Научная статья на тему 'Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере'

Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / социализация / профессиональные компетенции / компетентностный подход / коммуникативные навыки / интегрированные формы коммуникации / competencies / socialization / professional competence / competency building approach / communication skills / integrated forms of communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Былкова Светлана Викторовна, Чубова Елена Павловна

Введение. В статье раскрывается содержание понятия коммуникативной компетентности как ключевой. Подчеркивается, что коммуникативные навыки в современном информационном обществе воспринимаются как базовые. Актуальность исследования заключается в необходимости интеграции знаний, полученных обучающимися в университете. Авторы подчеркивают необходимость формирования коммуникативных навыков в учебной и воспитательной деятельности, акцентируя внимание на сбалансированном сочетании учебной и внеучебной деятельности в вузе. Цель. Изучение интеграционных механизмов формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов, соответствующих современным запросам работодателей. Материалы и методы. В исследовании были использованы: Анкета по оценке основных параметров работы в команде и Опросник Р. М. Белбина, шкала «Способность к публичному выступлению», методики «Критерии оценки информативности речи», «Критерии оценки убеждающей речи» и «Самоанализ выступления». Результаты исследования. Выявлен приоритет деятельностного подхода и индивидуализации образовательного процесса, базирующегося на активных методах обучения, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся. Так, студенты, освоившие предлагаемые им учебные модули, способны верно маркировать ситуацию общения, выбирать адекватные коммуникативной ситуации тактики вербального поведения на любом уровне общения. Обсуждение и заключение. Формирование коммуникативных навыков будущих специалистов осуществляется как при изучении студентами разнообразных дисциплин коммуникативной направленности, так и в результате их участия во внеучебной деятельности, связанной с разнообразными формами воспитательной работы, реализуемыми в университете, а также закрепляется в процессе прохождения различных видов практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Былкова Светлана Викторовна, Чубова Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Skills of Students as a Factor of Successful Socialization in the Professional Sphere

Introduction. The article considers the content of the “communicability” notion as a key competence. In the modern world, communication skills are often perceived as essential ones. The need to integrate university knowledge explains the value of the research topic. We believe that the development of communication skills in the educational environment is of great importance. Moreover, a special attention should be given to the balanced combination of class and extracurricular activities at the university. Purpose. We will study future specialists’ integrative mechanism of communicability development, corresponding to the requests of employers. Materials and Methods. We used the following methods: Questionnaire to assess the basic parameters of teamwork, The Belbin test, the “Public Speaking Skill” Scale, as well as the “Criteria to Assess the Informativeness of Speech”, the “Criteria to Assess Persuasive Speech” and the “Self-Analysis of Public Speaking” methods. Results. We identified a priority of activity approach and individualization of the educational process, which are built on the active teaching methods providing the activation of students’ cognitive work. Thus, students who master the specified learning modules can correctly grade communicative situations, choose reasonable strategies of verbal behaviour for communicative situations on any level of discourse. Discussion and Conclusion. The development of communicative skills by future specialists is accomplished both in the study of various communication subjects and as a result of participation in extracurricular activities. This activity is associated with forms of university discipline work and is consolidated in the course of different practice classes.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Ц) Check for updates

УДК 159 9 072 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118

Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере

Светлана В. Былкова Н, Елена П. Чубова

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

И svetbyl7592@rambler.ru

Аннотация

Введение. В статье раскрывается содержание понятия коммуникативной компетентности как ключевой. Подчеркивается, что коммуникативные навыки в современном информационном обществе воспринимаются как базовые. Актуальность исследования заключается в необходимости интеграции знаний, полученных обучающимися в университете. Авторы подчеркивают необходимость формирования коммуникативных навыков в учебной и воспитательной деятельности, акцентируя внимание на сбалансированном сочетании учебной и внеучебной деятельности в вузе.

Цель. Изучение интеграционных механизмов формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов, соответствующих современным запросам работодателей.

Материалы и методы. В исследовании были использованы: Анкета по оценке основных параметров работы в команде и Опросник Р. М. Белбина, шкала «Способность к публичному выступлению», методики «Критерии оценки информативности речи», «Критерии оценки убеждающей речи» и «Самоанализ выступления». Результаты исследования. Выявлен приоритет деятельностного подхода и индивидуализации образовательного процесса, базирующегося на активных методах обучения, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся. Так, студенты, освоившие предлагаемые им учебные модули, способны верно маркировать ситуацию общения, выбирать адекватные коммуникативной ситуации тактики вербального поведения на любом уровне общения.

Обсуждение и заключение. Формирование коммуникативных навыков будущих специалистов осуществляется как при изучении студентами разнообразных дисциплин коммуникативной направленности, так и в результате их участия во внеучебной деятельности, связанной с разнообразными формами воспитательной работы, реализуемыми в университете, а также закрепляется в процессе прохождения различных видов практик.

Ключевые слова: компетенции, социализация, профессиональные компетенции, компетентностный подход, коммуникативные навыки, интегрированные формы коммуникации

Для цитирования: Былкова, С. В., Чубова, Е. П. (2023). Коммуникативные навыки студенческой молодёжи как фактор успешной социализации в профессиональной сфере. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(4), 109-118. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2Q23-6-4-109-118

© Былкова С. В., Чубова Е. П., 2023

Original article

Communicative Skills of Students as a Factor of Successful Socialization in the Professional Sphere

Svetlana V. Bylkova H, Elena P. Chubova

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation И svetbyl7592@rambler.ru

Abstract

Introduction. The article considers the content of the "communicability" notion as a key competence. In the modern world, communication skills are often perceived as essential ones. The need to integrate university knowledge explains the value of the research topic. We believe that the development of communication skills in the educational environment is of great importance. Moreover, a special attention should be given to the balanced combination of class and extracurricular activities at the university.

Purpose. We will study future specialists' integrative mechanism of communicability development, corresponding to the requests of employers.

Materials and Methods. We used the following methods: Questionnaire to assess the basic parameters of teamwork, The Belbin test, the "Public Speaking Skill" Scale, as well as the "Criteria to Assess the Informativeness of Speech", the "Criteria to Assess Persuasive Speech" and the "Self-Analysis of Public Speaking" methods.

Results. We identified a priority of activity approach and individualization of the educational process, which are built on the active teaching methods providing the activation of students' cognitive work. Thus, students who master the specified learning modules can correctly grade communicative situations, choose reasonable strategies of verbal behaviour for communicative situations on any level of discourse.

Discussion and Conclusion. The development of communicative skills by future specialists is accomplished both in the study of various communication subjects and as a result of participation in extracurricular activities. This activity is associated with forms of university discipline work and is consolidated in the course of different practice classes.

Keywords: competencies, socialization, professional competence, competency building approach, communication skills, integrated forms of communication

For citation: Bylkova, S. V., Chubova, E. P. (2023). Communicative Skills of Students as a Factor of Successful Socialization in the Professional Sphere. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(4), 109-118. https:// doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-109-118

Введение

Современное общество, жизнь которого протекает в цифровой среде, ощутило острый дефицит коммуникативных навыков у специалистов в различных областях деятельности. Это определяет важность развития у студентов, будущих специалистов, таких аспектов коммуникации как: знаний основ устной и письменной коммуникации и специфики Интернет-общения как особого вида взаимодействия современного человека; умения осознавать мировоззренческие позиции собеседников; навыков ведения деловой коммуникации с учётом специфики командной работы и умения организовать результативный диалог, продуктивный монолог и корректировать поведения с учётом ролевых позиций в зависимости от производственных задач и целевых установок членов профессионального коллектива. Эффективность решения задач профессиональной направленности прямо пропорционально зависит от качества взаимодействия с людьми в конкретных социокультурных и профессиональных ситуациях (Bylkova, Chubova & Kolmakova, 2018; Bylkova & Chubova, 2020).

В современных условиях непрерывной трансформации вузовского образования, связанной как с содержательными, так и с методическими аспектами, изучение проблем социализации молодых людей, ориентированных на профессиональную деятельность в любом секторе, имеет важное теоретическое и практическое значение (Kovtunenko, Bylkova, Borisenko, Minakova & Rogacheva, 2018; Kovtunenko, Bylkova, Kudryashov & Korman, 2021). Перед преподавателями высшей школы поставлена сложная задача: сформировать личность будущего профессионала, владеющую специфическим набором компетенций и личностных качеств, среди которых способность к интеллектуальному поиску и высокая способность адаптироваться в сложных профессиональных ситуациях; самостоятельность в принятии решений и способность нести за них индивидуальную ответственность; способность занимать активную жизненную позицию; умение работать в команде, занимая различные роли; коммуникативная и профессиональная компетентности (Ôzgan, 2015). Именно таков запрос современных работодателей. Для его выполнения необходима реализация хорошо продуманной воспитательной работы, органично вписывающейся как в учебную, так и во внеучебную деятельность обучающихся, поскольку именно

социально-воспитательная среда университета содействует социализации молодого поколения, предоставляя различные возможности для саморазвития и самореализации.

Как и каждый процесс, социализация имеет свой результат — воспитанность, социальное самоопределение и социализация. Это позволяет нам в качестве основных критериев социализации обозначить способность действовать определенным образом в процессе выполнения своих профессиональных задач и интеллектуальность.

В университете процесс социализации приобретает новый статус, испытывая на себе влияние различных факторов: мировые тенденции развития общества, реально существующая ценностная писала конкретного социума и нормы в сфере образования. Они формируют вектор развития высшего образования в государстве.

Но не стоит забывать и о влиянии региональных особенностей на вузовское образование, поскольку областная (краевая) культурная среда, этнический состав населения региона, превалирующие конфессии, да и специфика организации процесса обучения в высших учебных заведениях, особенности информационно-образовательной среды вузов накладывают отпечаток на функционирование университетов.

Так как процесс социализации в высшей школе условно можно представить двумя периодами: адаптационным (студенты 1 и 2 курсов приспосабливаются к жизни в университете) и профессионально специализированным (студенты 3-5 курсов постигают азы будущих профессий), то отметим и влияние на социализацию профессорско-преподавательского состава, выступающего в качестве наставников и тьюторов, и возникающих в процессе осуществления образовательной деятельности различных отношений между обучающимися (межличностные и групповые, формальные и неформальные).

Мы убеждены, что социализация — процесс двусторонний, так как молодой человек, погружаясь в социальную среду, приобретает социальный опыт, и, активно включаясь в социокультурную среду вуза, воспроизводит систему социальных связей. Формирование социального и профессионального в том числе опыта не представляется возможным без коммуникации (Фокина, 2019). В научной литературе часто термины «общение» и «коммуникация» выступают как синонимические. В данном исследовании под коммуникацией понимаются все существующие способы социальных связей и взаимосвязей. Развитие социального взаимодействия происходит наряду с развитием коммуникативных навыков — автоматически выполняемых компонентов сознательной коммуникативной деятельности.

Для коммуникативных процессов в университете характерен информационный обмен (на вертикальном и горизонтальном уровнях) между всеми участниками образовательного поля. Значимое воздействие друг на друга оказывают участники вертикальной коммуникации в учебном процессе — преподаватели и студенты. Горизонтальные информационные потоки возникают и среди обучающихся, и в преподавательском взаимодействии (Былкова и Чубова, 2020).

Горизонтальное и вертикальное информационное взаимодействие способствует развитию коммуникативных навыков, позволяющихбговорить о способности студентов воспринимать, использовать, сохранять, запоминать и передавать информацию другим субъектам научного и профессионального взаимодействия.

Мировая наука изучила различные аспекты формирования коммуникативных навыков в образовательном процессе с позиций педагогики и психологии (Оаезвепз, 2016). Последние исследования в области социального взаимодействия обозначили сущность коммуникативных умений, выявили факторы, влияющие наб их развитие, и предложили методы формирования коммуникативных навыков и умений, сфокусировав внимание на эффективности диалогового взаимодействия (Роревси-М^н, Тоёогевси & Сгесиквси, 2015).

Однако можно утверждать, что до сих пор предметное содержание вузовских тематических программ не всегда адекватно соотносится с применением в педагогической практике методов, способствующих формированию диалогических навыков у студентов. Сформулированное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования. Сфокусируем внимание на проблеме, обозначив её следующим образом: каков спектр необходимых педагогических условий, призванных обеспечить высокий уровень эффективности формирования диалогических навыков? В качестве объекта исследования выступают коммуникативные навыки, обеспечивающие эффективность социализации в профессиональной сфере, а предмета — процесс формирования коммуникативных навыков у студентов вуза.

Отправной точкой исследования послужила гипотеза: эффективность формирования диалогических навыков обеспечивается благодаря спектру психолого-педагогических условий:

- формирование коммуникативных навыков у обучающихся в результате гармоничного сочетания разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих на разных этапах социализацию будущих профессионалов;

- организация совместной деятельности педагогического коллектива и студентов, позволяющей формировать личность будущих профессионалов с учетом запросов работодателей;

- формирование информационно-образовательной среды и социально-культурной среды как одного из ключевых факторов эффективного развития социализации студентов.

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных навыков, авторы проанализировали некоторые исследования отечественных и европейских ученых, в которых раскрываются понятия «компетенция» и «ком-

петентность» и характеризуется их содержательное наполнение, сместив фокус внимания, на социальную компетентность (Junge, Valkenburg, Dekovic & Branje, 2020). Признали справедливость утверждения о том, что в формировании коммуникативных навыков и умений преуспевают педагоги, обладающие высоким уровнем сформированное™ профессиональных компетенций (Greculescu, Todorescu, Popescu-Mitroi & Fekete, 2014) и применяющие проектные технологии обучения, которые повышают уровень овладения студентами всего спектра профессиональных компетенций (Crawford, Higgins & Hilburn, 2020).

Формирование коммуникативных навыков не представляется возможным без использования коммуникативного подхода, реализуемого через решение коммуникативных задач, анализ смыслов и символов делового общения, моделирование коммуникативных ситуаций в преподавании дисциплин гуманитарной и профессиональной направленности. Включение педагогического метода анализа конкретных ситуаций в практические занятия способствует формированию умений и навыков решения задач профессиональной направленности.

Формируются коммуникативные навыки у будущих специалистов при освоении нескольких учебных дисциплин: «Культура электронной деловой переписки», «Деловая коммуникация», «Деловая риторика и корпоративная культура», «Деловые культуры в международном бизнесе», «Интернет-коммуникации», «Документирование управленческой деятельности», «Коммуникация в социальных сетях».

Тематическое наполнение даёт возможность студентам убедиться в объективности феномена «коммуникативная компетентность». Практика образовательной деятельности университета показала, что для плодотворной работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности важна сумма знаний, полученных при изучении некоторых учебных дисциплин. Базовой основой их формирования стали рабочие программы и учебно-методические комплексы, разработанные профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения. Отметим, что взаимодополняющее содержание различных модулей — источник и одновременно механизм интеграционных процессов, участвующих в формировании коммуникативной компетентности (Антропова, 2016).

Образовательная практика в рамках дисциплины «Деловая коммуникация» базируется на разнообразных формах и методах, позволяющие узнать о тонкостях деловой переписки, особенностях подготовки и проведения делового совещания, техниках телефонных переговоров. Особое внимание в этом модуле уделяется ошибкам восприятия и искажения информации, знаниям о коммуникативных и личностных барьерах.

Особый интерес в изучении дисциплины представляет раздел «Прагматика делового общения». Студенты, отметив, что эффективность труда руководителя в большей степени зависит от умения руководить подчиненными, нежели от умения решать профессиональные задачи, с интересом изучают виды психологического влияния; методы и приёмы убеждения; анализируют манипулятивные тактики и стратегии в контексте манипулирования подчиненными, коллегами; собранием или совещанием, осваивают основные техники психологического самбо (техника испорченной пластинки, техника бесконечного уточнения, техника внешнего согласия и другие); основы самопрезентации и имиджа участников профессионального общения.

Преподаватели, отвечающие за реализацию этого курса, активно используют ролевые, имитационные, органи-зационно-деятельностные игры (проблемные, проблемно ориентированные, апробационно-поисковые деловые игры), уделяя особое внимание ролевым целям и взаимодействию участников деловых игр. Содержание имитационных игр отличается от ролевых, так как первые могут быть реализованы с той же игровой процедурой на объектах других классов, различных по структуре и целевому назначению, экономическому и физическому содержанию.

Так как в организационно-деятельностных играх акцент делается на кризисные для системы состояния, то это позволяет обеспечить высокую мотивацию студентов к выработке решений, выводящих систему из кризисной ситуации. Руководство играми такого типа также характеризуется некоторыми специфическими чертами: оно представлено специалистами-практиками различных направлений, выполняющих разные функции в игровом поле. Так, руководитель-исследователь несёт ответственность за получение решения поставленной задачи; руководитель-организатор обеспечивает коллективную деятельность обучающихся и их межличностную и межгрупповую коммуникации на всех этапах решения поставленной перед группой задачей. Организационно-деятельностные игры иногда заканчиваются отрицательным результатом, так как в играх подобного рода нет требования — стопроцентное устранение проблемы, то есть получение конкретного продуктового результата.

Обозначенные формы работы позволяют формировать у будущих профессионалов специальные умения, среди которых грамотно выстроенная коммуникация, проявление при взаимодействии с коллегами и подчиненными лидерских способностей; выбор ориентира в производственных конфликтах; критическая оценка вероятных последствий собственных решений, а также плодотворное взаимодействие с равными по должности. Всё это становится возможным благодаря тому, что в таких играх имитируется работа управленцев, решающих комплексные задачи на основе фактической информации о социально-коммуникативных системах, а разграничение позиционных целей обусловлено различием интересов обучающихся. Кроме того, предусмотрена многовариантность решений и используется совместная деятельность при принятии окончательных решений.

Цель освоения дисциплины «Интернет-коммуникации» — развитие способности разбираться в многообразных формах и жанрах Интернет-взаимодействия, специфического явления в коммуникативном пространстве общества. Освоив содержание дисциплины, студенты умеют классифицировать формы и жанры Интернет-ком-муникации по различным признакам:

- осуществлять интернет-коммуникацию в соответствии с этическими нормами, коммуникативными и языковыми нормами и правилами межкультурного взаимодействия;

- осуществлять самопрезентацию с учетом особенностей виртуального пространства;

- критически оценивать собственные и чужие высказывания (тексты), создаваемые в ходе интернет-коммуни-кации, в аспекте соблюдения коммуникативных и языковых норм;

Особой популярностью у студентов пользуются два модуля обозначенной дисциплины — «Этика интернет-коммуникаций» и «Самопрезентация личности в Интернет-коммуникациях». Интерес молодого поколения к этим темам объясним, так как в рамках первого модуля особое внимание уделяется коммуникативным рискам в Интернет-среде, формам проявления вербальной и невербальной агрессии в Интернет-пространстве, способам защиты от буллинга и речевой культуре в Интернет-коммуникациях. Внимание обучающихся фокусируется и на допустимом и недопустимом в оффлайновой и онлайновой коммуникации, правилах веб-форумов, блог-сообществ, социальных сетей и т.д. Не остаются без внимания и такие сетевые жанры, как флуд, флейм, и форма социальной провокации сетевого общения — троллинг. Модуль «Самопрезентация личности в Интернет-коммуникациях» ориентирован на лингвистическую и психолингвистическую составляющую коммуникативного процесса. Преподаватели раскрывают секреты выбора имени пользователя (ник), профиля и аватара; взаимосвязи Я-концепции и образ Я. Особую значимость приобретают тренинги академического и творческого письма, на которых студенческие тексты подвергаются критическому анализу как со стороны экспертов, так и одногруппников. Обучающиеся исследуют особенности словарного запаса авторов текстов, способность к языковой игре, определяют степень связности и корректность оформления текстов различных жанров, фокусируя внимание и на тональности высказываний. Проделанная работа позволяет овладеть навыками ориентирования среди разнообразных форм и жанров Интернет-коммуникаций; стилистического анализа текста Интернет-коммуникаций; а также рефлексии над собственными коммуникативными намерениями и способами их достижения в виртуальном пространстве. Полученный опыт, по словам студентов, помогает нивелировать сложности в профессиональном общении, обеспечивая эффективность социализации.

Дисциплина «Деловые культуры в международном бизнесе» нацелена на формирование у обучающихся знаний о деловых культурах разных субъектов современных мировых процессов и формирование на этой основе практических навыков и умений межкультурных взаимодействий. В результате обучения студенты приобретают навыки осуществления профессионального общения с соблюдением норм и правил международного делового этикета; применения техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности; использования приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её; умение принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме; поддерживать деловую репутацию; организовывать деловое общение в межличностном и межкультурном взаимодействии с деловыми партнерами.

Безусловного внимания заслуживает дисциплина «Документирование управленческой деятельности», в рамках которой осваиваются базовые понятия, характеристики, проблемы организации управленческой и офисной деятельности, основные виды и системы управленческой документации и правила её оформления.

Особая роль в этом модуле отводится практическим занятиям, которые ориентированы на выполнение конкретных действий по подготовке и оформлению тех или иных видов управленческих документов. В результате освоения учебной дисциплины студенты овладевают принципами и методами создания справочно-информаци-онных средств к документам; приобретают навыки работы с документами с учётом правил подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки. Кроме того, на занятиях активно задействованы и тренинги, позволяющие отрабатывать на практике технологии предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессионального взаимодействия, совместно со специалистами-экспертами и преподавателями студенты анализируют стратегии поведения в конфликтных ситуациях и рассматривают стили разрешения конфликтов. Активное использование в учебном процессе игровых технологий помогает студентам изучать и постигать стратегические и тактическе приёмы ведения дискуссий и дебатов (Ву1коуа, СЬиЬоуа & КиагуаяЬоу, 2021).

Еще одной важной составляющей в формировании коммуникативной компетенции является прохождение обучающимися различных видов практик. Производственная практика нацелена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарских, лабораторных занятиях, и получение возможности приобрести начальный опыт профессиональной деятельности, то есть создает условия для формирования профессиональных компетенций.

Не будем забывать о том, что формируется практический опыт студентов, будь то профессиональный, культурный или социальный, прежде всего в образовательной среде, выступающей лакмусовой бумажкой не только образовательных, но и воспитательных процессов вуза.

Социокультурная среда, базирующаяся на социально-культурной инфраструктуре вуза, представляет собой часть общеуниверситетской среды, в структуре которой можно выделить внеучебную деятельность, включающую два компонента, гармонично дополняющих друг друга: культурно-образовательную и досуговую деятельности. Каждая из них реализует свои задачи и формирует определенный набор компетенций. Внеучебная деятельность представлена широким спектром традиционных и самостоятельно инициированных студентами или преподавателями мероприятий. Первостепенное значение приобретают именно нетрадиционные мероприятия, проводимые по инициативе студентов и при их активном участии в подготовке и реализации:

- многочисленные литературные гостиные, дискуссионные клубы, конкурсы ораторского мастерства, цель которых — формировать навыки организации и ведения и дискуссий; развивать коммуникативные способности обучающихся и правовую и социальную культуры;

- научные кружки, развивающие у студентов навыки междисциплинарного подхода в освоении профессиональной образовательной программы, критического анализа научных позиций, формирующие умение делать самостоятельные научные выводы;

- исследовательская деятельность в научно-технической библиотеке вуза, которая осуществляет информационное и документное обеспечение образовательного процесса; создаёт благоприятные условия для самостоятельной учебной деятельности, обеспечивая индивидуальные запросы своих пользователей по всем отраслям знаний;

- участие в работе Центра развития добровольчества, который координирует действия студентов-волонтёров при проведении массовых университетских, городских, областных и всероссийских мероприятий.

Кроме того, многие студенты становятся участниками профильных студенческих отрядов. Такая система гарантирует каждому студенту временное или постоянное трудоустройство.

Активное участие студентов в перечисленных мероприятиях свидетельствует о увеличении степени понимании себя обучающимися, их самоопределении и самореализации, то есть о моделировании собственной личности. Личностная мотивация способствует получению и развитию разнообразных социальных навыков, таких как налаживание и поддержание социальных контактов, навыка управления межличностными отношениями, навыка убеждения в собственной правоте, навыка создания коллектива единомышленников и грамотного руководства им. Таким образом, можно говорить о формировании у студентов четырёх базовых компонентов эмоциональной компетентности: эмпатии, саморегуляции, регуляции межличностных отношений и рефлексии (Юсупова, 2006). Безусловно, социальные установки, пропагандируемые в образовательном учреждении, влияют на использование коммуникативных навыков в учебной и профессиональной деятельности и на модель поведения в профессионально ориентированных ситуациях.

Социокультурная среда образовательного учреждения является посредником между личностью и окружающим миром, обеспечивает студенту возможность наиболее адекватно войти в социокультурное пространство общества. Гуманитарная среда вуза, как часть общей социально-культурной среды, формирует не отдельные знания и навыки, а личную информационную культуру студентов как базовый элемент социальной адаптации, как часть профессиональной культуры будущих специалистов, обладающих развитым эмоциональным интеллектом.

Материалы и методы

Уровни сформированное™ коммуникативных навыков у обучающихся различных факультетов выявляются в финальной часта образовательного процесса — во время прохождения производственной практики.

Ключевые показатели коммуникативной компетентности замеряются на первом курсе (при знакомстве с первой дисциплиной, нацеленной на развитие коммуникативных навыков) и четвёртом курсе по завершении производственной практики.

Всего в исследовании приняло участие 264 студента. В качестве респондентов приняли участие как первокурсники, так и выпускники-бакалавры.

В исследовании были применены следующие методики:

- анкета по оценке основных параметров работы в команде;

- опросник Р. М. Белбина, результаты которого помогают определить характерные черты поведения каждого студента — участника групповой работы;

- шкала «Способность к публичному выступлению»;

- методика «Критерии оценки информативности речи»;

- методика «Критерии оценки убеждающей речи»;

- методика «Самоанализ выступления».

Результаты исследования

Результаты сочетания работы педагогов совместно с представителями работодателей, принимавших участие в учебно-воспитательном процессе, а также самообразования студентов, погруженных в социокультурную среду университета, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Критерии оценки коммуникативных навыков

Количество Критерий Навык не развит Навык развит Навык развит

студентов недостаточно

264 Навык общения 24,0 % 15,0 % 26,8 % 27,0 % 49,2 % 58,0 %

(64 чел.) (40 чел.) (70 чел.) (71 чел.) (130 чел.) (153 чел.)

264 Умение договари- 22,3 % 18,0 % 49,2 % 43,0 % 28,5 % 39,0 %

ваться (59 чел.) (48 чел.) (130 чел.) (113 чел.) (75 чел.) (103 чел.)

264 Навык конструк- 22,3 % 20,0 % 49,2 % 42,0 % 28,5 % 38,0 %

тивной критики (59 чел.) (53 чел.) (130 чел.) (111 чел.) (75 чел.) (100 чел.)

264 Умение видеть 22,0 % 18,0 % 45,8 % 40,0 % 32,0 % 52,0 %

личность в (58 чел.) (48 чел.) (121 чел.) (105 чел.) (85 чел.) (153 чел.)

определённой

командной роли

264 Умение формули- 26,5 % 15,0 % 49,2 % 40,0 % 24,2 % 45,0 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ровать цель речи (70 чел.) (40 чел.) (130 чел.) (105 чел.) (64 чел.) (119 чел.)

264 Умение расстав- 24,0 % 18,0 % 45,8 % 37,0 % 30,0 % 45,0 %

лять акценты в (64 чел.) (48 чел.) (121 чел.) (97 чел.) (79 чел.) (119 чел.)

выступлении

264 Умение устанавли- 22,0 % 15,0 % 49,2 % 33,0 % 18,7 % 52,0 %

вать контакт (58 чел.) (40 чел.) (130 чел.) (71 чело- (76 чел.) (153 чел.)

с аудиторией век)

Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют приоритет деятельностного подхода и индивидуализации образовательного процесса, базирующегося на активных методах обучения, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности обучающихся.

Таблица 2

Результаты взаимодействия педагогов и обучающихся

Количество студентов

Критерий

Навык не развит

Навык развит недостаточно

Навык развит

264 Удовлетворён-

ность от участия в командной деятельности

264 Умение выступать перед публикой

264 Умение использовать техники, помогающие запомнить информацию

264 умение исполь-

зовать техники, помогающие обосновать доводы и использовать аргументы

264 Умение обеспечить понимание слушателями моей речи

23,5 % (62 чел.)

8,3 % (22 чел.)

16,0 % (42 чел.)

22,0 % (58 чел.)

22,0 % (58 чел.)

7,5 % (19 чел.)

7,5 % (19 чел.)

7,5 % (19 чел.)

34,8 % (92 чел.)

53,0 % (140 чел.)

51,5 % (136 чел.)

43,5 % (115 чел.)

49,0 % (130 чел.)

49,0 % (130 чел.)

11,0% 49,0% 50,0% (130 чел.) (130 чел.) (132 чел.)

9,0 % 47,0 % 56,0 % (25 чел.) (124 чел.) (149 чел.)

41,6 % (ПОчел.)

38,7 % (102 чел.)

38,7 % (102 чел.)

29,0 % (77 чел.)

31,0% (82 чел.)

49,0 % (130 чел.)

43,5 % (115 чел.)

43,5 % (115 чел.)

39,0 % (102 чел.)

34,0 % (90 чел.)

Продолжение таблицы 2

Количество Критерий Навык не развит Навык развит недоста- Навык развит

студентов точно

264 навык установ- 22,0 % 13,3 % 49,2 % 50,4 % 28,8 % 36,3 %

ления контактов (58 чел.) (35 чел.) (130 чел.) (133 чел.) (76 чел.) (96 чел.)

в группе и вне

группы

264 навык ставить 16,0 % 7,2 % 45,4 % 48,9 % 38,6 % 43,9 %

себя в позицию (42 чел.) (19 чел.) (120 чел.) (129 чел.) (102 чел.) (116 чел.)

руководителя

Результаты взаимодействия педагогов и обучающихся, представленные в таблице 2, говорят о том, что студенты, освоившие модули, ориентированные на развитие коммуникативных навыков, способны верно маркировать ситуацию общения, выбирать адекватные коммуникативной ситуации тактики вербального поведения (с применением формул межличностной и деловой коммуникации) на любом уровне общения.

Обсуждение и заключение

Большинство исследовательских работ других авторов по данной проблеме содержало неоспоримый тезис о важности диалогического взаимодействия всех участников образовательного процесса, поскольку продуктивная коммуникация выступает залогом успешного формирования коммуникативной компетентности (Kovtunenko, Bylkova, Borisenko, Minakova & Rogacheva, 2018).

Некоторые зарубежные исследователи говорят о необходимости бизнес-адаптации высших учебных заведений к требованиям постоянно меняющейся образовательной парадигмы, нацеленной на сближение с уровнем компетенций, диктуемом рынком труда (Rodriguez-Lopez, Souto & Noblejas, 2019).

Коммуникация в рамках образовательного процесса выступает одним из определяющих факторов профессионального развития студентов. Коммуникативная компетенция, являясь по сути интегративной, нацелена на достижение практического результата в любой форме делового взаимодействия, что в свою очередь оказывает стимулирующее воздействие на всестороннее развитие личности обучающегося (Трофимова, 2012).

Так, взаимодействие между преподавателем и студентом является непрерывным диалогом, в котором они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Всем участникам образовательного процесса необходимо прикладывать усилия для комфортного и эффективного сотрудничества.

Таким образом, формирование коммуникативных навыков будущих специалистов осуществляется как при изучении студентами разнообразных дисциплин коммуникативной направленности, так и в результате их участия во внеучебной деятельности, связанной с разнообразными формами воспитательной работы, реализуемыми в университете, а также закрепляется в процессе прохождения различных видов практик.

Список литературы

Антропова, JI. В. (2016). Интеграционные механизмы в формировании коммуникативной компетентности будущих менеджеров. Вестник череповецкого государственного университета, 6(75), 125-130.

Трофимова, Г. С. (2012). Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты. Удмуртский государственный университет.

Фокина, О. С. (2019). Формирование коммуникативной компетенции студентов в условиях интеллектуально-коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. [Кандидатская диссертация]. Томский государственный педагогический университет.

Юсупова, Г. В. (2006). Состав и измерение эмоциональной компетентности [Кандидатская диссертация]. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Bylkova, S. V., & Chubova, Е. P. (2020). Role-playing models in the vocational education of future agribusiness experts. E3S Web of Conferences, 175, 15016. https://doi.org/l 0.105 l/e3sconf7202017515016

Bylkova, S. V., Chubova, E. P., & Kolmakova, V. V. (2018). Investigations research of social problems. Electronic scientific journal, 9(3), 74-96. https://doi.org/l 0.12731/2218-7405-2018-3-74-96

Claessens, L. (2016). Beginning and experienced secondary school teachers' self-and student schema in positive and problematic teacher-student relationships. Teaching and Teacher Education, 55, 88-99.

Crawford, E. O., Higgins, H. J., & Hilburn, J. (2020). Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education. The Journal of Social Studies Research, 44, 367-381.

Greculescu, A., Todorescu, L. L., Popescu-Mitroi, M. M., & Fekete, A. C. (2014). Oral communication competence and higher technical engineering. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 128, 169-174.

Junge, C., Valkenburg, P. M., Dekovic, M., & Branje, S. (2020). The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development Author links open overlay panel. Developmental Cognitive Neuroscience, 45. https://doi.Org/10.1016/j.dcn.2020.100861

Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Borisenko, V. A., Minakova, N. A., & Rogacheva, V. I. (2018). Interview as a genre of new media communication: Rhetorical relations and pragmatic effects. XLINGUA, 11, 2, 95-105. https://doi. org/10.18355/XL.2018.11.02.08

Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Kudryashov, I. A., & Korman, E. A. (2021). Scenarios for unison text unfolding in Russian blogosphere. Scientific Dialogue, 2, 79-94. https://doi.org/10.24244/2227-1295-2021-2-79-94

Ôzgan, H. (2015). The usage of domination strategies in conflicts between the teachers and students: A case study. Educational Research and Reviews, 11(4), 146—152.

Popescu-Mitroi, M. M., Todorescu, L. L., & Greculescu, A. (2015). The impact of psycho-pedagogical training on communicative competence. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 191, 2443-2447. https://doi.Org/10.1016/j. sbspro.2015.04.723

Rodriguez-Lopez, A., Souto, J. E., & Noblejas, M. L. A. (2019). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education Studies in Educational Evaluation. Studies in Educational Evaluation, 60,205-213.

References

Antropova, L. V. (2016). Integration mechanisms in future managers' communicative competence development. Cherepovets State University Bulletin, 6(75), 125-130. (InRuss.).

Bylkova, S. V., & Chubova, E. P. (2020). Role-playing models in the vocational education of future agribusiness experts. E3S Web of Conferences, 175, 15016. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515Q16

Bylkova, S. V., Chubova, E. P., & Kolmakova, V. V. (2018). Investigations research of social problems. Electronic scientific journal, 9(3), 74-96. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-3-74-96

Claessens, L. (2016). Beginning and experienced secondary school teachers' self-and student schema in positive and problematic teacher-student relationships. Teaching and Teacher Education, 55, 88-99.

Crawford, E. O., Higgins, H. J., & Hilburn, J. (2020). Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education. The Journal of Social Studies Research, 44, 367-381.

Fokina, O. S. (2019). Formation of students' communicative competence in the conditions of intellectual and communicative interaction of educational process subjects at the university. [Candidate dissertation], Tomsk State Pedagogical University. (In Russ.).

Greculescu, A., Todorescu, L. L., Popescu-Mitroi, M. M., & Fekete, A. C. (2014). Oral communication competence and higher technical engineering. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 128,169-174.

Junge, C., Valkenburg, P. M., Dekovic, M., & Branje, S. (2020). The building blocks of social competence: Contributions of the Consortium of Individual Development Author links open overlay panel. Developmental Cognitive Neuroscience, 45. https://doi.Org/10.1016/i.dcn.2020.100861

Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Borisenko, V. A., Minakova, N. A., & Rogacheva, V.I. (2018). Interview as a genre of new media communication: Rhetorical relations and pragmatic effects. XLINGUA, 11, 2, 95-105. https://doi. org/10.18355/XL.2018.11.02.08

Kovtunenko, I. V., Bylkova, S. V., Kudryashov, I. A., & Korman, E. A. (2021). Scenarios for unison text unfolding in Russian blogosphere. Scientific Dialogue, 2, 79-94. https://doi.org/10.24244/2227-1295-2021-2-79-94

Ôzgan, H. (2015). The usage of domination strategies in conflicts between the teachers and students: A case study. Educational Research and Reviews, 11(4), 146—152.

Popescu-Mitroi, M. M., Todorescu, L. L., & Greculescu, A. (2015). The impact of psycho-pedagogical training on communicative competence. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 191, 2443-2447. https://doi.Org/10.1016/j. sbspro.2015.04.723

Rodriguez-Lopez, A., Souto, J. E., & Noblejas, M. L. A. (2019). Improving teaching capacity to increase student achievement: The key role of communication competences in Higher Education Studies in Educational Evaluation. Studies in Educational Evaluation, 60,205-213.

Trofimova, G. S. (2012). Pedagogical communicative competence: Theoretical and applied aspects. Udmurt State University. (In Russ.).

Yusupova, G. V. (2006). Composition and measurement of emotional competence. [Candidate dissertation], Tatar State University of Humanities and Education. (In Russ.).

Об авторах:

Былкова Светлана Викторовна, доцент, заведующий кафедрой «Документоведение и языковая коммуникация», Донской государственный технический университет (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. svetbyl7592@rambler.ru

Чубова Елена Павловна, доцент кафедры «Документоведение и языковая коммуникация», Донской государственный технический университет (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. chubova@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 15.07.2023 Поступила после рецензирования 3.08.2023 Принята к публикации 04.08.2023

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Bylkova Svetlana V., Associate Professor, Head of the "Documentation and Language Communication" Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID. svetbyl7592@,rambler.ru

Chubova Elena P., Associate Professor of the "Documentation and Language Communication" Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID. chubova@list.ru

Received 15.07.2023 Revised 3.08.2023 Accepted 04.08.2023

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.