40
Здорова Светлана Васильевна,
старший инспектор группы по работе с переменным составом факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
ORCID 0009-0002-0542-2264 E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология,
когнитивная эргономика
Сударик Александр Николаевич,
кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12
ORCID 0000-0001-7821-2693
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психологии
Svetlana Vasil'evna Zdorova,
Senior Inspector of the Variable Composition Group of the Faculty of Training Specialists in the Field of Information Security, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12
ORCID 0009-0002-0542-2264 E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
5.3.3. Labor psychology, engineering psychology, cognitive ergonomics
Alexander Nikolaevich Sudarik,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Deputy Head at the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity, Moscow University of the Interior Ministry of Russia named after V. Ya. Kikotya, Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12
ORCID 0000-0001-7821-2693
E-mail: [email protected] Scientific specialty:
5.3.5. Social psychology, political and economic psychology
УДК 159.923.5
Дата поступления: 25 мая 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 1 сентября 2023 г.
Коммуникативные умения и навыки психологов органов внутренних дел: научное и методическое обеспечение развития в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Психология служебной деятельности»
Communication Skills and Abilities of Psychologists of Internal Affairs Bodies: Scientific and Methodological Support of Development Within the Framework of the Federal State Educational Standard in the "Psychology of official activity" Specialty
Аннотация
Актуальность совершенствования развития коммуникативных умений и навыков психологов в образовательной организации МВД Рос-
Abstract
The relevance of improving the development of communicative skills and skills of psychologists in the educational organization of the Ministry of
сии обусловлена невысоким уровнем развития коммуникативной сферы личности выпускников и отсутствием инструментов контроля за развитием этой сферы и учета особенностей личности при реализации соответствующих дисциплин образовательной программы.
Постановка проблемы: как показывает практика, образовательный процесс традиционно реализуется в рамках нескольких базовых дисциплин, нацеленных на развитие компетенций, связанных с коммуникативной сферой личности. При этом исходный уровень развития коммуникативных способностей и особенности личности обучающихся не учитываются. Кроме того, оценка развития коммуникативной сферы выпускника по результатам реализации соответствующих дисциплин не проводится.
Цель исследования: разработать универсальный научно-методический подход к формированию программы социально-психологического тренинга для развития психологов в процессе их профессиональной подготовки, направленного на изменение их коммуникативной сферы с учетом особенностей их личности.
Методы исследования: анализ, измерение, эксперимент, качественная и количественная обработка данных, интерпретация данных.
Результаты и ключевые выводы: анализ результатов эмпирического исследования позволил выявить у обучаемых 4 курса невысокие уровни выраженности коммуникативных свойств и качеств, составляющих основу умений (навыков) в установлении психологического контакта, что не может способствовать эффективному процессу их общения в межличностном взаимодействии в будущей профессии психолога.
Дисциплины, включенные в образовательную программу по рассматриваемой специальности, направлены на формирование отдельных компетенций, важных с точки зрения развития коммуникативной сферы психологов, и не фиксируют у обучаемых достигаемый уровень развития основных коммуникативных способностей. В ходе реализации образовательной программы анализируемые дисциплины читаются на разных кафедрах (психологии, юридической психологии, педагогики, административной деятельности, русского языка), что препятствует осуществлению единого контроля за ходом развития у обучающихся коммуникативной сферы и достигаемого уровня ее развития для обеспечения выполнения всего комплекса возложенных на психолога функций.
Предлагается включить в образовательную программу комплексную дисциплину, в рамках которой проводилось бы развитие всех основных коммуникативных способностей психологов и оценка уровня их сформи-рованности к моменту выпуска из учебного
Internal Affairs of Russia is due to the low level of development of the communicative sphere of the personality of graduates and the lack of tools to control the development of this sphere and take into account personality characteristics in the implementation of the relevant disciplines of the educational program.
Problem statement: as practice shows, the educational process is traditionally implemented within the framework of several basic disciplines aimed at developing competencies related to the communicative sphere of the individual. At the same time, the initial level of development of communicative abilities and personality traits of students are not taken into account. In addition, the assessment of the development of the graduate's communicative sphere based on the results of the implementation of the relevant disciplines is not carried out.
The purpose of the study: to develop a universal scientific and methodological approach to the formation of a program of socio-psychological training for the development of psychologists in the process of their professional training, aimed at changing their communicative sphere, taking into account the characteristics of their personality.
Research methods: analysis, measurement, experiment, qualitative and quantitative data processing, data interpretation.
Results and key conclusions: the analysis of the results of an empirical study revealed that the 4th-year trainees have low levels of expression of communicative properties and qualities that form the basis of skills in establishing psychological contact, which cannot contribute to the effective process of their communication in interpersonal interaction in the future profession of a psychologist.
The disciplines included in the educational program for the specialty in question are aimed at the formation of individual competencies that are important from the point of view of the development of the communicative sphere of psychologists, and do not fix the students' attainable level of development of basic communicative abilities. During the implementation of the educational program, the analyzed disciplines are taught at different departments (psychology, legal psychology, pedagogy, administrative activities, Russian language), which prevents the implementation of a unified control over the development of the communicative sphere among students and the level of its development achieved to ensure the fulfillment of the entire complex of functions assigned to the psychologist.
It is proposed to include a comprehensive discipline in the educational program, within the framework of which the development of all the basic communicative abilities of psychologists and the assessment of their level of formation by the time of their graduation from the educational in-
41
42
заведения. Необходимость включения такой дисциплины в образовательную программу по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности обусловлена внушительным перечнем компетенций, в которых играют первостепенную роль коммуникативные способности, а также возможностью развития коммуникативных способностей обучающихся на единой научно-методической основе. Предложенный авторами подход будет полезен и для психологов подразделений, организующих психологическую работу в правоохранительных органах Российской Федерации, так как развитие коммуникативной сферы сотрудников органов внутренних дел также является одним из важных направлений их деятельности.
Ключевые слова: коммуникативная сфера; коммуникативные способности; психолог органов внутренних дел; образовательная программа; универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; квалификационные требования.
stitution would be carried out. The need to include such a discipline in the educational program in the specialty 37.05.02 Psychology of professional activity is due to an impressive list of competencies in which communicative abilities play a primary role, as well as the possibility of developing students' communicative abilities on a unified scientific and methodological basis. The approach proposed by the authors will also be useful for psychologists of departments organizing psychological work in law enforcement agencies of the Russian Federation, since the development of the communicative sphere of employees of internal affairs bodies is also one of the important areas of their activities.
Keywords: communicative sphere; communicative abilities; psychologist of internal affairs bodies; educational program; universal, general professional and professional competencies; federal state educational standard of higher education; qualification requirements.
Введение. Совершенствование образовательного процесса в рамках подготовки психологов в образовательной организации высшего образования МВД России всегда связано с ориентированием преподаваемых дисциплин на требования нормативных документов, которыми являются ведомственные приказы по психологической работе и морально-психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел, а также федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и ведомственные квалификационные требования. Реализация компе-тентностного подхода не может обойтись без развития в процессе профессиональной подготовки необходимых личностных свойств и качеств специалистов. Научному и методическому подходам к развитию коммуникативной сферы психологов в образовательной организации высшего образования МВД России придается ключевое значение.
Функционал психолога. В соответствии с руководящими документами МВД России ведомственными психологами в целях решения задач психологической работы выполняются функции, подразумевающие наличие у них коммуникативных умений (навыков) и связанные с развитием коммуникативной сферы личности сотрудников органов внутренних дел для повышения эффективности их оперативно-служебной
деятельности. В приказе МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» выделено 8 таких функций и 6 — в приказе МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Выполнение обозначенных функций напрямую зависит от того, насколько будут подготовленными к решению профессиональных задач с учетом складывающейся обстановки психологи — выпускники образовательных организаций системы МВД России, в какой степени будут сформированы у специалистов в коммуникативной сфере необходимые компетенции.
Компетенции психолога в коммуникативной сфере. Анализ компетенций, устанавливаемых для психологов органов внутренних дел Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31 августа 2020 г. № 1137) и Квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, прошедших обуче-
ние по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»), утвержденными Министром внутренних дел Российской Федерации 20 апреля 2021 г., показал, что с коммуникативной сферой его личности непосредственно связаны следующие универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции: УК-3, УК-4, УК-5, ОПК-6, ПК-2, ОПК-7, ПК-17, ПК-22, ПК-27, ПК-29, ПК-30, ПК-31, ПК-50, ПК-51 [1].
Коммуникативные способности психолога. Для реализации в профессиональной деятельности рассмотренных компетенций психологу органов внутренних дел необходимо развить ряд коммуникативных способностей, обеспечивающих акты коммуникации при выполнении на него возложенных функций: устанавливать психологический контакт, формировать доверительные отношения, быть естественным, регулировать свое внутреннее содержание сообразно социальной ситуации, сопереживать и сочувствовать, активно слушать, выявлять и разрешать конфликтные ситуации, воздействовать на партнера по общению.
Каждая из восьми коммуникативных способностей складывается из определенного набора коммуникативных умений (навыков) [1].
Эмпирическое исследование способности устанавливать психологический контакт. Для оценки коммуникативных свойств и качеств личности, связанных с умениями (навыками) в установлении психологического контакта, на базе Института психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 26 курсантов 4 курса, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», из них 10 — юноши и 16 — девушки, возраст от 20 до 23 лет.
Для сбора эмпирического материала организованы исследования по определению уровня социального интеллекта по методике Дж. Гилфорда, эмоционального интеллекта по методике Н. Холла, по оценке коммуникативных умений по тесту Л. Михельсона, определению мотивов аффилиации по тесту А. Мехрабиана [6].
Результаты по исследованию социального интеллекта получены на выборке испытуемых и распределились следующим образом: общий уровень развития социального интеллекта составил показатель ниже среднего уровня у 50 %, а выше среднего — у 30,7 % обследуемых курсантов. Способность предвидеть последствия поведения собеседника исходя из имеющейся информации развита на среднем уровне у 38,5 %, выше среднего — у 19,2 % и на высоком уровне —
лишь у 3,8 % обследуемых курсантов. На уровне выше среднего выявлены у 50 % обследуемых способности к познанию классов поведения и у 53,8 % обследуемых способности к познанию систем поведения. Таким образом, из полученных данных видно, что необходимость развития умений и навыков, способствующих пониманию вербальных и невербальных реакций поведения партнера по общению, и умений прогнозировать развитие взаимодействия является актуальной научной задачей.
В ходе диагностики эмоционального интеллекта получены результаты, показывающие, что у 73,4 % курсантов недостаточно развиты (на среднем и низком уровнях) возможности совладать с возникшими эмоциями. У значительного числа курсантов (73,6 %) на среднем и низком уровнях развита самомотивация, отвечающая за пропорциональность и поступательность естественного развития человека, а также за продуктивность его деятельности в целом. Таким образом, эмоциональный аспект установления психологического контакта у обучаемых находится на недостаточно развитом уровне.
Анализ уровня сформированности основных коммуникативных умений у обследуемых показывает, что только у 57,7 % курсантов-психологов на высоком уровне развит компетентный способ общения. В то же время уровень развития коммуникативной компетентности у обследуемых характеризуется таким образом, что на высоком и среднем уровне выражены также агрессивный способ общения (26,5 %) и зависимый способ общения (26,9 %). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что уровень коммуникативных умений и коммуникативная компетентность обучаемых требуют дальнейшего совершенствования в процессе профессиональной подготовки.
При исследовании мотивации аффилиации у курсантов выявлены следующие результаты. Низкий и средний уровни стремления к принятию окружающими людьми выражены у 88,5 % обучаемых. Вместе с тем страх быть отвергнутым другими людьми на высоком и среднем уровнях выражен у 65,4 % респондентов. Полученные результаты показывают, что существуют барьеры мотивационного характера, препятствующие установлению психологического контакта. Такая ситуация требует целенаправленного воздействия на мотивационную сферу личности обучаемых для развития их контактности в общении с другими людьми.
Проведенный анализ результатов эмпирического исследования позволил выявить у обучаемых 4 курса невысокие уровни выраженности коммуникативных свойств и качеств, составляющих основу умений (навыков) в установлении психологического контакта, что не может спо-
43
собствовать эффективному процессу их общения в межличностном взаимодействии в будущей профессии психолога.
Анализ обеспечивающих дисциплин. В настоящее время в образовательную программу
по рассматриваемой специальности включены отдельные дисциплины, направленные на формирование компетенций в различных областях коммуникативной сферы. Результаты анализа приведены в таблице.
Таблица
Дисциплины образовательной программы, обеспечивающие формирование компетенций,
связанных с коммуникативной сферой
S S
э
<
са
0 X
1 S S S S и
О <
о X X ы Н ы S ЬЙ
и ы
ST S
U
о <
о X S и с S ы S ЬЙ
и ы
ST S
U
о
U
И
с
44
Область коммуникативной сферы Компетенции Дисциплины из образовательной программы
УК-4 Русский язык в деловой документации
УК-5 Социальная психология; Психология семьи; Этнопсихология
1) общение ПК-30 Психология общения и переговоров
ПК-51 Социально-психологический тренинг профессионального общения; Психология общения и переговоров
УК-3 Основы управления в органах внутренних дел; Основы профессиональной служебной деятельности; Педагогика
2) социальное взаимодействие ОПК-6, ПК-2 Антропология; Зоопсихология и сравнительная психология; Возрастная психология и психология развития; Социальная психология; Психологическое обеспечение служебной деятельности; Психология безопасности; Психология семьи; Основы профессиональной служебной деятельности; Юридическая психология; Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел; Психология толпы и массовых беспорядков; Практикум психологического портретирования
ОПК-7 Психологическое консультирование
ПК-17 Общая психология; Интегративный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
ПК-27 Психология личности
ПК-29 Возрастная психология и психология развития; Психологическое консультирование
ПК-30, ПК-31 Психологическое консультирование
ПК-50 Этнопсихология
3) конфликты ПК-51 Психология конфликтов
ПК-22 Общая психология; Общий психологический практикум; Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация)
4) воздействие ПК-30 Психология воздействия; Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел
ПК-51 Психология воздействия
Следует отметить, что развитие компетенций хотя руководство командой и организацию УК-3, УК-4 согласно образовательной програм- ее работы, выработку командной стратегии ме осуществляют не психологические кафедры, в деятельности, применение современных
коммуникативных технологий трудно не отнести к предмету психологии и коммуникативной сфере личности.
По отдельности каждая дисциплина направлена на формирование тех или иных компетенций и не фиксирует у обучаемых достигнутый ими уровень развития основных коммуникативных способностей и его достаточность. В ходе реализации образовательной программы анализируемые дисциплины читаются на разных кафедрах (психологии, юридической психологии, педагогики, административной деятельности, русского языка), что препятствует осуществлению единого контроля за ходом развития у обучающихся коммуникативной сферы и достигаемого уровня ее развития для обеспечения выполнения всего комплекса возложенных на психолога функций.
Предложение. Вместе с тем комплексной дисциплины, в рамках которой проводились бы развитие всех основных коммуникативных способностей психологов и оценка уровня их сформированности к моменту выпуска из учебного заведения, пока в образовательной программе не существует. Важность включения такой дисциплины в образовательную программу по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности обусловлена внушительным перечнем компетенций, в которых играют первостепенную роль коммуникативные способности, и необходимостью развития коммуникативных способностей на единой научно-методической основе. Принципиально важным в этой актуальной научной задаче развития коммуникативной сферы личности психологов является фиксирование исходного уровня развития их коммуникативных свойств и качеств при реализации адаптируемых для учебного процесса психологических технологий в рамках такой комплексной дисциплины. Научный подход в решении этой актуальной задачи предложен еще в 2011 г. [3]. Содержание научно-
Список литературы:
1. Здорова С. В. Авторская методика оценки уровня развития коммуникативных способностей личности и ее применение // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 17-23.
2. Здорова С. В. Результаты применения тре-нинговой программы для развития коммуникативных способностей у студентов-психологов с учетом индивидуально-психологических особенностей их личности // Психология обучения. 2018. № 4. С. 25-40.
го подхода — поиск причинно-следственных зависимостей между свойствами и качествами личности обучаемых и показателями, характеризующими различные стороны их коммуникативной сферы (коммуникативными способностями). В качестве математического аппарата для поиска зависимостей предложен однофакторный дисперсионный анализ. Для отработки научного подхода были выбраны обучающиеся по двум юридическим специальностям. В ходе дальнейших исследований данный подход показал свою универсальность и работоспособность при проведении исследований с привлечением обучающихся и по другим специальностям.
В методическом плане для развития необходимых коммуникативных умений (навыков) обучающихся предлагается использовать развивающий тренинг (Развитие коммуникативных свойств и способностей личности), результаты оценки эффективности которого приводятся в опубликованных нами статьях [2; 5]. Методические разработки отдельных практических занятий показали возможность в условиях реализации планового учебного процесса осуществлять развитие отдельных коммуникативных умений (навыков) психологов [4; 7].
Заключение. Предложенные научный и методический подходы к развитию коммуникативных умений и навыков психологов органов внутренних дел позволяют оттолкнуться от исходного уровня развития коммуникативных свойств и качеств обучаемых в начале процесса обучения, разрабатывать адаптивные уровню их развития тренинговые программы, направленные на развитие коммуникативных свойств и качеств, а как следствие, коммуникативных способностей, контролировать уровни и достаточность развития коммуникативных способностей для реализации психологами органов внутренних дел соответствующих профессиональных компетенций в коммуникативной сфере.
References:
1. Zdorova S. V. The author's methodology for assessing the level of development of a person's communicative abilities and its application // Psychology and pedagogics in official activity. 2021. № 3. S. 17-23.
2. Zdorova S. V. The results of the application of the training program for the development of communicative abilities of students-psychologists taking into account individual psychological characteristics of their personality // Psychology of education. 2018. № 4. S. 25-40.
45
3. Здорова С. В., Сударик А. Н. Коммуникативный потенциал юриста: факторный анализ влияющих психологических характеристик // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013. № 4 (67). С. 108-113.
4. Здорова С. В., Сударик А. Н. Формирование коммуникативных способностей обучающихся при проведении практических занятий по дисциплине «Общий психологический практикум»: технологический подход // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2016. № 1 (77). С. 80-81.
5. Здорова С. В., Федотов С. Н, Сударик А. Н. Изменение коммуникативных установок личности курсантов-психологов с использованием адаптивной тренинговой программы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 24—33.
6. Сергеева К. В. Навыки установления сотрудником полиции психологического контакта и особенности их развития // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 253—256.
7. Сударик А. Н, Здорова С. В. Вербальная коммуникация и использование ее закономерностей в деятельности психолога: опыт проведения практических занятий по дисциплине «Общая психология» // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы Двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. С. 220—224.
3. Zdorova S. V., SudarikA. N. Kommunikativnyj potencial yurista: faktornyj analiz vliyayushchih psiho-logicheskih harakteristik // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. 2013. № 4 (67). S. 108-113.
4. Zdorova S. V., Sudarik A. N. Formirovanie kom-munikativnyh sposobnostej obuchayushchih-sya pri provedenii prakticheskih zanyatij po discipline «Obshchij psihologicheskij praktikum»: tekhnologicheskij podhod // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. 2016. № 1 (77). S. 80-81.
5. Zdorova S. V, Fedotov S. N, SudarikA. N. Changing the communicative attitudes of the personality of psychological cadets using an adaptive training program // Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2020. № 2 (51). S. 24-33.
6. Sergeeva K. V. Navyki ustanovleniya sotrudnikom policii psihologicheskogo kontakta i osobennosti ih razvitiya // Aktual'nye problemy adaptacii kursan-tov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k usloviyam professional'noj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy : sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022. S. 253-256.
7. Sudarik A. N., Zdorova S. V. Verbal'naya kom-munikaciya i ispol'zovanie ee zakonomernos-tej v deyatel'nosti psihologa: opyt provedeni-ya prakticheskih zanyatij po discipline "Obsh-chaya psihologiya" // Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii : materialy Dvad-cat' pervoj vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Fede-racii. 2016. S. 220-224.
46
Для цитирования:
Здорова Светлана Васильевна, Сударик Александр Николаевич. Коммуникативные умения и навыки психологов органов внутренних дел: научное и методическое обеспечение развития в рамках Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Психология служебной деятельности» // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 2 (2). С. 40—46.
For citation:
Zdorova Svetlana Vasil'evna, Sudarik Alexander Nikolaevich. Communication Skills and Abilities of Psychologists of Internal Affairs Bodies: Scientific and Methodological Support of Development Within the Framework of the Federal State Educational Standard in the "Psychology of official activity" Specialty // Pedagogy and Psychology: Academic Journal. 2023. № 2 (2). P. 40-46.