Научная статья на тему 'КОММУНИКАЦИИ И ИХ БАРЬЕРЫ'

КОММУНИКАЦИИ И ИХ БАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
580
67
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАЦИИ И ИХ БАРЬЕРЫ»

URL:http://gtmarketru/news/state/2009/04/29/1986toa обращения 24.09.2013)

Павлова А.М.

студент Конова Ю.О. студент УлГТУ Россия, г. Ульяновск КОММУНИКАЦИИ И ИХ БАРЬЕРЫ

В современном обществе коммуникации играют важную роль, так как человек - существо как биологическое и психологическое, так и социальное и он нуждается в общении. В ходе взаимодействия друг с другом, индивиды обмениваются, чувствами, мыслями, установками, идеями и любой иной различной информацией. Таким образом, коммуникация - это обмен информацией, передача какого-либо сообщения.

Известный исследователь, российский и

американский лингвист и литературовед Роман Осипович Якобсон вывел распространенную модель коммуникации, а так же шесть функций коммуникации. Эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом, выражает его отношение к тому, что он говорит. Конативная - выражает непосредственное воздействие на собеседника, отражает ориентацию на адресата. Референтивная (денотативная, когнитивная) - ориентирована на контекст и представляет собой отсылку на смысловой объект, о котором идет речь в сообщении. Поэтическая - направлена в первую очередь на сообщение, на его форму, превращая бытовую речь в образец словесного искусства. Фатическая - ориентирована на контакт и его непрерывное поддержание, а не на передачу или новизну передаваемой информации. Метаязыковая - связана с кодом передаваемой информации и ее правильным толкованием и пониманием собеседником [1].

Так как человек как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации, со своими желаниями и чувствами, жизненным опытом, полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию. С одной стороны, человек нуждается в коммуникации для взаимодействия с обществом, с другой стороны, существуют коммуникативные барьеры, препятствующие обмену информацией.

Барьеры коммуникации представляют собой препятствия на пути эффективной коммуникации, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации, которые увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают эффективность процесса общения [2].

Выделим наиболее распространённые барьеры коммуникации.

Барьер субъективной интерпретации смысла информации возникает в связи с тем, что любое полученное сообщение воспринимается через призму личного опыта партнера. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано.

Так же барьером коммуникации часто является психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему: чувство недоверия или неприязни, которое вызывает коммуникатор, передается и на сообщаемую им информацию, которая не воспринимается как значимая. Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся: слишком тихая речь, вызванная сочетанием волнения и неправильного дыхания, слишком быстрая речь, слишком монотонная речь, глотание слов.

Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений понятий и терминов участников общения. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смыслов.

Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнёру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств, или слишком сложна для него, неумение выражать свои мысли. Например, мужчина и женщина не могут друг друга понять из-за различий в восприятии мира [3].

Исходя из перечисленных коммуникативных барьеров, выработаем рекомендации, направленные на устранение коммуникационных барьеров.

1. Для лучшего понимания информации следует переспросить собеседника или попросить перефразировать сказанное сообщение.

2. Для избегания фонетического барьера речь должна быть четкой, не слишком громкой и не слишком тихой, чтобы собеседник смог расслышать информацию. Приветствуется изменение интонации в ходе повествования для выделения логических сегментов для лучшего усвоения сообщения реципиентом.

3. Необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира - те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей следует подробно объяснять, что имеется в виду, и использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.

4. Даже в случае неприязни к собеседнику не стоит относиться с его информации субъективно, заранее с недоверием, следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным.

Коммуникация - сложный процесс, который может обернуться неудачей из-за одного или нескольких барьеров коммуникации. Чтобы уменьшить или устранить барьер следует уделять должное внимание собеседнику, отнестись к его информации с пониманием и уважением и не оценивать ситуацию субъективно. Важно помнить, что общество и коммуникации неразделимы и тесно связаны.

Использованные источники:

1. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации -Москва: Прогресс,1985. - 319-330 с.

2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - Санкт-Петербург: Наука, 2001. - 158 с.

3. Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2000. -163 с.

Павлова В. В., к.психол.н.

психолог

отдел по воспитательной работе

Захарова Н. В.

начальник отдела по воспитательной работе

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Уфимский филиал Россия, г. Уфа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИИ КАК ОСНОВА МОДЕЛИРОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

Работа психолога образовательного учреждения профессионального образования регламентируется той же традиционной схемой, что и работа психолога в учреждениях школьного образования. Во главу угла ставится специфика профессиональной психологической помощи. Соответственно работа психолога включает его традиционные виды деятельности: психодиагностику и различные виды коррекционно-развивающей работа (групповой и индивидуальной). Обеспечение выполнения этих видов деятельности является содержанием методических разработок психолога. Основными содержательными ориентирами выступают возрастные и индивидуально-психологические особенности контингента обучающихся и психологические нормы.

Серьезной проблемой для практического психолога, специалиста с психологической подготовкой, является необходимость учета специфики той профессиональной деятельности к которой готовятся студенты в данном вузе. В этой связи актуальной задачей представляется разработка содержания и методов работы психолога в вузе в контексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.