УДК 338(045) © Карапетова А. Л., 2022
Современные проблемы реализации национальных проектов в муниципальных образованиях России и пути их решения
Национальные проекты, появившись не так давно, являются эффективным инструментом реализации национальных целей страны. На этапе их реализации возникает достаточное количество проблем, требующих решения. Решение проблем следует начинать с уровня муниципалитета страны, так как они составляют основу региона, а он, в свою очередь, страны. В данной статье на основании основных законов, а также последних статистических данных органов финансового контроля, которые публикуют результаты реализации национальных проектов в стране, рассматриваются практические аспекты разработки национальных проектов. Рассматриваются вопросы межмуниципального сотрудничества, которые являются достаточно острой проблемой в реализации национальных проектов.
Особое внимание в статье уделено современным проблемам их реализации в муниципальных управлениях России, и указаны основные пути их решения.
Ключевые слова: национальные проекты; национальные цели; муниципальные интересы; бюджет; проблемы
Для цитирования: Карапетова А. Л. Современные проблемы реализации национальных проектов в муниципальных образованиях России и пути их решения. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(4):25-33.
Научный руководитель: Барменкова Н.А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific supervisor: Barmenkova N. A., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Financial University, Moscow, Russia.
Ангелина Левановна Карапетова, студентка факультета «Высшая школа
управления», Финансовый университет, Москва, Россия
Angelina L. Karapetova, student, Faculty of the Higher School of Management,
Financial University, Moscow, Russia
k.angelinaa@mail.ru
АННОТАЦИЯ
ORIGINAL PAPER
Modern Problems and Solutions of Implementing the Russian National Projects in the Municipalities
ABSTRACT
National projects implemented not so long ago are the functional implementation of national goals. At the stage of their implementation, enough problems arise that need to be addressed. Problem solving begins with the level of consumption of the country, as they cover the entire region, and the region - the entire country. The paper discusses the major aspects of the national projects development. The author considered the issues of inter-municipal cooperation, which are quite an acute problem in implementing individual projects. The study paid the particular attention to the modern problems of their implementation in the municipal governments of Russia, as well as identified the main ways of their re-solutions. Keywords: economic projects; low target; municipal interests; budget; problems
For citation: Karapetova A. L. Modern problems and solutions of implementing the Russian national projects in the municipalities. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(4):25-33.
Введение
Национальный проект - проект (программа), который направлен на достижение национальных целей и целевых показателей, составляющих его содержание.
Впервые термин «национальный проект» появился в России в 2005 г. Начало практической реализации проектов положил Указ Президента РФ от 21.10.2005 № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов»1. На Совет были возложены задачи координации работы всех звеньев госаппарата, местных органов власти и общественных организаций при реализации указанных проектов.
В настоящее время реализация нацпроектов осуществляется на основе Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2, который
1 Указ Президента Российской Федерации от 21.10.2005 № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов». Официальный сайт компании «Га-рант». URL: https://base. garant.ru/5169952/ (дата обращения: 24.05.2022).
2 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах
ознаменовал новый этап реализации 13 национальных проектов, а также на основе принятым вслед за ним Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»3.
Национальные проекты в России
Нацпроекты реализуются в различных сферах жизни общества и сгруппированы по 3 основным направлениям (рис. 1).
Общий бюджет реализуемых национальных проектов России составляет 25,7 трлн руб. Из них больше всего денежных средств выделено на реализацию направления «Экономический рост» - 10,1 трлн руб., на направление «Комфортная среда для жизни» - 9,9 трлн руб. и на реализацию направления «Человеческий капитал» - 5,7 трлн руб. [4].
развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный сайт компании «Гарант». URL: https://base. garant.ru/71937200/ (дата обращения: 24.05.2022). 3 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт компании «Гарант». URL: https://base.garant.ru/74404210/ (дата обращения: 24.05.2022).
Человеческий капитал
• Здравоохранение
• образование •демография
• культура
Комфортная среда для _жизни_
• Безопасные
и качественные автодороги
•жилье и городская среда
• экология
Экономический рост
•Наука
• малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
• цифровая экономика
• производительность труда и поддержка занятости
• международная кооперация и экспорт
• комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
Рис. 1. Направления реализации национальных проектов РФ
Источник: составлено автором на основании данных «Участие муниципальных образований в реализации национальных проектов». Фонд «Институт экономики города». URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/uchastie_municipalnyh_ obrazovanN_v_realizacN_nacionalnyh_proektov.pdf
Механизм реализации национальных проектов построен на взаимодействии всех уровней власти страны: федеральных, региональных, местных, а также общественных объединений и различных организаций. Таким образом, взаимосвязанность и взаимная интеграция проектов позволяет добиться за счет синергетического эффекта существенно высоких результатов4.
Структуру бюджетов национальных проектов на весь период реализации отдельно по каждому нацпроекту можно представить в виде, отраженном в табл. 1.
Данные таблицы дают возможность сделать вывод, что тройку первых по бюджетному финансированию национальных проектов составляют: «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология». Это объясняется тем, что именно данные направления являются важнейшим фактором развития территорий страны [1].
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2022 г. за 2021 г. было реализовано из федерального бюджета 2549,0 млрд руб., 97,8% от плановых бюджетных назначений. Исполнение расходов по национальным проектам РФ отображает рис. 2.
4 Решение Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 05.11.2019 на тему «Об участии органов местного самоуправления в реализации национальных проектов». Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://council.gov. ru/media/files/Arf0nAulExq8RE 6dzr2olP0A9iAB 333D.pdf (дата обращения: 24.05.2022).
Реализация национальных проектов на уровне муниципальных образований
Структура федерального проекта включает региональный элемент, а он, в свою очередь, включает показатели, достижение которых обеспечивают как региональные, так и муниципальные власти. Региональный компонент может рассматриваться как самостоятельный проект или перечень конкретных мероприятий в рамках реализации национального проекта. Если проект не разрабатывается регионом, то муниципалитет как один из исполнителей мероприятия национального проекта участвует в его реализации [7].
Органы местного самоуправления определяют успешность реализации национальных проектов.
Так, из 63 вопросов местного значения (ст. 1616.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)5:
• 28, или 44%, относятся к реализации национальных проектов на уровне постановки целей;
• 13, или 21%, наиболее тесно связаны с реализацией национальных проектов.
Более 30% мероприятий, содержащихся в 10 национальных проектах,по оценке Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, затрагивают муниципальные интересы [6].
5 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 24.05.2022).
Таблица
Структура бюджетов национальных проектов РФ 2019-2024 гг.
Направление Всего, млрд руб. Из них (источников средств), млрд руб.
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Государственные внебюджетные фонды Внебюджетные источники
Демография 3105,2 2973,4 78,1 53,7 -
Здравоохранение 1725,8 1366,7 265,0 94,0 0,1
Образование 784,5 723,3 45,7 - 15,4
Культура 113,5 109,7 3,8 - -
Жилье и городская среда 1066,2 891,0 167,8 - 7,4
Экология 4041,1 701,2 133,8 - 3206,1
Безопасные и качественные автомобильные дороги 4779,7 440,9 4139,1 - 199,7
Производительность труда и поддержка занятости 52,1 45,7 0,8 - 5,6
Наука 636,0 404,8 - - 231,2
Цифровая экономика 1634,9 1099,6 - - 535,3
Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 481,5 416,2 11,4 - 53,9
Международная кооперация и экспорт 956,8 956,8 - - -
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 6348,1 3028,8 58,7 - 3260,6
Источник: Прокофьев С. Е. и др. Система местного самоуправления. Учебное пособие для вузов. С. Е. Прокофьев,
О. В. Панина, С. Г. Еремин, Н. Н. Мусинова, ред. 2-е изд. М.: Юрайт; 2022. 118 с. ISBN 978-5-534-15082-7. URL: https://urait.
ru/bcode/492522/p.54
Удельный вес расходов местных бюджетов на реализацию национальных проектов, по данным ежегодного мониторинга, проводимого Министерством финансов РФ, дает возможность рассмотреть исполнение местных бюджетов в субъектах РФ, а также взаимодействие между бюджетами на региональном и муниципальном уровнях (рис. 3).
В 2020 г. общий объем расходов местных бюджетов на реализацию национальных проектов составил 514,0 млрд руб. а это практически сумма расходов трети региональных проектов. В числе лидирующих направлений национальных проектов «Жилье и городская среда», «Культура» и «Экология», аутсайдерами же являются - «Малое и среднее предпринимательство», «Производительность труда» и «Международная кооперация и экспорт»,
что указывает на то, что именно эти сферы жизнедеятельности больше всего нуждаются в совершенствовании.
В целом органы местного самоуправления принимают участие в 12 национальных проектах, не участвуют они только в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, и лишь несколько участвуют в национальном проекте «Наука».
Вместе с тем кассовое исполнение местных бюджетов в части расходов на реализацию региональных проектов несколько отстает от темпов исполнения региональных бюджетов: по состоянию на 01.01.2021 г. исполнение местных бюджетов составляет 468,3 млрд руб., или 91,1% от предусмотренных бюджетных назначений (514,0 млрд руб.).
«Демография» — 98,7%
«Экология» — 97,7%
«Цифровая экономика
Российской Федерации» — 95,8%
«Здравоохранение»-95,2%
«Безопасные качественные дороги» — 99,8%
«Культура» — 98,
«Образование» — 89,8%
«Производительность труда» — 97,9%
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — 95,2%
«Жилье и городская среда» — 99,8%
«Наука и университеты» 99,4%
«Международная кооперация и экспорт» — 99,2%
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) — 98,8%
Рис. 2. Исполнение расходов в разрезе национальных проектов РФ
Источник: составлено автором на основании данных «Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов». Минфин России. Официальный сайт Министерства. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37752-ispo[nenie_raskhodov_federalnogo_byudzheta_na_ryea[izatsiyu_natsionalnykh_proektov
Рис. 3. Удельный вес расходов местных бюджетов в финансовом обеспечении региональных проектов, соответствующих национальным проектам, 2020 г., %
Источник: составлено автором на основании «Информации о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2020 год», составленной Министерством финансов РФ.
Кассовое исполнение на аналогичную дату по бюджетам субъектов Российской Федерации - 93,2%.
Наиболее значительное отставание отмечается по национальным проектам «Образование» -86,9%; «Жилье и городская среда» - 89,3%.
В настоящее время муниципалитеты России активно участвуют в реализации общегосударственных задач, принимают собственные программы, планы мероприятий и заключают соглашения с региональными властями. Среди наиболее популярных направлений таковых программ: здравоохранение, демография, формирование комфортной городской среды, экология, строительство, реконструкция автомобильных дорог.
Президент РФ В. В. Путин на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в январе 2020 г. отметил, что «успешная реализация национальных проектов невозможна без активного участия в этой работе муниципальных органов власти. Наша общая задача - обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами»6.
Примером взаимодействия региональных и муниципальных органов власти является Республика Северная Осетия-Алания (далее - РСО-Алания), участвующая в реализации 12 нацпроектов. Указом Главы РСО-Алания от 03.02.2022 № 30 «О Республиканском штабе по формированию и реализации мероприятий национальных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания» был создан штаб по формированию и реализации мероприятий национальных проектов, целями деятельности которого являются7:
• обеспечение взаимодействия и координации деятельности всех уровней государственной власти, заинтересованных органов и организаций по формированию и реализации мероприятий национального проекта на территории Республики Алания;
6 Заседание Совета по развитию местного самоуправления. Официальное интернет-представительство президента России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/62701 (дата обращения: 24.05.2022).
7 Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 03.02.2022 № 30 «О республиканском штабе по формированию и реализации мероприятий национальных проектов на территории Республики Север-ная Осетия-Алания». Официальный сайт компании «Гарант». URL: https://www.garant. ru/hotlaw/osetia/1529142/ (дата обращения: 24.05.2022).
• содействие органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям Республики в подготовке документов, необходимых для их дальнейшего представления в исполнительные органы государственной власти Российской Федерации в целях привлечения средств из федерального бюджета;
• разработка предложений по вопросам подготовки и эффективной реализации мероприятий региональных проектов;
• обеспечение выполнения в соответствии с требованиями законодательства в определенные сроки реализации мероприятий, направленных на достижение целей и результатов региональных проектов;
• разработка предложений по решению проблемных вопросов, связанных с угрозой срыва сроков формирования и реализации мероприятий национальных проектов на территории РСО-Алания.
Важное значение при реализации национальных проектов имеет вовлечение населения в проектную деятельность. И хотя эта практика широко распространена, в основном она носит односторонний и спорадический характер. Наиболее успешная практика вовлечения населения в проектную деятельность связана с реализацией соответствующих региональных проектов, например «Формирование комфортной городской среды», национального проекта «Жилье и городская среда» [3].
Проблемы реализации национальных проектов в муниципальных образованиях и пути их решения
При реализации национальных проектов в муниципалитетах возникает достаточное количество проблем, оказывающих негативное влияние на их исполнение, которые необходимо решать.
Особое значение в реализации проектов играет кадровая составляющая их исполнения. Грамотное управление реализацией национальных проектов способствует повышению их эффективности, а в дальнейшем, по окончании их реализации, становится возможным достижение высокого индекса человеческого развития, характеризующего способность человека достигать достойного уровня жизни, получать знания, вести долгую и здоровую жизнь [2].
Население не обладает достаточной информацией об осуществляемых национальных проектах или не проявляет интереса к ним
Создание благоприятных правовых и организационных возможностей для расширения активного заинтересованного участия граждан в реализации национальных проектов
Отсутствие полной и достоверной статистической информации о деятельности по направлениям реализации национальных проектов
ч_<
<--
Необходимость повышения финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований в целях реализации национальных проектов
ч_<
<■--
Отсутствие законодательно закрепленного процесса участия органов муниципального управления в реализации национальных проектов
ч_»
<--
Муниципальные служащие не всегда
готовы к осознанию их целей и полноценной работе по реализации национальных проектов
ч_<
/■--'
Целевые показатели реализации проектов оцениваются по результатм года, с некоторой задержкой, из-за сбора статистики
Обеспечение широкого информационного сопровождения реализации мероприятий в муниципальных образованиях
1 Установление конкретных обязательств федеральных органов власти в отношении сроков и объемов финансирования национальных проектов на местном уровне из федерального бюджета
Повышение уровня методического и информационного обеспечения участия органов местного самоуправления в реализации мероприятий в рамках национальных проектов
Выработка новых комплексных подходов к совершенствованию системы подготовки муниципальных кадров, соответствующих задачам прорывного развития страны
Создание единой системы мониторинга и контроля реализации нацпроектов
Рис. 4. Проблемы реализации национальных проектов в муниципальных образованиях и пути их решения
Источник: составлено автором на основании Решения Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания РФ от 05.11.2019 на тему «Об участии органов местного самоуправления в реализации национальных проектов». Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://council.gov.ru/media/files/ Arf0nAulExq8RE 6dzr2olP0A9iAB 333D.pdf
Основные проблемы реализации национальных проектов в муниципальных образованиях России и пути их решения указаны на рис. 4.
Особо следует выделить проблему межмуниципальной составляющей участия муниципалитетов в проектной деятельности. В целях реализации региональных проектов необходимо развитие и совершенствование механизмов межмуниципального сотрудничества на территории нескольких муниципальных образований [5]. Возможные механизмы межмунипального сотрудничества показаны на рис. 5.
Выводы
Проведенный анализ реализации национальных проектов в России позволяет сделать вывод о том,что муниципальные образования
с страны играют немаловажную роль в данном процессе. Именно реализация проектов на местах является эффективным средством повышения уровня социально-экономического развития, что определяет уровень всей страны в целом.
При реализации национальных проектов в муниципалитетах возникает значительное количество проблем, которые необходимо решать совместными усилиями органов региональной и муниципальной власти.
Для дальнейшего совершенствования механизмов реализации нацпроектов в рамках муниципального образования необходимо изучать лучшие муниципальные практики в части реализации нацпроектов, в целях заимствования, используемых ими методов управления.
С Демография V J • Совместное использование объектов спортивно-оздоровительной Л инфраструктуры, в том числе обеспечение возможностей для их безбарьерного посещения гражданами. • Создание и поддержка единой межмуниципальной информационной базы о существующих объектах спортивно-оздоровительной инфраструктуры
С "> Здравоохранение V у • Интеграция транспортных систем и систем расселения соседних Л муниципальных образований в рамках агломерации для повышения доступности медицинских учреждений. • Формирование единой информационной системы в сфере здравоохранения (при условии передачи соответствующих полномочий на местный уровень) J
с > Образование ^ > • Обеспечение безбарьерного перемещения жителей между учебными заведениями. • Координация молодежной политики муниципальных образований в рамках агломерации
с > Жилье и городская среда V У • Координация программ сноса ветхого и аварийного жилья. "Ч • Проведение согласованной градостроительной политики посредством согласования документов территориального планирования муниципальных образований агломерации, либо разработки схемы территориального планирования агломерации, согласованной с органами местного самоуправления и гражданами всех муниципальных образований агломерации. • Совместное обустройство мест массового отдыха населения У
с > Экология V У • Согласование площадок для размещения твердых коммунальных отходов (при условии передачи соответствующих полномочий на местный уровень). • Совместная эксплуатация полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов (при условии передачи соответствующих полномочий на местный уровень). • Организация совместного мониторинга несанкционированных свалок в границах городских агломераций. • Организация совместного мониторинга состояния поверхностных вод , в границах городских агломераций
г > Безопасные и качественные автомобильные дороги V У • Согласование программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципальными образованиями агломерации. • Согласование (в идеале — интеграция) маршрутных сетей общественного транспорта муниципальными образованиями агломерации. • Интеграция систем оплаты проезда, действующих в различных муниципальных образованиях агломерации. • Формирование единой информационной системы в транспортной сфере в рамках агломерации, в том числе единого реестра маршрутов агломерации
с Производительность труда и поддержка занятости • Согласование вопросов размещения инвестиционных площадок ^ муниципальными образованиями агломерации. • Координация политики в сфере здравоохранения (при условии передачи соответствующих полномочий на местный уровень)
с > Наука V > • Повышение связности учебных заведений и научно-исследовательских организаций с транспортными узлами путем совместного территориального планирования. • Совместное предоставление доступа к муниципальным сервисам для студентов и сотрудников научных организаций
Цифровая экономика • Обмен данными и создание единых обновляемых реестров по всем направлениям межмуниципального сотрудничества
г Культура • Оптимизация транспортной доступности учреждений культуры ^ путем совместного территориального планирования. • Формирование общеагломерационных баз данных учреждений культуры
г Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы • Совместное проведение муниципальных закупок в рамках ^ агломерации. • Совместное развитие общеагломерационной логистической инфраструктуры
Международная кооперация и экспорт
• Совместное развитие логистической инфраструктуры в перспективных с точки зрения экспорта районах агломерации.
• Проведение совместной маркетинговой политики по продвижению общеагломерационных брендов
Рис. 5. Возможные механизмы межмуниципального сотрудничества
Источник: Участие муниципальных образований в реализации национальных проектов. Фонд «Институт экономики города». URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/uchastie_municipalnyh_obrazovanii_v_realizacii_nacionalnyh_proektov.pdf
Список источников
1. Прокофьев С. Е. и др. Государственное и муниципальное управление. Прокофьев С. Е., Панина О. В., Еремин С. Г., Мусинова Н. Н., ред. 2-е изд. М.: Юрайт; 2022. 608 с. ISBN 978-5-534-13133-8. URL: https://urait. ru/bcode/497388/p.6 (дата обращения: 24.05.2022).
2. Горяченко Е. Е., Малов К. В., Проблемы реализации национальных проектов на муниципальном уровне. Мир экономики и управления. 2021;21(2). URL: https://woeam.eLpub.ru/jour/articLe/downLoad/197/181 (дата обращения: 24.05.2022).
3. Бедняков А. С., Миэринь Л.А., Национальные проекты России: проблемы и решения. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019;(4). URL: https://roscongress.org/materiaLs/ natsionaLnye-proekty-rossii-probLemy-i-resheniya/ (дата обращения: 24.05.2022).
4. Бозиева И.А. Развитие инструментов финансирования воспроизводственных инноваций. Финансы и кредит. 2019;(5). URL: https://eLibrary.ru/item.asp? Id=37634050 (дата обращения: 24.05.2022).
5. Вагабова Д. С. Современные тенденции развития межбюджетных отношений. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. М.: Наука и Просвещение; 2018. URL: https://eLibrary.ru/ item.asp?id=32841008&pf=1 (дата обращения: 24.05.2022).
6. Куделич М. И. Система нормативных требований к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы. Финансовый журнал. 2019;4(50). URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/cistema-normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionaLnyh-proektov-aktuaLnye-probLemy (дата обращения: 24.05.2022).
7. Лапина М. Ф., Гуринович А. Г., Лапин А. В., Концептуальные и финансово-правовые аспекты публичного управления национальными проектами. Право и политика. 2020;(9). URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ kontseptuaLnye-i-finansovo-pravovye-aspekty-pubLichnogo-upravLeniya-natsionaLnymi-proektami (дата обращения: 24.05.2022).
References
1. Prokofiev S. E. et aL. State and municipaL management. Prokofiev S. E., Panina O.V., Eremin S. G., Musinova N. N., eds. 2nd ed. Moscow: Yurait; 2022. 608 p. ISBN 978-5-534-13133-8. URL: https://urait.ru/bcode/497388/p.6. (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
2. Goryachenko E. E., MaLov K. V. ProbLems of impLementation of nationaL projects at the municipaL LeveL. Mir ekonomiki i upravleniya = World of Economics and Management. 2021;21(2). URL: https://woeam.eLpub.ru/jour/ articLe/downLoad/197/181 (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
3. Bednyakov A. S., Mierin L.A. NationaL projects of Russia: ProbLems and soLutions. News of the St. Petersburg State University of Economics = News of the St. Petersburg State University of Economics. 2019;(4). URL: https://roscongress. org/materiaLs/natsionaLnye-proekty-rossii-probLemy-i-resheniya/ (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
4. Bozieva I.A. DeveLopment of instruments for financing reproduction innovations. Finansy i kredit = Finance and credit. 2019;(5). URL: https://eLibrary.ru/item.asp? Id=37634050 (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
5. Vagabova D. S. Modern trends in the deveLopment of inter-budgetary reLations. CoLLection of articLes II InternationaL scientific-practicaL conference. 2018. Moscow: Science and Education; 2018. URL: https://eLibrary. ru/item.asp?id=32841008&pf=1 (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
6. KudeLich M. I. The system of reguLatory requirements for evaLuating the effectiveness of nationaL projects: TopicaL issues. Finansovyj zhurnal = Financial journal. 2019;4(50). URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/cistema-normativnyh-trebovanii-k-otsenke-effektivnosti-natsionaLnyh-proektov-aktuaLnye-probLemy (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).
7. Lapina M. F., Gurinovich A. G., Lapin A. V. ConceptuaL and financiaL and LegaL aspects of pubLic management of nationaL projects. Pravo i politika = Law and Politics. 2020;(9). URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/ kontseptuaLnye-i-finansovo-pravovye-aspekty-pubLichnogo-upravLeniya-natsionaLnymi-proektami (accessed on 24.05.2022). (In Russ.).