Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе непрерывного педагогического образования'

Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / COMMUNICATIVE KNOWLEDGE / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добря Марина Яковлевна, Гончарова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетентности в рамках компетентностного подхода в непрерывном педагогическом образовании. Представлены результаты исследования первоначального уровня развития коммуникативных способностей студентов, на основе которых определены основные направления работы по формированию профессиональной коммуникативной компетентности в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добря Марина Яковлевна, Гончарова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Students'' Communicative Competence in Continuous Pedagogical Education Process

The article deals with the question of professional communicative competence formation within the confines of competency approach in continuous pedagogical education. It shows the results of initial level of students' communicative skills development. On the base of these skills the article shows the basic working directions to form professional communicative competence in education process in a university.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе непрерывного педагогического образования»

УДК 37.032

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Я. Добря, И. И. Гончарова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетентности в рамках компетентно-стного подхода в непрерывном педагогическом образовании. Представлены результаты исследования первоначального уровня развития коммуникативных способностей студентов, на основе которых определены основные направления работы по формированию профессиональной коммуникативной компетентности в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности.

Овладение коммуникативной компетентностью является необходимым условием будущей успешной профессиональной деятельности педагогов, так как общение - неотъемлемая составляющая педагогической деятельности. В государственных образовательных стандартах третьего поколения, декларирующих компетентно-стный подход, в круг профессионально значимых компетенций включается коммуникативная компетентность, имеющая общественную и личностную значимость.

Как отмечают многие исследователи, научное понимание компетенции не имеет однозначного толкования. Различные авторы так или иначе рассматривают данное явление через призму различных наук: психологии, социологии, педагогики. Оставляя в стороне дискуссионный вопрос об объёме данного понятия, мы будем исходить от определения компетенции как «личной способности специалиста решать определённый класс профессиональных задач. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью» [1].

В число ключевых компетентностей включают коммуникативную компетентность, которая делает возможным успешную социализацию, адаптацию в обществе. Определение коммуникативной компетентности также многолико. Анализ различных сторон коммуникативной компетентности содержится в исследованиях Л. А. Петровской, В. А. Кан-Калика, Ю. М. Жукова, А. В. Мудрика и др.

Л. А. Петровская определяет данное понятие как «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)» [2].

Как «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом кругу ситуаций межличностного взаимодействия», трактуется коммуникативная компетентность Ю. М. Жуковым [3].

Ряд исследователей характеризуют коммуникативную компетентность через такие её составляющие, как «владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения» [4]; «коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения» [5].

Несмотря на разные подходы к определению коммуникативной компетентности, учёные подчёркивают её основополагающее значение в развитии личности. В характеристику понятия учёные в первую очередь вкладывают набор необходимых знаний, умений и навыков и, исходя из общительности как свойства коммуникации, поведенческие, эмоциональные личностные качества, межличностные взаимоотношения между участниками общения.

Коммуникативная компетентность выступает как составляющая коммуникативного профессионального общения и является необходимой при овладении «коммуникативной профессией». Данное определение, введённое в научный обиход Ю. П. Тимофеевым, подчёркивает такие профессионально значимые качества специалиста, без которых он не сможет выполнять свои профессиональные функции [6].

При рассмотрении коммуникативной компетентности как профессионально значимого свойства с методической точки зрения её составляющие обозначаются через триединство: «знаю», «хочу», «могу». Различая признаки коммуникативной компетентности педагога, исследователи подчёркивают наличие в её структуре определённого круга коммуникативных знаний, умений, способностей. Немаловажную роль играют и мотивацион-ные установки участников коммуникативного акта.

Коммуникативные знания («я знаю») - это знания о видах общения, специфике его форм и функций, методах и приёмах построения эффективного диалога. Коммуникативные умения («я могу») - это осознанные коммуникативные действия по использованию знаний эффективного общения в процессе межличностного взаимодействия. Коммуникативные способности - «индивидуальные психологические особенности личности, обеспе-

чивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности» [7].

Коммуникативная компетентность, как и любая другая, не является врождённым образованием личности, она формируется. Опираясь на профессионально значимые характеристики педагога, следует констатировать, что формирование коммуникативной компетентности является одной из актуальных задач в процессе подготовки будущих специалистов в системе непрерывного педагогического образования. Для решения данной задачи на первом её этапе возникает необходимость изучения первичного уровня коммуникативных и организаторских способностей студентов, осваивающих педагогические профессии. В нашем исследовании приняли участие студенты первого курса Института непрерывного педагогического образования (далее - ИНПО) ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Общее количество участников исследования - 54 человека.

Нами был использован стандартизированный опросник «Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей» (авторы В. Синявский и Б. А. Федоришин), адаптированный к целям нашего исследования.

Испытуемым были предложены 20 вопросов, требующих однословного ответа («да» и «нет»). Вопросы строятся на принципе «отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях».

В план изучения коммуникативных способностей включены вопросы следующего содержания: «а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у неё друзой; б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу; г) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми; д) легко ли ему даются выступления» [8].

Каждый утвердительный ответ на нечётные вопросы и отрицательный на чётные оценивается в один балл. Уровень общительности определяется в зависимости от набранных баллов. Баллы суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Испытуемые, получившие менее 10 баллов, показывают низкий уровень развития коммуникативных способностей. Они предпочитают одиночество, сужают круг своих знакомств, испытывают трудности при разговоре с незнакомыми людьми, неловкость и робость при отстаивании своего мнения, не любят находиться в новой компании. Данный уровень характеризуется отсутствием стремления к общению.

Испытуемые, получившие 10-13 баллов, обнаруживают средний уровень развития коммуникативных способностей. Такие испытуемые не ограничивают круг своих знакомств, но не являются инициатором общения, могут и умеют отстаивать свое мнение, при этом испытывают затруднения при принятии собственных решений, не выступают инициаторами совместной деятельности, могут, но не любят находиться долго в незнакомой обстановке, компании. Данный уровень характеризуется низким потенциалом коммуникативных способностей.

Испытуемые, получившие 14 баллов и более, демонстрируют высокий уровень развития коммуникативных способностей. Они отличаются инициативностью в общении, высокой коммуникабельностью, стремлением к знакомству с новыми людьми и, как следствие, широким кругом общения, свободно чувствуют себя в незнакомой ситуации общения, любят заниматься организацией общественных мероприятий.

Результаты опроса студентов показали, что большинство испытуемых отмечает у себя стремление находить новых друзей (47 испытуемых из 54 опрошенных); при этом 39 человек на вопрос «У тебя много друзей?» дали положительный ответ, что говорит о высокой коммуникабельности опрошенных студентов.

Серия вопросов, выясняющих отношение респондентов к стремлению находиться в кругу общения, показала, что часть опрашиваемых не смогла определиться с тем, нравится им одиночество или они предпочитают проводить время со сверстниками. 13 % от общего числа студентов, принимавших участие в опросе, отдали предпочтение книгам, а 79 % сделали выбор в сторону общения со сверстниками. Однако при ответе на вопрос «Раздражают ли тебя окружающие люди и хочется ли тебе побыть одному?» половина студентов дали положительный ответ, что говорит о предпочтениях в выборе собеседников: студенты охотнее общаются со сверстниками. Примерно половина опрошенных студентов (46 % от общего числа анкетируемых) ограничивает круг своих знакомых, что подтверждает избирательность испытуемых в установлении коммуникативных контактов.

Были зафиксированы ответы студентов, отмечающих наличие трудностей у части респондентов при разговоре с незнакомыми людьми и необходимости налаживать с ними контакт. 62 % опрошенных, как показывают результаты анкетирования, испытывают робость и затруднения в ситуации знакомства с новым человеком, а 70 % испытывают смущение при разговоре с малознакомыми людьми. Такие ответы показывают плохую коммуникативную осведомлённость студентов, недостаточность коммуникативного опыта, ведущего к эффективности общения и, как следствие, необходимость формирования данных коммуникативных знаний и умений у студентов первого курса.

Отдельные вопросы касались умений и способностей студентов выступать перед аудиторией. 61 % респондентов указал на наличие чувства уверенности при выступлениях перед большим количеством людей, а 2 % опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. Однако следует отметить, что среди незнакомых людей неуверенно чувствует себя 52 % студентов. Анализ ответов и их сопоставление позволяет высказать предположение, что публичное выступление не вызывает опасений у студентов только в том случае, если в качестве слушателей выступают знакомые им люди.

Анализ анкетирования выявил следующие количественные показатели первоначального уровня развития коммуникативных умений и способностей у студентов первого курса ИНПО: 48 % опрошенных студентов показали высокий уровень сформированности коммуникативных способностей; ответы 5 % респондентов выявили трудности во владении способами общения, отсутствие стремления к общению. Остальная часть первокурсников (47 % от общего числа отвечавших на вопросы) продемонстрировали ориентировку на партнёра по общению, стремление к общению, однако недостаточно уверены в себе как интересном собеседнике, осознают ограниченность знаний и умений для построения коммуникативной ситуации, способности согласовывать свои коммуникативные действия, небогатый опыт публичных выступлений.

Полученные данные подтверждает актуальность и значимость заявленной проблемы. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности у студентов органично встраивается в образовательный процесс прежде всего через включение активных методов обучения эффективной коммуникации в рамках речевед-ческих курсов (культура речи, педагогическая риторика, развитие речи). Следующим направлением работы в формировании коммуникативных навыков, умений и способностей следует признать использование интерактивных форм преподавания всех предметов, включённых в учебный план каждого профиля педагогического образования, организацию самостоятельной работы студентов по выполнению творческих заданий (моделирование и решение коммуникативных задач, разработка деловых игр, владение основами коммуникативной культуры и др.).

Формирование коммуникативной компетентности представляет собой поэтапный процесс, включающий: создание коммуникативно значимых событий и мотивацию обучающихся к общению, ознакомление с основными коммуникативными законами и правилами, выработку коммуникативных умений, накопление положительного опыта построения эффективной коммуникации, формирование коммуникативных способностей. Ожидаемый результат такого процесса - сформированность у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», достаточно высокого уровня коммуникативной компетентности.

Таким образом, непрерывность педагогического образования предполагает формирование у студентов коммуникативной компетентности через освоение коммуникативных компетенций, проявляющих себя при овладении обучающимися необходимым набором коммуникативных знаний, умений и навыков каждый раз на новой, качественной ступени обучения.

Библиографический список

1. Компетенция (статья в Wikipedia). - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.11.2015).

2. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. - М.: МГУ, 1989. - 216 с.

3. Жуков, Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности: Общение и оптимизация совместной деятельности / Ю. М. Жуков; под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 210 с.

4. Хазанова, М. А. Исследование факторов, способствующих успешности общения / М. А. Хазанова // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности: сб. науч. трудов. - М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. - 165 с.

5. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с.

6. Тимофеев, Ю. П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: дис. ... д-ра псих. наук / Ю. П. Тимофеев.- М., 1996. - 425 с.

7. Захарова, Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики / Т. В. Захарова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (дата обращения: 11.11.2015).

8. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 263-265.

© Добря М. Я., Гончарова И. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.