УДК 159.922.7 ББК 88.8
Плотникова Анна Леонидовна
кандидат психологических наук кафедра Пенитенциарной психологии и педагогики Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний России г. Самара Plotnikova Anna Leonidovna Candidate of Psychology Chair of Penitentiary Psychology and Pedagogics Samara Law Institute of the Russian Federal Agencyof Punishment Execution
Samara
Структурная характеристика коммуникативного поведения младенца Structural Characteristics of Infant’s Communicative Behaviour
В статье дается характеристика невербального коммуникативного поведения детей первого года жизни. Коммуникативные сигналы младенцев систематизированы в единую схему, отвечающую требованиям социальнопсихологического подхода к изучению невербальных коммуникаций и современным представлениям о психике младенцев.
The article gives the characteristics of the children’s non-verbal communicative behaviour in the first year of their life. Infants’ communicative signals are systematized into the uniform scheme which meets the requirements of the socio-psychological approach to the non-verbal communications studying and modern ideas about infant mentality.
Ключевые слова: коммуникативное поведение младенца, невербальное поведение, невербальные коммуникации.
Key words: infant’s communicative behaviour, non-verbal behaviour, nonverbal communications.
Традиционно в отечественной психологии принято считать, что средством
общения в первые месяцы жизни является так называемый «комплекс оживления», в состав которого входят замирание, слуховое и зрительное сосредоточение на взрослом или игрушке, улыбка, вокализации, двигательное оживление (М.И. Лисина и др.). Занимаясь изучением коммуникативного поведения младенцев, мы обнаружили в научной литературе описание множества других поведенческих реакций, которые младенцы также используют в коммуникативных целях. Мы попытались систематизировать эти сведения в единую систему, основываясь на следующих теоретических положениях. 1. В социальной психологии под невербальной коммуникацией понимается «система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой
степенью точности, которая в той или инои степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно чёткий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система» [3, 16]. 2. В качестве кодов невербальной коммуникации выступают компоненты невербального поведения человека. По В. А. Лабунской, структура невербального поведения человека включает: экстралингвистику и просодику, кинесику, такесику и систему запахов. 3. Общение на первом году жизни носит исключительно невербальный характер. 4. Коммуникативное поведение - это «всё поведение человека, которое является носителем информации с точки зрения наблюдателя» [2, 111].
Предлагаемую схему можно рассматривать как инструментальный аппарат исследования невербальных коммуникаций на первом году жизни с позиции Уровневой структуры общения (Г.В. Акопов, 2003) [1], которая открывает перспективу развития социальной психологии общения в младенческом возрасте.
Теоретический анализ позволил выделить и описать значения следующих младенческих коммуникативных сигналов (см. рисунок 1).
1. Экстралингвистическая структура коммуникативного поведения младенца
1.1. Плач и крик. Исследование Е.В. Чудиновой (1986) крика младенцев показало, на втором месяце жизни происходит дифференциация крика. Ориентируясь по крику ребёнка, матери способны понять его причину (спать, есть, мокрый) не только у своего, но и у чужого малыша, а также накапливать опыт такого различения и использовать его в общении со вторым и третьим ребёнком. Н.Я. Кушнир (1992) выделил разные типы плача, появляющиеся на втором месяце жизни: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий, протестующий. П. Лич указала следующие виды плача ребёнка на первом году жизни: плач от боли, от голода, от переутомления, от охлаждения в момент переодевания, от отсутствия физического контакта, от скуки, от страха, от неожиданности, от беспомощности, от гнева и огорчения. Также плач может заменять ребёнку действие. По мнению П. Лич, хорошо распознаются
два вида плача: от боли и от голода. Плач от боли самый громкий. За продолжительным, резко начавшимся и громким криком следует пауза. В это время -полная тишина, вызванная задержкой дыхания. Затем следует короткий всхлипывающий вдох и выдох с кашлем. Потом снова крик. Плач от голода нарастает постепенно. Сначала он тихий и неритмичный, затем он становится громче и приобретает ритмический характер; крик, образуемый во время выдоха, перемежается со свистящим звуком, возникающим при вдохе. Д. Винникот описал следующие виды плача грудного ребёнка: плач от боли, плач от голода, плач от гнева, плач удовлетворения, плач предчувствия (например, малыш плачет, когда его начинают раздевать, так как предполагает дискомфортное ощущение холода), плач от страха, плач от горя, плач безнадёжности и отчаяния. Д. Чемберлен отметил, что плач рождения, плач от голода, плач от боли и плач от удовольствия различаются, и по аудиозаписи взрослые (мужчины и женщины разных возрастов, состоящие в браке и одинокие, имеющие собственных детей и бездетные) могут определить тип плача [6].
1.2. Смех. Ребёнок начинает смеяться в 5-9 недель (Church, 1966; Major, 1906). Смех, как правило, связан с радостными переживаниями, которые отличны от простого чувственного удовольствия. Л. Сроуф и Дж. Вунттт (1972) провели исследование, посвящённое онтогенезу смеха. По их данным, в среднем, реакция смеха у детей возникала: в ответ на тактильные стимулы (например, целование младенца в животик) в 6,5 месяцев; на социальные (например, игра в прятки) в 7 месяцев; на зрительные (например, ползающая по полу мать) в 10,5 месяцев. Средний возраст возникновения смеха в ответ на самые «трудные» в когнитивном плане стимулы составлял 11,5 месяцев. Самый эффективный стимул для 4-6 месячных детей (игра «забодаю-забодаю») включала в себя звуковые и тактильные раздражители. По их мнению, ребёнок смеётся над теми шутками, которые лежат на границе его растущих возможностей, а не над слишком очевидными или выходящими за границы его понимания фактами [6].
1.3. Гуканье, гуление, лепет. И.М. Кононова (1972) предложила следующую классификацию неречевых звуков, произносимым ребёнком на первом го-
ду жизни: 1) короткие звуки (гуканье) ребёнок произносит с рождения; 2) певучие звуки (гуление) появляются в 3 месяца, к 7-ми месяцам количество певучих звуков увеличивается, а после семи уменьшается; 3) лепетные звуки (слоги) появляются в 6-7 месяцев [6].
1.4. Первые слова. К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые слова. Для первых слов характерны следующие особенности: слово относится ко всей ситуации в целом и обозначает не только объект (или человека), но и ситуацию, связанную с ним; ребёнок может общаться с помощью этих слов только с теми взрослыми, которые понимают их значение; ребёнок использует одно и то же слово для обозначения группы предметов, сходных по функциям, качеству, состоянию, местонахождению, звучанию; первые слова выполняют в речи ребёнка номинативную и индикативную функции (выделить в ситуации объект (человека), указать на его отдельные стороны или характеристики); соединение первых слов в предложение не соответствует правилам грамматики; звуковой состав слов, употребляемых ребёнком, резко отличается от звукового состава наших слов; первые слова не являются речевыми знаками и их относят к сфере невербальных коммуникаций [6].
2. Кинесическая структура коммуникативного поведения младенца
2.1. Движения. Усиление двигательной активности младенца может являться знаком как положительного, так и отрицательного эмоционального состояния. Коммуникативные значением, указывающим на желание или нежелание общаться, обладают следующие движения новорожденных и младенцев (Б. Биб, Д. Штерн, 1977; Дж. Эрикс, 1991): поворот головы в сторону к матери или от матери; соединение рук и поднесение их к голове (ко рту, к глазам); раскрытие рук со слегка согнутыми пальцами; приподнимание головы и уменьшение движений тела; неподвижность; ровные циклические движения конечностями; мигание и закрытие глаз; усиление сосательных движений; соединение рук или поднесение их к голове (к шее, горлу, лицу, рту, уху); усиление движений ног; цепляние; отталкивание; напряжённое вытягивание рук и ног; позы закрытости [4].
2.2. Жесты. В интервале от 7 до 12 месяцев жизни появляются первые жесты. Е.И. Исенина (1986) выделила следующие значения жестов во втором полугодии жизни ребёнка: указательный, со значением «НА»; жест отрицания.
2.3. Мимика. Мимическое выражение эмоций является средством коммуникации с первых дней жизни ребёнка, поскольку базовые эмоции имеют врожденную основу (Т. Томкинс 1964; П. Экман, 1972; К. Изард, 1971). Исследователь Дж. Бриджес (1932) первым отметил, что все человеческие эмоции появляются в определённом порядке до 2-х лет, и что возникает первое основное деление эмоций на приятные и неприятные. Т. Бауэр (1974) указывает, что реакция испуга или удивления наблюдается у ребёнка уже через несколько часов после рождения. По данным П. Экмана, младенец способен с рождения демонстрировать семь типов лицевых экспрессий (счастья, печали, удивления, интереса, отвращения, сердитости, ужаса) и адекватно реагировать определёнными эмоциями на соответствующее выражение. К. Изард считает, что уже в 2,5 мес. ребёнок может выражать некоторые основные эмоции: интерес, радость, гнев и печаль. Некоторые внешние проявления смущения можно наблюдать у 3-4месячных младенцев, но в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни. В 4 месяца у ребенка отчётливо проявляется реакция гнева на ограничение свободы движения рук. По мнению Т. Томкинса (1962), ребёнок способен испытывать стыд с 4-5-месячного возраста. А. Йошида и Й. Чиба (1989) выделили у новорожденных 12 типов эмоционально окрашенных вокализаций и 8 типов сопровождающей их мимики. Многие эксперты по-прежнему считают, что эмоции проявляются медленно, по мере созревания нервной системы; общее возбуждение - единственная эмоциональная реакция, которую отчётливо выражают новорожденные [6].
2.4. Положения рук. Г. Папусек и М. Папусек выделили пять положений рук младенцев, которые указывают на: 1) состояние появившейся тревоги; 2) неприятную для младенца ситуацию перенапряжения; 3) состояние спокойного бодрствования; 4) состояние перехода ко сну; 5) сон [6].
2.5. Интонация. И. Чистович и Л. Кожевникова (1996) экспериментально установили, что звуки, выражающие эмоции и понятные родителям, появляются уже в возрасте до четырех месяцев. Хорошо различаются звуки, выражающие: удовлетворение, удовольствие, хорошее настроение, восторг, радость, восхищение, жалобу, удивление, интерес, недовольство, досаду или злость, обиду, раздражение, раздумье, а также направленные на привлечение внимания и призыв к общению [6].
2.6. Контакт глаз. К. Изард указал, что прямой взгляд маленького ребёнка является показателем эмоции интереса. Другими словами, малыш смотрит на то, что ему интересно. Е.И. Исенина (1986), проводя психолого-семиотическое исследование протоязыка - средства коммуникативной деятельности на доречевом этапе развития ребёнка от 2 месяцев до 2 лет, - выделила следующие значения взгляда, которые появляются в возрасте 6-7 месяцев: 1) ищет оценку своему поведению (взгляд, направленный в глаза взрослого после совершения действия); 2) соединяющий взгляд (взгляд, соединяющий предмет, на который указывает ребёнок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета); 3) контактный взгляд (взгляд, направленный в глаза взрослого с целью привлечения его внимания к себе); 4) указательный взгляд (взгляд на объект с целью привлечения к нему внимания взрослого, при условии, что объект знаком ребёнку и что взрослый и ребёнок находятся в одной и той же ситуации общения) [6].
Показано, что контакт глаз матери и младенца в ситуации взаимодействия имеет отличия от контакта глаз двух взрослых собеседников. Во-первых, мать смотрит на младенца значительно дольше, длительность взгляда матери на малыша превышает длительность взгляда ребёнка. Во-вторых, в процессе взаимодействия мать может говорить и смотреть на ребёнка одновременно, что не совсем характерно для диалога взрослых [4].
3. Такесическая структура коммуникативного поведения младенца
3.1. Прикосновения. Во втором полугодии жизни дети начинают использовать прикосновения в коммуникативных целях - дотрагиваются до взрослого, чтобы привлечь его внимание [6].
4. Ольфакторная структура коммуникативного поведения младенца.
4.1. Запах тела. Известно, что новорожденные и младенцы имеют специфический запах тела, который, согласно этологическим взглядам и теории привязанности, можно рассматривать как элемент невербального поведения, вызывающий ответную привязанность матери [5].
Коммуникативные паттерны
В литературе приводится описание как минимум двух коммуникативных паттернов: «комплекса оживления», который служит средством выражения положительных эмоций и комбинации взгляда и движения головы. Д. Штерн выделяет три комбинации взгляда и движения головы 3-х месячного младенца, по которым можно судить о его желании (нежелании) вступить во взаимодействие с матерью: 1) голова повёрнута к матери, ребёнок смотрит ей в лицо, что означает готовность к общению; 2) голова повёрнута на 15° в сторону, взгляд направлен на мать - амбивалентное поведение - может быть хочет начать общение, а может быть нет; 3) голова повёрнута на 90° в сторону, взгляд максимально отведён от матери - нежелание вступать во взаимодействие [6].
Круг значений невербальных сигналов младенца ограничен указанием на его эмоциональное состояние, уровень активности, желание вступить или выйти из взаимодействия, в то время как компоненты невербального поведения взрослого человека несут в себе информацию о его эмоциональном состоянии, личностных качествах, сфере отношений и социальном статусе. Все сигналы младенца, в том числе первые слова, относятся к сфере невербальных коммуникаций. Предложенная схема может быть использована в изучении коммуникаций на первом году жизни ребёнка.
Библиографический список
1. Акопов, Г.В. Уровневая структура общения [Текст] / Г.В. Акопов // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону, 2003. С. 12-13
2. Вальсинер, Я. Миккин, Х. Невербальное поведение в диадах [Текст] / Я. Вальсинер, Х. Миккин // Труды по психологии. Выпуск 335. Тарту, 1974. С. 111.
3. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. Ростов-на-Дону, 1999. 608 с.
4. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов. СПб.: Изд-во Петербургского университета, 2001. 288 с.
5. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка [Текст] / Нора Ньюкомб. СПб.: Питер, 2002. 640 с.
6. Плотникова, А. Л. Социально-психологическое исследование коммуникативного поведения младенцев первого полугодия жизни [Текст]: дисс. ...кандидата психологических наук: 19.00.05 / Плотникова Анна Леонидовна. Самара, 2006. 152 с.
Bibliography
1. Akopov, G.V. Level Communication Structure [Text] / G.V. Akopov // Communication Psychology: Sociocultural Analysis. - Rostov-on-Don, 2003. - P. 12-13.
2. Labunskaya, V.A. A Person’s Expression: Communication and Interpersonal Knowledge [Text] / V.A. Labunskaya. - Rostov-on-Don, 1999. - 608 p.
3. Mukhamedrakhimov, R.Zh. Mother and Infant: Psychological Interaction [Text] / R.Z. Mukhamedrakhimov. - SPb.: Publishing House of Petersburg University, 2001. - 288 p.
4. Newcomb, N. Child’s Personality Development [Text] / Nora Newcomb. - SPb.: Peter, 2002. - 640 p.
5. Plotnikova, A.L. Socio-Psychological Research of the Infants’ Communicative Behaviour in the First Half of the Year [text]: Diss. ... Cand. of Psych.: 19.00.05 / Plotnikova Anna. - Samara, 2006. 152 p.
6. Valsiner, Ya., Mikkin, Kh. Non-Verbal Behaviour in Dyads [Text] / Ya. Valsiner, Kh. Mikkin // Works on Psychology. - Iss. 335. - Tartu, 1974. - P. 111.