УДК 316.6
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
А.А. Исаханова
Аннотация. Экономическое развитие мирового сообщества в начале XXI века характеризуется процессами глобализации мировых экономических отношений. Процесс глобализации ведет к росту международных компаний и транснациональных корпораций, работающих на рынках большинства стран мира. Залогом успеха на зарубежных рынках для многих международных компаний является глобальное восприятие процессов социализации. Современные специалисты отходят от локальных навыков и отдают предпочтение глобальным. Коммуникативные навыки являются основной частью глобальных навыков социализации общества. Международные компании в отборе специалистов ориентируются в первую очередь на построение субъективных коммуникаций претендентов на вакантные должности. В связи с этим к выпускникам высших учебных заведений предъявляются особые, новые требования. В данной статье рассматриваются коммуникативные навыки, и оценивается их значимость в трудоустройстве выпускников вуза.
Ключевые слова: глобальные навыки, коммуникация, студенты, коммуникативные способности, коммуникативные навыки.
COMMUNICATIVE SKILLS OF UNIVERSITY GRADUATES IN SOCIAL INTERACTION
А. Issakhanova
Abstract. Economic development of the world community at the beginning of the XXI century is characterized by the globalization of world economic relations. Globalization leads to the growth of international companies and transnational corporations operating in the markets of most countries in the world. The key to success in overseas markets for many international companies is a global perception of socialization processes. Modern professionals are moving away from local skills and prefer global. Communication skills are a major part of the global skills of socialization of society. International companies in the selection of professionals oriented primarily to b uild communications subjective applicants for vacant positions. In this regard, the graduates of higher educational institutions are special, new demands. In this article communicative skills are considered, and their importance in employment of university graduates is estimated.
Keywords: global skills, communication, students, communication skills, interpersonal skills.
В современном мире, где не важны ни расстояния, ни государственные границы, сформированная на знаниях XXI века глобальная экономика, заставляет университеты искать не традиционные, но адекватные внешним условиям модели функционирования.
Тенденции развития информационной цивилизации, а также потребности современного общества, связанные с его модернизацией и постепенной интеграцией в единое мировое сообщество, представляют новые возросшие требования к выпускникам высших учебных заведений. Глобализация, экономическая конкуренция, развитие передовых технологий и инноваций, расширяющийся объем информации диктуют возрастающую роль постоянного развития гибких практико-ориентированных навыков и профессионально-личностных качеств.
Рынок на данном этапе развития носит глобальный характер и требует
высококвалифицированных выпускников,
имеющих общие навыки взаимодействия и
анализа в быстро изменяющихся условиях современности. Требования работодателей направлены на максимальное расширение границ взаимодействия не только в рамках одного государства или континента, а всего мира в целом. Для многих компаний
многонациональность и полиязычность персонала стали ключевым фактором успеха в развитии и процветании, которые в свою очередь находят отражение в новом направлении развития технологий обучения [4].
Новые мировые стандарты обучения и саморазвития основываются на глобальных навыках, включающих в себя широкие ключевые компетенции, развиваемые по принципу «Думай глобально, действуй локально», что включает в себя:
- Умение оценивать различия в культурах.
- Способность понимать и учитывать различные точки зрения.
- Умение критически мыслить и сопоставлять факты.
- Способность решать самые разные задачи.
- Умение действовать в условиях неопределенности.
- Понимание глобальных проблем и вызовов
[5].
Ключевые компетенции навыков глобального развития непосредственно включают в себя коммуникативные навыки. Так как коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно передавая ее [3]. Эти навыки очень важны в современном обществе, где ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми разных национальностей и с разными социальными и нравственными ценностями.
Для некоторых специальностей
коммуникативные навыки являются основными и входят в профессиональные компетенции; это может сформировать мнение, что не для всех профессий требуются коммуникативные навыки. Но, по последним исследованиям независимых агентств по статистики республики Казахстан, современная молодежь стремится в своей профессиональной деятельности иметь быстрый карьерный рост и соответственно высокие заработки. Но данное стремление осуществляется преимущественно за счет хорошо сформированных коммуникативных навыков, так как по большей части развитие человека начинается с общения.
По этой причине наше исследование было направленно на выявления уровня компетенций в построении социальных коммуникаций у студентов выпускных курсов и магистрантов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.
В исследовании приняли участие студенты 4 курса бакалавриата - 291 человек, магистранты -2 курса 111 человек, со всех 13 факультетов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. В исследование вошли - 10% студентов 4 курса и 100% магистрантов. Возраст респондентов исследования варьировался от 21 года до 25 лет. Коммуникативные навыки в исследовании измерялись при помощи разработанного и апробированного опросника, состоящего из 10 шкал; тест оценки коммуникативных умений (2 варианта) [1]; методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) [2].
В коммуникативных навыках в исследовании согласно разработанному опроснику выделены 5 основных способностей взаимодействия:
- ясно и доступно излагать информацию;
- концентрировать внимание во время прослушивания и прочитывания информации;
- анализировать прослушанной речи (определение основной цели, композиции, темы, формы аргументации);
- располагать к себе людей;
- вести деловой диалог.
Методика исследования заключалась в шкалировании своих способностей. Каждая способность коммуникативных навыков определялась по двум шкалам, которые в свою очередь сопоставлялись и складывались в обработке результатов. Способности оценивались респондентами по 5 бальной шкале, от 1 до 5, где «1» - означал полное отсутствие способности, «5» - способности развиты хорошо.
По результатам исследования в целом средний балл по коммуникативным навыкам как у студентов выпускных курсов бакалавриата, так и магистратуры оказался равен 4, то есть был показан достаточный уровень владения данными навыками, см. табл. 1,2.
При распределении по факультетам самый высокий показатель владения
коммуникативными навыками среди студентов бакалавриата был выявлен на механико-математическом факультете (4,6 баллов), среди студентов магистратуры - на механико-математическом факультете, факультете естественных наук, факультете журналистики и политологии (по 4,7 баллов). Самые низкие показатели среди студентов бакалавриата оказались на филологическом факультете (2,6 баллов). В магистратуре по показателям коммуникативных навыков самые низкие баллы - на физико-техническом и историческом факультетах (2,7 и 3 балла соответственно).
По отдельным способностям студентами бакалавриата выше всех были оценены способность анализа прослушанной речи (определение основной цели, композиции, темы, формы аргументации) (4 балла) и способность располагать к себе людей (4 балла). Ниже всех - способность концентрировать внимания во время прослушивания и прочитывания информации (3,6 балла). Остальные навыки были оценены одинаково в 3,9 балла. Магистранты самые высокие баллы присвоили, также как и студенты выпускных курсов, способностям анализа прослушанной речи (определение основной цели, композиции, темы, формы аргументации) и способности располагать к себе людей (4 балла); ниже всего была оценена способность - ясно и доступно излагать информацию; все остальные навыки получили одинаковую оценку в 4,9 балла.
Таблица 1. - Степень владения коммуникативными навыками у студентов выпускных курсов бакалавриата
по факультетам
№ Факультет Коммуникативные навыки Средний общий балл по фак-ту
Способность излагать информацию Способность концентрировать внимание Способность анализа Способность располагать к себе людей Способность вести деловой диалог
1 Информационных технологий 3,7 3,5 3,8 3,5 3,5 3,6
2 Естественных наук 4 3,7 4,2 4,2 4,2 4
3 Журналистики и политологии 4,3 4,3 4,4 4,3 4,1 4,2
4 Юридический 3,9 4,2 4,2 4,6 4,3 4,2
5 Транспортно-энергетический 4,1 3,9 4,2 4 4 4
6 Механико-математический 4,7 4,7 4,6 4,6 4,6 4,6
7 Архитектурно -строительный 3,9 3,8 4,4 4,3 4,2 4,1
8 Исторический 3,4 3,6 3,6 3,6 3,6 3,5
9 Физико-технический 3,9 3,7 4,1 4,1 3,8 3,9
1 0 Филологический 2,6 2,7 2,5 2,7 2,7 2,6
1 1 Международных отношений 4,3 3,9 4,6 4,2 3,9 4,1
1 2 Экономический 4,3 3,9 3,9 4 4 4
1 3 Социальных наук 3,4 3,9 4 4,1 4,2 3,9
Средний общий балл университета 3,9 3,6 4 4 3,9 -
Таблица 2. - Степень владения коммуникативными навыками у студентов выпускных курсов
магистратуры
№ Факультет Коммуникативные навыки Средний общий балл по фак-ту
Способность излагать информацию Способность концентрировать внимание Способность анализа Способность располагать к себе людей Способность вести деловой диалог
1 Информационных технологий 3,5 3,3 4 3,5 3,4 3,5
2 Естественных наук 4,7 4,7 4,7 4,2 4,6 4,5
3 Журналистики и политологии 3,8 5 5 4,8 3,5 4,4
4 Юридический 4,3 4,5 4 4 4 4,1
5 Транспортно-энергетический 4,1 3,9 4,2 3,8 4 4
6 Механико-математический 4,6 4,7 4,7 4,6 4,6 4.6
7 Архитектурно-строительный 4,1 4,5 4,4 4,3 4,4 4,3
8 Исторический 2,8 2,2 3,2 3,4 3,4 3
9 Физико-технический 2,9 2,7 2,8 3 2,2 2,7
10 Филологический 2,8 3,3 3,6 3,3 3,3 3,2
11 Международных отношений 4,5 4,2 4,5 4,7 4,7 4,5
12 Экономический 3,6 4,4 3,7 4,5 4,3 4,1
13 Социальных наук 4 4,2 4,1 4,3 4,4 4,2
Средний общий балл университета 3,8 3,9 4 4 3,9 -
При сравнении коммуникативных способностей среди студентов естественно-технических и гуманитарно-социальных специальностей заметны различия в пользу выпускников естественно-технических
специальностей на 4%. По магистратуре разрыв между магистрантами естественно-технических и гуманитарно-социальных специальностей
составил 2%. По полученным данным владение
коммуникативными навыками у студентов и магистрантов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева выше среднего показателя и составляет в среднем 4 балла. По данной методике исследования коммуникации в системе глобального взаимодействия
проявляются адекватно, согласно
складывающимся ситуациям в социальном окружении.
90% 85% 80% 75% 70%
^ Коммуникативные навыки
82%
Естественно -технические специальности 82%
78%
Гуманитарно -социальные специальности 78%
Диаграмма 1. - Владение коммуникативными навыками выпускниками естественно-технических и гуманитарно-социальных специальностей (бакалавриат)
90% 85% 80% 75% 70%
82%
80%
Естественно-технические специальности Гуманитарно-социальные специальности
82% 80%
Коммуникативные навыки
Диаграмма 2. - Владение коммуникативными навыками выпускниками естественно-технических и гуманитарно-социальных специальностей (магистратура)
По методикам оценки коммуникативных оценивались сильные и слабые стороны в
умений (2 варианта) и «Коммуникативным и построении коммуникаций, умение установить
организаторским склонностям» у респондентов дружескую атмосферу, а так же особенности
исследования были выявлены реакции на организаторских склонностей в
предлагаемые ситуации, по реакциям взаимоотношениях, см. табл. 3 и табл. 4.
Таблица 3. - Владение коммуникативными умениями студентами выпускных курсов бакалавриата
№ Факультет Коммуникативные умения
Ситуации вызывающие досаду и раздражение Умение слушать собеседника Коммуникативные умения Организаторские склонности
1 Информационных технологий 45% 49 б. 3 б. 3 б.
2 Естественных наук 50% 51 б. 4 б. 3 б.
3 Журналистики и политологии 22% 54 б. 3 б. 3 б.
4 Юридический 21% 62 б. 4 б. 4 б.
5 Транспортно-энергетический 34% 48 б. 3 б. 3 б.
6 Механико-математический 42% 66 б. 3 б. 4 б.
7 Архитектурно-строительный 40% 58 б. 2 б. 3 б.
Таблица 4. - Владение коммуникативными умениями студентами выпускных курсов магистратуры
8 Исторический 45% 55 б. 3 б. 3 б.
Продолжение табл. 3.
9 Физико-технический 58% 45 б. 2 б. 3 б.
10 Филологический 62% 32 б. 2 б. 2 б.
11 Международных отношений 17% 64 б. 4 б. 3 б.
12 Экономический 25% 59 б. 4 б. 4 б.
13 Социальных наук 30% 61 б. 3 б. 3 б.
Средний общий балл университета 38 % 54 б. 3 б. 3 б.
Коммуникативные умения
№ Факультет Ситуации вызывающие Умение слушать собеседника Коммуникативные Организаторские
досаду и раздражение умения склонности
1 Информационных технологий 40% 46 б. 2 б. 3 б.
2 Естественных наук 37% 54 б. 3 б. 3 б.
3 Журналистики и политологии 22% 47 б. 4 б. 4 б.
4 Юридический 20% 60 б. 4 б. 4 б.
5 Транспортно-энергетический 35% 41 б. 3 б. 3 б.
6 Механико-математический 33% 63 б. 3 б. 3 б.
7 Архитектурно-строительный 45% 43 б. 3 б. 3 б.
8 Исторический 49% 51 б. 3 б. 3 б.
9 Физико-технический 28% 30 б. 4 б. 3 б.
10 Филологический 59% 39 б. 3 б. 3 б.
11 Международных отношений 15% 54 б. 4 б. 5 б.
12 Экономический 19% 49 б. 4 б. 4 б.
13 Социальных наук 30% 53 б. 4 б. 3 б.
Средний общий балл по 33% 45 б. 3 б. 3 б.
университету
При распределении по факультетам университета самый высокий бал в коммуникативных умениях и организаторских склонностях наблюдались у студентов и магистрантов факультета международных отношений, экономического и юридического факультетов. Минимальный процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение, также у этих факультетов. По полученным данным студенты и магистранты данных факультетов наиболее адаптированы для применения глобальных навыков в социальном взаимодействии.
Средний балл университета по всем показателям методик оценки коммуникативных умений (2 варианта) и коммуникативным и организаторским склонностям составил: ситуации, вызывающие досаду и раздражение -35,5 %; умение слушать собеседника - 49,5; коммуникативные умения - 3; организаторские склонности - 3. Показатели свидетельствуют о средних реакциях в построении коммуникаций, умение установить дружескую атмосферу; вместе
с тем и особенности организаторских склонностей в взаимоотношениях также на среднем уровне.
Уровень компетенций в построении социальных коммуникаций у студентов и магистрантов выпускных курсов Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева находится на среднем уровне, что может являться хорошей перспективой в трудоустройстве с использованием глобальных навыков в международных компаниях. Но показатель трудоустройства за последние 3 года в процентном соотношении упал с 100% на 88%, это связанно с мировым экономическим кризисом и с обновлением требований предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений. Поэтому средний уровень коммуникативных компетенций не может быть в полной мере гарантией в трудоустройстве. Для повышения показателей необходимо изменение направлений в саморазвитии студентов и магистрантов, касающихся не только их специальных
компетенций, но и социальных навыков в
построении взаимодействий.
Литература:
1. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 416 с.
2. Синявский В.В., Федорошин В.А. «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) [Электронный ресурс] // В.В. Синявский, В.А. Федорошин. - Режим доступа: http://testoteka. narod.ru/Цchn/Ш7.html
3. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fb.ru/article/37946/ kommunikativnyie-navyiki-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi
4. Dr Abigail Diamond, Liz Walkley, Peter Forbes, Tristram Hughes and Jonathan Sheen Global Graduates into Global Leaders. - Режим доступа: http://www.agcas.org.uk/agcas_resources/401 -Global-Graduates-into-Global-Leaders#0
5. Dana Mortenson A Look Inside the Classroom of http://www.edutopia.org/blog/look-inside-classroom-of-future-dana-mortenson
Сведения об авторе:
Исаханова Асель Алимахановна (г. Астана, Казахстан), доктор по специальности педагогика и психология, старший преподаватель кафедры социология, Факультет социальных наук Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, e-mail: [email protected]
Data about the author:
A. Issakhanova (Astana, Kazakhstan,) PhD in Pedagogy and Psychology, senior lecturer in Sociology department, Faculty of Social Sciences of the L.N. Gumilyov Eurasian National University, e-mail: [email protected]