Научная статья на тему 'Голосовая коммуникация у младенцев и птиц: некоторые соответствия'

Голосовая коммуникация у младенцев и птиц: некоторые соответствия Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОСОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ У МЛАДЕНЦЕВ И ПТИЦ / VOICE COMMUNICATION IN BABIES AND BIRDS / ФОРМЫ / FORMS / ФУНКЦИИ И КОНТЕКСТЫ АКУСТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / FUNCTIONS / РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ / THE DEVELOPMENT OF SOUND BEHAVIOR / ПАРАЛЛЕЛИЗМЫ В ЭВОЛЮЦИОННОМ РАЗВИТИИ ИНТОНАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / PARALLELISMS IN THE EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF THE / AND CONTEXTS OF ACOUSTIC COMMUNICATION / IN ONTOGENESIS / INTONATIONAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Калужникова Татьяна Ивановна

В статье выявлены сходные черты, свойственные голосовой (базирующейся на сигналах, извлекаемых посредством голоса) коммуникации младенцев и птиц. Автор исходит из положения о комплексном характере рассматриваемых невербальных систем общения, где звучание взаимодействует с пластикой тела, позами, мимикой и т. п. В онтогенетической эволюции акустической активности детей и пернатых прослеживается общая направленность, связанная с переходом от кратких ранних реакций к развѐрнутым глоссолалиям у младенцев, от незамысловатых позывов к сложноорганизованным песням у птиц. Существенно, что при формировании аудиального поведенческого поля в обоих случаях наблюдается сочетание врождѐнных и приобретѐнных элементов. Благодаря контактам детей и пернатых со своим окружением у них складываются дуэтные (диалогические) и групповые формы общения. Сближению младенческих и птичьих вокализаций способствуют также тождество их ведущих функций (ситуативной и сигнализационной) и существование в условиях аналогичных контекстов (бытового, ритуализированного и игрового). Отмеченные моменты, наряду с другими признаками родства (наличие совпадающих единиц в мелодических «словарях» рассматриваемых сфер и единых принципов в координации семантики и структуры сигналов), вероятно, можно считать проявлениями параллелизмов в эволюционном развитии интонационных процессов, изучение которых составляет одну из задач будущих интердисциплинарных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voice communication in babies and birds: some matches

The article identifies similar features peculiar to voice (based on signals, extracted by voice) communication of infants and birds. The author proceeds from the provision on the complex nature of the nonverbal communication systems, where the sound plan interacts with the plastic body, poses, facial expressions, etc. In the ontogenetic evolution of the acoustic activity of children and birds, a general trend is traced, connected with the transition from brief early reactions to unfolded glossolalia in infants, from uncomplicated urges to complexly arranged songs in birds. It is significant that the process of formation of an auditory behavioral field in both cases involves a combination of congenital and acquired elements. Thanks to the contacts of children and birds with their environment, they develop duet (dialogical) and group forms of communication. The convergence of infant and bird vocalizations also contribute to the identity of their leading functions (situational and signalling) and existence in terms of similar contexts (household, ritualised and game). The points, along with the other characteristics of relationship (the presence of matching units in the melodic -dictionary‖ of the considered spheres and equal principles of coordination of the signal semantics and structure), you probably want to consider manifestations of parallelisms in the evolution of intonational processes, the study of which is one of the tasks of future interdisciplinary research.

Текст научной работы на тему «Голосовая коммуникация у младенцев и птиц: некоторые соответствия»

Т. И. КАЛУЖНИКОВА

(Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 81'23 ББК Ш100.6

ГОЛОСОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ У МЛАДЕНЦЕВ И ПТИЦ: НЕКОТОРЫЕ СООТВЕТСТВИЯ

Аннотация. В статье выявлены сходные черты, свойственные голосовой (базирующейся на сигналах, извлекаемых посредством голоса) коммуникации младенцев и птиц. Автор исходит из положения о комплексном характере рассматриваемых невербальных систем общения, где звучание взаимодействует с пластикой тела, позами, мимикой и т. п. В онтогенетической эволюции акустической активности детей и пернатых прослеживается общая направленность, связанная с переходом от кратких ранних реакций к развёрнутым глоссолалиям у младенцев, от незамысловатых позывов к сложноорганизованным песням у птиц. Существенно, что при формировании аудиального поведенческого поля в обоих случаях наблюдается сочетание врождённых и приобретённых элементов. Благодаря контактам детей и пернатых со своим окружением у них складываются дуэтные (диалогические) и групповые формы общения. Сближению младенческих и птичьих вокализаций способствуют также тождество их ведущих функций (ситуативной и сигнализационной) и существование в условиях аналогичных контекстов (бытового, ритуализированного и игрового). Отмеченные моменты, наряду с другими признаками родства (наличие совпадающих единиц в мелодических «словарях» рассматриваемых сфер и единых принципов в координации семантики и структуры сигналов), вероятно, можно считать проявлениями параллелизмов в эволюционном развитии интонационных процессов, изучение которых составляет одну из задач будущих интердисциплинарных изысканий.

Ключевые слова: голосовая коммуникация у младенцев и птиц, формы, функции и контексты акустического общения, развитие звукового поведения в онтогенезе, параллелизмы в эволюционном развитии интонационных процессов.

Голосовому поведению младенцев и птиц свойственно исключительное интонационное богатство и разнообразие, что само по себе вкупе с невербальным характером обозначенных

феноменов даёт определённые основания для их сравнения. Но самое поразительное заключается в наличии у этих феноменов сходных черт, таких как «словари» типовых единиц мелодики, принципы координации семантики сигналов с их структурой, взаимные соответствия в механизмах общения и др.27 Существенно, что в том и другом случае звучания выступают в качестве компонентов целостных поведенческих комплексов, каждый из которых, помимо аудиальной составляющей, включает телодвижения, позы, мимику, жесты.

Многие признаки рассматриваемых вокализаций (о них пой-

28ч

дёт речь в статье ) определяются коммуникативными условиями бытования. Среди них - сочетание генетически унаследованных и приобретённых в процессе контактов со средой элементов.

Ещё до появления на свет ребёнок ведёт диалог с вынашивающей его женщиной как на языке тела (обмен мускульными импульсами, согласование температуры, сердечных ритмов и др.), так и посредством акустических сигналов. Замечено, что он хорошо распознаёт высокочастотные тоны в материнском голосе, пытаясь отвечать на них разнообразными звуками [Декер-Фойгт 2003: 171]. На формирование интонационного опыта влияют и внешние стимулы. Как сообщает Д. Чемберлен, на 25-й неделе плод способен подпрыгивать в такт музыке на концер-

27 Перечисленные вопросы рассмотрены в монографии автора этих строк [Калужникова 2018]. Изучение нейрофизиологических предпосылок подобного сходства было предпринято учёными разных стран в рамках совместного научного проекта (результаты исследований представлены в работах: [Ильичёв, Силаева 2002: 72; Jams et al. 2014; Pfenning et al. 2014] и др.).

28 Материалами исследования послужили фонограммы и нотации голосовых сигналов детей и птиц. Аудиозаписи младенческих глоссолалий были сделаны от десяти детей (их возраст 2,5 месяца - 1,5 года) в 1972, 1987-2012 гг. в Екатеринбурге, их нотные расшифровки опубликованы в кн.: [Калужникова 2004]. Фонограммы птичьего пения содержатся на пластинках «Птицы СССР. Определитель по голосам», «Голоса птиц в природе», «Голоса птиц уссурийской тайги», в звуковом справочнике-определителе «Голоса птиц России» и на нескольких интернет сайтах. Слуховые нотации птичьих сигналов см. в издании: [Messiaen 1999]. Имеющиеся в «репертуаре» младенцев и пернатых шумовые звучания не рассматривались.

те [Чемберлен 2005: ч. 1]. Показательно, что получаемые извне слуховые впечатления (особенно в последние полгода внутриутробной жизни) не только воздействуют на характер психических реакций ещё не родившегося малыша, но и сказываются на его пристрастиях к определённым звучаниям в дальнейшем [Ta-furi, Villa 2002].

В младенческом возрасте дитя более живо реагирует на эмоционально окрашенные фразы матери и отца либо их пение, чем на нейтральную речь, стараясь даже сосать в ритме материнской песни [Trehub, Nakata 2001-2002]. Ему доставляет удовольствие, когда «значимый взрослый» общается с ним в особом речевом регистре baby talk, которому свойственны достаточно высокая тесситура, выразительная заострённость интонирования, замедленный темп, смягчённое произнесение фонем, что сближает высказывания старших с детским интонированием [Гаврилова 2001]. Вследствие «заражения» эмоциональным настроем матери и выражения этого настроя как собственного состояния у младенца возникает «комплекс оживления», особенно заметно

проявляющийся в период с 2—3 до 5,5 месяцев.

К числу врождённых голосовых реакций ребёнка принадлежат крики, плач, смех, гуление и лепет, последовательно формирующиеся в ходе онтогенеза. По мере взросления малыша в его поведении возникают черты, обусловленные возрастанием роли социальных стимулов и воздействием окружения. Общая эволюция детской акустической деятельности связана с движением от аморфных, как правило, лаконичных ранних сигналов к развёрнутым и достаточно сложным глоссолалиям периодов гулений и лепета. Важно, что появление в интонационном словаре новых компонентов не исключает параллельного существования ранее сложившихся [Винарская 1987: глава 2; Калужникова 2004].

Сходным образом выглядит процесс онтогенетического становления акустической коммуникации у птиц. По наблюдениям учёных, в слуховом анализаторе эмбрионов раньше всего формируются нервные клетки, настроенные на частоту голоса самки, что даёт возможность ещё не вылупившимся птенцам достаточно эффективно общаться с матерью [Фокин 1982]. На пост-

натальных стадиях развития малыши с помощью родителей и других особей активно обучаются пению.

Для пернатых характерны две основные группы вокализаций: с одной стороны, это краткие, дискретные, генетически запрограммированные крики и позывы (позывки), присущие представителям обоего пола и издаваемые в различных ситуациях в те-

29

чение всего года , с другой - песни, сложно структурированные, вбирающие признаки окружающего «звукового ландшафта», характерные в основном для самцов и связанные преимущественно со стадиями размножения. Перестройка голосового поведения в данном случае также согласуется с этапами возрастного развития особей - раннегнездовым, позднегнездовым, по-слегнездовым, периодом осенней линьки и начала миграционной активности, временем первого репродуктивного цикла [Бё-ме 2006: 274].

Благодаря контактам младенцев и птиц со средой в их поведении формируются дуэтные (диалогические) и групповые формы коммуникации. У маленьких детей диалоги зачастую возникают в ситуациях, когда кто-то из старших произносит в регистре baby talk нежное обращение «агу», на которое дитя в состоянии радостного оживления также отзывается агуканьем, в общих чертах воссоздающим темброво-артикуляционную сторону, ритмическую организацию, частотные параметры обращённой к нему речи. Особенно широко распространён вид парного интонирования, где в качестве реакций на слова взрослого выступают вокализации ребёнка.

Иногда в спонтанное звуковое общение включаются несколько младенцев. В таких случаях на крик одного из них отвечают плачем находящиеся рядом сверстники, что приводит к возникновению какофонии. Последнюю, впрочем, нельзя считать целиком хаотичной, поскольку ей свойственны общий (негативный) эмоциональный настрой членов сообщества и сходство артикулируемых ими криковых сигналов. Подобные формы

29 Обычно позывы и крики считаются безусловнорефлекторными реакциями, хотя, как полагает И. Р. Бёме, «некоторые позывы сохраняются и передаются в популяциях только посредством обучения» [Бёме 2006: 268].

детского поведения в интонационном аспекте пока не изучены, известны лишь некоторые факты, касающиеся собственно коммуникативной стороны явления. В частности, по данным Д. Чемберлена, новорождённые наиболее эмоционально реагируют на крики представителей своей возрастной группы, не столь активно - на реакции пятинедельных малышей, ещё менее отчетливо - на сигналы детей пяти месяцев [Чемберлен 2005: ч. 1].

Орнитологами зафиксировано наличие коллективного (дуэтного и группового) интонирования и у птиц, причём ансамбли могут возникать как при исполнении песен, так и при воспроизведении иных вокализаций (см., в частности: [Ильичёв 1972: 181 -182; Мальчевский, Пукинский 2009; Рябицев 2001: 117, 162, 170, 312, 321 и др.; Симкин 1972: 38 -39; Шовен 1972: 384]). На появление совместной сигнализации, помимо степени половой активности и времени суток, влияют общая интенсивность птичьего пения данной местности, а также певческая инициативность особей того же либо другого видов, занимающих смежные территории и вступающих в соревнование с соседями [Мальчевский, Пукинский 2009: 781].

Наиболее типичны дуэтные формы, обычно представляющие собой переклички самки и самца, иногда двух самцов, обитающих на сопредельных участках, реже встречается одновременное звучание обоих голосов. Функции участников птичьих парных ансамблей В. Д. Ильичёв характеризует таким образом: а) самец воспроизводит один мелооборот, самка вслед за ним -другой; б) самец и самка поют одновременно, но самка отвечает только на определённые фразы самца; в) самец издаёт высокий звук, а самка, продолжая, - низкий [Ильичёв 1972: 182]. В акустическом общении полувольных и ручных клеточных («говорящих») питомцев с человеком также представлены разнообразные дуэты: свистовые, в которых особь откликается свистом на свист собеседника; вербально-видоспецифические, где она реагирует на словесную речь видовой сигнализацией; вербально-поведенческие - в них птица «комментирует» действия партнёра по диалогу словами или наоборот - отзывается действием на его фразу [Силаева 2008].

Совместное пение, при котором две или несколько особей

вступают поочерёдно, воспроизводя полный рисунок видовой песни в высшей степени согласованно, последовательно, биоакустики называют «антифонным». У приручённых особей известны случаи антифонных перекличек между представителями разных видов.

Если говорить о слаженных дуэтах, то они свойственны прежде всего парам, образующимся на много лет (журавли, совы,

аисты и др.). К примеру, журавлиный сигнал «курлыканье» —

это чередующиеся примерно через 400-625 мс возгласы самца и самки [Мальчевский, Пукинский 2009: 797-798]. У сов склонность к дуэтам и даже к трио30 наблюдается с раннего возраста: когда птенцы-слётки, покинув гнездо, подзывают к себе родителей, они поочерёдно и притом скоординированно во времени интонируют призывные свисты. В дуэтах взрослых иглоногих сов первым начинает издавать серию криков самец. «К нему обычно сразу же присоединяется самка, которая исполняет свою независимую партию, состоящую из ряда более низких стонущих звуков. В брачную пору у некоторых сов можно слышать дуэты двух самцов» [Там же: 794].

Наряду с ансамблевыми формами, встречаются также «хоровые» сигналы, типичные для ситуаций взаимных контактов птиц во время общественных токов, на местах кормёжки, отдыха или ночёвки. В организации подобных «хоров» многое до сих пор остаётся непознанным, установлено лишь, что они регулируются феноменом «звуковой индукции», то есть способностью реагировать голосом на звучания окружающей среды, «заражаться» ими [Мальчевский, Пукинский 2009: 779-780]. Толчком к вовлечению особей того или иного вида в групповое интонирование зачастую становится песня другого вида, однако это может быть всякий громкий звук - гудок поезда, автомобильный сигнал, раскат грома и т. п. Максимальную активность совместная

сигнализация приобретает в конце весны — начале лета, когда концерты пернатых продолжаются почти круглосуточно, начинаясь задолго до восхода солнца и с небольшими антрактами

30 Образец трио сов приведён в V томе семитомного труда О. Мессиана «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» [Messiaen 1999].

возобновляясь в течение последующего времени.

Вопреки тому, что коллективное пение птиц на слух кажется неупорядоченным, в нём обнаруживается действие как минимум двух организующих факторов. Первый - это выражение всеми участниками коммуникации единого эмоционального настроя, обычно беспокойства (не случайно такие явления называют «птичьими переполохами»), отчего «хоровая партитура» насыщается похожими у различных особей тревожными голосовыми сигналами [Мальчевский, Пукинский 2009: 784-785]. Вторым фактором служит «сближение манер исполнения», описанное Г. Н. Симкиным на примере отряда воробьиных. Оно заключается в том, что некоторые самцы одного и даже разных видов, поющие рядом, нередко воспроизводят близкие варианты песни, причём «в отдельных случаях ситуационные изменения оказываются настолько сложными, что создают полную иллюзию "разговора" или "турнира" участников ансамбля» [Симкин 1972: 38].

Существенной стороной всякой системы коммуникации является её функциональная обусловленность. Если в период но-ворождённости активность ребёнка всецело регулируется потребностями генетического порядка - пищевой и оборонительной, то несколько позднее в ней актуализируются социальные мотивировки. Обозначенный процесс отражается, например, в проанализированной Н. Я. Кушнир динамике интонационной структуры плача младенца на границе первого и второго месяцев жизни. Автор приходит к выводу о появлении в это время новых аспектов функциональности плача: помимо направленности на выражение отрицательных эмоций, он приобретает также коммуникативную функцию [Кушнир 1990: 5, 7 -8].

В целом младенческим сигналам свойственны две ведущие функции. Одна из них состоит в откликах малыша на ситуации окружающей среды, другая - в оповещении о своих потребностях и психофизиологическом состоянии. Воспользовавшись терминами, применяемыми в классификации пения птиц [Маль-чевский 2003; 2005; 2009], функции раннего детского интонирования можно назвать ситуативной (первая) и сигнализационной (вторая).

У пернатых голосовые реакции помогают обеспечить опти-

мальное для того или иного конкретного случая расстояние между партнёрами, передают информацию о видовой, половой, возрастной принадлежности сигнализирующей особи, её эмоциональном состоянии и «социальном» статусе (доминантности или субдоминантности), сообщают о занятости территории, изменениях во внешней среде и т. п. При этом каждая функция, как правило, детализируется в зависимости от биологических условий коммуникации [Константинов, Мовчан 1985: 25; Сим-кин 1972; 1976].

Многие биоакустики придерживаются мнения о полифункциональности разных видов птичьего пения. При употреблении одного и того же сигнала для нескольких целей (такова, к примеру, видовая песня, которая служит для привлечения самок, обозначения гнездовой территории, отпугивания других самцов и даже для отвода врага от гнезда) его информативное наполнение регулируется окружающей обстановкой, поэтому в данном случае имеет место ситуативная функция. Кроме того, у птиц действует и система специализированных реакций, уведомляющих о физиологическом либо «социальном» состоянии особей, а в функциональной палитре объединяющих основное целевое назначение с факультативными. Подобным вокализациям свойственна ведущая сигнализационная функция [Мальчевский 2003; 2005; 2009].

Не менее важно, в каких контекстах происходит общение. В сравниваемых областях объединяются формы коммуникации, которые условно могут быть названы утилитарными и символическими. К первой группе относятся компоненты бытового поведенческого комплекса, направленного на удовлетворение физиологических потребностей (в обоих случаях это сон, приём пищи, отдых, а у пернатых -ещё и уход за покровами, обследование территории обитания). Звуковую составляющую данного комплекса образуют сигналы дискомфорта и комфорта, издаваемые детьми, птенцами и взрослыми особями в повседневной обстановке.

Символические формы поведения являются элементами ритуализированного и игрового комплексов, где первостепенное значение приобретают социальные факторы. Так, ритуализированный характер присущ некоторым видам общения младенца с

матерью. Один из них - баюканье, генетически и типологически связанное с ритуалом и даже в современных условиях не теряющее эту связь окончательно. При включении в коммуникативный контекст пестушек и потешек, исполняемых взрослыми, на первый план выходит игровое начало. Оно характерно как для поэтических текстов таких песенок с их словотворчеством, изобразительностью, ритмичностью, так и для акционального плана, где присутствуют равномерное поглаживание ручек и ножек дитяти, его плавное покачивание, массаж (пестушки), подражание скачке и катанию с горы, использование элементов театрализации (потешки). В самостоятельной акустической деятельности малышей игровые формы появляются примерно в середине первого года жизни. С этого времени, наряду с манипулированием предметами, ребёнок прибегает к игре регистрами своего голоса (гуление), физической стороной звуков и слогов (лепет), вызывающей у него позитивные ощущения.

На существование символических поведенческих практик (в большинстве случаев называемых «ритуалами») у пернатых обращают внимание многие орнитологи. В литературе описаны церемонии угрозы и умиротворения, установления и поддержания иерархии в сообществах, смены партнёра на гнезде во время высиживания птенцов, кормления выводка и др., а также брачные процедуры, в том числе - восхитительные танцы [Шо-вен 1965: глава 6 и др.]. «Ритуализованные демонстрации» птиц (демонстративное поведение) квалифицируются Е. Н. Пановым как «высоко стереотипный комплекс реакций», который складывается в ходе филогенетической эволюции на основе преобразования бытовых поведенческих форм в символические (например, реальной агрессии в демонстрацию агрессии) [Панов 1978: 13].

Для особей разных видов и возрастов характерны также игры: манипулирование предметами, парные полёты, преследования, сопровождающиеся передачей из клюва в клюв мелких вещей, пируэты и кувыркание в воздухе, купание в снегу, катание с крыш и т. п. [Зорина б/г]. Многие из них типичны для разных представителей животного мира, а некоторые свойственны и маленьким детям. Остаётся добавить, что во всех символических формах птичьего поведения заметная роль принадлежит

звуковой составляющей.

Таким образом, очевидно, что голосовой коммуникации младенцев и пернатых присущ ряд общих черт. Симптоматичен комплексный характер их поведения, не менее показательно присутствие в нём утилитарного и символического сегментов. Следующая аналогия: в обоих случаях вокализации выполняют тождественные функции - ситуативную и сигнализационную. Заслуживает внимания наличие у детей и птиц дуэтных и групповых форм интонирования. Наконец, родство обозначенных сфер проявляется и в том, что каждая из них сходным образом эволюционирует в онтогенезе, обнаруживая постепенное пополнение генетически унаследованного набора средств элементами, воспринятыми из окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

Бёме И. Р. Формирование вокализации (Passeriformes) воробьиных птиц в онтогенезе. Современное состояние проблемы // Общая биология. 2006. Т. 67. № 4.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М., 1987.

Гаврилова Т. О. Регистр общения с детьми (baby talk): некоторые интонационные особенности // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. / отв. ред. А. К. Байбурин, В. Б. Колосова. - СПб., 2001. Вып. 1.

Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. - СПб., 2003. Серия: Золотой фонд психотерапии.

Зорина З. А. Игры животных (игровое поведение) [Электронный ресурс]. URL: http://zooeco.com>eco-eto/ecoetol-59-10.html.

Ильичёв В. Д. Биоакустика птиц. - М., 1972.

Ильичёв В. Д., Силаева О. Л. Сопоставление видовых сигналов птиц и речевых сигналов человека // Известия РАН. Серия: Биология. 2002.№ 1.

Калужникова Т. И. Акустический Текст ребёнка (по материалам, записанным от современных российских городских детей) / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2004.

Калужникова Т. И. Вокализации детей и птиц: опыт сравне-

ния (к постановке проблемы) / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2018.

Константинов А. И., Мовчан В. Н. Звуки в жизни зверей. -Л., 1985. (Серия: Жизнь наших птиц и зверей. Вып. 7).

Кушнир Н. Я. Стадиально-возрастная динамика интонационной структуры плача ребёнка в первые месяцы жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.

Мальчевский А. С. Звуковое общение животных (на примере птиц). 2-е изд., стер. // Русский орнитологический журнал. 2003. Т. 12. Экспресс-выпуск 209.

Мальчевский А. С. Звуковое общение птиц и опыт классификации издаваемых ими звуков. 2-е изд., стер. // Русский орнитологический журнал. 2005. Т. 14. Экспресс-выпуск 288.

Мальчевский А. С. О разнообразии и классификации звуков, издаваемых птицами // Русский орнитологический журнал. 2009. Т. 18. Экспресс-выпуск 500.

Мальчевский А. С., Пукинский Ю. Б. Роль звуковой индукции в голосовом поведении птиц. 2-е изд., стер. // Русский орнитологический журнал. 2009. Т. 18. Экспресс-выпуск 483.

Панов Е. Н. Механизмы коммуникации у птиц. - М., 1978.

Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель. 3-е изд., доп. и испр. - Екатеринбург, 2008.

Симкин Г. Н. О биологическом значении пения птиц // Вестник Московского университета. Серия VI, Биология, почвоведение. 1972. № 1 (январь-февраль).

Симкин Г. Н. Опыт разработки функциональной классификации акустических сигналов у птиц // Групповое поведение животных: докл. участников II Всесоюз. конф. по поведению животных / отв. ред. Б. П. Мантейфель. - М., 1976.

Фокин С. Ю. Акустическая сигнализация и биологические основы управления поведением птиц при искусственном диче-разведении [Электронный ресурс] // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве: сб. науч. тр. - М., 1982. URL: http://fermer.ru>Советы>ptitsevodstvo/98153

емберлен Д. [Chamberlain David]. Разум вашего новорождённого ребёнка: пер. с англ. и под ред. Г. И. Брехмана. - М., 2005.

Шовен Р. [Shoven Remy]. Поведение животных: пер. с фр.

Л. С. Бондарчука и З. А. Зориной / под ред. и с предисл. Л. В. Крушинского. - М., 1972.

Шовен P. [Shoven Remy]. От пчелы до гориллы: пер. с фр. Н. В. Кобриной / под ред. и с предисл. И. А. Халифмана. - М.: Мир, 1965.

Jarvis Erich D. et al. A flock of genomes [Электронный ресурс] // Science. December 2014. Vol. 346, Issue 6215, pp. 1308-1309. URL:http://science.sciencemag.org>IssueArchive> 346/6215/1256846

Messiaen Olivier. Traité de rythme, de couleur, et dornithologie (1949 -1992): en 7 t. - Paris: Édition Musicales Alphonse Leduc, 1999. T. V: en 2 volume. 1er volume. Chants dOiseaux d'Europe.

Pfenning Andreas R. et al. Convergent transcriptional specializations in the brains of humans and song-learning birds [Электронный ресурс] // Science. December 2014. Vol. 346, Issue 6215, p. 1333. URL: http://science. sciencemag.org > Issue Archive > 346/6215/1256846.

Tafuri J., Villa D. Musical elements in the vocalisations of infants aged 2-8 months // British Journal of Music Education. March 2002. Vol. 19(1)

Trehub S.-E., Nakata T. Emotion and music in infancy // Musicae Scientiae. Spec Issue. 2001-2002.

©Калужникова Т. И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.