Научная статья на тему 'Дистанционные методы обучения психологов органов внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя'

Дистанционные методы обучения психологов органов внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная деятельность / преподаватели / курсанты и слушатели / развивающие и воспитательные цели / формы и методы обучения / психологи органов внутренних дел / educational activities / teachers / cadets and students / developmental and educational goals / forms and methods of training / psychologists of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Любовь Николаевна Костина

Изменяющиеся условия, санитарно-эпидемиологическая обстановка потребовали от профессорско-преподавательского состава Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя проявления гибкости и приспособления, развития и проявления «цифровой культуры». В статье раскрыт опыт подготовки по специальности (по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности) с использованием технологий двухсторонней аудиоконференцсвязи и WhatsApp, электронной почты, информационных ресурсов библиотек. Представлены результаты изменений и нововведений в методику преподавания психологических дисциплин, корректировок кейс-метода, проблемного и игрового обучения, рефлексивного практикума и психологического тренинга, направленные на формирование «профессиональной идентичности», развитию и воспитанию личностных и деловых качеств у будущих психологов органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Любовь Николаевна Костина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning methods for psychologists of internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’

The changing conditions, the sanitary and epidemiological situation required the faculty of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ to show flexibility and adaptation, development and manifestation of «digital culture». The article reveals the experience of training in the specialty (specialty 37.05.02 Psychology of official activity) using technologies of two-way audio conferencing and WhatsApp, e-mail, information resources of libraries. The results of changes and innovations in the methodology of teaching psychological disciplines, adjustments of the case method, problem and game learning, reflexive practicum and psychological training aimed at the formation of «professional identity», the development and education of personal and business qualities of future psychologists of internal affairs bodies are presented.

Текст научной работы на тему «Дистанционные методы обучения психологов органов внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 371

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-310-315 NIION: 2015-0066-5/21-127 MOSURED: 77/27-011-2021-05-326

Дистанционные методы обучения психологов органов внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя

Игорь Александрович Калиниченко1, Любовь Николаевна Костина2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Изменяющиеся условия, санитарно-эпидемиологическая обстановка потребовали от профессорско-преподавательского состава Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя проявления гибкости и приспособления, развития и проявления «цифровой культуры». В статье раскрыт опыт подготовки по специальности (по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности) с использованием технологий двухсторонней аудиоконференцсвязи и WhatsApp, электронной почты, информационных ресурсов библиотек. Представлены результаты изменений и нововведений в методику преподавания психологических дисциплин, корректировок кейс-метода, проблемного и игрового обучения, рефлексивного практикума и психологического тренинга, направленные на формирование «профессиональной идентичности», развитию и воспитанию личностных и деловых качеств у будущих психологов органов внутренних дел.

Ключевые слова: образовательная деятельность, преподаватели, курсанты и слушатели, развивающие и воспитательные цели, формы и методы обучения, психологи органов внутренних дел

Для цитирования: Калиниченко И. А., Костина Л. Н. Дистанционные методы обучения психологов органов внутренних дел в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 310-315. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-310-315.

Original article

Igor A. Kalinichenko1, Lyubov N. Kostina2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Moscow, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The changing conditions, the sanitary and epidemiological situation required the faculty of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' to show flexibility and adaptation, development and manifestation of «digital culture». The article reveals the experience of training in the specialty (specialty 37.05.02 Psychology of official activity) using technologies of two-way audio conferencing and WhatsApp, e-mail, information resources of libraries. The results of changes and innovations in the methodology of teaching psychological disciplines, adjustments of the case method, problem and game learning, reflexive practicum and psychological training aimed at the formation of «professional identity», the development and education of personal and business qualities of future psychologists of internal affairs bodies are presented.

Keywords: educational activities, teachers, cadets and students, developmental and educational goals, forms and methods of training, psychologists of internal affairs bodies

© Калиниченко И. А., Костина Л. Н., 2021

Distance learning methods for psychologists of internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

For citation: Kalinichenko I. A., Kostina L. N. Distance learning methods for psychologists of internal affairs bodies at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' // Bulletin of economic security. 2021;(5):310-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-310-315.

Быстро меняющийся современный мир и возрастание межличностных отношений в цифровом пространстве требует от профессорско-преподавательского состава Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя проявления гибкости и приспособления, «цифровой культуры» [5] и соответствующей готовности к применению новых педагогических методов и приемов, внесению изменений в технологии, традиционно использующихся в образовательных организациях высшего образования.

В складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановке было актуализировано применение цифровых образовательных технологий, перестроена образовательная деятельность на дистанционный формат и смешанную форму обучения с использованием технологий двухсторонней аудиоконферен-цсвязи и WhatsApp, электронной почты, информационных ресурсов библиотек. Для достижения цели подготовки (по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация: психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов) по формированию у курсантов и слушателей профессиональных компетенций, воспитанию и развитию их личности профессорско-преподавательский состав внес соответствующие изменения в методику проведения занятий, скорректировал кейс-метод, а также методы проблемного и игрового обучения, рефлексивного практикума и психологического тренинга. Эти изменения носили системный характер, поэтому согласимся с мнением А. М. Столяренко и В. Я. Кикотя о том, что в условиях «... повышения технологичности функционирования педагогической системы... возрастает роль творческого начала в действиях участников этой системы в связи с отходом от относительно схематичного, линейного понимания характера педагогического процесса» [4, с. 63].

Применяемая технология двухсторонней ауди-оконференцсвязи ограничила всем участникам образовательной деятельности использование самого главного органа чувств человека - зрения для непосредственного психологического контакта, и расширила применение слуха. Это стало своеобразной проверкой адаптационных возможностей сенсорных процессов и профессионализма педагогов, а также создало условия для проявления творческих информационных способностей как преподавателей, так и обучающихся. При подготовке и проведении занятий преподавателям необходимо было придерживаться не только общенаучных методологических принципов в подходе к педагогическим явлениям, которые выстра-

ивались в новой информационной среде - объективности, единства теории и практики, познаваемости, историзма, развития, всесторонности, творческого подхода и др. [4, с. 27; 3, с. 16], но и расширять «упаковку» учебного материала в рамках преподавания психологических дисциплин. Так, материалы кейсов, отснятые в видеоформате, потребовали дополнения текстовым сопровождением, или даже перевода в аудиоформат. На самоподготовку и во время проведения практических занятий слушатели получали от преподавателей на электронную почту или в текстовый чат типичные проблемные ситуации в разнообразных формах (письменной, аудио- и видеозаписях) с практико-ориентированными заданиями, где требовалось продемонстрировать функции психолога для решения проблем, с которыми сталкиваются сотрудники и психологи органов внутренних дел. Так реализовывался один из важных педагогических подходов в воспитании сотрудников органов внутренних дел, который отражен в работах В. Я. Ки-котя: «обеспечение ввода молодых ... сотрудников в должность» [4, с. 217]. Проживание в игровой форме профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел связано с понятием «профессиональная идентичность», которая формируется под воздействием внешних факторов (образовательной среды и деятельности), так и внутренних (индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося). Использование идентификации обучающихся с психологической работой в развивающих и воспитательных целях способствует тому, что эту работу они каждый раз осуществляют все более уверенно, на более высоком уровне за счет устранения тревожности

[7, с. 57; 1].

Сочетание и смешение форм подачи учебного материала и выполнения практических заданий позволило не только расширить целевое восприятие учебного материала, но и одновременно обеспечивало нахождение преподавателей и обучающихся в едином информационном образовательном пространстве, насыщенном текстом, звуками и изображением. Так, несмотря на дистанционный формат проведения занятий, достигался «эффект присутствия», близкий непосредственному психологическому контакту и педагогическому взаимодействию преподавателя с обучающимися в аудитории или специализированном классе.

Условия пандемии и цифровизация общества предоставили преподавателям психологических дисциплин и психологам органов внутренних дел возможности расширить представления о сигналах, по-

ступающих от человека как от объекта психологического наблюдения и исследования. Результаты бесед с психологами органов внутренних дел показали, что в этих условиях сотрудники и руководители стали чаще обращаться с просьбами о психологической помощи по телефону: путем голосового или текстового сообщения (при помощи SMS). Кроме того, во время дистанционного обучения усилилась нагрузка на слуховые анализаторы обучающихся и преподавателей. Этим воспользовались преподаватели психологических дисциплин для корректировки методов обучения, решения развивающих и воспитательных целей. Так, на занятиях по учебным дисциплинам («Общая психология», «Психология личности», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция и реабилитация», «Психология стресса и стресспреодолевающего поведения», «Интегратив-ный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» и др.) будущим психологам предлагались задания, где было необходимо проанализировать аудиальные сигналы (интонацию, тембр, темп голоса, речь, передаваемый речью смысл и т. д.) и оценить психическое состояние и другие структурные компоненты личности (сотрудника, однокурсника, гражданина, клиента) в рамках решения учебных задач и выполнения практических заданий с учетом специфики объекта и предмета изучаемых дисциплин. Такие задания вызвали у обучающихся не только интерес, но и определенные трудности. Например, обучающиеся допускали ошибки, и порой не всегда могли правильно отличить на слух тонкости голосовых сигналов, поступающих от «невидимого» объекта наблюдения. Однако при многократной тренировке профессиональных навыков преподаватели отмечали у курсантов/слушателей эффекты улучшения способности слышать и чувствовать психоэмоциональное и физическое состояние, понимать личность собеседника при отсутствии зрительной картинки, получаемой в непосредственном психологическом контакте с партнером по общению или ролевой игры. Несмотря на определенную ограниченность (дефицитарность) аудиального общения с объектом психологического исследования во время занятий, использованный метод дистанционного обучения оказал положительное влияние на развитие у будущих психологов специфических способностей и еще одного вида наблюдательности - аудиальной, тренировку слуха и различение состояния собеседника по контекстуальным ударениям и интонациям речи.

Не меньший познавательный интерес вызвали задания по дисциплине «Психология личности», где курсантам предлагалось на основе текстового SMS-сообщения проанализировать типологические и индивидуально-психологические особенности со-

беседника, чтобы понимать и прогнозировать его поведение как личности и как субъекта труда. Приведем примеры таких сообщений:

1) «Ой, фио..., еще ращ добрый вечер, рала приветствовать вас)! я еще не дома просто. У меня, на завтра как и договаривались, только ... плагиатом завтра занимаюсь. А по работе сеголня все отчиталась, блок с ними мы сделали. Все кукушки на месте в корзине, работа кипит, Димочка корректирует, все нормально» (пунктуация и орфография автора сохранена)»;

2) «Я вроде как с тобой там...побывала...нет слов, одно блаженство и успокоение! (три улыбающихся эмодзи) Ты мне из всех сегодняшних поздравлений сделала самый лучший, благодарю тебя! (пять радостных эмодзи) Здесь моих слов не нужно, все пожелания - это очередная банальность... эти слова от души и для нее. (пятнадцать радостных эмодзи)»;

3) «Прошу предоставить предложения по кандидатурам сотрудников, которые примут участие в выпуске. Требования к участникам: полковник, наличие . От каждой кафедры по одному представителю. Предложения прошу сдать до конца недели в кабинет 339» и др.

Поскольку преподаватель знал авторов этих сообщений, ему не составило труда сличить представленные обучающимися психологические характеристики тех, кто посылал подобные и другие SMS-сообщения.

Такой нестандартный и расширенный опыт психологического наблюдения, оценки и понимания людей в отсутствии непосредственного зрительного контакта с ними, своеобразное профессиональное общение в цифровом формате способствовали не только целенаправленному формированию у обучающихся навыков специфического психологического наблюдения, но и накоплению психопрактики в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности. Курсантам/слушателям в условиях дистанционного обучения пришлось опираться на косвенные поведенческие индикаторы поведения и речи участников взаимодействия (преподавателей и одногруппников), что способствовало развитию аудиальной профессиональной наблюдательности, навыков цифрового общения (с соблюдением соответствующих этических норм) как одного из современных видов опосредованного профессионального общения психолога органов внутренних дел с сотрудниками, служащими и членами их семей.

Игровое обучение, включающее ролевые и деловые игры, решение групповых/практических заданий и упражнений, моделирование ситуаций профессиональной деятельности психолога, и традиционно используемая на практических занятиях видеозапись с последующим анализом деятельности психолога при выполнении отдельных функций (профессионального психологического отбора кандидатов на службу в

органы внутренних дел, психологической помощи сотрудникам и членам их семей, проведение занятий по морально-психологической подготовке и пр.) заменялась или дополнялась аудиозаписями в период дистанционного обучения. На практических занятиях, проводимых методом ролевой (деловой) игры, обучающиеся получали фабулы или типичные проблемные ситуации, а после тщательного психологического анализа и выявления проблем знакомились с инструкциями и описанием роли как в письменном виде, так и в устном виде. Подготовившись к исполнению ролей, обучающиеся приступали к игровому поведению, а остальные курсанты/слушатели оценивали демонстрируемое поведение психолога органов внутренних дел, а также грамотность его отдельных профессионально-психологических действий и профессионального общения, психологическую культуру и эффективность достижения поставленных задач. Во время демонстрации роли психолога органов внутренних дел осуществлялась аудиозапись этого ролевого поведения, цель которой заключалась в обеспечении рефлексивного практикума - одного из методов обучения и своеобразной психологической процедуры, логически дополняющего игровое обучение и кейс-метод. В основу разработки рефлексивного практикума легли идеи основоположника исследования творческих способностей Я. А. Пономарева, который отмечал роль рефлексии в развитии творческого мышления и личности в целом. Экспериментально внедренный в образовательную деятельность рефлексивный практикум доказал свою эффективность: применение практикума способствовало не только развитию рефлексивно-перцептивных качеств слушателей (по специальности 37.05.02 - Психология служебной деятельности, специализации Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов), но и развитию других профессионально важных качеств будущих психологов органов внутренних дел.

Применение рефлексивного практикума было скорректировано в условиях дистанционного обучения. Этот метод использовался в аудиоформате для целенаправленного и комплексного формирования профессиональных компетенций и развития профессионально важных качеств курсантов и слушателей. Обучающиеся выполняли следующие задания в рамках рефлексивного практикума:

- начните осуществлять психологическую работу со слов: «Я - Минакова Дарья Алексеевна, психолог отдела морально-психологического обеспечения ГУ МВД России по ...»;

- послушав запись своей работы, оцените по заранее разработанной шкале грамотность ее выполнения. Начните это со слов: «Я, как психолог, продемонстрировала следующие профессионально-психологи-

ческие действия ... и качества ... В профессиональном общении (во время беседы с кандидатом на службу, инструктажа сотрудников, лекции по морально-психологической работе, психологическом тренинге и пр.) я грамотно использовала следующие психологические приемы: ... Вместе с тем, не вполне корректно применяла такие психологические методы, приемы, средства общения, как ...»;

- разработайте план по устранению недостатков и дальнейшего профессионально-личностного развития психолога органов внутренних дел.

Подчеркнем, что деятельность психолога требует грамотного применения сложных когнитивных и поведенческих навыков, что, в свою очередь, обеспечивается грамотным с психологической и педагогической точек зрения построением практического обучения. Учитывая это, преподаватели используют на практических занятиях с будущими психологами не только имитационное научение (подражание успешной модели профессиональной деятельности или отдельных действий психолога с осознанием этих действий и их последствий) для формирования профессиональной идентичности и воспитания личностных и деловых качеств психолога, но и так называемое оперантное научение, когда в процессе взаимодействия с преподавателем или психологом органов внутренних дел (который приглашен для проведения занятия) у обучающихся формируются новые профессионально-психологические навыки, их последовательность как составная часть психологической работы, а также викарное обучение (на основе наблюдения за деятельностью и речью психолога органов внутренних дел или преподавателя).

Психологические тренинги и выполнение обучающимися ролей «психолог-тренер» и «психолог-со-тренер» - одна из специфических форм проведения учебных занятий по психологическим дисциплинам и метод психологической работы в органах внутренних дел, который способствует накоплению обучающимися профессионального опыта, развитию индивидуального стиля тренерской работы [2, с. 150]. При проведении занятий преподаватели используют накопленный опыт проведения психологических тренингов [6], а также предоставляют возможность курсантам выступить в качестве тренера и помощника тренера (сотренера). Во время дистанционного обучения преподаватели практиковали задания на самоподготовку, где курсантам и слушателям при изучении дисциплин («Психология стресса и стресспреодоле-вающего поведения», «Интегративный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Практикум по общей психологии», «Социальная психология») необходимо было осуществить видео-или аудиозапись определенного тренингового упраж-

нения, методики, медитативной техники, арттерапии и т. д. Непосредственно на практическом занятии и преподаватели, и обучающиеся анализировали полученный творческий продукт по заранее разработанным критериям, оценивая продемонстрированные будущими психологами профессиональные компетенции и намечали перспективы дальнейшего личностного развития. Как показывают результаты преддипломной практики, эти профессиональные навыки помогли слушателям выпускного курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя проводить разнообразные психологические тренинги (командообразования, развития коммуникативных способностей, разрешения конфликтов, развития лидерских качеств) с сотрудниками подразделений территориальных органов МВД России.

Очевиден и воспитательный эффект используемых методов, обновленных в условиях цифровиза-ции образования, поскольку курсанты и слушатели демонстрировали это в «жизнестойкости, ... убежденности в возможности решить жизненные проблемы личной предприимчивостью, трудолюбием, повышением профессионализма, ... совместными усилиями с другими» [4, с. 218].

Подводя итоги, отметим, что указанный комплекс методов, применяемый профессорско-преподавательским составом кафедры психологи УНК ПСД, апробированный и экспериментально внедренный в образовательную и учебную деятельность, в т.ч. в дистанционном и цифровом формате, признан инновационным Методическим советом Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в 2020 году, способствует достижению обучающих, развивающих и воспитательных целей подготовки психологов органов внутренних дел. Проявление преподавателями психологических дисциплин творческих способностей и особой ответственности за качество подготовки обусловлено не только дистанционным форматом обучения и стремлением сформировать у курсантов/ слушателей «профессиональную идентичность», но и необходимостью быть примером для будущих психологов органов внутренних дел как представителей «помогающих профессий», деятельность которых применительно к отдельному сотруднику или служащему носит индивидуальный, уникальный и порой нестандартный характер, требует постоянного поиска инновационных и эффективных психологических методов и приемов с соблюдением известного принципа «не навреди». Дополнительным мотивом постоянного самосовершенствования преподавателя высшей школы и уверенного применения методов дистанционного обучения служит стремительное развитие информационных технологий, динамично изменяющиеся условия, методы и приемы профессионального общения, расширенное взаимодействие с обучающи-

мися, которые отличаются высоко развитыми способностями и навыками работы в современных условиях цифровизации образования.

Список источников

1. Болучевская, В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий : монография. Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010. 264 с.

2. Калиниченко, И. А., Костина, Л. Н. Основные направления практико-ориентированного обучения психологов и социальных педагогов для органов внутренних дел // Образование и наука. Научные кадры. № 6. 2017. С. 148-151.

3. Кикоть, В. Я., Якунин, В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996. 320 с.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 512 с.

5. Строков, А. А. Цифровизация образования : проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 15-29.

6. Тренинги в профессиональной деятельности и подготовке психологов органов внутренних дел : учебно-практическое пособие / Под ред. Л.Н. Костиной. М., 2018. Т. 1. 324 с.

7. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность : теория, эксперимент, тренинг. М. : МПСИ, 2005. 600 с.

References

1. Boluchevskaya, V. V. Professional self-determination of future specialists in helping professions : мonograph. Volgograd : VolGMU Publishing House, 2010. 264 p.

2. Kalinichenko, I. A., Kostina, L. N. The main directions of practice-oriented training of psychologists and social educators for the internal affairs bodies // Education and Science. Scientific personnel. No. 6. 2017. P. 148-151.

3. Kikot, V. Ya., Yakunin, V. A. Pedagogy and psychology of higher education. SPb., 1996. 320 p.

4. Applied legal pedagogy in the internal affairs bodies: textbook / ed. V. Ya. Kikotya, A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2008 . 512 p.

5. Strokov, A. A. Digitalization of education : problems and prospects // Bulletin of the Minin University. 2020. Vol. 8. No. 2. P. 15-29.

6. Trainings in professional activity and training of psychologists of internal affairs bodies (educational-practical manual) / Ed. L. N. Kostina. M., 2018. Vol. 1. 324 p.

7. Schneider, L. B. Professional identity : theory, experiment, training. M. : MPSI, 2005. 600 p.

Информация об авторах

И. А. Калиниченко - начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Л. Н. Костина - начальник кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент.

Information about the authors

I. A. Kalinichenko - Head of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences;

L. N. Kostina - Head of the Department of Psychology UNK psychology of performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 16.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021.

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-методическое пособие. Михайлова С. Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию практико-ориентированного и компетентностного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов. Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов. Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым. Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.