Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-зависимость / технологическая аддикция / психология подростков / темперамент / коммуникативные способности / Internet addiction / technology addiction / adolescent psychology / temperament / communication skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Киселева Евгения Сергеевна

В статье обозначена проблема взаимосвязи коммуникативных способностей и темперамента с интернет-зависимостью у подростков, заключающаяся в резком росте влияния интернет-сети на многие сферы человеческой жизни, что также может находить свое выражение в негативных аспектах воздействия на психику молодых людей. Активное использование интернета может обуславливать относительно новый вид аддиктивного поведения интернет-зависимости, по причине которого подростки могут избегать от объективной реальности, живого общения и заменой способов получения эмоций. Данные факторы, в совокупности, могут негативно отразиться на будущей жизни молодых людей, что и обуславливает актуальность нашего исследования. Названы объект и предмет исследования, рассмотрены исследуемые явления интернет-зависимости, темперамента и коммуникативных способностей в психологической науке. Представлены результаты психодиагностического исследования применяемых методик. А также описаны результаты использования корреляционного анализа с применением коэффициента К. Пирсона. В результате описаны полученные прямые связи между флегматическим и меланхолическим типом темперамента, обратные связи сангвинистического и холерического типов темперамента и коммуникативных способностей с интернет-зависимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the problem of the relationship of communication skills and temperament with Internet addiction in adolescents, which consists in a sharp increase in the influence of the Internet on many areas of human life, which can also be expressed in the negative aspects of the impact on the psyche of young people. Active use of the Internet can cause a relatively new type of addictive behavior Internet addiction, due to which adolescents can avoid objective reality, live communication and substitute ways to get emotions. These factors, taken together, can negatively affect the future life of young people, which determines the relevance of our study. The object and subject of the study are named, the studied phenomena of Internet addiction, temperament and communication skills in psychological science are considered. The results of a psycho-diagnostic study of the methods used are presented. It also describes the results of using correlation analysis using the K. Pearson coefficient. As a result, the obtained direct links between the phlegmatic and melancholic types of temperament, feedbacks of the sanguine and choleric types of temperament and communication skills with Internet addiction are described.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ»

5. Петровский, A.B. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии / A.B. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 15-30

6. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова, В.Ф. Войцех, Г.И. Семикин // Социальная и клиническая психиатрия. -2007. -№2. -С.38-42

7. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова, М.В. Москова // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 16-27

8. Связь риска суицидального поведения иличностных ресурсов, обучающихся / H.H. Васягина, Е.С. Баринова, E.H. Григорян, Н.И. Шемпелева // Национальный психологический журнал. - 2023. - № 1 (49). - С. 114-125

9. Суицидальное поведение в студенческой популяции / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Д.А. Горшкова, A.M. Мельник // Культурно-историческая психология. - 2009. - Том 5. - № 3. - С. 101-110

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); менеджер по подбору персонала Киселева Евгения Сергеевна ЗКИ ООО Универсал (г. Новосибирск)

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье обозначена проблема взаимосвязи коммуникативных способностей и темперамента с интернет-зависимостью у подростков, заключающаяся в резком росте влияния интернет-сети на многие сферы человеческой жизни, что также может находить свое выражение в негативных аспектах воздействия на психику молодых людей. Активное использование интернета может обуславливать относительно новый вид аддиктивного поведения - интрнет-зависимости, по причине которого подростки могут избегать от объективной реальности, живого общения и заменой способов получения эмоций. Данные факторы, в совокупности, могут негативно отразиться на будущей жизни молодых людей, что и обуславливает актуальность нашего исследования. Названы объект и предмет исследования, рассмотрены исследуемые явления интернет-зависимости, темперамента и коммуникативных способностей в психологической науке. Представлены результаты психодиагностического исследования применяемых методик. А также описаны результаты использования корреляционного анализа с применением коэффициента К. Пирсона. В результате описаны полученные прямые связи между флегматическим и меланхолическим типом темперамента, обратные связи сангвинистического и холерического типов темперамента и коммуникативных способностей с интернет-зависимостью.

Ключевые слова: интернет-зависимость, технологическая аддикция, психология подростков, темперамент, коммуникативные способности.

Annotation. The article outlines the problem of the relationship of communication skills and temperament with Internet addiction in adolescents, which consists in a sharp increase in the influence of the Internet on many areas of human life, which can also be expressed in the negative aspects of the impact on the psyche of young people. Active use of the Internet can cause a relatively new type of addictive behavior - Internet addiction, due to which adolescents can avoid objective reality, live communication and substitute ways to get emotions. These factors, taken together, can negatively affect the future life of young people, which determines the relevance of our study. The object and subject of the study are named, the studied phenomena of Internet addiction, temperament and communication skills in psychological science are considered. The results of a psychodiagnostic study of the methods used are presented. It also describes the results of using correlation analysis using the K. Pearson coefficient. As a result, the obtained direct links between the phlegmatic and melancholic types of temperament, feedbacks of the sanguine and choleric types of temperament and communication skills with Internet addiction are described.

Key words: Internet addiction, technology addiction, adolescent psychology, temperament, communication skills.

Введение. Интернет играет значительную роль в жизни каждого человека, но особенная его роль очевидна в жизни подростков. В настоящее время интернет - неотъемлемая часть жизни молодых людей и одним из основных источников информации, развлечений и коммуникаций: позволяет подросткам поддерживать связь с друзьями и знакомыми, общаться и делиться новостями и впечатлениями. Благодаря интернет-сети у подростков появилась возможность для взаимодействия с людьми, которых они вряд ли бы встретили в реальной жизни. Однако, необходимо помнить, что интернет может иметь негативные последствия для здоровья и психики подростков. Так, особе место среди негативных сторон сети интернет называется интернет-зависимость.

Большое количество времени, проведенного в виртуальном мире, может обуславливать снижение активности подростков в реальном мире, вследствие чего у молодых людей можно наблюдать развитие таких особенностей личности, приводящим к дезадаптации в социальном пространстве. Может наблюдаться замедление процессов личностного роста, не уделяется достаточного времени учебе и работе по дому, снижается интенсивность реального общения со сверстниками и значимыми взрослыми. Зависимость от сети интернет может являться причиной серьезных психологических и физических проблем молодых людей, включая депрессию, тревожность, нарушения сна, проблемы со зрением и здоровьем спины. Вместе с этим могут называться изоляция от группы, конфликты в семье, сужение сферы интересов и многое другое. Реальное общение со сверстниками и взрослыми также может подвергаться негативным изменениям. Личностные особенности темперамента молодых людей, также отражающихся на межличностных взаимодействиях, находят свое выражение в виде замкнутости, отгороженности, медлительности нервных процессов. Таким образом, проблема связи коммуникативных способностей, особенностей темперамента и интернет-зависимости среди молодого населения страны является актуальной.

Объектом работы является интернет-зависимость подростков. Предметом выступила взаимосвязь темперамента и коммуникативных способностей с интернет-зависимостью у школьников. Нами было предположено, что существует взаимосвязь между темпераментом и коммуникативными способностями с интернет-зависимостью у школьников, а именно: 1) темперамент флегматика положительно коррелирует с интернет-зависимостью у школьников; 2) чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности.

Изложение основного материала статьи. Понимание в психологической науке явления аддиктивного поведения является неординарным, сложным. Зависимое (аддиктивное) поведение можно рассматривать как непреодолимое желание человека взаимодействовать с кем-то или чем-то в целях получения приятных эмоций, ухода от объективной реальности и предполагаемых или реальных трудностей или угроз. В психологии подобное поведение описывается как самоповреждающее в силу того, что та или иная зависимость от деятельности или использование вещества для изменения психического состояния ощущается как непреодолимое желание субъекта зависимости, индивиду не представляется возможным реализовывать нормальную жизнедеятельность без объекта зависимости. В 90-х годах 20 века наряду с уже известными зависимостями, такими как наркомания, алкоголизм, пищевая зависимость, страсть к азартным играм, трудоголизм, появилась новая разновидность аддиктивного поведения - интернет-зависимость.

Зависимость от интернета определяется как непреодолимое навязчивое желание находится в интернете, при наличии условий отсутствия свободного времени и действительной необходимости в подключении к сети в настоящее время, а также невозможность вовремя покинуть ее [2]. В другом определении интернет-зависимость - это психическое расстройство, отражающееся в деструктивных поведенческих реакциях и заключающееся в неспособности человека активно проявлять деятельность в реальности, а также существовании навязчивого желания находится в интернете и получать информацию [3].

И. Гольдберг в 1995 году была разработана «Концепция интернет-зависимости», в которой автором предложено наименование нового типа зависимости - «Расстройство интернет-зависимости», описывающее патологическое непреодолимое желание пользоваться сетью интернет. И. Гольдберг один из первых реализует попытку выделения и описания диагностических критериев интернет-зависимости, раскрывающих те или иные поведенческие расстройства, неблагоприятно воздействующие на деятельность человека [3].

Некоторые авторы (А.Ю. Егоров, В.Д. Менделевич, Л.Н. Юрьева) считают, что интернет-зависимости присущи особенности, которые характерны и для других видов зависимого поведения: формирование своеобразных ценностных приоритетов в жизни, неумение адекватно оценивать и расставлять степень важности составляющих его жизни; окружающие люди, которые были важны и значимы, теряют свою ценность и могут обуславливать негативные эмоциональные проявления; интернет-зависимому характерна скрытность и проявление яркой негативной реакции на критику его поведения, снижение гибкости поведения [8, 10].

В психологии особую важность занимает вопрос, заключающийся в исследовании различных личностных свойств и особенностей, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают на нее влияние. Одним из таких явлений в научном мире является темперамент. Темперамент в психологической науке может обуславливать множество психических различий между людьми - яркость, интенсивность, устойчивость эмоций, впечатлительность, темп и выносливость психомоторных реакций, и другие динамические, индивидуальные особенности психической жизни и деятельности субъекта. При наличии многообразных подходов к определению темперамента, учеными признаны общие черты рассматриваемого явления - биологическая основа, способствующая формированию личности для социального взаимодействия [9].

Темперамент характеризует динамические факторы поведения, вместе с этим, в силу биологически-обусловленных свойств нервной системы свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими особенностями психической жизни человека [1].

В наиболее общих чертах темперамент трактуется как индивидуально-типологические свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в разнообразной деятельности и сохраняющие постоянство на протяжении всей жизни. Также темперамент отражает динамику протекания психических процессов, интенсивность и скорость реакций, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности адаптации к окружающей действительности [5, 11].

Для активной жизни подростков еще одни важным вопросом выступают их коммуникативные способности, которые являются важным инструментом для установления связи со сверстниками и взрослыми, и успешной реализации взаимодействия с ними. Коммуникативные способности - это способности личности, обеспечивающие эффективность процесса установления контакта и обмена информации с другими людьми [7]. Рассматриваемый вид способностей дифференцирует ситуации общения, обуславливает понимание состояний других людей в разнообразных ситуациях, на основе чего происходит адекватная адаптация поведения индивида в группе [4].

Выборку исследования составили 67 подростков МБНОУ «Гимназия № 44» города Новокузнецка в возрасте от 14 до 17 лет. Для получения эмпирического материала были использованы следующие психодиагностические методики: тест «На интернет-зависимость», К. Янг; тест «Формула темперамента», А. Белов; тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей» В.В. Синявский, В.А. Федорошин.

По результатам диагностики интернет-зависимости с использованием методики К. Янг выявлено, что у 40% подростков отсутствует интернет-зависимость, у 45% наблюдаются признаки зависимости от интернет-сети. Для 15% характерно наличие выраженной интернет-зависимости. Для тех подростков, которые проявили наличие интернет-зависимости характерно ежедневно уделять внимание своей активности в интернете большую часть времени, они могут быть раздражительны, замкнуты. У них имеются навязчивые мысли о необходимости нахождения в социальных сетях, трудности планирования времени и распределения своей активности. Для большей части характерно проявлять отдельные признаки зависимости от интернет-сети, которые могут находить свое выражение в большом количестве времени, проведенном в интернете, снижать значимость ведущих видов деятельности и обесценивать реальное общение. Они активно общаются в интернете, находят удовольствие в получении любой информации из виртуального общения или посещения сайтов, просмотра роликов.

По результатам диагностики темперамента с использованием методики А. Белова было определено, что 30% обследуемых являются сангвиниками, 30% являются холериками, 20% определяются как меланхолики, оставшаяся часть подростков - флегматики. Большинство обследуемых характеризуются высокой возбудимостью нервной системы, они способны быстро реагировать на изменение видов деятельности, характеризуются высокой скоростью психических процессов. Их эмоциональные проявления отличаются яркостью, поведение может быть импульсивным.

Исходя из результатов диагностики коммуникативных способностей с использованием методики В.В. Синявского и В.А. Федорошина, было заключено, что большинство обследуемых (50%) характеризуются высоким уровнем рассматриваемого явления, меньше подростков (25%) имеют средний уровень, и оставшаяся часть молодых людей (25%) имеют низкий уровень коммуникативных способностей. Так, для большей части выборки характерно уверенно устанавливать контакты с окружающими людьми, обмениваться с ними важной информацией. В своих высказываниях они лаконичны, умеют эффективно слушать собеседника, проявлять положительные эмоции, проявлять адекватное реагирование и аргументировать свои убеждения и мысли.

Для проверки выдвинутой гипотезы был использован метод математической обработки данных, а именно коэффициент корреляции К. Пирсона. Исходя из результатов корреляционного анализа мы можем сделать следующие выводы.

Были выявлены слабые положительные статистически незначимые связи между типами темперамента флегматик и меланхолик и интернет-зависимостью (р < 0,05). Следовательно, если у подростка тип темперамента флегматик или меланхолик, тем выше интернет-зависимость. Данный результат, как мы предполагаем, может обосновываться интровертированностью, медлительностью данных типов темперамента, при взаимодействии с другими людьми через сеть-интернет она лучше контролируют ситуацию общения, испытывают комфорт при обмене информацией в социальных сетях или мессенджерах. Флегматический и меланхолический типы темперамента подразумевают направленность на себя, на свои мысли и эмоции, низкую физическую активность, что в совокупности может быть удовлетворено посредством использования интернетом.

Также обнаружились отрицательные связи между типами темперамента холерик и сангвиник и зависимостью от интернета (р < 0,05). Чем выше типы темперамента холерик и сангвиник, тем ниже интернет-зависимость. Мы предполагаем, что подобный результат может обуславливаться сильным типом нервной системы, стремлением к активности и оперативным действиям у таких подростков. Проведение больного количества времени в сети-интернет может быстро утомлять таких молодых людей, их особенности темперамента требуют проявления физической активности, частых изменений. Сангвиники и холерики могут получать большее удовольствие от живого взаимодействия с людьми, поскольку ситуации общения не подразумевают структурированности, поддержания планов и характеризуются постоянными изменениями.

Интернет-зависимость имеет отрицательные корреляционные связи с коммуникативными способностями у обследуемых подростков (р < 0,05). Чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности. Данные результаты могут быть обоснованы отличиями процесса общения в реальной жизни с виртуальным общением. Живое взаимодействие требует активации многих психических процессов и поддержания активности поведенческих реакций. Активность в сети интернет не подразумевает активности в поведении и психических процессах человека. А также, поскольку низкий уровень коммуникативных способностей выражается в том числе и в неяркости эмоциональных реакций, отсутствии способности выслушать собеседника и аргументированно выразить свой ответ, то в условиях взаимодействия с другими в интернете они могут своеобразно выражать свои эмоции и мысли. Используя анонимность, могут необоснованно критиковать и оскорблять других людей. Также зависимость от интернета обуславливает замену потребности живого общения получением альтернативных эмоций от более простого способа получения информации.

Выводы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между темпераментом и коммуникативными способностями с интернет-зависимостью у школьников, а именно: 1) темперамент флегматика положительно коррелирует с интернет-зависимостью у школьников; 2) чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности; нашла свое полное подтверждение.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2001. -288 с. - ISBN 978-5-498-07869-4

2. Антропова, К.А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К.А. Антропова, A.A. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14

3. Балаян, С.Е. Профилактика интернет-зависимости школьников / С.Е. Балаян, P.C. Зарипова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: сборник научных трудов. - 2018. - С. 13-16

4. Борзых, Г.А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г.А. Борзых // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 383-385

5. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -281с. - ISBN 978-5-534-07290-7

6. Гриффите, М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффите // Психолог. - 1999. -№ 5. - С. 246-250

7. Дарманян, A.C. Понятие коммуникативных способностей в психологии / A.C. Дарманян // Молодой ученый. -

2019.-№33.-С. 105-107

8. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. -2017. - № 2,- С. 189-193

9. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер»,

2020. - 583 с. - ISBN 978-5-4461-1062-9

10. Окунева, Л.И. Социально-психологические детерминанты склонности к кибераддикции в компьютерная среде / Л.И. Окунева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 188-191

11. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва: Издателсьво «Наука», 2002. - 160 с.

Психология

УДК. 159.9.07

кандидат психологических наук Земскова Анна Андреевна

Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (г. Владивосток)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье проведен анализ теоретических подходов к изучению дезадаптации личности отечественными и зарубежными авторами. Представление о дезадаптации рассматривалось учеными с позиции кибернетической теории (ИМ. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, G. Selye, W. Cannon, G. Freeman, Ch. Sherrington), как о нарушении и полной потери гомеостаза под воздействием внешних факторов. Согласно когнитивно-мотивационной теории (R. Eazarus, S. Folkman, 1984) в основе дезадаптации лежит нарушение приспособления в ответ на частое физиологическое и патогенное воздействие и увеличение чувствительности к воздействию раздражителей. Медицинская теория (Ю.П. Лисицын, Е. Guans, A. Dusser) говорит о том, что дезадаптация является результатом болезни. С социально-психологической точки зрения (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.И Воложин, Ю.К. Субботин), при дезадаптации отмечается слабая приспособляемость к социальному окружению, низкий уровень мотивированности, устойчивости и активности. На основании разных подходов определены виды дезадаптации: социальной, психической, психосоциальная, эмоциональной, патогенной. Основываясь на интегративном подходе постнеклассического этапа развития науки дефиниция дезадаптации приобретает более широкое значение - нарушение приспособительных способностей человека в результате воздействия различных по силе раздражителей и внутренней предрасположенности личности к данному воздействию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.