Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» / УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ / MODEL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE TRAINING / DIGITAL TECHNOLOGIES / ‘ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS’ MAJOR / LEVEL OF COMMUNICATIVE CONTROL / PARAMETERS FOR EVALUATING THE EFFICIENCY OF COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматко М.В., Ткаченко О.Н., Анашкина Н.А.

Коммуникативная компетентность является базовым качеством специалистов медиакоммуникационных направлений, так как их профессиональная деятельность связана с осуществлением эффективных коммуникаций. В статье описана методика эксперимента по формированию коммуникативной компетентности у студентов направления «Реклама и связи с общественностью», которая включает критерии оценки коммуникативной деятельности специалистов этой сферы. В методике учитывается воздействие цифровых технологий на коммуникативные навыки студентов, необходимость синхронизации их коммуникационных взаимодействий в социальной и цифровой реальности. В статье представлена разработанная авторами шестиуровневая модель формирования коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». При характеристике ее уровней приведены цифровые технологии, которые осваивали студенты в ходе обучения, чтобы сформировать необходимые мотивационные установки, знания, навыки и умения в области коммуникаций. В результате апробации предложенной модели участники эксперимента, у которых отсутствовала врожденная предрасположенность к профессиональной деятельности по рекламе и связям с общественностью, смогли приобрести необходимые навыки управления коммуникациями. Участники с врожденными задатками к этой профессии также улучшили эффективность своих коммуникаций с помощью самостоятельного подбора цифровых инструментов, подходящих под конкретную коммуникационную задачу. Такая положительная динамика подтверждает актуальность разработанной модели для подготовки конкурентоспособных специалистов. Она может применяться и для других образовательных направлений при освоении студентами универсальной компетенции делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шматко М.В., Ткаченко О.Н., Анашкина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COMMUNICATIVE SKILLS SET AMONG STUDENTS MAJORING IN MEDIA COMMUNICATION USING DIGITAL TECHNOLOGIES

Communicative competence is the basic quality of media communication majors, as their professional activity is associated with the implementation of effective communications. The article describes the methodology of the pedagogical experiment on the training communicative competence of students majoring ‘Advertising and public relations’, which includes criteria for assessing the communicative activity of specialists in this field. The methodology takes into account the impact of digital technology on students' communication skills, the need to synchronize their communication interactions in social and digital reality. The main part of the article presents developed by the authors a 6-level model for the training communicative competence of students studying in the field of ‘Advertising and Public Relations’. When characterizing its levels, digital technologies are mentioned that students mastered during training in order to form the necessary motivational attitudes, knowledge, skills and abilities in the field of communications. The article describes the results obtained by testing a 6-level model of the training of communicative competence. Participants of the experiment, who lack an innate predisposition to professional activities in advertising and public relations, were able to acquire the necessary communication management skills. Participants who are innate for this profession also improved the effectiveness of their communications by independently selecting digital tools suitable for a specific communication task. Such positive dynamics confirms the relevance of the developed model for the training of competitive advertising and public relations specialists. It can be applied to other educational areas when students master the universal competence of business communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378

DOI 10.24147/2413-6182.2020.7(4).935-948

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.В. Шматко1, О.Н. Ткаченко2, Н.А. Анашкина3

1>2'3 Омский государственный технический университет (Омск, Россия)

Аннотация: Коммуникативная компетентность является базовым качеством специалистов медиакоммуникационных направлений, так как их профессиональная деятельность связана с осуществлением эффективных коммуникаций. В статье описана методика эксперимента по формированию коммуникативной компетентности у студентов направления «Реклама и связи с общественностью», которая включает критерии оценки коммуникативной деятельности специалистов этой сферы. В методике учитывается воздействие цифровых технологий на коммуникативные навыки студентов, необходимость синхронизации их коммуникационных взаимодействий в социальной и цифровой реальности. В статье представлена разработанная авторами шестиуровневая модель формирования коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». При характеристике ее уровней приведены цифровые технологии, которые осваивали студенты в ходе обучения, чтобы сформировать необходимые мотивационные установки, знания, навыки и умения в области коммуникаций. В результате апробации предложенной модели участники эксперимента, у которых отсутствовала врожденная предрасположенность к профессиональной деятельности по рекламе и связям с общественностью, смогли приобрести необходимые навыки управления коммуникациями. Участники с врожденными задатками к этой профессии также улучшили эффективность своих коммуникаций с помощью самостоятельного подбора цифровых инструментов, подходящих под конкретную коммуникационную задачу. Такая положительная динамика подтверждает актуальность разработанной модели для подготовки конкурентоспособных специалистов. Она может применяться и для других образовательных направлений при освоении студентами универсальной компетенции делового общения.

Ключевые слова: модель формирования коммуникативной компетентности, цифровые технологии, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», уровень коммуникативного контроля, критерии оценки эффективности коммуникаций.

© М.В. Шматко, О.Н. Ткаченко, Н.А. Анашкина, 2020

Для цитирования:

Шматко М.В., Ткаченко О.Н., Анашкина Н.А. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медиакоммуникационных направлений с помощью цифровых технологий // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 4. С. 935-948. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).935-948.

Сведения об авторах:

1 Шматко Марианна Владимировна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике»

2 Ткаченко Ольга Николаевна, канд. филос. наук, доцент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике»

3 Анашкина Наталья Александровна, канд. филос. наук, доцент кафедры «История, философия и социальные коммуникации»

Контактная информация:

12'3 Почтовый адрес: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

1 E-mail: marin298@gmail.com

2 E-mail: olya-aylo@yandex.ru

3 E-mail: sofiya@rambler.ru Дата поступления статьи: 28.04.2020 Дата рецензирования: 19.05.2020 Дата принятия в печать: 02.11.2020

Введение

Коммуникативные навыки студентов постоянно трансформируются под воздействием цифровых технологий, что требует выработки новых педагогических подходов к формированию коммуникативной компетентности [Шматко, Савченко 2016; Самсонова 2017; Акимова, Щербин 2018]. Эта проблема особенно актуальна для подготовки специалистов направления «Реклама и связи с общественностью» (далее - РСО], чья профессиональная деятельность связана с построением эффективных многоканальных коммуникаций.

Рассмотрим понятие «коммуникативная компетентность». Впервые в научное обращение этот термин был введен американским ученым Д. Хаймсом в середине 1960-х гг. в рамках его психолингвистического исследования. Концепция коммуникативной компетентности, разработанная Д. Хаймсом, строится на идее «гибкости» языка коммуникатора. Под языковой «гибкостью» исследователь понимает «умение человека быстро включаться в межкультурную коммуникацию, в ходе которой он демонстрирует владение не только различными языками, но и речевыми конструкциями, учитывающими социальный статус, профессию, семей-

ное положение, религию и культурные особенности собеседника» [Hymes 1972: 270].

Интерес также представляет подход английского психолога Дж. Ра-вена, разграничившего понятия «компетенция» и «компетентность». С его точки зрения, компетентность - это «отличительное свойство одной личности от другой по степени сформированности у нее компетенций, актуальных для современного общества (а не только для определенной профессии или предприятия], а также по наличию или отсутствию системности их применения в рамках любой жизненной ситуации - профессиональной и внепрофессиональной» [Raven 1984: 15].

В своей работе Дж. Равен не раскрывает механизма перехода от обучения личности набору необходимых ей компетенций к формированию у нее компетентности. Такую функциональную нагрузку выполняет коммуникативная компетентность. По мнению известного российского психолога А.В. Карпова, коммуникативная компетентность - это «важнейшее качество личности, выступающее в качестве базы для синтеза ее общепрофессиональной культуры» [Карпов, Орел, Тернопол 2003: 78]. Другой российский специалист в области социальной психологии Ю.Н. Емельянов говорит о коммуникативной компетентности как об адаптационном механизме, позволяющем личности выстраивать свое социальное поведение и свободно корректировать его в зависимости от ситуации с помощью вербальных и невербальных средств [Емельянов 1990].

Говоря о проблеме формирования коммуникативной компетентности, стоит отметить исследования отечественных психологов Е.В. Бонда-ревской, С.И. Осиповой и Г.К. Селевко. Их работы послужили основой для рассмотрения студента в качестве субъекта, который при создании определенных условий в образовательном процессе переориентируется на активное развитие навыков и знаний, требуемых для формирования коммуникативной компетентности [Бондаревская 2016; Осипова 2014; Селевко 2004]. А исследования таких известных советских и российских психологов, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, определили основу для включения интерактивных методов в модель формирования и развития коммуникативной компетентности студентов вуза [Выготский 2005; Леонтьев 2001; Рубинштейн 2002]. Также в своем исследовании мы опирались на работы Б.Х. Кривицкого, Е.С. Полат, С.А. Христочевского, в которых студент определяется как участник образовательной коммуникации, способный управлять ею посредством цифровых технологий для повышения уровня сформированности своих компетенций [Кривицкий 2007; Полат 2000; Христочевский 2000].

Цель эмпирического исследования состоит в разработке модели формирования коммуникативной компетентности у студентов РСО, которая обеспечит синхронное управление коммуникационными процессами в социальной и цифровой реальности.

Выборка и методика исследования

Исследование проводилось с февраля по декабрь 2019 г., а экспериментальной базой для него стал опорный вуз Омского региона - Омский государственный технический университет (далее - ОмГТУ]. В нем приняли участие 64 студента направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»: 27 студентов с 1-го по 3-й курс очной формы обучения (три учебные группы в полном составе] и 37 студентов 1-го и 2-го курсов заочной формы обучения (две учебные группы в полном составе]. Исследование проводилось путем организации констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Констатирующий эксперимент был направлен на оценку психофизиологической предрасположенности его участников к управлению коммуникациями в повседневной жизни. С этой целью использовался диагностический метод М. Шнайдера [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002: 120121]. По его результатам были сформированы две команды: в первую отобраны студенты с низким и средним уровнем коммуникативного контроля, во вторую - студенты с высокой степенью регулирования своего коммуникативного поведения.

Формирующий эксперимент проводился с февраля по июнь 2019 г. Его целью была апробация шестиуровневой модели формирования коммуникативной компетентности, разработанной авторами с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов РСО. Для участников эксперимента был организован факультативный курс «Технологии эффективных коммуникаций», который проводился в компьютерном классе с мультимедийным оборудованием. На лекционных занятиях обеим командам представлялись цифровые технологии - сервисы, приложения и программы, отобранные для последовательного освоения каждого уровня модели. Их функции были продемонстрированы студентам на базе специально созданных под этот курс аккаунтов в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram, а также на базе сообщества в мессенджере Viber.

На практических занятиях каждая команда должна была разработать концепцию и организовать свое мероприятие, ориентированное на привлечение абитуриентов в ОмГТУ, а также обеспечить его продвижение среди школьников 9-11 классов посредством различных каналов коммуникации.

Для обеспечения синхронизации коммуникаций в социальной и цифровой реальности командам было предложено осуществлять продвижение их предстоящих мероприятий в два этапа:

Этап 1. В «День открытых дверей ОмГТУ» посредством личных коммуникаций, а также специально подготовленных коммуникационных продуктов (рекламных листовок, буклетов, сувенирной продукции и т. д.]

пригласить абитуриентов и заполнить от них заявки на участие в мероприятиях каждой команды.

Этап 2. В течение недели трансформировать с помощью цифровых технологий личные аккаунты участников команд в социальных сетях для привлечения абитуриентов на мероприятия.

После проведения мероприятий была оценена эффективность коммуникаций каждой из команд при выполнении этого соревновательного задания. Она осуществлялась на основе критериев, применяемых для анализа коммуникационной деятельности специалиста РСО: количество пришедших на мероприятие абитуриентов; количество и соотношение положительных и отрицательных отзывов от абитуриентов, оставленных в сообществе мероприятия «ВКонтакте» и Instagram после его проведения; количество абитуриентов, вступивших в официальные сообщества РСО ОмГТУ в социальных сетях.

В рамках контрольного эксперимента (сентябрь - декабрь 2019 г.] была произведена оценка освоения модели студентами. На практических и лабораторных занятиях по нескольким профессиональным дисциплинам («Теория и практика рекламы и связей с общественностью», «Основы интегрированных коммуникаций», «Информационные технологии в рекламе и связях с общественностью», «Режиссура рекламы»] участники эксперимента разрабатывали и защищали различные коммуникационные продукты: макеты рекламных материалов и сайтов, пресс-релизы и посты в социальных сетях, корпоративные стикеры для мессенджеров и т. д.

На этом этапе было необходимо отследить, продолжают ли студенты самостоятельно следовать уровням модели; производить оценку эффективности коммуникационных продуктов; применять цифровые технологии, которые ими были освоены на первом этапе; искать новые цифровые инструменты для повышения эффективности разрабатываемых коммуникационных продуктов; использовать свои аккаунты в социальных сетях в качестве инструмента управления коммуникациями.

В ходе наблюдения за выполнением индивидуальных заданий, а также по результатам анализа эффективности разработанных коммуникационных продуктов и их защиты стало возможным оценить изменение уровня коммуникативной компетентности участников эксперимента -студентов РСО.

Модель формирования коммуникативной компетентности

При разработке модели формирования коммуникативной компетентности у студентов РСО учитывались следующие особенности их будущей профессиональной деятельности.

Во-первых, для специалиста в этой сфере коммуникативная компетентность является обязательным профессиональным качеством и со-

стоит в умении использовать коммуникационный процесс в качестве инструмента достижения экономических показателей, таких как увеличение количества клиентов, продаж, прирост прибыли.

Во-вторых, реализация коммерческих целей специалистом РСО обеспечивается путем управления и синхронизации коммуникационных процессов в социальной и цифровой реальностях.

Представим разработанную авторами шестиуровневую модель формирования коммуникативной компетентности, которая базируется на формуле «компетентность = хочу + знаю + умею + делаю» и включает перечень цифровых технологий для эффективного освоения каждого уровня:

Уровень 1. Смена мотивационной установки студента: «Коммуникация - это управляемый процесс со стороны специалиста РСО, направленный на достижение коммерческих целей». Реализуется через наглядную демонстрацию эффекта от освоения и использования в своих личных аккаунтах цифровых креаторов, таких как Instamask.art или функции «Маска» в социальной сети «ВКонтакте», либо программ по созданию фирменных стикеров, например таких, как Sticker Maker for WhatsApp или Sticker Tools.

Уровень 2. Формирование представления о цифровой реальности как о базе технологий, которые позволяют специалисту РСО решать разного рода профессиональные задачи, направленные на формирование и управление системой коммуникаций с различными целевыми аудиториями. Этот уровень реализуется путем освоения функций управления коммуникациями с помощью таких цифровых систем, как «Яндекс.Директ», «2ГИС», «МТС Маркетолог», My Target, а также функций рекламного кабинета в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и YouTube.

Уровень 3. Обучение методам непрерывного исследования целевой аудитории как объекта коммуникационного воздействия, их сегментации по демографическим, территориальным, социально-экономическим и психографическим параметрам, анализа их информационных потребностей (содержания сообщений, каналов их получения и способов кодирования] с применением следующих цифровых технологий: Pepper ninja, «Церебро Таргет», Segmento, Google Analytics, «Яндекс. Метрика».

Уровень 4. Обучение технологиям проектирования гибкой системы коммуникаций и планирования в рамках нее деятельности специалиста РСО на основе таких цифровых сервисов и программ, как Project Manager, SMMplanner, Hootsuite, Mindmup 2, MindMeister, Trello.

Уровень 5. Овладение навыками синхронной реализации коммуникационных взаимодействий с различными целевыми аудиториями в социальном и цифровом пространстве на платформе известных социальных сетей и мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp] и их функционала

(увеличение числа подписчиков, количества комментариев, отзывов, «лай-ков», участников опросов и т. д.].

Уровень 6. Получение навыков оценки коммуникативной и экономической эффективности профессиональной деятельности специалиста РСО с применением цифровых технологий, таких как цифровая система Optivizely, ВаЬкее, а также YouScan и др.

Результаты исследований и их обсуждение

Представим результаты констатирующего эксперимента, полученные в ходе диагностики уровня коммуникативного контроля участников эксперимента - студентов РСО (табл. 1].

Таблица 1

Уровень коммуникативного контроля участников эксперимента

Уровень Очная форма обучения Заочная форма обучения Всего участников

1-й курс 2-й курс 3-й курс 1-й курс 2-й курс

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

Высокий 6 9,4 1 1,6 7 10,9 7 10,9 9 14,1 30 46,9

Средний 2 3,1 3 4,7 1 1,6 6 9,4 7 10,9 19 29,7

Низкий 4 6,2 1 1,6 2 3,1 3 4,7 5 7,8 15 23,4

Как видно из табл. 1, только у 30 студентов РСО (46,9 % от общего количества участников эксперимента] был выявлен высокий уровень коммуникативного контроля: они имеют врожденную склонность к управлению своими коммуникациями, осуществляют подбор вербальных и невербальных средств под собеседника. У 19 студентов (29,7 %] был диагностирован средний и у 15 студентов (23,4 %) - низкий коммуникативный контроль: их поведение в коммуникационном процессе носит непосредственный и зачастую спонтанный характер, они воспринимают себя лишь как пассивных участников различных коммуникационных процессов, поддаются влиянию различных коммуникационных форм и приемов. Это делает их самих объектами коммуникационного воздействия со стороны маркетологов, специалистов РСО [Чанкова 2018; Жохова 2017; Козлова 2018].

Для проведения формирующего эксперимента участники были поделены на две команды: в команду 1 вошли студенты РСО с высоким уровнем коммуникативного контроля (30 чел.], в команду 2 - со средним и низким коммуникативным контролем (34 чел.]. Результаты формирующего эксперимента, в ходе которого была апробирована шестиуровневая модель формирования коммуникативной компетентности, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эффективность коммуникаций участников эксперимента по результатам формирующего эксперимента

Критерии оценки эффективности коммуникаций Команда 1 Команда 2

Количество абитуриентов, принявших участие в мероприятии 63 47

Количество положительных отзывов и комментариев о мероприятии, оставленных абитуриентами в социальных сетях 43 91

Количество отрицательных отзывов и комментариев о мероприятии, оставленных абитуриентами в социальных сетях 0 26

Количество абитуриентов, вступивших в сообщества РСО ОмГТУ в социальных сетях 97 213

Как видно из табл. 2, команда 2 - студентов со средним и низким коммуникативным контролем - смогла привлечь на свое мероприятие незначительно меньше абитуриентов, чем команда 1, но при этом освоение авторской модели формирования коммуникативной компетентности позволило им использовать свою врожденную эмоциональность и открытость для установления эффективных личных коммуникаций во время проведения мероприятия. Это отразилось на результатах ответной коммуникационной реакции со стороны абитуриентов, не только оставивших большое количество положительных отзывов и комментариев, но и привлекших еще дополнительно своих одноклассников в сообщество РСО. Студенты из группы 1, склонные к планированию и контролю всех элементов коммуникационного процесса, использовали полученные в ходе освоения модели цифровые технологии преимущественно для установления коммуникаций с абитуриентами посредством социальных сетей и предотвращения негативных отзывов, но при этом не смогли оказать существенного эмоционального воздействия на абитуриентов.

В рамках контрольного эксперимента была произведена оценка степени освоения шестиуровневой модели формирования коммуникативной компетентности студентами РСО. Путем наблюдения за ходом разработки коммуникационных продуктов на профессиональных дисциплинах, а также анализа их эффективности на защите, были получены результаты, представленные в табл. 3.

Представленные в табл. 3 результаты свидетельствуют, что большинство студентов обеих команд следуют уровням модели после проведения формирующего эксперимента, что говорит об эффективности предложенной авторами методики по формированию коммуникативной компетентности.

Таблица 3

Эффективность освоения участниками эксперимента шестиуровневой модели формирования коммуникативной компетентности

Критерий оценки эффективности освоения модели участниками каждой команды Соответствие (+ / -) Команда 1 Команда 2

чел. % чел. %

Следование уровням модели + 18 60 24 71

- 12 40 10 29

Определение критериев и осуществление по ним оценки эффективности разрабатываемых коммуникационных продуктов + 27 90 25 74

- 3 10 9 26

Применение освоенных цифровых технологий для управления коммуникациями + 27 90 26 76

- 3 10 8 24

Освоение новых цифровых инструментов для повышения эффективности разрабатываемых коммуникационных продуктов + 25 83 15 44

- 5 17 19 56

Использование своих аккаун-тов в социальных сетях в качестве инструмента управления коммуникациями + 28 93 28 82

- 2 7 6 18

Как следует из табл. 3, большинство студентов РСО со средней и низкой предрасположенностью к управлению коммуникациями (команда 2] стали активно использовать цифровые технологии для повышения эффективности своей деятельности, что говорит о положительном изменении их мотивационных установок на управление коммуникационным процессом. Также положительные результаты можно отметить и в команде 1: получив в ходе формирующего эксперимента знания и навыки повышения эффективности коммуникаций с помощью цифровых технологий, студенты самостоятельно начали подбирать и интегрировать в свою деятельность новые цифровые инструменты.

Заключение

Эксперимент, в ходе которого формирование коммуникативной компетентности у студентов медиакоммуникационного направления было адаптировано под цифровую реальность с помощью шестиуровневой модели, показал положительную динамику. Студенты, у которых отсутствует врожденная предрасположенность к профессиональной деятельности по РСО, смогли приобрести навыки управления коммуникациями

(личными и опосредованными цифровыми технологиями]. Студенты с врожденными задатками к этой профессии также повысили эффективность своих коммуникаций путем активного самостоятельного подбора цифровых инструментов, подходящих под конкретный коммуникационный процесс.

Эти результаты показывают, что разработанная модель позволяет не только формировать, но и развивать коммуникативную компетентность у студентов. Использование в модели цифровых технологий, повышающих эффективность коммуникаций, мотивирует студентов на установление идентичности и единства их взаимодействий в социальной и цифровой реальности.

В заключение стоит отметить, что описанная методика эксперимента и шестиуровневая модель формирования коммуникативной компетентности могут быть интегрированы не только в процесс подготовки конкурентоспособных специалистов по РСО. Они также могут применяться для других образовательных направлений при освоении студентами универсальной компетенции, связанной с осуществлением эффективных деловых коммуникаций.

Список литературы

Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 27-34. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (107). С. 4-14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1990. 38 с.

Жохова Н.Н. Влияние социальных сетей на поведение современной молодежи //

Успехи современной науки. 2017. Т. 5, № 4. С. 199-202. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации:

моногр. Ярославль: Ин-т «Открытое Общество», 2003. 161 с. Козлова Н.Ш. Актуальность онлайн образования для IT-специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 4. С. 80-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кривицкий Б.Х. Обучающие компьютерные программы: психология разработки преподавателями обучающих курсов в АСО // Educational Technology & Society. 2007. № 10 (3). С. 395-406. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная

школа. 2001. № 1. С. 3-6. Осипова С.И. Актуальные стратегии и тактики подготовки профессиональных кадров в вузе. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 190 с.

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

Самсонова Н.Н. Особенности социального поведения молодежи, активно использующей различные виды интернет-коммуникаций // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2017. № 7-8. С. 60-62.

Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа. 2004. № 3. С. 29-32.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Ин-т психотерапии, 2002. 488 с.

Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 70-77.

Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность личности в условиях изменяющейся социальной реальности: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2018. 382 с.

Шматко М.В., Савченко Е.А. Оценка лидерского и коммуникативного потенциала абитуриентов и студентов омских вузов // Омские социально-гуманитарные чтения: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 19-21 апр. 2016 г.). Омск, 2016. С. 220-224.

Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.

Raven J. Competence in Modern Society: its identification, development and release. Oxford: Oxford Psychological Press, 1984. 251 p.

References

Akimova, O.B., Shcheibin, M.D. (2018), Digital transformation of education: timeliness of educational and cognitive independence of students. Innovative projects and programs in education, no. 1, pp. 27-34. (in Russian)

Bondarevskaya, E.V. (2016 Experience of methodological reflection of scientific school work. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 3 (107), pp. 414. (in Russian)

Chankova, E.V. (2018), Kommunikativnaya kompetentnost' lichnosti v usloviyakh iz-menyayushcheisya sotsial'noi real'nosti [Communicative competence of the individual in the conditions of changing social reality], Prof. Thesis, Moscow, 382 p. (in Russian)

Emel'yanov, Yu.N. (1990), Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoi kompetentnosti [The theory of formation and the practice of improving communicative competence], Author's abstract, Leningrad, 38 p. (in Russian).

Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V., Manuilov, G.M. (2002), Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups], Moscow, Institute of Psychotherapy publ, 488 p. (in Russian).

Hymes, D. (1972), On Communicative Competence. Sociolinguistics, Harmondsworth, Penguin publ., pp. 269-293.

Karpov, A.V., Orel, V.E., Ternopol, V.Ya. (2003), Psikhologiya professional'noi adap-tatsii [Psychology of professional adaptation], Yaroslavl, Open Society Institute publ., 161 p. (in Russian).

Khristochevskii, S.A. (2000), Elektronnye mul'timediinye uchebniki i entsiklopedii [Electronic multimedia textbooks and encyclopedias]. Informatika i obrazovanie, no. 2, pp. 70-77. (in Russian).

Kozlova, N.Sh. (2018), Relevancy of on-line education for it-specialists. Vestnik Mai-kopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 4, pp. 80-85. (in Russian).

Krivitskii, B.Kh. (2007), Obuchaushchie komp'uternye programmy: psikhologiya raz-rabotki prepodavatelyami obuchaushchikh kursov v ASO [Educational computer programs: developmental psychology of teachers teaching courses at ASO]. Educational Technology & Society, no. 10 (3), pp. 395-406. (in Russian).

Leont'ev, A.A. (2001), Chto takoe deyatel'nostnyi podkhod v obrazovanii? [What is an active approach in education?]. Nachal'naya shkola, no. 1, pp. 3-6. (in Russian).

Osipova, S.I. (2014), Aktual'nye strategii i taktiki podgotovki professional'nykh kadrov v vuze [Actual strategies and tactics of training professional personnel at a university], Krasnoyarsk, Siberian Federal University publ., 190 p. (in Russian).

Polat, E.S. (2020), Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka [The method of projects in the lessons of a foreign language]. Inostrannye yazyki v shkole, no. 2, pp. 3-10. (in Russian).

Raven, J. (1984), Competence in Modern Society: its identification, development and release, Oxford, Oxford Psychological Press, 251 p.

Rubinshtein, S.L. (2002), Osnovy obshei psikhologii [Fundamentals of General Psychology], 2nd ed., St. Petersburg, Piter publ., 720 p. (in Russian).

Samsonova, N. (2017), Special features of social behavior of young people in active use of various types of Internet communication. Modern Science: actual problems of theory and practice. Series of "Cognition", no. 7-8, pp. 60-62. (in Russian).

Selevko, G.K. (2004), Pedagogicheskie kompetentsii i kompetentnost' [Pedagogical skills set and competence]. Sel'skaya shkola, no. 3, pp. 29-32. (in Russian).

Shmatko, M.V., Savchenko, E.A. (2016), Otsenka liderskogo i kommunikativnogo po-tentsiala abiturientov i studentov omskikh vuzov [Assessment of the leadership and communicative potential of applicants and students of Omsk universities]. Omskie sotsial'no-gumanitarnye chteniya [Omsk social and humanitarian readings], Materials of 9 International scientific and practical conference (Omsk, April 19-21), Omsk, pp. 220-224. (in Russian).

Vygotskii, L.S. (2005), Psikhologiya razvitiya lichnosti [Psychology of human development], Moscow, Smysl publ., 136 p. (in Russian).

Zhokhova, N.N. (2017), The influence of social networks on the behavior of modern youth. Modern Science Success, Vol. 5, no. 4, pp. 199-202. (in Russian).

TRAINING COMMUNICATIVE SKILLS SET AMONG STUDENTS MAJORING IN MEDIA COMMUNICATION USING DIGITAL TECHNOLOGIES

M.V. Shmatko1, O.N. Tkachenko2, N.A. Anashkina3

1i2'3 Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

Abstract: Communicative competence is the basic quality of media communication majors, as their professional activity is associated with the implementation of effective communications. The article describes the methodology of the pedagogical experiment on the training communicative competence of students majoring 'Advertising and public relations', which includes criteria for assessing the communicative activity of specialists in this field. The methodology takes into account the impact of digital technology on students' communication skills, the need to synchronize their communication interactions in social and digital reality. The main part of the article presents developed by the authors a 6-level model for the training communicative competence of students studying in the field of 'Advertising and Public Relations'. When characterizing its levels, digital technologies are mentioned that students mastered during training in order to form the necessary motivational attitudes, knowledge, skills and abilities in the field of communications. The article describes the results obtained by testing a 6-level model of the training of communicative competence. Participants of the experiment, who lack an innate predisposition to professional activities in advertising and public relations, were able to acquire the necessary communication management skills. Participants who are innate for this profession also improved the effectiveness of their communications by independently selecting digital tools suitable for a specific communication task. Such positive dynamics confirms the relevance of the developed model for the training of competitive advertising and public relations specialists. It can be applied to other educational areas when students master the universal competence of business communication.

Key words: model of communicative competence training, digital technologies, 'Advertising and Public Relations' major, level of communicative control, parameters for evaluating the efficiency of communications.

For citation:

Shmatko, M.V., Tkachenko, O.N., Anashkina, N.A. (2020), Training communicative skills set among students majoring in media communication using digital technologies. Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 4, pp. 935-948. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).935-948. (in Russian).

About the authors:

1 Shmatko, Marianna Vladimirovna, PhD (Philosophy), Associate Professor of the Department "Mathematical methods and information technologies in economics"

2 Tkachenko, Olga Nikolaevna, PhD (Philosophy), Associate Professor of the

Department "Mathematical methods and information technologies in economics"

3 Anashkina, Natalia Alexandrovna, PhD (Philosophy), Associate Professor of the Department "History, philosophy and social communication"

Corresponding authors:

u'3 Postal address: 11, Mira pr., Omsk, 644050, Russia

1 E-mail: marin298@gmail.com

2 E-mail: olya-aylo@yandex.ru

3 E-mail: sofiya@rambler.ru Received: April 28, 2020 Revised: May 19, 2020 Accepted: November 2, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.