Научная статья на тему 'Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1063
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МЕТОДЫ КОММУНИКАТИВНЫЕ / КОНТАКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ / СИСТЕМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Элкснит А. Г., Михайлова В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные навыки в структуре профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 316.77:343-051

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А. Г. Элкснит, В. П. Михайлова

Знание психологических особенностей общения и применение коммуникативных методов воздействия на собеседника крайне необходимы специалистам системы профессий «человек-человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. К их числу следует отнести сотрудников правоохранительных органов, которые сталкиваются с рядом социально-психологических проблем, порождаемых современной напряженной экономической ситуацией, умножением межличностных контактов, усложнением их форм, увеличением числа экстремальных моментов в общении. Среди служб и подразделений правоохранительных органов следует выделить деятельность уголовно-исполнительной системы.

Сотрудники УИС осуществляют деятельность, обеспечивающую лишение свободы правонарушителей.

Курс на гуманизацию пенитенциарной системы в современных условиях предъявляет требования к профессионально важным качествам сотрудников. Особенно недопустимыми становятся пробелы в умении организовать взаимодействие, обеспечить гуманный характер отношений к лицам различных категорий спецконтингента колоний и тюрем. Актуальной остается проблема овладения сотрудником УИС минимумом коммуникативных знаний, навыков, умений, позволяющих эффективно достигать профессионально-важного результата.

Воздействующий эффект может быть достигнут при психологически грамотном управлении ситуациями профессионального общения. Одним из главных для сотрудника УИС является вопрос организации такого коммуникативного контакта, при котором правильно и быстро была бы достигнута профессиональная цель - обеспечение режима содержания спецконтингента.

Проблема формирования и развития коммуникативного потенциала сотрудника правоохранительных органов изучалась в контексте разработки направлений профессионально-психологической

подготовки - A. M. Столяренко, А. А. Волков, В. В. Мицкевич, В. М. Поздняков, В. И. Коваленко,

О. Е. Сапарин, Н. А. Токарев, Е. Н. Соколова, В. Н. Смирнов, О. П. Кондаурова и др. Специфика коммуникативных знаний, навыков и умений, личных качеств, востребованных в деятельности сотрудника правоохранительных органов, а также формы и методы их развития рассматривались в работах Л. Б. Филонова, Т. Ю. Базарова, В. М. Веселова, А. В. Пищелко, В. А. Носкова, B. С Красника, М. Г. Дебольского, И. Б. Пономарева, В. П. Трубоч-кина и др.

Комплексы психотехник и приемов общения, значимых для разных категорий сотрудников правоохранительных органов, проанализированы в

публикациях A. M. Столяренко, О. Д. Нациевского,

В. А. Носкова, В. В. Мицкевича, А. П. Дербенева,

Н. В. Андреева, И. Б. Пономарева, В. П. Трубочки-на, Ю. В. Чуфаровского, В. Г. Пушкова, В. В. Ав-рамцева, И. И. Аминова, О. П. Кондауровой, Т. А. Бондаренко.

Проблемы профессионального общения сотрудников ОВД исследовались в различных контекстах: В. И. Чернениловым - по применению методов психологического воздействия при решении оперативно-служебных задач; Л. Б. Филоновым -по развитию психологического контакта между людьми в условиях затрудненного общения; М. И. Еникеевым, А. Р. Ратиновым, Н. И. Ефимовой - по повышению эффективности допроса; И. Б. Пономаревым - по разрешению конфликтов в деятельности работников ОВД; А. Н. Суховым, В. М. Поздняковым - по специфике профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными; Т. Ю. Базаровым,

П. П. Тыщенко - в сфере деятельности оперативных работников; А. И. Папкиным, А. Г. Шестаковым - в контексте совершенствования труда руководителей ОВД.

В нашем исследовании мы анализировали место и роль коммуникативных навыков в структуре профессионально важных качеств сотрудников УИС с использованием следующих методов: 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Т. Лири, статистические методы обработки результатов исследования. Было обследовано 115 сотрудников.

Специфика деятельности исправительного учреждения диктует необходимость соответствия свойств и качеств личности требованиям профессии. Несоответствие индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в ИУ способствует возникновению состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности служебным положением, в результате чего часть сотрудников уходят в другие структуры, меняют профиль работы. Подобные явления имеют место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.

Профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах, в том числе и УИС, в большей мере зависит от высокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей.

Анализ деятельности работников УИС позволил определить наличие профессионально значимых психологических качеств.

1. Высокий уровень социализации (нормативность поведения), которая подразумевает наличие:

| Вестник КемГУ № 4 2008 Психология

а) честности, ответственности, проницательности, дисциплинированности, исполнительности;

б) настойчивости в отстаивании принимаемых решений, смелости брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения, уважение к личности.

2. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость:

а) выносливостью к длительно действующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность;

б) нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением;

с) развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).

3. Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления:

а) профессиональные знания, развитый интеллект;

б) гибкое мышление, сообразительность;

в) аналитические способности, умение выделить главное;

г) активность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память;

д) способность к абстрагированию, рефлексия.

4. Коммуникативная компетентность (общительность):

а) способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;

б) доброжелательность, вежливость, умение слушать;

в) владение вербальными и невербальными средствами общения;

г) умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения;

д) способность к сотрудничеству, достижение компромиссов;

е) адекватная самооценка.

Баллы, полученные в результате компьютерной обработки результатов тестирования, были сведены в матрицу и подвергнуты статистической обработке.

По полученным данным теста Кеттелла был построен среднегрупповой профиль сотрудника (рис. 1).

Оценивая полученный среднестатистический профиль, можно сказать, что сотрудник УИС характеризуется следующим образом: социально активен, но общаться предпочитает преимущественно по собственной инициативе, с избранным кругом лиц (срА, |Н), подо зрителен и скептичен к проявлениям окружающих, ждёт подвоха, недоверчив, во взаимоотношениях не доверяет чувствам, рационально взвешивает своё поведение К L, 11), ориентируется на традиционную точку зрения, невосприимчив к новому, действует проверенным, верным для себя способом не рискует, осмотрителен (срF, Щ, срQ1). Хорошо организует поведение и контролирует эмоциональные реакции в привычной для себя обстановке, при неожиданных трудностях может действовать хаотично (ср G,Q3), возникают тревожные реакции, боязнь последствий своих поступков (срО). В поведении старается придерживаться одобряемых групповых норм (срG, ^2).

^^^"данные опросника Кеттелла

Рис. 1. Распределение средних величин данных опросника Кеттеллла

| Вестник КемГУ № 4 2008 Психология

□ Данные опросника Т.Лири

Рис. 2. Распределение средних величин данных опросника межличностных отношений Т. Лири

Повышение показателей по 7 и 8 октанту выявляет стиль межличностных отношений у сотрудников, свойственный лицам, стремящимся к сотрудничеству с референтной группой. Определяется готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности. Низкие значения 4 октанта указывают на конформность, зависимость мнения от мнения большинства. Что вполне опять же объясняется тем, что сотруднику в своей деятельности приходится сталкиваться с партнёрами по общению не только из числа спецконтингента, но и с коллегами по работе, руководством, поэтому готовность к сотрудничеству и преимущественно доброжелательный тон способствуют эффективной деятельности. А задаваемая субординация в отношениях с руководством, действия по инструкциям и согласно нормативным документам предусматривают определённую степень конформизма, подверженность чужому мнению.

Таким образом, отмечается зависимость поведения от ситуации, от её привычности. Способность к мобилизации несколько снижена, не хватает предприимчивости в незнакомой ситуации. Это объяснимо - профессиональная деятельность сотрудника УИС жёстко регламентирована приказами, должностными инструкциями, нормативными актами, распоряжениями вышестоящего руководства, поэтому при возникновении внештатной ситуации возможны реакции растерянности и тревожности, при которых необходимо время для оценки способа действий. При всем при этом для сотрудников характерна готовность к сотрудничеству и взаимопомощи в рамках профессиональной деятельности, с тенью подозрительности и предубеждения в отношениях. То есть отношения касаются только формальной стороны деятельности, в неформальном общении сотрудники склонны сохранять дистанцию, не доверяют друг другу.

Корреляционный анализ результатов теста Ке-телла позволил построить схемы взаимозависимостей факторов (табл. 1). Максимальное количество связей приходится на О (уровень тревожности), при этом он положительно связан с Ь (уровень подозрительности), р4 (уровень напряженности) и р2 (уровень конформизма), а отрицательные связи отмечаются с параметрами А (уровень общительности), С (уровень эмоциональности), Н (смелость), N (уровень проницательности), р3 (уровень самоконтроля). Таким образом, уверенный в себе сотрудник уголовно-исполнительной системы способен устанавливать широкие многочисленные контакты, он эмоционально устойчив, сдержан в проявлении чувств, способен контролировать свои реакции, проницателен в общении, без предубеждения к партнёру и подозрительности, способен настаивать, прислушиваться к точке зрения окружающих.

Нервно-психическая устойчивость определяемая факторами эмоционального блока С, I, О, Р4 коррелирует с факторами коммуникативного блока -А, Н, Ь, N Е, Р2. Взаимосвязь этих факторов показывает, что сотрудник, который способен рационально воспринимать ситуацию, преодолевать внешние трудности, проявлять волевые усилия для саморегуляции, действовать настойчиво, сохранять самообладание в критических ситуациях, сопротивляться сиюминутным побуждениям, обладать высокой ответственностью, соответственно способен устанавливать контакты с различными людьми, в различных ситуациях, готов к сотрудничеству, уживается в коллективе, участвует в общественных мероприятиях, доброжелателен и непринуждён в общении, отзывчив на призывы о помощи окружающих.

Отметим, что лидерские качества и черты доминирования не связаны с какими-либо из факторов и не являются профессионально-значимыми

для сотрудника и соответственно не сказываются на уровне коммуникативной компетентности.

Фактор 02, обозначающий уровень самостоятельности, коррелирует с факторами Ь, О, что указывает на связь подозрительности, раздражительноКорреляционные связи I

сти, ревности к чужим успехам, тревожности за свои поступки, безынициативности с неконформ-ностью, конфликтностью человека, желанием настаивать на своей точке зрения.

Таблица 1

аметров теста Кеттелла

А В С Е Б в Н I Ь м N О 01 02 03 04

А ,26 ,20 ,37 -,24

В -,31

С ,26 ,21 ,43 -,21 -,62 ,42 -,62

Е

Б

в ,20 ,21 ,31 ,25

Н ,37 ,43 ,31 -,61 ,45 -,49

I -,21

Ь -,26 ,23 ,25 ,28

м

N -,31 -,26 -,22 ,26 -,38

О -,24 -,62 -,61 ,23 -,22 ,23 -,50 ,65

01

02 ,25 ,23

03 ,42 ,25 ,45 ,26 -,50 -,53

04 -,62 -,49 ,28 -,38 ,65 -,53

Коммуникативная компетентность является одним из профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, её развитие способствует эффективной деятельности. Особенности коммуникативной сферы сотрудников находятся в зависимости от эмоционально-волевых качеств, способности самоконтроля, как условия противодействия негативному влиянию среды пенитенциарных учреждений.

Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении. Активное использование социальнопсихологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей пенитенциарных психологов-педагогов.

Социально-психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории “роста личности”, он способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.

Литература

1. Беляева, Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранитель-

ной деятельности / Л. И. Беляева // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столя-ренко. - М., 2001. - С. 531 - 533.

2. Дебольский, М. Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами / М. Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. -М., 2001. - С. 312 - 324.

3. Дебольский, М. Г. Программа социальнопсихологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными / М. Г. Дебольский. - М., 1994.

4. Ильина, Е. С. Психологические проблемы специалистов, работающих в экстремальных условиях: (на материале анализа профессиональной работы с персоналом УИС): дипломная работа. Факультет педагогики и психологии МИГУ. - М., 2003.

5. Ильина, Е. С. Экстремальная профессия -сотрудник УИС / Е. С. Ильина // Развитие личности. - 2002. - № 4.

6. Лебедев, В. В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ / В. В. Лебедев // Актуальные проблемы морально-психологиче-ской подготовки личного состава органов внутренних дел: (по материалам научнопрактической конференции) / под ред. Л. М. Ко-лодкина и др. - М., 1992. - С. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.