УДК 316.4
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Просянюк Д.В.
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, г. Москва
В современном цифровом обществе средства массовой информации выполняют функцию не только основного источника знаний об окружающей действительности, но и являются важным звеном координации обратной связи между локальными органами власти и сообществами. В условиях реализации национальных проектов качественное информационное обеспечение хода реализации представляется неотъемлемым элементом информирования населения о текущем состоянии дел, способом вовлечения в их реализацию. В исследовании мы проанализировали повестку региональных средств массовой информации и выявили значительные лакуны в информационном освещении положения дел в регионах и освещении национальных проектов. Как выяснилось, наиболее актуальными проблемами, обсуждаемыми в средствах массовой информации, остается качество услуг здравоохранения и условия жизни людей в регионах, но информационное покрытие реализации национальных проектов пока остается на низком уровне, упоминания обратной связи от населения, участия в реализации проектов или вовлеченности в процесс принятия решений отсутствуют. Ключевые слова: национальные проекты; региональные средства массовой информации; социальная субъектность; государственная информационная политика; повестка дня
В начале 2000-х годов в нашей стране зарождается практика использования инструментов управления бизнесом в деятельности органов власти, в оборот входят такие понятия как стратегический менеджмент, программно-целевое управление, подготовка бюджета, ориентированного на результат, и другие средства менеджмента. Сегодня приоритетные проекты занимают важное место в системе национального программирования и проектирования.
За последние пятнадцать-двадцать лет российская национальная система разработки программ и проектов значительно усложнилась. 7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально-экономического развития страны до 2020 г. Новые национальные проекты установлены указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Они должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации. 13.07.2020 Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации скорректировать нацпроекты с учетом новых национальных целей, при этом срок исполнения нацпроектов будет смещен с 2024 на 2030 год, а их мероприятия пополнятся мерами из общенационального плана восстановления экономики после пандемии коронавируса.
Некоторые авторы отмечают [10], что «в результате исполнения национальных проектов социальный климат в стране за последние годы улучшился». Последние опросы общественного мнения показывают, что информированность россиян о национальных проектах растет, при этом особый интерес вызывают цифровые сервисы по предоставлению услуг [6]. Свежие замеры показывают, что осведомленность [5] молодых людей о национальных проектах выросла за последние два года. На сегодняшний день о приоритетных направлениях развития России знает 50% молодежи от 18 до 34 лет. 49% молодых людей готовы участвовать в реализации национальных проектов - им особенно интересны культурные и образовательные направления. Больше всего молодежь интересуют проекты «Культура», «Образование» и «Экология» (35%, 34% и 31% соответственно).
С другой стороны, трудно не согласиться с тем, что проекты являются с большой степени не «национальными», а «правительственными»: «Правительство предлагает проект, само руководит им, участвует в распределении финансовых средств, без учета
общественного мнения и контроля. При этом проекты часто разрабатываются самими исполнителями, не имеющими опыта использования методик и методов проектного управления, а также без привлечения специалистов-практиков в данной области. Отраслевые министерства и ведомства осуществляют разработку планов программ и реализуемых работ не под проблему, а под возможности, задачи и цели самих исполнителей, при этом сохраняется отраслевой принцип, от которого необходимо уходить» [9].
Данное мнение подтверждается результатами опросов населения: в ходе опроса жителей 8 регионов России в нашем проекте в 2020 году1 выяснилось, что 27% из них ничего не знают о национальных проектах. По результатам другого исследования два из десяти россиян не только ничего не знают о национальных проектах, но и не имеют интереса и желания узнать [1]. Результаты экспертного опроса2 подтверждают данное положение дел -по их оценкам, оповещение население об Указе по реализации национальных проектов организовано слабо (40%) либо вообще не прослеживается (23%) (более подробную информацию об опросе см. соответствующую главу настоящей монографии). Косвенным индикатором отсутствия интереса населения к национальным проектам может служить статистика аккаунтов национальных проектов в социальных сетях. Так, в социальной сети «Инстаграм» на страницу «Национальные проекты России» подписаны 109 тыс. человек, в «Фейсбуке» - 53 тыс. человек. При этом число показателей вовлеченности аудитории -комментариев, просмотров, лайков, перепостов и пр., редко достигает нескольких десятков. Например, онлайн трансляция обсуждения проблем активного долголетия в рамках национального проекта «Демография» в конце марта 2021 г. собрала всего 10 зрителей.
Усугубляет ситуацию и пандемия, с которой мир столкнулся в 2020 году. Среди потенциальных рисков, возникающих в ходе реализации национальных проектов в условиях борьбы с последствиями пандемии COVID-19, можно выделить, как минимум, экономические, социально-политические и информационные. Первые возникают в случае недостаточного объема внимания и ресурсов для реализации запланированных целей; вторые обусловлены необходимостью преодоления заметно возросшего уровня напряженности и нестабильности в обществе вследствие длительного периода нерабочих дней и самоизоляции; наконец, информационные риски, которые не являются уникальными для периода пандемии, актуализируются с новой силой, вследствие полного смещения повестки на вопросы и борьбы с распространением инфекции [8].
В этих условиях информационное обеспечение становится одним из ключевых параметров процесса реализации национальных проектов. Исследования свидетельствуют, что блок мотивационных проблем, а именно то, как воспринимают государственные инициативы основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес, создает значительные сложности на пути реализации национальных проектов [3]. В конце 2019 года В.В. Путин назвал низкий уровень информированности населения о нацпроектах одной из системных проблем их реализации [16].
При этом сами агенты реализации проектов признают наличие коммуникационных проблем в процессах реализации национальных проектов, главными из которых являются: отсутствие упоминаний национальных проектов в коммуникациях о них; разрыв в языках документов, отчетов и целевых аудиторий; отсутствие амбассадоров национальных и
1 Репрезентативный социологический опрос населения был организован и проведен в сентябре-декабре 2020 года в 8 субъектах Российской Федерации на выборке общим объёмом 4000 анкет (по 500 анкет в каждом регионе). В качестве выбранных регионов выступили Амурская, Вологодская, Нижегородская, Омская, Свердловская, Смоленская, Брянская области и Республике Саха (Якутия).
2 Экспертный опрос был осуществлен с помощью специально разработанной онлайн-методики. Опрос был проведен в восьми отобранных регионах: Амурская, Вологодская, Нижегородская, Омская, Свердловская, Смоленская, Брянская области и Республике Саха (Якутия). В каждом регионе было проведено по 50 экспертных онлайн-интервью. Оба опроса выполнены при финансовой поддержке Российского научного фонда (Исследовательский проект № 19-18-00345). «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года».
федеральных проектов; недостаточное вовлечение бизнеса, НКО, волонтеров, которые могут стать проводниками коммуникации; люди ощущают себя объектами, а не участниками нацпроектов; люди сравнивают результаты с «идеальным» образом, а не с тем, что было «вчера»; отсутствие адресного обращения к аудитории, таргетированного подхода к каналам коммуникации [12].
Подобное положение дел ставит перед нами принципиальный вопрос: насколько осведомленность о государственных инициативах конвертируется в вовлеченность? Промежуточные результаты работы группы авторов академического проекта при грантовой поддержке Российского научного фонда, реализуемого Центром социологии управления и социальных технологий ИС РАН под руководством А.В. Тихонова показали, что: население сегодня не является полноправным субъектом постановки и реализации проектных решений в ходе реализации нацпроектов (главная роль принадлежит органам всех уровней власти); социально-сетевое группообразование происходит скорее стихийно, и не организовано регуляцией целевых информационных потоков органами власти и управления с выходом на конструктивные решения; организационно-управленческие барьеры, отстранение или формальное включение стейкхолдеров в процесс разработки и реализации проектных решений порождает негативный фидбэк пользователей сетевых сообществ относительно реализации национальных проектов, выражающийся в проблемных комментариях к официальным сообщениям; существует значительная рассогласованность оценок значимости проблем социально-экономического развития регионов между повесткой дня средств массовой информации (далее - СМИ, медиа), населением и экспертным сообществом; ключевая проблема информационного освещения национальных проектов в региональных СМИ - недостаток доступной информации об их целях и ходе (в т.ч. успехах) реализации [4; 15].
Возможными объяснениями подобного положения дел может быть, во-первых, недостаток информации и непонимании механизмов реализации национальных проектов региональными и местными властями, профессиональным сообществом и другими вовлеченными акторами реализации; во-вторых, отсутствие/смещение субъектности3 населения и других акторов. Действительно, какова же субъектность нацпроектов и как она соотносится с населением? Какие социальные группы конструируют повестку, совпадает ли их видение актуальных проблем с реальными проблемами населения?
Общей методологической рамкой нашего исследования является стратегия смешивания методов [14], главной идеей которой является возможность (а, зачастую, и необходимость) интеграции количественных и качественных методов анализа данных В рамках нашего исследования мы проанализировали публикации региональных средств массовой информации о состоянии социально-значимых проблем в 12 регионах4, степени их
3 Для целей нашего исследования мы определяем субъектность как свойство социальной группы и ее членов конструировать отношения между собой с целью совместного решения значимых для них проблем. Более подробно см., например, (Мерзляков, 2018).
4 Были выбраны регионы с разным уровнем социо-культурной модернизации в соответствии с уровнем модернизации регионов (по шкале Н.И. Лапина). Всего было проанализировано 1135 статей, опубликованных с января по июль 2020 года, в восьми регионах: Смоленская область (газеты «Рабочий путь» и «Смоленские новости», 100 публикаций), Свердловская область (газета «Областная газета» и ИАА «УРА.РУ», 100 публикаций), Омская область (газета «Вечерний Омск. Неделя», газета «Красный путь» и ИА «СуперОмск», 100 публикаций), Республика Саха (Сетевое издание «Якутия Инфо» и газета «Якутия», 100 публикаций), Брянская область (сетевое издание «Брянск today», газета «Брянские новости», РИА «Стрела», информационный портал «БрянскНовости» и сетевое издание «Новости Брянска», 49 публикаций), Нижегородская область (сетевое издание «Нижегородская правда» и ИА «NewsNN», 100 публикаций), Вологодская область (ИА «Вологда-регион», газета «Красный север» и газета «Наш голос #Вологда», 100 публикаций), Амурская область (газета «Амурская правда» и ИА «Амур. инфо», 100 публикаций) и с 1 января 2019 г. по 20 сентября 2019 г. в четырех регионах: Республика Калмыкия (РИА «Калмыкия» и газета «Элистинская панорама», 100 публикаций), Республика Башкортостан (ИА «БашИнформ» и газета «РБ», 100 публикаций), Московская область (65 публикаций), Белгородская область (121 публикация).
решения с позиций различных региональных субъектов, а также сравнили повестку медиа с результатами массового и экспертного опросов.
Если смотреть на общий корпус, состоящий из более, чем тысячи публикаций, наиболее распространенной проблемой, поднимаемой в средствах массовой информации регионов, оказалась сфера здравоохранения и работа соответствующих учреждений (больниц, поликлиник). 11% публикаций оказались посвящены данной проблеме. Такой результат отчасти может быть связан с эпидемической ситуацией в стране в первой половине 2020 год, когда распространение вируса Covid-19 естественным образом обратило внимание на работу учреждений здравоохранения и проблемы, которые оставались нерешенными (в 36 публикациях из 126, посвященных данной проблеме, упоминается коронавирус). Примечательно, что реализация национального проекта «Здравоохранение» упомянуто только в 18 статьях (или 14%). Почти половина публикаций (61 статья, 48,4%) имеют позитивную или скорее позитивную тональность, 38 публикаций (30,2%) выражают негативную или скорее негативную позицию, 18 публикаций носят амбивалентный характер, 7 - нейтральный.
Следующими по популярности оказались проблемы, связанные с благоустройством городских и сельских территорий (116 статей, 10% от общего числа публикаций) и состоянием жилищно-коммунального хозяйства (109 статей, 10% от общего числа публикаций). В публикациях, посвященных проблемам благоустройства внимание сосредоточено на ремонте дорог, реконструкции и строительстве новых культурных объектов, озеленении и освещении территорий. В 70 из них (60%) проблема находится в процессе решения, в 28 процесс решения ещё не начат (24%), в 10 проблема не решаема в принципе (8,5%) и только в 8 проблема полостью решена (6,9%). Материалы, посвященные территориальному благоустройству, в большинстве своем носят позитивный или скорее позитивный характер (73 статьи, 63%), негативную или скорее негативную тональность имеют 32 публикации (27,6%) Проблемы ЖКХ традиционно концентрируются вокруг роста цен на коммунальные услуги и неисполнения управляющими компаниями своих обязанностей, например, ремонт домов, уборка и благоустройство дворов, бесперебойная подача газа, воды и электричества. Только в 8 описанных случаях проблема решена, в 46 проблема в процессе решения, в 29 процесс решения ещё не начат или проблема не решаема. Эмоциональная окраска сообщений распределена довольно равномерно: 44 статьи имеют негативную или скорее негативную тональность, 35 - позитивную или скорее позитивную, 14 публикаций носят нейтральный характер, 15 - амбивалентный.
Индекс лояльности для полного корпуса публикаций принимает значение 1,5, на 532 положительные публикации приходится 355 отрицательных. Вместе с тем, меньший, но сопоставимый массив информации (237 публикаций, 21% от общего корпуса публикаций) носит нейтральный или амбивалентный характер. Такие статьи либо не выражают явно точку зрения, либо же содержат и аргументы «за», и аргументы «против».
Важно отметить, что для каждой из наиболее часто встречаемых в повестке проблем присутствуют все «оттенки» тональности. Сбалансированность негативных и позитивных публикаций в повестке издания, сопоставимое с ними количество нейтральных/амбивалентных публикаций свидетельствует о медиационном (mediana - лат. середина; media - лат. среда; mediation - англ. поиск середины, медиация) способе постановки и обсуждения вопросов (7; 16). В контексте исследования медиа мы можем трактовать данное свойство как намеренное дистанцирование от полюсов, категорических точек зрения. В этом смысле изученная повестка СМИ является каналом выражения как полярных, так и амбивалентных позиций, регулятором отношений между субъектами.
Далее в списке наиболее обсуждаемых в СМИ проблем стоят эпидемическая обстановка (100 публикаций, 9% от общего числа статей), поддержка малого и среднего бизнеса (94 публикации, 8% от общего числа статей) и охрана природной среды (93 публикации, 8% от общего числа статей), за ними следуют состояние дорог (81 публикация, 7% от общего числа статей) и экономическое развитие региона (78 публикаций, 7% от
общего числа статей).
По-прежнему для России остаются актуальными проблемы состояния дорог, жилищных условий, образования, работы органов правопорядка и охраны окружающей среды, то есть проблемы, связанные с основополагающими институтами общества и базовыми потребностями человека. Можно также предположить, что фокус проблем сместился из-за карантинных мер: население было вынуждено оставаться в своих домах, в своих регионах, что могло побудить больше внимания уделить окружающим условиям, работа предприятий и строительство была приостановлена.
Вместе с тем, из внимания СМИ выпали такие темы как отношение к выборам, развитие промышленности, деятельность политических партий, работа благотворительных фондов, строительство, противодействие разжиганию вражды между гражданами, отношение к призывникам со стороны государства, уважение к людям различного вероисповедания, уважение к людям различных национальностей, отношение к приезжим (мигрантам), загруженность местных предприятий и межрегиональное сотрудничество.
Если говорить об уровне решения проблем, то только в 8,8% проанализированных статей проблема решена, наиболее часто она находится в процессе решения (59,5%), в 20,6% процесс решения ещё не начат, в 11% - проблема нерешаема.
Что касается наиболее распространенных проблем в отдельно взятых регионах, то сохраняется та же тенденция, что и в обобщенном срезе: наиболее распространенными проблемами остаются эпидемическая обстановка и работа учреждений здравоохранения, благоустройство местных территорий и ЖКХ. Необычные результаты показали Смоленская область, где важной проблемой оказалось взаимодействие органов власти и управления с местной общественностью, Свердловская область, в которой обсуждалась поддержка малого и среднего бизнеса, Белгородская область, одной из наиболее популярных тем стала охрана окружающей среды и Брянская область, где выделились сразу две проблемы -своевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий и развитие сельского хозяйства.
Для оценки уровня информационного обеспечения национальных проектов мы проанализировали их упоминаемость в региональных СМИ. При этом мы обращали внимание не только на количественные (частоту упоминания), но и на качественные характеристики текстов - контекст, содержание, временная локализация сообщения.
Темпы реализации государственных национальных проектов в 2020 году также замедлились, они упоминаются только в 11,3% публикаций. Наиболее часто были отмечены «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (34 статьи), «Здравоохранение» (19 статей), «Жилье и городская среда» (17 статей) и «Экология» (15 статей).
Контекст упоминания национальных проектов характеризуется следующими особенностями. Во-первых, подавляющее большинство упоминаний - это информационные сообщения, то есть фактическая информация, статистические данные, лаконичное описание информационного события без сопутствующей аналитики, указания на барьеры и проблемы и пр. Во-вторых, подавляющее большинство текстов - это пересказ дорожных карт проектов, то есть описание их формальных параметров - сроков, бюджетов, значений плановых показателей. В-третьих, практически все тексты включают «будущую» временную локацию, например, «...по планам регионального правительства предприятия должны получить дешевые займы в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости»; «.в рамках нацпроекта «Наука» к концу 2021 года в стране должно работать не менее 21 центра»; «.по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в регионе отремонтируют дороги на 1,7 млрд рублей» и пр. Далее, ожидаемые результаты представляются в терминах затраченного бюджета, достигнутых количественных показателей. Нетрудно заметить, что это общий паттерн предоставления информации о нацпроектах не только в региональной, но и в федеральной прессе (см., например, публикацию в газете «Коммерсантъ» №85 от 21.05.2021 «У госпрограмм выявлен бурный рост эффективности»). Ответ на вопрос «Каким образом достижение плановых показателей изменит качество жизни граждан?» публикации не содержат. Наконец, материалы медиа не
позиционируют национальные проекты как сущности, которые предполагают обсуждение и рефлексию, население представляется как объект, а не как участник национального проекта. В исследуемый период не было зафиксировано ни одного негативного упоминания нацпроекта, отсутствуют упоминания барьеров, сложностей в ходе реализации
Для формализации и оценки различий в восприятии проблем региона прессой и населением/экспертами был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена5, который показал наличие заметной связи между обобщенной повесткой средств массовой информации в 12 регионах и проблемами, озвученными населением и экспертами6.
Согласно общепринятой типологии базовых задач медиа в обществе, их важными функциями являются информирование о событиях и процессах в обществе и мире, а также объяснение, интерпретация и комментирование их смысла и возможных последствий [19] Ещё Г. Лассуэлл писал о необходимости актуальности предоставляемой информации, её соответствию потребностям, интересам, жизненным проблемам аудитории в данный момент [18]. Результаты первичного описания и сопоставления значимости вопросов социально-экономического развития региона показали нам, что печатные и онлайн издания в данный момент отчасти выполняют свои ключевые функции. Однако каким образом и почему лишь отчасти? Ответ на эти вопросы нам даст более пристальный взгляд на те проблемы, которые волнуют СМИ и население/экспертов. Безусловно важными для всех акторов (это показано и в наших предыдущих публикациях) остаются проблемы здравоохранения и жилья (в том числе, ЖКХ). Эти темы остаются лидерами по упоминаемости в любой период и в любом СМИ, о них, как о самых насущных, говорят и широкие слои населения, и эксперты. Во второй блок, немного менее актуальных, но тоже важных для каждого актора, входят проблемы охраны природной среды и безопасности/качества дорог. А вот третий блок -оценки актуальности по которому разнятся - представляет наибольший интерес. Например, проблема безработицы в регионах (актуализировавшаяся в период пандемии) намного сильнее волнует простых жителей и экспертов, чем то, что представлено в повестке средств массовой информации. А вот поддержка малого и среднего бизнеса, напротив, актуальнее выглядит в повестке медиа, чем упоминается населением.
Но самой уникальной в этом смысле является проблема коррупции на всех уровнях власти и защищенности граждан от произвола чиновников. Этих проблем практически не коснулось внимание медиа, но они важны и даже исключительно важны для населения и экспертов (так, для «борьбы с коррупцией в органах власти и управления» и «защищённости прав и свобод от произвола чиновников» средние ранги по оценке населения и экспертов равны 3 и 4, в то время как в СМИ эти проблемы если и упоминаются, то на периферии повестки дня). А тем временем, по результатам опросов, 40% жителей и почти столько же экспертов (36%) не удовлетворены решением проблемы коррупции в регионе. Наиболее критичными недостатками системы управления граждане считают кронизм, использование ресурсов региона в личных интересах, несоответствие действий руководителей их публичным заявлениям, эксперты добавляют ориентацию властей не на проблемы развития региона, а на отчётность и имитацию активности.
Примерно совпадают оценки важности решения проблем демографии, материальной поддержки семей, а также поддержки новых разработок в отечественной науке и технике. Значительно заметнее в повестке СМИ стали вопросы охраны общественного порядка, борьбы с «социальными» болезнями, общего образования, предоставления государственных услуг. Отметим, что адекватная оценка означает не только уделение большой доли внимания важным вопросам, но и уделение малой доли внимания неважным. К таким, по результатам анализа материалов СМИ и опросов в 12 регионах, относится охрана памятников культуры,
5 Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена между рангами, присвоенными проблемам по результатам анализа СМИ и массового опроса - 0,47, СМИ и экспертного опроса - 0,53.
6 Оговоримся, что задачей нашего исследования не является сравнение позиций населения и экспертного сообщества, поэтому рассматривалась их обобщенная (усредненная) позиция. Оценки населения и экспертов тесно связаны - коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен - 0,93.
истории, организация массового отдыха населения, загруженность местных предприятий, работа дошкольных учреждений, а также различные вопросы толерантности.
Также анализ прессы и результатов опросов в пилотных регионах позволил зафиксировать ряд тревожных симптомов. Во-первых, это уверенность значительного числа граждан и профессиональных экспертов в том, что деятельность властей направлена исключительно на удовлетворение собственных потребностей; эта уверенность усугубляется непониманием сущности и целей федеральной политики в сфере социально-экономического развития страны, в частности, посредством реализации национальных проектов. И это при том, что лейтмотивом повестки СМИ является посыл о том, что главным благополучателем решения проблем региона является гражданин. Главная причина такого разрыва, на наш взгляд - это высокий уровень недоверия граждан власти и инструментам реализации национальной политики.
Во-вторых, результаты проведенного анализа материалов СМИ не зафиксировали свидетельств участия населения в реализации национальных проектов. Другими словами, информированность, о которой упоминалось в начале нашего повествования, не конвертируется в вовлеченность. Между тем, значительная часть опрошенных жителей регионов и профессиональных экспертов полагают, что существуют эффективные способы вовлечения граждан, главный из них - информирование о результатах. Более того, каждый третий опрошенный настроен активно и, в случае, если бы реализация национальных проектов превратилась бы в формальность, нашел бы способы вмешаться в ситуацию. Мнения экспертов созвучны - опрошенные считают, что население необходимо включать в процессы реализации проектов, и наиболее эффективные методы для этого -информирование и обсуждение результатов, в том числе со стейкхолдерами.
Наконец, материалы прессы не эксплицируют связь между государственными инициативами и изменениями в повседневной жизни людей, элиминируя возможности выстраивания закономерностей и причинно-следственных связей, в том числе в вопросе реализации и связи с «реальной» жизнью граждан государственных проектов и стратегических ориентиров.
Полученные результаты и перспективы дальнейшей исследовательской работы укладываются в два вектора. С точки зрения содержания, результаты проведенной работы обнаружили, что с одной стороны, средства массовой информации имеют все ресурсы выполнять роль посредника между обществом и власть, и частично выполняют свои ключевые функции. С другой стороны, были обнаружены значительные недостатки и даже тревожные «звоночки» информационной повестки СМИ в условиях реализации национальных проектов.
Список литературы
1. Аналитический отчет Президент фонда «Центр стратегических разработок» и АНО «Национальные приоритеты» «Ценностные ориентиры россиян и их соответствие приоритетам развития государства», июль 2020 г. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/tsennostnye-orientiry-rossiyan-i-ikh-sootvetstvie-prioritetam-razvitiya-gosudarstva/ (дата обращения: 14.09.2021).
2. Атлас модернизации России и её регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Под ред. Лапина Н.И. М.: «Весь Мир», 2016. 356 с.
3. Бедняков А.С., Миэринь Л.А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. №4 (118). С. 20-25.
4. Богданов В. С., Смирнова А. С. Проблема социологического измерения социально-сетевого группообразования в условиях реализации национальных проектов // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 4. С. 146-168.
5. Всероссийский опрос Аналитического центра НАФИ «Культура», «Образование»
и «Экология» - в ТОП-3 нацпроектов для молодежи», 2021. URL: https://nafi.ru/analytics/kultura-obrazovanie-i-ekologiya-v-top-3-natsproektov-dlya-molodezhi/ (дата обращения: 14.09.2021).
6. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу АНО «Национальные приоритеты» 25-30 июня 2021 г. В опросе приняли участие 1600 россиян (2000 для НП «Образование» и «Демография») в возрасте от 18 лет. Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacproekty-trendy-2021 (дата обращения 14.09.2021).
7. Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации: Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017. - 288 с.
8. Ежов Д. А. К оценке рисков реализации национальных проектов в условиях пандемии COVID-19 // Власть. 2020. Том 28. № 4. С. 23-25. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7411
9. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки. 2019. №1.
10. Иваненко Л.В., Тасеев В. Б. Проблемы реализации национальных проектов и определение направлений их решения // Основы экономики, управления и права. 2020. №6 (25).
11. Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2019. № 2. Отношение населения пилотных регионов Российской Федерации к работе органов власти и управления: сравнительный анализ 2015-2019 гг. 116 с.
12. Коммуникационное сопровождение национальных проектов // АНО «Национальные приоритеты», 2020. URL: https://юe.hse.m/data/2020/08/06/1602028396/Коммуникационное0/o20сопровождение0/o20наци ональных%20проектов.pdf (дата обращения 14.09.2021).
13. Мерзляков А. А. Проблема субъектности в социологии управления // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том. 6. № 4. С. 95-104.
14. Полухина Е. В., Просянюк Д. В. Методы анализа текста в смешанном дизайне исследования // Политическая наука. - 2015. - №. 2. - С. 104-116.
15. Просянюк Д. В., Кислицина И. Д. Компаративный анализ оценок значимости проблем социально-экономического развития регионов России // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 4.
16. Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов [монография] / [А. В. Тихонов и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. - Москва: ФНИСЦ РАН, 2017. - 432 с.).
17. Старостина Ю. Путин раскритиковал реализацию нацпроектов в 2019 году // РБК: [веб-сайт]. 25.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (дата обращения: 14.09.2021).
18. Lasswell H. Structure and Functions of Communications in Society 1960 // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana.
19. McQual D. Mass Communication Theory. 2000. 4th ed. L.: Sage.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 19-18-00345 «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года».
Руководитель проекта: доктор социологических наук, профессор А.В. Тихонов.
Сведения об авторе
Просянюк Дарья Вячеславовна - кандидат социологических наук, научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; e-mail: darnice@mail.ru
UDK 316.4
MASS MEDIA AGENDA AND THE NATIONAL PROJECTS
Prosyanyuk D.V.
Federal center of theoretical and applied sociology of the Russian academy of sciences, Moscow
Today mass media serve both as the main source of knowledge about the reality and as an important link in coordinating feedback between local authorities and communities. Information support of national projects is an integral element of informing the population about the current situation, a way to involve them in the implementation. The article deals with the analysis of regional media agenda. It identifies significant gaps in the information coverage of the situation in the regions and coverage of national projects. The most urgent problems discussed in the media are the quality of health services and the living conditions of people in the regions, but the information coverage of the implementation of national projects remains at a low level. Moreover, there are no references to feedback from the population, participation in the implementation of projects or involvement in the decision-making process. Keywords: national projects; regional mass media; state information policy; media agenda
References
1. Analiticheskiy otchet Prezident fonda «Tsentr strategicheskih razrabotok» i ANO «Natsionalnyie prioritetyi» «Tsennostnyie orientiryi rossiyan i ih sootvetstvie prioritetam razvitiya gosudarstva», iyul 2020 g. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/tsennostnye-orientiry-rossiyan-i-ikh-sootvetstvie-prioritetam-razvitiya-gosudarstva/ (data obrascheniya: 14.09.2021).
2. Atlas modernizatsii Rossii i eYo regionov: sotsioekonomicheskie i sotsiokulturnyie tendentsii i problemyi / Pod red. Lapina N.I. M.: «Ves Mir», 2016. 356 s.
3. Bednyakov A.S., Mierin L.A. Natsionalnyie proektyi Rossii: problemyi i resheniya // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. #4 (118). S. 20-25.
4. Bogdanov V. S., Smirnova A. S. Problema sotsiologicheskogo izmereniya sotsialno-setevogo gruppoobrazovaniya v usloviyah realizatsii natsionalnyih proektov // Nauchnyiy rezultat. Sotsiologiya i upravlenie. 2020. T. 6, # 4. S. 146-168.
5. Vserossiyskiy opros Analiticheskogo tsentra NAFI «Kultura», «Obrazovanie» i «Ekologiya» - v TOP-3 natsproektov dlya molodezhi», 2021. URL: https://nafi.ru/analytics/kultura-obrazovanie-i-ekologiya-v-top-3-natsproektov-dlya-molodezhi/ (data obrascheniya: 14.09.2021).
6. Vserossiyskiy opros VTslOM proveden po zakazu ANO «Natsionalnyie prioritetyi» 2530 iyunya 2021 g. V oprose prinyali uchastie 1600 rossiyan (2000 dlya NP «Obrazovanie» i «Demografiya») v vozraste ot 18 let. Vyiborka izvlechena iz polnogo spiska telefonnyih nomerov, zadeystvovannyih na territorii RF. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacproekty-trendy-2021 (data obrascheniya 14.09.2021).
7. Davyidov A.P., Rozin V.M. Spor o mediatsii: Raskol v Rossii i mediatsiya kak strategiya ego preodoleniya. M.: LENAND, 2017. - 288 s.
8. Ezhov D. A. K otsenke riskov realizatsii natsionalnyih proektov v usloviyah pandemii COVID-19 // Vlast. 2020. Tom 28. # 4. S. 23-25. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i4.7411
9. Zozulya A.V., Zozulya P.V., Eremina T.N. Sovremennyie problemyi realizatsii prioritetnyih natsionalnyih proektov // Vestnik Evraziyskoy nauki. 2019. #1.
10. Ivanenko L.V., Taseev V. B. Problemyi realizatsii natsionalnyih proektov i opredelenie napravleniy ih resheniya // Osnovyi ekonomiki, upravleniya i prava. 2020. #6 (25).
11. Informatsionno-analiticheskiy byulleten (INAB). 2019. # 2. Otnoshenie naseleniya pilotnyih regionov Rossiyskoy Federatsii k rabote organov vlasti i upravleniya: sravnitelnyiy analiz 2015-2019 gg. 116 s.
12. Kommunikatsionnoe soprovozhdenie natsionalnyih proektov // ANO «Natsionalnyie prioritetyi», 2020. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/08/06/1602028396/Kommunikatsionnoe soprovozhdenie natsionalnyih proektov.pdf (data obrascheniya 14.09.2021).
13. Merzlyakov A. A. Problema sub'ektnosti v sotsiologii upravleniya // Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika. 2018. Tom. 6. # 4. S. 95-104.
14. Poluhina E. V., Prosyanyuk D. V. Metodyi analiza teksta v smeshannom dizayne issledovaniya // Politicheskaya nauka. - 2015. - #. 2. - S. 104-116.
15. Prosyanyuk D. V., Kislitsina I. D. Komparativnyiy analiz otsenok znachimosti problem sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii // Nauchnyiy rezultat. Sotsiologiya i upravlenie. 2020. T. 6, # 4.
16. Rossiya: reformirovanie vlastno-upravlencheskoy vertikali v kontekste problem sotsiokulturnoy modernizatsii regionov [monografiya] / [A. V. Tihonov i dr.]; otv. red. A. V. Tihonov. - Moskva: FNISTs RAN, 2017. - 432 s.).
17. Starostina Yu. Putin raskritikoval realizatsiyu natsproektov v 2019 godu // RBK: [veb-sayt]. 25.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/12/2019/5e035efb9a794779da6b5cc7 (data obrascheniya: 14.09.2021).
18. Lasswell H. Structure and Functions of Communications in Society 1960 // Mass Communications / Ed. by W. Shramm. Urbana.
19. McQual D. Mass Communication Theory. 2000. 4th ed. L.: Sage.
Author's information
Prosyanyuk Daria Vyacheslavovna - Candidate of Sociological Sciences, Research Associate of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences; e-mail: darnice@mail.ru