ностью, коммуникативно-познавательной деятельностью студен- 4. Характер коммуникативной связи (пары, тройка, группы,
тов, достижением результата обучения. команды).
Вместе с тем в последние десятилетия совершенствова- 5. Особенность речевого партнёра (возраст, националь-
ние процесса обучения всё более связывают с повышением сте- ность, его коммуникативная и социальная роль).
пени самостоятельности учебного труда студентов, что позво- 6. Характер выполняемого социально-коммуникативного
ляет им реализовывать способности к автономному учению. Не задания (социально-адаптирующее, социально-интегрирующее,
отрицая значимости эффективного управления педагогическим социально-персонифицирующее).
процессом со стороны преподавателя, следует отметить, что 7. Используемые средства коммуникации («язык» компью-
обучение студентов ИЯ может стать механизмом социального тера, мобильного телефона).
развития только при условии их включения в процесс активной 8. Применяемый стиль речевого поведения, приемлемый в
самостоятельной и творческой учебной деятельности. Учащие- социально-культурном плане в той или иной ситуации общения.
ся должны получить возможность действовать в соответствии 9. Степень самостоятельности студентов в постановке
со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою проблемы социально- коммуникативного характера и определе-
индивидуальность, принимать ответственные решения. Это свя- нии путей ее решения.
зано с перераспределением ролей в системе «студент - препо- Вариативность условий взаимодействия обогатит студен-
даватель», где последний становится всё в большей мере парт- тов опытом корректной оценки социальной ситуации общения
нёром по общению, ненавязчивым помощником, равноправным и особенностей собеседника. Это позволит строить стратегию
членом коллектива, наделённым авторитетом и способностью и тактику общения, выбирая оптимальные формы и средства.
его поддержать. Таким образом, рассмотренная система принципов призва-
5. Принцип вариативности условий социального взаимо- на моделировать учебный процесс как открытый, демократич-
действия как фактор личностного развития обучаемых. ный, центрированный на обучаемом, создающий благоприятные
Стратегия и тактика социально-коммуникативного взаимо- условия для социального развития, в ходе которого, в свою оче-
действия в реальной жизни всегда определяются конкретными редь, реализуются и получают завершённость все процессы
условиями общения. Поэтому задача расширения социального развития личности.
опыта обучаемых в ходе овладения ИЯ требует использования Руководствуясь выше описанными целями, принципами,
вариативных условий для организации такого взаимодействия. а так же разнообразными методами, приёмами и формами учеб-
Вариативность условий обеспечивается по следующим основ- ной работы, нами была разработана педагогическая технология
ным направлениям: социально-ориентированного обучения иностранному языку сту-
1. Характер языковой среды (учебная или реальная). дентов исторических специальностей педагогических вузов, ре-
2. Способ общения (непосредственное или опосредованное). ализуемая на базе ФГБОУ ВПО «Арзамасский Государственный
3. Тип проигрываемой роли (принятая роль или «Я»-роль). Педагогический институт им. А.П. Гайдара».
Библиографический список
1. Ариян, М.А. Социально развивающее обучение иностранным языкам в средней школе: современные аспекты: монография. - Нижний Новгород, 2008.
2. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: методическое пособие. - М., 2004.
Bibliographiya
1. Ariyan, M.A. Socialjno razvivayuthee obuchenie inostrannihm yazihkam v sredneyj shkole: sovremennihe aspektih: monografiya. - Nizhniyj Novgorod, 2008.
2. Galjskova, N.D. Teoriya i praktika obucheniya inostrannihm yazihkam: metodicheskoe posobie. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 37.015.3
Kachkina L.S. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCIES OF THE STAFF OF PENITENTIARY INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF RAISING THE QUALIFICATION OF. This article discusses the formation of a socially-psychological competence of the employees of the penitentiary system under the influence of psycho-pedagogical conditions: individual psychological peculiarities and psychological-pedagogical program, implemented in the course of improvement of qualification.
Key words: socially-psychological competence, penitentiary system, individual psychological peculiarities, psycholog ical-pedagog ical prog ram.
Л.С. Качкина, ст. психолог МПЛ ФКУ УпК ГУФСИН России по Новосибирской области, г. Новосибирск, E-mail: berk_l@list.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В данной статье рассматривается формирование социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарной системы под влиянием психолого-педагогических условий: индивидуально-психологические особенности и психолого-педагогическая программа, реализуемая в ходе повышения квалификации.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, пенитенциарная система, индивидуально-психологические особенности, психолого-педагогическая программа.
Криминализация общества, гуманизация уголовных наказаний и изменение личностных качеств осужденных актуализируют необходимость реформирования пенитенциарной системы с целью построения в России правового государства. В настоя-
щее время в рамках реализации Концепции развития уголовноисполнительной системы начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной педагогической помощи каждому осужденному с учетом его соци-
ально-демографических, уголовно-правовых и индивидуальнопсихологических характеристик. Проблема исполнения уголовного наказания, при всей ее многогранности, является проблемой педагогической, поскольку главной ее задачей выступает обучение, воспитание и исправление осужденных с целью возвращения их к нормальной, нравственной, правовой и законопослушной жизни.
Оказание адекватного психолого-педагогического воздействия на осужденных возможно при наличии у сотрудника уголовно - исполнительной системы таких личностных качеств, как умение мгновенно реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, понимать людей, прогнозировать поведение, оказывать на них влияние в соответствии с поставленными задачами, находить наиболее эффективные пути взаимодействия. Совокупность данных качеств входит в структуру социально-психологической компетентности, наличие которой обеспечивает оптимальные модели организации жизни и профессиональной деятельности, связанной с педагогическим воздействием, позволяет профессионально соответствовать происходящим в обществе глобальным трансформациям. Формирование данного феномена возможно в системе повышения квалификации на базе учебных центров как наиболее мобильной и оперативной структуры образования взрослых.
Анализ имеющейся литературы по проблеме позволил сделать вывод о том, что вопросы формирования социально-психологической компетентности сотрудников пенитенциарных учреждений всегда являлись и продолжают оставаться актуальным направлением научных практических исследований. Несмотря на существующие теоретические и экспериментальные исследования данной проблемы, остаётся ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения.
Недостаточно внимания уделяется формированию социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе повышения квалификации в специализированных образовательных учебных центрах. Частично это может быть объяснено тем, что до сих пор в известных концепциях нет однозначного ответа на вопрос об условиях и факторах формирования данного феномена. В современной науке однозначно не определены структурные компоненты социально-психологической компетентности личности, мало известно о возможности их трансформации под влиянием психоло-го-педагогических условий. Недостаточно рассмотрена специфика формирования данного феномена при повышении квалификации сотрудников.
Попытка решить обозначенные проблемы стало целью нашего исследования.
Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе предъявляет определенные требования к социально-психологической компетентности своих сотрудников, которая рассматривается нами как способность взаимодействия с коллегами, спецконтингентом, общественными организациями и т.д. с целью эффективного выполнения стоящих перед уголовноисполнительной системой задач.
Социально-психологическая компетентность, рассматриваемая через призму определенной профессиональной деятельности, имеет свою особенность. Она обусловлена тем, что в процессе работы общение выступает не как обычная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная [1].
Специфика данного понятия в уголовно-исполнительной системе заключается, во-первых, в тесной взаимосвязи деятельности пенитенциарной системы и педагогики [2], во-вторых, в более широком спектре необходимых социальных знаний (о субкультуре осужденных, этнографических особенностях региона предстоящего несения службы, о способах поведения в экстремальных ситуациях); в-третьих, в психологической готовности к эффективному межличностному общению в экстремальных, конфликтных ситуациях; в-четвертых, в большой значимости профессионально-этической и нравственной составляющей социально-психологической компетентности [3].
Данные особенности должны быть учтены при составлении программы повышения квалификации сотрудников уголовноисполнительной системы. Существующая система повышения квалификации в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказания России позволяет удовлетворить потребность пенитенциарной системы в подготовке сотрудников, способных
эффективно осуществлять свою деятельность в условиях реформирования УИС и удовлетворяет потребность самих сотрудников в профессиональном развитии. Но при этом современные реалии требуют модернизации данного процесса, это связано с реформированием уголовно-исполнительной системы, с общими тенденциями трансформации образования и существующими недостатками в системе повышения квалификации сотрудников.
Н.Е. Астафьева, Г.А. Шешерина, отмечали, что в учреждениях системы повышения квалификации не осваиваются должным образом способы и приемы анализа профессиональных ситуаций. Вместо умений, необходимых человеку в жизни, у них формируются навыки-автоматизмы, связанные с выполнением достаточно простых операций, пригодных для узкого круга условий и ограничивающих понимание новых ситуаций, а значит, затрудняющих перестройку собственных способов деятельности. Традиционная курсовая подготовка не способствует формированию новых подходов к решению существующих задач в условиях демократизации и гуманизации образования, организации профессионально-ориентированного учебного процесса, не способствует раскрытию личностного творческого потенциала каждого обучающегося [4]. Следовательно, в процессе обучения не происходит на должном уровне формирование социально-психологической компетентности. Это обуславливает необходимость выявление психолого-педагогических условий становления социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В качестве психологических условий становления исследуемого феномена выступают такие индивидуально-психологические особенности, как интеллект, эмоционально-волевая и социально-нравственная сферы, коммуникативные способности и самоактуализация.
Организация психолого-педагогического сопровождения, разработанного с учетом деятельностного, компететностного, коммуникативно-орентированного подходов, андрагогических принципов (осознанность, опора на опыт, самостоятельность и т.д.), применение активных методов обучения и высокий профессионализм преподавательского состава учебного центра, рассматривалась нами как педагогическое условие формирования социально-психологической компетентности сотрудников в процессе повышения квалификации
На основе теоретического анализа нами было проведено эмпирическое исследование. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Федеральное казенное образовательное учреждение «Специализированный межрегиональный учебный центр Главного управления федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области».
Выборку составили 153 сотрудника уголовно-исполнительной системы, отделов безопасности и воспитательных отделов, проходящих обучение в учебном центре. Исследование проводилось с использованием следующих методик: многофакторная личностная методика Р. Кеттелла, экспресс-диагностика эмпатии (И.М. Юсупов), методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов, диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина (в адаптации Н.Ф. Калина), методика определения индивидуального стиля (В.И. Моросанова, Опросник СПП-98), опросник SACS - «Стратегия преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфол), тест-опросник направленности учебной мотивации (ОНУМ); анкеты: «Общие характеристики социально психологической компетентности сотрудников УИС», «Степень удовлетворенности занятиями по пенитенциарной психологии (тренингом), результаты экзаменационных оценок по пенитенциарной психологии
Эмпирическое исследование данной проблемы позволило выявить модель социально-психологической компетентности. Структурными компонентами социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы являются: коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный, поведенческий, мотивационный и социально- нравственный.
Экспериментально были выявлены составляющие социально-психологической компетентности, которые нуждаются в дальнейшем развитии: проницательность, эмоциональный самоконтроль, способность противостоять внешнему влиянию, настойчивость, способность оказывать влияние на окружающих. Выявлены факторы, затрудняющие формирования социально-психологической компетентности: склонность к консерватизму, ри-
гидность, недостаточная внутренняя мотивированность на обучения. На основании данных факторов была построена программа формирования социально-психологической компетентности сотрудников, используемая в процессе повышения их квалификации.
Общая структура психолого-педагогической программы, направленная на развитие индивидуально-психологических особенностей, необходимых для становления социально-психологической компетентности, включала в себя пять основных этапа. На первый - организационный этап. На втором этапе проводилась работа, направленная на развитие способности к саморегуляции эмоциональной сферы у сотрудников уголовно-исполнительной системы. На третьем - выполнялась работа, направленная на развитие и совершенствование способности сотрудника понимать эмоциональное состояние людей и прогнозировать их поведение. Четвёртый этап работы был направлен на развитие уверенного поведения у сотрудников, которое во многом определяет эффективность их деятельности. Целью пятого этапа работы являлось обучение методам оказания влияния на людей. Умение управлять, убеждать, воздействовать на людей во многом определяет эффективность деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Вторичная диагностика позволила выявить положительную динамику по следующим методикам:
1. «Помехи» в установлении эмоциональных контактов, по шкалам: «Неумение управлять эмоциями, дозировать их», «Неадекватность проявления эмоций», «Негибкость, невыразительность, неразвитость эмоций» и общему результату (pd”0,05). Сравнительный анализ средних значений показал снижение показателей по данным шкалам у испытуемых экспериментальной группы.
2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина). На различных этапах психологического воздействия характеристики членов экспериментальной группы различаются между собой на уровне статистической значимости (pd”0,05) по шкалам: «Взгляд на природу человека», «Ценности», «Гибкость в общении», «Контактность», «Высокая потребность в познании». Средние показатели по данным шкалам в результате психологического воздействия повысились.
3. Определения саморегуляции (В.И. Моросанова). В результате психологического воздействия у членов экспериментальной группы произошли изменения показателей по шкалам «Гибкость» и «Самостоятельность» (pd”0,05). Сравнительный анализ средних значений выявил повышение показателей по данным шкалам.
4. «Стратегии и модели преодолевающего поведения» (SACS). Анализ полученных результатов показал, что участие в программе психологического сопровождения привело к возрастанию предпочтения такой стратегии поведения в стрессовой
ситуации, как ассертивные действия ^”0,05). Снизилась готовность участников к применению таких стратегий поведения, как асоциальные ^”0,05), агрессивные действия ^”0,05) и стремление использовать стратегию избегания ^”0,01).
5. Опросник направленности учебной мотивации. В результате психолого-педагогического воздействия произошли не только статистически значимые изменения по данной методике ^”0,01), но и качественные: уровень внутренней мотивации на обучение был средний, стал - высокий.
Так же нами были проанализированы результаты экзаменов по пенитенциарной психологии. Сотрудники, вошедшие в экспериментальную группу, сдали экзамен лучше ^”0,05). Таким образом, можно говорить, что программа психолого-педаго-гического сопровождения направленная на формирования у сотрудников УИС их СПК, способствует улучшению усвоения теоретических знаний по пенитенциарной психологии.
Анализ результатов исследования проведенного с помощью авторской анкеты «Степень удовлетворенности занятиями по психологии», показал, что разработанная нами программа по сравнению с традиционными способами обучения пенитенциарной психологии, более способствует эффективному получению практических знаний ^”0,05), готовности применять их на практике ^”0,05), развитию индивидуальных способностей ^”0,01), позволяет более эффективно формировать у слушателей потребность в дальнейшем самосовершенствовании ^”0,05). Общая удовлетворенность такой формой занятия у слушателей статистически выше ^”0,05).
Таким образом, применение разработанной нами программы привело к нивелированию предпочтения таких копинг стратегий, как избегание, склонность к асоциальным, агрессивным действиям и выбору ассертивных моделей поведения, к повышению уровня внутренней мотивации к обучению и более качественному усвоению теоретических знаний по пенитенциарной психологии, повышению степени удовлетворенности образовательными услугами. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенных психологических мероприятий.
Следовательно, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что необходимым психологическим условием формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно исполнительной системы в процессе повышения квалификации является учет в этом процессе индивидуально-психологических особенностей личности. Педагогическое условие включает в себе целенаправленное использование специально разработанной программы психолого-педа-гогического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы. В целом, результаты экспериментального исследования подтверждают рабочую гипотезу о значимости указанных в исследовании психолого-педагогических условий в формировании СПК.
Библиографический список
1. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловых взаимодействиях. - СПб., 2003.
2. Основы психологии. Практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д., 1995.
3. Митюрина, Н.Ю. Личность в сфере правоохранительной деятельности: развитие профессионализма. - Саратов, 2002.
4. Астафьева, Н.Е. Стратегия обновления системы повышения квалификации в современных условиях / Н.Е. Астафьева, Г.А. Шешери-
на // Образование и общество. - 2005. - № 2.
Bibliography
1. Sidorenko, E.V. Trening kommunikativnoyj kompetentnosti v delovihkh vzaimodeyjstviyakh. - SPb., 2003.
2. Osnovih psikhologii. Praktikum / pod red. L.D. Stolyarenko. - Rostov n/D., 1995.
3. Mityurina, N.Yu. Lichnostj v sfere pravookhraniteljnoyj deyateljnosti: razvitie professionalizma. - Saratov, 2002.
4. Astafjeva, N.E. Strategiya obnovleniya sistemih povihsheniya kvalifikacii v sovremennihkh usloviyakh / N.E. Astafjeva, G.A. Shesherina // Obrazovanie i obthestvo. - 2005. - № 2.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 37.013 + 377.5
Lebedeva S.A. THE CRITERIA OF EFFICIENCY ESTIMATION OF SELF-DIRECTED WORK ARRANGMENT ON THE EXAMPLE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES. This article takes the points of efficiency estimation of self-directed work among the students of secondary professional education institutions using modern information technologies; it marks out the basic criteria of complex system of self-directed work estimation effect; recommends possible methods of revelation end comparison of estimated markers.
Key words: self-directed work, intellect, creativity, persons orientation.