УДК 338.23
О.Ю. Шибаршина
кандидат социологических наук, доцент, Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», Рязань
И.В. Саттарова
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», Рязань.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПАРАДИГМЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
O.Yu. Shibarshina
PhD in Sociological Sciences, Associate Professor, Branch of "Moscow Witte University", Ryazan E-mail: [email protected]
I.V. Sattarova
PhD in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Business and Management, Branch of "Moscow Witte University", Ryazan.
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE POLICY OF MUNICIPALITIES IN THE PARADIGM OF DIGITALIZATION AND DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. Цель данной научной статьи — исследование особенностей инновационной политики муниципальных образований в современной парадигме цифровизации и цифровой трансформации. Показано, что процессы цифровизации отражают разработку и внедрение достижений научно-технического прогресса в форме конкретных инноваций и, прежде всего, технических и технологических, которые получают широкомасштабное и повсеместное распространение в обществе. Представлены инновационные тренды развития цифровизации в контенте муниципальной инновационной политики: робототехника, искусственный интеллект, цифровой двойник, интернет вещей, цифровые фабрики и др. Администрации муниципальных образований, применяя подобные технологии, получают возможности существенного повышения качества управления всеми структурными подразделениями администраций, а также предприятиями и организациями муниципального подчинения. Это может значительно повышать уровень управления такими важнейшими процессами для руководства муниципального образования, как обслуживание, технический ремонт, мониторинг показателей отчетности и др. Авторами сформулирован вывод о том, что в перспективе на основе внедрения технологий искусственного интеллекта в муниципальных образованиях могут создаваться «умные» производства, охватывающие целые цепочки от прогнозирования технического обслуживания до использования инструментов искусственного интеллекта в процессе поддержки и принятия управленческих решений, а также автономного и дистанционного управления. При помощи цифровых технологий муниципалитеты способны обеспечить новации различного рода и способствовать повышению эффективности процесса информационного обеспечения деятельности всего муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальная инновационная политика, цифровизация, цифровая трансформация, единое цифровое пространство, роботизация, искусственный интеллект.
Abstract. The purpose of this scientific article is to study the features of the innovation policy of municipalities in the modern paradigm of digitalization and digital transformation. It is shown that the processes of digitalization reflect the development and implementation of achievements of scientific and technological progress in the form of specific innovations and, above all, technical and technological, which are widespread and widespread in society. Innovative trends of digitalization development in the content of municipal innovation policy are presented:
robotics, artificial intelligence, digital twin, Internet of things, digital factories, etc. Municipal administrations, using such technologies, are able to significantly improve the quality of management of all structural divisions of administrations, as well as enterprises and organizations of municipal subordination. This can significantly increase the level of management of such important processes for the management of the municipality as maintenance, technical repairs, monitoring of reporting indicators, etc. The authors conclude that in the future, based on the introduction of artificial intelligence technologies in municipalities, «smart» productions can be created, covering entire chains from forecasting maintenance to using artificial intelligence tools in the process of supporting and making management decisions, as well as autonomous and remote control. With the help of digital technologies, municipalities are able to provide innovations of various kinds and contribute to improving the efficiency of the process of information support for the activities of the entire municipality.
Key words: municipal innovation policy, digitalization, digital transformation, single digital space, robotization, artificial intelligence.
Современная инновационная политика муниципальных образований неразрывно связана с тем этапом научно-технической революции, который переживает весь мир и Российская Федерация. Это этап цифро-визации и цифровой трансформации социально-экономического развития [12].
В этой связи очевидно, что направления инновационной политики и их качественный контент должны основываться на новейших трендах и тенденциях научно-технического прогресса — процессах цифровизации и цифровой трансформации [5].
В настоящее время наиболее распространенными понятиями, отражающими процессы разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса в условиях информационно-цифрового общества являются понятия «цифрови-зация» и «цифровая трансформация». При этом следует отметить, что среди ученых и практиков не сложилось однозначного представления о сущности и содержании этих понятий.
На наш взгляд, процессы цифровиза-ции отражают разработку и внедрение достижений научно-технического прогресса в форме конкретных инноваций и, прежде всего, технических и технологических, которые получают широкомасштабное и повсеместное распространение в обществе.
При этом суть процесса цифровизации отражает внедрение таких технических и технологических средств, которые обладают способностью и качеством осуществления шифрования, оцифровки, кодирования и иных подобных действий
с натуральным вещественным продуктом. В результате применения таких цифровых технологий и техники впервые в истории человечества появилась возможность преобразования натуральных вещественных продуктов в соответствующие виртуальные цифровые модели. А затем с помощью тех же Интернет-технологий такие модели в цифровом состоянии передаются на любые расстояния в качестве сигналов с последующим преобразованием их из виртуальных цифровых моделей в натуральные продукты [11].
Главная цель и результат цифрови-зации состоит в разработке и внедрении в общественное производство высокоэффективной, экологически безопасной цифровой техники, цифровых технологий, способных создавать инновационную продукцию, отличающуюся высокой добавленной стоимостью [3].
Сегодня цифровая техника и цифровые технологии широкомасштабно внедряются во все сферы производства, распределения, обмена и потребления муниципальных социально-экономических систем.
При этом такая масштабная цифрови-зация существенным образом изменяет и трансформирует систему ключевых качественных характеристик систем управления муниципальных образований [1].
В настоящее время основными направлениями внедрения цифровой техники и технологий в деятельность муниципальных образований являются робототехника, искусственный интеллект, цифровой двойник, интернет вещей, цифровые фабрики и др. (рис. 1).
Основными технико-технологически -ми направлениями цифровизации являются процессы оцифровки моделей, инструментов и методов принятия и реализации управленческих решений в муниципальных образованиях, а также внедрение этих технологий в практическую деятельность предприятий и организаций муниципалитетов. Внедрение этих технологий позволяет сформировать единое цифровое информационное пространство для интеграции, прогнозирования, проектирования, планирования и производства в единый технологический процесс [6].
Следующее направление цифрови-зации деятельности социально- экономических систем муниципальных образований — внедрение предиктивной аналитики и симуляторов, внедрение которых обеспечивает возможность предвидения различных стандартных и нестандартных ситуаций в будущем. Данная технология строится на анализе большого
объема информации о ключевых характеристиках производственных процессов в целях выявления потенциальных возможностей. При этом важное значение имеет решение вопроса внедрения на предприятиях муниципальных образований различного рода роботов и роботизированных технологий [9].
Внедрение интегрированного подхода к использованию цифровых технологий и техники дает возможность в определенной степени упростить технологические процессы, начиная с этапов сбора и обоснования необходимых справочных материалов, специального оборудования при проектировании эскизов до завершения инновационно-производственного цикла. Именно интегрированный подход дает возможность формирования точного целостного цифрового актива, который служит идеальной базовой платформой для совместной работы в системе муниципальных образований.
Рис. 1. Инновационные тренды развития цифровизации в контенте муниципальной инновационной политики [4]
Применение технологий оцифровки в основных технологических и управлен-
ческих процессах имеет большие преимущества поскольку позволяет решать такие
важные задачи, как оптимизация технологических процессов, их стандартизация, обеспечивает цифровую взаимосвязанность и оптимизацию информационных потоков, взаимодействие управления материально-техническими, финансовыми, информационными и иными ресурсами в рамках единой цепочки бизнес-процессов.
Цифровизация позволяет осуществлять в муниципальных образованиях стандартизованные, унифицированные производственные процессы на базе координирующей инфраструктуры, объединяющей в единую цепь и систему такие процессы, как проектирование, производство и обслуживание производимых видов продукции.
Применение цифровой техники и технологий дает возможность предприятиям и организациям муниципальных образований осуществлять цифровизацию процессов проектирования различного рода продуктов и их компонентов. Применение системы автоматизированного проектирования дает возможность применения 3D-моделирования и 3D-визуализации в процессах прогнозирования, проектирования и планирования отдельных видов деятельности и продуктов.
Применение методов цифрового моделирования технологических и управленческих процессов обеспечивает оптимизацию различных технологических потоков еще на предпроизводственной стадии технологического процесса, реализуя тем самым принципы бережливости производства на самых ранних стадиях.
Применение цифровых моделей систем 3D-моделирования и 3D-визуализации способно обеспечить создание цифровых двойников всех технологических и управленческих процессов, что позволит повысить эффективность процессов проектирования новой продукции, а также модернизацию прежней.
Цифровые технологии имеют важное значение в управлении цепочками закупок и поставок в системе торговли и производства муниципальных образований. Их внедрение обеспечивает возможность синхронизации процесса обмена данными в сетях снабжения и их интеграции с системами автоматизированного проектирования.
Это, в конечном итоге, дает возможность производителям вовремя обмениваться необходимой информацией со своими партнерами и поставщиками, что обеспечивает выполнение плановых заданий в нужное время и соответствующего качества.
Внедрение технологий PLM дает возможность организациям и предприятиям муниципальных образований осуществлять разработку и выпуск необходимой сопутствующей документации, в том числе различные контракты, спецификации и т.п. в едином информационном поле и среде.
Администрации муниципальных образований, применяя подобные технологии, получают возможности существенного повышения качества управления всеми структурными подразделениями администраций, а также предприятиями и организациями муниципального подчинения. Это может значительно повышать уровень управления такими важнейшими процессами для руководства муниципального образования, как обслуживание, технический ремонт, мониторинг показателей отчетности и др.
Стратегическим направлением управленческой деятельности муниципальных образований в сфере производства является, так называемый переход предприятий и организаций муниципалитета к созданию «цифровых фабрик» как результата формирования цифровых экосистем на предприятиях и в организациях и дальнейшего инвестирования в приоритетные цифровые технологии, внедряемые на протяжении полного жизненного цикла производимой продукции, а не только отдельных его этапов [8].
Широкомасштабное внедрение цифровой техники и технологий обеспечивает значительное снижение затрат, увеличения прибыли и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности муниципалитетов [7].
Другим направлением цифровизации деятельности на территории муниципальных образований является внедрение искусственного интеллекта. Интеллектуальная аналитика и планирование, прогнозное обслуживание в режиме реального времени при помощи искусственного ин-
теллекта обеспечивают высокие экономические результаты [2].
При помощи машинного обучения и искусственного интеллекта создаются возможности для обработки разрозненных массивов данных из самых разнообразных источников, осуществления анализа и систематизации, дальнейшего использования данных в качестве информационной базы для принятия эффективных управленческих решений иногда при нулевом или минимальном участии человека.
Применяемые технологии на базе искусственного интеллекта дают возможность прогнозировать и отслеживать будущие ситуации, что в значительной степени повышает уровень ситуационной осведомленности руководителей в процессе принятия управленческих решений.
Внедрение новых интеллектуальных систем в повседневную деятельность администраций муниципальных образований включает в себя Data-центры, а также различные подсистемы искусственного интеллекта, что создает предпосылки для применения интеллектуальных систем в целях осуществления независимого управления и коммуникаций. Это все, в конечно итоге, обеспечивает сокращение расходов и повышает уровень экономической, экологической, информационной безопасности.
В перспективе на основе внедрения технологий искусственного интеллекта в муниципальных образованиях могут создаваться «умные» производства, охватывающие целые цепочки от прогнозирования технического обслуживания до использования инструментов искусственного интеллекта в процессе поддержки и принятия управленческих решений, а также автономного и дистанционного управления [10].
В деятельность предприятий и организаций муниципальных образований и непосредственно их администраций в условиях цифровизации внедряются такое новшество как цифровой двойник. Он представляет собой цифровую платформу, позволяющую осуществлять эффективную визуализацию и обмен любой информации с цифровым контентом. Эта технология является инструментом для реализации системного подхода в управлении совмест-
ной деятельностью многих заинтересованных субъектов.
Цифровые двойники являются идеальным инструментом для построения моделей технологий производства и управления, поскольку они обеспечивают:
— качественный обмен однообразной информации в режиме реального времени и могут отражать состояние всех систем;
— контролируемый обмен данными, обновленной информацией и моделями между заинтересованными субъектами в процессе их деятельности;
— совместную профессиональную деятельность в процессах моделирования и проектирования управленческих и производственных процессов.
Применение технологий цифрового двойника обеспечивает явное преимущество в управленческой деятельности и, прежде всего, создает предпосылки для:
— формирования решений с использованием облачных платформ, где все необходимые информационные ресурсы, данные и модели в любое время доступны;
— обновления в режиме реального времени информации в течение всего жизненного цикла проекта от начала до его завершения;
— создания аналитических и имитационных моделей с обновлением и уточнением оперативных данных в режиме реального времени;
— создания контролируемой системы обмена информацией данными об имеющихся активах;
— распознания узких мест в процессе проектирования на любых его стадиях;
— создания системы по контролю над обменом данных, моделей и обновленной информации;
— повышения эффективности и качества процессов организации и управления и т.д.
При помощи цифровых технологий муниципалитеты способны обеспечить новации различного рода и способствовать повышению эффективности процесса информационного обеспечения деятельности всего муниципального образования.
Список литературы
1. Афанасьева Ю.С. Особенности государственного стимулирования инновационной деятельности в России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2021. — № 3 (38). — С. 30-38.
2. Афанасьева Ю.С. Национальный проект «Умный город»: опыт и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. — 2019. — Т. 10. — № 4(25). — С. 29-34.
3. Кострова Ю.Б. Социально-экономические последствия развития цифровых технологий // Актуальные проблемы современной науки и производства: Материалы VI Всероссийской научно-технической конференции. — Рязань: ИП Коняхин Александр Викторович, 2021. — С. 404-409.
4. Кострова Ю.Б. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. — М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. — С. 41-52.
5. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Модель управления инновационной деятельностью компании: стратегический подход // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2020. — № 2 (33). — С. 29-37.
6. Кострова Ю.Б., Ларкина И.В., Минат В.Н. Информатизация государственного и муниципального управления: проблемы бюджетного финансирования и контроля // Информатизация населения как фактор повышения качества жизни : материалы Международной научно-практической конференции. — Рязань: ООО «НП-Принт», 2013. — С. 93-99.
7. Попова Н.Е. Актуальные проблемы внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях// Современные технологии в науке и образовании — СТНО-2021: Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т. — Рязань: РГРТУ имени В.Ф. Уткина, 2021. — С. 123-127.
8. Филюхина А.В., Кострова Ю.Б. Проблемы внедрения бережливого производства в России // Новые технологии в учебном процессе и производства: Материалы XVI межвузовской научно-технической конференции. — Рязань: ИП Жуков Виталий Юрьевич, 2018. — С. 369-370.
9. Черкашина Л.В. Влияние роботизации на развитие отраслей экономики // Экономика, управление, право, образование в XXI веке: проблемы, тенденции и перспективы развития: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. — С. 142-148.
10. Чиркова Н.Е. Специфика функционирования системы «открытое правительство» и ключевые направления ее развития в Волгоградской области // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. — 2014. — № 2 (12). — С. 12-15.
11. Шибаршина О.Ю. К вопросу о развитии цифровой экономики в современном обществе // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021. — С. 232-235.
12. Kostrova Y. Foreign experience in the use of electronic technologies in electoral processes and possibilities of its application in Russia / Y. Kostrova, V. Minat // Выборы: теория и практика. — 2015. — No 2 (34). — P. 44-53.