Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования'

Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1266
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качкина Лилия Сергеевна

В статье рассматривается социально-психологическая компетентность сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе, обосновывается необходимость психологического сопровождения сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Л. С. Качкина

Межрегиональная психологическая лаборатория Федерального бюджетного

учреждения « Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской

области»

В статье рассматривается социально-психологическая компетентность сотрудников, работающих в уголовно-исполнительной системе, обосновывается необходимость психологического сопровождения сотрудников, работающих в уголовноисполнительной системе.

Ключевые слова: компетентность, профессиональные компетенции,

психологическое сопровождение

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе (УИС) предъявляет определенные требования к уровню подготовки своих сотрудников как к специалистам, являющимся носителями не только статуса должностного лица, наделенного определенными правами и полномочиями, но и обладающими необходимой эрудицией, широким кругозором, профессиональными знанием, умением общаться с людьми и умением сохранять свое психического здоровье, т. е. сотрудники должны обладать определенными компетенциями.

Понятие компетенций определяются как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений) и выявляются в компетентности человека. При этом компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя; компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления; содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации; являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации.

Качественно подготовленный специалист не только должен овладеть знаниями, умениями, навыками, но и должен уметь их применить в реальной обстановке, т. е. обладать профессиональными компетенциями.

Социально-психологическая компетентность, рассматриваемая через призму определенной профессиональной деятельности, имеет свою специфику. Например, в процессе работы общение выступает не как обычная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная, деятельностная.

Служебная деятельность в пенитенциарных учреждениях неразрывно связана с общением, которое из фактора, сопровождающего её, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую [3].

Общение в профессиональной сфере сотрудников - феномен сложный и имеющий характеристики и определенную структуру, соответствующие общей логике профессиональной деятельности. Профессиональному общению присущ ряд признаков. В частности, оно строго целенаправленно; регламентировано нормативными документами; носит функциональноролевой характер; позиционно оформлено (иерархично); проявляется в определенных формах общения; атрибутивно (пространственно оформлено, т. е. предполагает наличие определенного помещения, обстановки и т. д. [4].

Специфика социально-психологической компетентности сотрудников УИС заключается в том, что специалисты не только осуществляют свою профессиональную деятельность в социуме, но и постоянно

взаимодействуют с людьми несоциализированными, дезадаптированными, имеющими криминальные ценности. В связи с этим социально-

психологическая компетентность сотрудника УИС приобретает совсем другой вес и роль, нежели у человека, работающего в другой сфере. Эта особенность обусловливается необходимостью обладания сотрудником глубокими социально-психологическими знаниями жизнедеятельности общества в целом и субкультуры осужденных в частности. Данное

обстоятельство наполняет новым содержанием понятие социально-

психологическая компетентность (СПК) [5]. В связи этим возникает необходимость дать определение понятию СПК сотрудников уголовноисполнительной системы.

На наш взгляд, социально-психологическая компетентность персонала УИС - динамическая интеграционная совокупность индивидуальнопсихологических характеристик личности, проявляющихся на различных уровнях в структуре когнитивных, эмоционально-волевых, коммуникативных, поведенческих и социально-нравственных компонентов, развивающихся под влиянием общих психологических условий и детерминируемых гендерными особенностями и спецификой деятельности. Данный феномен позволяет сотрудникам эффективно взаимодействовать со спецконтингентом, коллегами, общественными организациями и т. д. с целью осуществления задач, стоящих перед системой исполнения наказаний.

Сотрудникам УИС приходится действовать в особых и экстремальных условиях. К особым условиям можно отнести деятельность сотрудников, выполняющих постоянно возложенные на них служебные задачи, требующие выполнения правовых норм по отношению к осужденным, а иногда и применения по отношению к ним силы и т. д. После такой деятельности сотрудникам нужен отдых.

В экстремальных условиях (массовые беспорядки, групповые неповиновения, захват заложников и т. д.) сотрудник должен действовать в условиях дефицита времени и отсутствия информации для принятия правильного решения. Деятельность в таких условиях представляет реальную опасность для сотрудников. После работы в таких условиях сотруднику требуется время на восстановление.

Требования к уровню развития СПК у сотрудников, действующих в экстремальной ситуации, повышаются. Это обусловлено тем, что от способности сотрудника понимать и передавать информацию, устанавливать и поддерживать необходимые контакты, понимать ситуацию и предмет общения, разрешать конфликтные и проблемные ситуации при оптимальном расходовании ресурсов, оказывать влияние зависит не только результативность выполнения служебных задач, но и жизнь людей. Значимость высокого уровня СПК у сотрудников также обусловлена тем, что в условиях продолжительной экстремальной ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке. Удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками, методами и принципами эффективной коммуникации [9].

В. Р. Сафонов выделил следующие компоненты СПК, необходимые для действий сотрудников в экстремальных ситуациях:

1. Умение подбирать слова, формулировать высказывания, придавать им нужную интонацию.

2. Способность контролировать выражение лица, глаз, позы, движения при общении.

3. Умение выявить максимум достоверной информации при проведении беседы, опроса граждан.

4. Знание психологических аспектов ликвидации конфликта.

5. Умение взаимодействовать с людьми эмоционально «заряженными», агрессивными, угрожающими местью, совершением суицида, имеющими психические расстройства.

6. Знание психологии толпы, методов словесного воздействия на большие группы, особенностей организации переговоров в условиях массовых беспорядков [7].

Помимо действий в экстремальных условиях, обусловленных пенитенциарной реальностью, сотрудникам УИС приходится выполнять служебные и боевые задачи в условиях межнационального конфликта. В связи с вышесказанным анализируется необходимость расширения

социальных знаний об этнографических особенностях региона предстоящего несения службы, предыстории конфликта, причине его возникновения, национальном характере и народных традициях, особенностях

межнационального общения конфликтующих сторон. По этим же причинам актуализируется потребность в развитии социально-психологических умений и навыков общения с представителями конфликтующих сторон,

предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, способности по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе коммуникации, вызывать у них чувство уважения; умения противостоять «мягкому нажиму», т. е. устойчивость к просьбам родственников осужденных, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т. п. и связанных, как

правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т. п. [9].

Следовательно, требования к СПК сотрудников УИС, несущих службу в экстремальных условиях или в силу рода своей деятельности могущих оказаться в экстремальных ситуациях, отличаются от требований к СПК сотрудников, несущих службу в нормальных условиях. Для подготовки сотрудников к действию в экстремальных ситуациях необходимо расширение социальных знаний и повышение уровня развития социальнопсихологических умений и навыков.

Таким образом, анализ литературы, посвященной изучению особенностей СПК у сотрудников УИС, позволил выявить специфику данного понятия, которая заключается, во-первых, в более широком спектре необходимых социальных знаний (о субкультуре осужденных,

этнографических особенностях региона предстоящего несения службы, о способах поведения в экстремальных ситуациях); во-вторых, в

психологической готовности к эффективному межличностному общению в экстремальных, конфликтных ситуациях; в третьих, в большой значимости профессионально-этической и нравственной составляющей социальнопсихологической компетентности. Данную специфику необходимо учитывать при построении программ психологического сопровождения сотрудников, направленных на формирование у них данного феномена.

Под психологическим сопровождением мы понимаем психотехнологии (упорядоченное и структурированное психолого-акмеологические

воздействие на личность, включенную в соответствующие социальные

процессы) и методы психологического воздействия на личность (способы решения определенной психологической задачи), позволяющие развивать компоненты, входящие с состав СПК.

При выборе методов психологического воздействия консультанту необходимо учитывать особенности объектов воздействия, поскольку характер психологической работы с сотрудниками государственных, военных служб (в том числе и сотрудников УИС) имеет свою специфику.

А. Л. Степанова, изучавшая особенности оказания психологической помощи государственным служащим, пришла к следующим выводам:

• первичный запрос на консультирование носит здесь подчеркнуто неличностный характер (проблема субъективно представляется как внешняя);

• клиент в качестве подсознательной личностной защиты выдвигает требование быстрого и конкретного результата (пусть даже незначительного);

• по отношению к консультанту клиент подсознательно стремится занять защитную позицию, априорно обесценивающую многие проявления диалогической активности консультанта;

• клиент не склонен открыто декларировать в кругу людей из своего корпоративного сообщества, с которыми непосредственно связан

профессиональной деятельностью, даже социально одобряемые цели и задачи своей работы;

• клиент изначально не принимает ориентацию консультанта на откровенно психологические методы работы (индивидуальная психотерапия, коммуникативный тренинг, аутотренинг и проч.) [8].

Н. Н. Ковзель, анализируя специфику психологического консультирования военнослужащих, выделяет следующую особенность: примерно в 1/3 случаев психологическая помощь инициирована не самими нуждающимися в помощи, а другими лицами (в основном командирами частей, подразделений или самими психологами). Это обусловлено особыми характером воинского труда и условиями службы, связанными с повышенными требованиями и ответственностью за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (когда человек сам желает себя изменить) на действия воспитательного характера [6].

В соответствии с выделенными особенностями психологической работы осуществлялся выбор направлений и методов. Психологическое сопровождение сотрудников УИС, на наш взгляд, может опираться на поведенческий (бихевиоральный), когнитивно-эмоциональный подход (с использованием методов NLP, терапии искусством, аутогенной тренировки) и общие положения гуманистического и экзистенциального подходов.

Выбор, сделанный нами, согласуется с мнением Е. Ю. Алёшиной, которая, анализируя основные причины обращения к психологу клиентов, имеющих трудности в общении, подчеркивала, что в большинстве случаев за трудностями общения легко прослеживаются и глубокие личностные проблемы клиента. Однако стремиться работать на более глубоком уровне, связанном с детскими и юношескими проблемами, особенностями родительской семьи и т. д. не всегда уместно не только в силу того, что к такой работе большинство консультантов не подготовлено, но, прежде всего, в связи с тем, что к этому не подготовлено и большинство клиентов, ожидающих от психолога немедленной помощи и не рассчитывающих на длительную, требующую больших душевных и материальных затрат, психотерапию. Ю. Е. Алешина считает, что даже на самом поверхностном уровне с помощью коррекции поведения или установок, можно в значительной степени способствовать решению проблем клиента [3].

Психологическое сопровождение сотрудников УИС, направленное на становление социально-психологической компетентности, может включать как групповые, так и индивидуальные методы работы. При групповой форме воздействия чаще используются активные методы работы. Накопленный в психологической науке материал свидетельствует о том, что активные формы групповой работы являются наиболее эффективными методами изменения и развития взрослой личности. Активные групповые методы

можно условно объединить в три основные блока: тренинги, групповые консультации; игровые и дискуссионные методы.

Использование индивидуальных форм работы по данному направлению обосновано тем, что причины трудностей, а также сами трудности, возникающие у людей с недостаточно развой социальнопсихологической компетентностью, весьма различны. Для удобства изложения выделим три большие группы проблем, обозначенные нами по аналогии с тремя уровнями установок, известными в социальной психологии [6]:

1. Поведение, осложняющее процесс общения.

2. Эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения.

3. Установки, деструктивно влияющие на процесс общения.

Таким образом, специфика психологической работы с сотрудниками

УИС, направленной на становления их социально-психологической компетентности заключается в особенности:

1) объекта воздействия (в высокой степени психологической закрытости сотрудников, потребности в быстрых и конкретных результатах, инициирование психологической помощи происходит часто не самими нуждающимися в помощи, а другими лицами);

2) составляющих феномена в деятельности сотрудников (широкий спектр необходимых социальных знаний: психологическая готовность к эффективному межличностному общению в экстремальных, конфликтных ситуациях; большая значимость профессионально-этической и нравственной составляющей социально-психологической компетентности).

Список литературы

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М. : Класс, 1999. - 208 с.

2. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева. - М. : Прогресс, 1987. - 297 с.

3. Дебольский М. Г. Социально-психологическая компетентность руководителей органов внутренних дел : учеб. пособие / М. Г. Дебольский, И. Б. Свирская. - М. : Академия управления МВД России, 1999. - 268с.

4. Ежова О. Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы / О. Н. Ежова // Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе : материалы науч. -практич. конф. психологов УИС / под ред. М. Г. Дебольского. - М. : ФСИН России, 2006. - С. 10-14.

5. Медведев В. С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ : сущность, пути профилактики и преодоления / В. С. Медведев. - Уфа : УВШ МВД РФ, 1994. - С. 90-93.

6. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. - М. : «За права военнослужащих», 2003. - Вып. 44. - 384 с.

7. Сафонов В. Р. Психологическая помощь во время служебно-боевых действий / В. Р. Сафонов. - Волгоград : УИН МЮ РФ по Вологодской области, 2003. - 288 с.

8. Степанова Л. А. Акмеологические методы : диагностика и развитие аутопсихологической компетентности гос. служащих / Л. А. Степанов. - М. : Эдельвейс, 2001. - 104 с.

9. Чербанов В. Т. Подготовка сотрудников УИС к действию в экстремальных ситуациях / В. Т. Чербатов. - М. : АРТ, 2005. - 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.