Научная статья на тему 'Дискурс наркотизма в средствах массовой информации'

Дискурс наркотизма в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / социальная проблема / наркотизм / пресса / анализ публикаций / дискурсивные стратегии / конструирование СМИ / социальные агенты / mass media / social problem / narcotism / print media / analysis of publications / discourse

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елистратова Ольга Александровна

В статье обосновывается важность дискурса социальных проблем (в частности наркотизма) в массмедиа. На основе «теории установления повестки дня» и примера освещения проблемы наркотизма в американских СМИ делается вывод о возможности формировании отношения общества к проблеме. Представлен контентанализ СМИ, освещающих проблему наркотизма. В качестве типичных для анализа выбраны издания федерального («Известия») и регионального («Регион — 64») уровней. В выборку вошли 283 статьи, отобранные по ключевым словам «наркотизм», «наркомания», «наркотики». В рамках качественного анализа выделено пять типов статей: проблемные, информационные, превентивные, результативные, биографические. Показано, что общероссийская газета в большей степени вовлечена в дискурс проблемы. Она формирует чувство повышенной опасности наркотизма, предлагает меры решения проблемы, описывает результаты введения антинаркотических мер. Региональное издание дискурс поддерживает слабо, сводя его к информационной повестке и, частично, к освещению принимаемых властями мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елистратова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA NARCOTISM DISCOURCE

The paper highlights the importance of discourse of social problems (in particular, drug abuse problem) in mass media. Based on agenda-setting theory and a case study describing the coverage of the narcotism issue in American media, the author makes a conclusion about a possibility of formation of the public attitudes towards this problem. The paper provides the content analysis of mass media reporting on narcotism. Federal level (Izvestiya) and regional level (Region‑64) publications were analyzed. The sample involved 283 articles selected through key words such as «narcotism », drug addiction», «drugs». Five types of articles were singled out as part of qualitative study: problem-oriented, information, preventive, result-oriented and biographical articles. According to the author, it is national newspaper that is most engaged in the problem discourse. It provides readers with a feeling of increased danger coming from drug abuse, promotes measures to tackle the problem, and describes the effects of measures reducing the drug use. The discourse is poor in the regional media; it is limited to information agenda and partly to measures taken by authorities.

Текст научной работы на тему «Дискурс наркотизма в средствах массовой информации»

МЕДИАСОЦИОЛОГИЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2016.6.09 Правильная ссылка на статью:

Елистратова О. А. Дискурс наркотизма в средствах массовой информации // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 6. С. 175—183. For citation:

Elistratova O. A. Mass media narcotism discource. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 6. P. 175—183.

О. А.Елистратова

ДИСКУРС НАРКОТИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ДИСКУРС НАРКОТИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЕЛИСТРАТОВА Ольга Александровна — аспирант кафедры Социология, социальная антропология и социальная работа Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., Саратов, Россия. E-MAIL: olga.elistratova.1980@mail.ru ORCID: 0000-0002-1324-6881

Аннотация. В статье обосновывается важность дискурса социальных проблем (в частности наркотизма) в масс-медиа. На основе «теории установления повестки дня» и примера освещения проблемы наркотизма в американских СМИ делается вывод о возможности формировании отношения общества к проблеме. Представлен контент-анализ СМИ, освещающих проблему наркотизма. В качестве типичных для анализа выбраны издания федерального («Известия») и регионального («Регион —64») уровней. В выборку вошли 283 статьи, отобранные по ключевым словам «наркотизм», «наркомания», «наркотики». В рамках качественного

MASS MEDIA NARCOTISM DISCOURCE

Olga A. ELISTRATOVA1 — Post-Graduate Student

E-MAIL: olga.elistratova.1980@mail.ru ORCID: 0000-0002-1324-6881

1 Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia

Abstract. The paper highlights the importance of discourse of social problems (in particular, drug abuse problem) in mass media. Based on agenda-setting theory and a case study describing the coverage of the narcotism issue in American media, the author makes a conclusion about a possibility of formation of the public attitudes towards this problem. The paper provides the content analysis of mass media reporting on narcotism. Federal level (Izvestiya) and regional level (Region-64) publications were analyzed. The sample involved 283 articles selected through key words such as «narcotism», drug addiction», «drugs». Five types of articles were singled out as part

анализа выделено пять типов статей: проблемные, информационные, превентивные, результативные, биографические. Показано, что общероссийская газета в большей степени вовлечена в дискурс проблемы. Она формирует чувство повышенной опасности нарко-тизма, предлагает меры решения проблемы, описывает результаты введения антинаркотических мер. Региональное издание дискурс поддерживает слабо, сводя его к информационной повестке и, частично, к освещению принимаемых властями мер.

Ключевые слова: средства массовой информации, социальная проблема, наркотизм, пресса, анализ публикаций, дискурсивные стратегии, конструирование СМИ, социальные агенты

of qualitative study: problem-oriented, information, preventive, result-oriented and biographical articles. According to the author, it is national newspaper that is most engaged in the problem discourse. It provides readers with a feeling of increased danger coming from drug abuse, promotes measures to tackle the problem, and describes the effects of measures reducing the drug use. The discourse is poor in the regional media; it is limited to information agenda and partly to measures taken by authorities.

Keywords: mass media, social problem, narcotism, print media, analysis of publications, discourse

На данном этапе развития общества средства массовой информации играют значимую роль в формировании представлений о тех или иных социальных явлениях как отдельных людей, так и общественного мнения в целом, являясь средством доступа к знаниям, от которых зависят многие аспекты жизни социума. Процессы, происходящие в современном обществе, сопровождаются социальной напряженностью, связанные, в том числе, с такой проблемой как наркотизм.

Наркотизм, по емкому определению В. Т. Лисовского,—это негативное социальное явление, характеризующееся массовостью, устойчивостью, зависимостью от социальных условий жизни и противоречий общественного развития [Лисовский, 2000: 258]. Таким образом, наркотизм является острой социальной проблемой с множеством аспектов: медицинским, социальным, психологическим, юридическим, экономическим.

Современная социология исходит из того, что между реальным существованием проблемы и ее осознанием общественностью возможен значительный разрыв. Существует понятие жизненного цикла социальной проблемы, включающего пять стадий [Лосев, 2006: 146]:

1. Возникновение социальной проблемы.

2. Легитимизация проблемы, признание ее существования общественностью и государственными органами.

3. Мобилизация усилий по решению проблемы, лоббирование различных вариантов ее решения.

4. Формирование официального плана действий.

5. Коррекция плана в ходе его практической реализации.

Средства массовой информации играют определяющую роль на первой, и, особенно, на второй стадиях, так как именно упоминание в СМИ обращает внимание государственных органов на проблему и является первым этапом ее признания. На последующих этапах СМИ также сохраняют большую значимость, поскольку именно благодаря им общественность узнает, каким образом решается проблема.

Для описания воздействия СМИ на общество при возникновении и легитимизации социальных проблем широко используется «теория установления повестки дня» [Лосев, 2006: 147]. Она заключается в том, что когда СМИ не могут предопределить отношение аудитории к той или иной теме, но способны оказать влияние на сознание читателей в плане восприятия информации, последние склонны считать важными и требующими решения именно те проблемы, которые называют СМИ. При этом реальное состояние проблемы и восприятие ее аудиторией могут очень сильно различаться между собой. Эффект «установления повестки дня» состоит в том, что в сознании людей формируется картина мира, отражающая не реальное положение вещей, а то, как оно трактуется СМИ. Это в полной мере относится и к проблеме наркотизма.

Приведем классический пример. Уровень наркомании в США традиционно является высоким, но общественность до середины 80-х годов ХХ века не проявляла беспокойства по этому поводу. Первая серия публикаций, посвященных этой проблеме, была выпущена ведущим американским изданием «Нью-Йорк Таймс». Примеру «Таймс» последовали другие газеты и журналы, и количество материалов о наркомании стало стремительно возрастать. На следующий год журнал «Ньюсуик» уже уверенно называл ее «проблемой десятилетия», все ведущие телекомпании США посвятили данной теме специальные программы. В результате озабоченность общества на предмет наркомании выросла скачкообразно: если в 1988 г. это считалось серьезной проблемой среди 9 % участников общенационального опроса, проводимого Институтом Гэллапа, то в 1989 г. эта цифра достигла 63 %. После чего интерес средств массовой информации к этой тематике угас, и по итогам опроса 1990 г. ее считали наиболее серьезной только 4 %.

Между тем, реальная ситуация с наркоманией все это время в США оставалась неизменной: уровень потребления наркотиков был стабильно высоким, не повышался и не падал, что могло бы объяснить резкий рост интереса к проблеме, а потом исчезновение интереса к ней [Лосев, 2006: 148]. Это типичный случай эффекта «повестки дня», установленного средствами массовой информации.

С этой точки зрения, СМИ играют двоякую роль — с одной стороны, они являются отражением существующих в обществе настроений, с другой — активно участвуют в их формировании. В частности, то, как СМИ освещают проблему наркотизма, оказывает влияние на взгляды общества по самым разным аспектам: от отношения к потребителям наркотиков на бытовом уровне до оценки различных государственных программ, направленных на борьбу с наркоманией. Поэтому для выяснения общественного мнения о проблеме наркотиков изучение массмедиа имеет первостепенное значение [Мейлахс, 2016].

Мы выбрали две популярные газеты: «Известия» (г. Москва) и «Регион-64» («Саратовская областная газета «Регион 64», г. Саратов), чтобы выявить характерные особенности освещения проблем наркотизма в период с января по де-

кабрь 2015 г. Определив соотношение типов статей по заданной тематике, мы сравнили полученные данные региональной газеты с федеральной и показали, как проблема молодежного наркотизма описывается в прессе.

Анализируемые издания имеют печатный и электронный формат, различаясь территориальной направленностью информации. «Известия» — российская общественно-политическая и деловая газета. Периодичность выхода — пять раз в неделю. Тематика газеты — освещение событий в России и за рубежом, аналитика и комментарии; обзор вопросов бизнеса и экономики, событий культурной и спортивной жизни. «Саратовская областная газета «Регион 64» — официальное издание органов государственной власти, выходит так же пять раз в неделю. Тематика — официальная информация новостного характера: обзор событий, аналитика и комментарии политических, экономических, культурных и спортивных мероприятий. Газета в общедоступной форме рассказывает о жизни города, публикует развлекательные материалы. «Саратовская областная газета «Регион 64» служит площадкой для обсуждения социальных вопросов, что говорит о важности этого издания для города. В данных изданиях мы выбрали статьи с тематикой наркотизма за период с января по декабрь 2015 года, отобрав их по ключевым словам: «наркомания», «наркотизм», «наркотики».

В исследовании применен метод контент-анализа, совмещающий количественные и качественные показатели. Количественный анализ проведен путем подсчета статей центрального и регионального изданий с ключевыми словами «наркотизм», «наркомания», «наркотики». Всего отобрано 283 статьи: в газете «Регион-64» — 74 публикации, в «Известиях» — 209 (см. рис. 1). В рамках качественного исследования оказались статьи в соответствии с типом дискурсивной направленности.

Рисунок 1. Количество публикаций газет «Известия» и «Регион-64» с упоминанием слова «наркотики», «наркомания», «наркотизм» за период с 01.01—31.12.2015 г. Синий график относится к газете «Регион-64», красный — к «Известиям»

Как видно из рис. 1, пик роста с переменным падением количества публикаций в региональном издании приходится на период с июля по ноябрь. В центральном СМИ, рост наблюдается практически весь год с явно выраженными пиками в начале и конце года. Количество статей о «нарко-тизме» в газете «Регион-64», почти в три раза меньше, чем в печатном издании «Известия». Это обусловлено тем, что масштабы исследуемых регионов — г. Москва и г. Саратов — не равнозначны.

В рамках данного исследования были изучены содержательные и дискурсивные стороны публикаций. Каждая статья определялась по жанру и главной теме. По итогам была принята типология, включающая пять типов статей:

1. Проблемные — актуальные, острые.

2. Информационные — статистика, факты.

3. Превентивные — разъясняющие, профилактические.

4. Результативные — отчеты о мероприятиях, проведенной работе.

5. Биографические — реальные истории из жизни.

Как видно из круговой диаграммы (рис. 2), в большинстве публикаций тема наркомании освещается в проблемном (31,7 %) и информационном поле (29,4 %), что служит индикатором актуальности темы наркотизма. В два раза меньше статей результативного характера (16,8 %), еще чуть меньше — превентивной (10,3 %) и биографической (11,8 %) направленности.

Таким образом, статьи проблемной и информационной направленности охватывают более половины процентного поля. Функции прессы в отражении проблемы наркотизма, как показывают данные, сводятся к созданию острых, проблемных статей. Как отмечает Г. Блумер, «социальная проблема не существует для общества до тех пор, пока общество не признает, что она существует [Блумер, 2001: 153]. «Если социальная проблема прошла стадии социетального признания и соци-

Тнпы статен

■ Проблемные

■ Информационные Результативные

■ Биографические

■ Превентивные

Рисунок 2. Распределение статей по выбранным типам, %

альной легитимации, то она вступает в новую стадию своего развития» [Блумер, 2001: 156]. СМИ предлагают тематическую информацию, задают тон и выступают площадкой для общественного обсуждения. Так, статьи актуального и проблемного характера в федеральной газете «Известия» появляются почти каждый номер, с не менее острыми заголовками: «Подростков смогут проверять на наркотики без разрешения родителей» [Казаков, 2015]; «ФСКН: число наркоманов в России может вырасти на 10 % из-за кризиса..» [Ивушкина, 2015]; «Президент выступил против легализации легких наркотиков...» [Созаев-Гурьев, 2015]; «Минздрав: растет число употребляющих марихуану и психостимуляторы» [Башаров, 2015]. В прессе регионального уровня («Регион-64») за такой же временной период статьи проблемного характера более сдержаны, относятся скорее к информационному типу и появляются по одной в два месяца: «В Саратовской областной думе прошли депутатские слушания, посвященные реализации закона о молодёжной политике» [Аркадская молодежь., 2015]; «В Саратовской области начнётся ежегодная оперативно-профилактическая операция «Мак»» [В Саратовской области стартует., 2015]; «Начало летней оздоровительной кампании», летняя масштабная акция, включающая ряд мероприятий формирования здорового образа жизни в молодежной среде, участниками которой стали порядка 2000 человек [На летних площадках., 2015].

Взаимодействие ведомственных структур и анализируемой прессы выявляется в статьях результативного характера. Как правило, информация в федеральной прессе — более высокого государственного уровня: «Д. Мезенцев: «Стратегия ШОС — развитие и расширение». Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества подвел итоги своей работы, о Стратегии 2025 [Голенищев, 2015]; «ФСКН изъяла около тонны спайсов стоимостью 38 млрд рублей» [ФКСН изъяла., 2015]. Региональная пресса отражает местные события: «В Энгельсе у цыганки в подвале нашли 1800 доз героина» [В Энгельсе у цыганки., 2015]; «В Саратовской области за наркотики осудили 1115 человек» [В Саратовской области за наркотики., 2015].

Жизни и судьбы героев биографических статей разнообразны, и, как правило, предсказуемы. В «Известиях»: «Ройзман в тюрьме пытался покончить с собой» (о преступных событиях в жизни экс-руководителя фонда «Город без наркотиков») [Кабанов, 2015]. В газете «Регион-64» известные личности Саратова не задействованы, но рядовые граждане с не менее печальными судьбами присутствуют: «Бывший инспектор колонии приговорен за взятку и попытку передачи наркотиков» [Бывший инспектор., 2015].

Присутствуют также немногочисленные статьи профилактического характера: «МВД создает собственное Сколково» [Кочегаров, 2015]; «Госпоиск «Спутник» создал «чистый» браузер для школ» [Зыков, 2015]; «В Общественной палате Саратовской области состоялось заседание двух комиссий, посвященное противодействию распространения наркотиков в регионе» [В общественной палате., 2015]; «В колледже экономики, права и сервиса Саратова в рамках всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!» состоялся один из этапов молодежного марафона «Территория независимости»» [В колледже., 2015].

Резюмируя, можно сказать, что анализируемые издания в течение 2015 г. имели неравнозначный интерес к проблеме наркотизма. Федеральные «Известия» продемонстрировали высокую степень интереса в начале года (с января по март) — статьи информационного и проблемного типа в каждом номере этого периода (о ряде факторов, влияющих на активность наркотизма: затянувшийся кризис в стране, возможное расформирование ведомственных структур ФСКН и ФМС, о внесении поправок в ФЗ ст. 20), и в конце (ноябрь—декабрь) — показав отчеты о проделанной работе за год в статьях результативного характера (доклад о результатах работы органов ФСКН, о стратегии ШОС). Издание «Регион-64», напротив, не проявило инициативы в отношении интереса к данной теме. С незначительными колебаниями кривой практически половину года (с января по май), интерес начинает проявляться с середины года с переменными падениями и ростом количества статей проблемной и информационной направленности (доклад министра об асоциальных проявлениях в молодежной среде, о спецоперации ведомственных органов). Конструирование в СМИ дискурса проблемы наркотизма не однотипно. Общероссийская газета задает вектор, направленный на создание проблемы повышенной опасности наркотизма, предлагает меры для ее решения и показывает полученный результат. Региональная пресса вяло реагирует на вызов, сводя весь дискурс к информационному полю, педоставляя материалы результативной направленности. Стратегия местной прессы в отношении проблемы наркотизма — слабая и малоэффективная (много говорится и пишется о профилактике наркотизма, но в реальности ничего не меняется).

Заключение

СМИ являются основным источником информации в современном обществе. Играют важную роль в формировании общественного мнения. Именно СМИ могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Являясь важным источником информации о наркотических веществах, каждый материал способствует формированию общественного мнения по отношению к проблеме наркотизма. И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждая статья вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону. Цель СМИ при освещении проблемы наркомании — способствовать возникновению у аудитории отрицательного отношения к наркотикам. СМИ могут давать необходимые знания о вреде наркотиков, способствовать формированию установки на здоровый образ жизни. Но, в то же время, СМИ могут способствовать и обратным процессам. Это особенно важно учитывать при освещении данной проблемы во избежание обратного эффекта. Отмеченные тенденции свидетельствуют о недостаточности и неэффективности существующих методов, а также о необходимости формирования новых стратегий использования региональных СМИ для противодействия наркотизму.

Приложение (проанализированные статьи о наркотизме)

Аркадакская молодёжь борется с наркоманией и импотенцией с помощью искусства [Электронный ресурс] // Регион 64. 31.03.15. URL: https://sarnovosti.ru/ news.php? ID=12671 (дата обращения: 20.10.2016).

Башарова С. Минздрав: растет число употребляющих марихуану и психостимуляторы [Электронный ресурс] // Известия. 08.07.2015. URL: http://izvestia.ru/ news/588504 (дата обращения: 15.03.2016).

Бывший инспектор колонии приговорен за взятку и попытку передачи наркотиков. [Электронный ресурс] // Регион 64. 26.10.2015. URL: http://sarnovosti.ru/news. php? ID=30483 (дата обращения: 23.03.2016).

В колледже экономики, права и сервиса Саратова в рамках всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!» состоялся один из этапов молодежного марафона «Территория независимости [Электронный ресурс] // Регион 64. 23.11.2015. URL: http://sarnovosti.ru/mnews.php? ID=32732 (дата обращения: 20.03.2016).

В Общественной палате Саратовской области состоялось заседание 2-х комиссий, посвященное противодействию распространения наркотиков в регионе [Электронный ресурс] // Регион 64. 22.07.2015. URL: https://sarnovosti.ru/onday. php?d=22&m=7&y=2015 (дата обращения: 18.03.2016).

В Саратовской области стартует операция «Мак» [Электронный ресурс] // Регион 64. 20.05.2015. URL: http://sarnovosti.ru/news.php? ID=17124 (дата обращения: 16.03.2016).

В Саратовской области за наркотики осудили 1115 человек [Электронный ресурс] // Регион 64. 30.11.2015. URL: http://sarnovosti.ru/news.php? ID=33280 (дата обращения: 18.03.2016).

В Энгельсе у цыганки в подвале нашли 1800 доз героина. [Электронный ресурс] // Регион 64. 30.01.2015. URL: http://sarnovosti.ru/news.php? ID=7852 (дата обращения: 18.03.2016).

Голенищев А., Мезенцев Д. Стратегия ШОС—развитие и расширение [Электронный ресурс] // Известия. 29.12.2015. URL: http://izvestia.ru/archive/15?type=2&p=3 (дата обращения: 18.03.2016).

Зыков В. Госпоиск «Спутник» создал «чистый» браузер для школ» [Электронный ресурс] // Известия. 30.09.2015. URL: http://izvestia.ru/news/592255 (дата обращения: 15.03.2016).

Ивушкина А. ФСКН: число наркоманов в России может вырасти на 10 % из-за кризиса [Электронный ресурс] // Известия. 10.02.2015. URL: http://izvestia.ru/ news/582845 (дата обращения: 15.03.2016).

Кабанов А. Ройзман в тюрьме пытался покончить с собой [Электронный ресурс] // Известия. 14.08.2015. URL: http://izvestia.ru/news/589961 (дата обращения: 20.03.2016).

Казаков И. Подростков смогут проверять на наркотики без разрешения [Электронный ресурс] // Известия. 12.01.2015. URL: http://izvestia.ru/news/581367 (дата обращения: 15.03.2016).

Кочегаров П. МВД создает собственное «Сколково» [Электронный ресурс] // Известия. 02.04.2015. URL: http://izvestia.ru/news/584862 (дата обращения: 18.03.2016).

На летних площадках учат здоровому образу жизни [Электронный ресурс] // Регион 64. 30.06.2015. URL: http://sarnovosti.ru/news.php? ID=20888 (дата обращения: 16.03.2016).

Созаев-Гурьев Е. Президент выступил против легализации легких наркотиков [Электронный ресурс] // Известия. 17.06.2015. URL: http://izvestia.ru/ news/587861 (дата обращения: 20.10.2016).

ФСКН изъяла около тонны спайсов стоимостью 38 млрд рублей [Электронный ресурс] // Известия. 05.11.2015. URL: http://izvestia.ru/news/594941 (дата обращения: 20.10.2016).

Список литературы (References):

Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / пер. И. Ясавеева // Контексты современности-II : Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории : хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. Казань : Изд-во Каз. ун-та, 2001. С. 150—160. [Blumer H. (2001) Social problems as collective behavior In: Erofeeva S. A. (ed.) Konteksty sovremennosti-II: Aktual'nye problemy obshchestva i kul'tury v zapadnoi sotsial'noi teorii: Khrestomatiya [Contexts of the modernity-II: topical problems of society and culture in the western social theory: Chrestomathy]. Kazan': Izd-vo Kaz. un-ta, P. 150—160] (In Rus.).

Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : уч. пособие. СПб. : СПбГУП, 2000. С. 519. [Lisovsky V. T. (2000) Dukhovnyi mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii: Ucheb. posobie [Spiritual world and value orientations of Russian youth: a manual]. SPb: SPbGUP.] (In Rus.).

Лосев И. В. Роль средств массовой информации в противодействии наркотизации общества // Пути межведомственного взаимодействия в противодействии наркомании «Антинарко-2005». Санкт-Петербург, 2006. С. 145—149. [Losev I. V. (2006) Rol' sredstv massovoi informatsii v protivodeistvii narkotizatsii obshchestva [Role of mass media in counteracting society's narcotization «Antinarco-2005»]. International Forum Abstracts. St. Petersburg. P. 145—149] (In Rus.).

Мейлахс П. А. Наркомания в зеркале Петербургских СМИ [Электронный ресурс] // Русский народный сервер против наркотиков. URL: http://www.narcom.ru/ideas/ socio/107.html (дата обращения: 20.10.2016). [Meilakhs P. A. Narkomaniya v zerkale Peterburgskikh SMI /[Drug addiction in the mirror of the St. Petersburg mass media]. Russkii narodnyi server protiv narkotikov [Russian national server against drugs]. URL: http://www.narcom.ru/ideas/socio/107.html (accessed 20.10.2016)] (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.