Научная статья на тему 'Имидж региона: Альпийский и алтайский опыт'

Имидж региона: Альпийский и алтайский опыт Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж региона: Альпийский и алтайский опыт»

Е.В. Макарова

Алтайский государственный университет, г. Барнаул Имидж региона: альпийский и алтайский опыт

Несмотря на рост административной централизации России в последнее десятилетие региональная политика государства становится ориентированной на относительно самостоятельное развитие краев и областей как участников социальных и экономических процессов. По мнению российского политолога М.В. Яковлева «в современном российском политическом пространстве регион представляет собой политико -территориальную организацию, которая стремится самостоятельно управлять ресурсами и взаимодействовать с международными и/или иностранными акторами без посреднического участия федерального центра. Однако федеральные власти склонны рассматривать регионы как подчиненный уровень управления. В этом противостоянии заключается одна из основополагающих специфик регионализма» [1, с.11].

Существенными в развитии регионов признаны следующие такие факторы, как информатизация общества, активизация региональных элит, расширение взаимодействия регионов с международными и/или иностранными акторами, различия в статусах и объемах полномочий между субъектами (республики, края, области, автономные области); существенная дифференциация регионов по уровню экономического развития, социокультурное, политико-культурное разнообразие регионов, нарастание конкуренции региональных и федеральных элит по поводу ресурсов региона.

В связи с необходимостью привлечения внимания федерального центра и зарубежных инвесторов центральной категорией позиционирования территориально-административных образований стал «имидж региона», формируемый для обеспечения эффективного продвижения региона и

увеличения его положительной известности и популярности среди стратегических целевых групп.

В этом смысле в фокусе внимания разработчиков имиджевой стратегии регионов находятся как минимум две задачи - политический имидж региона [1-7 и другие] и развитие региональной экономики в контексте повышения инвестиционной привлекательности территории [8]. Особое внимание с позиции целостности государства начинает уделяться формированию имиджа окраинных территорий - ряда субъектов Федерации - как политически стабильных (Хабаровский край, Сахалинская область и др.). Значимое место в этом списке занимает Алтайский край - территория с невысоким уровнем социально-экономического развития, существенно зависимая от федерального бюджета, обладающая достаточными ресурсами для устойчивого развития и занимающая геополитически важное приграничное расположение. В свете политических кампаний последнего десятилетия Алтайский край остается стабильно слабо поддерживающим политику федерального центра. Как ни парадоксально, не последнюю роль в этом сыграла существенная социально-экономическая несамостоятельность этого субъекта Федерации.

Современные теоретики «имиджа региона» представляют пеструю палитру подходов к этому феномену. Например, Н.Ю. Замятина изучает региональные образы в аспекте когнитивно -географических контекстов [9]. А.Е. Кирюнин рассматривает имидж региона как интериоразацию культуры конкретной территории, уделяя особое внимание психолого-культурологическому аспекту [10]. И.А. Шабалин и Яковлев М.В. акцентируют политическую специфику имиджа региона [1; 11]. Синтетического подхода, учитывающего все указанные аспекты, а также включающего маркетинговую составляющую развития региона и конструирования его имиджа в научных трудах не представлено. Время от времени появляются попытки практической разработки программ позиционирования территорий, полной реализации которых пока не

отмечено, а следовательно, и оценить их эффективность пока не представляется возможным.

Не праздным вопросом в контексте позиционирования территорий является определение того, что такое «регион». Приравнивание этого понятия к территориально-административной единице деления государства существенно ограничивает ресурсные, инвестиционные и прочие возможности при имиджировании территории. С нашей точки зрения регион в этих целях должен рассматриваться шире - как территориальная целостность, обладающая природно-географическим, ресурсным, демографическим, культурно-историческим, социально-экономическим единством. Так, например, когда мы говорим о сложившемся на сегодня образе Алтая, мы не разделяем эту горную территорию границами субъектов Федерации и государств. Не случайно в речи российских чиновников происходит смешение географического и административного понимания «Алтая».

Программы по развитию приграничных территорий и созданию их имиджа по-прежнему строятся на узкой, экономически и геополитически уязвимой трактовке региона. Однако можно отметить прогресс в этом направлении - проект «Алтай 2020» и разрабатываемая сейчас Программа социально-экономического развития Алтайского края делают ставку и на высокотехнологичное и экологически чистое сельское хозяйство, рекреационную зону, наукоемкие технологии, машиностроение, и на сотрудничество приграничных территорий - Алтайского края и Республики Алтай России, Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Восточно-Казахстанской области, что позволяет учитывать следующие важнейшие факторы и направления формирования успешного имиджа Алтая.

1. Географические особенности. Единый уникальный природный ландшафт - основа туристической составляющей региона, а также важнейшее условие развития инноваций в промышленном

природопользовании. На территории Большого Алтая расположены многочисленные хранилища пресной воды и истоки великих рек мира. Здесь находятся уникальные леса, степи с обилием редких животных и растений. Все это создает благоприятную почву для развития экологического туризма -одного из самых перспективных направлений отрасли во всем мире. Некоторые горные массивы, целые природные зоны Алтая являются объектами всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Красоты Колывани, Катунского (в республике Алтай), Катон-Карагайского национального парка (Казахстан), парк Тавын-Богд (Западная Монголия) и рекреационная зона Канас (Китай) при объединении их в единое природоохранное и туристическое пространство с собственной инфраструктурой позволят в десятки раз увеличить потоки иностранных туристов в регион. А к этой сети объектов можно присоединить менее известные, но имеющие не меньший рекреационный потенциал территории, развитие которых по отдельности, по расчетам инвесторов, было бы просто нерентабельно.

В парадигме «центр - провинция - захолустье» регион перейдет из последней категории в первую - станет центром евразийского экономического, политического и культурного сотрудничества.

2. Отношения с федеральным центром. Ориентация на интеграцию в единое российское пространство не будет противоречить интересам самостоятельного развития региона. Сильное экономическое образование на границе четырех развивающихся государств позволит регулировать миграционные потоки, создавать рабочие места - станет залогом стабильности демографической и геополитической ситуации здесь, а значит, и территориальной целостности России.

3. Политическое и общественное устройство, ситуация в социальной сфере. Становление и развитие совместных международных предприятий в сфере пищевой, текстильной промышленности, машиностроения и т. п., улучшение социально-экономической обстановки, а также реальная возможность влияния на эти процессы через становление

институтов гражданского общества в регионе (а не многолетнее и порой безрезультатное ожидание реакции федерального центра) улучшат и ситуацию с соблюдением прав человека. Очевидно, что это позитивно скажется на международном имидже региона, что в свою очередь активизирует его межгосударственные экономические и культурные связи.

4. Состояние экономики. В результате подобного позиционирования региона, увеличения инвестиционных потоков Алтай сможет перейти из разряда дотационных регионов в самостоятельные. Тем более, если ставку делать на устойчивое развитие территории, которое предполагает энергосберегающие технологии в строительстве и промышленности, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции (а именно она уже сейчас становится единственно конкурентоспособной), высокотехнологичные разработки.

5. Культурно-исторические особенности. Межнациональные и религиозные отношения станет возможным регулировать, создавая образ многонационального образования, перекрестка цивилизаций - степных кочевников, охотников и земледельцев. Большой Алтай - это место встречи основных религий мира - буддизма, ислама, христианства и язычества. Опыт подобного урегулирования при сохранении самоидентификации каждого народа существует в Европе, и он весьма успешен. Археологические памятники Алтая, расположенные во всех четырех странах, представляют всемирное достояние - они составляют целостное историко-культурное единство, которое может поддержать идею целостности и стабильности региона.

В основу имиджа Алтая могут быть положены:

а) факты, свидетельствующие об уникальности и узнаваемости территории за ее пределами (региональные бренды - товары или услуги, характеризующие регион; исторические события, произошедшие на территории края и имеющие знаковый характер; уникальные климатические и природные условия),

б) создаваемые события по продвижению региона (крупные проекты на его территории - экономические, культурные, политические, промышленные; проведение выставок; реализация целевых туристических программ; визиты официальных делегаций региона в зарубежные государства с целью его презентации; приглашение представителей других государств на территорию края в рамках проведения фестивалей культуры; установление партнерских отношений между муниципалитетами региона и зарубежными городами).

В формировании имиджа Алтая необходимо использовать:

A) региональные и центральные информационно -коммуникативные средства (информационные службы в администрации региона, государственные и частные печатные и электронные СМИ, информационные агентства);

Б) политические контакты регионального правительства с внешними политическими акторами (центральное правительство, представители международных предприятий и организаций, правительства иностранных государств и т.п.);

B) специальные мероприятия, направленные на определённые общественные группы с целью изменения их отношения к региону в лучшую сторону.

Примером использования такого инструментария в построении имиджа трансграничной территории может служить Альпийский регион. Обращение к европейскому опыту в этой сфере (в частности, восточно-альпийских государств) продиктовано примером многолетней работы множества объединений, сформировавшейся экономико-правовой и организационной базы международного взаимодействия, успешного осуществления многолетних программ приграничного сотрудничества.

Сейчас на территории Альпийского региона согласованно осуществляют свою деятельность несколько организаций, каждая из которых имеет региональные представительства и общий орган самоуправления (в их число

входят, например, Ассамблея европейских регионов (ЛЕЯ)1, Европейское объединение территориального взаимодействия и Комитет европейских

2 3

регионов (СоЯ) , Альпийско-Адриатическое рабочее сообщество (AAWC) и многие другие). Такие объединения регионов различаются по правовому статусу, механизму и формам организации сотрудничества. Однако направление их деятельности общее - все они осуществляют множество международных экономических и гуманитарных связей европейских регионов, как самостоятельно, так и при финансовой поддержке Европейского фонда регионального развития (ЕЯББ).

Наш интерес к деятельности подобных организаций именно в Альпийском регионе продиктован его географическим, экономическим, историко-культурным сходством с Большим Алтаем, а также общностью задач в контексте устойчивого развития территорий. Это подобие, как и возможность и даже необходимость создания здесь трансграничных объединений4, убедительно представлены С.Ю. Ножкиным5 [12] и авторами

1 Ассамблея европейских регионов (AER) - это политическая организация регионов Европы и выразитель их интересов на международном уровне. В состав Ассамблеи входят 250 регионов из 32 европейских стран и 14 межрегиональных организаций. Подробнее об организации см. на сайте www.a-e-r.org.

European Grouping of Territorial Co-operation (EGTC), составная часть Комитета регионов (Committee of the Regions, или ^R), - одна из самых «молодых» европейских ассоциаций, основанная в 2007 г. Это объединение государственных, региональных и местных властей, общественных объединений и частных лиц, имеющее самостоятельный юридический статус, многоуровневые инструменты управления и осуществляющее региональную кооперацию (в том числе и без финансового вклада Евросоюза). В качестве иллюстраций его деятельности можно привести созданные международные службы транспорта, здравоохранения, управление проектами согласно Программе исследований и технологического развития, управление территориальными проектами. Так, например, союз «Большой Регион» (Grande Region), куда входят Франция, Бельгия, Люксембург и Германия, в 2008-2009 годах запускает новую IV Межрегиональную программу сотрудничества, координировать которую будет EGTC. Также в рамках проекта «Matriosca» уже составляется технико-экономическое обоснование использования менеджмента EGTC на приграничных областях между Италией, Австрией, Словенией, Венгрией и Хорватией. Деятельность EGTC позволяет учитывать принятые сообществом приоритеты и выработанные резолюции при принятии национальных правовых актов, обеспечивает вовлечение региональных и местных властей в определение данных приоритетов, поддержку стратегических инициатив регионов, единое информационное сопровождение и координацию проектов. Вклад же Комитета регионов (^R) в эти процессы состоит в распространении опыта работы с различными институтами и учреждениями, экспертизе соглашений EGTC и обеспечении им «политического импульса». Более подробную информацию см. на сайте http://cor. europa. eu.

www. alpeadria. org

4 Первым шагом на пути создания подобных трансграничных сообществ стало основание Международного Координационного Совета (МКС) «Наш общий дом - Алтай» в 2003 году.

сайта «Алтай трансграничный»6 [13]. Поэтому, не вдаваясь в детали обоснования таких аналогий, мы подробнее остановимся на конкретных направлениях деятельности альпийских организаций, опыте уже реализованных проектов и дальнейших перспективах их развития.

Основной предпосылкой европейских объединений стала идея, что растущая эксплуатация природных ресурсов угрожает Альпийскому региону. Но ущерб может быть предотвращен благодаря согласованию экономических и экологических интересов всех заинтересованных сторон. В противном случае ущерб от несбалансированного развития регионов, затраты и время на восстановление равновесия будут огромны. Это и последующие основания стратегического объединения изложены в одном из основных нормативных актов, регулирующих деятельность трансграничных объединений в Альпийском регионе, - Альпийской конвенции [14]. Это соглашение с целью защиты и устойчивого развития Альпийского региона было подписано в 1991 г. в Зальцбурге (Австрия) представителями Австрии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии и княжества Лихтенштейн. Позже к нему присоединились Италия, Словения, Монако. В целом в этот договор включены 105 административных единиц стран-участниц соглашения. По форме организации это совещательный орган с консультационными функциями, решения которого для каждого государства, работающего в рамках собственной национальной юридической системы, носят рекомендательный характер.

Альпийское соглашение - это результат признания Альп единым местом в глобальном контексте, части которого в области природы, экономики,

5 Особенно важным в этой статье представляется описание принципиальной общности географических, экологических, культурно-исторических, геополитических и экономико-правовых характеристик объединенного Альпийского региона и Большого Алтая (куда входят приграничные области России, Казахстана, Монголии и Китая), а следовательно, доказательство возможности и даже необходимости создания здесь подобных союзов приграничного сотрудничества.

6 www.altaiinter.info. Данный сайт представляет собой информационный ресурс Международного координационного совета «Наш общий дом Алтай» - добровольного объединения законодательных (представительных) органов государственной власти приграничных территорий Большого Алтая: Алтайского края и Республики Алтай России, Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Восточно-Казахстанской области.

культуры взаимозависимы. Специфические черты региона раскрывают его уникальность, которая требует наднациональной, межгосударственной защиты. Помимо указанных предпосылок подобного объединения был учтен тот факт, что Альпийский регион является участком важных транспортных маршрутов, а также существенные различия национальных юридических систем, затрудняющие принятие важных решений.

Для защиты и устойчивого развития Альпийского региона стороны соглашения взяли на себя обязательства научно-исследовательского, экономического, юридического, технического сотрудничества и совместного управления в социально-демографической и культурной сферах, области регионального планирования, охраны окружающей среды (в частности, предотвращении загрязнения воздуха, сохранения почв, управления водными и лесными ресурсами), туризма, транспорта и энергетики7. Каждое из перечисленных направлений курирует отдельная рабочая группа . Меры, принимаемые регионами-участниками, представляются и обсуждаются на учрежденной Альпийской конференции, которая проходит раз в два года под председательством действующего в течение этого срока главы объединения. Кроме того, в функции Конференции входит отслеживание выполнения соглашения и дополнительных принимаемых протоколов, принятие решений о финансировании конкретных программ, информационное обеспечение членов сообщества. Анализ представленной членами информации и экспертиза проектов находятся в ведении Постоянной комиссии -исполнительного комитета этой организации. В качестве наблюдателей в Конференции принимают участие представители ООН и ее специализированных агентств, Совета Европы и всех европейских стран, международных неправительственных организаций и трансграничных ассоциаций альпийской территории.

7 Подробно задачи в каждой из областей представлены в ст. 2 Альпийской конвенции.

8 Структура объединения Альпийского соглашения, его члены и проекты представлены на сайтах http://www.alpenkonvention.org/page4dp en.htm и http://www.alpenkonvention.org/page4sp_en.htm

Постоянным секретариатом Альпийского соглашения, расположенным в Инсбруке (Австрия), составлена многолетняя программа работы Альпийской конференции до 2010 года9. Эта программа включает несколько генеральных направлений на указанный срок: развитие транспорта и инфраструктуры; природа, сельское хозяйство, лесоводство, культурный ландшафт; общество, культура, идентичность; туризм, досуг, спортивные мероприятия.

Приведем примеры совместного решения проблем в этих областях.

Задача оптимизации транспортных потоков непосредственно затрагивает интересы большинства людей, живущих в Альпийском регионе. Активное движение транспорта, связанное в том числе и с транзитом, вызвало бурные дискуссии в обществе. Выход из положения, по решению членов соглашения, может быть связан не только с перемещением потока транспорта, но и его сокращением.

На данный момент учеными и экспертами-практиками организаций, участниц Альпийского соглашения, уже проведены исследования возможных коридоров распределения автотраффика (по примеру опыта в горной области Готтардо), составлены индикаторы оценки транспортной нагрузки, а также проведен анализ затрат альпийских транспортных перевозок. В ближайшие три года планируется установить систему контроля движения автотранспорта, оповещать широкую общественность об альтернативах проезда, продолжить обсуждение оптимального достижения отдаленных горных районов (для обеспечения населения необходимыми товарами и услугами, урегулирования потоков личного и общественного транспорта), поддерживать развитие транспортно-расчетной системы, внедрять наиболее благоприятные для окружающей среды виды транспорта.

Негативное воздействие на важнейшие ресурсы - природные (в том числе сельскохозяйственные, лесные запасы и пр.) - и культурный ландшафт угрожает качеству жизни и экономическому развитию региона. С 1995 г. в

9 Программа «The multi-annual work programme of the Alpine conference, 2005-2010» размещена на сайте www. alpconv. org

этом русле осуществляется интенсивное сотрудничество организаций и взаимодействие с широкой общественностью в рамках программ Альпийской Сети Охраняемых Территорий (Alpine Network of Protected Areas), с 2004 г. ведется исследование трансграничных охраняемых территорий, а также создание Платформы естественных угроз (The Natural Hazards Platform).

В числе приоритетов на ближайшие годы - формулирование предложений для политики ЕС в отношении сельского хозяйства с точки зрения развития всего Альпийского региона, обмен опытом «устойчивого сельхозпроизводства», разработка общеальпийской концепции управления ресурсами (почвами, лесами, водой и т.п.).

Перед жителями Альпийского региона стоят и такие цели, как улучшение качества жизни, поддержание культурной идентичности, сотрудничество жителей Альпийской области и вне ее. Поэтому деятельность специалистов и организаций направлена здесь на оптимизацию коммуникации и обмена актуальной информацией (в виде поддержки СМИ, сохранения множества национальных языков, реализации образовательных, научных и квалификационных программ обмена специалистами и учащимися, создание общеальпийских организаций, социальную работу с молодежью и т.п.), поддержку традиций и новшеств как продолжения развития альпийских культур (в области архитектуры, искусства, моды, кулинарии и др.), улучшение условий жизни в Альпах (базовых условий жизни, основ системы питания, изучение тенденций развития населения, становления нового образа жизни и пр.).

В настоящее время уже составлено содержание юридического акта «О населении и культуре» (на основе которого планируется составить политическую декларацию), Постоянным секретариатом Альпийского соглашения выдвигаются инициативы для сотрудничества предприятий с межрегиональными рабочими группами и чиновниками ЕС, создана и действует межрегиональная программа «Альпийский мир».

Кроме предпринятых шагов в этом направлении также планируется поощрять выставки, события, соревнования, публикации по «альпийским» темам, стимулировать дебаты о будущих формах урегулирования Альпийского пространства, продвигать программы обмена опытом, культурные программы, осуществлять социальную работу с молодежью, а также развивать информационные Интернет-сервисы для заинтересованных пользователей всего мира.

Что касается сферы туризма и досуга, то они рассматриваются здесь не только как отрасль бизнеса, но и как феномены, имеющие культурное и социальное измерение, которые играют важную роль в развитии Альп. При этом оценивается не только и не столько прямой вклад в экономическое производство, сколько неповрежденный характер природы. Как никакой другой сектор туризм связан со всеми другими измерениями развития и с жизнью в Альпах, поэтому здесь актуальны следующие ключевые темы: будущее Альп в глобальной конкуренции; туризм и спортивные состязания; туризм и культура в Альпах (что является альпийской культурой? город, сельская традиция, межкультурные столкновения и т.д.); природа как ресурс для туризма и сферы досуга, пределы его использования.

В настоящий момент уже налажено сотрудничество между Постоянным секретариатом и проектом Via Alpina (представляющим сеть пешеходных маршрутов по всей территории Альп) под девизом «устойчивое местное развитие через устойчивый туризм»; поддерживаются инициативы итальянских комитетов для соглашений, касающихся спортивного сектора в Альпах; предоставляются новые формы сервиса через Альпийскую Сеть Охраняемых Территорий (Alpine Network of Protected Areas); работает комиссия по ревизии лыжных курортов в соответствии с ведущими принципами экологической оценки.

Таким образом, множество организаций, участвуя в Альпийской конференции и осуществляя собственные проекты, вносят большой вклад в

консолидацию Европы, поддерживают ее экономический и культурный потенциал в процессе устойчивого развития регионов.

Предвосхищая вопрос о необходимости («неизбыточности») подобных организаций и институтов в рамках Евросоюза, организаторы Альпийско -Адриатического рабочего сообщества (ААРС) определяют, что последовательная деятельность ЕС возможна только при использовании принципа субсидиарности10. Иными словами, чтобы граждане могли определить европейскую политику, экономическое и социальное единство, должно быть предварительное условие - существование таких организаций. Люди нуждаются в практических примерах, чтобы понять ценность членства в европейском проекте. Таким образом, институты, подобные ААРС, выполняют также и важные геополитические функции.

Упомянутое нами Альпийско-Адриатическое рабочее сообщество является одним из важнейших членов Постоянного комитета Альпийской конвенции, оно представляет тридцатилетний опыт трансграничного сотрудничества на территории Альп. С 1978 г. этот консультативный совещательный орган, включающий руководителей исполнительной власти регионов, реализует проекты в сфере регионального развития, экономики, транспорта, туризма, культура и общества, здравоохранения и социальных вопросов, сельского и лесного хозяйства и защиты окружающей среды. Финансирование актуальных проектов производится через учреждающиеся фонды, финансовые поступления в которые взимаются в форме членских взносов регионов Сообщества с учетом численности населения каждого из них. Так, например, в 2007 году объем финансирования проектов составил 108 тыс. евро.

Деятельность ААРС протекает в контексте «новой Европы» [15], где в фокусе внимания оказывается объединение германских, романских, славянских и финно-угорских народов и культур. Поэтому цель

10 Это положение высказано в обращении действующего президента ААРС, губернатора области Бургенланд (Австрия) Ханса Ниссла. См. раздел Presidency 2007-2008 на сайте www. alpeadria. org

экономического и социального единства при сохранении культурной идентичности каждого народа дает импульс к дальнейшему расширению организации в соседние регионы. С социально -экономической точки зрения, в Сообщество объединены территории с разным уровнем экономического развития (ср., например, Верхнюю Австрию, юго-восточные австрийские области, Ломбардию и северо-восточные области Италии, Словению, Венгерские округа и Хорватию), что очень важно для стабильности интегрированной Европы, поскольку гармонизация жизненного уровня людей - столь же важная цель ААРС, как и интенсификация экономического и культурного развития.

В числе основных задач Альпийско-Адриатического рабочего сообщества:

- совместное информационное освещение и координация проектов, отвечающих интересам всего региона;

- сотрудничество в области трансграничного транспортного сообщения и связи, производства и передачи электроэнергии, сельского хозяйства, лесного и водного хозяйства, туризма, охраны окружающей среды (природного и культурного ландшафтов, рекреационной зоны, планирования и освоения территорий), культуры, образования, спорта и науки;

- совместное исследование и научная оценка процессов;

- юридическое, научное и экономическое сотрудничество, в том числе: обмен информацией; предупреждение друг друга о планирующихся мерах, которые будут иметь специфический эффект в Альпах; тщательный совместный анализ и обсуждение этих шагов в соответствии с региональными и международными требованиями; сотрудничество с международными правительственными и неправительственными органами для эффективного применения соглашения и протоколов;

- информирование общественности о результатах исследований и предпринимаемых действиях.

Результаты работы ААРС впечатляют - с момента основания уже профинансировано и осуществлено более 500 совместных проектов, Сообщество представлено в ведущих органах Ассамблеи европейских регионов, Альпийского соглашения и сотрудничает с европейскими учреждениями в Брюсселе и Страсбурге.

12 апреля 2007 г. на VIII встрече глав филиалов ААРС было представлено более 20 проектов, среди которых: устойчивое управление энергией возобновляемых источников в целях энергетической самостоятельности регионов; изучение культурного, музыкально-композиторского наследия Альпийско-Адриатических народов; проверка качества сельскохозяйственной продукции; предоставление равных социальных возможностей мужчинам и женщинам и другие проекты.

Как правило, проекты в представленных направлениях являются продолжением уже описанных выше мер. Отметим особо проекты ААРС в гуманитарной сфере.

Среди большого количества тем для межрегионального сотрудничества настоящий глава ААРС особо выделил экологическую цель - интенсивное использование возобновляемых источников энергии для борьбы с отрицательными последствиями применения твердого топлива согласно Киотскому протоколу. Сотрудничество альпийских областей в этом смысле целесообразно и для обмена опытом и технологиями в этом направлении, и для поддержки проектов для энергетической самостоятельности регионов.

Так, в октябре 2007 г. проводился конкурс проектов на лучшие методы предотвращения негативного воздействия на климат [16]. В декабре представленные методы были обсуждены на совместном семинаре. Лучшие из них включены в план действий по выполнению Декларации об изменении климата, принятой министрами на IX Альпийской конференции в ноябре 2006 г. в Альпбахе (Австрия).

Другое важное направление работы действующей администрации ААРС от Бургенланда - поддержание культурного и лингвистического

разнообразия в Европе как фактора социально-экономического единства. Культуры и языки имеют огромную интегральную силу в объединенной Европе. Лингвистическое и культурное разнообразие на национальном, региональном и местном уровнях - обязательное выражение европейского характера. Поэтому проекты, которые сохраняют и используют различные лингвистические и культурные знаки, существенны для охраны социально-экономического сотрудничества. Эта деятельность является продолжением политики ААРС, реализацией принятых ранее резолюций [17].

Так, например, событиями культурной жизни Европы 2007 года стали весенние чтения «Новая литература Хорватии» и концерт «Джаз и литература Словении» в Клагенфурте [16]. На чтениях звучали отрывки произведения хорватского писателя, вице-президента международного клуба писателей Предрага Матвиевича «Другая Венеция» на хорватском, итальянском и французском, немецком и словенском языках, заинтересованной публике была представлена лекция о современной хорватской литературе.

С 28 июня по 7 июля 2007 г. состоялся VI Международный Альпийско-Адриатический симпозиум скульпторов в Каринтии (юг Австрии) [16]. Многочисленные художники из всех регионов Сообщества создали большие деревянные скульптуры поблизости известного старинного собора, которые в течение целого года остаются в центре известного места паломничества. Также проводились семинары (например, День живой земли), посвященные защите климата, защите окружающей среды. Цель этого мероприятия, субсидированного ААРС, - укрепление культурного и духовного сотрудничества в Европе. Положительный итог этого симпозиума в настоящее время уже подведен организаторами: это свободный доступ к художественным произведениям, новым импульсам в искусстве, расширение образовательных и туристических возможностей территории, культивирование духа дружественности, популяризация идей экологически безопасного производства и защиты климата и культурного ландшафта.

Проектная группа по туризму с 2007 г. издает новый журнал «Религиозная традиция» [18]. Огромное богатство ритуального наследия и религиозных обычаев - фактор, типичный для Альпийско-Адриатического пространства. Церкви, монастыри и часовни - бесценные сокровища искусства и духовности - притягивают паломников и культурных энтузиастов. Журнал призван показать разнообразие местного религиозного наследия и выявить исторические следы паломничества. Материалы журнала доступны на немецком, хорватском, итальянском, словенском, венгерском и английском языках.

Объединения молодежи, обмен школьниками, стажерами, студентами и учеными также активно поддерживаются ААРС [19]. Например, в 1979 г. была создана и успешно работает Конференция ректоров Альпийско -Адриатического региона как основа для научного сотрудничества и академического обмена студентами. В настоящее время оба эти направления активно развиваются, а по программам обмена работают университеты Клагенфурта, баварские университеты и вузы г. Триеста и г. Удина [16]. Для продвижения научной работы по Альпийско-Адриатическому пространству каринтийский министр европейских и Альпийско -Адриатических связей Йозеф Мартинц учредил премию «Alps-Adriatic Research Award» для австрийских студентов [17].

В 2007 г. началось создание Альпийско-Адриатического молодежного сообщества в г. Марибор (Словения) [17]. На начальном этапе задача состояла в составлении списков актуальных для молодежи институтов во всех регионах ААРС, что позволит оптимально организовать сеть молодежных центров в пределах каждой области.

Под патронажем ААРС университет Приморска (Словения) проводит Летние научные школы. Тема Второй летней школы гуманитарных наук в г. Копер в июле 2007 г. - «Переосмысляя Европу: славизм как аспект европейской идентичности» [16]. В докладах и дискуссиях была представлена богатая палитра подходов: от исторических и

антропологических, до географических и лингвистических. Рассматривая тот факт, что два члена Сообщества - Хорватия и Словения - славяноязычные, и учитывая славянские национальные меньшинства в других регионах ААРС, участники предложили новый взгляд на то, как европейская идентичность распространена и на ее славянских граждан. Лекции и симпозиумы прошли при участии экспертов из Словении, Австрии, Италии, Чешской республики, Ирландии и США.

Спортивные соревнования как источник здоровья и популяризации идеи активности как никогда высоко оценены в повестке для Рабочего Сообщества. Так, среди событий 2007 г. в области спорта можно отметить следующие. «XIV Международное Альпийско-Адриатическое велотрофи» [16], в котором приняли участие более 120 велосипедистов. Кольцевой маршрут спортсменов пролегал из Словении через Хорватию, Каринтию (Австрия), Италию и составил 835 км.

V Летняя Альпийско-Адриатическая спортивная неделя в г. Ровинь (Хорватия) собрала около 800 юношей и девушек из 36 школ Хорватии, Италии, Австрии, Словении и Венгрии вместе с преподавателями для спортивных состязаний, игр и социально значимых мероприятий [18].

В июне 2008 г. в Венгрии пройдут Молодежные летние игры [20]. В дополнение к ставшим уже традиционными соревнованиям по баскетболу, легкой атлетике, плаванию и волейболу будут проведены футбольные турниры для мальчиков и девочек. «Эти турниры можно рассматривать как дань уважения европейским футбольным чемпионатам, которые будут проведены в Австрии и Швейцарии в 2008 г.», - сказал Томас Хиршбек, глава проектной группы по спортивным состязаниям. Все 13 членов ААРС намерены послать молодых спортсменов на эти игры, поэтому ожидается более 1000 участников.

Представленного краткого обзора деятельности европейских трансграничных объединений уже вполне достаточно, чтобы стала очевидной идея необходимости и возможности подобных шагов для

формирования имиджа Алтая. Часть этих функций в настоящее время осуществляет МКС «Наш общий дом - Алтай», проводя ежегодные Международные летние школы для студентов, преподавателей и экспертов -практиков, реализуя культурные и научные программы сотрудничества четырех стран, продвигая экологические инициативы на технологическом и законотворческом уровнях, устанавливая устойчивые дипломатические связи между регионами. Однако, располагая конкретными примерами деятельности европейских организаций, становится возможным привлечь к активному участию в экономическом и культурном развитии и создании благоприятного имиджа Алтая больше общественных организаций, коммерческих структур и государственных органов. И имидж этот должен носить не столько отпечаток искусственного территориально-административного деления, сколько образ надежного экономического и социального единства, подкрепленного богатым природным и культурным наследием.

Библиографический список

1. Яковлев, М.В. Формирование политического имиджа региона в условиях современной России / М.В. Яковлев // Автореф. ... канд.полит.наук. - М., 2006.

2. Бродель, Ф. История цивилизаций / Ф. Бродель. - М., 2004.

3. Нейсбит, Дж. Мегатренды: десять новых тенденций, трансформирующих нашу жизнь / Дж. Нейбит. - М., 2003.

4. Keating, M. The New Regionalism in Western Europe. Territorial Restructuring and Political Change / M. Keating. - Edward Elgar, 1998.

5. Rokkan, S. The Politics of Territorial Identity. Studies in European Regionalism / S. Rokkan, D. Urwin. - London, 1982.

6. Haggerstrand, T. Innovation Diffusion in a Spatial Process / T. Haggerstrand. - Chicago, 1967.

7. Россия: Стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. - М., 2001.

8. Калюжнова, Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации / Н.Я. Калюжнова. - М., 2004.

9. Замятина, Н.Ю. Вариации региональных образов: когнитивно -географические контексты / Н.Ю. Замятина // Полис. - 2004. - № 5.

10. Кирюнин, А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шабалин, И.А. Имидж региона как информационно -политический ресурс / И.А. Шабалин // Дис. ... канд. полит. наук. - М., 2005.

12. Ножкин, С.Ю. Состояние и перспективы приграничного сотрудничества в Алтайском регионе в свете европейского опыта / С.Ю. Ножкин // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2003.

13. www. altaiinter. info.

14. www. alpenkonvention. org

15. Hellwig, Valentin Strategies and Perspectives of the Alps-Adriatic Working Community / Valentin Hellwig. - Klagenfurt, 2006.

16. The Newsletter of the Alps Adriatic Working Community. - July 2007. - №.4.

17. Резолюция ААРС «О культурном и лингвистическом разнообразии в Европе» // «For a cultural and linguistic variety in Europe». - 2005.

18. The Newsletter of the Alps Adriatic Working Community. - October 2007. - № 5.

19. Резолюция ААРС «Молодежь - сила европейской интеграции» // «Youth - Power of European Integration». - 2006.

20. The Newsletter of the Alps Adriatic Working Community. -November 2007.- № 6.

PR в изменяющемся мире: сборник статей/ под ред. М.В.Гундарина, Ю.В.Явинской. -Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2008. - Вып. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.