Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЭНКИНГ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАРЬЕРЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Ю. С.

В данной статье рассматриваются внедрение цифровизации в некоммерческие организации и их участие в национальных проектах РФ. Анализируются изменения и дополнения целей и задач нацпроектов. Указаны причины переориентации национального проекта и изменение сроков исполнения. В статье указаны причины необходимости привлечения государством к участию в национальных проектах некоммерческих организаций (НКО), что помогает более эффективно реализовывать их как на федеральном, так и на региональном уровнях. В исследовании цифровизации НКО были выявлены основные тенденции внедрения цифровых технологий в организации, а также барьеры в цифровизации НКО и способы их решения. Рассмотрены механизмы реализации национальных проектов с целью сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческих организаций, один из которых, был представлен в рамках Петербургского международного экономического форума. Рэнкинг - механизм публичного признания вклада бизнеса и НКО в достижение целей и задач национальных проектов. По результатам партнеры национальных проектов будут иметь преимущества по участию своих представителей в деловых мероприятиях, реализуемых АНО «Национальные приоритеты». Автор приходит к выводу, что внедрение цифровых технологий в некоммерческие организации продвигается медленными темпами и зависит от ряда факторов, однако активное вовлечение в национальные проекты на федеральном и региональном уровнях становятся стимулом для эффективной работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article discusses the introduction of digitalization in non-profit organizations and their participation in national projects of the Russian Federation. Changes and additions to the goals and objectives of national projects are analyzed. The reasons for the reorientation of the national project and the change in deadlines are indicated. The article points out the reasons for the need for the state to involve non-profit organizations (NPOs) in national projects, which helps to implement them more effectively both at the federal and regional levels. The study of the digitalization of NGOs identified the main trends in the introduction of digital technologies in the organization, as well as barriers to the digitalization of NGOs and ways to solve them. The mechanisms of implementation of national projects for the purpose of cooperation between the state, business and non-profit organizations are considered, one of which was presented at the St. Petersburg International Economic Forum. Ranking is a mechanism for public recognition of the contribution of business and NGOs to achieving the goals and objectives of national projects. According to the results, the partners of national projects will have advantages in the participation of their representatives in business events implemented by the ANO «National Priorities». The author comes to the conclusion that the introduction of digital technologies in non-profit organizations is progressing slowly and depends on a number of factors, but active involvement in national projects at the federal and regional levels become an incentive for the effective work of the organization.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.222

Ю.С. Афанасьева

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», Рязань

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

YuS. Afanasyeva

PhD in Philosophy Science, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Business and Management, Branch of "Moscow Witte University", Ryazan E-mail: [email protected]

ACTIVITIES OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация. В данной статье рассматриваются внедрение цифровизации в некоммерческие организации и их участие в национальных проектах РФ. Анализируются изменения и дополнения целей и задач нацпроектов. Указаны причины переориентации национального проекта и изменение сроков исполнения. В статье указаны причины необходимости привлечения государством к участию в национальных проектах некоммерческих организаций (НКО), что помогает более эффективно реализовывать их как на федеральном, так и на региональном уровнях. В исследовании цифровизации НКО были выявлены основные тенденции внедрения цифровых технологий в организации, а также барьеры в цифровизации НКО и способы их решения. Рассмотрены механизмы реализации национальных проектов с целью сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческих организаций, один из которых, был представлен в рамках Петербургского международного экономического форума. Рэнкинг — механизм публичного признания вклада бизнеса и НКО в достижение целей и задач национальных проектов. По результатам партнеры национальных проектов будут иметь преимущества по участию своих представителей в деловых мероприятиях, реализуемых АНО «Национальные приоритеты». Автор приходит к выводу, что внедрение цифровых технологий в некоммерческие организации продвигается медленными темпами и зависит от ряда факторов, однако активное вовлечение в национальные проекты на федеральном и региональном уровнях становятся стимулом для эффективной работы организации.

Ключевые слова: национальный проект, некоммерческие организации, рэнкинг, цифровизация, барьеры цифровизации, цифровые трансформации.

Abstract. This article discusses the introduction of digitalization in non-profit organizations and their participation in national projects of the Russian Federation. Changes and additions to the goals and objectives of national projects are analyzed. The reasons for the reorientation of the national project and the change in deadlines are indicated. The article points out the reasons for the need for the state to involve non-profit organizations (NPOs) in national projects, which helps to implement them more effectively both at the federal and regional levels. The study of the digitalization of NGOs identified the main trends in the introduction of digital technologies in the organization, as well as barriers to the digitalization of NGOs and ways to solve them. The mechanisms of implementation of national projects for the purpose of cooperation between the state, business and non-profit organizations are considered, one of which was presented at the St. Petersburg International Economic Forum. Ranking is a mechanism for public recognition of the contribution of business and NGOs to achieving the goals and objectives of national projects. According to the results, the partners of national projects will have advantages in the participation of their representatives in business events implemented by the ANO «National Priorities». The author comes to the conclusion that the introduction of digital technologies in non-profit organizations is progressing slowly and depends on a number of factors,

but active involvement in national projects at the federal and regional levels become an incentive for the effective work of the organization. Key words: national project, non-profit organizations, ranking, digitalization, barriers to digitalization, digital transformation.

Национальные проекты России это переход на новую ступень развития, государства, шаг в будущее. Цель проектов — увеличить уровень благосостояния граждан, доступность и качество образования, здравоохранения, поддержка семьи, повышение благосостояния граждан.

7 мая 2018 года Президент России В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], в котором развитие человеческого капитала, обеспечение комфортная среды для жизни и «устойчивого экономического роста определены как основные направления национального развития.

В первый год исполнение указа не принесли желаемых результатов: был повышен НДС с 18 до 20%, что вызвало снижение потребительского спроса в экономике и затормозило рост ВВП, также выявлены сбои в системе государственного управления, финансирования и отсутствие у населения ощущения реальных перемен к лучшему.

В последующий год тенденция не изменилась, промежуточные целевые показатели проектов не выполнялись, а финансовое освоение средств происходило с серьезным отставанием, что свидетельствует о низком уровне проработки нацпроектов.

Вследствие пандемии финансирование нацпроектов существенно снизилось, так как увеличились расходы бюджета на реализацию программ поддержки бизнеса, населения и региональных бюджетов. В связи с этим, Президент подписал новый указ о национальных целях развития России до 2030 года, который заменил предыдущий стратегический документ, просуществовавший два года [5].

При анализе двух проектов, прослеживается существенная разница. Так в июльском указе до 2030 года определено пять национальных целей развития страны вместо девяти из майского указа от 2018 года. Первоначально ставилась цель увеличить

организации, осуществляющие технологические инновации до 50%, в новом проекте появился показатель по увеличению вложений в отечественные решения в ИТ-сфере превышающий в четыре раза показатель 2019 года.

Ставилась задача прироста производительности не менее 5% в год к 2024 году, новые экономические целевые показатели к 2030 году это 70% роста инвестиций в основной капитал, а также экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом [6].

Как видим, реализация национальных проектов идет медленными темпами, что тормозит реализацию их выполнения в поставленные сроки. Для достижения результатов к работе мероприятий в рамках национальных проектов привлекаются некоммерческие организации, бизнес и граждане.

Однако не все некоммерческие организации владеют цифровыми технологиями, чтобы участвовать в мероприятиях и представить свои проекты в рамках национальных проектов.

Исследование цифровизации российских НКО позволило сделать следующие выводы.

Различие в уровне цифровизации НКО проводились по следующим параметрам: организационно-правовая форма, размер организации (число сотрудников), возраст НКО (возраст руководителя и сотрудников), масштабирование, финансирование, географическое положение. На основании этого было выделено три кластера: лидеры (высокий уровень цифровизации НКО) — 13%, догоняющие (средний уровень циф-ровизации НКО) — 72%, отстающие (низший уровень цифровизации НКО) — 16%.

Опрос представителей среднего и догоняющего уровней выявил, что понятие «цифровизация» определяют по разному: как использование цифровых технологий взамен ручного труда, улучшение коммуникаций с внешней и внутренней средой, работа с данными (сбор и анализ), конку-

рентноспособность, паттернализм, поддержка внешней среды.

Барьеры в цифровизации НКО это проблемы связанные с финансовыми трудностями, рисками, связанными с внедрением неудачных или неработающих решений. Также проблемы компьютерной грамотности работников, особенно старшего поколения, что приводит к обучению персонала или привлечению внешних специалистов [7]. Отметим и отсутствие на рынке пакетных IT-решений готовых к использованию в НКО, низкая информированность организаций о цифровых продуктах. Возникают проблемы со стороны благополучателей оформлять услуги в цифровом виде, в основном затруднения вызывают в работе с малообеспеченными и пожилыми людьми.

При взаимодействии с ИТ специалистами вызывают затруднения при выборе грамотного специалиста, высокой оплаты услуг, формулировки технических задач и др. [4].

Проблемы, которые испытывают НКО при внедрении цифровизации, прежде всего, необходимо устранить внутри самой организации. Следует обратить внимание на ряд важных моментов:

— цифровое образование персонала, то есть необходимость в дополнительном обучение;

— развитие организационной культуры, поощрение применения цифровых навыков работником, наглядный пример показывающий улучшение процесса работы;

— учет навыков цифровых компетенций для соискателей;

— разработка инструкций для сотрудников по обеспечению безопасности данных;

— выработка оперативных и долгосрочных планов по цифровизации и внедрению цифровых решений в деятельность НКО с учетом актуальных трендов и финансовых возможностей;

— привлечение на постоянную работу в компании ИТ специалистов.

Руководитель организации должен объяснить сотрудникам перспективы циф-ровизации, осознание самим руководите-

лем в необходимости перемен это первый шаг к успеху.

Для повышение цифрового интеллекта сотрудников организации важно объяснить цели цифровизации, практическую полезность, показать на практике работу инструментов (на пример, CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами), создать общую ИТ-стратегию; выстроить мотивацию персонала [3].

Таким образом, без единого понимания «что такое цифровизация», «для чего она нужна компании», «как повлияет на работу организации», внедрение цифровых технологий будет затруднено.

Для успешного внедрения цифровиза-ции в НКО можно привлечь: государство, волонтеров, лидеров-НКО, некоммерческие компании.

Поддержка органов власти заключается в разработке государственных программ развития и поддержки некоммерческого сектора, а также необходимость цифровых коммуникаций между органами региональной и муниципальной власти и НКО.

Привлечение волонтеров. Взаимодействие с НКО должно включать четкие технические задания, уточнять до конца все непонятые моменты, что позволит всем сторонам представить процесс работы.

Лидеры-НКО могут поделиться опытом цифровизации, продемонстрировав как лучшие, так и худшие практики, объединять несколько некоммерческих организаций, имеющих одинаковую потребность цифровых решений, за небольшую плату или безвозмездность, проводить обучение, практико-ориентированные курсы по конкретным цифровым продуктам, создавать базу данных проверенных поставщиков и цифровых решений для НКО с указанием наименований организаций и стоимость услуг.

Некоммерческие компании. Выделение средств на организационное развитие и цифровизацию. Оказывать услуги probono силами своих специалистов для решения задач НКО в сфере цифровых технологий.

Данные меры смогут помочь быстро и качественно внедрить цифровые технологии в НКО.

Актуальным вопросом стало привлечение государством НКО и бизнеса к реализации национальных проектов.

В марте 2020 года на Совете Правительства РФ по вопросам попечительства в социальной сфере обсудили проблемы и меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

Председатель совета Татьяна Голикова, отметала положительную динамику участия НКО в четырех нацпроектах — «Образование», «Демография», «Здравоохранение» и «Наука». В 2017 году в реестр НКО было включено 42 организации — исполнителя общественно-полезных услуг, в 2019 году — уже 194, а за прошедший период 2020 года — еще 49.

Особое внимание уделяется нацпроекту «Образование» (федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»), предполагается привлечь СО НКО для поддержки добровольчества в рамках проекта «Социальная активность». В планах до 2024 года необходимо увеличить общее количество некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания до 19% [9].

Налаживать обратную вязь с населением, по вопросам улучшения жизни населения будет новая некоммерческая организация — «Национальные приоритеты».

Вопрос финансовой поддержки СО НКО решается путем выделения по линии Фонда президентских грантов дополнительно 3 млрд. рублей на софинансирование региональных конкурсов [2].

В рамках круглого стола «Опыт участия бизнеса в реализации национальных проектов России: итоги 2021 года» наградили лучшие компании и организации. Организаторами данного мероприятия стали комиссия Общественной палаты по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности и Ассоциация менеджеров России.

Награды получили организации «Университет 20.35» и «Движение без опасности», «Почта Банк», компании «Метал-линвест», «ЕвроХим», АФК «Система» и СУЭК, за активное взаимодействие с федеральными и региональными органами власти. Намечены новые образовательные проекты совместно с «ЕвроХимом» это

профориентационные лаборатории для школьников в регионах.

Для реализации национальных проектов создан механизм сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Рэнкинг — вклад бизнеса и некоммерческих организаций в реализацию национальных целей и национальных проектов представляет собой механизм сотрудничества через публичное признание вклада корпоративных социальных и благотворительных практик бизнеса и НКО, соответствующих целям и задачам национальных проектов.

Участие в рэнкинге и получившие статус «Партнер национального проекта» имеют следующие преимущества: информационную поддержку, публикации в одном из топовых бизнес медиа и размещены на сайте АНО «Национальные приоритеты», вовлечение их в продвижение национального проекта, оффлайн-мероприятий и онлайн-акций, участию своих представителей в деловых мероприятиях, реализуемых АНО «Национальные приоритеты».

Основными ресурсами финансовой поддержки НКО остаются субсидии на возмещение затрат на производство услуг, а также гранты в форме субсидий [8].

Из всего выше сказанного, следует, что внедрения цифровизации в НКО значительно влияет на развитие организации, как ее внутренней среды, повышение цифровой компетенции персонала, так и внешней участие в грантах как на региональном, так и федеральном уровнях, расширение партнерских отношений, привлечение инвестиций и укрепление имиджа организации.

Целями исследования стало внедрение цифровизации в некоммерческих организациях, сложности в понимании процесса «цифровизации» персоналом, трудности в финансировании, в работе с ИТ специалистами и применением ИТ технологий, в уровне цифровой грамотности работников. Даны рекомендации успешного внедрения цифровых процессов, а также предложены меры поддержки способствующие реализации перехода НКО в цифровую среду. Особое внимание уделено взаимодействию государства и некоммерческих организаций в реализации национальных проектах РФ.

Список литературы

1. Афанасьева, Ю.С. Национальный проект «Умный город»: опыт и перспективы / Ю.С. Афанасьева // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2019. — Т. 10. — № 4 (25). — С. 29-34.

2. Афанасьева, Ю.С. Особенности государственного стимулирования инновационной деятельности в России / Ю.С. Афанасьева // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2021. — № 3 (38). — С. 30-38.

3. Кострова, Ю.Б. Мировой опыт и тенденции развития социальной политики и практики / Ю.Б. Кострова, В.В. Туарменский, О.Ю. Ши-баршина. — М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. — 271 с.

4. Кострова, Ю.Б. Модель управления инновационной деятельностью компании: стратегический подход / Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибар-шина // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2020. — № 2 (33). — С. 29-37.

5. Кострова, Ю.Б. Социально-экономические последствия развития цифровых технологий / Ю.Б. Кострова // Актуальные проблемы современной науки и производства: Материалы VI Всероссийской научно-технической конференции. — Рязань: Индивидуальный предпри-

ниматель Коняхин Александр Викторович, 2021. — С. 404-409.

6. Чиркова, Н.Е. Специфика функционирования системы «открытое правительство» и Ключевые направления ее развития в Волгоградской области / Н.Е. Чиркова // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. — 2014 — № 2 (12). — С. 12-15.

7. Шибаршина, О.Ю. К вопросу о развитии цифровой экономики в современном обществе / О.Ю. Шибаршина // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: ци-вилизационный аспект : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021. — С. 232-235.

8. Шибаршина, О.Ю. Особенности государственного стимулирования инновационной деятельности в России / О.Ю. Шибаршина // The Scientific Heritage. — 2021. — № 74-4 (74). — С. 34-40.

9. Шибаршина, О.Ю. Современная концепция электронного государства / О.Ю. Шибаршина, Д.П. Стрелкова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции посвящён-ной 40-летию со дня организации студенческого конструкторского бюро (СКБ). — Рязань: Рязанский государственный агротехнологиче-ский университет им. П.А. Костычева, 2020. — С. 88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.