 года на конференции по устойчивому развитию региона, которая состоялась в столице СУАР г. Урумчи, по инициативе правительства Республики Алтай от имени ее природоохранных ведомств, а также Восточно-Казахстанской области, СУАР и Баян-Ульгийского аймака была провозглашена так называемая «Алтайская декларация». Она призывала заинтересованные стороны объединить и скоординировать усилия для защиты природного комплекса Алтайских гор и создать трансграничную сеть заповедников, имеющихся в этих регионах. В декларации содержался призыв к правительствам четырех стран принять межгосударственную конвенцию по устойчивому развитию в Алтайском регионе (так называемую «Алтайскую конвенцию»). Летом и осенью 2000 года при поддержке региональных властей состоялся новый цикл конференций по трансграничной интеграции на Алтае, посвященных уже экономическим аспектам проблемы. Так в июле, на встрече в центре Алтайского округа СУАР КНР (г. Алтай) была принята Декларация о развитии международного сотрудничества в Алтайском горном регионе [6], а на конференции, проходившей на озере Ая (Алтайский край) учрежден постоянно действующий «Алтайский горный форум». 1 ноября 2000 года была выдвинута и концепция «Большого Алтая» как трансграничного региона территорий четырех государств. Концепцию одобрили представители местных властей всех стран, когда в Барнауле при содействии администрации Алтайского края состоялась еще одна международная конференция по данной проблеме.

Важное значение имела Международная конференция в г. Белокуриха (Алтайский край) в 2002 году [7]. В работе конференции участвовали руководители законодательных собраний Алтайского края, Республики Алтай (Россия), Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии, ряд ответственных работников правительства Синьцзян-Уйгурского автономного региона КНР и Восточно-Казахстанской области Казахстана, а также ученые и

представители общественных организаций четырех сопредельных территорий. Главным решением конференции стало создание Международного координационного Совета «Наш общий дом - Алтай» (далее МКС), объединяющего государственных деятелей, ученых и представителей общественных организаций сопредельных регионов Большого Алтая, наделенного информационно-консультативными и экспертными функциями.

Китайская сторона также активно выдвигает последовательные инициативы по закреплению своего влияния в регионе. Стратегия глобализации китайской экономики подразумевает её полноценное вхождение в мировой рынок вне зависимости от того, где тот или иной сегмент рынка находится - в Европе или Азии. Теоретическим ее обоснованием стали принципы: «экономика и наука без границ», «взаимодополняемость экономик». Подход к вопросам интеграции также имеет свою специфику. Китай придерживается собственной модели транснациональной интеграции в регионах - интеграции путем поддержки интернационализации, международной взаимодополняемости хозяйственных комплексов приграничных территорий. Кстати, сам термин «взаимодополняемость» был выдвинут также китайской стороной [8]. Если интеграцию рассматривать в двух проекциях - горизонтальной (экономической) и вертикальной (политической), всё внимание китайской стороной уделяется экономическим измерениям.

Необходимо отличать регионализацию от регионализма. Под регионализацией принято понимать процесс перераспределения государственных полномочий в пользу регионов, а также учет региональных интересов и потребностей в политике, экономике, управлении, планировании [9]. Регионализм - это особая стратегия региональных элит и политических партий. Если использовать понятие регионализма как процесса самоструктурирования общества, политической, экономической и социокультурной мобилизации регионов, при китайском подходе регионализм открыт и «направлен вовне», рассчитан на полное вовлечение в процесс глобализации и мировые рынки. Суть концепции «регионализма вовне» заключается в создании региональных интернациональных экономических районов, в которые входили бы, с одной стороны, приграничные провинции и районы КНР, с другой - приграничные районы сопредельных государств. В частности, одним из проектов предполагалось включить в одну из таких зон с центром в г. Урумчи со стороны Китая провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, автономные районы Нинся, Синьцзян, западную часть Внутренней Монголии, а со стороны государств Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. В совокупности перечисленные территории должны были образовать «Большой Запад» [9]. В 1996 году китайская сторона представила концепцию создания экономической зоны в пограничных районах четырёх стран - Китая, Казахстана, России и Монголии. В марте 1998 года руководители управления по науке и технике СУАР КНР посетили Россию,

были проведены консультации по этому вопросу. Китайская сторона представила предложения о сотрудничестве нескольким федеральным министерствам, сибирскому отделению РАН, а также двум субъектам Российской Федерации - Алтайскому краю и Республике Алтай. В этот же период (1998 г.) появился и проект «Межгосударственной зоны ускоренного развития экономики», предложенный сотрудниками Отдела по науке и технике посольства КНР в России. С российской стороны в проекте должны были принять участие Республика Алтай, Алтайский край, со стороны Казахстана -Восточно-Казахстанская область, со стороны Монголии - Баруун аймак (Барун-Урт). Китай был представлен Синьцзян-Уйгурским автономным регионом. Предполагалось создать четырёхстороннюю комиссию для определения механизмов функционирования такой зоны (в частности, создание режима наибольшего благоприятствования в торговле для предприятий данных регионов, снижение таможенных платежей, создание и эффективное функционирование пограничных переходов и т.п.) [10].

Таким образом, Китай надеется в короткие сроки осуществить полномасштабное развитие Синьцзяна. Экономическая программа по интенсивному развитию СУАР имеет стратегическое значение для Пекина. Западные регионы Китая, в частности, Синьцзян, являются естественными коридорами, ведущими на восток на страны Центральной Азии. Одновременно, страны Центральной Азии становятся континентальным транспортным коридором для перемещения китайских товаров в Европу. Подавляющее большинство торговых сделок между странами Центральной Азии и Китаем производится через Синьцзян. В экономическом сотрудничестве между Китаем и Центральной Азией Синьцзян играет важную роль. Правительство КНР огромное внимание уделяет развитию экономики Синьцзяна и это приносит определенные результаты. Основным признаком роста экономики СУАР является увеличение добычи энергоносителей и выработки электроэнергии. Постоянно растут разведанные запасы нефти и газа, а также их добыча. В мае 2005 года было открыто газовое месторождение Махэ с запасами газа 30 млрд. кубометров. Тогда же Китай и Туркменистан подписали соглашение о строительстве газопровода мощностью в 30 млрд. куб. м в год, и этот газ будет использован, скорее всего, для нужд Синьцзяна. Синьцзян в 2005 году производил 1,2 млрд. куб. м газа и 24 млн. тонн нефти в год. В 2006 году совокупный объем производства молока в Синьцзяне составил почти 1,8 млн тонн, по прогнозу, в 2015 году он достигнет 4,5 млн тонн . СУАР - это треть китайских запасов угля, нефтепереработка, машиностроение, крупнейшее в мире производство томатной пасты, выращивание и переработка хлопка, фруктов и овощей, производство удобрений. Это десяток экономических и

1 Материалы http://www.expert.ru/

технико-внедренческих зон, институты, вузы и образовательные заведения, тысячи километров современных автомобильных трасс, огромные планы и интенсивные инвестиции в инфраструктуру. По сравнению с другими провинциями, районами и городами Китая Синьцзян обладает более заметным географическим преимуществом. СУАР граничит с 8 странами, на его территории находятся 29 КПП, в том числе 17 КПП первой степени государственного значения, 12 КПП второй степени. В последние годы ведущие предприятия по производству оборудования, такие как «Shanghai Volkswagen», «SANY», «SHACMAN», «Dongfeng Motor Corporation» и др. постепенно начали перемещаться в Синьцзян для дальнейшего выхода на рынки Центральной и Западной Азии и Европы. По площади СУАР равняется трем Фракциям и насчитывает более 30 компаний, чьи акции вышли на фондовую биржу. В 2013 году рост ВВП СУАР на 11% превысил показатели других провинций Китая.

В последние годы в Синьцзяне активно развивается туристический бизнес. В СУАР накоплен богатый опыт оказания туристических услуг в природных резерватах и заповедниках без нанесения какого-либо вреда окружающей среде, культивируется высокая культура отдыха в сочетании с контролем и жесткими правилами цивилизованного поведения на природе. В настоящее время в Синьцзян-Уйгурском автономном районе сохраняется стабильная социальная ситуация и наблюдается тенденция к ее улучшению. Реформы и открытость, развитие и стабильность Синьцзяна служат росту популярности СУАР, используются руководством КНР для дальнейшего развития своих центральных и восточных регионов. На втором совещании ЦК КПК о работе СУАР было отмечено то, что необходимо осваивать трансграничные туристические маршруты, чтобы сделать СУАР центром туристической индустрии на западе Китая, необходимо налаживать сотрудничество в туристической сфере с соседними странами. За последние годы управление туризма СУАР провело многократные консультации с соседними странами, что заметно укрепило туристическое сотрудничество с Россией, странами Центральной и Западной Азии.

Последние инициативы Китая подтверждают его преемственность ранее принятому курсу. Председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии в сентябре и октябре 2013 года выдвинул предложение по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века (инициатива «Один пояс и один путь»). Сам термин «Шелковый путь» был введен в оборот в конце XIX века немецким путешественником и географом Фердинандом фон Рихтгофеном, который использовал его для обозначения старых торговых путей из Китая в регионы Центральной Азии и Европу. Что же касается концепции «Нового шелкового пути», то она первоначально была предложена Соединенными Штатами, и в ней не было места Китаю. Предыстория этой концепции начинается с ввода

американских войск в Афганистан под предлогом борьбы с международным терроризмом. Однако развитие событий в Афганистане изменило ситуацию, в связи с чем возникла концепция «Нового шелкового пути», предполагающая уже сотрудничество с Китаем и Россией, но оставляющая неизменными цели — привязать Центральную Азию к югу континента. Проект, представленный председателем КНР, в целом, соответствовал древним торговым путям в Европу через Центральную Азию, Ближний Восток и Турцию. Отличием от древнего варианта стало добавление нового транзитного пути - через Россию, что, впрочем, вполне объяснимо не только геополитическими соображениями, но и стремлением обеспечить безопасность маршрута в связи с угрозами нестабильности на Ближнем Востоке.

Если сравнивать два конкурирующих проекта: Транссибирскую магистраль в России и Новый Шелковый путь / Экономический пояс Шелкового пути в Китае, то нельзя не заметить заметной разницы в подходах к ним. Китай делает ставку на индустриально-экономическое развитие Синьцзяна, тогда как Россия уповает почти исключительно на транзитный потенциал и добычу полезных ископаемых. Самая западная часть СУАР выступает в качестве форпоста Китая, ориентированного на Центральную Азию и Европу. СУАР находится в транспортном узле Экономической зоны Шелкового пути и является базой и окном научно-технического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии. В рамках стратегической концепции совместного создания «Экономической зоны Шелкового пути», Китай открыл в СУАР Центр научно-технического сотрудничества Китай - Центральная Азия. Пекин намерен в ближайшие годы резко повысить объем товарооборота со странами вдоль нового Шелкового пути, сделав СУАР международным торговым узлом, по аналогии с другими районами Китая, выделяя огромные средства на развитие СУАР.

Экономический пояс Шелкового пути по праву считается грандиозным геополитическим и культурно-гуманитарным проектом. Китай является ведущим инвестором проекта. При этом правительство не скрывает существующие сложности в реализации проекта: отмечается, что состояние транспортной инфраструктуры в Синьцзяне не отвечает нуждам реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути. Определенные проблемы создает неоптимальная структура экономики, низкий уровень образования, плохо развитая инфраструктура медицинских организаций, разрыв в экономическом развитии между северным и южным районами Синьцзяна, а также нехватка кадров и их отток. Проблемные вопросы призвана решить уникальная программа взаимодействия, построенная на концепции «пяти коммуникаций»: политические коммуникации, транспортные соединения, торговые коммуникации, денежное обращение, а также отношения, связывающие людей друг с другом. В Синьцзяне разрабатывается план

действий в рамках стратегий «пояса и пути». Так, в автономном районе планируется создать «три коридора» в сферах транспорта, энергетики и связи, «три базы», связанные с производством, переработкой и хранением нефти и газа, развитием угольной промышленности, развитием ветроэнергетики и фотовольтажа. Регион также планирует создать «пять центров»: транспорта, торговли, культуры, финансов и здравоохранения. При этом Китай не берет на себя главенствующие позиции, а воспринимает всех участников проекта как равных партнеров. Все решения принимаются совместно лишь после переговоров и совещаний, учитывая интересы сторон, перед свершившимся фактом участников не ставят, каждый этап программы обсуждается до мелочей. «Нам есть, чему поучиться друг у друга, мы обмениваемся передовым опытом, вместе идем к поставленным целям и укрепляем традиции добрососедства».

В 2016 году в СУАР запущена работа по созданию «экономического пояса Шелкового пути» в сети Интернет с помощью мультиязычного мобильного клиента Watching («СМИ без границ»), призванного развивать информационную взаимосвязь между странами вдоль «пояса». Мультиязычный мобильный клиент появился в Пакистане и планируется в других странах вдоль «пояса» Мобильный клиент Watching был создан совместными усилиями синьцзянской медиакомпанией «Тяньшаньнет»1, корпорацией «Алибаба» и медиагруппой SEEС («Цайсюнь»).

В перспективах экономического сотрудничества между Россией и Китаем особого внимания с точки зрения развития региона Большого Алтая заслуживает проект строительства газопровода «Алтай». По мнению экспертов, строительство данного газопровода крайне выгодно для России. Реализация проекта «Алтай» будет способствовать росту благосостояния населения малоосвоенных регионов России. Возможность строительства прямого транспортного коридора из России в Китай по территории Республики Алтай, которая граничит на юге с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая обсуждается уже на протяжении ряда лет. Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 км. Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас или Бетсу-Канас. Противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой «зоной покоя». Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию «алтайской принцессы». Произошедшее в последние годы резкое падение стоимости углеводородного сырья явилось ещё одной причиной задержки с реализацией проекта.

25 марта 2015 года в г. Москва (Российская Федерация) состоялось подписание 10-летнего контракта по реализации международного инвестиционного проекта «Евразийский экономический пояс Великого

1 URL: http://russian.ts.cn/xinjiang/content/2016-02/07/content_12002722.htm (accessed February, 11, 2016)

Шелкового Пути» на период до 2025 года между консорциумом Группа Компаний «СНЕМ1СО», Международным Конгрессом промышленников и предпринимателей (МКПП) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Важность реализации китайского проекта организации трансграничного коридора Западная Европа - Западный Китай, который пройдёт по территории России и Казахстана, была подчеркнута на VII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств (г. Усть-Каменогорск, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, 6 сентября 2010 год1. Там же была отмечена необходимость межправительственного взаимодействия в сферах водоохраны, энергоэффективности, технического регулирования и защиты от техногенных катастроф на вовлекаемых территориях. Было отмечено, что совершенствование экономических связей невозможно без совершенствования транспортно-логистических систем.

Транснациональное экономическое сотрудничество между Казахстаном и Синьцзяном прошло три этапа: этап торговли, этап экономического сотрудничества и этап региональной интеграции. Сотрудничество со странами Центральной Азии, особенно с Казахстаном, имеет для Китая большое значение. Одной из причин является желание диверсификации импорта энергоресурсов. В 1997 году Китай и Казахстан подписали соглашение о сооружении нефтепровода общей протяженностью более 3 тыс. км от г. Алашанькоу на китайской территории до побережья Каспийского моря в Казахстане. Общая длина этого участка - 1300 км, строительство планировалось завершить в 2005 году [12]. Первоначальные расчеты показали, что затраты на строительство не окупятся объемами перекачиваемой нефти и проект был отложен. Однако по взаимной договоренности строительство было возобновлено и завершилось, как и намечалось, в 2005 году. После этого началось сооружение третьей, завершающей очереди от Атасу до Кенкияка, завершенной в 2006 году. По этому нефтепроводу уже на первом этапе ежегодно перекачивается 10 млн. т нефти. В дальнейшем этот показатель будет увеличен до 20 млн. т и более. На сегодняшний день для отстающего от прибрежных провинций КНР Синьцзяна Казахстан и страны Центральной Азии в целом становятся основным вектором внешнеэкономической активности. Интенсификация торгово-экономических отношений Казахстана с Синьцзяном постепенно приводит к усилению зависимости казахстанской экономики от китайской, тогда как для китайской стороны в целом развитие торговых связей с Казахстаном не является приоритетным. Существенную роль в развитии торгово-экономических отношений с Казахстаном играет СУАР, на долю которого приходится более 75% товарооборота. Высокий уровень казахстанского экспорта в Китай поддерживается, в основном, за счет вывоза

1URL: http://www.altairegion22.ru/region news/Delovye-Krugi-Altaiskogo-Kraya-I-Kazahstana-Obedinyaet-Dolgovremennoe-I-Effektivnoe-Sotrudnichestvo.html (accessed December, 23, 2015)

стратегических сырьевых ресурсов. Правильно понимая положение дел руководители Казахстана стараются улучшить сложившееся соотношение. В ноябре 2015 года делегация из Восточного Казахстана во главе с акимом Восточно-Казахстанской области (ВКО) Даниалом Ахметовым побывала с рабочим визитом в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе КНР. На встречах сторонами было подписано несколько важных документов, в числе которых соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной сферах и меморандумы об инвестициях на сумму в 1,7 миллиарда долларов США. Предполагается, что инвестиции пойдут на развитие животноводческого кластера в ВКО, переработку сельскохозяйственных культур и реализацию проектов в строительной отрасли1.

В апреле 2015 года Китай предложил России создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Он будет проходить через весь евразийский континент и станет воплощением китайской идеи построения пояса Шелкового пути, заявили в МИД КНР. Также «пояс» должен стать «новой платформой для развития трех стран». Построение экономического коридора означает соединение китайской идеи экономического пояса Шелкового пути, монгольской идеи "степного пути" с российскими предложениями о трансевразийском коридоре. Идею создания экономического коридора подал глава китайского министерства Ван И во время встречи с министром иностранных дел Монголии Лундэнгийном Пурэвсурэном.

По инициативе Китая организован и функционирует Форум сотрудничества и развития городов экономического пояса Шелкового пути (III форум состоялся 23 - 25 июля 2015 г. в Урумчи). Свое участие в мероприятии подтвердили 55 городов, относящихся к 17 странам мира, в том числе Китаю, Афганистану, Великобритании, Германии, России и другим.

Идея Нового Шелкового пути (Экономического пояса Шелкового пути) является базой, обеспечившей уникальную возможность объединения интересов БРИКС, ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. Первый шаг был сделан восьмого мая 2015 года в Москве, когда во время встречи президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина было подписано более трех десятков двусторонних договоров и соглашений, в том числе совместное заявление о сотрудничестве по ЕАЭС и проекту «Шелковый путь» . Идея получила дальнейшее развитие в ходе заседания Совета глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества

1 URL: http://altaynews.kz/20215-east-kazakhstan-xiniiang-business-agreement.html(accessed December, 23, 2015)

2URL: http://gpolitika.com/russia/briks-shos-i-novyj-shelkovyj-mirovoi-poryadok.html (accessed )ecember, 23, 2015)

(ШОС) 14 декабря 2015 года, когда премьер госсовета КНР Ли Кэцян выступил с предложением о создания Зоны свободной торговли ШОС. Цель идеи -перейти к свободному перемещению товаров, капиталов, услуг и технологий между странами-участницами ШОС к 2020 году. Сама идея создания Зоны торговли ШОС не нова, хотя и прозвучала, как новаторская. Еще в 2003 году с такой инициативой выступал тогдашний премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Нынешняя программа создания Зоны свободной торговли ШОС рассчитана на период до 2020 года и включает в себя несколько направлений сотрудничества, а основным концептуальным принципом создания Зоны, является интеграция стран Центральной Азии в программы «Нового Шелкового пути Китая» и вывод их на более высокий уровень экономического развития.

Таким образом, в развитии интеграционных процессов на территории Большого Алтая заинтересованы все сопредельные государства. Китайская сторона последовательно выдерживает государственный приоритет экономического сотрудничества в движении на запад, «Шелковый путь» был частью китайской истории, начиная с династий величайших китайских империй Хань и Тан. Видение нового Шелкового пути связано с желанием экспортировать больше. Китай теперь хочет строить дороги и трубопроводы, необходимые для облегчения доступа к ресурсам, необходимым для продолжения его развития. Торговля между Китаем и пятью центрально-азиатскими государствами (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) резко возросло с 2000 года, достигнув по данным Международного валютного фонда $ 50 млрд. в 2013 году. Пути развития трансграничных связей активно ищут региональные власти в России, Казахстане и Монголии. Активизация административных, научно-образовательных и социально-культурных связей приграничных территорий лежит в русле основных принципов реализации международной политики соответствующих государств.

Позитивный опыт Алтайского края по транснациональному взаимодействию приграничных территорий в рамках деятельности МКС «Наш общий дом - Алтай» был отмечен Министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым на XXVI заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России (Москва, 28 октября 2015 года)1. Анализируя проект МКС с точки зрения реализации типовых признаков устойчивости интеграционной структуры [3, 13, 14], можно констатировать, что на данный момент достигнут только высокий уровень сотрудничества в

1 URL: http://www.mid.ru/press service/minister speeches/-/asset publisher/7OvQR5KJWVmR /content/id/1904820 (accessed December, 29, 2015)

культурной, политической, экономической сферах и создается инфраструктура сотрудничества. Активно реализуются некоторые проекты сотрудничества, среди которых можно отметить следующие.

Трансграничный туристический маршрут "Алтай - Золотые Горы". Этот уникальный маршрут проходит вокруг Алтайских гор по территории по территории Алтайского края, Республики Алтай, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая и Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, имеет протяженность порядка четырех тысяч километров. Маршрут обошли две международные экспедиции - в 2007 и в 2012 годах. В настоящее время совместно с российскими и зарубежными туроператорами, другими заинтересованными сторонами отрабатываются вопросы дальнейшего развития данного маршрута.

Международный туристско-спортивный фестиваль «Большой Алтай». Фестиваль стартовал в 2013 году в Монголии и получил активную поддержку со стороны Губернатора Алтайского края А. Карлина, Губернатора Ховдского аймака Г. Нямдаваа. С 6 по 14 августа 2015 года фестиваль был организован второй раз в Китайской Народной Республике на территории округа Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района. В 2017 году эстафету примет Казахстан, а в России он пройдет в 2019 году в Алтайском крае. Международная летняя школа студентов Алтайского региона. Проект является

заседание Совет ректоров вузов прошло в рамках работы X-го заседания «Grand Altai Research & Education», issue 1, 2016, page 12 of 127

[16] 27 июля 2011 года. Решением №5 IX-го заседания Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» (МКС) от 31 августа 2010 года была поддержана инициатива Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова по созданию международного межрегионального объединения «Совет ректоров высших учебных заведений Большого Алтая» (СРВБА). В настоящее время в Совет входят 20 вузов из 6 субъектов территориального деления 4 государств Большого Алтая. Объединение вошло в инфраструктуру МКС. Как и в МКС происходит ротация председателей СРВБА, оперативное управление Советом осуществляет секретариат (http : //rectors .altstu.ru/ru/contacts/), зарегистрировано периодическое сетевое издание (http : //rectors .altstu.ru/ru/perio dical/) «Grand Altai Research & Education».

Опыт приграничного сотрудничества как формы регионализации дает возможность

• отрабатывать собственные, нестандартные модели регионального взаимодействия государственных органов, учреждений науки и образования, неправительственных организаций для достижения оптимальных результатов в экономическом благосостоянии населения региона и в вопросах социальной справедливости;

• гибко и объективно учитывать интересы всех государств, вступающих во взаимодействие;

• принимать во внимание своеобразие природно-климатических условий общего региона, обеспечивать экологическую безопасность населения;

• опираться на исторически сложившиеся в регионе традиции международного сотрудничества и национально-культурную специфику;

• полученный позитивный опыт может быть использован в других подобных регионах.

Наличие институциональных структур транснациональной интеграции позволит им выступать в качестве консолидированного субъекта международного общения, обладающего определенной лигитимностью, способных самостоятельно находить источники для финансирования своей деятельности.

Литература

1. Бусыгина И.М., Захаров А. А. Общественно-политический лексикон / Институт международных исследований - М.: МГИМО - Университет, 2009. -276 с.

2. Mark Beeson, Alex J. Bellamy. Securing Southeast Asia: the politics of security sector reform. Routledge security in Asia Pacific series (Том 6 ). Routledge, 2007, p.218.

3. Björn Hettne. Globalism and the New Regionalism (co-ed, Macmillan, 1999, pp. 3-24.

4. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004.— 188 с.

5. Барабанов О. Большой Алтай: проект трансграничного регионального сотрудничества на стыке Центральной Азии и Сибири // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 5 (23). - С. 78 - 85.

6. Декларация о развитии международного сотрудничества в Алтайском горном регионе // Сибирь в структуре трансазиатских связей: проблемы приграничной торговли и межрегионального взаимодействия. Барнаул: Администрация Алтайского края. 2000. С. 259—261.

7. «Наш Общий дом Алтай». Материалы Международной конференции по вопросам межгосударственной правовой интеграции в решении социально-ориентированных, эколого-экономических и образовательных проблем сопредельных территорий Алтайского региона (Казахстан, Китай, Монголия, Россия) 3-6 сентября 2002 г», Белокуриха. Барнаул, 2003.

8. Трейвиш А.И., Артоболевский С.С. Введение: что такое регионализация и надо ли с ней бороться //Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. Под ред. Трейвиша А.И., Артоболевского С.С. М.: УРСС, 2001. с. 3 - 9.

9. Загорский А.Г. АТР: границы и понятия // Мировая экономика и международные отношения. - № 6. - 2001. - С. 123.

10. Международные экономические отношения. Интеграция: Уч. пос. для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М., 2007. - С. 177.

11. Лысенко Ю. Новый шаг в развитии межрегиональных связей Сибири и Китая // Официальный сайт Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение». - Режим доступа: http://www.sbras.ru/HBC/1998/n13/f12.html.

12. Казахстан - Китай: новый импульс стратегическому партнерству // Казахстанская правда. - 2003. - 4 июня. - С. 1.

13. Хомутов О.И. Углубление трансграничного сотрудничества в регионе Большого Алтая путем организации инфраструктуры по развитию вузовских международных связей /Хомутов О.И., Никонов Н.М. Трансграничное сотрудничество стран Алтайского региона: состояние и перспективы: Мат-лы междун. научно-практ. конференции. 16-19 августа 2004 г. /ВКГТУ - Усть-Каменогорск, Изд-во ВКГТУ, 2004. С. 45-47.

14. Иванов А.В., Ротанова И.Н. Международный координационный совет «Наш общий дом - Алтай»: сотрудничество сопредельных территорий России, Казахстана, Монголии и Китая // Ползуновский альманах, 2011 - № 3. С. 61-65.

15. Ротанова И.Н., Иванов А.В. Международная летняя студенческая школа «Наш общий дом - Алтай» - центр межнационального молодежного общения в Алтайском регионе // Наш общий дом - Алтай. Международное партнерство:

наука, экономика, образование, культура, туризм. // Материалы Междунар. науч.- практ. конф., 3 июня 2008 г. - Усть-Каменогорск: ВКРУ, 2008. - с. 161163.

16. Ротанова И. Н., Иванов А. В. Межгосударственное сотрудничество в Алтайском регионе - 10 лет деятельности Международного координационного совета «Наш общий дом Алтай» // Охрана окружающей среды и природных ресурсов стран Большого Алтая: Материалы Междунар. научно-практ. конф. (Барнаул - Горно-Алтайск, 23-26 сентября 2013 г.) / Отв. ред. Г. Я. Барышников. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - с. 211-214.

References

1. Busygina I. M., Zakharov A. A. (2009) Obshchestvenno-politicheskiy leksikon [Socio-political lexicon]. Institute of International Studies, Moscow: MGIMO, Universitet, 276 p.

2. Mark Beeson, Alex J. Bellamy. (2007) Securing Southeast Asia: the politics of security sector reform. Rout ledge security in Asia Pacific, vol. 6, Rout ledge, 218 p.

3. Björn Hettne. (1999) Globalism and the New Regionalism. Macmillan, pp. 324.

4. Bauman Z. (2004) Globalization: The Human Consequences. Moscow, publisher "Ves mir", 188 p. (in Russian)

5. Barabanov O. (2002) Bolshoy Altay: proekt transgranichnogo regionalnogo sotrudnichestva na styke Tsentralnoy Azii i Sibiri [Grand Altai project of cross-border regional cooperation at the crossroads of Central Asia and Siberia]. Tsentralnaya Aziay I Kavkaz, no. 5 (23), pp. 78 - 85.

6. Deklaratsiya o razvitii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v Altayskom gornom regione [Declaration on the development of international cooperation in the Altai mountain region] (2000). Sibir v structure transaziatskich svyazey: problemy prigranichnoy torgovli I mezhregionalnogo vzaimodeystviya, Barnaul, Altai krai Administration, pp. 259—261.

7. «Nash Obshchiy Dom, Altay» ["Our Common Home, Altai"] (2003). Proceedings of the international conference po voprosam mezhgosudarstvennoy pravovoy integratsii v reshenii sotsialno-orientirovannych, ekologo-orientirovannych i obrazovatelnych problem copredelnych territoriy Altayskogo regiona (Kazakhstan, Kitay, Mongoliya, Rossiya), September 3-6, 2002, Belokurikha, Barnaul.

8. Treyvish A. I., Artobolevskiy S.S. (2001) Vvedenie: chto takoe regionolizatsiya i nado li s ney borotsya [Introduction: what is regionalization and whether it is necessary to struggle with it]. Regionolizatsiya v razvitii Rossii: geograficheskie protsessy i problem (eds. A. I. Treyvish, S. S. Artobolevskiy), Moscow, URSS, pp. 3 - 9.

9. Zagorskiy A. G. (2001) ATR: granitsy i ponyatiya [Asian-Pacific area: the boundaries and concepts]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, no. 6, 123 p.

10. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Integratsiya [International economic relations. Integration] (2007). Manual for graduate students (eds. Yu. A. Shcherbanin, K. L. Rozhkov, V. E. Rybalkin, G. Fisher)? Moscow, 177 p.

11. Lysenko Yu. (1998) Novyy shag v razvitii mezhregionalnyxh svyazey Sibiri i Kitaya [A new step in the development of interregional relations for Siberia and China]. Available at "Sibirskoe soglashenie" official site http://www.sbras.ru/HBC/1998/n13/f12.html (accessed 19 May 2016).

12. Kazakhstan - Kitay: novyy impuls strategicheskomu partnerstvu [Kazakhstan -China: a new impetus to the strategic partnership] (2003). Kazakhstanskaya pravda, 4 June, p. 1.

13. Khomutov O. I. (2004) Uglublenie transgranichnogo sotrudnichestva v regione Bolshogo Altaya putem organizatsii infrastruktury po pazvitiyu vuzovsktch mezhdunarodnych svyazey [Grand Altai region cross-border cooperation extension through the organization of infrastructure for the development of HEI's international relations] (eds. O. I. Khomutov, N. M. Nikonov transgranichnoe sotrudnichestvo stran Altayskogo regiona: sostoyanie i perspektivy. Proceedings of the international research and practice conference, 16-19 Augest, EKSTU, Oskemen, EKSTU publisher, pp. 45-47.

14. Ivanov A. V., Rotanova I. N. (2011) Mezhdunarodnyy koordinatsionnyy sovet "Nash obshchiy dom, Altay": sotrudnichestvo sopredelnych territoriy Rossii, Kazakhstana, Mongolii i Kitaya [International Coordination Council "Our Common Home, Altai": cooperation of cross-border region territories of Russia, Kazakhstan, Mongolia and China]. "Polzunovsky Almanac", no. 3, pp. 61-65.

15. Rotanova I. N., Ivanov A. V. (2008) Mezhdunarodnaya letnyaya studencheskaya shkola "Nash obshchiy dom, Altay" - tsentr mezhnatsionalnogo molodyezhnogo obshcheniya v Altayskom regione [International Summer Student School "Our Common Home, Altai" is the center of international youth dialogue in the Altai region]. Nash obshchiy dom, Altay. Mezhdunarodnoe partnerstvo: nauka, ekonomika, obrazovanie, kultura, turizm. Proceedings of the international research and practice conference, 3 June, EKSU, pp. 161-163.

16. Rotanova I. N., Ivanov A. V. (2013) Mezhgosudarstvennoe sotrudnichestvo v Altayskom regione, 10 let deyatelnosti Mezhdunarodnogo koordinatsionnogo soveta "Nash obshchiy dom, Altay" [Interstate cooperation in the Altai region: 10-th anniversary of the International Coordination Council "Our Common Home, Altai"]. Okhrana okruzhayushchey sredy i prirodnych resursov stran Bolshogo Altaya. Proceedings of the international research and practice conference, Barnaul - Gorno-Altaysk, 23-26 September (ed. G. Ya. Baryshnikov), Barnaul, AltSU publisher, pp. 211-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.