Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / АМБУЛАТОРНЫЕ УСЛОВИЯ / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / QUESTIONING / PARENTS / ACCESSIBILITY OF CARE / CHILDREN'S DEPARTMENT / OUTPATIENT CONDITIONS / RURAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрьев Вадим Кузьмич, Моисеева Карина Евгеньевна, Алексеева Анна Владимировна, Харбедия Шалва Демнаевич, Глущенко Владимир Александрович

В современных условиях удовлетворённость населением медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения, является одним из основных критериев качества и доступности медицинской помощи. В связи с этим авторами проведена оценка организации медицинской помощи детям в условиях детского поликлинического отделения врачебной амбулатории. Исследование было проведено методом случайной выборки путем анонимного анкетирования 312 родителей детей, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в детском отделении поликлиники деревни Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области. Установлено, что основными причинами для обращений в поликлинику являются прохождение профилактических осмотров, лечение острых заболеваний, а также сдача анализов при проведении обследований. Большая часть родителей тратили на дорогу до медицинской организации в среднем 24,5±0,07 мин. Чаще всего родители выбирают запись на прием к врачам через колл-центр, сеть «Интернет» и через электронную запись 73,6% родителей считают, что график работы врачей составлен удобно 53,6% родителей считают, что в детском поликлиническом отделении отсутствуют специалисты нужного им профиля: сложнее всего попасть на прием к офтальмологу, отоларингологу и детскому хирургу. В целом организацией работы детского поликлинического отделения были удовлетворены 65,3% родителей, не совсем удовлетворены 28,9%, полностью не удовлетворены - 2,3%. Основными причинами неудовлетворенности родителей являются большие очереди в регистратуру, к педиатру и узким специалистам, а также трудности получения консультаций специалистов и прохождения обследований. Авторы полагают, что существует необходимость обеспечения большей доступности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрьев Вадим Кузьмич, Моисеева Карина Евгеньевна, Алексеева Анна Владимировна, Харбедия Шалва Демнаевич, Глущенко Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION BY PARENTS OF ACCESSIBILITY AND QUALITY OF MEDICAL AID PROVIDED TO CHILDREN IN OUT-PATIENT CONDITIONS

Introduction. In modern conditions, the population’s satisfaction with medical care, including the urban and rural population, is one of the main criteria for the quality and accessibility of medical care. The goal. Subjective assessment of the organization of medical care for children in the conditions of the children’s polyclinical department of a medical ambulatory. Materials and methods. The study was conducted by random sampling using an anonymous questionnaire of 312 parents of children receiving medical care on an outpatient basis in the children’s department of the New Devyatkino village clinic in the Vsevolozhsky district of the Leningrad Region. Results. Preventive examinations, treating acute diseases, and testing when being under observation were established to be the main reasons for contacting the pediatric ward of a polyclinic are. Most of the parents spent an average of 24.5 ± 0.07 minutes on the way to the medical organization. Most often, parents choose to make an appointment with a doctor through a call center, the Internet and through an electronic record. The majority of parents (73.6%) believe the schedule of work of doctors to be convenient. More than half of parents (53.6%) believe that in the children’s outpatient department there are no specialists of the profile they need. In the opinion of parents, the most difficult is to arrange a visit to an ophthalmologist, otolaryngologist, and surgeon. In general, 65.3% of parents were satisfied with the organization of the children’s outpatient department, 28.9% were not completely satisfied, 2.3% were not completely satisfied. The main reasons for parents dissatisfaction are long queues at the registry (20.5 ± 0.08 minutes), to the pediatrician (average 22.7 ± 0.09 minutes) and highly specialized doctors (average 23.5 ± 0.09 minutes), difficulties in obtaining expert advice, and passing the examination. Conclusion There is a need to improve the availability and quality of medical care for children provided on an outpatient basis.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ»

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019 УДК 614.2

Юрьев В.К., Моисеева К.Е., Алексеева А.В., Харбедия Ш.Д., Глущенко В.А.

оценка родителями организации медицинской помощи детям в амбулаторных условиях

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, Россия

В современных условиях удовлетворённость населением медицинской помощью, в том числе городского и сельского населения, является одним из основных критериев качества и доступности медицинской помощи. В связи с этим авторами проведена оценка организации медицинской помощи детям в условиях детского поликлинического отделения врачебной амбулатории. Исследование было проведено методом случайной выборки путем анонимного анкетирования 312 родителей детей, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в детском отделении поликлиники деревни Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области. Установлено, что основными причинами для обращений в поликлинику являются прохождение профилактических осмотров, лечение острых заболеваний, а также сдача анализов при проведении обследований. Большая часть родителей тратили на дорогу до медицинской организации в среднем 24,5±0,07 мин. Чаще всего родители выбирают запись на прием к врачам через колл-центр, сеть «Интернет» и через электронную запись 73,6% родителей считают, что график работы врачей составлен удобно 53,6% родителей считают, что в детском поликлиническом отделении отсутствуют специалисты нужного им профиля: сложнее всего попасть на прием к офтальмологу, отоларингологу и детскому хирургу. В целом организацией работы детского поликлинического отделения были удовлетворены 65,3% родителей, не совсем удовлетворены 28,9%, полностью не удовлетворены - 2,3%. Основными причинами неудовлетворенности родителей являются большие очереди в регистратуру, к педиатру и узким специалистам, а также трудности получения консультаций специалистов и прохождения обследований.

Авторы полагают, что существует необходимость обеспечения большей доступности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.

Ключевые слова: анкетирование; родители; доступность медицинской помощи; детское отделение; амбулаторные условия; сельское здравоохранение.

Для цитирования: Юрьев В.К., Моисеева К.Е., Алексеева А.В., Харбедия Ш.Д., Глущенко В.А. Оценка родителями организации медицинской помощи, оказываемой детям в амбулаторных условиях. Российский педиатрический журнал. 2019; 22(2): 93-98.

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-93-98. Yuriev V.K., MoiseevaK.E., AlekseevaA.V., KharbediaSh.D., Glushchenko V.A.

ESTIMATION BY PARENTS OF ACCESSIBILITY AND QUALITY OF MEDICAL AID PROVIDED TO CHILDREN IN OUT-PATIENT CONDITIONS

St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, 194100, Russian Federation

Introduction. In modern conditions, the population's satisfaction with medical care, including the urban and rural population, is one of the main criteria for the quality and accessibility of medical care. The goal. Subjective assessment of the organization of medical care for children in the conditions of the children's polyclinical department of a medical ambulatory. Materials and methods. The study was conducted by random sampling using an anonymous questionnaire of 312 parents of children receiving medical care on an outpatient basis in the children's department of the New Devyatkino village clinic in the Vsevolozhsky district of the Leningrad Region. Results. Preventive examinations, treating acute diseases, and testing when being under observation were established to be the main reasons for contacting the pediatric ward of a polyclinic are. Most of the parents spent an average of 24.5 ± 0.07 minutes on the way to the medical organization. Most often, parents choose to make an appointment with a doctor through a call center, the Internet and through an electronic record. The majority ofparents (73.6%) believe the schedule of work of doctors to be convenient. More than half ofparents (53.6%) believe that in the children's outpatient department there are no specialists of the profile they need. In the opinion ofparents, the most difficult is to arrange a visit to an ophthalmologist, otolaryngologist, and surgeon. In general, 65.3% ofparents were satisfied with the organization of the children s outpatient department, 28.9% were not completely satisfied, 2.3% were not completely satisfied. The main reasons for parents dissatisfaction are long queues at the registry (20.5 ± 0.08 minutes), to the pediatrician (average 22.7 ± 0.09 minutes) and highly specialized doctors (average 23.5 ± 0.09 minutes), difficulties in obtaining expert advice, and passing the examination. Conclusion There is a need to improve the availability and quality of medical care for children provided on an outpatient basis.

Keywords: questioning; parents; accessibility of care; children's department; outpatient conditions; rural health. For citation: Yuriev V.K., Moiseeva K.E., Alekseeva A.V., Kharbedia Sh.D., Glushchenko V.A. Estimation by parents of accessibility and quality of medical aid, provided to children in out-patient conditions. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2019; 22(2): 93-98. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2019-22-2-93-98.

Для корреспонденции: Моисеева Карина Евгеньевна, канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО СПБГПМУ Минздрава России, E-mail: karina-moiseeva@yandex.ru

социальная педиатрия

For correspondence: Karina E. Moiseeva, MD, Ph.D., Associate Professor of public health and health care of the St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg, 194100, Russian Federation. E-mail: karina-moiseeva@yandex.ru

Information about authors:

Yur'ev V.K., http://orcid.org/0000-0001-6832-2426 Moiseeva K.E., http://orcid.org/0000-0002-3476-5971 Alekseeva A.V., http://orcid.org/0000-0001-9377-0773 Harbediya S.D., http://orcid.org/0000-0001-8285-2917 Glushchenko V.A., http://orcid.org/0000-0002-8308-0370

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 26.04.2019 Accepted 30.04.2019

Одним из принципов отечественного здравоохранения, определенных Федеральным законом N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является приоритет охраны здоровья детей (ст. 7 ФЗ). Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. При этом дети подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Наглядным подтверждением особой заботы государства о детях является Указ Президента Российской Федерации (от 29.05.2017 г. № 240), которым 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства.

В рамках реализации Федерального закона и Указа Президента медицинские организации должны иметь четкую ориентацию на потребителя медицинских услуг - ребенка [1]. Соответственно, на современном этапе доступность и качество медицинской помощи детям являются приоритетными направлениями в деятельности любой организации здравоохранения [2]. Они обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций и др. [3]

Оценка доступности населению медицинской помощи в амбулаторных условиях может проводиться несколькими путями [4]. Объективно доступность оценивается на основании расчета и анализа показателей деятельности медицинских организаций. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для субъективной оценки организации работы медицинских организаций рекомендует проводить социологические опросы (анкетирования). Основными задачами анкетирования являются определение уровня удовлетворенности медицинскими услугами

и оценка застрахованным населением уровня доступности медицинских услуг, предоставляемых за счет средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС) [5, 6].

Сельская местность имеет свои специфические особенности, которые накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи населению, в том числе детям [7]. Медицинские подразделения (поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты) работают далеко не во всех сельских населенных пунктах, поэтому существует необходимость в повышении доступности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе - профилактической (вакцинопрофилак-тика, диспансеризация, профилактические осмотры детей, в том числе неорганизованных и др.). Вторым аспектом, приводящим к ухудшению доступности медицинской помощи, является постоянный и значительный прирост населения за счет заселения территорий, граничащих с мегаполисом, на которых ведется интенсивная застройка. Это приводит к невозможности правильно рассчитать потребность населения в медицинской помощи, которая должна оказываться центральными и районными больницами. Наблюдается также сезонный рост числа населения, временно приезжающего на отдых, особенно в летний период, что ведет к увеличению числа обращений за неотложной помощью. Как следствие, низкая доступность медицинской помощи нередко приводит к несвоевременному проведению лечебно-диагностических и медико-профилактических мероприятий [8], а в целом влечет за собой снижение уровня здоровья населения.

В связи с этим целью нашей работы явилась оценка организации медицинской помощи детям в условиях детского поликлинического отделения врачебной амбулатории.

Материалы и методы

На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Ток-совская районная больница» было проведено анонимное анкетирование 312 родителей, дети которых обслуживались в детском отделении поликлиники деревни Новое Девяткино Всеволожского района Ленинградской области. Для формирования стати-

social pediatrics

стической совокупности был применен метод случайной выборки, на основе которого была сформирована репрезентативная выборка. При проведении настоящего исследования был взят объем выборки, соответствующий исследованиям средней точности с доверительным коэффициентом, равным 2, что соответствует вероятности 0,954. Репрезентативность данной выборки была проверена по методике А.М. Меркова и мера точности составила 0,045, соответственно ошибка в исследовании не превышает 4,5%.

Особенностью данного поликлинического отделения является обслуживание значительного количества детского населения, проживающего в многоэтажных новостройках пригородного района мегаполиса. Для оценки удовлетворенности родителей доступностью первичной медико-санитарной помощи, оказываемой их детям, была использована специально разработанная нами «Анкета пациента детской поликлиники». Первая часть анкеты включала общие данные (пол, возраст, постоянное место жительства). Вторая её часть состояла из вопросов, направленных на оценку доступности детям медицинской помощи в амбулаторных условиях (время доезда до медицинской организации, способ записи на прием и проблемы с ней связанные, время ожидания приема врача, назначение лабораторных исследований, необходимость оплаты отдельных процедур, отношение персонала и др.). Третья часть анкеты содержала вопросы, позволяющие дать субъективную оценку организации работы детского поликлинического отделения в целом. В качестве аппаратного обеспечения в данном исследовании использовались рабочие станции с процессором класса Intel Core 2 Duo. Для статистической обработки и анализа полученных результатов применялись пакеты Microsoft Office 2010 и Statistica 6.0.

Результаты

Проведенное исследование показало, что из всех участвовавших в анонимном анкетировании родителей (или законных представителей) 25,4% респондентов было мужского пола, а 74,6% - женского. Большинство респондентов были в возрасте 30-39 лет (49,3%), 28,7% родителей были в возрасте до 30 лет, 17,5% - в возрасте 40-49 лет, а 4,5% - в возрасте старше 50 лет. Средний возраст респондентов составил 33,5±0,09 лет.

В соответствии с действующим законодательством любой житель страны не должен иметь препятствий для обращения в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь, как по месту жительства, так и на территории, где в настоящее время находится. Изучение распределения пациентов детского отделения поликлиники деревни Новое Девяткино по месту жительства показало, что 11,4% обратившихся были жителями г. Санкт-Петербурга, 86,2% - жителями Ленинградской области, 2,4% - приезжими из других регионов.

Одним из важных компонентов, обеспечивающих доступность медицинской помощи, является расположение медицинской организации, приближенное к месту жительства пациента, либо наличие хоро-

шего транспортного сообщения. Оценка родителями расположения поликлиники позволила выявить, что 78,2% респондентов считали, что до медицинской организации добираться легко, а 22,8% родителей, считали, что трудно. В среднем время, затраченное на дорогу до поликлиники, составляло 24,5±0,07 мин., при этом 9,2% родителей тратили до 5 мин., 15,4% - 5-9 мин., 28,7% - 10-19 мин., 14,8% - 20-29 мин., 5,9% - 30-39 мин., 10,1% - 40-49 мин., а 15,9% -1 час и более.

Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей (73,6%) считали, что график работы врачей детского поликлинического отделения составлен удобно, однако более четверти (26,4%) респондентов полагали, что неудобно. Правильная организация приема больных позволяет сократить время ожидания на приеме у врачей, обеспечить ритмичную работу подразделений медицинской организации, создать оптимальное распределение потока пациентов. Обязанности по записи на прием к врачам, обеспечение регулирования интенсивности потока посетителей для создания равномерной нагрузки на врачей, распределение пациентов по видам медицинской помощи возложены на регистратуру, которая является структурным подразделением поликлиники. Деятельность регистратуры должна базироваться на централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения. Сегодня записаться на прием к врачу можно традиционными способами - обратившись непосредственно в регистратуру (талонная система), путем самозаписи, комбинированным методом, по телефону. Кроме того во многих медицинских организациях с целью оптимизации управления потоком больных внедрены относительно новые прогрессивные формы работы регистратуры: запись через электронные терминалы («инфоматы»), установленные в фойе поликлиники; путем электронной записи через Интернет на одном из сайтов (официальном портале записи на прием к врачу, портале государственных услуг, сайте медицинской организации); через мобильное приложение; через Центр записи к врачу и т.д. Среди участвовавших в анкетировании родителей большинство записывались на прием к врачам по телефону через колл-центр (52,1%). Выдачей талона в регистратуре поликлиники и электронной записью воспользовались по 28,9% родителей, через Интернет записывали детей к врачам 25,3% респондентов, а на приеме у врача - 13,7%. При возможности выбора записи к врачам большинство родителей хотели бы записываться через Интернет (38,5%) или через электронную запись (35,9%), запись по телефону выбрали бы 27,4% родителей, выдачу талона в регистратуре поликлиники или запись на приеме у врача - по 23,3%.

Оценка сложности получения талона на прием к участковому врачу-педиатру, выявила, что 41,2% родителей считали, что легко было взять талон и попасть на прием; что иногда бывало трудно - 35,1%; что трудно всегда - 9,2%; практически невозможно взять талон и попасть на прием к участковому врачу - 14,5%. При оценке сложности получения

социальная педиатрия

талона для попадания на прием к врачам узкой специальности большинство родителей считали, что получить талон иногда бывает трудно (33,3%); что легко получить талон полагали 25,2%; что трудно всегда - 23,7%; практически невозможно - 17,8%. Выявлено, что у 68,1% респондентов врач принял ребенка в установленное по записи время, а 31,9% -в неустановленное.

Длительное ожидание приема негативно влияет на степень удовлетворенности родителями организацией медицинской помощи, так как вызывает чувство тревоги, беспокойства у ребенка, нарушает его режим сна, кормления и имеет другие отрицательные последствия (усугубляет болезненное состояние, продлевает контакт с другими больными и т.д.). В связи с чем срок ожидания врачебного приема, проведения исследований, процедур, забора анализов должен быть сведен к минимуму. Оценка времени, в течении которого пациентам приходилось ожидать в очереди в регистратуре поликлиники, показала, что 13,1% участвовавших в анкетировании родителей указали, что не стояли в очереди, 51,5% респондентов ожидали до 15 мин., 21,3% - до 30 мин, 10,3% - до 1 ч, а 3,8% родителей потратили на очередь в регистратуру более 1 ч. В среднем родители потратили в очереди в регистратуру 20,5±0,08 мин. Среди основных причин длительного ожидания (15 мин и более) 57,7% родителей называли большую очередь, 31,6% - отсутствие медицинского персонала на рабочем месте, 7,9% - длительный поиск медицинской документации, а 2,8% - ее долгое оформление.

Анализ затрат времени, которое родители тратили на ожидание приема участкового педиатра в детской поликлинике, показал, что 17,1% родителей не ожидали очереди совсем, до 15 мин ждали 30,8% респондентов, от 15 до 30 мин - 23,2% родителей, от 30 мин. до 1 ч - 24,8% и ожидали приема участкового педиатра час и более - 4,1% родителей. Среднее время ожидания приема участкового педиатра составило 22,7±0,09 мин. Оценка количества времени, которое родители тратили на ожидание приема к врачам узких специальностей, показала, что только 13,2% респондентов попали на прием без очереди, ждали до 15 мин - 34,6% родителей, от 15 до 30 мин - 29,8%, от 30 мин до 1 ч - 16,7% и от 1 ч и более - 5,7%. Среднее время ожидания приема врача узких специальностей -23,5±0,1 мин.

Оценка сложностей, возникающих при вызове участкового педиатра к ребенку на дом, показала, что у 10,5% родителей сложности были всегда, у 17,8% - достаточно часто, у 33,4% - сложности возникали редко, у 26,1% не возникали никогда, а 12,2% респондентов педиатра на дом никогда не вызывали.

Чаще всего к врачу узкой специальности респонденты попадали: по направлению участкового педиатра (56,6%); самостоятельно, при подозрении наличия заболевания у ребенка (30,5%); самостоятельно, для профилактики (10,7%); для контроля состояния здоровья ребенка, состоявшего на диспансерном учёте (2,2%).

Большинство родителей полагали, что труднее всего попасть на прием в данном детском поликлиниче-

ском отделении к врачу офтальмологу (51,3%). Сложность с попаданием на прием к оториноларингологу была у 37,8% родителей, к хирургу - у 35,3%, к аллергологу - у 25,9%, к ортопеду - у 21,3%, к кардиологу - у 20,4%, к неврологу - у 16,8%, к эндокринологу - у 12,4%, к стоматологу - у 6,5%, к педиатру - 1,1%.

Более половины родителей (53,6%) считали, что в детском поликлиническом отделении отсутствовали специалисты нужного им профиля; 24,2% родителей полагали, что все специалисты в поликлинике были; 22,2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Причем среди тех, кто считал, что в данном детском поликлиническом отделении не было нужного им специалиста, чаще всего указывали на отсутствие врача гастроэнтеролога (15,3%).

Изучение частоты обращений за амбулаторной помощью показало, что 1 раз в месяц и чаще обращались 51,3% родителей; несколько раз в год -41,6%; 1 раз в год и реже - 2,2%; только начали посещать эту медицинскую организацию - 4,9%. Основными причинами для обращений были: прохождение профилактических осмотров (48,7%); лечение острых заболеваний (31,4%); сдача анализов, прохождение обследований (29,8%); профилактические прививки (27,2%); справки в детские образовательные учреждения, бассейн (22,2%).

Являясь составляющей образа жизни, медицинская активность родителей во многом зависит от общего уровня их культуры, образования, психологической установки, условий жизни и существенно влияет на здоровье детей. Установлено, что из всех опрошенных родителей всегда при болезни ребенка обращались к врачу-педиатру лишь 66,4% респондентов. Однако более трети родителей проявляли в отношении ребенка крайне низкую медицинскую активность (29,3% обращались к врачу только в тяжелых случаях, а 4,3% практически вообще не обращались).

При оценке доступности в детском отделении поликлиники инструментальных видов исследования (УЗИ, рентгенография, ЭКГ и др.), 32,3% родителей считали, что получить направление иногда бывает трудно; 29,8% - что трудно всегда; 18,1% - что легко; 2,9% - что практически невозможно; 16,9% родителей затруднились ответить, поскольку у них не было в этом необходимости. Из всех респондентов получали направления на сдачу анализа крови 87,4% родителей, анализа мочи - 83,8%, УЗИ - 36,2%, рентгенографию - 38,7%, ЭКГ - 33,5%.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи срок ожидания проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первично медико-санитарной помощи в плановой форме должны составлять не более 14 календарных сут со дня назначения. Анализ затрат времени, которое проходило от момента назначения исследования врачом до момента его проведения показало, что анализы крови приходилось ждать 2,9±0,1 сут, анализы мочи -2,3±0,1 сут, УЗИ - 33,8±0,1 сут, рентгенографию -6,7±0,09 дней, ЭКГ - 7,1±0,1 сут.

Порядок и условия предоставления медицински-

social pediatrics

ми организациями платных медицинских услуг в настоящие время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2012 г. «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», вступившим в силу с 1 января 2013 г. Из всех участвовавших в анкетировании родителей 67,4% респондентов никогда не оплачивали медицинскую помощь в данном детском отделении поликлиники из личных средств. Из тех, кто получал медицинскую помощь за собственные деньги, чаще всего платили за консультацию врача узкой специальности (73,3%) и за консультацию участкового врача педиатра (47,2%). Медицинские процедуры (массаж, физиотерапия, инъекции и др.) оплачивали самостоятельно 20% родителей, лабораторные исследования (анализы крови, мочи и др.) - 13,4%; инструментальные виды исследований (УЗИ, ЭКГ, рентгенография и др.) - 15,6%. Все респонденты, оплатившие медицинскую помощь из личных средств, основной причиной оплаты назвали отсутствие свободных номерков на эти медицинские услуги в детском поликлиническом отделении. Только 43,6% участвовавших в анкетировании родителей вне детского поликлинического отделения ничего не оплачивали. Из тех, кому приходилось оплачивать медицинские услуги вне данной медицинской организации, оплачивали: консультацию участкового врача педиатра - 20%; консультацию врача узкой специальности - 41,4%; медицинские процедуры (массаж, физиотерапия, инъекции и др.) - 27,6%; лабораторные исследования (анализы крови, мочи и др.) - 27,6%; инструментальные виды исследований (УЗИ, ЭКГ, рентгенография и др.) - 34,5%.

Изучение мнения родителей об основных причинах обращения за медицинскими услугами вне данного детского поликлинического отделения показало, что чаще всего причиной было отсутствие очередей и удобный график приема в других медицинских организациях, которые отметили 45,7% респондентов. Местонахождение рядом с домом явилось решающим аргументом для 40,5% родителей. Кроме того, наличие в других медицинских организациях более высококвалифицированных, по их мнению, врачей узких специальностей назвали причиной 37,1% родителей; более современного оборудования и широкого спектра исследовании - 31,4%; индивидуального подхода к пациентам - 25,7%; высокого уровня сервиса и условий повышенной комфортности - 20,0%; доверия к результатам обследования и лечения - 11,5%.

Одним из прав пациента при оказании ему медицинской помощи является право на уважительное и гуманного отношения со стороны медицинских работников, соблюдение ими этических и моральных норм. В ходе исследования родителям было предложено оценить, насколько часто сотрудники поликлиники бывали с ними невнимательны и грубы. Оценка человеческих качеств работников регистратуры показала, что 5,1% родителей полагали, что сталкивались иногда с невнимательностью и грубостью, а 94,9% респондентов, что не сталкивались ни разу с подобным отношением. По мнению 13,2% родителей

участковые педиатры иногда бывали невнимательны и грубы, а 86,8% родителей считали, что не бывали никогда. Анкетирование выявило, что 8,8% родителей полагали, что средний медицинский персонал иногда бывал невнимательным и грубым, а 91,2% респондентов отметили, что таких случаев не было. Считали, что врачи узких специальностей иногда бывали грубы и невнимательны 10,9% респондентов, что не бывали никогда - 89,1%.

В целом организацией работы детского поликлинического отделения были удовлетворены 65,3% родителей, не совсем удовлетворены 28,9%, полностью не удовлетворены - 2,3% (3,5% затруднились ответить). Среди основных причин неудовлетворенности организацией работы отделения респонденты называли: большую очередь к участковому педиатру (35,3%); трудности в получении консультации врача узкой специальности (37,8%); трудности в прохождении обследования (20,0%); плохую организацию работы регистратуры (11,1%).

При этом были определены основные мероприятия, которые родители считали необходимыми для улучшения организации медицинской помощи в учреждении здравоохранения: увеличение числа врачей (отметили 59,3% родителей), повышение их квалификации (31,1%), увеличение времени осмотра ребенка (35,8%), оснащение современной диагностической аппаратурой (31,7%), информационная доступность (усовершенствование интернет-сайта, электронной записи к врачу, SMS-оповещения и др.) (43,4%).

Таким образом, существует необходимость повышения доступности оказания первичной медико-санитарной помощи детям. Не совсем удовлетворены организацией медицинской помощи около 30% родителей, основными причинами неудовлетворенности которых являются большие очереди в регистратуру, к участковому педиатру и узким специалистам.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишняков Н.И., Павлов Ю.В., Пенюгина Е.Н., Кочорова Л.В., Гусев О.А., Клюковкин К.С. и др. Экономические и социально-психологические методы управления крупной многопрофильной больницей. Экономика здравоохранения. 2003; 4: 28-31.

2. Петрова Н.Г., Ярославский К.В. О результатах анкетирования врачей акушер-гинекологов и оценка уровня их подготовленности по вопросам качества медицинской помощи. Ученые записки санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова. 2018; 25(1): 21-7.

3. Пузырев В.Г., Глущенко В.А. Создание эффективной системы контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1: 12-20.

4. Гурьева Н.А., Орел В.И., Попова О.В., Орел О.В. Оперативный контроль качества организации медицинской помощи. Педиатр. 2012; 3(1): 41-3.

5. Юрьев В.К., Соколова В.В. Оценка родителями порядка предоставления платных медицинских услуг в детском стационаре. Педиатр. 2017; Т.8; 3: 57-61.

6. Юрьев В.К., Соколова В.В. Основные причины неудовлетворен-

социальная педиатрия

ности родителей доступностью и качеством медицинской помощи. Педиатр. 2017; 8(6): 24-9.

7. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. 3-е изд. М.; ГЭОТАР-Медиа; 2014.

8. Вишняков Н.И., Кочорова Л.В., Цивьян Б.Л. Вопросы доступности медицинской реабилитации при доброкачественных новообразованиях гинекологической сферы. Профилактическая и клиническая медицина. 2016; 3(60): 49-55.

REFERENCES

1. Vishnyakov N.I., Pavlov Yu.V., Penyugina E.N., Kochorova L.V., Gusev O.A., Klyukovkin K.S. et al. Economic and socio-psycholog-ical methods of managing a large multi-profile hospital. Ehkonomika zdravoohraneniya. 2003; 4: 28-31. (in Russian)

2. Petrova N.G., Yaroslavskiy K.V. The results of the survey of obstetrician-gynecologists and assessment of their level of preparedness on the issues of quality of medical care. Uchenye zapiski Sankt-Peter-burgskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta im. akad. I.P. Pavlova. 2018; 25(1): 21-7. (in Russian)

3. Puzyrev V.G., Glushchenko V.A. Creation of an effective system of quality control of medical care in a medical and preventive institution. Meditsina i organizatiya zdravookhraneniya. 2016; 1: 12-20. (in Russian)

4. Gur'eva N.A., Orel V.I., Popova O.V., Orel O.V. Operative control of

the quality of the organization of medical care. Pediatr. 2012; 3(1): 41-3. (in Russian)

5. Yur'ev V.K., Sokolova V.V. The parents' assessment of the procedure for providing paid medical services in a pediatric hospital. Pediatr. 2017; 8(3): 57-61. (in Russian)

6. Yur'ev V.K., Sokolova V.V. The main reasons for dissatisfaction of parents with accessibility and quality of care. Pediatr. 2017; 8(6): 24-9. (in Russian)

7. Medik V.A., Yur'ev V.K. Public health and health. (3-rd ed.) [Obsh-chestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie]. 3-e izd. Moscow; GEO-TAR-Media; 2014. (in Russian)

8. Vishnyakov N.I., Kochorova L.V., Civ'yan B.L. Questions of accessibility of medical rehabilitation for benign neoplasms of the gynecological sphere. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina.2016; 3(60): 49-55. (in Russian)

Поступила 26.04.2019 Принята в печать 30.04.2019

Cведения об авторах:

Юрьев Вадим Кузьмич, доктор мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения, СПбГПМУ Минздрава России; Алексеева Анна Владимировна, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения, СПбГПМУ Минздрава России; Харбедия Шалва Демнаевич, канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения, СПбГПМУ Минздрава России; Глущенко Владимир Александрович, канд. мед. наук, доцент, каф. общественного здоровья и здравоохранения, СПбГПМУ Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.