Научная статья на тему 'Позиции вуза на рынке труда'

Позиции вуза на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёв Сергей Яковлевич, Шиняева Ольга Викторовна

С помощью результатов социологического мониторинга рассматривается уровень профессиональной подготовки выпускников вуза и удовлетворённость её качеством работодателей. Мониторинг организован на основе репрезентативной выборки руководителей предприятий Ульяновской области различных отраслей (промышленности, энергетики, строительства, транспорта, торговли, СМИ, органов управления)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королёв Сергей Яковлевич, Шиняева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиции вуза на рынке труда»

УДК 316:378.4

С. Я. КОРОЛЁВ, О. В. ШИНЯЕВА ПОЗИЦИИ ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА

С помощью результатов социологического мониторинга рассматривается уровень профессиональной подготовки выпускников вуза и удовлетворённость её качеством работодателей. Мониторинг организован па основе репрезентативной выборки руководителей предприятий Ульяновской области различных отраслей (промышленности, энергетики, строительства, транспорта, торговли, СМИ, органов управления).

Ключевые слова: молодой специалист, удовлетворённость работодателей, качество подготовки.

Высшее образование как в стране в целом, так и в каждом отдельном регионе, последние десять лет развивается в контексте рыночных преобразований. Становится необходимым применять к его функционированию маркетинговый анализ таких показателей, как «качество выпускаемых специалистов», «конкурентоспособность на рынке труда» [1-3]. Начатый нами в 2005 году мониторинг позиций Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) на рынке труда преследует цель повышения качества образовательной деятельности, а также отработки технологий обратной связи с потребителями выпускаемого «продукта».

Проблема, которая была выявлена уже в первом опросе руководителей предприятий, заключается в противоречии между постоянными изменениями требований работодателей к молодым спе1{иалис?пам в связи с естественным развитием всех сфер профессиональной деятельности и достаточно статичным учебным планом вуза. На решение этой проблемы направлено использование результатов мониторинга.

Характер сотрудничества предприятий с вузом. Подавляющее большинство опрошенных предприятий (95%) полностью информированы

о специальностях, по которым ведёт подготовку УлГТУ. Полученные результаты свидетельствуют о высокой роли технического университета в подготовке кадров для региона.

Самой распространённой формой взаимного сотрудничества вуза и работодателей является практика студентов на предприятии. Более 90% опрошенных предприятий в 2005 году и 70% в 2007 располагали опытом привлечения студентов УлГТУ к решению реальных проблем во время ознакомительной, производственной и

© В. В. Савиных, 2007

преддипломной практик. Уменьшение процентных показателей связано с включением в выборку опроса руководителей не только крупных, но и средних предприятий. Это значит, что у вуза имеется неиспользованный ресурс в организации практики студентов. В то же время почти 70% крупных и средних предприятий области, с которыми заключены договоры о взаимодействии по вопросам студенческой практики, — весомый результат.

На втором месте - проведение совместных мероприятий и встречи со студентами (57%), на третьем - непосредственное трудоустройство выпускников УлГТУ по заявкам (43%) и сотрудничество с выпускающими кафедрами (39%). В настоящее время многие кафедры вузов (это касается не только Ульяновского государственного технического университета) активно сотрудничают с предприятиями и организациями по следующим направлениям: разработка совместных программ деятельности и научных исследований, взаимовыгодный информационный обмен, подготовка кадров.

В среднем доля предприятий, берущих на работу выпускников УлГТУ на основе заявок кафедр (факультетов), составляет 30-35%, что в два раза ниже, чем доля тех, которые берут студентов на практику. Это, скорее всего, связано с нестабильным экономическим положением многих ульяновских предприятий и неготовностью заблаговременно подписывать заявки на новые кадры.

На последнем месте находится сотрудничество с деканатами. В 2005 году оно было характерно для 30% опрошенных предприятий (чаще для крупных предприятий связи, промышленности и энергетики). В 2007 году данную форму сотрудничества указали лишь 17% (в основном организации промышленной сферы, строительства, а также науки).

Степень востребованности специальностей

Определена на основании комплексных ответов респондентов на вопросы о том, какие специалисты, закончившие УлГТУ, работают и какие требуются (сумма частот по данным индикаторам).

В 2006 году высоко востребованными были выпускники по специальностям «Информационные системы и технологии», «Технология машиностроения» (на это указала почти половина руководителей предприятий; см. табл. 1); достаточно востребованными (потребность от 30 до 40%) были специальности «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Бухгалтерский учёт», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Электроснабжение».

Потребность от 20 до 29% считается средней, таких специальностей было 6. Все остальные специальности на областном рынке труда были востребованы ниже среднего уровня.

Опрос 2007 года позволил выявить динамику востребованности специальностей на ульяновском рынке. По большинству специальностей, которые есть в арсенале УлГТУ, заметен рост потребностей предприятий; особенно это относится к таким специальностям, как «Прикладная математика», «Управление персоналом», «Управление качеством», «Прикладная информатика в экономике», «Теплогазоснабжение и вентиляция». Молено отметить тенденцию постепенного увеличения потребностей ульяновских предприятий и учреждений в квалифицированных кадрах с высшим образованием.

К числу высоко востребованных в 2007 году по-прежнему относятся 2 специальности - «Информационные системы и технологии» и «Технология машиностроения».

Достаточно востребованными следует считать 6 специальностей - «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Прикладная информатика в экономике», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Электроснабжение», «Теплогазоснабжение и вентиляция» (потребность в них испытывают от 30 до 40% предприятий; см. табл.1). В сравнении с 2006 годом, в этом списке стало на одну специальность больше, а также произошла замена - выбыла из перечня специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по причине снижения востребованности; напротив, включены в данный список специальности - «Прикладная информатика в экономике», «Теплогазоснабжение и вентиляция».

Средневостребованными (или приближенными к этому уровню) в 2006 году являлись 9 специальностей: «Финансы и кредит», «Связи с общественностью», «Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы», «Промышленная теплоэнергетика», «Прикладная математика», «Автомобиле- и тракторостроение», «Радиотехника», «Электропривод и АПУ», «Теплогазоснабжение и вентиляция» (от 17 до 26%). В 2007 году в этот разряд отнесены уже 12 специальностей.

Таблица 1

Уровень востребованности выпускников УлГТУ на предприятиях Ульяновска,

% от числа опрошенных

Специальность Всего Специальность Всего

2006 2007 2006 2007

Прикладная математика 17 25 Промышленная теплоэнергетика 22 25

Финансы и кредит 26 21 Электропривод и АПУ 17 20

Менеджмент организации 39 35 Инженерная защита окр. среды 9 8

Коммерция 13 15 Технология машиностроения 48 49

Маркетинг 39 37 Обработка металлов давлением 17 14

Управление персоналом 9 23 Авто- и тракторостроение 17 11

Управление качеством 9 20 Автомоб. и автохозяйство 4 15

Бух. учёт, анализ и аудит 39 26 Самолете- и вертолетостроение 9 17

Связи с общественностью 22 21 Радиотехника 26 22

Информационные системы и технологии 48 51 Проектирование РЭА 4 15 •>

Прикладная информатика 13 34 Сеги связи и системы коммуникации 4 6

Изд. дело и редактирование 4 6

Ав. приборы и выч. комплексы 22 20 Дизайн архитектурной среды 4 9

Вычислительные системы и сети 39 38 Пром. и гражд. строительство 13 17

Электроснабжение 39 35 Теплогазоснабжение и вентиляция 23 36

Оценка уровня профессиональной подготовки выпускников УлГТУ. Этот показатель играет важную роль в определении позиции вуза на рынке труда. В целом в 2007 году руководители учреждений оценили качество подготовки выпускников УлГТУ на 4,1 балла (из пяти). Совокупная оценка разных сторон подготовки выросла по сравнению с 2006 годом на 0,5 балла - в прошлом году она составляла 3,6 балла. В условиях постоянно растущей конкуренции между вузами и предъявления всё больших требований работодателей к принимаемым по конкурсу специалистам - повышение оценки работодателей свидетельствует об увеличении конкурентоспособности выпускников УлГТУ на рынке труда.

В таблице 2 представлены оценки качества подготовки молодых специалистов предприятиями разных профилей.

Ниже среднестатистического показателя (4,1) совокупные оценки выпускников УлГТУ, работающих на предприятиях промышленности (3,8 балла), энергетики (3,9 балла), транспорта и грузоперевозки (3,8 балла).

Выше или равны среднестатистическому показателю - совокупные оценки качества подготовки выпускников, пришедших на работу в сферы строительства (4,5 балла), связи (4,1

сферы строительства (4,5 балла), связи (4,1 балла), торговли (4,4 балла), а также науки, издательского дела и связей с общественностью (4,2 балла).

За последний год средний балл по отдельным качествам вырос на 0,2-0,5 балла. Только оценки навыков работы с компьютерами остались на прежнем уровне (и даже чуть снизились). Это связано с высокой динамичностью развития данной сферы, программное обеспечение регулярно обновляется, на предприятиях внедряются новые программы, и постоянно развиваются компьютерные технологии, а кафедры университета (по мнению работодателей) не успевают обновлять техническое и программное обеспечение компьютерных классов.

В ответах на открытый вопрос: «Какие сильные стороны Вы можете отметить в подготовке выпускников УлГТУ?» руководители предприятий и их кадровых служб отметили:

- хорошую теоретическую подготовку, фундаментальные знания (78% опрошенных);

- способность к обучению, умение работать с литературой (63%);

Таблица 2

Оценка качества подготовки выпускников УлГТУ предприятиями

разного профиля (баллы, тах=5)

Характеристики профессиональной подготовки Профиль предприятия

Всего 2006 Всего 2007 Промыш- ленность Энер- гетика Стро- итель- ство Транспорт, грузоперевозки Связь Тор- гов- ля Государ. учрежд.

Умение применять знания на практике 4,0 4,4 4,3 4,0 4,8 4,0 4,2 4,5 4,7

Орган изационные способности 3,4 3,9 3,5 3,4 4,8 3,6 3,8 4,5 3,9

Самостоят. в работе 3,7 3,9 3,7 3,6 4,5 3,6 3,9 4,0 3,7

Умение анализировать и систем, информацию 3,4 3,9 3,5 4,0 4,0 4,0 4,2 3,5 4,0

Способность комплексно решать проблемы 3,0 3,9 3,5 4,0 4,5 3,3 4,0 4,0 4,0

Умение работать в команде 3,6 4,3 3,7 4,1 4,8 4,3 4,0 5,0 4,8

Профессиональный рост за время работы 3,6 4,0 3,7 . 4,2 4,0 3,3 4,4 4,5 4,0

Навыки работы с компьютерами 4,7 4,5 4,7 4,2 4,3 4,6 4,6 5,0 4,1

Совокупная оценка 3,6 4,1 3,8 3,9 4,5 3,8 4,1 4,4 4,2

- ответственность, инициативность, коммуникабельность (47%);

- «честное обучение», « не платили за экзамены преподавателям» (33%).

К недостаткам, в которые превратились при оценке отдельные качества молодых специалистов, отнесены:

- недостаточный уровень организаторских способностей (3,9 балла), ниже всего оценки в сфере энергетики (3,4) и промышленности (3,5);

отсутствие самостоятельности в работе (3,9 балла), ниже всего оценены руководителями предприятий энергетики, транспорта (3,6) и промышленности (3,7);

- неумение анализировать и систематизировать информацию (3,9);

- неспособность комплексно решать проблемы (3,9 балла).

При анализе ответов на открытый вопрос: «Какие слабые стороны Вы можете отметить у выпускников УлГТУ?» получены следующие дополнения:

- неумение адаптироваться к запросам рынка, реальным проблемам организации (34%);

- недостаточная подготовка по специальным вопросам, конкретным технологиям работы предприятий (30%).

Такие качества, как умение работать в команде и профессиональный рост за время работы оценены на среднем уровне. Они могут получить развитие в ходе трудовой деятельности.

Адаптация к требованиям предприятия

Адаптация и дальнейший профессиональный рост молодого специалиста зависят от ряда факторов: уровня учебной подготовки в вузе, сложность выполняемых функций, характер отношения к своей работе, микроклимат в коллективе, личностные характеристики работника.

Наибольшее влияние на адаптацию молодых специалистов оказывают такие факторы как сложность работы (в 2006 г. отметили 48% работодателей, в 2007- 33%) и личностные качества выпускника (52% и 56% соответственно.

Следует отметить, что в 2007 году увеличилась доля предприятий, указавших учебную подготовку как фактор, снижающий уровень адаптации молодых работников, в 2,5 раза: с 9% до 24%. Вырос удельный вес руководителей, отметивших негативное отношение выпускников к работе: с 4% до 16%. Эти тенденции не должны остаться незамеченными деканатами и выпускающими кафедрами.

В целом уровень адаптации молодых специалистов, закончивших УлГТУ, соответствует нормам: принятый на работу выпускник вуза

должен в течение первого года адаптироваться. Исходя из оценок работодателей, 42% выпускников проходят адаптационный период за срок от трех до шести месяцев, 17% - за срок до трех месяцев, 28% за срок от шести месяцев до года, и только для 13% молодых специалистов на адаптацию требуется больше одного года. Предпочтения работодателей в выборе специалистов. Одновременная подготовка по ряду специальностей в нескольких учебных заведениях, а также постоянный рост конкуренции на рынке образовательных услуг предоставляет работодателям, которые являются потребителями данного продукта, возможность выбора. На вопрос «С выпускниками какого вуза вы предпочли бы работать?» руководители предприятий дали следующие ответы.

1. По экономическим специальностям предприятия разделились следующим образом: с выпускниками УлГТУ предпочли бы сотрудничать - 39% опрошенных, УлГУ - 32%, остальные не дали точного ответа.

2. Компьютерные технологии: УлГТУ -64%, УлГУ - 28%; не дали конкретного ответа - 8%.

3. Гуманитарный профиль: УлГТУ - 34%, УлГУ - 31 %, УлГПУ - 6%, другой вуз -7%; не ответили - 22%.

4. Технический профиль: УлГТУ - 75%, УлГУ - 13%, затруднились ответить -12%.

5. Математический профиль: УлГТУ -

43%, УлГУ - 37%; не дали конкретного ответа - 20%.

Мнения работодателей свидетельствуют о том, что у технического университета есть преимугце-ство в подготовке специалистов не только технического профиля. Но ситуация на рынке труда постоянно меняется. Укрепление позиций технического университета зависит как от внешних, так и от внутренних факторов.

Руководители предприятий назвали внутренние резервы усиления позиций УлГТУ, которые прежде всего связаны с изменениями качества образовательного процесса.

® Совершенствование практики студентов на предприятии; погружение в практические проблемы конкретных организаций.

• Развитие организаторских способностей у выпускников; организация тренингов общения.

• Углубленное изучение иностранных языков; повышение уровня культурной подготовки выпускников.

• Обучение перспективным технологиям; согласование спецкурсов с ведущими предприятиями.

• Развитие инициативности студентов и их карьерных ориентаций.

® Детальное изучение оборудования, используемого на промышленных предприятиях. Итак, анализ имеющихся сегодня позиций Ульяновского государственного технического университета на региональном рынке труда с в идетел ьствует:

- равномерное распределение выпускников УлГТУ и потребностей в них предприятий (организаций) всех сфер и масштабов подтверждает высокую роль вуза в экономике области;

- уже на уровне подготовки студентов устанавливаются тесные контакты с большей частью учреждений области. Однако эти контакты чаще всего ограничены организацией производственной практики, регулярные формы сотрудничества (договоры с выпускающими кафедрами о выполнении научных работ, трудоустройстве молодых специалистов) установлены с меньшей частью предприятий;

- наблюдается повышение степени востребованности квалифицированных кадров со специальностями, которые готовит УлГТУ. Но списки востребованных специальностей весьма динамичны и зависят от качества подготовки в вузе конкретных специалистов;

ориентация технического университета на развитие практических навыков студентов усиливает позиции вуза на рынке груда. Одновременно работодатели отмечают слабые стороны, которые снижают конкурентоспособность выпускников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дагаев, Ю. К. Управление имиджем вуза / Ю. К. Дагаев. - М.: Интерпракс, 2003.

2. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления / М. А. Лукашенко. -М. : Маркет ДС, 2003.

3. Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании / А. П. Панкрухин. - М. : Интерпракс, 1995.

Королёв Сергей Яковлевич, кандидат технических наук, доцент, первый проректор - проректор по учебной работе УлГТУ.

Шипяева Ольга Викторовна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ. Автор монографий, статей по проблемам социологии образования и маркетинга образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.