10. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1. - С. 2.
11. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - М.: Городец, 2016. - 385 с.
12. Пушкарева, Е.Е. Актуальные формы и методы социализации детей-сирот в современном российском обществе / Е.Е. Пушкарева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 4021-4025.
13. Самыгин, П.С. Технологии социальной работы с лицами группы риска: профилактика девиантного поведения молодежи / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Д.В. Кротов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 284 с.
14. Такмакова, М.В. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и условий обучения в современной школе: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Такмакова Марина Валерьевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2011. - 22 с.
15. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Носкова Юлия Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Прусакова Арина Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЯ КАК ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье обосновывается значимость воспитания дружелюбия у детей в системе дошкольного образования как важной составляющей их нравственно-социального становления. Авторами рассматриваются ключевые характеристики понятия «дружелюбные отношения», определяются три уровня сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, входящих в структуру дружелюбных отношений для старших дошкольников. Сделан вывод, что в совокупности они характеризуют особенности социального и личностного взаимодействия ребенка, его эмоциональных проявлений и предпочтений, сформированности коммуникативных умений и нравственно-волевой саморегуляции. Обозначаются некоторые проблемы и условия формирования дружелюбных отношений к сверстникам у дошкольников. Подчеркивается роль методической подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций и технологий взаимодействия с родителями в повышении их коммуникативной компетентности как одного из условий формирования дружелюбия у детей.
Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, дружелюбие, дружелюбные отношения, дружба.
Annotation. The article substantiates the importance of fostering friendliness in children in the system of preschool education as an important component of their moral and social development. The authors consider the key characteristics of the concept of "friendly relations", define three levels of formation of the cognitive, emotional and behavioral components that are part of the structure of friendly relations for older preschoolers. It is concluded that together they characterize the features of the social and personal interaction of the child, his emotional manifestations and preferences, the formation of communicative skills and moral-volitional self-regulation. Some problems and conditions for the formation of friendly relations with peers among preschoolers are indicated. The role of methodological training of teachers of preschool educational organizations and technologies of interaction with parents in increasing their communicative competence as one of the conditions for the formation of friendliness in children is emphasized.
Key words: preschool education, senior preschool age, friendliness, friendly relations, friendship.
Введение. Преобразования, вызванные общественно-экономическими условиями, повышают значимость социокультурных факторов в системе образования и профессиональной деятельности педагогов [7]. Дошкольному образованию, как первой ступени образовательной системы, принадлежит особая роль в эмоциональном, нравственном и социальном развитии личности ребенка. Процесс овладения детьми нравственными установками, способами доброжелательного общения и правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками во многом обусловлен характером имеющихся взаимоотношений. Поэтому решение задачи воспитания дружелюбия мы рассматриваем как важную составляющую их нравственно-социального становления. Наиболее благоприятным периодом для воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам рассматривается старший дошкольный возраст. Как указывают Шинкарёва Н.А. и Цвентарных М.А. «именно в дошкольном возрасте в ребенка закладываются основы этических инстанций, формируются и закрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим людям, а так же к природе, своей малой родине, стране, где проживает ребенок» [6, С. 311].
Целью данной статьи является теоретическое и методическое осмысление проблемы воспитания дружелюбных отношений между детьми в дошкольном образовании.
Изложение основного материала статьи. Дружелюбные межличностные отношения основаны на доброжелательности и выполнении важных правил дружбы (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, В.Г. Нечаева, Н.А. Шинкарева и др.). Исследования показывают, что изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками имеет особое значение и актуальность, так как у дошкольников в процессе общения могут возникать проблемы взаимодействия. Для установления дружелюбных взаимоотношений между детьми не умение проявить инициативу, поддержать общение, показать свою симпатию снижает успешность взаимодействия.
Таким образом, необходимость решения задачи воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам не вызывает сомнений, поскольку именно в этом возрасте происходит становление и усвоение основных этических принципов поведения, индивидуальных вариантов отношений к себе и к другому человеку.
Высокая значимость рассматриваемой проблемы обуславливает необходимость ее теоретического осмысления. В этой связи важными являются фундаментальные исследования различных аспектов нравственного воспитания дошкольников (А.М. Архангельский, Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.В. Петерина, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.); общетеоретические положения, раскрывающие процесс формирования культуры общения у дошкольников (А.Г. Арушанова, Н.А. Виноградова, Г.П. Лаврентьева, М.И. Лисина, А.М. Щетинина, др.); исследования в области педагогики и методики воспитания у детей дошкольного возраста дружелюбного отношения к сверстникам (А.М. Виноградова, Л.А. Григорович, Р.Р. Калинина, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева и др.).
Анализ методических особенностей формирования межличностных отношений между детьми дошкольного возраста приводит к следующим выводам.
Значимой составляющей жизнедеятельности каждого ребенка является установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Именно характер отношений детей друг с другом (доброжелательный или враждебный, искренний или формальный) влияет на процесс их эмоционального развития и дальнейшей социализации. Отсутствие дружелюбных отношений со сверстниками часто приводит к тревожным и напряженным состояниям.
Контент-анализ исследований свидетельствует, что дружелюбные отношения характеризуются искренностью и уважением в отношениях, доверительностью, внимательностью, доброжелательностью. Отмечается, что дошкольники проявляют дружелюбие своей симпатией к другому человеку, сопереживанием, желанием быть отзывчивым, стремлением к правильной поведенческой оценке на основе норм морали [2; 4].
Таким образом, понятие «дружелюбие» определяется, прежде всего, как дружеское и доброжелательное расположение и чувство привязанности к другому человеку. Оно характеризуется положительным и искренним отношением, проявлением уважения, приветливостью, признанием его прав, стремлением быть уравновешенным в различных ситуациях, демонстрируя согласованность взглядов. Иными словами, дружелюбие является тем нравственным качеством, которое позволяет личности бесконфликтно взаимодействовать, основываясь на нормах и принципах морали, взаимодоверии и общих интересах.
Следует отметить, что дружелюбные отношения между дошкольниками не зависят от указаний взрослого. Они возникают непосредственно и спонтанно, поскольку ребенок самостоятельно определяет, с кем хочет дружить, с кем готов открыто выстраивать отношения, с кем ему интересно и радостно. Поэтому данный вид отношений отличается избирательностью и субъективностью, зависит от личностных установок и предпочтений конкретного ребенка, определяется его ожиданиями от совместной деятельности.
В структуру дружелюбных отношений мы включаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые характеризуют особенности социального и личностного взаимодействия ребенка, его эмоциональных проявлений и предпочтений, сформированность коммуникативных умений и нравственно-волевой саморегуляции. Ниже представлено описание уровней их сформированности для старших дошкольников (табл. 1).
Таблица 1
Сформированность дружелюбного отношения к сверстникам у старших дошкольников
Уровни сформированности
Оптимальный Допустимый Критический
1 2 3
Когнитивный компонент
У детей сформированы правильные и точные представления о понятиях «дружба», «друг», «дружелюбные отношения». Дети проявляют активность к приобретению необходимых знаний о нормах взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. Дети могут аргументировать свой ответ. Дети понимают значимость проявления дружелюбия к сверстникам и взрослым. У детей сформированы не достаточно правильные и полные представления о понятиях «дружба», «друг», «дружелюбные отношения». Стремление к приобретению необходимых знаний о нормах взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности проявляется эпизодически или при соответствующей мотивации педагога. Дети затрудняются объяснить, почему важно быть дружелюбным. У детей сформированы частичные, не точные представления о понятиях «дружба», «друг», «дружелюбные отношения». Дети не проявляют активности к приобретению необходимых знаний о нормах взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности. Дети не могут объяснить, почему важно быть дружелюбным.
Эмоциональный компонент
Дети умеют объяснить и объективно оценить свои поступки и поступки сверстников в различных ситуациях взаимодействия. Дети характеризуются стремлением оказывать помощь своим сверстникам, демонстрируют сочувствие, доброжелательность в различных ситуациях. Дети испытывают затруднения при самостоятельном объяснении и объективной оценке своих поступков и поступков сверстников в различных ситуациях взаимодействия. Им требуется помощь педагога для формулирования оценочного суждения. У детей отмечается избирательность в проявлении дружелюбия. Прежде всего, они готовы оказывать помощь сверстникам «близкого круга», демонстрируя сочувствие, доброжелательность в различных ситуациях. Дети не умеют объяснить и объективно оценить свои поступки и поступки сверстников в различных ситуациях взаимодействия. Дети не демонстрируют свое дружелюбие к сверстникам, характеризуются частой сменой настроения, конфликтностью, повышенной агрессивностью и невнимательностью к другому. Доминируют личные интересы и эгоистические проявления.
Поведенческий компонент
У детей ярко выражен интерес к деятельности со сверстниками. У детей избирательно выражен интерес к деятельности со У детей не выражен интерес к деятельности со сверстниками.
В процессе взаимодействия с другими сверстниками применяют и выполняют нормы и правила совместной работы, демонстрируют навыки самоконтроля.
сверстниками (прежде всего, к близкому кругу).
В процессе взаимодействия с другими детьми могут нарушать нормы и правила совместной работы, могут иногда проявлять «недружелюбное» отношение к сверстникам._
Дети не стремятся к взаимодействию. Достаточно часто конфликтуют, проявляют «недружелюбное» отношение к сверстникам и взрослым.
Современные исследования показывают, что когнитивные аспекты сформированности дружелюбного отношения к сверстникам у старших дошкольников сформированы в большей степени. В то же время, недостаточная сформированность таких компонентов, как эмоциональный и поведенческий, могут приводить к нарушениям нравственного становления ребенка-дошкольника. В качестве причин Т.В. Гармаевой и О.А. Пестеревой указываются следующие: преимущественная ориентация педагогов «на ознакомление детей с нормами поведения и формирование у них нравственных представлений»; недооценка в воспитательном процессе методов развития «нравственных чувств, мотивов поведения»; недостаточная реализация родителями собственных возможностей в процессе воспитания у детей «нравственных чувств и представлений, привития им нравственных ценностей» [3, С. 17-18].
Среди причин достаточно низкого уровня сформированности поведенческого компонента дружелюбных отношений следует отметить излишнюю заорганизованность воспитательно-образовательного процесса. Это снижает эффективность работы по обогащению опыта нравственного поведения, поскольку не создаются ситуации, упражняющие детей в проявлении своего дружелюбия. Одной из причин, по которой между детьми не складываются дружелюбные отношения, мы считаем недостаточный уровень сформированности у них коммуникативных умений. Это влияет на эффективность процесса общения с точки зрения саморегуляции и управления своим поведением. Например, не умение ребенка договариваться, внимательно слушать собеседника, сопереживать другому приводят к конфликтным ситуациям и отсутствию взаимопонимания.
Коммуникативные проблемы отмечаются также у педагогов и родителей [1; 5]. Так, завышенные требования к ребенку, не соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям, не способствуют развитию потребности «быть доброжелательным» со взрослым и вызывают сопротивление. А не умение воспитывающих взрослых дать объективную оценку собственному коммуникативному опыту затрудняет взаимодействие с ребенком на основе принципов дружелюбия, к которым можно отнести: справедливость, уважение, паритетность, др.
Вышеизложенное позволяет заключить, что процесс воспитания дружелюбия между детьми должен обеспечиваться системой методов и приемов, которые не просто развивают конкретные знания, но, прежде всего, способствуют развитию и принятию положительных взаимоотношений между детьми, умений проводить оценку качествам, поступкам (своих и других). Для этого, по нашему мнению, целесообразно создание условий, позволяющих формировать у детей практические навыки в области культуры поведения. К таким условиям можно отнести:
- сочетание индивидуальных и групповых форм (при необходимости, коррекционных и диагностических), обеспечивающее активное включение детей в разные виды совместной и самостоятельной деятельности и формирующее у них правильные поведенческие ориентиры;
- широкое использование в воспитательно-образовательном процессе положительных примеров художественной литературы, различных видов искусства, что позволяет развивать у детей осознанность конкретного способа поведения;
- организация специальных воспитывающих ситуаций, наблюдений, разъяснительных бесед, направленных на изучение (и корректировку) имеющихся (или складывающихся) отношений между детьми, а также способствующих формированию норм поведения;
- целенаправленное применение методов убеждения и внушения как способов, оказывающих необходимое коммуникативное воздействие;
- осуществление конструктивного взаимодействия с родителями и выработка единых воспитательных воздействий на ребенка; др.
Выводы. В статье представлены педагогические основы проблемы воспитания дружелюбных отношений между детьми в системе дошкольного образования. Значимость исследования определяется следующими положениями:
- процесс воспитания дружелюбия между детьми дошкольного возраста является значимым условием их нравственно-социального становления и развития;
- наличие дружелюбных отношений между детьми, а также между детьми и взрослыми свидетельствует о положительной направленности их личности. С возрастом данная тенденция, при правильном воспитательном воздействии, будет усиливаться;
- дружелюбные отношения выражают избирательность ребенка в установлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми и зависят от сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и их соотношения.
Процесс воспитания дружелюбных отношений между детьми дошкольного возраста предполагает проектирование в дошкольных образовательных организациях системы методической подготовки педагогов в области нравственно-социального развития детей дошкольного возраста. Кроме того, имеющие у педагогов и родителей проблемы в установлении эффективной коммуникации (друг с другом, с детьми) обуславливают более активное применение технологий взаимодействия, направленных на повышение их коммуникативной компетентности.
Литература:
1. Белинова, Н.В. К вопросу о навыках профессионального общения у педагогов дошкольного образования / Н.В. Белинова, Е.В. Курилкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 276-279.
2. Бичева, И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 47-50.
3. Гармаева, Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы / Т.В. Гармаева, О.А. Пестерева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 7. - С. 16-24.
4. Казначеева, С.Н. Педагогические условия развития положительно эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, Д.А. Казначеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-4. - С. 90-95.
5. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога И.Б. Бичева / Вершинина А.Ю., Шарова Т.И., Степаненкова А.В. [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 11-2. - С. 337-341.
6. Шинкарёва, Н.А. Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни / Н.А. Шинкарёва, М.А. Цвентарных // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). -С.311-314.
7. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В КАРЕЛИИ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения процесса развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии в 20-х гг. XX в. Целью исследования явилось выделение этапов развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания. Методы - фронтальное изучение архивных фондов Национального архива Карелии, анализ, сравнение, обобщение архивных и опубликованных источников. Результаты исследования. Выделен начальный этап развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии (с 1918 г. до конца 1920 г.). Описано его содержание, условия становления системы профессиональной подготовки воспитателей. Обозначены формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей в Карелии в 20-х гг. XX в. Определено значение начального этапа для дальнейшего развития всей системы подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии. Полученные данные углубляют научные знания по истории народного просвещения в Карелии, расширяют представления об истории развития региональной системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания. Кроме этого, позволяют переосмыслить исторический опыт и применить его в разработке современной концепции непрерывного образования педагогов дошкольного образования в Карелии.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, воспитатель, подготовка педагогов дошкольного воспитания, профтехническое образование, повышение квалификации, самообразование, Олонецкая губерния, Карелия.
Annоtation. The article presents the results of studying the process of development of the system of vocational training of preschool education teachers in Karelia in the 20s of the XX century. The purpose of the study was to identify the stages of development of the system of vocational training of preschool education teachers. Methods - frontal study of archival funds in Karelia, analysis, comparison, generalization of archival and published sources. The results of the study. The initial stage of the development of the system of professional training of teachers of preschool education in Karelia, covering the period from 1918 to the end of 1920, is highlighted. Its content and conditions of formation are described. The forms of professional training, retraining and advanced training of educators in Karelia in the 20s of the XX century are indicated. The importance of the initial stage for the further development of the entire system of training teachers of preschool education in Karelia is determined. The results of the study deepen scientific knowledge on the history of public education in Karelia, expand the understanding of the history of the development of the regional system of vocational training of teachers of preschool education. The data obtained allow us to rethink historical experience and apply it in the development of a modern concept of continuing education of preschool teachers in Karelia.
Key words: preschool education, educator, training of teachers of preschool education, vocational education, skills development, self-education, Olonets province, Karelia Введение.
Введение. История развития системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в Карелии неразрывно связана с процессами развития общественного дошкольного воспитания в России и на территории Олонецкой губернии, а также с общероссийским дореволюционным опытом подготовки воспитателей и постреволюционными тенденциями развития системы профессиональной подготовки кадров для советских дошкольных учреждений.
В современной науке существуют исследования, раскрывающие различные стороны зарождения и развития общественного дошкольного воспитания в России и ее регионах (Л.М. Волобуева, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езопова, С.В. Жундрикова, С.А. Езопова, И.А. Калабина, Л.Н. Литвин, Е.Н. Мишакова, Л.М. Маневцова В.С. Пчелина, Т.А. Мартынчук, Н.В. Рябинина, и др.). В контексте темы исследования следует отметить работы О.П. Илюха, В.Г. Кондратьева, С.Н. Филимончик, О.А. Егоровой, Л.М. Нюнько, Ю.А. Тополя, А.В. Чебаковской, в которых представлены различные аспекты развития общественного дошкольного воспитания в Карелии (конец XIX в. - XX в.).
Обзор литературы показывает, что на сегодняшний день имеются лишь отдельные сведения преимущественно статистического характера, не дающие возможности представить целостную картину зарождения и развития общественного дошкольного воспитания в Карелии, в том числе - системы профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания.
В дореволюционной Олонецкой губернии, как и в России в целом, функции воспитания детей дошкольного возраста преимущественно осуществлялись семьей, сельской общиной. Первые ясли в Олонецкой губернии были организованы летом 1900 г. в Каргопольском уезде, а в 1901 г. - в с. Ладва Петрозаводского уезда; работали в них в основном люди без специальной подготовки, в лучшем случае - учителя народных школ [9, С. 229]. В 1919 г. из 57 воспитателей губернии лишь половина имела минимальную специальную (учительскую) подготовку. Это обстоятельство существенно снижало качество работы дошкольных учреждений [23, л. 15].
В Олонецкой губернии в конце XIX и начале XX вв. наиболее широко осуществлялась подготовка именно учителей разного уровня квалификации (Петрозаводская женская гимназия, Женская учительская семинария, Мужская учительская семинария, школы повышенного типа [9, 13]. К началу революции в Олонецкой губернии работали 5 профессиональных технических заведений: Петрозаводская учительская семинария, Петрозаводская фельдшерская школа, Важинская ремесленная школа, Петрозаводское низшее училище, Кемская мореходная школа [19, 35]. Ни в одном из них не осуществлялась подготовка воспитателей. К началу 20-х гг. XX в. в Олонецкой губернии собственный опыт подготовки педагогов дошкольного воспитания отсутствовал. Отсутствие подготовленных кадров, учреждений для подготовки воспитателей диктовали необходимость развития собственной системы подготовки кадров дошкольных работников.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 г. до конца 20-х гг. XX в. Территориальные рамки исследования включают Карелию в административно-территориальных границах Олонецкой губернии (до 1920 г.),