Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАЦПРОЕКТОВ В РОССИИ'

КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАЦПРОЕКТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦПРОЕКТ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ РАЗРЫВ / КРИЗИС / УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТИ / МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Большакова Ксения Юрьевна

В статье автор анализирует выработанные коммуникационные подходы в реализации национальных проектов и делает выводы о важности сохранения и активизации существующих мероприятий в периоды кризисов, которые переживает Россия в новых общественно-политических и экономических реалиях (санкции, специальная военная операция, общая изоляция). В центре внимания статьи - деятельность созданного Правительством России АНО «Национальные приоритеты» и его подходы к формированию национальной идеи как одного из инструментов реализации государственной информационной политики и преодоления коммуникационных разрывов между обществом и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Большакова Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION ASPECTS OF SUPPORTING NATIONAL PROJECTS IN RUSSIA

In the article, the author analyzes the developed communication approaches in the implementation of national projects and draws conclusions about the importance of preserving and activating existing measures in times of crises that Russia is experiencing in new socio-political and economic realities (sanctions, special military operation, general isolation). The article focuses on the activities of the ANO National Priorities created by the Government of Russia and its approaches to the formation of a national idea as one of the tools for implementing state information policy and overcoming communication gaps between society and the state. The relevance of the issue under consideration is due to the need for a better understanding of the possible format of interaction between the state and the population, changes in approaches to public administration taking into account the new realities of the information society. The author puts forward the hypothesis of the study, which consist in the assumption that the activation of the activities and expansion of the range of communication tools of the ANO National Priorities, including the formation of a single brand, active promotion of events, projects related to the implementation of national projects and government activities in new conditions, contributes to overcoming the communication gap. This, in turn, contributes to the formation of a stable positive relationship between the state and society, entails the preservation and increase of public knowledge about government initiatives, and an increase in public confidence in the state. The aim of the study is to identify the dynamics of changes (extensions) of the communication aspects of the support of national projects in Russia and the selected methods of information delivery used by the ANO National Priorities. In addition, the identification of their influence on feedback from the population, overcoming the communication gap, which, according to the author, has worsened recently, and, as a result, on increasing the confidence of the authorities. The aim and the hypothesis contributed to the disclosure of the topic of the article and the solution of the following research objectives: (1) identification of the role of the ANO National Priorities as the main communication tool for the accumulation of resources, data on national projects and one of the main tools for the implementation of state information policy and the formation of a national idea; (2) analysis of the communication and marketing tools of information delivery used by the ANO National Priorities; (3) demonstration of the role of national projects as an ideological component in overcoming the existing communication gap in society.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАЦПРОЕКТОВ В РОССИИ»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 60. С. 220-234. Tomsk State University Journal of Economics. 2022. 60. рр. 220-234.

Научная статья УДК 351/354

doi: 10.17223/19988648/60/13

Коммуникационные аспекты сопровождения нацпроектов в России

Ксения Юрьевна Большакова1

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, kybolshakova@hse.ru

Аннотация. В статье автор анализирует выработанные коммуникационные подходы в реализации национальных проектов и делает выводы о важности сохранения и активизации существующих мероприятий в периоды кризисов, которые переживает Россия в новых общественно-политических и экономических реалиях (санкции, специальная военная операция, общая изоляция). В центре внимания статьи - деятельность созданного Правительством России АНО «Национальные приоритеты» и его подходы к формированию национальной идеи как одного из инструментов реализации государственной информационной политики и преодоления коммуникационных разрывов между обществом и государством.

Ключевые слова: нацпроект, коммуникационный разрыв, кризис, участие населения, информационная политика власти, медиакоммуникации

Для цитирования: Большакова К.Ю. Коммуникационные аспекты сопровождения нацпроектов в России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 60. С. 220-234. doi: 10.17223/19988648/60/13

Original article

Communication aspects of supporting national projects

in Russia

Ksenia Yu. Bolshakova1

1 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation, kybolshakova@hse.ru

Abstract. In the article, the author analyzes the developed communication approaches in the implementation of national projects and draws conclusions about the importance of preserving and activating existing measures in times of crises that Russia is experiencing in new socio-political and economic realities (sanctions, special military operation, general isolation). The article focuses on the activities of the ANO National Priorities created by the Government of Russia and its approaches to the formation of a national idea as one of the tools for implementing state information policy and overcoming communication gaps between society and the state. The relevance of the issue under consideration is due to the need for a better

© Большакова К.Ю., 2022

understanding of the possible format of interaction between the state and the population, changes in approaches to public administration taking into account the new realities of the information society. The author puts forward the hypothesis of the study, which consist in the assumption that the activation of the activities and expansion of the range of communication tools of the ANO National Priorities, including the formation of a single brand, active promotion of events, projects related to the implementation of national projects and government activities in new conditions, contributes to overcoming the communication gap. This, in turn, contributes to the formation of a stable positive relationship between the state and society, entails the preservation and increase of public knowledge about government initiatives, and an increase in public confidence in the state. The aim of the study is to identify the dynamics of changes (extensions) of the communication aspects of the support of national projects in Russia and the selected methods of information delivery used by the ANO National Priorities. In addition, the identification of their influence on feedback from the population, overcoming the communication gap, which, according to the author, has worsened recently, and, as a result, on increasing the confidence of the authorities. The aim and the hypothesis contributed to the disclosure of the topic of the article and the solution of the following research objectives: (1) identification of the role of the ANO National Priorities as the main communication tool for the accumulation of resources, data on national projects and one of the main tools for the implementation of state information policy and the formation of a national idea; (2) analysis of the communication and marketing tools of information delivery used by the ANO National Priorities; (3) demonstration of the role of national projects as an ideological component in overcoming the existing communication gap in society.

Keywords: national project, communication gap, crisis, public participation, government information policy, media communications

For citation: Bolshakova, K.Yu. (2022) Communication aspects of supporting national projects in Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 60. pp. 220-234. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/60/13

Введение

В 2005 г. в России осуществлен переход к новым моделям управления государством и продолжен курс по инвестированию в человеческий капитал. Следствием этого стало решение о реализации долгосрочных общероссийских мероприятий под названием «национальные проекты» (далее -НП). Они были разработаны по трем основным направлениям («качество жизни», «качество труда» и «качество среды») и утверждены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Официально программу нацпроектов запустили в 2019 г. на срок до 2024 г., в июле 2020 г. в связи с неэффективным исполнением мероприятий было решено отложить достижение ряда показателей до 2030 г. и скорректировать их [2].

Это стало одним из оснований создания в 2019 г. Правительством РФ [3] автономной некоммерческой организации (АНО) «Национальные приоритеты» как ядра аккумуляции ресурсов, данных о нацпроектах.

Как говорится в распоряжении правительства, целью создания АНО «Национальные приоритеты» стало эффективное решение задач в области информационного сопровождения хода реализации национальных проектов, повышение осведомленности граждан о возможностях и результатах национальных проектов (программ), расширение участия населения в их реализации. Как отмечено в документе, создание АНО «Национальные приоритеты» позволит, в частности, обеспечить коммуникационное и информационное сопровождение национальных проектов и федеральных проектов, входящих в их состав; мониторинг, разработку и развитие форматов участия граждан в национальных проектах; создание и развитие механизмов публичной экспертизы НП, а также создание постоянной обратной связи с обществом по поводу хода реализации национальных проектов. Органами управления АНО «НП» были назначены наблюдательный совет и координационный совет, состав которого утверждается наблюдательным советом, и генеральный директор. Председателем набсовета стал пресс-секретарь Председателя Правительства России - заместитель руководителя Аппарата Правительства России [4], что также говорит о статусе организации.

В связи с этим можно сформулировать цель исследования - выявление динамики изменений (расширений) коммуникационных аспектов сопровождения нацпроектов в России и выбранных способов доставки информации, используемых АНО «Национальные приоритеты». Кроме того, выявление их влияния на обратную связь с населением, преодоление коммуникационного разрыва, обострившегося, по мнению автора, в последнее время, и, как следствие, на повышение доверия власти.

Предметом является деятельность АНО «Национальные приоритеты» как одного из главных инструментов информационного сопровождения работы правительства в рамках реализации национальных проектов и шире - государственной информационной политики.

В соответствии с целью выдвинуты основные гипотезы исследования, которые заключаются в предположении, что активизация деятельности и расширение круга коммуникационных инструментов АНО «Национальные приоритеты», включая формирование единого бренда, активное продвижение мероприятий, проектов, связанных с реализацией нацпроектов и деятельностью правительства в новых условиях, способствуют преодолению коммуникационного разрыва (Н1). Это, в свою очередь, содействует формированию устойчивой позитивной связи между государством и обществом, влечет за собой сохранение и повышение знания населения об инициативах правительства, возрастание доверия к государству со стороны населения (Н2).

Цель и гипотезы способствовали раскрытию темы статьи и решению следующих исследовательских задач:

- выявить роль АНО «Национальные приоритеты» как главного коммуникационного инструмента аккумуляции ресурсов, данных о нацпроектах и одного из главных инструментов реализации государственной информационной политики и формирования национальной идеи;

- проанализировать коммуникационные и маркетинговые инструменты доставки информации, используемые АНО «Национальные приоритеты»;

- показать роль национальных проектов как идеологической составляющей в преодолении существующего коммуникационного разрыва в обществе.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена необходимостью лучшего понимания возможного формата взаимодействия государства и населения, изменения подходов к госуправлению с учетом новых реалий информационного общества.

Основные понятия. Для того чтобы проанализировать существующий коммуникационный инструментарий, используемый АНО «Национальные приоритеты», необходимо систематизировать ряд понятий и сущностей. Так, важно дать определение понятию «национальный проект». В официальных материалах о нацпроектах, опубликованных на сайте Правительства РФ, указывается на то, что НП «направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [5]. Исследователь А. С. Бедняков дает такое определение национальным проектам - это «инструменты реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат» [6, с. 20].

По мнению Е.А. Красновой, нацпроекты являются не только способом разрешения наиболее острых социальных проблем, но и попыткой создания идеологической базы Российского государства. Это «переход от идеологии стабильности к идеологии развития, постановка новых акцентов экономико-политического и социального развития страны, формулирование целей государственного и общественного развития» [7, с. 76]. Таким образом, коммуникационная работа по сопровождению НП становится частью государственной информационной политики.

Ряд авторов формулируют различные ее определения. Так, А.В. Маной-ло считает государственную информационную политику «деятельностью федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере» [8, с. 191]. В свою очередь А.И. Соловьев [9, с. 10] относит государственную информационную политику к видам политико-информационной деятельности государства. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Е.В. Ядрышников: «...общая политическая стратегия суверенной системы власти в информационной сфере, которая реализуется посредством политической коммуникации, различных информационных систем, средств массовой информации и охватывает процессы генерации, хранения, обработки, передачи и тиражирования информации с определенной целью. В свою очередь, информационное (коммуникационное) сопровождение государственной политики - составная часть практического осуществления государственной информационной политики» [10, с. 208].

Вместе с тем в кризисные периоды в информационной среде обостряются дисфункциональные явления, приводящие к так называемым коммуникационным разрывам. Большинство авторов под коммуникационным разрывом понимают отсутствие или значительное нарушение двусторонней связи между коммуникатором и реципиентом. Коммуникационный разрыв возникает тогда, когда передаваемая информация подвержена максимальным искажениям и декодируется получателем со смыслом, который не соответствует изначально заложенному. Также они могут возникать при условии, когда цель коммуникации определена нечетко и она неясна получателям коммуникации, когда адресаты не заинтересованы в реализации целей передачи коммуникационного сообщения [11]. Безусловно, появление таких разрывов оказывает существенное влияние на реализацию государственной политики. С.В. Венидиктов указывает на то, что «результатами информационной дезинтеграции становятся хроническая неспособность медийной системы отражать повестку дня, соответствующую реальной социально-политической ситуации, утрата лояльности аудитории» [12, с. 45]. По нашему мнению, при усилении коммуникационных разрывов политическая система часто не способна обеспечивать национальную консолидацию, что является краеугольным камнем задач нацпроектов. Преодолеть коммуникационный разрыв между государством и обществом можно с помощью формирования «информационного иммунитета» граждан - индивидуальной устойчивости к нежелательному медийному воздействию [13, с. 46], под которым автор, помимо прочего, имеет в виду фейки, хайп и кликбейт.

Говоря о коммуникационном сопровождении национальны проектов, нельзя не отметить тот факт, что многие исследователи, в том числе иностранные, большое внимание уделяют вопросам изучения целесообразности участия различных слоев общества в государственных проектах, что указывает на важность этой работы для их успешной реализации.

Исследователи Н.А. Кранзеева, А.В. Орлова, Н.В. Нятина, Н.Н. Григо-рик отмечают, что «население и объединения, действующие как акторы и драйверы территориального развития, способны адаптировать интересы под задачи социально-экономического преобразования, дать информацию относительно барьеров и препятствий, характерных для региона, и осуществлять дальнейшую работу по повышению уровня и качества жизни населения» [14, с. 509].

Китайские исследователи Л. Ву, Г. Цзя и П. Чжан на примере строительства двух высокоскоростных железных дорог Пекин - Шеньян (Китай) и по штату Калифорния (США) указывают на важность привлечения общественности к реализации мегапроектов, что приводит к повышению прозрачности их реализации для людей, лояльности и доверия. При этом они указывают на риски неэффективного и чрезмерного участия населения, что затягивает реализацию проектов, увеличивает расходы на них и усиливает неопределенность [15, с. 1522].

Исследователи Дж. Бун Хи Яп и М. Скимор посвятили работу изучению природы коммуникации на примере глобальных строительных проек-

тов в Малайзии [16, с. 767]. В своей статье они утверждают, что неэффективно выстроенные коммуникации с населением и внутри команды могут оказать существенное негативное воздействие на сроки реализации и затраты.

Вопросам повышения качества коммуникаций уделяется внимание при анализе реализации проектов в Пакистане. В исследовании справедливо делаются выводы о том, что вовлечение населения и формирование позитивного образа с его помощью привлекают прямые иностранные инвестиции, повышают доверие широкой общественности к своему правительству, увеличивают чистые налоговые сборы и в совокупности улучшают имидж и идентичность страны [17].

Тем не менее, по мнению ряда экспертов, проблемы, появляющиеся при реализации проектов, связаны с неэффективностью модели государственного управления, коррупцией, несовершенством законодательства, некомпетентностью исполнителей, нерациональными схемами финансирования, реализации проектов и др. [18].

Все это, на наш взгляд, приводит к коммуникационным разрывам в реализации государственной информационной политики и в том числе в сопровождении нацпроектов, снижению уровня доверия власти. Исследователи И.С. Гилева и Е.В. Кузнецова [19], говоря о проблемах, сложившихся в части информационного сопровождения национальных проектов, указывали на неэффективную работу власти по выявлению целевых аудиторий, заинтересованных в получении информации, и установлению информационного поведения людей, уровня восприятия предлагаемых данных. Крайне важными проблемами были признаны доступность для целевой аудитории языка изложения информации, доверие и компетентности участников проектной деятельности. Также авторы указывали на отсутствие учета региональной специфики развития медиапространства, понимая под этим в том числе корректность установления каналов коммуникации. Эти данные коррелируются с исследованием и опросами, которые проводила автор статьи.

Таким образом, мы считаем, что при реализации масштабных проектов государственной информационной политики важен системный подход и централизация, выстраивание четкой вертикали управления.

Исследование

Для решения исследовательских задач автором было проанализировано и сопоставлено (методами вторичного анализа данных и описательной статистики) несколько волн опросов населения - жителей всех субъектов РФ старше 18 лет, проведенных с 2019 по первый квартал 2022 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), АНО «Национальные приоритеты», Центром социального проектирования (ЦСП) «Платформа», Аналитическим центром НАФИ. Опросы включали вопросы закрытого типа и касались общего знания национальных проек-

тов, отдельных мероприятий, проектов, а также отношения и оценки роли государства в их реализации.

Был систематизирован и использован накопленный практический материал, полученный автором в ходе работы в Министерстве строительства и ЖКХ РФ во взаимодействии с АНО «Национальные приоритеты».

Первая волна опроса 2019 г., проведенная НАФИ и Центром социального проектирования «Платформа», выявила, что «только 7% россиян понимают, что представляют собой национальные проекты», а 37% знают о них в общих чертах [20].

Основываясь на данном исследовании, а также на анализе существующего на тот момент информационного поля, автор соглашается с имеющимся мнением, что такое низкое уверенное знание о проводимых мероприятиях связано с отсутствием четко обозначенной целевой аудитории, простого и понятного языка изложения со стороны государства существующих мер, структуры и задач нацпроектов, таргетированного подхода к каналам коммуникации, прозрачности предоставляемых фактов. Кроме того, население зачастую пользовалось поддержкой в рамках НП, не подозревая об этом, из-за смещения акцентов в коммуникации, отсутствия привязки к деятельности государства и нормам нацпроектов. Важным недочетом также являлась сложная система управления внутри НП и, как следствие, нескоординированные коммуникации. В результате люди ощущали себя объектом, а не полноправным участником коммуникации, не соотносили личное благополучие и успех с национальными проектами и деятельностью государства.

В данном случае требуется пояснить, что означает уверенное и общее знание (осведомленность). На наш взгляд, осведомленность и знание - это два понятия-синонимы в определенных контекстах. Однако между ними есть определенная разница: осведомленность - это чувство, восприятие или осознание мыслей, событий, эмоций, объектов или сенсорных паттернов. Знания - это прежде всего факты и навыки, приобретенные в результате опыта. Ключевое различие между осознанием и знанием состоит в том, что знание связано со знакомством с предметом и глубоким пониманием, тогда как осведомленность не подразумевает этого.

Согласно исследованию, проведенному ЦСП «Платформа» в марте 2020 г. и посвященному отношению к НП как инструменту формирования позитивных социальных ожиданий, 13% населения России старше 18 лет «слышало и хорошо знает о нацпроектах». Суммарное знание составило 37% [21], что говорит об условно позитивной динамике узнаваемости нацпроектов (рис. 1, 2) по сравнению с 2019 г., так как уверенное знание увеличилось при значительном снижении общего (на 7 п. п.).

Исследователи указывают, что невысокий уровень узнаваемости национальных проектов объясняется тем, что на тот момент еще не сработал накопительный эффект от реализации программ, а выбранные на предварительной стадии формы коммуникации не кажутся респондентам оптимальными. Кроме того, по мнению автора, некоторое воздействие оказало

смещение фокуса на решение вопросов, связанных с пандемией новой ко-ронавирусной инфекции.

Приходилось ли вам что-либо слышать о НП, принятых в 2018 г.

слышу сейчас впервые 63%

что-то слышал 24%

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

что-то слышал ■ знаю в общих чертах ■ слышу впервые

Рис. 2. Осведомленность по возрастным группам, 2020 г. (% опрошенных по категориям)

Как отмечается на экспертном уровне, интенсивность коммуникаций на уровне государственных СМИ не перешла пока в более широкое поле информационных взаимодействий. Подчеркивается, что наибольшую популярность набирают проекты «Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда» (60, 49 и 29% соответственно).

Результаты исследования ВЦИОМ 2021 г. показали рост уверенного знания всех национальных проектов на 5-7 п.п., или до 20%. При этом зафиксировано снижение общей декларируемой информированности населения, что может быть связано, во-первых, с доминированием в информа-

ционной повестке, начиная с сентября 2020 г., темы коронавируса; во-вторых, с негативными тенденциями в обществе, которые отражаются в снижении индексов отношения к основным общественным институтам (согласно данным мониторинговых исследований ВЦИОМ). Самый большой рост по уверенному знанию (7 п.п.) показали национальные проекты «Наука» и «Малое и среднее предпринимательство» [22].

Также изучалось отношение респондентов к участию государства, органов власти в различных сферах деятельности, индивидуальных для каждого нацпроекта. Как показали опросы, 65% населения считает, что государство за последний год больше всего уделяло внимание развитию цифровой экономики, а также качеству и безопасности дорог и заботе о семьях с детьми (по 54%) [23] (рис. 3).

По Вашему мнению, государство, органы власти в течение последнего года стали уделять внимания вциом сферам деятельности* больше или меньше, или также, как и раньше?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Развитие цифровой экономики 5 8

Качество и безопасность дорог 36 7 3

Забота о семьях с детьми

Благоустройство населенных пунктов Модернизация транспортной инфраструктуры Состояние экологии Вопросы качества медицинской помощи Состояние науки Забота о здоровом образе жизни населения Развитие культуры Развитие образования Поддерживать предпринимателей Забота о старшем поколении Поддерживать экспорт российских предприятий Повышение производительности труда 35 I 10 4

33 15 Ш 6

21 5

15 15

15 Ш 6

11 ■ 9

19 9

^■ 28 24 18

41 25 ■ 8

36 ■ 13 28

.51 17 12

■ Больше Так же, как и раньше Меньше Затрудняюсь ответить ' Примечание: в опросе используют сферы деятельности, индивидуальные для каждого национального проект)

Рис. 3. Изменение внимания к сфере деятельности нацпроекта со стороны государства

Опросы, проведенные весной 2022 г. силами АНО «Национальные приоритеты» и VK Group, показали рост общего знания о нацпроектах до 67%. Уверенное знание опустилось до 14%, слышали о проектах 53% респондентов (рис. 4).

При этом рост позитивного отношения в оценках роли государства в реализации национальных проектов составил в среднем 4 п. п. от 2020 г. [24].

Таким образом, проведенный анализ показал заметные колебания уверенного и общего знания о нацпроектах (2020 и 2022 гг.), что может быть объяснено существенными информационными кризисами, связанными с пандемией и началом специальной военной операции, перетянувшими фокус внимания на себя. Однако за последние два года наблюдается стабильный рост оценки участия государства, органов власти в реализации инициатив по разным направлениям, связанным с нацпроектами. По мнению автора, это можно считать первым этапом информирования населения об инициативах государства в реализации нацпроектов и обусловлено разработанной стратегией и выбранными коммуникационными инструментами.

Суммарный уровень знания 67% ель 2022

Total Пол Муж. Жен. 1824 В 2534 озра( 3544 ;т 4554 55+ ЦФО СЗФО и ЮФО +СКФО круг ПФО УФО СФО ДВФО

Да, знаю 14% 14% 14% 14% 18% 13% 14% 9% 14% 23% 12% 9% 13% 14% 14%

Да, что-то слышал(а) 53% 51% 51% 53% 43% 53% 57% 63% 53% 47% 47% 53% 59% 56% 68%

Слышу впервые 15% 18% 13% 27% 23% 13% 6% 7% 12% 17% 21% 18% 14% 14% 12%

Затрудняюсь ответить 18% 17% 19% 6% 16% 21% 22% 21% 21% 13% 21% 20% 14% 16% 6%

Рис. 4. Знание о НП, апрель 2022 г.

В выступлении на одном из совещаний по обсуждению информационного сопровождения нацпроектов генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Софьи Малявиной отмечалось, что стратегический документ по сопровождению нацпроектов, разработанный в 2020 г., определил коммуникационные маркеры реализации НП в информационном поле. В частности, подчеркивалась важность присутствия темы и позитивного опыта в близком, профессиональном окружении, понятной обывателю статистики, которую можно проверить. Кроме того, С. Малявина указала на приоритетность освещения выполненных реальных кейсов по изменению ситуации в регионах по проекту с использованием визуального контента (соцсети, интерактивные карты, биллборды), а также на использование неагрессивного и реалистичного освещения темы в СМИ, рабочий характер публикуемой информации, наличие и признание проблем в ходе исполнения программ. Была отмечена важность регулярного (волнового) присутствия в информационном пространстве (особенно региональном) по мере исполнения, рассказывающего о разработке, начале реализации, основных этапах и завершении проекта.

В результате было выделено две целевые аудитории - благополучатели и реализаторы, в восприятии которых решено создавать баланс эмоций и рациональных аргументов.

Основными инструментами коммуникационной экосистемы, созданной АНО «Национальные приоритеты», стали брендинг, медиа-сопровождение, спецпроекты, digital-каналы продвижения, аналитика и исследования. Была разработана Система сбора и распределения контента (СРК), запущенная летом 2020 г., которая позволила агрегировать информацию о реализации национальных проектов от федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) до региональных (РОИВ) и стала каналом ее доставки в СМИ (рис. 5).

Также важными элементами коммуникационной экосистемы стали ам-бассадоры (авторитетные люди, представляющие какой-либо бренд или идею), эксперты и партнеры, общественная коммуникация вокруг важных тем и ценностей, сторителлинг (storytelling в пер. с англ. - рассказывание историй). Отдельным направлением представлено использование игровых

механик для популяризации положений нацпроектов, а также образовательных форматов (перевод информирования и формирования понимания в онлайн-курсы, тесты).

Рис. 5. Личный кабинет системы СРК

Кроме того, запущена платформа о нацпроектах [25], позволяющая оперативно получать информацию о сути НП с акцентом на возможности для людей, историях реальных благополучателей и являющаяся навигатором по нацпроектам для населения. Сформирована сетка в социальных медиа, дающая возможность оперативного информирования о событиях, связанных с нацпроектами, вовлечения людей в их реализацию и получения оперативной обратной связи.

Заключение

Проведенное исследование показало, что активизация деятельности и расширение круга коммуникационных инструментов, используемых АНО «Национальные приоритеты», формирование четкой экосистемы способствуют повышению уверенного знания и осведомленности населения о проводимых государством мероприятиях в реализации национальных проектов. Важным результатом этой работы становится то, что люди начали связывать изменения и улучшения социально-бытовых условий с деятельностью государства. Это, по мнению автора, стало первым этапом в формировании устойчивой связи между государством и обществом, возрастании доверия к нему со стороны населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем существенная информационная турбулентность в России 2022 г. внесла свои коррективы в наметившуюся позитивную динамику. Консенсус общества и власти, наметившийся за время функционирования

АНО «Национальные приоритеты», в полноценном виде в новых информационных условиях проблематичен, хотя, по нашей оценке, не является невозможным. Иными словами, сложившаяся ситуация поставила под вопрос, но не нивелировала возможность полноценного консенсуса: его восстановление сейчас требует качественной работы всей вертикали власти и прежде всего муниципальных и региональных властей. В этом плане оперативность и эффективность работы позволят локализовать острые фазы негатива и вернуть на повестку обычные и привычные для социума социально-экономические вопросы, которые являются базовыми для реализации нацпроектов.

По мнению автора, вторым этапом в новых реалиях важно сохранить наметившуюся позитивную оценку роли государства, органов власти в реализации мер поддержки населения в виде нацпроектов за счет наращивания уверенного знания. Следующим, третьим, этапом коммуникации вокруг нацпроектов может стать более активное вовлечение населения. Это должно сопровождаться выверенным взаимодействием на всех уровнях вертикали власти, структурированием работы за счет выделения этапов разработки, реализации, мониторинга и анализа промежуточных и итоговых результатов. Разработка инструментария для решения этих задач может лечь в основу дальнейших исследований.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. № 20. Ст. 2817.

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 22 июля 2020. № 159

3. Распоряжение Правительства № 2880-р от 30 ноября 2019 г. URL: http://government.ru/docs/all/124953/

4. Распоряжение Правительства № 2880-р от 30.11.2019 г., от 3.12.2019 г. № 2913-р. URL: http://government.ru/docs/38512/ (дата обращения: 28.09.2022).

5. Информационные материалы о национальных проектах, установленные Указом Президента России от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». URL: http://government.ru/news/35675/ (дата обращения: 29.09.2022).

6. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия СПбГЭУ. 2019. № 4. С. 20-25.

7. Краснова Е.А. Приоритетные национальные проекты и идеологическая функция государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. С. 71-77.

8. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М. : МИФИ, 2003. 380 с.

9. Соловьев А.И. Политические коммуникации: к вопросу о теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 5-18. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.03.02

10. Ядрышников Е.В. Информационное сопровождение государственной политики в интернете // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-1 (53). С. 207-209.

11. Мижинский М.Ю., Сигутина М.А. Коммуникационные разрывы. Причина неудач международных проектов коммерциализации технологий в России // Инновации. 2006. № 10. С. 88-96.

12. Венидиктов С.В. Коммуникационный разрыв общества и государства в услови-ях информационной дезинтеграции (на примере Республики Беларусь). Минск, 2021. С. 45-47.

13. Венидиктов С.В. Информационное взаимодействие в интеграционных формированиях: структурно-функциональная характеристика пространства медиакоммуника-ции. Могилев : Могилев. институт МВД, 2019. 176 с.

14. Кранзеева Н.А., Орлова А.В., Нятина Н.В., Григорик Н.Н. Соучастие населения региона в реализации национальных проектов: ретроспектива и перспектива // Экономическая социология и демография. 2020. Т. 28, № 3.

15. Wu L., Jia G., Zhang P. Improving the effectiveness of public participation in public infrastructure megaprojects // International Journal of Managing Projects in Business. 2020. Vol. 13, № 7. Р. 1522-1536. https://doi.org/10.1108/IJMPB-12-2018-0281

16. Skimore M., J. Boon Hui Yap. Ameliorating time and cost control with project learning and communication management // International Journal of Managing Projects in Business. 2020. Vol. 13, № 4. Р. 767-792.

17. Irfan M., Hassan M., Hassan N., Habib M., Khan S., Nasruddin A.M. Project management maturity and organization reputation: a case study of public sector organization // IEEE Access. 2020. Vol. 8.

18. Гулякина Е.А. Социально-информационное поведение человека // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 6-2 (85). С. 59-61.

19. Гилёва И.С., Кузнецова Е.В. Медиакоммуникации как фактор эффективности реализации национальных проектов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 1 (39). С. 15-25. doi: 10.47475/2070-0695-2021-10102

20. Национальные проекты: ожидания россиян. Аналитический центр НАФИ. URL: https://nafi.ru (дата обращения: 20.08.2020).

21. Восприятие образа будущего и национальных проектов населением РФ. Центр социального проектирования «Платформа». URL: https://pltf.ru/2020/03/05/vosprijatie-obraza-budushhego-i-nacionalnyh-proektov-naseleniem/ (дата обращения: 06.10.2022).

22. Опрос показал, что информированность россиян о нацпроектах выросла. URL: https://национальн^Iепроект^I.рф/news/opros-pokazal-chto-informirovannost-rossiyan-o-natsproektakh-vyrosla?ysclid=l8x3ff4pqy587391267 (дата обращения: 06.10.2022).

23. Из личного архива автора, исследование ВЦИОМ, 2020.

24. Из личного архива автора, исследование VK Group и АНО «Национальные приоритеты», 2022.

25. URL: https://национальныепроекты.рф

References

1. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. (2018) Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" (with amendments and additions)]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii. 14 May. 20. Art. 2817.

2. Rossiyskaya gazeta. (2020) Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 "O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda" [On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020]. Rossiyskaya gazeta. 22 July. 159.

3. The Russian Government. (2019) Government Decree No. 2880-r of November 30, 2019. [Online] Available from: http://government.ru/docs/all/124953/. (In Russian).

4. The Russian Government. (2019) Order of the Government No. 2880-r of November 30, 2019; No. 2913-r of December 3, 2019. [Online] Available from: http://government.ru/docs/38512/ (Accessed: 28.09.2022). (In Russian).

5. The Russian Government. (2019) Information on national projects established by Decree of the President of Russia No. 204 of May 7, 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". [Online] Available from: http://government.ru/news/35675/ (Accessed: 29.09.2022). (In Russian).

6. Bednyakov, A.S. & Mierin', L.A. (2019) Natsional'nye proekty Rossii: problemy i resheniya [National projects of Russia: problems and solutions]. Izvestiya SPbGEU. 4. pp. 20-25.

7. Krasnova, E.A. (2008) Prioritetnye natsional'nye proekty i ideologicheskaya funktsiya gosudarstva [Priority national projects and the ideological function of the state]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. pp. 71-77.

8. Manoylo, A.V. (2003) Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v osobykh usloviyakh [State Information Policy in Special Conditions]. Moscow: MIFI.

9. Solov'ev, A.I. (2002) Politicheskie kommunikatsii: k voprosu o teoreticheskoy identifikatsii [Political communications: on the issue of theoretical identification]. Polis. 3. pp. 5-18. DOI: 10.17976/jpps/2002.03.02

10. Yadryshnikov, E.V. (2015) Informatsionnoe soprovozhdenie gosudarstvennoy politiki v internete [Information support of state policy on the Internet]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 3-1 (53). pp. 207-209.

11. Mizhinskiy, M.Yu. & Sigutina, M.A. (2006) Kommunikatsionnye razryvy. Prichina neudach mezhdunarodnykh proektov kommertsializatsii tekhnologiy v Rossii [Communication breaks. The reason for the failure of international technology commercialization projects in Russia]. Innovatsii. 10. pp. 88-96.

12. Venidiktov, S.V. (2021) [Communication gap between society and the state in the context of information disintegration (on the example of the republic of Belarus)]. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo [Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation]. Proceedings of the 3rd International Conference. Vol. 3 (2). Moscow. 1415 October 2020. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of RAS. pp. 45-47. (In Russian).

13. Venidiktov, S.V. (2019) Informatsionnoe vzaimodeystvie v integratsionnykh formirovaniyakh: strukturno-funktsional 'naya kharakteristika prostranstva mediakommunikatsii [Information Interaction in Integration Formations: structural and functional characteristics of the space of media communication]. Mogilev: Mogilev Institute of the MIA of the Republic of Belarus.

14. Kranzeeva, N.A. et al. (2020) Souchastie naselenie regiona v realizatsii natsional'nykh proektov: retrospektiva i perspektiva [Complicity of the population of the region in the implementation of national projects: retrospective and perspective]. Ekonomicheskaya sotsiologiya i demografiya. 3 (28). P. 509.

15. Wu, L., Jia, G. & Zhang, P. (2020) Improving the effectiveness of public participation in public infrastructure megaprojects. International Journal of Managing Projects in Business. 7 (13). pp. 1522-1536. DOI: 10.1108/IJMPB-12-2018-0281

16. Skimore, M., Boon Hui Yap, J. (2020). Ameliorating time and cost control with project learning and communication management. International Journal of Managing Projects in Business. 4 (13). pp. 767-792. DOI: 10.1108/IJMPB-02-2019-0034

17. Irfan, M. et al. (2020) Project management maturity and organization reputation: a case study of public sector organization. IEEE Access. 8. pp. 73828-73842.

18. Gulyakina, E.A. (2016) Sotsial'no-informatsionnoe povedenie cheloveka [Media communications as a factor in the effectiveness of the implementation of national projects]. Novaya nauka: problemy iperspektivy. 6-2 (85). pp. 59-61.

18. Gileva, I.S. & Kuznetsova, E.V. (2021) Mediakommunikatsii kak faktor effektivnosti realizatsii natsional'nykh proektov [Media communications as a factor in the effectiveness of the implementation of national projects]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 1 (39). pp. 15-25. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10102

19. NAFI Research Centre. (n.d.) Natsional'nye proekty: ozhidaniya rossiyan [National Projects: expectations of Russians]. [Online] Available from: https://nafi.ru (Accessed: 20.08.2020).

20. Platforma. Center for social design. (2020) Vospriyatie obraza budushchego i natsional 'nykh proektov naseleniem RF [Perception of the image of the future and national projects by the population of the Russian Federation]. [Online] Available from: https://pltf.ru/2020/03/05/vosprijatie-obraza-budushhego-i-nacionalnyh-proektov-naseleniem/ (Accessed: 06.10.2022).

21. Natsional'nye proekty [National Projects]. (2021) Opros pokazal, chto informirovannost' rossiyan o natsproektakh vyrosla [The survey showed that the awareness of Russians about national projects has grown]. [Online] Available from: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/opros-pokazal-chto-informirovannost-rossiyan-o-natsproektakh-vyrosla (Accessed: 06.10.2022).

22. Author's Personal Archive. (2020) Issledovanie VTslOM. [VTslOM Study].

23. Author's Personal Archive. (2022) Issledovanie VK Group i ANO "Natsional'nye prioritety" [Study by VK Group and ANO National Priorities]. [Online] Available from: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/

Сведения об авторе:

Большакова К.Ю. - аспирантка 3-го курса Аспирантской школы по государственному муниципальному управлению Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия). E-mail: kybolshakova@hse.ru

Information about the author:

K.Yu. Bolshakova, postgraduate student of the Postgraduate School of Public Municipal Administration, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russian Federation). E-mail: kybolshakova@hse.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.10.2022; одобрена после рецензирования 11.11.2022; принята к публикации 16.11.2022.

The article was submitted 27.10.2022; approved after reviewing 11.11.2022; accepted for publication 16.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.