Научная статья на тему 'АВТОНОМИЯ РЕБЕНКА КАК ПАЦИЕНТА В ПЕДИАТРИИ'

АВТОНОМИЯ РЕБЕНКА КАК ПАЦИЕНТА В ПЕДИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / РЕБЕНОК / ПАЦИЕНТ / БОЛЕЗНЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ПРИНЦИП / ВРАЧ-ПЕДИАТР / PEDIATRICS / CHILD / PATIENT / DISEASE / MEDICAL SERVICE / PRINCIPLE / PEDIATRICIAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махкамова Г.Т., Тиллабоева А.А.

В данной статье рассматривается социальная роль ребенка-пациента в педиатрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTONOMY OF A CHILD AS A PATIENT IN PEDIATRICS

This article discusses the social role of the child-patient in pediatrics.

Текст научной работы на тему «АВТОНОМИЯ РЕБЕНКА КАК ПАЦИЕНТА В ПЕДИАТРИИ»

УДК 616

Махкамова Г.Т., Тиллабоева А. А.

ТашПМИ

АВТОНОМИЯ РЕБЕНКА КАК ПАЦИЕНТА В ПЕДИАТРИИ Аннотация: В данной статье рассматривается социальная роль ребенка-пациента в педиатрии

Ключевые слова: Педиатрия, ребенок, пациент, болезнь, медицинская услуга, принцип, врач-педиатр

Makhkamova G.T., Tillaboyeva A.A.,

TashPMI

AUTONOMY OF A CHILD AS A PATIENT IN PEDIATRICS Abstract: This article discusses the social role of the child-patient in pediatrics. Keywords: Pediatrics, child, patient, disease, medical service, principle, pediatrician

В приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения, который активно реализуется, особое внимание уделяется обеспечению мер, направленных на укрепление охраны здоровья ребенка и матери. Здоровье детей всегда было одной из главных, если не главной ценностью в любом обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Этому явлению посвящено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, и вообще об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. В то же время больной ребенок считается предметом интереса исключительно медицинских работников. Но они не могут взять под свой контроль все случаи заболеваний, иногда они просто о них не информированы. Возможно, поэтому так много случаев самолечения, которое имеет непредсказуемые последствия. Возможно, поэтому дети часто становятся жертвами шарлатанов от медицины или просто не получают необходимой помощи. Также имеют место случаи, когда родители выступают факторами риска здоровья детей.

Поэтому так строги и определенны нормы, регламентирующие отношение к маленьким пациентам в педиатрической практике. Однако, с развитием биомедицины, изменением форм оказания медицинских услуг, происходят существенные изменения и в моделях отношения врача и пациента. Патерналистская модель отношений в медицине теряет свои позиции в современном обществе. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента стало считаться недопустимым. Повсеместно распространилась норма, согласно которой, врач не имеет права принимать решения без согласия пациента, а тот, в свою очередь,

выступает как компетентный потребитель медицинских услуг и требует всесторонней информации по поводу своего заболевания, методов лечения и реабилитации. Именно здесь в полной мере реализуется принцип уважения автономии пациента.

Особые трудности применения и соблюдения этого принципа связаны с клиникой детских болезней. Дело в том, что здесь врач имеет дело не с одним пациентом, а и с его родителями. Поэтому принцип уважения автономии распространялся, прежде всего, на них. Однако, последние международные документы, требуют получения одобрения ребенка и, следовательно, признания его автономности, независимо от возраста для осуществления медицинского вмешательства.

Кроме того, с внедрением в медицинскую практику коллегиальной и контрактной моделей взаимоотношения врача и пациента, встал вопрос о том, что многие родители не готовы принять эти модели, они обладают разной степенью компетентности, имеют разное представление об объеме информации, которую должен предоставить им врач по поводу лечения их ребенка, а чаще всего, просто не признают за ребенком права на автономию.

Врачи-педиатры, в свою очередь, имеют собственные представления о способности ребенка контактировать с ними, следовать их предписаниям, по-своему оценивают компетентность представителей ребенка при оформлении информированного согласия. Кроме того, при различных заболеваниях имеются особенности получения согласия на лечение, о которых в официальных документах вообще ничего не сказано.

Особую остроту проблеме придает распространившаяся в условиях неконтролируемого лекарственного рынка практика самолечения, которое, порой, наносит непоправимый вред здоровью ребенка. Все сказанное заставляет обратить особое внимание на проблему уважения ребенка как пациента, его способности к информированному согласию в современных условиях реформы здравоохранения, развития биомедицины, «лекарственного бума» и существенного повышения уровня компетентности детей и их родителей.

Теперь остается только определить границы автономии ребенка как пациента педиатрической практики и способы реализации по отношению к нему принципа информированного согласия.

Данная цель реализуется в решении следующих задач:

• Определить юридические границы защиты прав ребенка как пациента

• Эксплицировать необходимые и достаточные условия формирования социальной роли ребенка-пациента

• Выяснить нозологические границы автономии ребенка-пациента на материале наиболее распространенных детских заболеваний

• Объяснить особенности реализации принципа уважения автономии в эмбриологии и неонатологии

• Разработать рекомендации по совершенствованию практики информированного согласия в педиатрии.

Национальный проект в области здравоохранения предполагает ряд мер по улучшению демографической ситуации в стране. Это относится, прежде всего, к повышению рождаемости. Но такой подход был бы явно односторонним, если бы не был дополнен соответствующими мероприятиями по охране здоровья. К сожалению, и в том, и в другом случае, речь идет, преимущественно, о выделении средств матерям, детям, медицинским учреждениям. Но хорошо известно, что сами по себе эти средства ничего не решают. Они могут быть адекватно использованы только в результате сознательной позитивной деятельности конкретных людей. И даже когда речь идет о здоровье и жизни детей, то без решения вопроса о том, как мы представляем себе ребенка в ситуации болезни, как относимся к нему, как он ведет себя по отношению к врачу, какое участие принимает в процессе лечения, никакие программы и финансовые поступления не способны помочь в достижении главной цели - рождении и воспитании здорового поколения.

Именно поэтому все медицинские мероприятия с необходимостью должны аранжироваться соответствующими социологическими, социально -психологическими и психофизиологическими исследованиями. Первым и основным вопросом является вопрос о том, кто он -наш маленький пациент? Как сделать его союзником в борьбе за здоровье? Как сохранить личность перед лицом болезни?

Исходив из того, что ребенок не просто становится пациентом с первых минут своей жизни, он начинает усваивать особую социальную роль - роль пациента. Этот процесс включен в целостный процесс социализации, поэтому медицинские работники выступают здесь одними из главных «агентов влияния». Более того, в зависимости от возраста, типа личности, нозологии, отношения родителей усвоение социальной роли пациента может дать как негативный, так и позитивный эффект.

Социологический анализ автономии ребенка-пациента позволяет по-новому взглянуть на процесс лечения, выявить особенности информированного согласия в педиатрии, позволяет сделать выводы, которые могут быть использованы в организации здравоохранения для улучшения качества медицинской помощи детям.

Есть два принципиальных положения этой концепции:

• ребенок в процессе социализации интериоризирует социальную роль пациента и, следовательно, родители и медицинские работники выступают по отношению к нему как агенты социализации. От них зависит, научится ребенок выздоравливать или научится болеть. Соответственно, присвоение данной социальной роли проходит несколько этапов;

• ребенок как пациент обладает правом на автономию и, следовательно, на участие в принятии решений по поводу своего здоровья. Это право должно быть гарантировано юридически. В то же время, автономия ребенка-пациента имеет субъективные (влияние родителей и медицинских

работников) и объективные (возраст, тип личности, характер нозологии) ограничения.

Принцип уважения автономии функционирует как нравственное правило, которое защищает пациентов от нежелательного вмешательства врачей и других профессионалов здравоохранения, и стало принципом, который руководит взаимодействием между пациентами и теми, кто заботится об их здоровье. Юридическое закрепление этого принципа удовлетворяет статусу пациента-взрослого, но не удовлетворяет статусу пациента-ребенка (неопределенность формы информированного согласия, недифференцированность применения в зависимости

от нозологической формы, возраста и типа личности, отсутствие юридических гарантий прав эмбриона).

Использованные источники:

1. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.1970

2. Вопросы подготовки врача-педиатра на современном этапе // Тез.докл.учеб. метод, конф. - Кемерово. 1985

3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб. 1991

УДК 616

Турдиева А.М.

студент 204-группы факультета «Высшее сестринское дело»

Научный руководитель Шайхова М.И.

ТашПМИ

ПОЯВЛЕНИЕ РЕВМАТИЗМА У ДЕТЕЙ

Аннотация: В данной статье рассматривается ревматизм в юном возрасте

Ключевые слова: Педиатр, ребенок, болезнь, медицинская помощь, ревматизм, сустав

Turdieva A.M.

Student 204-group faculty "Higher Nursing" Scientific adviser M.I. Shaykhova

TashPMI

THE APPEARANCE OF RHEUMATISM IN CHILDREN

Annotation: This article discusses rheumatism at a young age.

Keywords: Pediatrician, child, disease, medical care, rheumatism, joint

В юном возрасте ревматическая лихорадка протекает остро, высоки риски развития осложнений, связанных с сердечной мышцей. У детей для ревматизма характерно повышение температурных показателей тела вплоть до 39 градусов. Инфекция в системе верхних дыхательных путей обязательна за несколько недель до появления первых симптомов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.