Научная статья на тему 'Репрезентации социально экономических характеристик региона в средствах массовой информации'

Репрезентации социально экономических характеристик региона в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
272
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОВЕСТКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Просянюк Д.В.

В статье представлены результаты анализа содержания материалов двух крупных,«полярных» по своей политической ориентации, изданий Белгородской области -«Белгородская Правда» и «Белгородский бизнес-класс». Период исследования охватывает первое полугодие 2015 года. Анализ сосредоточен на идентификации степени проблемоориентированности повестки, определении ключевых акцентов внимания изданий. В ходе исследования были выявлены показатели публикационной активности, тематические структуры, установлены доминирующие в каждом издании проблемы социальноэкономического развития региона и акторы, позиционируемые в качестве ответственных за их решение. Результаты проведенной работы показывают различия в репрезентации (в т.ч. в степени значимости) проблем в повестке «полярных» средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентации социально экономических характеристик региона в средствах массовой информации»

RESEARCH RESULT

РЕЗУЛЬТАТ

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media //

Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

УДК 316.77

DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-1-27-40

Просянюк Д.В.

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕГИОНА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ_

кандидат социологических наук, участник исследовательской группы по гранту РНФ №15-18-30077 «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования»1 Электронный адрес: darnice@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты анализа содержания материалов двух крупных, «полярных» по своей политической ориентации, изданий Белгородской области -«Белгородская Правда» и «Белгородский бизнес-класс». Период исследования охватывает первое полугодие 2015 года. Анализ сосредоточен на идентификации степени проблемоориентированности повестки, определении ключевых акцентов внимания изданий. В ходе исследования были выявлены показатели публикационной активности, тематические структуры, установлены доминирующие в каждом издании проблемы социально-экономического развития региона и акторы, позиционируемые в качестве ответственных за их решение. Результаты проведенной работы показывают различия в репрезентации (в т.ч. в степени значимости) проблем в повестке «полярных» средств массовой информации. Ключевые слова: социология управления; средства массовой информации; повестка средств массовой информации.

PhD in Sociology, participant of a research group, Grant of RSF No. 15-18-30077 «Civil Examination of Problems of Reforming the Power-management Hierarchy in the Context of Processes of Socio-cultural Modernization of Regions: from

Monitoring to Predictive Design». E-mail: darnice@mail.ru

Abstract. The article presents the results of analysis of the content of two polar periodical publications of Belgorod region - «The Belgorod Pravda» and «The Belgorod Business Class». The period of study covers the first half of 2015. The analysis is focused on identifying the degree of «problems» of agenda, identifying key focus of attention of publications. The study identified key indicators of publication activity, thematic structure, set dominant on the agenda of each publication of problems of socio-economic development of the region and the actors, positioned as responsible for their decision. The results of this work show the differences in representation of issues on the agenda of "polar" media.

Keywords: management sociology; mass media; agenda of mass media.

Prosyanyuk D. V.

REPRESENTATION OF SOCIO ECONOMIC CHARACTERISTICS OF THE REGION IN THE MEDIA

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант №15-18-30077 «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования».

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Введение

Ключевой задачей проекта «Гражданская экспертиза проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов: от мониторинга состояний до прогнозного проектирования» является диагностика степени функциональности властно-управленческой

вертикали в конкретно-исторических условиях и прогноз управляемости процесса выхода из кризиса на основе экспликации структуры и содержания оценок деятельности руководящих органов со стороны различных групп населения.

Одним из источников первичных данных исследования являются материалы региональных средств массовой информации (далее - СМИ). Настоящее исследование носит многоцелевой характер. Анализ материалов СМИ призван ответить на следующие основные исследовательские вопросы:

- в интересах каких групп населения написаны и изданы публикации;

- какая прослеживается степень схожести и расхождения позиций авторов с политикой органов власти и управления (явных и латентных);

- возможно ли предметно продемонстрировать различия на примере ранжирования (в том числе по умолчанию) списка проблем населением, органами власти и «полярными» (лояльными и оппозиционными) СМИ.

Методология проведения исследования ориентирована на получение простых линейных моделей содержания материалов СМИ, без выявления сложных связей между элементами соответствующих содержаний.

В настоящей статье представлены результаты первого этапа количественного анализа материалов СМИ.

Описание методики сбора и анализа первичной информации

Для проведения пилотных работ проекта в 2015 г. были отобраны 4 субъекта Российской Федерации (далее - субъект, регион) -республика Башкортостан, республика Калмыкия, Белгородская область и Московская область.

Методика анализа первичной информации СМИ основана на дедуктивном подходе, представляющим собой кодирование априорно заданных категорий, базирующихся на инструментарии сборапервичных данных массового и экспертного опросов.

Помимо формальной информации (№ выпуска, название публикации) кодировались основная тема

(единственный выбор), проблемы1 (множественный выбор) и акторы2 (множественный выбор) публикаций. Для описания общей направленности и степени проблемоориентированности издания наравне с пертинентными3 публикациями кодировались и непертинентные публикации, для которых фиксировались только дата выпуска публикации и ее тема.

Результаты кодирования публикаций представляли собой матрицу, содержащую полуструктурированную информацию.

Структурированный блок был основан на априорных категориях, неструктурированный -на вновь добавленных по результатам пилотажа категориях, не учтенных в исходном перечне.

На основании результатов кодирования рассчитаны следующие статистики: общее количество публикаций; общее количество пертинентных публикаций; общее количество непертинентных публикаций; коэффициент «проблемоориетнированности» публикаций

издания - отношение пертинентных и непертинентных публикаций; частота (в абсолютном и относительном выражении) упоминания каждой темы в публикациях; частота (в абсолютном и относительном выражении) упоминания каждой темы в пертинентных публикациях; частота (в абсолютном и относительном выражении) упоминания каждой проблемы в пертинентных публикациях; частота (в абсолютном и относительном выражении) упоминания акторов в пертинентных публикациях.

Организация сбора первичной

информации

В каждом регионе определены издания4, представляющие «полярные» (лояльные и оппозиционные) политические направления (таблица 1).

1 Для составления категорий для определения перечня проблем, фигурирующих в повестке изданий, были использованы вопросы 1 и 2 анкеты массового опроса.

2 Для определения того, в интересах каких групп населения написаны и изданы публикации, были использованы вопросы 3 и 4 анкеты эксперта.

3Пертинентность информации - степень соответствия результатов поиска информационной потребности пользователя/исследователя. В данном проекте пертинентной считалась аналитическая (проблемная) публикация, обсуждающая актуальные вызовы и риски развития региона.

4 Для формирования корпуса материалов СМИ были использованы информационно-аналитические службы Factiva, Public.ru, архивы публикаций изданий на Интернет-сайтах.

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Таблица 1

Перечень и количество публикаций изданий пилотных регионов

Table 1

Titles and numbers of periodicals in pilot regions

Регион Лояльное СМИ, количество публикаций Оппозиционное СМИ, количество публикаций

р. Башкортостан Республика Башкортостан, 671 Bonus, 474

р. Калмыкия Элистинская панорама, 1775 Известия Калмыкии, 1806

Белгородская обл. Белгородская правда, 380 Белгородский бизнес-класс, 100

Московская обл. Серпуховские вести, 796 Моя информацио нная газета, 176

Для формирования корпуса анализа была осуществлена сплошная выборка публикаций изданий за период 01.01.2015-30.06.2015.

Указанные издания публикуют, в основном, аналитические статьи, подготовленные специалистами в определенной области. В аналитических текстах содержится информация эмпирико-теоретического характера: здесь главным образом выполняется задача систематизации фактов, их объяснения и обобщения, в них содержатся реконструкции позиций и типов аргументации. В журналистике для подобного типа материалов также используется термин «мягкая новость» — описание (не обязательно оперативное) сути произошедшего с деталями, например, репрезентация социальных процессов через биографические истории и пр. [1]. Анализ аналитических статей позволяет определить способы репрезентации деятельности властей по решению проблем, многие сопутствующие атрибуты: модальность, акторов, трансляторов дискурса и пр.

Особняком в сформированном перечне региональных СМИ стоит белгородское независимое издание «Белгородский бизнес-класс», принадлежащее, скорее, к глянцевому, развлекательному жанру.Вместе с тем, по результатам зондажа информационного поля региона, а также данных, полученных от включенных информантов, издание является фактически единственным, принадлежащим к категории «независимых».

Категориями, используемыми в

исследовании, были следующие:

Категория анализа — проблема локального сообщества.

Единицей анализа выступала аналитическая статья, которая рассматривалась как неделимая

единица анализа без выделения отдельных элементов.

Единица счета — упоминание проблемы, количество их измерялось натуральным рядом чисел в абсолютном выражении и процентами в относительном выражении.

Единица контекста — отдельное предложение, в рамках которого могло появиться или одно, или несколько интересующих исследователя проблем.

Для задач анализа показательна как частота употребления единицы анализа во всем корпусе текстов, так и частота, и контексты ее употребления отдельными позиционерами.

В ходе проведения исследования интегрировались несколько методов анализа текстовых данных. Основными методами выступили контент-анализ и качественный тематический анализ. Методологические основы методов широко представлены в литературе [2, 3, 4, 5].

Ключевые проблемы, транслируемые региональными СМИ

Описание выбора источника, описание источника

«Белгородская правда» (далее БП, издание) — городская газета, издающаяся в г. Белгород. Газета «Белгородская правда» — одна из старейших газет в России, выходит с 24 июня 1917 года. БП позиционируется как общественно -политическое издание, на страницах которого освещаются все сферы жизни: развитие горнометаллургического и агропромышленного комплексов, строительство индивидуальных жилых домов и другие. Также в повестке описываются события города и области, общероссийские и мировые новости. Одним из учредителей издания является администрация Белгородской области. По состоянию на ноябрь 2015 г. БП выходит четыре раза в неделю тиражом более 10000 экземпляров.

Описание выборки, общий объем

Отбор публикаций осуществлялся с помощью информационно-аналитической службы Расйуа1. На первом этапе была осуществлена сплошная выборка публикаций издания за период 01.01.2015-30.06.2015. Общий объем публикаций за указанный период составил 380 ед.

Динамика публикационной активности БП в 1-11 кварталах 2015 г. приведена на рисунке 1.

1Factiva - информационно-аналитическая служба, подразделение агентства финансовой информации DowJones&Company. Компания была создана в 1999 г. двумя крупнейшими международными агентствами -DowJones и Reuters. Factiva специализируется на сборе и предоставлении доступа к деловой и аналитической информации.

|—[ Д УЧНЫИ Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media //

Т>"|~71~>"\ T T~ГT T1 "T-1 Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

L Т.2, №1(7), 2016.

RESEARCH RESULT

Рис.1. Динамика публикационной активности издания в январе-июне 2015 г, ед. Fig. 1. Dynamics of publication activity in January-June2015, ed.

Наименьшее количество статей

опубликовано в первые два месяцы года (51 и 53 статьи соответственно), что объясняется наличием большого количества праздничных дней в эти месяцы. Пик публикационной активности наблюдается в марте. В остальные месяцы публикационная активность была представлена достаточно равномерно.

Структура корпуса

Издание позиционируется как общественно-политическая газета, освещающая широкий спектр тем, касающихся политической, экономической, социальной, культурной, и других аспектов жизни Белгородской области.

Структура корпуса публикаций БП за ЬП квартал 2015 г. демонстрирует абсолютное

познавательно тематического характера. В среднем ежемесячно подобные публикации составляли около 90% от общего объема опубликованных изданием материалов. Доля аналитических (проблемных) статей в среднем не превышает 10% от общего объема материалов, публикуемых ежемесячно (рисунок 2).

В абсолютном выражении количество аналитических статей, публикуемых изданием ежемесячно, находится в диапазоне 5 ед. (январь, февраль, апрель) - 9 ед. (март). Всего за ЬП квартал 2015 г. было опубликовано 38 аналитических статей, посвященных обсуждению экономических и социальных проблем региона.

доминирование

150

130 110 90

статей

70

50

30

10

-10

событийного,

П Аналитические (проблемные) статьи

] Событийные, познавательно-тематические статьи

90,2

90,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S S.9

92,6

90,8

12Л

S7.1

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Рис. 2. Структура корпуса публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=380 Fig. 2. Structure of the body of publications in January-June2015,%, N=380

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Тематическая структура корпуса

Тематическая структура корпуса публикаций БП в I-II квартале 2015 г. характеризуется заметной общественно-экономической

направленностью с очевидным акцентом на историко-культурную составляющую. Спектр основных тем публикаций в первые шесть месяцев года представлен в таблице 2. Почти 2/3 всех публикаций приходится на три центральные темы - культура и досуг (24%), история (18%) и сельское хозяйство (17%).

Таблица 2

Тематическая структура корпуса публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=380

Table 2

Thematic structure of the body of publications in January-June2015,%, N = 380

Тема «культура и досуг» представлена, в основном, репортажами о культурном наследии региона, досуговых практиках жителей, анонсами и материалами о культурно -досуговых мероприятиях, проводимых в г. Белгороде и области. Подавляющее большинство публикаций из категории «история» посвящены воспоминаниям, репортажам и интервью о Великой Отечественной Войне. Обе темы представлены исключительно событийными, познавательно-тематическими публикациями.

Материалы, посвященные состоянию и проблемам сельского хозяйства — одной из ведущих отраслей экономики региона — появлялись примерно в каждой пятой публикации, причем подъем публикационной активности заметно смещен на весенне-летний период, что объяснимо спецификой темы. Однако «проблемных» публикаций меньшинство — всего 6 ед. за полгода.

Другие темы поднимаются в повестке издания значительно реже — разница в частоте появления третьей по значимости темы «сельское хозяйство» превышает аналогичный показатель четвертой темы «образование» почти в три раза (17% против 6%).

Иные объекты внимания, иногда появляющиеся в повестке издания, принадлежат к политическим аспектам жизни региона и страны, истории жизни представителей различных социальных групп (в т.ч. ветеранов), социальной сфере, главным событиям, произошедшим в Белгородской области.

Объем присутствия в повестке БП некоторых других тем (инфраструктура, экология, международное сотрудничество, торговля, транспорт, общественные организации, религия и пр.) не превышает 2% общего объема публикаций.

В целом издание фокусируется на региональных, местных событиях, которым посвящена большая часть статей. Проблемы федерального масштаба поднимаются в некоторых экономических и политических публикациях, доля которых в общем объеме публикаций статистически не значима.

Тематическая структура корпуса аналитических (проблемных) статей

Тематическая структура аналитических статей значимо отличается от общей тематической структуры корпуса (таблица 3). Основной причиной различий является специфика повестки издания - полное доминирование событийных материалов детерминирует и общую структуру тем всей повестки. Если выражаться более обобщенно, то можно заключить, что тематическая структура всех публикаций совпадает с тематической структурой непертинентных статей.

Тема Доля

Культура, досуг 24

История 18

Сельское хозяйство 17

Образование 6

Политика 4

История жизни 3

Социальная сфера 3

Главные события 3

Отдельные социальные, бытовые 2

проблемы

Медицина, здоровье 2

Бизнес, экономика 2

Спорт 2

Инфраструктура 2

Религия 1

Транспорт 1

Торговля 1

ЖКХ 1

Трудоустройство 1

Криминал 1

Производство 1

СМИ 1

Другие темы (менее 1% каждая) 3

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Таблица 3

Тематическая структура корпуса аналитических (проблемных) публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=38

Table 3

Thematic structure of the body of problem publications

Среди обсуждаемых «проблемных» тем на первое место выходит сельское хозяйство, что вполне объяснимо — отрасль является одним из ведущих секторов, обеспечивающих основной объем ВРП области. По объёму производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями (без учёта личных подсобных хозяйств) Белгородская область занимает одно из лидирующих мест по всей стране.

Равнозначимой в первом полугодии 2015 г. для издания стала проблема развития экономики и бизнеса региона — почти 16% проблемных статей обсуждали ее.

Далее в перечне тематических приоритетов издания следуют актуальные для массового российского читателя типичные проблемы повседневной жизни — жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, отдельные социальные, бытовые проблемы, социальная сфера.

Другие проблемы (в т.ч. медицина, образование) практически не обсуждаются изданием — абсолютная частота их попадания в повестку издания составляет 1-2 раза за полугодие, что со статистической точки зрения может считаться «выбросом».

Таким образом, в период январь-июнь 2015 года издание практически не обсуждает социально-экономические сложности развития региона. Среди «проблемных» статей, занимающих всего десятую часть общего массива публикаций, чаще других обсуждаются проблемы

развития экономики региона в целом и основной его отрасли — сельского хозяйства. Другими значимыми с социальной точки зрения проблемами, время от времени появляющимися в повестке, являются проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства региона, транспортного обеспечения и другие частные социальные и бытовые проблемы. Аутсайдерами является здравоохранение и образование — о них, как правило, БП предпочитает умалчивать.

Ключевые проблемы аналитических публикаций

Более детальное представление тематической структуры корпуса пертинентных статей, а именно выделение ключевых проблем, упоминаемых в повестке издания, имеет свои особенности.

Сопоставление тематической и проблемной структур корпуса свидетельствует, что темы-лидеры значительно «диверсифицированы», то есть представлены большим количеством проблем, что обуславливает несовпадение двух структур.

Согласно структуре значимости проблем, поднимаемых в повестке БП, наиболее часто в материалах издания в январе-июне 2015 г. обсуждались проблемы несвоевременной уплаты налогов, совершенствования налоговой системы. В частности, упоминалась статистика неплатажей, причины роста числа злостных неплательщиков и меры воздействия на них, а также векторы и риски изменения законодательства в данной сфере и возможные направления совершенствования налоговой сферы.

Следующими проблемами, поднимаемыми примерно в каждой десятой статье, является спад экономики и бытовое обслуживание населения. В контексте первой, в основном, обсуждаются проблемы формирования и освоения регионального бюджета. В рамках второй поднимаются проблемы реформирования сферы ЖКХ в регионе, вопросы реализации на Белгородчине программных мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда и переселению из аварийного жилья, описывается, деятельность Центра защиты прав граждан в Белгороде, специализирующегося, в том числе, на помощи гражданам в решении бытовых проблем.

Примечательно, что в большинстве случаев указанные проблемы поднимаются в контексте отчетов о прошедших событиях — совещаний и заседаний с участием депутатов, представителей органов исполнительной власти, институтов развития, общественных организаций и экспертов. То есть проблемы существуют и заслуживают упоминания не сами по себе, а

in January-June2015,%, N = 38

Тема статьи Доля

Сельское хозяйство 15,8

Бизнес, экономика 15,8

ЖКХ 13,2

Транспорт 10,5

Отдельные социальные, бытовые 10,5

проблемы

Социальная сфера 7,9

Налоговая служба 5,3

Медицина, здоровье 5,3

Общественные организации 2,6

Страхование 2,6

Миграция 2,6

Образование 2,6

Криминал 2,6

Политика 2,6

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

исключительно благодаря обсуждению на официальных мероприятиях. Учитывая наличие определенных особенностей формирования повестки подобных мероприятий можно предположить, что повестка издания является не

Совершенстование налоговой сферы Спад экономики Бытовое обслуживание населения, ремонт жилья Проблемы развития сельского хозяйства Отношение к мигрантам Реформирование ЖКХ Поддержка сельского хозяйства Нарушение ПДД Борьба с пьянством, хулиганством, наркоманией Работа общественного транспорта Конфликт Россия-США «Умирание» хутора Поддержка малого и среднего бизнеса Недоброкачественная продукция Финансовые пирамиды Повышение квалификации Помощь нуждающимся Состояние дорог Развитие промышленности Преобразования в сфере пассажироперевозок Грузовой транспорт в областном центре Работа отрасли молочного животноводства Замена антибиотикам Уплата алиментов Неудовлетворительная работа компаний Травля в детских коллективах региона

отражением реальных проблем региона, а своеобразным транслятором взгляда на них заинтересованных лиц, в частности, учредителя администрации Белгородской области.

3 2.6

-Л 2.6

Л 2.6

Л 2.6

Л 2.6

Л 2.6

3 2.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Л 2.6

-Л 2.6

Л 2.6

Л 2.6

Л 2.6

3 2.6

3 2.6

-Л 2.6

Л 2.6

-Л 2.6 Л 2.6

О 3 6 9 12

Рис. 3. Ключевые проблемы, обсуждаемые в корпусе аналитических (проблемных) публикаций издания

в январе-июне 2015 г, %, N=38 Fig. 3. Key issues discussed in analytic publications in January-June2015,%, N=38

В рамках обсуждения проблем развития сельского хозяйства региона акцент был сделан на специфические отраслевые риски, способные повлиять на показатели эффективности (погодные условия, засуха и пр.), слабая поддержка российских фермеров со стороны государства, направления содействия развитию отрасли в условиях экономического спада.

Следующими по значимости стали проблемы положения мигрантов в регионе, реформирование ЖКХ, а также случаи нарушения правил дорожного движения (рисунок 3).

Ключевые акторы аналитических публикаций

Ключевые позиции интересантов публикаций издания в корпусе за 1-11 квартал 2015 г. занимает население, а также представители руководства региона и местных уровней. Примерно пятая часть статей концентрируется на интересах отдельных социальных групп населения -бизнесменов, студентов и пр. Заметно реже ответственными за проблемы региона называются региональные органы исполнительной власти.

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Отдельные группы граждан Региональные отраслевые министерства Сельскоенаселение Городскоенаселенне Работа предприятия (учреждения, организации) Отраслевые министерства Финансовые структуры

Судебная система (суд, прокуратура)

Правительство страны. Аппарат Правительства России

Национальные объединения Крупные бизнес-структуры Малые и средние бизнес-структуры

21,1

15,8 15,8

5,3 5.3

■ 2.6

■ 2.6

■ 2.6

■ 2,6

■ 2.6

О

—I-1—

20 30

Население в целом Аппарат губернатор а республики, края, области

52,6

47.4

40

50

60

Рис. 4. Ключевые акторы, упоминаемые в корпусе аналитических (проблемных) публикаций издания

в январе-июне 2015 г, %, N=38 Fig.4. Key actors discussed in analytic publications in January-June 2015,%, N=38

Описание выбора источника, описание источника

«Белгородский бизнес-класс» (далее ББК, издание) - глянцевое издание, издающееся в г. Белгород с 2009 г. ББК позиционируется как независимый журнал «для увлечённых предпринимателей». Героями и авторами материалов становятся владельцы успешных компаний, стартаперы, творческие люди. Обсуждаемые темы - истории успеха, идеи для создания и развития бизнеса, бизнес-аналитика, маркетинг и пр. По состоянию на ноябрь 2015 г. ББК выходит 1 раз в месяц тиражом 3000 экземпляров.

Описание выборки, общий объем

На первом этапе была осуществлена сплошная выборка публикаций издания за период 01.01.2015-30.06.20151. Общий объем публикаций за указанный период составил 100 ед. Отдельно отметим, что в первом полугодии издание выходило не регулярно, в январе-феврале и июне-июле вышло по одному выпуску.

Динамика публикационной активности БП в !-П кварталах 2015 г. приведена на рисунке 5.

1 Архив номеров издания

http://www.bizclass.org/news/category/arhiv-zhurnalov/

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

30

20

10

0

Март

Апрель

Май

Июнь, Июль

Январь, Февраль

Рис.5. Динамика публикационной активности издания в январе-июне 2015 г, ед. Fig. 5. Dynamics of publication activity in January-June 2015, ed.

Наименьшее количество статей было опубликовано в мае, в остальные месяцы публикационная активность распределяется достаточно равномерно.

Структура корпуса публикаций ББК за 1-11 квартал 2015 г. демонстрирует неявное доминирование статей событийного, познавательно тематического характера. В среднем ежемесячно подобные публикации составляли около 60% от

150

130

общего объема опубликованных изданием материалов (рисунок 6).

В абсолютном выражении количество аналитических статей, публикуемых изданием ежемесячно, находится в диапазоне 4 ед. (июнь-июль) — 12 ед. (март). Всего за 1-11 квартал 2015 г. было опубликовано 39 аналитических статей, посвященных обсуждению экономических и социальных проблем региона.

110

90

70

50

30

10

47,8

57,1

36,8

52,2

42,9

63,2

20

29,4

80

70,6

Январь, Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь, Июль

|—[ Д УЧНЫИ Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media //

T)T7'~>"\ /~ТТТ T1 7У Т Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

RESEARCH RESULT

38

□ Аналитические (проблемные) статьи

□ Событийные, познавательно-тематические статьи

60

50

40

30

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

Структура корпуса

Рис. 6. Структура корпуса публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=100 Fig. 6. Structure of the body of publications in January-June 2015,%, N=100

57,1

36,8

29,4

9,2

20,0

12«

1 БП 1 ББК

■ БП, среднее = 10

■ ББК, среднее = 38

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

0

Рис. 7. Соотношение долей аналитических (проблемных) статей лояльного и оппозиционного изданий, % Fig. 7. Shares of problem publications in loyal and opposition magazines, %

Между тем, в сравнении с лояльным изданием «Белгородская Правда» (где проблемной была примерно каждая десятая статья корпуса), ББК демонстрирует гораздо более выраженную социально-экономическую «проблемоориентированность». В среднем, независимое издание обращается к тем или иным сложностям социально-экономического развития региона почти в четыре раза чаще (рисунок 7).

Тематическая структура корпуса

Тематическая структура корпуса публикаций ББК в 1-11 квартале 2015 г. характеризуется очевидной экономической направленностью (половина объема информационного внимания повестки). Спектр основных тем публикаций в

первые шесть месяцев года представлен в таблице 4. Второй по популярности (со значительным отрывом, около пятой части всех материалов) является тема культура и досуг, материалы которой носят в большинстве рекламно-информационный характер. Данный факт также вполне объясним, если учесть независимый характер издания.

Далее по частоте упоминания следуют темы «сельское хозяйство», «законодательство», «медицина, здоровье». Однако частота появления каждой из них в повестке не превышает 5%. В совокупности же они составляют треть публикаций.

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Таблица 4

Тематическая структура корпуса публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=100

Table 4

Thematic structure of the body of publications in January-June 2015,%, N = 100

В целом тематическая структура материалов независимого издания значительно шире, чем у лояльного издания, что свидетельствует о более детальном отражении жизни региона. Дробная тематическая структура обусловливает и меньшую наполняемость каждой темы -подавляющее большинство тем составляют менее 5% корпуса.

Тематическая структура корпуса аналитических (проблемных) статей

Тематическая структура аналитических статей в общем совпадает с общей тематической структурой корпуса (таблица 5). Данный результат прямо противоположен тому, что наблюдается в тематической структуре БП -тематическая структура всех публикаций совпадает с тематической структурой пертинентных, «проблемных» статей. Помимо прочего, данный факт свидетельствует о том, что темы, поднимаемые изданиями полярных направлений, доносятся до аудитории различными средствами - если «лояльное» издание, как правило, иллюстрирует ту или другую тему нейтральными, положительно окрашенными сюжетами, то независимое -проблематизирует их.

Таблица 5

Тематическая структура корпуса аналитических (проблемных) публикаций издания в январе-июне 2015 г, %, N=39

Table 5

Thematic structure of the body of problem publications in January-June 2015,%, N=39

Среди обсуждаемых «проблемных» тем первое место занимает, разумеется, центральная тема издания - экономика и бизнес (около 70% всех «проблемных» публикаций). Далее, со значительным отрывом следует тема сельского хозяйства, что объясняется аграрной специализацией региона.

Затем в перечне тематических приоритетов издания следуют вопросы строительства и покупки жилья, изменения законодательства, освещаютсяпроблемы здравоохранения.

Такие темы как развитие социальной сферы, транспорта, а также отдельные бытовые вопросы фигурируют в повестке исключительно редко.

Сравнение тематических структур двух изданий, помимо количественных

рассогласований, демонстрирует еще один яркий результат - отсутствие в повестке ББК темы «ЖКХ», занимающей одно из ведущих мест у БП.

Ключевые проблемы аналитических публикаций

Более детальное представление тематической структуры корпуса пертинентных статей, а именно выделение ключевых проблем, упоминаемых в повестке ББК, также демонстрирует свои особенности.

Сопоставление тематической и проблемной структур корпуса свидетельствует, что темы-лидеры значительно «диверсифицированы», то есть представлены большим количеством проблем, что обуславливает несовпадение двух структур.

Тема Доля

Бизнес, экономика 51

Культура, досуг 21

Сельское хозяйство 4

Законодательство 3

Медицина, здоровье 3

Спорт 3

Торговля 3

Социальная сфера 2

Строительство жилья 2

Отдельные социальные, бытовые проблемы 2

История 2

Транспорт 1

Инфраструктура 1

Политика 1

Философия 1

Сотовая связь 1

Тема статьи Доля

Бизнес, экономика 69,2

Сельское хозяйство 7,7

Строительство жилья 5,1

Законодательство 5,1

Медицина, здоровье 5,1

Социальная сфера 2,6

Отдельные социальные, бытовые проблемы 2,6

Транспорт 2,6

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Таблица 6

Ключевые проблемы, обсуждаемые в корпусе аналитических (проблемных) публикаций издания

в январе-июне 2015 г, %, N=39

Table 6

Key issues discussed in analytic publications in January-June 2015,%, N=39

Проблема Доля

Спад экономики в кризисный период 35,9

Поддержка сельского хозяйства 7,7

Уплата налогов 5,1

Обеспечение рабочими местами 5,1

Роль фрилансеров в экономике региона 2,6

Стратегии адаптации экономики 2,6

Сокращение финансирования системы здравоохранения 2,6

С нового года зарегистрировать права на недвижимое имущество стало дороже 2,6

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд 2,6

Реформа пассажироперевозок 2,6

Регионы повсеместно завышают кадастровую оценку земель 2,6

Развитие местного туризма 2,6

Работа таможенной службы 2,6

Работа больниц и поликлиник 2,6

Проблема утилизации бытовых отходов 2,6

Правила пребывания мигрантов 2,6

Построение собственного бизнеса 2,6

Переформатирование рынка с крупноформатной рекламы на сити-формат 2,6

Список предприятий, вносящий наиболее существенный вклад в ВВП 2,6

Новые тарифы ОСАГО 2,6

Недостаток специалистов 2,6

Мошенничество 2,6

Лизинг 2,6

Влияние кризиса на туристическую отрасль региона 2,6

Ипотека 2,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение законодательства 2,6

Государственная помощь малому инновационному предприятию 2,6

Госдолг 2,6

Безопасность сделок с недвижимостью 2,6

Увеличение размера арендной ставки 2,6

Структура значимости проблем, поднимаемых в повестке ББК, детерминирована общим экономическим контекстом начала 2015 г. -девальвация национальной валюты, снижение реальных доходов населения, рост ставок по кредитам и пр. Под воздействием спектра негативных для развития бизнеса в регионе факторов на первое место в обсуждениях выходят проблемы спада экономики (в т.ч. региональной), обеспечение населения региона рабочими местами, проблемы организации альтернативных

видов занятости (в т.ч. фрилансеры), стратегии адаптации экономики и бизнеса к новым условиям, вопросы развития туристической отрасли региона, механизмы государственной помощи малым предприятиям.

Проблема развития отрасли сельского хозяйства обсуждалась в основном с точки зрения возможных механизмов государственной поддержки. Другие проблемы,

репрезентирующие ключевые темы,

представлены в таблице 6.

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

Ключевые авторы аналитических публикаций.

Крупные бизнес-структуры Малые и средние бизнес-структуры Отдельные группы граждан Отраслевые министерства Региональные отраслевые министерства Финансовые структуры Руководитель региона Правительство страны, Аппарат Правительства РФ Руководство городов, районов, сел Центральный банк Общественные организации Соседние регионы Президент страны, Аппарат Президента РФ Аппарат губернатора республики, края, области Население в целом НКО

Гарантийный фонд содействия кредитованию Общественная палата РФ ТПП

Общественные орагнизации Сельское население Судебная система (суд, прокуратура) Институты развития Отдельный человек

]25,6

=120,5

=□15,4

=□10,3 =□10,3

=□7,7 Ш7,7

5,1 5,1

5,1 5,1

5,1

2,6 2,6 2,6 2,6 2,6 2,6 2,6 2,6 2,6

10

20

30

40

50

60

0

Рис. 8. Ключевые акторы, упоминаемые в корпусе аналитических (проблемных) публикаций издания

в январе-июне 2015 г, %, N=39 Fig. 8. Key actors discussed in analytic publications in January-June 2015, %, N=39

Ключевые позиции интересантов публикаций издания в корпусе за 1-11 квартал 2015 г. также обусловлены специализацией издания — первые два места по частоте упоминания принадлежат бизнес-структурам. Примерно треть статей концентрируется на интересах отдельных социальных групп населения — бизнесменов, фрилансеров, соискателей рабочих мест и пр. Далее следуют представители исполнительной власти — федеральной (25,6%) и региональной (20,5%).

Примечательно редкое упоминание в материалах издания руководителя региона (каждая десятая публикация), а также местных администраций (7,7% публикаций).

Ключевые выводы:

Сравнение уровня

«проблемоориентированности» и ключевых акцентов внимания повестки лояльного издания «Белгородская Правда» и независимого издания «Белгородский бизнес-класс» выявило следующие различия:

В сравнении с лояльным изданием «Белгородская Правда» независимое издание «Белгородский бизнес-класс» демонстрирует гораздо более выраженную

«проблемоориентированность». В первом полугодии 2015 г. ББК обращалось к тем или иным проблемам социально-экономического развития региона в среднем в четыре раза чаще. Повестка лояльного издания содержит большую долю «нейтральных» с точки зрения массового сознания тем (культура, досуг, история) — 90% всех публикаций против 62% в повестке независимого издания.

Тематическая структура корпуса публикаций БП в 1-11 квартале 2015 г. характеризуется заметной общественно-экономической

направленностью с очевидным акцентом на историко-культурную составляющую. Почти две третьих всех публикаций приходится на три центральные темы — культура и досуг (24%), история (18%) и сельское хозяйство (17%). Тематическая структура корпуса публикаций ББК в 1-11 квартале 2015 г. характеризуется очевидной

Prosyanyuk D.V. Representation of socio economic characteristics of the region in the media // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Социология и управление». -

Т.2, №1(7), 2016.

экономической направленностью (половина объема информационного внимания повестки). В целом тематическая структура материалов независимого издания значительно шире, чем у лояльного издания, что свидетельствует о более детальном отражении жизни региона. Дробная тематическая структура обусловливает и меньшую наполненность каждой темы. Примечательны и способы подачи информации — если БП предпочитает транслировать взгляд интересантов (в т.ч. представителей власти через репортажи с официальных мероприятий), то ББК представляет информацию «из первых рук» — постоянными авторами и героями материалов являются предприниматели региона.

Повествуя о конкретных проблемах развития региона лояльное издание, в первую очередь, акцентирует внимание на вопросах несвоевременной уплаты налогов,

совершенствования налоговой системы, спаде экономики и бытовом обслуживании населения. Независимое издание чаще других поднимает проблемы и стратегии адаптации бизнеса и экономики в кризисный период, проблемы обеспечения рабочими местами населения региона, поддержки сельского хозяйства и уплаты налогов. Сравнение тематических структур двух изданий, помимо количественных

рассогласований, демонстрирует еще один яркий результат — отсутствие в повестке ББК темы «ЖКХ», занимающей одно из ведущих мест у БП.

Ключевой акцент позиционирования интересантов проблем в лояльном издании сосредоточен на населении, а также

представителях руководства региона и местных уровней. Независимое издание демонстрирует явную сосредоточенность на проблемах бизнеса, а также отдельных социальных групп.

Литература

1. Михайлов С.А. Журналистика Соединённых Штатов Америки. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

2. Attride-Stirling J. Thematic networks: an analytic tool for qualitative research // Qualitative Research. 2001. Vol. 1. Рр. 385-405.

3. Bernard H., Ryan G. Text analysis: Qualitative and quantitative methods. In H. R. Bernard (Ed.), Handbook of methods in cultural anthropology WalnutCreek, CA: AltaMiraPress, 1998. Рр. 595-645.

4. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 2006. Vol. 3. No 2. Рр. 77-101.

5. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. 2nd edition, Thousand Oaks, CA: Sage 2004.

References:

1. Mikhailov S.A. Journalism in the United States of America. Spb.: Izd-vo Mikhailova V.A., 2004.

2. Attride-Stirling J. Thematic networks: an analytic tool for qualitative research. Qualitative Research. 2001. Vol. 1. Рр. 385-405.

3. Bernard H., Ryan G. Text analysis: Qualitative and quantitative methods. In H. R. Bernard (Ed.), Handbook of methods in cultural anthropology WalnutCreek, CA: AltaMiraPress, 1998. Рр. 595-645.

4. Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology. Qualitative Research in Psychology, 2006. Vol. 3. No 2. Рр. 77-101.

5. Krippendorff K. Content Analysis: An Introduction to Its Methodology. 2nd edition, Thousand Oaks, CA: Sage 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.