Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В АМБУЛАТОРНОЙ ПЕДИАТРИИ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В АМБУЛАТОРНОЙ ПЕДИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / РЕБЕНОК / ПАЦИЕНТ / БОЛЕЗНЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ВРАЧ / PEDIATRICS / CHILD / PATIENT / DISEASE / MEDICAL SERVICE / ACTIVITY / MEDICAL CARE / DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махкамова Г.Т., Тиллабоева А.А.

В данной статье рассматривается коммуникативный компетентность во врачебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CAPACITY OF MEDICAL STAFF IN AMBULATORY PEDIATRICS

This article deals with communicative competence in medical practice.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В АМБУЛАТОРНОЙ ПЕДИАТРИИ»

УДК 32.316

Махкамова Г. Т.

Тиллабоева А. А.

ТашПМИ

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В АМБУЛАТОРНОЙ ПЕДИАТРИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается коммуникативный компетентность во врачебной деятельности

Ключевые слова: Педиатрия, ребенок, пациент, болезнь, медицинская услуга, деятельность, медицинская помощь, врач

Makhkamova G. T.

Tillaboyeva A.A.

TashPMI

COMMUNICATIVE CAPACITY OF MEDICAL STAFF IN AMBULATORY PEDIATRICS

Annotation: This article deals with communicative competence in medical practice.

Keywords: Pediatrics, child, patient, disease, medical service, activity, medical care, doctor

Одной из причин недостаточной эффективности медицинской помощи в настоящее время считается неблагополучие в сфере общения врача и пациента. Очевидно, что важно не только развивать новые медицинские технологии, иметь возможность использовать необходимые диагностические и лекарственные средства, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача. На семинаре ВОЗ рассматривалась проблема отношений врача и больного. Было отмечено, что только 20-25% пациентов, обращающихся к врачам общей практики, применяют те лекарства и именно так, как они были назначены. По другим данным более 50% амбулаторного и больничного контингента больных не принимают назначенных медикаментов и не выполняют предписанных рекомендаций.

Специфику медицинской деятельности можно выразить словами врача и философа Карла Ясперса, который полагал, что врачевание опирается на два основания: одним из них являются естественнонаучные познания и их практическое применение, другим - этика человечности. Вследствие доведения до крайности узкой специализации возникла «немая» медицина, как считают Б. Любан-Плоцца и другие.

Коренным образом изменениям отношений врача и больного способствовала нарастающая технизация лечебно-диагностического процесса. Во многом это связано также и с тем, что произошло изменение позиции пациента, выразившееся в значительном внимании к его правам в ходе терапевтического процесса, которое в свою очередь не сопровождалось

конгруэнтным изменением врача. В настоящее время в ряде зарубежных стран наметилась тенденция к сотрудничеству между врачом и пациентом.

Переворот в отношениях врача и пациента наметился в 1880-1882 годах благодаря работам Брейера, стоявшего наряду с Фрейдом у истоков психоанализа. Традиция врачебной власти, восходящая к временам врачей-жрецов древности, сменилась открытостью врача в форме сценического понимания (сплавлености личности больного с его жизненным миром), интерпретации, жизненно-практического постижения. «Раньше анамнез устанавливался врачом, который задавал вопросы пациенту; либо он вообще изучал его, не произнося ни звука, осматривал и высказывал свое мнение, тогда как пациент только отвечал на вопросы. Теперь инициатива переходит к пациенту, причем настолько, что такой инициативы раньше не позволяли даже придворные врачи своим коронованным пациентам». Как отмечает А. Лоренцер, описанная выше трансформация отношений врач-пациент требует глубокого переконструирования врачебного восприятия пациента.

Для медицины сегодняшнего дня характерна ситуация большого выбора лечебных тактик и отсутствия одного общепризнанного средства, кардинально решающего проблему заболевания. В свою очередь эта тенденция способствует чувству растерянности, тревожности, неопределенности у пациентов.

Для того чтобы медицинский работник перешел с патерналистской модели взаимоотношений к модели сотрудничества, врачу-клиницисту необходимо преобразиться в интерпретирующего слушателя. Если раньше пациент должен был следовать медико-дигностической схеме и не мог приблизиться к своим переживаниям по поводу страдания, то теперь врач и пациент должны стремиться вместе понять историю жизни пациента. В настоящий момент практической медицине необходимо расширять свое поле зрения: больной больше не должен пониматься как носитель какого -то заболевшего органа, а должен рассматриваться и лечиться как человек в целом. Поэтому необходим взгляд на пациента как на субъекта в медицине.

В свете новой парадигмы в медицине больше внимания привлекается к правам личности, в том числе и к правам пациента, что привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом. Решению данного вопроса могут помочь достижения психологической науки. Как отмечает В.В. Новиков «Не будет большой методической ошибкой, если исследователи отойдут от глобальных проблем, обязательно требующих системного подхода, а займутся детальной проработкой той или иной стороны жизнедеятельности конкретного объединения людей, конкретной, научной, творческой или какой- либо другой организации».

В таком случае большое значение имеют исследования человека как субъекта познания и коммуникации. На основании учета человеческого фактора, как пишет Б.Г Ананьев, достигаются научная организация труда, повышение эффективности лечения и профилактики заболеваний, особенно

нервно-психических и сердечнососудистых, в наибольшей мере зависящих от взаимоотношений.

В тоже время изменение структуры финансирования медицины выдвигает новые требования к медицинской деятельности. Медицинская помощь стала все более и более относиться к производственной сфере, т.е. индустрии знаний. Становление рыночных отношений требует разработки новых подходов к использованию ресурсов, имеющихся в распоряжении служб здравоохранения. Таковыми ресурсами в данном случае являются медицинские кадры.

В основном, резервом повышения эффективности медицинской помощи считается профессиональная подготовка медиков. Однако, как отмечают чешские психологи Р. Конечный и М. Боухал, квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.

При такой постановке вопроса медицинская психология открывает новую область ресурсов медицинской деятельности, а именно сферу общения врача и пациента, которая остается мало изученной, как в медицинской науке, так и в психологической. В практической медицине недостаточно используются достижения психологической науки, которые позволили бы повысить качество оказываемой медицинской помощи при имеющихся материальных средствах.

В педиатрии взаимоотношения врача и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для малыша. Психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.

В тоже время изучение области взаимоотношений врача - клинициста и пациента позволит использовать в терапевтическом процессе не только биологические средства лечения, но и психологические способы воздействия. Врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей, таких как влияние и взаимодействие многочисленных меняющихся факторов, которые нередко невозможно формализовать, алгоритмизировать для анализа, внести в жестко структурированные схемы, а эффективность врачебной деятельности трудно оценить однозначно.

Во многих видах врачебной деятельности отмечается дефицит разнообразных возможностей профессионального общения с коллегами. Особенно это касается участковых педиатров. Специфические особенности их практической медицинской деятельности способствуют профессиональной самоизоляции. Участковый врач «варится в собственном» соку, поэтому существенна вероятность искажения внутреннего образа своей профессиональной деятельности, самоидентификации врача, приводящая либо к разочарованию, неуверенности, социальной апатии,

либо самоуверенности, снижению критичности и саморефлексии, возрастанию ригидности. Со временем все открытые живые системы, к которым относятся организмы, психика, личность и др., изолированные от остальных, дезорганизуются и деградируют, поэтому внесение новой информации является радикальным способом упорядочить, повысить организованность этих систем, в данном случае - врачебной деятельности.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Практика по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 1995

2. Баркан А.И. Знание детской психологии важное условие профессиональной подготовки педиатров. // Педиатрия. № 2. 1991

3. Ж. Гофруа. Что такое психология. Т. 2. М., 1996

4. Жуков Ю.М., Перовская Л.А., Растянноков П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.,1991

УДК 614

Менгтураева Н.А.

студент 204-группы факультета «Высшее сестринское дело»

Научный руководитель Каримова Д.И.

ТашПМИ

РАБОТА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается учреждении организована по участковому принципу

Ключевые слова: Педиатрия, пациент, болезнь, медицинская услуга, деятельность, врач, амбулатория, поликлиника

Mengturaeva N.A. Student 204-group faculty "Higher Nursing"

Supervisor Karimov D.I.

TashPMI

WORK OF AMBULATORY AND POLYCLINICAL INSTITUTIONS

Annotation: This article examines the institution is organized according to the district principle

Keywords: Pediatrics, patient, disease, medical service, activity, doctor, outpatient clinic, clinic

Среди амбулаторно-поликлинических учреждений наиболее распространены поликлиники, в задачи которых входит оказание внебольничной помощи населению непосредственно в них а также на дому и образовательных учреждениях. Детская поликлиника может быть самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением или входить в состав детской, общей городской или центральной районной больницы, городской поликлиники. В детской поликлинике обеспечивают оказание лечебно-профилактической помощи детям от момента выписки из родильного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.