Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Нарядчикова Анастасия Алексеевна, Бочкарева Юлия Юрьевна

В статье проводится анализ основных психолого-педагогических положений, раскрывающий особенности становления и формирования коммуникативных умений у дошкольников. Авторами рассматриваются ключевые понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения». Показано, что сформированные коммуникативные умения обеспечивают возможность успешной коммуникации, поскольку выступают ключевым фактором коммуникативной деятельности. Это означает, что, коммуникативный процесс зависит от согласованных действий партнеров по общению, понимания ими решаемых коммуникативных задач (проблем) как совместных, выбора соответствующих способов передачи информации и саморегуляции поведения. Выделены группы коммуникативных умений по их содержанию. Авторы подчеркивают важность целенаправленного формирования коммуникативных умений у дошкольников как условия накопления ими положительного коммуникативного опыта, реализуемого в различных ситуациях общения с другими детьми, родителями и педагогами. Подчеркивается значение коммуникативной компетентности воспитывающих взрослых в формировании коммуникативных умений у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Нарядчикова Анастасия Алексеевна, Бочкарева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS AND FEATURES OF THEIR FORMATION IN PRESCHOOL CHILDREN

The article analyzes the main psychological and pedagogical provisions, revealing the features of the formation and formation of communicative skills in preschoolers. The authors consider the key concepts of "communication", "communication", "communicative skills". It is shown that the formed communication skills provide the possibility of successful communication, since they are a key factor in communicative activity. This means that the communicative process depends on the coordinated actions of communication partners, their understanding of the communicative tasks (problems) being solved as joint, the choice of appropriate ways of transmitting information and self-regulation of behavior. Groups of communicative skills are distinguished according to their content. The authors emphasize the importance of the purposeful formation of communicative skills in preschoolers as a condition for their accumulation of positive communicative experience, implemented in various situations of communication with other children, parents and teachers. The importance of the communicative competence of educating adults in the formation of communicative skills in preschool children is emphasized.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

количеством имеющихся накопленных знаний и возможностью личности к их усвоению, отставанием содержания образования от научных достижений и др.

Способы разрешения этих противоречий активно обсуждаются профессиональным сообществом с точки зрения взаимосвязанности и взаимообусловленности развития человека, общества, экономики на различных иерархических уровнях, а том числе, в области дошкольного образования. В данном контексте дошкольное образование рассматривается не только как самоцель, но и как один из самых сильных инструментов для вызова изменений, требуемых для достижения качественных показателей развития ребенка. Педагогам в этом процессе отводится особая роль, поскольку подготовка подрастающего поколения - приоритетная задача государственной политики.

Понимание педагогами реального уровня сформированности своей ответственности может стать как условием системного процесса их профессионального развития/саморазвития, так и возможностью для осознания собственной роли за результат профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1995. - С. 27-48

2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.

3. Белинова, Н.В. Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / Н.В. Белинова, И.Б. Бичева // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 1 (31). - С. 44-48

4. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, С.В. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 63-66

5. Бичева, И.Б. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход / И.Б. Бичева, Е.А. Коровина, Н.М. Сомова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 1 (34). - С. 242-246

6. Бичева, И.Б. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203

7. Быкова, С.С. Профессиональная ответственность будущего педагога: содержание и структура понятия / С.С. Быкова // Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 3. С. 49-53

8. Джуринский, А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст / А.Н. Джуринский. - Бишкек: Издательство «Прометей», 2011. - 152 с.

9. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М., 1983. - 240 с.

10. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.

11. Ханова, Т.Г. Технологии воспитания культуры безопасного поведения дошкольников на дороге / Т.Г. Ханова, И.Б. Бичева, Т.А. Куликова // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 85-90

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Нарядчикова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Бочкарева Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье проводится анализ основных психолого-педагогических положений, раскрывающий особенности становления и формирования коммуникативных умений у дошкольников. Авторами рассматриваются ключевые понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения». Показано, что сформированные коммуникативные умения обеспечивают возможность успешной коммуникации, поскольку выступают ключевым фактором коммуникативной деятельности. Это означает, что, коммуникативный процесс зависит от согласованных действий партнеров по общению, понимания ими решаемых коммуникативных задач (проблем) как совместных, выбора соответствующих способов передачи информации и саморегуляции поведения. Выделены группы коммуникативных умений по их содержанию. Авторы подчеркивают важность целенаправленного формирования коммуникативных умений у дошкольников как условия накопления ими положительного коммуникативного опыта, реализуемого в различных ситуациях общения с другими детьми, родителями и педагогами. Подчеркивается значение коммуникативной компетентности воспитывающих взрослых в формировании коммуникативных умений у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети дошкольного возраста, коммуникативные умения, общение, коммуникация, коммуникативная компетентность.

Annotation. The article analyzes the main psychological and pedagogical provisions, revealing the features of the formation and formation of communicative skills in preschoolers. The authors consider the key concepts of "communication", "communication", "communicative skills". It is shown that the formed communication skills provide the possibility of successful communication, since they are a key factor in communicative activity. This means that the communicative process depends on the coordinated actions of communication partners, their understanding of the communicative tasks (problems) being solved as joint, the choice of appropriate ways of transmitting information and self-regulation of behavior. Groups of communicative skills are distinguished according to their content. The authors emphasize the importance of the purposeful formation of communicative skills in preschoolers as a condition for their accumulation of positive communicative experience, implemented in various situations of communication with other children, parents and teachers. The importance of the communicative competence of educating adults in the formation of communicative skills in preschool children is emphasized.

Key words: preschool education, preschool children, communication skills, communication, communication, communicative competence.

Введение. Особенности современного общественного развития актуализируют значимость коммуникационных отношений между детьми, между детьми и взрослыми. Успешность этого процесса зависит от сформированности коммуникативных умений конкретной личности, которые, в свою очередь, могут определяться особенностями мировоззрения, профессионального и творческого развития [2, 10].

Коммуникативные умения развиваются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Старший дошкольный возраст следует рассматривать как наиболее сенситивный в развитии коммуникативных умений, поскольку расширяется сфера общения ребенка, формируются достаточно устойчивые взаимоотношения между детьми и с взрослыми. В то же время, к старшему дошкольному возрасту у детей часто возникают симпатии и антипатии, как к сверстникам, так и к взрослым, что вызывает проблемы в установлении положительных межличностных отношений. Дети могут проявить грубость, агрессию, неуважение.

Таким образом, сформированность коммуникативных умений на высоком уровне влияет на процесс общекультурного, социального, познавательного, эмоционального и личностного развития ребенка [4]. Кроме того, коммуникативные умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, являются важной предпосылкой к развитию навыков учебной деятельности, так как умение конструктивно взаимодействовать с другими учениками и учителем будет способствовать достижению необходимых результатов на этапе школьного обучения [8].

Цель данной статьи: провести психолого-педагогический анализ проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Для понимания исследуемого вопроса обратимся к анализу таких понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения».

Общение определяется как процесс построения отношений между двумя людьми, направленный на объединение и координацию их усилий для достижения общего успеха, что можно рассматривать как значимый фактор их социально-психологического и личностного развития. Это означает, что эффективность общения обеспечивается сформированностью таких аспектов, как коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный аспект проявляется в способах и действиях, посредством которых осуществляется обмен информацией и опытом с другим человеком. Интерактивный аспект указывает на взаимодействие или влияние собеседников друг на друга в процессе совместной деятельности или межличностных отношений. Перцептивный аспект рассматривается как обязательная и наиболее важная часть общения, включая восприятие собеседниками других людей и их оценку. Без этого процесс коммуникации не может происходить.

В области дошкольного образования проблема общения, как активного действия, направленного на развитие личности ребенка, раскрывается М.И. Лисиной [5]. В исследованиях Е.О. Смирновой отмечаются особенности, характерные для общения дошкольников. Ученым указывается, что, общаясь друг с другом, дошкольники демонстрируют достаточно высокую степень активности и самостоятельности, эмоционально яркую речь, часто применяют необычные речевые обороты и выражения в своих высказываниях, др. [9].

Термин «коммуникация» раскрывается с позиции информационного контекста и рассматривается как «информация или общение», которые обеспечивают процесс взаимодействия личности (С.И. Ожегов).

Таким образом, коммуникация - это сложный и взаимообусловленный процесс установления взаимосвязей между партнерами по общению посредством обмена информацией, предполагающий реализацию потребности во взаимодействии. Эффективность данного процесса достигается правильным восприятием себя и своего собеседника.

Возможность успешной коммуникации обусловлена сформированностью коммуникативных умений личности. Это означает, что, коммуникативный процесс зависит от согласованных действий партнеров по общению, понимания ими решаемых коммуникативных задач (проблем) как совместных, выбора соответствующих способов передачи информации и саморегуляции поведения. Именно при выполнении данных условий коммуникация становится осознаваемой. Следовательно, коммуникативные умения выступают ключевым условием коммуникативной деятельности.

В исследовании Л.Р. Мунировой [6] предлагается классификация коммуникативных умений для младших школьников, включающая три группы, и их описание (рис. 1).

| Информационно-коммуникативные |

• умение встутшть к процесс общения (нырмжмIь просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор};

• умение ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотизы общения собеседника);

■ умение сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы}.

| Регулятивно-коммуникативные |

• умение согласовывать свои действия, мнения, установки с мот ребностями друг их людей и общении;

• умение проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть чест ным, не уклони тьсн от от мет ом, т овори ть о своих намерениях, дазать советы и доверять советам других};

• умение применять свои индивидуальные способности при решении с партнером но общению совместных звдич (исиользовить речь, движения, графическую коммуникацию);

• умение оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждить и ионим^ть результаты общения, принимать иривильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оцениватьсоотзетствие вербального поведения невербальному).

| Аффективно-коммуникативные |

• умение дел ит ьсн своими чувствами, ин т ересями, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека

Рисунок 1. Классификация коммуникативных умений

Данные группы коммуникативных умений могут быть применимы и для детей дошкольного возраста, прежде всего, старшего.

Старший дошкольный возраст - это возраст расширения «пространства общения»: ребенок вступает во взаимодействие с партнерами по игре и другой совместной деятельности с детьми и взрослыми, реализуя свои коммуникативные цели в процессе взаимодействия, учится применять вербальные и невербальные средства общения. Развитие положительного коммуникативного опыта обеспечивает ребенку бесконфликтные формы взаимодействия, поэтому сформированные умения в области коммуникации являются важным фактором его личностного становления. Не умение понимать своего собеседника и его проблемы, принимать наличие другого мнения являются основными причинами ссор и конфликтов между детьми. Во многом это объясняется особенностями дошкольного возраста, прежде всего, склонностью детей к эгоцентризму, сниженной/завышенной самооценкой и др. Эта ситуация меняется с возрастом, поскольку ребенок приобретает опыт общения со своими сверстниками и со взрослыми, учится понимать и учитывать их эмоции и желания. Причем, основой данного процесса становятся формируемые чувства и отношения на основе взаимной симпатии, любви и дружбы.

Сформированность указанных выше компонентов коммуникативных умений позволяет детям старшего дошкольного возраста:

- равноправно участвовать в коммуникационном процессе со сверстниками и со взрослыми, проявляя активность и инициативу;

- осуществлять самоконтроль собственного состояния, поведения и производить оценивание другого человека для установления положительного взаимодействия и согласованных действий;

- правильно реагировать на коммуникативную ситуацию, выражать свои чувства, эмоции с помощью вербальных и невербальных средств общения и др.

В целом, сформированные коммуникативные умения обеспечивают развитие у ребенка социальной чувствительности, коммуникативной инициативы, а также способствуют его эмоциональному, познавательному, речевому развитию.

Для формирования коммуникативных умений у дошкольников используются все виды детской деятельности, а также формы и методы, соответствующие требованиям дошкольного образования. Процесс их формирования осуществляется как взаимодействие между детьми друг с другом и педагогом, что предполагает выполнение определенных коммуникативных действий в ситуациях общения.

Взаимодействие детей друг с другом создает предпосылки для формирования равноправных отношений, основанных на взаимном доверии, уважении, признании своих прав и прав другого ребенка в различных коммуникативных ситуациях. У детей формируется опыт установления положительных взаимоотношений со сверстниками, самооценки и оценки другого ребенка, что повышает его социальную независимость.

Важную роль в развитии у дошкольников коммуникативных умений имеет характер общения с родителями и педагогами [1, 3]. В рассматриваемом контексте повышается значение их компетентности в области коммуникации «как части общей культуры личности, которая обуславливает ценностные нормы и правила культурно организованного взаимодействия, проявляется в постоянно развивающихся знаниях о методах и способах эффективной коммуникации, умениях применять их в динамичном социо-культурном пространстве, обеспечивая регуляцию/саморегуляцию» [7, С. 338].

Выводы. В психолого-педагогических исследованиях коммуникативные умения раскрываются, во-первых, как свойства, которые обеспечивают эффективное общение человека с другими людьми, а во-вторых, как определенные формы коммуникационной деятельности, которые обеспечивают личности достижение целей и намерений.

Анализ исследований по изучаемой проблеме показывает, что целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников можно рассматривать как важное условие накопления ими положительного коммуникативного опыта, реализуемого в различных ситуациях общения с другими детьми, родителями и педагогами.

Для формирования у дошкольников коммуникативных умений необходимо учитывать имеющиеся у них представления о правилах общения и поведения, а также готовность конкретного ребенка к адекватной коммуникации.

Подчеркнем, что на процесс развития коммуникативных умений, прежде всего, оказывает влияние совместная деятельность детей друг с другом и с взрослыми. В этой связи можно говорить о влиянии коммуникативной компетентности воспитывающих взрослых на их развитие. Развитие коммуникативной компетентности необходимо целенаправленно организовывать посредством различных форм методической работы с педагогами в дошкольных образовательных организациях, в рамках инновационных и экспериментальных площадках, осуществления взаимодействия с родителями [2, 3, 11].

Литература:

1. Белинова, Н.В. К вопросу о навыках профессионального общения у педагогов дошкольного образования / Н.В. Белинова, Е.В. Курилкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 276-279

2. Бичева, И.Б. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203

3. Вершинина, А.Ю. Организация работы консультационного центра для семей по речевому развитию воспитанников дошкольной образовательной организации / А.Ю. Вершинина, Л.В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 11.

4. Казначеева, С.Н. Педагогические условия развития положительно эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-4. - С. 90-95

5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2019. - 144 с.

6. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры / Л.Р. Мунирова. - М., 2011. - 21 с.

7. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога И.Б. Бичева / Вершинина А.Ю., Шарова Т.И., Степаненкова А.В. [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 11-2. - С. 337-341

8. Профессиональные компетенции педагога в области подготовки детей к обучению в школе / И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова, А.С. Кашина, А.В. Исаева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 133.

9. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / О.Е. Смирнова. - М., 2000. - 160 с.

10. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.

11. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» / Д.Д. Яркова, Т.Г.Мухина, В.А. Малинин, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.