УДК 37.015.31 ББК 88.6
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ МЛАДЕНЦА С РОДИТЕЛЯМИ
СИДОРОВ И.Ю., СОБОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: heyjey13@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена комплексу оживления младенца, который охватывает активную функцию, нацеленную на взаимодействие с взрослыми. Младенец, начиная со второго месяца жизни, овладевает способностью к общению с взрослыми, и это общение есть ведущая активность в первом полугодии жизни.
Ключевые слова: комплекс оживления, младенец, общение, взрослые.
Актуальность. Иногда на приеме у педиатра мамы спрашивают, все ли нормально с новорожденным, как он развивается. Физиологические критерии оценить просто -есть нормы, таблицы. Масса, рост, количество зубов, окружность головы - все это возможно измерить. А как же сопоставить психологический прогресс младенца? Ведь ребенок в младенческом возрасте не умеет даже говорить. Для этого есть комплекс оживления -главный показатель правильного развития новорожденного, так как для малыша он является одним из способов общения с окружающим миром.
Впервые этот термин был опубликован в 20-е гг. прошлого столетия. Специалисты в детской неврологии считают, что этот комплекс содержит в себе несколько фундаментальных компонентов [1].
В периоде от четырех до шести недель ребенок, уже с развитым навыком при помощи матери выделять взрослого, начинает использовать различные навыки общения. Младенец уверенно ищет глазами взрослого, откликается на звук его шагов, замечает его на большом расстоянии. Малыш сосредоточенно смотри в лицо матери (особенное на глаза), вслушивается в ее голоса. В ответ на обращения матери он отвечает улыбкой, пристально смотрит на нее, оживленно двигает конечностями, издает звуки [4].
После того как появился на свет ребенок, он испытывает стресс, он видит все новым, когда в утробе матери он ощущал себя спокойно и в полной безопасности. Уже в возрасте 2 недель он по немного осваивается, в этот период он уже фокусируется на предметах и лицах взрослых,
со временем он начинает различать разные звуки, выделять голос мамы из общих звуков [1].
В возрасте 2,5 месяцев у малыша формируется комплекс оживления. Если раньше малыш откликался на внешние раздражители, тогда теперь реакции появляются вместе: новорожденный улыбается, когда кто-то подходит и наклоняется над его колыбелью, реагирует на голос, уже осознанно смотреть в глаза, радуется, живо сучит ногами и руками. На это время новорожденный счастлив, как пик счастья виден у него около месяца. Нередко родители выделяют, что особенно приятно смотреть за маленьким человечком, который не устает удивлять всех вокруг [1].
Комплекс оживления включает четыре главных компонента:
1) замирание и зрительное сосредоточение -долгий взгляд на взрослого;
2) улыбку, выражающую эмоции ребенка;
3) двигательное оживление - движения головы, поднимание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
4) вокализации - крики, гуканье (тихие короткие звуки типа "кх", "гк" и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, -"гуулллиии" и пр.) [4].
Такие компоненты видны в поведении младенца вместе (отсюда и название "комплекс"). Комплекс оживления развивается к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. Потом возраст комплекс оживления начинает "разрушаться", то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.
Комплекс оживления походит в своеобразии проявления удовольствия на ответ в воздействии взрослых. Тогда как долгое время комплекс оживления трактовался как ответ на действия взрослого [4].
Ведущей деятельностью в младенческом возрасте приходится общение, так как оно питает главные этапы психического развития в зависимости от содержания в детском периоде выделяют ситуационно-личностную и ситуационно-деловой формой общения.
До 6-ти месяцев контактирования ребенка со взрослыми является эмоциональный характер, а его средства составляют реакции
Эмоциональное общение - это контактирование с помощью выразительных движений, соответствующие конкретному эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения,
поглаживания, прижимания к груди.
После 6-ти-8-ми месяцев у дитя сформирован иной тип контактирования со взрослыми -ситуативно-деловой, при котором
эмоциональными реакциями приходится действия с предметом [2].
В младенческом периоде выделяют два этапа развития:
1) С рождения до 5-6-ти месяцев. В этом периоде становится тип ситуативно-личностного общения, сильным развитием сенсорных систем, зрения, слуха. Такой тип общение кажется достаточной развитым, если при этом дите может смотреть в глаза взрослому, отвечает улыбкой на улыбку, адресует ему различные улыбки, двигательное оживление и звуки, пытается продолжить эмоциональный контакт с ним, старается перестроить поведение в соответствии с его поведением.
Необходимость общения это стремление в доброжелательном внимании. Появляется с помощью экспрессивно-мимических средств, которые малыш усваивает в течение 4-х-6-ти недель. В этот период общение - главная деятельность. Оно заставляет малыша адаптироваться к условиям жизни.
2) С шести месяцев до годика. Этот период связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок способен удерживать предметы, интенсивно усваивает манипулирования им. Увеличивается ее пространство. Появляются возможности развития манипуляции с предметами. Общение происходит с манипуляциями [2].
Общение со взрослым как ведущая деятельность в детском возрасте реализует психическое развитие ребенка, перехода на другой этап развития. Систематически словесно-эмоциональное воздействие взрослого стимулирует эмоциональную сферу младенцев. Контактирование более продуктивное, если начинается до того, как у ребенка сформируются сложные формы предметного восприятия. Взрослый организует первые попытки предметного восприятия ребенка. В этом плане важно взаимодействие родителей с психологом, чтобы создать благоприятные условия для воспитания и развития детей [3, 5, 6]. Овладев ими, ребенок успешно пользуется ими в других ситуациях, с другими предметами [4].
В детском возрасте - появление предпосылок общения, непосредственных эмоциональных контактов со равными, которые указывают различный спектр переживаний.
Заинтересованность детей друг к другу приводит их к познавательным контактам, изучение других. До 12-ти месяцев появляются деловые контакты в виду совместных предметно-практических и игровых действий. С этого периода закладываются основы дальнейшего хорошего общения со сверстниками. Создание такой потребности появляется с 3-х месяцев с появлением ориентировочной активности на сверстника. В основе этого комплекса оживления в 5-месячного ребенка яркие эмоции при восприятии партнера. На второй половине первого года жизни создаются сложные формы поведения, показывающие развитие
необходимости в общении со сверстниками [4].
Список литературы
1. Карапуз [Электронный ресурс]: Что такое комплекс оживления. - Режим доступа http://krohapuz.ru/razvitie-mladenca/kompleks-ozhivleniya-mladenca.html
2. Павелко Р.О. Детская психология [Электронный ресурс] / Р.О. Павелко. - Режим доступа: http://uchebnikionline.ru (дата обращения 08.05.2014).
3. Решетова П. С. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова /П. С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -№4 (15). - С. 79-81.
4. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология"/. Е.О. Смирнова. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -366 с.
5. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями дис. ... д-ра психол. наук / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.
6. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. - №3 (17). - С. 92-94.
THE COMPLEX AS A WAY TO REVIVE THE DIALOGUE WITH THE BABY'S PARENTS
SIDOROVI.Y., SOBOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: heyjey13@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the complex of revival of the baby, which covers an active function aimed at interaction with adults. The infant, starting from the second month of life, has the ability to communicate with adults, and this communication is the leading activity in the first half of life.
Keywords: complex of animation, baby, communication, adults