Научная статья на тему 'Коммуникативные способности как фактор предупреждения деперсонализации психологов и педагогов'

Коммуникативные способности как фактор предупреждения деперсонализации психологов и педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / DEPERSONALIZATION / COMMUNICATION ABILITIES / CONTACT / SOCIABILITY / PROFESSIONAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна

Показано, что коммуникативные способности выступают фактором предупреждения деперсонализации как составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов. Выявлены особенности коммуникативных способностей, коммуникабельности, общительности, общения, стиля общения и переменных общительности психологов и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION ABILITY AS FACTOR OF THE WARNING DEPERSONALIZACII PSYCHOLOGIST AND TEACHER

. It Is Proved that communication abilities emerge the factor of the warning depersonalization as forming professional deformation psychologist and teacher. The Revealled particularities of the communication abilities, sociability, sociability, contacts, stiletto of the contact and variable sociability psychologist and teacher

Текст научной работы на тему «Коммуникативные способности как фактор предупреждения деперсонализации психологов и педагогов»

О.Б. Поляков

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

КАК ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

Ключевые слова: деперсонализация, коммуникативные способности, общение, общительность, профессиональные деформации.

Keywords: depersonalization, communication abilities, contact, sociability, professional deformation.

Аннотация. Показано, что коммуникативные способности выступают фактором предупреждения деперсонализации как составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов. Выявлены особенности коммуникативных способностей, коммуникабельности, общительности, общения, стиля общения и переменных общительности психологов и педагогов.

Abstract. It Is Proved that communication abilities emerge the factor of the warning depersonalization as forming professional deformation psychologist and teacher. The Revealled particularities of the communication abilities, sociability, sociability, contacts, stiletto of the contact and variable sociability psychologist and teacher.

Рассматривая профессиональные деформации как одну из шести причин, препятствующих профессиональному развитию человека [8], как «изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей» [5, 30], как «изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др.)» [4, 132], нельзя не согласиться, что назрела острая необходимость введения в государственный образовательный стандарт учебного курса по данной проблематике не только для студентов-педагогов («Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности» - имеет место быть), но и для будущих психо-

логов, потому что именно они призваны оказать психопрофилактическую и психокоррекционную помощь различным специалистам, особенно работающим в типе профессий «человек-человек», и самим себе.

Психическая деформация свидетельствует о серьезных нарушениях личности, негативным образом влияющих на все системы ее отношений с окружающими (деформация сказывается в семейном, производственном и дружеском взаимодействии: страдают окружающие и сама личность); это форма психической деятельности в экстремальных условиях, предусмотренная генофондом человеческого вида [2]. Здесь под экстремальными условиями подразумевают «условия, резко отличающиеся от обычных и в силу этого воздействующие на психику, не адаптированную к ним, как стрессоры» [5, 153], факторы, вызывающие стереотипные реакции, в том числе и в рамках межличностного взаимодействия в системах «специалист - клиент», «специалист - специалист», «специалист - родственники клиента», «руководитель - подчиненный», «руководитель -руководитель» и др.

Понимая под деперсонализацией (depersonalization) следующее:

- составляющую профессиональных деформаций личности, изменение «персонализации - процесса проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, экстериоризации личности» [5, 98];

- деформацию отношений с другими людьми: либо повышение зависимости от других, либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.), при этом деперсонализация выступает как один из трех конструктов синдрома «психического выгорания» [19; 20];

- возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (контакты с людьми становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам; подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность) [21];

- изменение отношений либо к пациентам, либо к себе [18].

Отмечая то, что деперсонализацию как составляющую профессиональных деформаций личности не следует отождествлять с

общепринятым определением деперсонализации в психологии вообще и в клинической психологии в частности («Деперсонализация - расстройство самосознания личности, утрата своего «Я», возникновение эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий» [5, 29]), акцентируем внимание преподавателей институтов на необходимости в процессе профессиональной подготовки психологов и педагогов учитывать особенности их деперсонализации.

Анализ составляющих профессиональных деформаций дает возможность проследить взаимосвязь деперсонализации с другими компонентами деформаций:

- дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к клиентам (одни из компонентов симптомо-комплекса эмоционального выгорания) [14];

- негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений);

- стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам; они же - некоторые из одиннадцати основных симптомов эмоционального выгорания) [1];

- трудность контингента как причина нервного (тревожного) напряжения (одна из трех фаз стресса) [12].

Важность изучения особенностей профессиональных деформаций психологов и педагогов, а также представителей других профессий, в первую очередь типа профессий «человек - человек», подтверждается результатами проведенного нами исследования особенностей коммуникативных способностей как фактора предупреждения деперсонализации 318 будущих и 284 работающих психологов и 318 будущих и 291 работающего педагогов Москвы и Московской области.

Результаты выявления способностей, необходимых в работе специалистов типа профессий «человек - человек», т. е. коммуникативных способностей (стремления к общению, умения адаптироваться в новом коллективе и устанавливать контакты с незнакомыми людьми), уровня (степени) коммуникабельности с помощью «Теста для диагностики коммуникативных и организаторских способностей» [10, 204-209], тестов «Тестируем коммуникабельность» [13] и «Коммуникабельны ли вы?» [9, 54-57; 11, 292294] показали, что у психологов и педагогов (будущих и работающих) выявлены:

1) средний уровень коммуникативных способностей: работающие психологи - 0,71 - высокий уровень, работающие педагоги

- 0,68 - высокий уровень, работающие психологи и педагоги - 0,7 -высокий уровень, будущие психологи - 0,58 - средний уровень, будущие педагоги - 0,56 - средний уровень, будущие психологи и педагоги - 0,57 - средний уровень, будущие и работающие психологи и педагоги - 0,64 - средний уровень. Им нравится постоянно находиться среди людей, менее приятно проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми, не доставляет труда внести оживление в малознакомую компанию, не трудно устанавливать контакты с незнакомыми людьми. Иногда их раздражают окружающие люди и им хочется побыть в одиночестве. Их недолго беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей. Они легко вовлекаются в новые компании, любят участвовать в коллективных играх, не чувствуют себя неуверенно среди малознакомых людей, стремятся к установлению новых знакомств и при удобном случае - побеседовать с новым человеком, часто оказываются в центре внимания у товарищей, часто чувствуют себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой аудиторией, чувствуют себя непринужденно, попав в незнакомую компанию. Психологи и педагоги быстро осваиваются в новом коллективе, довольно-таки легко устанавливают контакт с людьми, которые значительно старше их по возрасту, стараются принимать участие в общественной работе. Редко они испытывают чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомится с новым человеком. У психологов и педагогов много друзей и знакомых;

2) средний уровень коммуникабельности: у всех средний уровень (работающие психологи - 183,19; работающие педагоги -171,52; работающие психологи и педагоги - 177,36; будущие психологи - 150,12; будущие педагоги - 148,94; будущие психологи и педагоги - 149,53; будущие и работающие психологи и педагоги -163,45). Их отношение к общественной деятельности нелегко определить. С одной стороны, они обладают свойствами и наклонностями, которые делают их приятными членами общества, с другой -прочие качества их характера тормозят первые. В целом они могут в обществе чувствовать себя вполне удовлетворительно, хотя им не всегда легко удается приспособиться к окружению. Однако в окружении людей, которым симпатизируют, они часто проводят очень приятные часы;

3) высокая степень коммуникабельности (общительности): у всех высокий уровень общительности (работающие психологи -12,97; работающие педагоги - 12,86; работающие психологи и педагоги - 12,92; будущие психологи - 12,27; будущие педагоги - 12,14; будущие психологи и педагоги - 12,21; будущие и работающие психологи и педагоги - 12,56). Довольно-таки часто психологи и педагоги делятся своими переживаниями с кем бы то ни было. Им недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами, хотя, если они сильно захотят, они смогут себя заставить не отступить. Их вспыльчивость быстро угасает. Ожидание деловой встречи не выбивает их из колеи. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, они вступят с ним в беседу и не будут тяготиться, если первым заговорит он. Они весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят бывать в центре внимания, любят высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих, не боятся участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций, не откладывают визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу, не раздражаются, если незнакомый человек на улице обратится к ним с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то еще вопрос), никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить, охотнее излагают свою точку зрения в устной форме, охотно заводят знакомство, постесняются напомнить знакомому, что он забыл им вернуть небольшую сумму денег, которую занял несколько месяцев назад, с радостью встречают предложение выехать в командировку в город, где они никогда не бывали, частично верят, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга. Психологи и педагоги предпочитают отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост очереди и томиться в ожидании. У них есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет они не приемлют, не вызывает досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме, не вызывает смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии. Услыхав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному им вопросу, они предпочтут вступить в спор.

Результаты определения двух, интересующих нас, из шести основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость / независимость, общительность / необщительность, принятие «борьбы» / избегание «борьбы» на основе нашей модификации результатов исследования (0-6,44 - низкий уровень, 6,45-13,44 -средний уровень, 13,45-20 - высокий уровень) и уровня общительности с помощью опросников ««О-сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» [3, 405-407] и ««Приятно ли с вами общаться?» [15, 22-23] показали, что у психологов и педагогов (будущих и работающих) выявлены:

1) средний уровень всех тенденций, общительность доминирует над необщительностью: общительность (работающие психологи - 13,08; работающие педагоги - 12,51; работающие психологи и педагоги - 12,8; будущие психологи - 11,05; будущие педагоги

- 11,43; будущие психологи и педагоги - 11,24; будущие и работающие психологи и педагоги - 12,02); необщительность (работающие психологи - 6,24; работающие педагоги - 7,03; работающие психологи и педагоги - 6,64; будущие психологи - 6,27; будущие педагоги - 7,01; будущие психологи и педагоги - 6,64; будущие и работающие психологи и педагоги - 6,64). Им нравится, когда в группе дружественная обстановка, хотелось бы быть членом более узкой группы. Их радует общение с их немногочисленными друзьями. Они недовольны слишком формальными отношениями в группе, откровенны в группе, предпочитают меньшую, но более интимную группу, хотели бы сблизиться с некоторыми членами группы. Психологам и педагогам свойственны контактность, стремление образовать эмоциональные связи в своей группе и за ее пределами. Они инициативны при установлении контактов в общении, легко находят знакомства за пределами группы;

2) средний уровень общительности: у всех средний уровень (работающие психологи - 14,38; работающие педагоги - 14,29; работающие психологи и педагоги - 14,34; будущие психологи -13,93; будущие педагоги - 13,57; будущие психологи и педагоги -13,75; будущие и работающие психологи и педагоги - 14,05). В одиночестве они испытывают тревогу и напряженность больше, чем когда находятся среди людей. Им приятно помогать другим, если даже это доставляет им значительные трудности. Их заботы исчезают, когда они оказываются среди друзей. Они долго переживают после ссоры с близкими; они любят бывать среди

людей, предпочитают иметь поменьше друзей, но зато близких, сочувствуют людям, у которых нет близких друзей, считают, что основной радостью в жизни является общение. У них определенно больше близких друзей, чем у многих других. Чтобы быть удовлетворенными собой, они должны кому-то в чем-то помочь.

Результаты выявления превалирующего вида направленности личности (на себя, на общение или на дело), степени выраженности потребности в общении, двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, актуализации потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии, стремления к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми, некоторых устойчивых тенденций личности (общей и творческой активности, стремления к общению, обеспечения комфорта и социального статуса и др.) с помощью ориентационной анкеты «Определение направленности личности» [16, 62-69] на основе нашей модификации результатов исследования (0-18,44 -низкий уровень, 18,45-36,44 - средний уровень, 36,45-54 - высокий уровень), опросников «Потребность в общении» [3, 365-366; 17, 3942], «Мотивация аффилиации» [7, 87-90] на основе нашей модификации результатов исследования (0-9,44 - низкий уровень, 9,4520,44 - средний уровень, 20,45-30 - высокий уровень), «Диагностика мотивационной структуры личности» [3, 392-395] показали, что у психологов и педагогов (будущих и работающих) выявлены:

1) средний уровень направленности на общение, т. е. стремления при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентации на социальное одобрение, зависимости от группы, потребности в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми: у всех средний уровень (работающие психологи - 29,3; работающие педагоги - 27,6; работающие психологи и педагоги - 28,5; будущие психологи - 25,2; будущие педагоги - 27,3; будущие психологи и педагоги - 26,3; будущие и работающие психологи и педагоги - 27,4). Для них нет ничего хуже, чем потеря друзей. Если бы специалисты играли в футбол (волейбол, баскетбол), то они хотели бы быть выбранным капитаном команды. Если бы у специалистов были способности к музыке, то они предпочли бы быть дирижером. Им приятно, когда они имеют много друзей. Они любят приятно проводить время с друзьями, считают, что в первую очередь школа должна воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми,

считают, что человек должен стремиться к тому, чтобы другие были им довольны. По их мнению, хуже всего, когда педагог вызывает дух соперничества в коллективе. Психологи и педагоги хотели бы, чтобы их друзья были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

2) высокая степень выраженности потребности в общении: работающие психологи - 26,18 - высокий уровень, работающие педагоги - 25,97 - средний уровень, работающие психологи и педагоги

- 26,08 - высокий уровень, будущие психологи - 21,34 - средний уровень, будущие педагоги - 20,86 - средний уровень, будущие психологи и педагоги - 21,1 - средний уровень, будущие и работающие психологи и педагоги - 23,59 - высокий уровень. В детстве они входили в одну «тесную» компанию. В одиночестве они испытывают тревогу и напряженность больше, чем когда они находятся среди людей. В трудной ситуации они больше думают не столько о себе, сколько о близком человеке. Если бы они были журналистами, то им нравилось бы писать о дружбе. Им доставляет удовольствие участвовать в различных торжествах, жалко брошенных собак и кошек, приятно помогать другим, если даже это доставит им значительные хлопоты. Их заботы исчезают, когда они оказываются среди товарищей по работе. Неприятности у друзей вызывают у них такое состояние, что они могут заболеть. Они больше доверяют собственным интуиции и воображению во мнении о людях, чем суждению о них других людей, долго переживают ссоры с близкими людьми, любят бывать среди друзей, рассказы о бескорыстной дружбе и любви, могут подавить свои желания, если они противоречат желаниям их товарищей, предпочитают иметь поменьше друзей, но более им близких, сочувствуют людям, у которых нет близких друзей, считают, что основной радостью в жизни является общение. Прижатые к стене, они говорят лишь ту долю правды, которая, по их мнению, не повредит их друзьям и знакомым. Ради друга они могут пожертвовать всем. Сцены насилия в кино внушают им отвращение. У них определенно больше близких людей, чем у многих других. Чтобы быть удовлетворенным собой, они должны кому-то в чем-то помочь;

3) средний уровень стремления к принятию: у всех средний уровень (работающие психологи - 18,93; работающие педагоги -19,26; работающие психологи и педагоги - 19,1; будущие психологи

- 13,38; будущие педагоги - 14,64; будущие психологи и педагоги -14,01; будущие и работающие психологи и педагоги - 16,56). Быва-

ют ситуации, когда индивидуальные развлечения они предпочитают групповым. Вечер, проведенный за любимым занятием, иногда привлекает их больше, чем оживленная вечеринка. Даже в компании им трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел. Им легче решить трудный вопрос, когда они обдумывают его одни, чем когда обсуждают с другими. Иногда они избегают слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу. Иногда от хорошего фильма психологи и педагоги получают больше удовольствия, чем от большой компании. Когда они находятся с незнакомыми людьми, иногда им совсем не важно, нравятся они им или нет. Когда у них случается плохое настроение, они скорее стараются не показывать своих чувств, чем пытаются с кем-либо поделиться. Независимость и свободу от других они предпочитают прочным дружеским узам. Они думают, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы, предпочитают в равных долях самостоятельную и коллективную работу, интересную книгу и вечеринку, предпочитают, чтобы их считали способными и сообразительными, чем общительными и дружелюбными, считают, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь других, считают, что иногда излишняя откровенность с друзьями может повредить. У психологов и педагогов очень много близких друзей;

4) средний уровень страха отвержения: у всех средний уровень (работающие психологи - 15,02; работающие педагоги - 16,92; работающие психологи и педагоги - 15,97; будущие психологи -14,85; будущие педагоги - 17,18; будущие психологи и педагоги -16,02; будущие и работающие психологи и педагоги - 15,2). Всякий раз, когда специалисты идут в незнакомое общество, они предпочитают брать с собой друга. Если в транспорте они сидят, то им кажется, что люди смотрят на них с укором. Если вечеринка им не нравится, то они все равно не уходят первыми. Если во время разговора они что-то не поняли, то лучше они это пропустят, чем прервут говорящего и попросят повторить. Если они не нравятся кому-то, то стараются избегать этого человека. Если они попросят кого-то пойти с ними, и он им откажет, то они не решатся попросить его снова. Им трудно отказывать людям; им часто кажется, что незнакомые люди смотрят на них критически. Их бы очень задело, если бы их близкий друг стал противоречить им при посторонних людях. Когда они должны за чем-либо обратиться к официальному лицу, они почти всегда ждут, что им откажут. Они болезненно восприни-

мают критику в свой адрес, долго переживают, если посторонний человек нелестно выражается в их адрес, осторожны в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнают человека, очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны, редко противоречат людям из боязни их задеть, стараются меньше общаться с людьми критического склада ума;

5) общежитейский мотивационный профиль личности доминирует над рабочим мотивационным профилем личности. При этом в общежитейском профиле компоненты представлены следующим образом: общение (работающие психологи - 21,04; работающие педагоги

- 20,83; работающие психологи и педагоги - 20,94; будущие психологи

- 19,15; будущие педагоги - 18,82; будущие психологи и педагоги -18,99; будущие и работающие психологи и педагоги - 19,97), социальный статус, комфорт, жизнеобеспечение, а в рабочем - творческая активность, социальная полезность, общая активность.

Результаты определения стиля общения и оценки переменных общительности (черты характера личности, выражающей потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания; совокупности легкости контактов, способности и умения не теряться в ситуациях общения, стремления к инициативе, к лидерству в группе) и шкал, адресованных к трудностям реализации общительности, с помощью теста ««Ваш стиль общения» [15, 135-138] и ««Теста суждений для изучения общительности личности» [6, 14-21; 11, 272-282] на основе нашей модификации результатов исследования (10-29,44 -низкий уровень, 29,45-49,44 - средний уровень, 49,45-70 - высокий уровень) показали, что у психологов и педагогов (будущих и работающих) выявлены:

1) нейтральный стиль общения, который характеризуется тем, что специалисты умеренно агрессивны, им сопутствует успех в жизни, поскольку у них достаточно здорового честолюбия, к критике они относятся доброжелательно, если она деловая и без претензий (у всех нейтральный стиль общения: работающие психологи - 36,8; работающие педагоги - 39,1; работающие психологи и педагоги - 38,0; будущие психологи - 38,1; будущие педагоги - 40,3; будущие психологи и педагоги - 39,2; будущие и работающие психологи и педагоги - 38,6). В критических ситуациях они внутренне ««кипят». Если им предложат ответственную должность, то они примут ее с некоторыми опасениями. Если их плохо обслужили в ресторане, то они отправятся с жалобой к ди-

ректору ресторана. Если кто-то из коллег без разрешения возьмет с их стола бумагу, то они заставят вернуть. Если образовалась «дорожная пробка» и они опаздывают на важное совещание, то они огорчаются. За рулем автомобиля они стараются обогнать машину, которая «показала им хвост». Играя в спортивные игры, они обязательно стараются выиграть. Им не свойственны чрезмерное миролюбие, недостаточная уверенность в собственных силах и возможностях, излишняя агрессивность и неуравновешенность, чрезмерная жесткость по отношению к другим людям. Коллеги считают их дружелюбными. Они иногда склонны искать пути примирения после очередного служебного конфликта. Описывая себя, психологи и педагоги отмечают, что они пробивные. Свои взгляды на жизнь они считают сбалансированными; если не все удается, то они смиряются;

2) средний уровень эргичности - динамических признаков общительности (стремления к общению, инициативности, завязывания знакомств, широты контактов): у всех средний уровень (работающие психологи - 38,73; работающие педагоги - 36,91; работающие психологи и педагоги - 37,82; будущие психологи -32,56; будущие педагоги - 32,18; будущие психологи и педагоги -32,37; будущие и работающие психологи и педагоги - 35,1). В случае контакта с другими людьми они обычно сами проявляют инициативу в общении. Им без труда удается занять и развеселить любую компанию, легко удается войти в незнакомую компанию и чувствовать себя в ней непринужденно, обычно без труда удается установить контакт с любым человеком. Они обычно не упускают возможности побывать на различных встречах и вечеринках, обычно сразу включаются в разговор, начатый в их отсутствие, предпочитают проводить время среди людей вместо занятий своими личными делами, часто оказываются лидерами в различных группах людей и компаниях. У них часто возникает намерение завязать разговор с другим человеком, часто возникает потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми; средний уровень аэргичности - динамических признаков общительности (узости круга общения, желания контактировать с другими людьми, намерения заняться своими делами, побыть одному): у всех средний уровень (работающие психологи -29,86; работающие педагоги - 30,5; работающие психологи и педагоги - 30,18; будущие психологи - 31,27; будущие педагоги -32,47; будущие психологи и педагоги - 31,87; будущие и работаю-

щие психологи и педагоги - 31,03). В настоящее время у специалистов есть друзья, с которыми они дружили еще в детстве. Им свойственно сохранять старые привязанности даже в случае нового интересного знакомства. Иногда им не нравится бывать в местах, где приходится заводить новые знакомства. Они долго сохраняют привязанность к одному и тому же человеку, не предпринимают специальных попыток, чтобы обновить круг своих друзей и знакомых, обычно поддерживают дружеские отношения только со своими старыми знакомыми, обычно с трудом выполняют работу, связанную с широким кругом общения, и обычно утомляются от частого общения с другими людьми, сознательно ограничивают круг своих новых знакомств. У них достаточно узкий круг людей, с которыми они дружат и общаются;

3) средний уровень стеничности - эмоционального компонента общительности (доминирования стенических эмоций и переживаний, радости, восхищения, оптимизма): у всех средний уровень (работающие психологи - 45,04; работающие педагоги -43,82; работающие психологи и педагоги - 44,43; будущие психологи - 37,1; будущие педагоги - 36,98; будущие психологи и педагоги - 37,04; будущие и работающие психологи и педагоги -40,74). Их общительность часто определяется желанием лучше организовать совместное выполнение различных видов деятельности, желанием снять эмоциональное напряжение у других людей, желанием участвовать в жизни коллектива, общностью интересов и дел с другими людьми, чувством долга и необходимостью участия в общих делах коллектива; их общительность часто побуждается желанием глубже познать других людей, желанием оказать помощь и поддержку другим людям, стремлением наладить дружеские отношения с другими людьми. Они отмечают, что их общительность исходит из желания оказать внимание и сочувствие другим людям, из стремления оживить общение в коллективе; низкий уровень астеничности - эмоционального компонента общительности (доминирования астенических эмоций и переживаний, страха, тревоги, волнения, стеснения): у всех низкий уровень (работающие психологи - 26,77; работающие педагоги - 27,93; работающие психологи и педагоги - 27,35; будущие психологи - 28,5; будущие педагоги - 29,31; будущие психологи и педагоги - 28,91; будущие и работающие психологи и педагоги -28,42). Они подчеркивают, что их общение часто определяется желанием развлечься, повеселиться, часто побуждается желани-

ем получить новую для себя информацию, чувством любопытства; что их общительность исходит из стремления быть на людях и среди людей, заслужить уважение и признание со стороны других людей, из желания избежать чувства одиночества, из стремления лучше узнать самого себя, часто побуждается стремлением проявить свои возможности и способности, решить практические и материальные вопросы;

4) средний уровень интернальности - регуляторного аспекта общительности (активного типа саморегуляции общительности, надежды на свои знания, силы и возможности в межличностном общении): у всех средний уровень (работающие психологи -48,29; работающие педагоги - 48,18; работающие психологи и педагоги - 48,24; будущие психологи - 43,73; будущие педагоги -42,38; будущие психологи и педагоги - 43,06; будущие и работающие психологи и педагоги - 45,65). Они акцентируют внимание на том, что общительность - это необходимое условие оптимальной адаптации человека в коллективе, постоянная готовность человека к межличностному взаимодействию, соучастие и сопричастность одного человека с другими людьми, способ взаимопонимания между людьми, способность человека поддерживать добросердечные отношения с другими людьми, средство выражения доброжелательности и внимания к другим людям, выражения различных отношений к другому человеку, достижения взаимного согласия и уважения между людьми, умение возбудить у партнера и самого себя необходимые чувства и переживания, форма проявления потребности в общении; низкий уровень экстернальности - регуляторного аспекта общительности (пассивного типа саморегуляции общительности, мнения о том, что общение часто зависит от внешних условий и обстоятельств, просто от везения): у всех низкий уровень (работающие психологи - 25,18; работающие педагоги - 26,92; работающие психологи и педагоги - 26,05; будущие психологи - 29,23; будущие педагоги - 29,44; будущие психологи и педагоги - 29,34; будущие и работающие психологи и педагоги - 27,7). Они отмечают, что общительность - это контактность и словоохотливость человека, составная часть коллективизма, способ времяпрепровождения, получения нужной для меня информации, самовыражения и самореализации своего «Я», способ существования и условие развития личности, средство достижения своих целей, познания себя, получения радости и удовольствия, снятия отрицательных эмоций;

5) средний уровень социоцентричности - мотивационного компонента общительности (выраженности социоцентрических, альтруистических побуждений, желания оказать внимание и проявить заботу о других людях, стремления содействовать решению проблем группы, коллектива): у всех средний уровень (работающие психологи - 43,56; работающие педагоги - 40,91; работающие психологи и педагоги - 42,24; будущие психологи - 37,53; будущие педагоги - 36,27; будущие психологи и педагоги - 36,9; будущие и работающие психологи и педагоги - 39,57). Они подчеркивают, что их общительность помогла устройству их личной жизни, способствовала достижению лучших результатов в осуществлении их планов и задуманных дел, лучшему выполнению различных поручений, лучшему усвоению учебных предметов и дисциплин, лучшему устройству их быта, приобретению новых навыков в выполнении различных видов деятельности, явилась толчком для новых дел и занятий, помогла им решить ряд практических и профессиональных вопросов, способствовала получению новой для них производственной и учебной информации, приобретению опыта в организации их времени; средний уровень эгоцентричности - мотивационного компонента общительности (выраженности эгоцентрических устремлений, намерения заниматься своими личными проблемами, удовлетворения собственных потребностей и интересов, прагматической направленности общения): у всех средний уровень (работающие психологи - 35,98; работающие педагоги - 36,27; работающие психологи и педагоги - 36,13; будущие психологи - 37,5; будущие педагоги -38,44; будущие психологи и педагоги - 37,97; будущие и работающие психологи и педагоги - 37,05). Они акцентируют внимание на том, что их общительность помогла налаживанию благоприятного психологического климата в коллективе, оживлению общения в коллективе, способствовала лучшему пониманию индивидуальных особенностей других людей, налаживанию межличностных отношений между другими людьми, приобретению широкого круга друзей и знакомых, развитию их организаторских способностей, снятию эмоционального напряжение и стресса у других людей, помогла им лучше разобраться в других людях, им осознать мотивы поведения других людей, способствовала развитию у них способности оказывать влияние на других людей;

6) средний уровень осмысленности - когнитивного аспекта общительности (осознанности основных функций общительности как качества личности и существенных признаков, понимания места

и роли ее в жизнедеятельности человека): у всех низкий уровень (работающие психологи - 48,46; работающие педагоги - 47,81; работающие психологи и педагоги - 48,14; будущие психологи - 43,4; будущие педагоги - 43,36; будущие психологи и педагоги - 43,38; будущие и работающие психологи и педагоги - 45,76). Ими часто овладевает радостное настроение, когда удается найти новый, наиболее приемлемый вариант общения. Они испытывают радость и признательность, когда их понимают другие люди, когда удается познакомиться с интересным человеком, удовлетворение, когда в общении открываются новые стороны их «Я», радость и наслаждение от общения с другими людьми, когда находятся в окружении людей, удовлетворение от того, как складывается их общение с другими людьми, когда оказываются в центре внимания других людей, при знакомстве с другим человеком. Их часто охватывает радостное настроение, когда случается быть в новой и необычной обстановке общения; низкий уровень осведомленности - когнитивного аспекта общительности (поверхностного характера суждений о данном свойстве, неумения разграничить общительность и другие личностные свойства): у всех низкий уровень (работающие психологи -28,15; работающие педагоги - 27,4; работающие психологи и педагоги - 27,78; будущие психологи - 24,53; будущие педагоги - 22,19; будущие психологи и педагоги - 23,36; будущие и работающие психологи и педагоги - 25,57). Им практически не свойственны настороженность и страх перед новым знакомством после ряда неудач в общении, опасение и настороженность при знакомстве с новыми людьми, тревога при мысли быть отвергнутым в общении, раздраженность и злость, когда их постигает какая-нибудь неудача в общении, досада, когда в общении не удается скрыть негативное отношение к другому человеку, смущение, когда вдруг неудачно отвечают своему собеседнику, беспокойство и раздражение в случае длительного пребывания в окружении людей, неловкость и смущение, когда в новой обстановке им приходится общаться с новыми людьми, неудовлетворенность собой и своим общением; они не обижаются, когда надо ними подшучивают;

7) средний уровень предметности: у всех средний уровень (работающие психологи - 31,24; работающие педагоги - 34,15; работающие психологи и педагоги - 32,7; будущие психологи - 38,67; будущие педагоги - 41,28; будущие психологи и педагоги - 39,98; будущие и работающие психологи и педагоги - 36,34). Они считают, что: в общении не существует проблем, которые нельзя было бы

решить; если они захотят, то смогу расположить к себе почти любого человека; люди оказываются одинокими из-за того, сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим; люди, не сумевшие добиться признания, должны винить в этом только самих себя; уважение со стороны других людей - это итог направленных усилий самого человека; успех в общении является результатом только их усилий и мало зависит от обстоятельств и случайностей; человек, который не смог добиться к себе расположения со стороны других людей, не проявил к этому достаточных усилий; они всегда могут добиться от другого человека того, чего хотят; они всегда проявляют инициативу в общении и не надеются на других людей; они чувствуют, что от них больше, чем от кого бы то ни было зависит, как сложатся их отношения с другими людьми; низкий уровень субъект-ности: у всех низкий уровень (работающие психологи - 29,38; работающие педагоги - 29,16; работающие психологи и педагоги - 29,27; будущие психологи - 22,6; будущие педагоги - 20,32; будущие психологи и педагоги - 21,46; будущие и работающие психологи и педагоги - 25,37). Они не считают, что: бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей; в большинстве случаев удача в общении зависит от стечения обстоятельств; в общении между людьми бывают такие проблемы, которые невозможно решить даже при сильном желании; в постигших их неудачах в общении чаще были повинны другие люди; внешние обстоятельства значительно влияют на мои отношения с другими людьми; если между людьми нет взаимопонимания, то, как бы они ни старались наладить отношения, они все равно не смогут этого сделать; осуществление их намерений в общении часто зависит от везения; они не чувствую, что у них нет достаточных сил и умений, чтобы влиять на других людей, что ничего не могут изменить в сложившихся отношениях между ними и другими людьми; в конфликтных ситуациях общения они не предпочитают подождать, пока проблемы решатся сами собой;

8) низкий уровень операционных трудностей: у всех низкий уровень (работающие психологи - 19,37; работающие педагоги -23,11; работающие психологи и педагоги - 21,24; будущие психологи - 24,07; будущие педагоги - 26,02; будущие психологи и педагоги

- 25,05; будущие и работающие психологи и педагоги - 23,15). Им часто удается встретить человека, общение с которым полностью удовлетворило бы им. Наиболее хорошо они себя чувствую в группе, а не когда остаюсь одни. Они не испытывают настроение, когда

не хочется ни с кем общаться и говорить, неловкости, когда надо войти в аудиторию или комнату, если это привлечет всеобщее внимание, не ощущают, что их не понимают другие люди, не стесняются быть в центре внимания компании или группы людей, не чувствуют себя застенчивыми при общении с другими людьми, постоянно не удовлетворенным в общении с другими людьми, что их постоянная сосредоточенность на личных проблемах мешает их общению, редко думают о своих недостатках, что порой затрудняет их общение; низкий уровень личностных трудностей: у всех низкий уровень (работающие психологи - 17,88; работающие педагоги - 18,03; работающие психологи и педагоги - 17,96; будущие психологи - 23,53; будущие педагоги - 23,69; будущие психологи и педагоги - 23,61; будущие и работающие психологи и педагоги - 20,79). Им легко удается выражать свои мысли и чувства в общении. Они владеют достаточным набором навыков взаимодействия с другими людьми, могут понять другого человека и поставить себя на его место, не боятся близких отношений с людьми, не испытывают трудности в общении один на один с представителями другого пола, трудности в том, чтобы найти подходящую тему для разговора с другими людьми, не теряются и не робеют при выступлении перед большой аудиторией, не чувствуют себя неловко и скованно при обращении к начальству, никогда не смотрят в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи со своим знакомым.

Таким образом, основными особенностями коммуникативных способностей как фактора предупреждения деперсонализации психологов и педагогов являются: высокая степень выраженности потребности в общении; высокий уровень общительности; нейтральный стиль общения; низкий уровень астеничности, личностных и операционных трудностей, осведомленности, субъектности, экстер-нальности; средний уровень аэргичности, всех тенденций поведения человека в реальной группе (независимость преобладает над зависимостью, общительность доминирует над необщительностью, избегание борьбы - над принятием борьбы), интернальности, коммуникабельности, коммуникативных способностей, направленности на общение, общительности, осмысленности, предметности, социо-центричности, стеничности, страха отвержения, стремления к принятию, эгоцентричности,эргичности.

1. Абрамова, Г.С., Юдчиц, Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. - М. : Кафед-ра-М, 1998. - 272 с. - С. 231-244.

2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 472 с.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.

4. История советской психологии труда : тексты / под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. - М., 1983.

5. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - 160 с.

6. Крупнов, А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности [Текст] / А.И. Крупнов. - М. : РУДН, 1993.

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] / под ред. Н.Ю. Хрящева. - Петрозаводск : Прогресс, 2001. - 114 с.

8. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 308 с.

9. Психологические тесты для всех. - Киев : Таир, 1996. -222 с.

10.Ратанова, Т.А., Золотарева, Л.И., Шляхта, Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности [Текст] / Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта. - М. : МГОПУ, 1997. - 219 с.

11.Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т.А. Ратанова. - М. : МПСИ; Флинта, 2005. - 320 с.

12.Селье, Г.О. Стресс без дистресса [Текст] / Г.О. Селье. - М., 1982.

13.Студенческая газета «Tabula Rasa». - 1996. - № 7.

14.Форманюк,Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.

15.Энциклопедия психологических тестов. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 496 с.

16.Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М. : АСТ, 1997. - 300 с.

17.Я, ты, мы в зеркале познания. - М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 96 с.

18.Dierendonck, D. V., Schaufeli, W. B., Sixma, H. J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of Social and Clinical Psychology. - 1994. - Vol. 13 (1).

19.Maslach, C., Jackson, S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition. - California, 1986.

20.Maslach, C., Jackson, S. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior.

21.Perlman, B., Hartman, E. Burnout: summery and future research // Human relations. - 1982. - Vol. 35. - P. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.