Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДЕНЕЦ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ С МЛАДЕНЦЕМ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА / УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ / СХЕМА УРОВНЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ / УРОВНЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филоненко Ирина Сергеевна

Длительное время изучение психического развития младенца шло по таким направлениям: активность перцептивная, эмоциональная, психомоторная и др. Были проведены научные исследования, включая разнообразные эксперименты. В меньшей степени представлены работы в сфере коммуникативного развития младенца. Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен активно регулировать свое взаимодействие в ней, в том числе коммуникативное, в доступных ему формах: через интонации в крике, телодвижения, взгляд. В статье представлены результаты изучения различных уровней коммуникации младенца семи месяцев в условиях взаимодействия. Рассматриваются уровни контакта, информационная (ситуативно-личностное общение) и смысловая (ситуативно-деловое общение) коммуникация. Показано, что ребенок в возрасте семи месяцев в условиях взаимодействия может проявлять различные уровни коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FEATURES OF THE BABY'S DEVELOPMENT FROM BIRTH TO 12 MONTHS

For a long time the problem of mental development of the infant has been the subject of the research in the following areas: perceptual, emotional, psychomotor and other performance. Apart from research various experiments have been made in these areas. To a lesser extent, studies in the field of communicative development of the baby are presented. Numerous studies of mother-child interaction have revealed the specific activity of the child in this tandem. The baby is able to actively regulate their interaction with her, including communicative interaction, in the forms available to it: intonation of the cry, body movements, look. The article presents the findings of studying different levels of communication of the seven-month-old baby in the process of interaction. The levels of contact, informational (situational-personal communication) and semantic (situational-business communication) communication are considered. It is shown that when interacting a baby at the age of seven months can demonstrate different levels of communication.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА»

УДК 159.923

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

COMMUNICATIVE FEATURES OF THE BABY'S DEVELOPMENT FROM BIRTH TO 12 MONTHS

© 2020

И.С. Филоненко I.S. Filonenko

Длительное время изучение психического развития младенца шло по таким направлениям: активность перцептивная, эмоциональная, психомоторная и др. Были проведены научные исследования, включая разнообразные эксперименты. В меньшей степени представлены работы в сфере коммуникативного развития младенца. Многочисленные исследования взаимодействия матери и ребенка выявили специфическую активность ребенка в этой паре. Младенец способен активно регулировать свое взаимодействие в ней, в том числе коммуникативное, в доступных ему формах: через интонации в крике, телодвижения, взгляд. В статье представлены результаты изучения различных уровней коммуникации младенца семи месяцев в условиях взаимодействия. Рассматриваются уровни контакта, информационная (ситуативно-личностное общение) и смысловая (ситуативно-деловое общение) коммуникация. Показано, что ребенок в возрасте семи месяцев в условиях взаимодействия может проявлять различные уровни коммуникации.

Ключевые слова: младенец; невербальное общение; общение с младенцем; коммуникативные особенности развития младенца; уровни коммуникации; схема уровневой коммуникации; уровневое общение.

For a long time the problem of mental development of the infant has been the subject of the research in the following areas: perceptual, emotional, psychomotor and other performance. Apart from research various experiments have been made in these areas. To a lesser extent, studies in the field of communicative development of the baby are presented. Numerous studies of mother-child interaction have revealed the specific activity of the child in this tandem. The baby is able to actively regulate their interaction with her, including communicative interaction, in the forms available to it: intonation of the cry, body movements, look. The article presents the findings of studying different levels of communication of the seven-month-old baby in the process of interaction. The levels of contact, informational (situational-personal communication) and semantic (situational-business communication) communication are considered. It is shown that when interacting a baby at the age of seven months can demonstrate different levels of communication.

Keywords: baby; non-verbal communication; communication with the baby; communicative features of the baby's development; communication levels; level communication scheme; level communication.

Коммуникативное развитие младенцев а также Х.Р. Шафер [9-11], В. Кондон,

находится в центре внимания многих иссле- Л. Сандер [12] и др.

дователей и практиков. Об этом свидетель- Однако период от рождения до года

ствует большое количество как отечествен- остается недостаточно исследованным в ас-

ной, так и зарубежной литературы. Исследо- пекте коммуникативного поведения. Слож-

ваниями первичных навыков общения зани- ность изучения данного вопроса возникает

мались М.И. Лисина [1 ; 2], С.Ю. Мещеря- из-за постоянно меняющегося поведения

кова [3 ; 4], Л.И. Божович [5], Е.О. Смирнова младенца, каждый из периодов развития ко-

[6], Г.В. Акопов [7], А.Л. Плотникова [8], торого имеет свою специфику.

Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца

Любовь, которую можно определить кроме его присутствия и внимания. Един-как чувство «хорошо, что ты существуешь ственное, против чего он выступает, - пров мире» и в которой происходит утвержде- тив своей «незамеченности». ние бытия человека, проявляется в первом В первые полгода жизни младенец не полугодии жизни в наиболее чистом виде. различает положительных и отрицательных Ребенку еще не нужно от взрослого ничего, воздействий взрослого: на все его слова

и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими проявлениями положительных эмоций.

Главная потребность ребенка в этом возрасте - потребность во внимании взрослого, которого он воспринимает как целостную личность. Поэтому такую форму общения называют ситуативно-личностной. Эта первая форма общения играет исключительно важную и даже ключевую роль в дальнейшем развитии ребенка.

В данный период закладываются наиболее фундаментальные, глубинные основания личности. Одно из них - выделен-

мосознания, которая заключается в отделении себя от окружающего мира. Взрослый является как бы зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя.

Одним из важнейших психологических новообразований данного возраста является появление привязанности к близкому взрослому - аффективно-личностных связей. Благодаря этим связям у младенца закладывается чувство уверенности в себе, активное отношение к окружающему миру и к самому себе, которое, в свою очередь, становится основой развивающейся личности [6].

ность самого себя как начальная форма са-

Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым

Умеющий действовать с предметами малыш воспринимает взрослого уже по-другому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отходит на второй план. Если взять семи-восьми-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться ему и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, серьги и т.д. [6].

Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся человек, но и как партнер по совместным действиям. Основными средствами общения младенца становятся предметные действия и локомоции: приближение или удаление, протягивание предметов, бросание игрушек и пр.

Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая была названа ситуативно-деловой. Однако дефицит ситуативно-личностного общения в предшествующие месяцы приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия с ним [6].

Если обратиться к схеме уровневой коммуникации (контакт - коммуникация -общение), описанной Г.В. Акоповым и А.Л. Плотниковой, то выяснится, что «взаи-

модействие» не является ее элементом [7 ; 8]. Оно актуально только для соответствующей возрастной стадией развития ребенка.

Для подтверждения теоретических положений была проведена исследовательская работа, цель которой состояла в изучении возможностей уровневой коммуникации младенца в возрасте семи месяцев в различных условиях взаимодействия. Была поставлена задача выявить уровни контакта, особенности информационной и смысловой коммуникации.

В эмпирической части работы применялись методики социальной ситуации коммуникативного взаимодействия младенца -визуального и аудиального контакта (по Л.С. Выготскому [13 ; 14]) и методика новых впечатлений (по Л.И. Божович [5]).

Все использованные нами методы отображают представление об уровневой структуре общения ребенка (контакт -коммуникация - первое вербальное общение), разработанной Г.В. Акоповым [7]. Уровневое понимание общения позволяет рассматривать младенца как субъекта общения, наделенного активностью с момента рождения.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: ребенок в возрасте семи месяцев в условиях взаимодействия может проявлять различные уровни коммуникации. Если обеспечить ему все способы взаимодей-

ствия для знакомства с окружающим его миром, то можно добиться высокого уровня коммуникативного развития и положить

начало формированию здоровой, адекватной, социально-адаптированной личности.

Результаты исследования и их анализ

В эмпирическом исследовании участвует собственный ребенок в возрасте семи месяцев (девочка). Достоверность результатов подтверждается многократностью наблюдений. В таблице 1 представлены ре-

зультаты исследования коммуникативного взаимодействия младенца с несколькими субъектами: мамой, папой, бабушкой, старшим братом (3,5 года) посредством визуального контакта.

Таблица 1

Социальная ситуация коммуникативного взаимодействия младенца: визуальный контакт (по Л.С. Выготскому)

Субъект взаимодействия Описание исследования Реакция (поведение) ребенка

Мама Мгновенная радость, радостные возгласы, активизация движений - во всех 10 наблюдениях

>а Папа Субъект взаимодействия входит в комнату, где находится младенец. Мгновенная радость, восторг, радостные возгласы, активизация движений - во всех 10 наблюдениях

о? Бабушка Устанавливается контакт «глаза в глаза». Отслеживаются реакции ребенка на появление того или иного взрослого (его поведение). Наблюдения проводились 10 раз по каждому пункту Интерес, узнавание, радость - во всех 10 наблюдениях. Из них: поднятие или протягивание рук к лицу взрослого (тактильное изучение) - в 8 случаях; стеснение (находясь на руках у мамы, прижимается к ней) - в 2 случаях

Ребенок Брат (3,5 года) Радость, радостные возгласы, активизация движений - в 8 наблюдениях. Отсутствие реакций в связи с увлечением игрой -в 2 наблюдениях

Наблюдения показывают, что наиболее яркие реакции младенца проявляются в случае визуального контакта со взрослым (особенно с мамой и папой), когда устанавливается прямой контакт с ним. В этом случае ребенок наиболее активен и расположен к взаимодействию. Мать выступает главным проводником на пути развития младенца, между ней и ребенком существуют контакты всех типов: визуальные, аудиальные и телесные.

Совместные действия со старшим братом также вызывают положительные

эмоции и реакции, способствующие коммуникативному развитию младенца. Данный парадоксальный результат объясняется тем, что действия старшего ребенка привлекают внимание малыша своей яркой эмоциональной окраской, некоторым отличием от поведения взрослого и также вызывают активную ответную реакцию.

В таблице 2 представлены результаты исследования коммуникативного взаимодействия младенца посредством аудиально-го контакта (воспроизведения знакомой ему песни).

Таблица 2

Социальная ситуация коммуникативного взаимодействия младенца: аудиальный контакт (по Л.С. Выготскому)

Способ воспроизведения песни Наличие реакций на услышанную песню Описание

Включается с телефона (10 наблюдений) Да - в 4 случаях; нет - в 6 случаях Ребенок поворачивается и направляется в сторону звука, удивляется, внимательно слушает, смотрит на реакцию взрослого, проявляет интерес, улыбается

Мама поет песню (10 наблюдений) Да - во всех 10 наблюдениях Ребенок смотрит на маму, внимательно слушает, изучает движение губ, улыбается, иногда успокаивается (если плакал), произносит протяжные звуки, напоминающие пение, «танцует» (раскачивается, поднимает и опускает ручки)

Ребенок (старший брат) поет песню (10 наблюдений) Да - во всех 10 наблюдениях Младенец смотрит на брата, внимательно слушает, улыбается, иногда успокаивается (если плакал), смотрит на реакцию мамы, иногда «танцует» (раскачивается, поднимает и опускает ручки)

Папа поет песню под гитару (10 наблюдений) Да - во всех 10 наблюдениях Младенец смотрит на папу, внимательно слушает, улыбается, иногда успокаивается (если плакал), пытается дотронуться до гитары, изучает ее зрительно, «танцует» (поднимает и опускает ручки, кивает головой, поднимает поочередно ножки)

Наблюдается практически мгновенная реакция на звуки, в частности на живой голос. Мелодичные (или ритмичные) звуки голоса (музыкального инструмента) привлекают внимание младенца и вызывают у него положительные эмоции, активизируют его движения, способствуют его ком-

муникативному развитию, так как ребенок стремится принять участие в действиях взрослого.

В таблице 3 представлены результаты исследования коммуникативного взаимодействия младенца в ситуации получения новых впечатлений.

Таблица 3

Результаты использования методики «Новые впечатления» (по Л.И. Божович)

Способ получения новых впечатлений Описание реакций младенца

8 к ав Я О Аквапарк Только положительные эмоции. Интерес, радость, восторженный лепет, активизация движений, удары ручками по воде, попытки плыть

<и Я ме та о Й ю о Детская площадка Внимательное изучение обстановки, наблюдение за бегающими детьми, интерес, удивление, иногда улыбка, лепет, активизация движений (протягивание рук, попытки вырваться из рук мамы или вылезти из коляски)

Новые игрушки Тактильное детальное изучение, интерес, удивление, сосредоточенность, лепет, поднесение ко рту, перемещение игрушки, поднятие, бросание, переворачивание ее и т.д.

Подбрасывание младенца вверх Испуг, удивление, радость, улыбка, восторженный лепет, напряжение всех мышц тела, настороженность

Купание младенца Восторг, радость, улыбка, интерес, активизация движений, удары ручками по воде, попытки плыть, изучение окружающих предметов и игрушек

По результатам использования методики видно, что младенец испытывает самые яркие эмоции в момент погружения в другую среду (в случае с аквапарком и купанием - в водную, которая была знакома ему, пока он находился в утробе матери, и

это, безусловно, успокаивает его и дает ему ощущение радости), что способствует его развитию. Изменение привычного положения тела (подбрасывание) тоже вызывает выброс адреналина, ряд всевозможных эмоций (восторг, удивление и т.д.).

Выводы из эмпирического исследования

Коммуникативная активность младенца - это характеристика его как субъекта общения. Она проявляется в субъект-субъектных отношениях.

Эмпирическое исследование показало, что коммуникативное развитие ребенка семи месяцев напрямую связано со взаимодействием с близким ему взрослым, а также со старшим братом. Любые действия и манипуляции, проводимые ими, вызывают ярко выраженную реакцию младенца. Наиболее впечатляющие результаты в определении социальной ситуации развития младенца дают наблюдения, проводимые методами «взаимодействия» и «актуализации аудиальной системы». Ребенок вовлечен в совместные действия со взрослым, он стремится учиться у него, подражать ему (предпринимает попытки вставать, говорить, танцевать и т.д.).

Полученные данные позволяют говорить о том, что коммуникативная активность младенца проявляется на уровнях

контакта, коммуникации и смыслового общения посредством ответных и инициативных реакций.

Кроме того, младенец постоянно испытывает потребность в новых впечатлениях, он активно познает мир, радуется очередным открытиям, что подтверждают наблюдения по методике Л.И. Божович, фиксирующие целый ряд разнообразных эмоций и реакций. И в данном случае необходимым условием развития коммуникативных навыков ребенка является непосредственное участие взрослого, который должен обеспечить получения малышом новых впечатлений.

Разработанная система взаимодействий с младенцем, методические приемы по коммуникативному развитию в основном дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в дальнейших исследованиях коммуникативного поведения детей от рождения до года.

* * *

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения : монография. М. : Педагогика, 1986. 144 с.

2. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1974. 36 с.

3. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении с взрослыми // Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 81-99.

4. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 16 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. 464 с.

6. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник. М. : Кнорус, 2016. 280 с.

7. Акопов Г.В. Уровневая структура общения // Психология общения: социокультурный анализ : тезисы докладов междунар. конференции (Ростов-на-Дону, 30 октября 2003 г.). Ростов н/Д : Ростовский ун-т, 2003. С. 12-13.

8. Плотникова А.Л. Социальная психология младенчества : монография / под ред. проф. Г.В. Акопова. Самара : СНЦ РАН, 2011. 271 с.

9. Schaffer H.R. The Growth of Sociability. Harmony Worth: Penguin, 1971. 199 р.

10. Schaffer H.R. Mothering. London : Fontana ; Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1977.127 p.

11. Schaffer H.R., Emerson P.E. The Development of Social Attachments in Infancy // Monographs of Social Research in Child Development 1964. Vol. 29 (3, Whole N 94).

12. Condon W., Sander L. Synchrony Demonstrated Between Movements of the Neonate and Adult, Speech // Child Development, 1974. 45.2. P. 456-462.

13. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология. М. : Педагогика, 1984. С. 269-317.

14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.