Научная статья на тему 'Выявление детерминирующих факторов в интересах совершенствования тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции'

Выявление детерминирующих факторов в интересах совершенствования тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная установка / коммуникативные и организаторские склонности / компоненты коммуникативного потенциала личности / психолог органов внутренних дел / фактор / однофакторный дисперсионный анализ / тренинг / communicative attitude / communicative and organizational inclinations / components of the communicative potential of the individual / the psychologist of internal affairs / factor / one-factor analysis of variance / training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Васильевна Здорова, Сергей Николаевич Федотов, Александр Николаевич Сударик

В статье описан универсальный научный подход к решению задачи развития компонентов коммуникативного потенциала личности курсантов образовательной организации МВД России, который будет полезен для психологов подразделений, организующих психологическую работу в правоохранительных органах Российской Федерации. Данный подход позволяет формировать программы социально-психологических тренингов сотрудников полиции, направленных на развитие их коммуникативной сферы, с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Васильевна Здорова, Сергей Николаевич Федотов, Александр Николаевич Сударик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of determining factors in the interests of improving the training of the development of components of the communicative potential of the personalityof police officers

The article describes a universal scientific approach to solving the problem of developing the components of the communicative potential of the personality of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which will be useful for psychologists of units organizing psychological work in law enforcement agencies of the Russian Federation. This approach makes it possible to form programs of socio-psychological trainings of police officers aimed at developing their communicative sphere, taking into account individual psychological characteristics of the individual.

Текст научной работы на тему «Выявление детерминирующих факторов в интересах совершенствования тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции»

Научная статья УДК 159.923.5

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-58-63 NIION: 2018-0077-4/22-220 MOSURED: 77/27-024-2022-04-419

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Выявление детерминирующих факторов в интересах совершенствования тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции

Светлана Васильевна Здорова1, Сергей Николаевич Федотов2, Александр Николаевич Сударик3

1 2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. В статье описан универсальный научный подход к решению задачи развития компонентов коммуникативного потенциала личности курсантов образовательной организации МВД России, который будет полезен для психологов подразделений, организующих психологическую работу в правоохранительных органах Российской Федерации. Данный подход позволяет формировать программы социально-психологических тренингов сотрудников полиции, направленных на развитие их коммуникативной сферы, с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Ключевые слова: коммуникативная установка, коммуникативные и организаторские склонности, компоненты коммуникативного потенциала личности, психолог органов внутренних дел, фактор, однофакторный дисперсионный анализ, тренинг

Для цитирования: Здорова С. В., Федотов С. Н., Сударик А. Н. Выявление детерминирующих факторов в интересах совершенствования тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 58-63. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-58-63.

Originalarticle

Identification of determining factors in the interests of improving the training of the development of components of the communicative potential of the personalityof police officers

Svetlana V. Zdorova1, Sergey N. Fedotov2, Alexander N. Sudarik3

1 2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The article describes a universal scientific approach to solving the problem of developing the components of the communicative potential of the personality of cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which will be useful for psychologists of units organizing psychological work in law enforcement agencies of the Russian Federation. This approach makes it possible to form programs of socio-psychological trainings of police officers aimed at developing their communicative sphere, taking into account individual psychological characteristics of the individual.

Keywords: communicative attitude, communicative and organizational inclinations, components of the communicative potential of the individual, the psychologist of internal affairs, factor, one-factor analysis of variance, training

For citation: Zdorova S. V., Fedotov S. N., Sudarik A. N. Identification of determining factors in the interests of improving the training of the development of components of the communicative potential of the personalityof police officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):58-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-58-63.

© Здорова С. В., Федотов С. Н., Сударик А. Н., 2022 58 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

В руководящих документах МВД России перед ведомственными психологами обозначены, в том числе, задачи, связанные с развитием коммуникативной сферы личности сотрудников органов внутренних дел, в целях повышения эффективности их оперативно-служебной деятельности:

- «проводить занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния» [1];

- «способствовать развитию коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей вне службы» [2].

Проводимый на регулярной основе анализ отзывов руководителей различных структур МВД России о выпускниках и анкет самих выпускников образовательных организаций МВД России - молодых специалистов, позволяет сделать вывод о сохраняющейся актуальности и важности развития у них компонентов коммуникативного потенциала личности.

Развитие коммуникативной сферы в процессе профессиональной подготовки специалистов правоохранительных органов требует комплексного подхода, ориентированного на разнообразные его компоненты, и возможно только с учетом исходного уровня выраженности индивидуально-психологических характеристик и влияющих личностных факторов.

Таким образом, развитие компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников ОВД с учетом их индивидуально-психологических особенностей, является актуальной и очень важной научной и практической задачей.

В настоящее время существует подход комплексного исследования психологических детерминант, которые влияют на развитие коммуникативного потенциала сотрудников органов внутренних дел [7, 8], и подходы к практическому применению данного знания в процессе развития коммуникативного потенциала психологов в условиях организации учебно-воспитательного процесса по специальным психологическим дисциплинам [9, 13].

Вместе с тем, психолог ОВД постоянно сталкивается с изменениями штатного состава курируемых подразделений, что вызвано высокой текучестью кадров в полиции. Такая ситуация требует своевременного реагирования психолога на происходящие изменения, в том числе и с точки зрения применяемых им психологических инструментов, применяемых в психологической работе.

С целью совершенствования работы психолога ОВД и научного обеспечения его деятельности по развитию коммуникативной сферы сотрудников полиции спланировано и проведено представленное в статье эмпирическое исследование.

Для нашего исследования были применены следующие психодиагностические методики: методика «Диагностика коммуникативной установки» В. В. Бойко; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина (КОС-2); 16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО); методика «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л. Н. Собчик [14].

«16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кет-телла (16 ФЛО). Методика предназначена для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), объединенных в 16» [3] функционально связанных факторов, обуславливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. В «результате исследования с помощью данного опросника личность описывается фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности» [3].

Индивидуально-типологический опросник (ИТО) «был создан Л. Н. Собчик для оценки структуры личности, исходя из основных ее характеристик. Теоретическая база теста основана на исследованиях врожденных свойств психики, которые со временем преобразуются в определенные черты характера, а после - в индивидуальные особенности личности. Опросник направлен на выявление акцентуаций характера и проявления» [15] дезадаптации.

«Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В. В. Синявского и Б. А. Федори-шина предназначена для выявления умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления расширять контакты, участия в групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремления проявлять инициативу. Методика «КОС-2» [4] базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения» [14].

Целью методики «Диагностика коммуникативной установки» В. В. вБойко в первую очередь является выявление негативных коммуникативных установок личности по отношению к другим людям [4].

Методики Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО), Л. Н. Собчик (ИТО) использовались в ходе исследования в программном варианте на АППДК «Мультипсихометр».

В качестве выборочной совокупности в исследовании принимали участие 33 курсанта со 2 по 4 курсы Института-факультета психологии служебной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Диагностика курсантов 2-4 курсов (сентябрь-октябрь 2021 года);

ЕСКИЕ НАУКИ 59

2. Выявление психологических детерминант по индивидуально-типологическому опроснику (ИТО) Л. Н. Собчик и 16-ти факторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО), с применением однофак-торного дисперсионного анализа (ноябрь 2021 года).

3. Модернизация тренинга С. В. Здоровой и А. Н. Сударика с учетом выявленных детерминирующих факторов (февраль 2022 года).

Результаты эмпирического исследования по выбранным психодиагностическим методикам, полученные на первом этапе исследования, использованы для выявления психологических детерминант, влияющих на развитие компонентов коммуникативного потенциала по замыслу проводимого исследования.

На втором этапе исследования проводился факторный анализ эмпирических данных. Для обработки эмпирических данных применена процедура однофактор-ного дисперсионного анализа в рамках статистической программы SPSS (версия 22.0). В ходе анализа значений критерия F и уровня значимости X выявлены определенные влияния психологических факторов на исследуемые компоненты коммуникативного потенциала, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты исследования влияния психологических факторов на компоненты коммуникативного потенциала

Фактор Направление влияния Компоненты коммуникативного потенциала Значение критерия F Уровень значимости X

1 2 3 4 5

В (интеллект) —» коммуникативные склонности 2.602 0,037

С (эмоциональная не- —» коммуникативные склон- 2,557 0,044

устойчивость - ности

эмоциональная устойчивость) —» завуалированная жестокость 3,003 0,023

G (подвержен-

ность чувствам - высокая —» организаторские склон- 3,137 0,014

нормативность поведения) ности

I (жесткость - чувствитель- —» завуалированная жестокость 2,382 0,052

ность)

О(уверенность в себе -тревожность) —» обоснованный негативизм 2,842 0,021

Сп (спонтанность) —» открытая жестокость 2,709 0,031

Рг (ригидность) —» негативный опыт общения 2,677 0,033

Сз (сензитив-ность) —» коммуникативные склонности 2,511 0,054

—» завуалированная жестокость 3,343 0,018

Графические изображения выявленных влияний психологических чисто факторов на компоненты коммуникативного потенциала представлены на рисунках 1-6. При этом на рисунках используются следующие обозначения:

О - компоненты коммуникативного потенциала; □ - влияющий фактор по методике Р. Б. Кеттелла (16 ФЛО);

Д - влияющий фактор по методике Л. Н. Собчик (ИТО).

Рис. 1. Влияние факторов В, С, Сз на коммуникативные склонности (КС) В соответствии с рис. 1 на коммуникативные склонности оказывает влияние: «фактор В (интеллект) - ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции, фактор С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) - характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности, фактор Сз (сензитивность) - указывает на впечатлительную личность, чувствительную к давлению окружающей среды» [18].

Рис. 2. Влияние оценки фактора G на организаторские

склонности (ОС) В соответствии с рис. 2 на организаторские склонности оказывает влияние «фактор G (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения). Фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность - безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм)» [19].

Рис. 3. Влияние оценки фактора О на обоснованный негативизм

На рис. 3 показано влияние фактора О (уверенность в себе - тревожность) на обоснованный негативизм. «Низкие оценки характерны для людей, которые могут справляться со своими неудачами. Личность с высокими оценками по этому фактору чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания. Люди с высокими показателями

в

с

G

часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми» [3].

Рис. 4. Влияние фактора спонтанность (Сп) на открытую жестокость

Фактор Сп (спонтанность), как показано на рис.4, оказывает влияние на открытую жестокость. Влияние заключается в следующем: чем выше данный показатель у личности, тем более не продуманны ее высказывания и поступки, тем достаточно резко и грубо она может обращаться к окружающим.

Рис. 5. Влияние фактора ригидность (Рг) на негативный личный опыт общения с окружающими На рис.5 показано влияние фактора Рг (ригидность) на негативный личный опыт общения с окружающими. Это влияние указывает на повышенное отстаивание личностью своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений, что влечет за собой формирование оторванного от реальности субъективного мнения по отношению к окружающим и, как следствие, ведет к приобретению негативного личного опыта общения с ними.

жающих на завуалированную жестокость На рис. 6 показано влияние «факторов на завуалированную жестокость, а именно: фактора С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) -характеризует импульсивную личность, которая может напрямую высказывать свои негативные мнения другим; фактора I (жесткость - чувствительность) - отражает» [7] различия «в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Высокие показатели по данному фактору характерны для личности, склонной к рефлексии, задумывающейся над своими ошибками и старающейся избежать таковых» [16]; фактора Сз «(сензитивность) - характерен для общительных людей по своей природе, которые при этом вступают в общение с окружающими без разбора. Таких людей легко могут обидеть менее отзывчивые и чувственные собеседники» [8], но при низкой чувствительности у человека формируется скрытая жестокость («черствость души»).

Для разработки новой тренинговой программы с целью развития личностных характеристик, а через них компонентов коммуникативного потенциала в качестве основы был взят тренинг, разработанный С.В. Здоровой и А.Н. Судариком [9]. С учетом выявленных в настоящем исследовании факторов, влияющих на компоненты коммуникативного потенциала личности, данный тренинг был доработан.

«Выбор упражнений в программу тренинга определялся в зависимости от необходимости развития таких индивидуально-психологических характеристик курсантов, которые оказывают влияние на компоненты коммуникативной сферы личности» [5, 6, 10, 12, 17].

В ранее проведенном исследовании были выявлены следующие детерминирующие факторы: Q3;В;С;Е,;F;H;I;L;M;N;O;Q2 (по 16 ФЛО); экстраверсия; сензитивность; агрессивность и интроверсия (по ИТО) [7].

В нашем исследовании, наряду с указанными факторами, были выявлены дополнительно факторы G (по 16 ФЛО), спонтанность и ригидность (по ИТО).

Специально подобранные упражнения позволяют развить коммуникативные, организаторские склонности и коммуникативные установки личности, которые необходимы для продуктивного общения, через значимые детерминирующие индивидуально-психологические характеристики личности у обучающихся [9, 13, 14]. Для развития факторов G (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения), спонтанность и ригидность подобраны следующие упражнения: «Марионетка», «Умей сказать нет», «Слепые и поводырь», «Шеренга», «Насос», «Зеркало», «Зазеркалье», «Перевоплощения», «Лабиринт», «Волшебная палочка» [17].

Пример плана одного из дней доработанного тренинга развития компонентов коммуникативного потенциала личности показан в таблице 2.

Таблица 2

План проведения второго дня тренинга

Содержание тренинга Время выполнения

Вводная часть Беседа на тему: «Общение и взаимное восприятие партнеров» 15 минут

Основная часть Упражнение «Техники 16-ти слов» Упражнение «Стул позитива» Упражнение «Правда или ложь» Упражнение «Зазеркалье» Упражнение «Перевоплощения» Упражнение «Шеренга» 15 минут 20 минут 20 минут 15 минут 20 минут 20 минут

Заключительная часть Упражнение «Рефлексия прошедшего занятия» Подведение итогов занятия 10 минут

Примечание: Целями второго дня тренинга обозначены: способствование дальнейшему сплочению коллектива, закрепление стиля доверительного общения и эмоциональной устойчивости, раскрытие качеств, важных для эффективного межличностного общения.

ЕСКИЕ НАУКИ 61

Доработанная программа социально-психологического тренинга, в которую включены новые упражнения, позволяет развивать коммуникативную сферу в новой группе обучающихся за счет подбора тех упражнений, которые оказывают развивающее воздействие на вновь выявленные определяющие факторы и через них на компоненты коммуникативного потенциала личности обучающихся.

Использование описанного в статье научного подхода позволяет психологу ОВД в процессе своей деятельности воздействовать на истинные причины, лежащие в основе необходимых изменений компонентов коммуникативного потенциала личности сотрудников полиции.

Таким образом, рассмотренный научный подход к определению детерминирующих факторов, оказывающих непосредственное влияние на личностные коммуникативные качества и свойства, позволяет совершенствовать тренинговые программы в работе психолога ОВД. При этом психолог ОВД может адаптировать тре-нинговые программы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции, отобранных для целенаправленного воздействия на них с целью личностно-профессионального развития.

Библиографический список Нормативно-правовые акты:

1. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Директива ДГСК МВД России от 10 октября 2018 г. № 21/8/10998 Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности ОВД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная и учебная литература:

3. 16-ти Факторный личностный опросник Кеттелла. URL : https://tebestudent.ru (дата обращения : 08.09.2022).

4. Глущенко, Я. О. Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Яна Олеговна Глущенко. Ростов н/Д, 2011. 167 с.

5. Жарких, Н. Г. Тренинг коммуникативной компетентности : учебное пособие / Н. Г. Жарких. Орел : ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2016. 37 с.

6. Замарехина, И. В. Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие / И. В. Замарехина, В. И. Екинцев. Чита : ЗабГГПУ 2010. 228 с.

7. Здорова, С. В. Исследование психологических факторов, влияющих на формирование компонентов коммуникативного потенциала курсантов образовательных учреждений МВД России / С. В. Здорова // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 25-31.

8. Здорова, С. В. Коммуникативный потенциал юриста: факторный анализ влияющих психологических характеристик / С. В. Здорова, А. Н. Сударик // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013. № 4 (67). С. 108-113.

9. Здорова, С. В. Результаты применения тренинговой программы для развития коммуникативных способностей у студентов-психологов с учетом индивидуально-психологических особенностей их личности / С. В. Здорова // Психология обучения. 2018. № 4. С. 25-40.

10. Ивкина, Ю. А. Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08 / Ю. А. Ивкина. Магнитогорск, 2002. 191 с.

11. Руженская, Е. В. Изучение профессиональных характеристик как элемент оптимизации управления кадровым потенциалом организаторов здравоохранения : авто-реф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. мед. наук : 14.00.33 / Е. В. Руженская. М. : 2004. 21 с.

12. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. СПб. : Речь, 2008. 208 с.

13. Сударик, А. Н. Подход к формированию коммуникативных способностей обучающихся в рамках учебного процесса на факультете подготовки психологов / А. Н. Сударик, С. В. Здорова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2016. № 1. С. 100-102.

14. Сударик А.Н. Развитие коммуникативной компетентности студентов-психологов как составляющая психологической безопасности образовательной среды ВУЗа: выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) / А. Н. Сударик. М. : МГППУ 2017. 151 с.

15. Тест индивидуально типологический опросник Л. Н. Собчик. URL: Правильные ответы (imccenter.Ru) (дата обращения : 08.09.2022).

16. Фроликова, О. А. Мотивация как фактор развития личностно-профессиональных качеств студентов-психологов : дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Ольга Анатольевна Фроликова. Курск : 2009. 150 с.

17. Цзен, Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. 2-е изд., доп. М. : Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.

18. Эрбегеева, А. Р. Психологическая поддержка студентов, находящихся в состоянии фрустрации : дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Алина Рифовна Эрбегеева. Самара, 2009. 192 с.

19. Юн, Н. К. Результаты констатирующего эксперимента по исследованию личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел / Н. К. Юн, В. К. Кошкина, В. Б. Терновсков // Человеческий капитал. 2018. № 11. № 2 (119). С. 238-242.

Bibliographic list Regulatory legal acts:

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 660 dated September 2, 2013 «On Approval of the Regulations on the basics of organizing psychological work in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation».

2. Directive of the DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 10, 2018 No. 21/8/10998 Methodological recommendations on the organization of moral and psychological support for the activities of the Department of Internal Affairs.

Scientific and educational literature:

3. Kettell's 16-factor personality questionnaire. URL : https://tebestudent.ru (accessed : 08.09.2022).

4. Glushchenko, Ya. O. Psychological features of the experience of value-semantic conflict in girls at the stage of initial professional self-determination : dis. ... cand. psychological sciences: 19.00.01 / Yana Olegovna Glushchenko. Rostov n/A, 2011. 167 p.

5. Zharkikh, N. G. Training of communicative competence : a textbook / N. G. Zharkikh. Orel : Oryol State University named after I.S. Turgenev, 2016. 37 p.

6. Zamarekhina, I. V Communicative potential of personality: diagnostics and development / I. V Zamarekhina, V I. Ekintsev. Chita : ZabGGPU, 2010. 228 p.

7. Zdorova, S. V Investigation of psychological factors influencing the formation of components of the communicative potential of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / S. V Zdorova // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 3. PP. 25-31.

8. Zdorova, S. V The communicative potential of a lawyer: factor analysis of influencing psychological characteristics / S. V Zdorova, A. N. Sudarik // Human factor: problems of psychology and ergonomics. 2013. No. 4 (67). PP. 108-113.

9. Zdorova, S. V The results of the application of the training program for the development of communicative abilities in psychology students, taking into account the individual psychological characteristics of their personality / S. V Zdorova // Psychology of learning. 2018. No. 4. PP. 25-40.

10. Ivkina, Yu. A. Development of the communicative potential of students of the Technical University : dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Yu. A. Ivkina. Magnitogorsk, 2002. 191 p.

11. Ruzhenskaya, E. V The study of professional characteristics as an element of optimizing the management of the

personnel potential of health care organizers: abstract. dis. ... for the job. learned. step. Candidate of Medical Sciences : 14.00.33 / E. V. Ruzhenskaya. M. : 2004. 21 p.

12. Sidorenko, E. V Training of communicative competence in business interaction / E. V Sidorenko. SPb. : Speech, 2008. 208 p.

13. Sudarik, A. N. Approach to the formation of students' communicative abilities within the framework of the educational process at the Faculty of training psychologists / A. N. Sudarik, S. V Zdorova // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2016. No. 1. PP. 100-102.

14. Sudarik A.N. Development of the communicative competence of psychology students as a component of the psychological security of the educational environment of the UNIVERSITY: final qualifying work (master's thesis) / A. N. Sudarik. M. : MGPPU, 2017. 151 p.

15. Test individually typological questionnaire L. N. Sob-chik. URL: Correct answers (imccenter.Ru ) (date of application : 08.09.2022).

16. Frolikova, O. A. Motivation as a factor in the development of personal and professional qualities of psychology students : dis. ... cand. psychological sciences: 19.00.07 / Olga Anatolyevna Frolikova. Kursk : 2009. 150 p.

17. Tsen, N. V Psychotraining: games and exercises / N. V Tsen, Yu. V Pakhomov. 2nd ed., add. M. : Independent firm «Class», 1999. 272 p.

18. Erbegeeva, A. R. Psychological support of students in a state of frustration : dis. ... cand. psychological sciences: 19.00.07 / Alina Rifovna Erbegeeva. Samara, 2009. 192 p.

19. Yun, N. K. The results of the ascertaining experiment on the study of personal characteristics of employees of internal affairs bodies / N. K. Yun, V. K. Koshkina, V. B. Ternovskov // Human capital. 2018. № 11. № 2 (119). PP. 238-242.

Дополнительная информация об авторах С. В. Здорова - старший инспектор группы по работе с переменным составом факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, соискатель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности;

С. Н. Федотов - начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,доктор психологических наук, профессор;

А. Н. Сударик - заместитель начальника кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.

Additional information about the authors S. N. Fedotov - head of the educational and scientific complex of the psychology of service activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;

S. V. Zdorova - the senior inspector of group on work with varying degrees of faculty of training of specialists in the field of information security, Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', applicant of the Department of psychology educational and scientific complex psychology of performance;

A. N. Sudarik - deputy head of the Department of Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 06.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 06.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.