УДК 316.77:343-051
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А. Г. Элкснит, В. П. Михайлова
Знание психологических особенностей общения и применение коммуникативных методов воздействия на собеседника крайне необходимы специалистам системы профессий «человек-человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. К их числу следует отнести сотрудников правоохранительных органов, которые сталкиваются с рядом социально-психологических проблем, порождаемых современной напряженной экономической ситуацией, умножением межличностных контактов, усложнением их форм, увеличением числа экстремальных моментов в общении. Среди служб и подразделений правоохранительных органов следует выделить деятельность уголовно-исполнительной системы.
Сотрудники УИС осуществляют деятельность, обеспечивающую лишение свободы правонарушителей.
Курс на гуманизацию пенитенциарной системы в современных условиях предъявляет требования к профессионально важным качествам сотрудников. Особенно недопустимыми становятся пробелы в умении организовать взаимодействие, обеспечить гуманный характер отношений к лицам различных категорий спецконтингента колоний и тюрем. Актуальной остается проблема овладения сотрудником УИС минимумом коммуникативных знаний, навыков, умений, позволяющих эффективно достигать профессионально-важного результата.
Воздействующий эффект может быть достигнут при психологически грамотном управлении ситуациями профессионального общения. Одним из главных для сотрудника УИС является вопрос организации такого коммуникативного контакта, при котором правильно и быстро была бы достигнута профессиональная цель - обеспечение режима содержания спецконтингента.
Проблема формирования и развития коммуникативного потенциала сотрудника правоохранительных органов изучалась в контексте разработки направлений профессионально-психологической
подготовки - A. M. Столяренко, А. А. Волков, В. В. Мицкевич, В. М. Поздняков, В. И. Коваленко,
О. Е. Сапарин, Н. А. Токарев, Е. Н. Соколова, В. Н. Смирнов, О. П. Кондаурова и др. Специфика коммуникативных знаний, навыков и умений, личных качеств, востребованных в деятельности сотрудника правоохранительных органов, а также формы и методы их развития рассматривались в работах Л. Б. Филонова, Т. Ю. Базарова, В. М. Веселова, А. В. Пищелко, В. А. Носкова, B. С Красника, М. Г. Дебольского, И. Б. Пономарева, В. П. Трубоч-кина и др.
Комплексы психотехник и приемов общения, значимых для разных категорий сотрудников правоохранительных органов, проанализированы в
публикациях A. M. Столяренко, О. Д. Нациевского,
В. А. Носкова, В. В. Мицкевича, А. П. Дербенева,
Н. В. Андреева, И. Б. Пономарева, В. П. Трубочки-на, Ю. В. Чуфаровского, В. Г. Пушкова, В. В. Ав-рамцева, И. И. Аминова, О. П. Кондауровой, Т. А. Бондаренко.
Проблемы профессионального общения сотрудников ОВД исследовались в различных контекстах: В. И. Чернениловым - по применению методов психологического воздействия при решении оперативно-служебных задач; Л. Б. Филоновым -по развитию психологического контакта между людьми в условиях затрудненного общения; М. И. Еникеевым, А. Р. Ратиновым, Н. И. Ефимовой - по повышению эффективности допроса; И. Б. Пономаревым - по разрешению конфликтов в деятельности работников ОВД; А. Н. Суховым, В. М. Поздняковым - по специфике профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными; Т. Ю. Базаровым,
П. П. Тыщенко - в сфере деятельности оперативных работников; А. И. Папкиным, А. Г. Шестаковым - в контексте совершенствования труда руководителей ОВД.
В нашем исследовании мы анализировали место и роль коммуникативных навыков в структуре профессионально важных качеств сотрудников УИС с использованием следующих методов: 16-факторный опросник Кеттелла, опросник Т. Лири, статистические методы обработки результатов исследования. Было обследовано 115 сотрудников.
Специфика деятельности исправительного учреждения диктует необходимость соответствия свойств и качеств личности требованиям профессии. Несоответствие индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в ИУ способствует возникновению состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности служебным положением, в результате чего часть сотрудников уходят в другие структуры, меняют профиль работы. Подобные явления имеют место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.
Профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах, в том числе и УИС, в большей мере зависит от высокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей.
Анализ деятельности работников УИС позволил определить наличие профессионально значимых психологических качеств.
1. Высокий уровень социализации (нормативность поведения), которая подразумевает наличие:
| Вестник КемГУ № 4 2008 Психология
а) честности, ответственности, проницательности, дисциплинированности, исполнительности;
б) настойчивости в отстаивании принимаемых решений, смелости брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения, уважение к личности.
2. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость:
а) выносливостью к длительно действующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность;
б) нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением;
с) развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).
3. Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления:
а) профессиональные знания, развитый интеллект;
б) гибкое мышление, сообразительность;
в) аналитические способности, умение выделить главное;
г) активность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память;
д) способность к абстрагированию, рефлексия.
4. Коммуникативная компетентность (общительность):
а) способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения;
б) доброжелательность, вежливость, умение слушать;
в) владение вербальными и невербальными средствами общения;
г) умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную стратегию коммуникативного поведения;
д) способность к сотрудничеству, достижение компромиссов;
е) адекватная самооценка.
Баллы, полученные в результате компьютерной обработки результатов тестирования, были сведены в матрицу и подвергнуты статистической обработке.
По полученным данным теста Кеттелла был построен среднегрупповой профиль сотрудника (рис. 1).
Оценивая полученный среднестатистический профиль, можно сказать, что сотрудник УИС характеризуется следующим образом: социально активен, но общаться предпочитает преимущественно по собственной инициативе, с избранным кругом лиц (срА, |Н), подо зрителен и скептичен к проявлениям окружающих, ждёт подвоха, недоверчив, во взаимоотношениях не доверяет чувствам, рационально взвешивает своё поведение К L, 11), ориентируется на традиционную точку зрения, невосприимчив к новому, действует проверенным, верным для себя способом не рискует, осмотрителен (срF, Щ, срQ1). Хорошо организует поведение и контролирует эмоциональные реакции в привычной для себя обстановке, при неожиданных трудностях может действовать хаотично (ср G,Q3), возникают тревожные реакции, боязнь последствий своих поступков (срО). В поведении старается придерживаться одобряемых групповых норм (срG, ^2).
^^^"данные опросника Кеттелла
Рис. 1. Распределение средних величин данных опросника Кеттеллла
| Вестник КемГУ № 4 2008 Психология
□ Данные опросника Т.Лири
Рис. 2. Распределение средних величин данных опросника межличностных отношений Т. Лири
Повышение показателей по 7 и 8 октанту выявляет стиль межличностных отношений у сотрудников, свойственный лицам, стремящимся к сотрудничеству с референтной группой. Определяется готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности. Низкие значения 4 октанта указывают на конформность, зависимость мнения от мнения большинства. Что вполне опять же объясняется тем, что сотруднику в своей деятельности приходится сталкиваться с партнёрами по общению не только из числа спецконтингента, но и с коллегами по работе, руководством, поэтому готовность к сотрудничеству и преимущественно доброжелательный тон способствуют эффективной деятельности. А задаваемая субординация в отношениях с руководством, действия по инструкциям и согласно нормативным документам предусматривают определённую степень конформизма, подверженность чужому мнению.
Таким образом, отмечается зависимость поведения от ситуации, от её привычности. Способность к мобилизации несколько снижена, не хватает предприимчивости в незнакомой ситуации. Это объяснимо - профессиональная деятельность сотрудника УИС жёстко регламентирована приказами, должностными инструкциями, нормативными актами, распоряжениями вышестоящего руководства, поэтому при возникновении внештатной ситуации возможны реакции растерянности и тревожности, при которых необходимо время для оценки способа действий. При всем при этом для сотрудников характерна готовность к сотрудничеству и взаимопомощи в рамках профессиональной деятельности, с тенью подозрительности и предубеждения в отношениях. То есть отношения касаются только формальной стороны деятельности, в неформальном общении сотрудники склонны сохранять дистанцию, не доверяют друг другу.
Корреляционный анализ результатов теста Ке-телла позволил построить схемы взаимозависимостей факторов (табл. 1). Максимальное количество связей приходится на О (уровень тревожности), при этом он положительно связан с Ь (уровень подозрительности), р4 (уровень напряженности) и р2 (уровень конформизма), а отрицательные связи отмечаются с параметрами А (уровень общительности), С (уровень эмоциональности), Н (смелость), N (уровень проницательности), р3 (уровень самоконтроля). Таким образом, уверенный в себе сотрудник уголовно-исполнительной системы способен устанавливать широкие многочисленные контакты, он эмоционально устойчив, сдержан в проявлении чувств, способен контролировать свои реакции, проницателен в общении, без предубеждения к партнёру и подозрительности, способен настаивать, прислушиваться к точке зрения окружающих.
Нервно-психическая устойчивость определяемая факторами эмоционального блока С, I, О, Р4 коррелирует с факторами коммуникативного блока -А, Н, Ь, N Е, Р2. Взаимосвязь этих факторов показывает, что сотрудник, который способен рационально воспринимать ситуацию, преодолевать внешние трудности, проявлять волевые усилия для саморегуляции, действовать настойчиво, сохранять самообладание в критических ситуациях, сопротивляться сиюминутным побуждениям, обладать высокой ответственностью, соответственно способен устанавливать контакты с различными людьми, в различных ситуациях, готов к сотрудничеству, уживается в коллективе, участвует в общественных мероприятиях, доброжелателен и непринуждён в общении, отзывчив на призывы о помощи окружающих.
Отметим, что лидерские качества и черты доминирования не связаны с какими-либо из факторов и не являются профессионально-значимыми
для сотрудника и соответственно не сказываются на уровне коммуникативной компетентности.
Фактор 02, обозначающий уровень самостоятельности, коррелирует с факторами Ь, О, что указывает на связь подозрительности, раздражительноКорреляционные связи I
сти, ревности к чужим успехам, тревожности за свои поступки, безынициативности с неконформ-ностью, конфликтностью человека, желанием настаивать на своей точке зрения.
Таблица 1
аметров теста Кеттелла
А В С Е Б в Н I Ь м N О 01 02 03 04
А ,26 ,20 ,37 -,24
В -,31
С ,26 ,21 ,43 -,21 -,62 ,42 -,62
Е
Б
в ,20 ,21 ,31 ,25
Н ,37 ,43 ,31 -,61 ,45 -,49
I -,21
Ь -,26 ,23 ,25 ,28
м
N -,31 -,26 -,22 ,26 -,38
О -,24 -,62 -,61 ,23 -,22 ,23 -,50 ,65
01
02 ,25 ,23
03 ,42 ,25 ,45 ,26 -,50 -,53
04 -,62 -,49 ,28 -,38 ,65 -,53
Коммуникативная компетентность является одним из профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы, её развитие способствует эффективной деятельности. Особенности коммуникативной сферы сотрудников находятся в зависимости от эмоционально-волевых качеств, способности самоконтроля, как условия противодействия негативному влиянию среды пенитенциарных учреждений.
Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении. Активное использование социальнопсихологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей пенитенциарных психологов-педагогов.
Социально-психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории “роста личности”, он способен дать лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.
Литература
1. Беляева, Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранитель-
ной деятельности / Л. И. Беляева // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столя-ренко. - М., 2001. - С. 531 - 533.
2. Дебольский, М. Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами / М. Г. Дебольский // Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. -М., 2001. - С. 312 - 324.
3. Дебольский, М. Г. Программа социальнопсихологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными / М. Г. Дебольский. - М., 1994.
4. Ильина, Е. С. Психологические проблемы специалистов, работающих в экстремальных условиях: (на материале анализа профессиональной работы с персоналом УИС): дипломная работа. Факультет педагогики и психологии МИГУ. - М., 2003.
5. Ильина, Е. С. Экстремальная профессия -сотрудник УИС / Е. С. Ильина // Развитие личности. - 2002. - № 4.
6. Лебедев, В. В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ / В. В. Лебедев // Актуальные проблемы морально-психологиче-ской подготовки личного состава органов внутренних дел: (по материалам научнопрактической конференции) / под ред. Л. М. Ко-лодкина и др. - М., 1992. - С. 77.