Научная статья на тему 'Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза'

Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые гуманитарные науки / дискурс / гуманитарный дискурс / научно-образовательное пространство / цифровые технологии / цифровизация / цифровая среда / высшее учебное заведение / digital humanities / discourse / humanitarian discourse / research and educational space / digital technology / digitalization / digital environment / university

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валентина Васильевна Колмакова, Светлана Викторовна Былкова, Яна Сергеевна Косякова

Введение. В рамках данной статьи к рассмотрению предложены анализ и оценка использования в обучении методов цифровизации гуманитарного дискурса. Цифровизация образовательного пространства связана с использованием дискурса как сложнейшего коммуникативного явления, информационных технологий, Интернет-пространства. При этом постоянно встает вопрос правильного внедрения современных технологий в учебный процесс для повышения его качества. Цель. Рассмотрение возможности применения технологий цифрового гуманитарного дискурса в образовательном процессе. Теоретическое обоснование. Проанализированы функциональные возможности поискового сервиса «Ngram Viewer», экспериментального текстового редактора «Cyborg Writer», технологии создания текста «AI Search», интернет-сервиса «Национальный корпус русского языка», в том числе его раздела «Обучающий корпус», поэтического корпуса, корпуса на английском языке «British National Corpus», платформы «Genial.ly», интернет-сайта в форме лендинга, платформы «Wordpress» и их потенциал для обогащения гуманитарного дискурса. С дискурсивной точки зрения описывается электронная информационно-образовательная среда ДГТУ, научная электронная библиотека e-library.ru. Описаны примеры проектов, реализуемых обучающимися в рамках дисциплин «Основы проектной деятельности» и «Деловая коммуникация», в которых успешно применяются современные цифровые технологии. Обсуждение результатов. Цифровизация гуманитарного знания в современных условиях является неоднозначным процессом. С одной стороны, цифровые технологии способны обогатить и улучшить образовательный процесс, но с другой стороны, в этих новых условиях деятельность исследователя и её результат в значительной степени обесцениваются. В тоже время цифровизация образования предоставляет преподавателям гуманитарных наук новые инструменты для проведения исследований в более широких границах, ускорения процесса анализа и обработки данных, повышения точности исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalizing the Humanitarian Discourse: Modern Technologies in Research and Educational Space of a University

Introduction. The article is devoted to the analysis and assessment of the methods of the humanitarian discourse digitalization while implementing them in the educational process. Digitalization of the educational space is associated with the use of discourse as an especially complicated communicative phenomenon, as well as with the use of digital technologies and the Internet space. At the same time, the question on the right implementation of the modern technologies in the educational process constantly rises. Purpose. In our study, we will consider the possibilities of the implementation of digital discourse technologies in the educational process. Theoretical justification. We investigated the capabilities of the “Ngram Viewer” search service, the “Cyborg Writer” experimental text editor, the “AI Search” text creation tool, the Russian National Corpus internet service, including its sections: “Educational Corpus”, “Poetry Corpus”, and “British National Corpus” in English. We also looked into potential of the “Genial.ly” platform, the website in the form of a landing page, the “Wordpress” platform and its potential in the refinement of humanitarian discourse. From the discourse point of view, we described the electronic research and educational space of Don State Technical University, and the scientific electronic library e-library.ru. Examples of projects implemented in the “Fundamentals of the Project Management” and “Business Communication” subjects’ frames by students, and in which modern digital technologies were applied successfully, are considered. Discussion. The digitalization of humanities knowledge under modern conditions appears as an ambiguous process. On the one hand, digital technologies can supplement and improve the educational process. On the other hand, in this relatively new conditions, the researcher’s activity and its results lose importance to a significant extent. Meanwhile, the digital transformation of education presents new tools to humanities teachers for broadening research, speeding up analysis and data processing, and improving accuracy in studies.

Текст научной работы на тему «Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Й|

Ц) Check for updates Научная статья

УДК 378.147

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-80

Цифровизация гуманитарного дискурса: Й

опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза

Валентина В. Кол макова Н, Светлана В. Былкова , Яна С. Косякова

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

И wklm07@mail.ru

Аннотация

Введение. В рамках данной статьи к рассмотрению предложены анализ и оценка использования в обучении методов цифровизации гуманитарного дискурса. Цифровизация образовательного пространства связана с использованием дискурса как сложнейшего коммуникативного явления, информационных технологий, Интернет-пространства. При этом постоянно встает вопрос правильного внедрения современных технологий в учебный процесс для повышения его качества.

Цель. Рассмотрение возможности применения технологий цифрового гуманитарного дискурса в образовательном процессе.

Теоретическое обоснование. Проанализированы функциональные возможности поискового сервиса «Ngram Viewer», экспериментального текстового редактора «Cyborg Writer», технологии создания текста «А1 Search», интернет-сервиса «Национальный корпус русского языка», в том числе его раздела «Обучающий корпус», поэтического корпуса, корпуса на английском языке «British National Corpus», платформы «Genial.ly», интернет-сайта в форме лендинга, платформы «Wordpress» и их потенциал для обогащения гуманитарного дискурса. С дискурсивной точки зрения описывается электронная информационно-образовательная среда ДГТУ, научная электронная библиотека e-library.ru. Описаны примеры проектов, реализуемых обучающимися в рамках дисциплин «Основы проектной деятельности» и «Деловая коммуникация», в которых успешно применяются современные цифровые технологии.

Обсуждение результатов. Цифровизация гуманитарного знания в современных условиях является неоднозначным процессом. С одной стороны, цифровые технологии способны обогатить и улучшить образовательный процесс, но с другой стороны, в этих новых условиях деятельность исследователя и её результат в значительной степени обесцениваются. В тоже время цифровизация образования предоставляет преподавателям гуманитарных наук новые инструменты для проведения исследований в более широких границах, ускорения процесса анализа и обработки данных, повышения точности исследований.

Ключевые слова: цифровые гуманитарные науки, дискурс, гуманитарный дискурс, научно-образовательное пространство, цифровые технологии, цифровизация, цифровая среда, высшее учебное заведение

Для цитирования: Колмакова, В. В., Былкова, С. В., Косякова, Я. С. (2023). Цифровизация гуманитарного дискурса: опыт использования современных технологий в научно-образовательном пространстве вуза. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5), 73-80. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-5-73-8Q

© Колмакова В. В., Былкова С. В., Косякова Я. С., 2023

Original article

Digitalizing the Humanitarian Discourse: Modern Technologies in Research and Educational Space of a University

Valentina V. Kolmakova©H, SvetlanaV. By Iкол a . Yana S. Kosyakova©

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

Bvvklm07@mail.ru Abstract

Introduction. The article is devoted to the analysis and assessment of the methods of the humanitarian discourse digitalization while implementing them in the educational process. Digitalization of the educational space is associated with the use of discourse as an especially complicated communicative phenomenon, as well as with the use of digital technologies and the Internet space. At the same time, the question on the right implementation of the modern technologies in the educational process constantly rises.

Purpose. In our study, we will consider the possibilities of the implementation of digital discourse technologies in the educational process.

Theoretical justification. We investigated the capabilities of the "Ngram Viewer" search service, the "Cyborg Writer" experimental text editor, the "AI Search" text creation tool, the Russian National Corpus internet service, including its sections: "Educational Corpus", "Poetry Corpus", and "British National Corpus" in English. We also looked into potential of the "Genial.ly" platform, the website in the form of a landing page, the "Wordpress" platform and its potential in the refinement of humanitarian discourse. From the discourse point of view, we described the electronic research and educational space of Don State Technical University, and the scientific electronic library e-library.ru. Examples of projects implemented in the "Fundamentals of the Project Management" and "Business Communication" subjects' frames by students, and in which modern digital technologies were applied successfully, are considered. Discussion. The digitalization of humanities knowledge under modern conditions appears as an ambiguous process. On the one hand, digital technologies can supplement and improve the educational process. On the other hand, in this relatively new conditions, the researcher's activity and its results lose importance to a significant extent. Meanwhile, the digital transformation of education presents new tools to humanities teachers for broadening research, speeding up analysis and data processing, and improving accuracy in studies.

Keywords: digital humanities, discourse, humanitarian discourse, research and educational space, digital technology, digitalization, digital environment, university

For citation. Kolmakova, V. V, Bylkova, S. V., Kosyakova, Ya. S. (2023). Digitalizing the Humanitarian Discourse: Modern Technologies in Research and Educational Space of a University. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 6(5), 73-80.

Введение

Современное общество характеризуется быстрым темпом жизни и развитием новых технологий. В сфере науки цифровые технологии имеют ценность как средство ускорения и улучшения исследовательской работы и коммуникации, при этом они требуют от участников образовательного процесса соответствующих знаний, профессиональных умений и навыков для взаимодействия в реалиях цифровой среды (Абакумова, Годунов и Пеньков, 2019). Эти технологии приобретают все большую значимость для гуманитарного дискурса, основанного на обмене идеями и информацией между коммуникантами (Bylkova & Shalkov, 2020).

Особое значение для проведённого авторами данного исследования имели научные публикации С. Л. Ивашевского (2020), Е. В. Масланова (2019), А. Н. Пинчук (2020), С. В. Терехова и JI. А. Тереховой (2021), С. В. Черненькой (2020), фокус внимания которых направлен на специфические черты цифровизации гуманитарных наук.

Цифровизация научно-образовательного пространства связана с использованием дискурса как сложнейшего коммуникативного явления, а также развитием информационных технологий, Интернет-пространства. Благодаря им повышается эффективность реализации таких дидактических принципов, как активность обучающихся, наглядность и системность, доступность и индивидуальный подход. Таким образом, вектор развития образовательного дискурса XXI века направлен на поиск новых форм и подходов к обучению, учитывающих педагогические и психологические, экономические и социальные реалии (Kolmakova, Shalkov & Baryshnikova, 2020).

Теоретическое обоснование

Опираясь на мнение исследователя В. И. Карасика, мы считаем, что дискурс — это интерактивная деятельность коммуникантов, сопровождающаяся эмоциональным и информационным обменом, подразумевающая вза-

имное воздействие собеседников, сопровождающаяся трансформацией речевых стратегий и тактик, их языковых и неязыковых воплощений в диалоге, определение коммуникативных ходов в единстве их эксплицитного и имплицитного содержания (Карасик, 2004).

В целом, в цифровизации научно-образовательного пространства используются следующие технологии:

1) системы компьютерной обработки текстов и данных, используемых для анализа текстов, статистических данных, позволяющие проводить качественный анализ большого количества информации;

2) географические информационные системы, облегчающие анализ пространственных данных, карт;

3) онлайн-площадки для общения, обеспечивающие быструю связь с нужными экспертами и др.

Появление нового типа наук Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки) стало возможным вследствие

развития цифровых технологий и их усиливающегося влияния на образовательный процесс. Предметная область исследований Digital Humanities включает в себя интересы гуманитарных наук и методы использования оцифрованных данных с применением специальных технических средств для формирования и сохранения больших массивов информации определенных пластов культуры (Можаева, 2016).

Цифровизация гуманитарного дискурса — это процесс использования современных технологий в научно-исследовательской деятельности гуманитарного сектора. Цифровые технологии, такие как социальные сети, облачные технологии и другие, могут значительно упростить общение и оказание услуг в гуманитарной сфере. Однако не стоит забывать об основных зонах риска, конфиденциальности и защите данных, и как следствие этого — стараться минимизировать действие факторов риска (Можаева, 2016).

Цифровая среда влияет на изменение технологий познавательной деятельности, восприятие картины мира, методики преподавания и коммуникации между преподавателем и студентами. Цифровизация науки призывает к проведению цифровых экспериментов, обеспечивая при этом удаленный доступ к научным установкам. Информационные технологии в исследовательской и проектной деятельности позволят в полной мере использовать мощный потенциал доступной информации, оптимизировать рабочие процессы, упростить использование данных.

Лингвистические исследования вне зависимости от поставленных задач ориентированы прежде всего на применение широких массивов языковых употреблений. Хорошим примером использования цифровых технологий при анализе языковых словоформ является Национальный корпус русского языка (НКРЯ). Названный корпус разработан коллективом ученых Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН при поддержке компании «Яндекс». НКРЯ предоставляет пользователю свободные поисковые возможности в базе текстов общим объёмом более 2 млрд слов, размещенные в нескольких подкорпусах.

Следует отметить, что Национальный корпус — это не электронная библиотека, а средство поиска слов, словосочетаний, грамматических и синтаксических конструкций и т. д. НКРЯ как информационно-справочный интернет-сервис снабжен специальным программным и лингвистическим аппаратом, необходимым для филологической работы.

Структура НКРЯ включает 12 корпусов: основной, синтаксический, газетный, параллельные корпуса, диалектный, поэтический, обучающий, устной речи, акцентологический, мультимедийный, мультипарк, исторический.

Пример использования НКРЯ в образовательном пространстве вуза. При изучении дисциплины «Основы проектной деятельности» обучающимися по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Русский язык и литература» продуктом учебной деятельности выступает разработка и защита проекта на выбранную тему. Одной из компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения этой дисциплины, является умение разрабатывать основные элементы проекта: содержание и технологии проекта; временные, качественные и ресурсные параметры проекта, его риски, формат коммуникации участников проекта.

При разработке проекта на тему: «Любовь в творчестве С. А. Есенина» была предложена основная концепция работы сообразно есенинскому восприятию любви в стихотворении «Я усталым таким еще не был»: «Много женщин меня любило, да и сам я любил не одну». Автор проекта, опираясь на сведения из биографии поэта и его мировоззренческую позицию в отношении к женщине, предлагает свое видение и понимание роли и места чувства любви в творчестве С. А. Есенина. Стихотворения поэта о любви всегда имели конкретный адресат: первая жена Анна Изряднова; помещица Лидия Кашина; театральная актриса Зинаида Райх; поэтесса Надежда Вольпин; американская танцовщица Айседора Дункан; актриса Августа Миклашевская; внучка великого русского писателя и последняя жена поэта Софья Толстая; секретарь, помощник и подруга Галина Бениславская. Вследствие адресности стихотворения С. А. Есенина носят осязаемый характер в отношении любимой женщины, что напрямую связано с событиями жизни поэта.

После защиты проекта обучающимся было предложено провести научно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением особенностей поэтического языка и стиля поэта С.А. Есенина, с применением цифровых ресурсов — Поэтического корпуса Национального корпуса русского языка и Онлайн-словарей русского языка.

Поэтический корпус НКРЯ включает поэтические тексты русских поэтов с 1705 и произведения свыше 900 авторов. Обращаясь к языковой специфике, литературовед акцентирует внимание на широкий контекст слова:

занимаемое место в сюжете и системе художественных образов произведения (рис. 1). Корпус поэтических текстов НКРЯ позволяет не только составить представление о поэтическом словаре конкретного автора, но и взглянуть на художественный текст под новым углом зрения. Проектно-исследовательская работа обучающихся может перерасти в полноценное научное исследование.

Рисунок 1

Результаты поиска по запросу «любовь» в электронном онлайн-корпусе Национальный корпус русского языка

|{

Q, Меню ENG Войти

Корпус Поэтический ■; • 96 702 текста- 13 404 636 слав

Подкорпус Задать

Запрос я Добавить ' Q 1 - У ГЮиО,у i -13 108 текстов - 20851 пример

Конкорданс KW1C график по годам

М, н, Айзенберг «Как записки легли к изголовью,.,» (201S) ф

Ещё запиши, что тогда занимались тюбоеью мы почти на лету, как © < ■>

С М- Гдидле&ский. вальс: «Говорю ли с женой об искусстве... - (2013} (Т) вопросов — это тоже в порядке люо.т . © >

О. А. Юрьев. Стики о родине: -Это роди'" - тьма у виска..,» (3012) @

Всё, что только может дать любовь ! Всё, что только могут взять £

Н. Е. Горбачевская. вариация на мотив бакинского: «Тс* любовей. что за мами.*>> (2011-2012) ф Тех /яобензей „ что за нами вдаль плывут © < э

Н. Е. Горбачевская, вариация на мотив БачинскОго: «Тех ласковей, что за нами .■ (2011 '2012) (Т) и глушилки не заглушат, тех ^хюбоией — вот мой опыт — ненависти не ©

H. байтов. ««Ты просушил ботинки? -- спросила см«...* (2010) призвал весь смысл моей непроходимой лю£*ш —он робко хрустнул, сбивчив и © 1

H. Е. Горбачевская. «В евробусе - евросны..» [Три стихотворений. сочинившиеся ночью на пути из Вроцлава в Париж. 1 ] (2010) (Т)

ложкой во щах, утоление, не любовь . © -

О. А. Юрьев, С любовью и надеждой : «Шуршащий гром почти замолк.,,» [Стихи Елене Шварц, 2](2007-20Ю) CD 2. С жмТо и надеждой Шуршащий гром почти

Скачать v

Предложенные на занятии вопросы о роли и месте темы любви в творчестве С. А. Есенина могут включать поиск следующей информации:

1. Как часто поэт использует в поэтическом творчестве словоформу «любовь»?

2. В какие периоды творчества (годы жизни) тема любви особенно актуальна для поэта?

3. По отношению к каким адресатам любовной лирики С. А. Есенин использует слово «любовь»?

4. Какое значение слова «любовь» согласно различным толковым словарям реализовано в поэтическом дискурсе?

5. Определите места и роли любви в творчестве русского поэта С. А. Есенина, исходя из проведенного дискурс-анализа.

Каждый из обучающихся получает индивидуальное задание и обращается к тесту конкретного стихотворения из Поэтического корпуса НКРЯ, где представлена словоформа «любовь».

Обратимся к примеру выполнения задания. В стихотворении «Какая ночь! Я не могу...» (1925), посвященном поэтом С.А. Есениным жене С. Толстой, наряду со словом «любовь» и его словоформой «любовью», употребляются однокоренные слова: «разлюбить», «полюбить», «любить», «отлюбили», «люблю».

В толковых онлайн-словарях отмечены следующие значения слова «любовь»:

1. Толковый онлайн-словарь Евгеньевой А. П.: «1. Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-л. 2. Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. 3. Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.» (Евгеньева, 1999).

2. Толковый онлайн-словарь Ефремовой Т. Ф.: «1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте.

2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении, б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4) Склонность, расположение или влечение к чему-либо» (Ефремова, 2000).

3. Толковый онлайн-словарь Ожегова С. И.: «1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус к чему-н. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.)» (Ожегов, Шведова, 1999).

4. Толковый онлайн-словарь Ушакова Д. Н.: «1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). 4. только ед. Склонность, расположение или влечение к чему-н.» (Ушаков, 1940).

Исходя из контекста стихотворения «Какая ночь! Я не могу...»(«И нам обоим все равно играть в любовь недорогую») и представленным значениям из онлайн-словарей, слово «любовь» употреблено в первом значении. Это подтверждается биографическими сведениями поэта, который искренне надеялся, что всепоглощающая любовь Софьи спасет его от пагубной страсти. Однако осознав, что он не изменится, признаёт, что всё было просто игрой: «Любить лишь можно только раз», намекая на преданность своей первой и единственной любви, вероятнее всего, А. Сардановской.

Проведенный обучающимися анализ словоупотребления лексемы «любовь» в конкретных произведениях в соотношении с биографией С. А. Есенина (сообразно полученным индивидуальным заданиям) привёл к закономерному подведению итогов проектно-исследовательской деятельности по определению роли и места любви в творчестве русского поэта.

Дополнительные возможности использования цифровых технологий в образовательном процессе. Платформа Genial.ly позволяет создавать читательские онлайн-дневники, в интерактивных PowerPoint можно конструировать презентаций для игр в квизы на любые научные, научно-популярные, образовательные, воспитательные тематические блоки.

Инсценировка произведений и/или их фрагментов, инсценирование ситуаций быта, уклада, культурных традиций жителей определенной местности с последующим созданием роликов не только дадут возможность представить детали, но и прочувствовать, осознать культуру того или иного народа или народности в определенный исторический период.

В рамках освоения дисциплины (модуля) «Деловая коммуникация» при изучении тем «Формы деловой коммуникации в организации», «Групповая коммуникация. Роль лидера в групповой коммуникации» обучающимся по направлению 43.03.03 «Гостиничное дело» было предложено создать одностраничный сайт с информацией об услуге или мероприятии в сфере гостеприимства. С целью формирования компетенций УК-4.3 «Представление результатов своей деятельности в публичных выступлениях», УК-4.4 «Создание грамотных и непротиворечивых текстов, эффективного использования информационно-коммуникативных технологий при поиске информации в процессе решения коммуникативных задач и получения конечного продукта» обучающиеся выполняли ряд шагов-заданий: написание рефлексивного эссе (без ограничений по объему, затраченного времени на написание, четкой структурированности) на тему «Увлекательный мир индустрии гостеприимства в цифре», подбор и создание иллюстративного материала, разработка сценария/плана, написание лонгрида и др., поскольку именно аргументированная речь в форме эссе в контексте проблемного обучения предполагает развитие и закрепление навыков критического мышления (Былкова, Чубова и Колмакова, 2018; Колмакова и Шалков, 2016). Предложенный комплекс заданий дал возможность развить навыки и умения практического применения полученных знаний как основы формирования языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной компетенций. А итоговый продукт студенческой практической деятельности — лендинг (от англ. landing page — «посадочная страница») — одностраничный сайт с краткой информацией о товаре, услуге или мероприятии — продемонстрировал обучающимся возможность превращения посетителей в клиентов.

Одна из групп обучающихся предложила проект-лендинг на тему «Туристическая образовательная и развлекательная поездка», который содержал подробную информацию о туристической поездке в Краснодарский край, село Абрау-Дюрсо и отеле «Империал» & Champagne-spa. Данная информация может оказаться полезной как для отдыхающих, так и для всех желающих связать свою жизнь с индустрией гостеприимства. В качестве инструмента для сборки лендинга был выбран конструктор сайтов «Tilda». Некоторые элементы дизайна были взяты из открытых источников и преобразованы в фоторедакторе Fotor. Другая группа обучающихся работала

над проектом «Обучение в сфере сервиса», который направлен на создание школы, предоставляющий курсы по подготовке кадров в сфере сервиса и профессиональной переподготовке: «Основной курс для сильного управленца», «Управление финансами ресторана», «Сильный менеджер», «Сильный сервис-тренер», «Бизнес под контролем: курс для владельцев». В процессе выполнения творческой работы обучающиеся использовали социальную сеть «ВКонтакте», создали аккаунт в онлайн-инструменте для графического дизайна «Canva» под названием «How to manage», где разместили подобранную информацию в виде публикаций и фотоматериалов.

Третья группа предложила услугу «Coach dog» для комфортного пребывания гостей отеля с питомцами. В рамках рефлексивного эссе члены группы рассуждали о важности индустрии гостеприимства в мировой экономике и о реализации новых услуг гостиничными предприятиями; разработали эмблему для услуги в приложение Canva, а также проиллюстрировали один из постов в приложении Adobe Illustrator, символизирующий крепкую связь с питомцами. В процессе работы над лонгридом обучающиеся, ориентируясь на заинтересованные лица, смещали фокус внимания на сущность и уникальность услуги «Coach dog» (описание услуги; её актуальность для гостей отеля и студентов, обучающихся по направлениям гостиничное дело и ветеринария, которые имеют возможность проходить практику в подобных заведениях). Визитная карточка проекта, созданная в программе Canva, в дизайнерском решении символизирует любовь к животным и заботу о них.

Фактически обучающиеся сами формировали содержание практической деятельности, создавали интересный и важный для них контент, позволяющий визуализировать курс, изучением которого они занимались. Подобная работа обеспечила большую вовлеченность обучающихся в образовательный процесс по сравнению с традиционными методами обучения. Это подтверждается и результатами, которых удалось достичь по итогам проекта, в частности, уменьшилось количество пропусков занятий студентами. Таким образом, в результате выполнения проекта можно получить действительно стоящий продукт, который будет находиться в открытом доступе. Такой контент можно эффективно презентовать на конференциях, получать живой отклик и вызывать неподдельный интерес у профессионального сообщества. Материал вышеуказанных проектов может быть использован в проектной деятельности обучающихся, при проведении мастер-классов в рамках рекламной и приемной кампании, как образовательный и воспитательный контент.

В последнее время набирает популярность в среде обучающихся и преподавателей площадка Wordpress — платформа, которая удобно визуализирует контент, генерирует расписание, настраивать типы сообщений и различные категории и многое другое (Collins & Halverson, 2009; Cross, 2004). Так, LePress - это плагин с открытым исходным кодом для WordPress, который превращает WordPress в легкую, распределенную и персонализированную систему управления обучением. Использование обозначенных ресурсов позволяет повышать качество студенческих проектов, выполненных в рамках индивидуальных образовательных траекторий.

Обсуждение результатов

Цифровизация гуманитарного знания, заполнив все пространство познания, приносит в ущерб смыслы этих знаний: деятельность исследователя и результат этой деятельности воспринимаются как поверхностные и непродуктивные с позиций задач роста научного знания. Совершенствование самого человека и условий его существования начинают восприниматься как относительные. Человек перестает чувствовать потребность в поиске и обретении смысла жизни. «Легкость и беззаботность жизни становится самоцелью человеческого существования, что соответствует «норме» технологичного общества» (Brown, 2000).

Вследствие кризиса интеллектуальной культуры и изменения характера социальных коммуникаций, творчески мыслящая личность перестает быть стратегическим ресурсом информационного общества.

Регулярное потребление интернет-услуг создает искаженное представление о понимании и сущности познания как процесса. Написание таких научных работ как реферат, курсовая, дипломная работа не вызывает затруднений, поскольку доступность информации позволяет решить задачу в кратчайший срок. Такой подход к учебно-научной деятельности влечет за собой постепенную утрату самой способности к интеллектуальному труду, к ослаблению коммуникативных связей между преподавателем и студентом.

Цифровизация образовательного пространства высшего учебного заведения посредством применения современных технологий предоставляет преподавателям гуманитарных наук новые инструменты и возможности для проведения исследований в более широких границах, ускорения процесса анализа и обработки данных, повышения точности исследований и расширения области применения результатов исследований. Тем не менее, одним из острых вопросов остается тема адекватного применения цифровых технологий для интеллектуального развития обучающихся.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абакумова, И. В., Годунов, М. В., и Пеньков, Д. В. (2019). Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. Кредо.

Былкова, С. В., Чубова, Е. П., и Колмакова, В. В. (2018). Проблемное обучение как метод развития критического мышления студентов-бакалавров при написании аргументированного эссе. Russian Journal of Education and Psychology, P(3), 74-96.

Ефремова, Т. Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Русский язык. Ивашевский, С. Л. (2020). Цифровизация гуманитарного знания: содержание, проблемы, перспективы. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 7(49), 223—226. Карасик, В. И. (2004). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Перемена.

Колмакова, В. В., и Шалков, Д. Ю. (2016). Модели формирования метанавыков в филологической образовательной парадигме. Преподаватель высшей школы в XXI веке, 1, 155-162.

Масланов, Е. В. (2019). Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? Цифровой ученый: лаборатория философа, 2(1), 6—21.

Ожегов, С. И., и Шведова, Н. Ю. (1999). Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Азбуковник.

Пинчук, А. Н. (2020). Образовательные практики в механизмах адаптации к цифровым трансформациям: концептуальные идеи и методологические подходы. Горизонты гуманитарного знания, 1, 95—114. Евгеньева, А. П. (1999). Словарь русского языка: В 4-х томах. Полиграфресурсы.

Терехов, С. В., и Терехова, Л. А. (2021). Digital Humanities: цифровое будущее гуманитарных наук. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4(93), 273—276. Ушаков, Д. Н. (1940). Толковый словарь русского языка. Советская энциклопедия.

Черненькая, С. В. (2020). Digital Humanities в контексте современного гуманитарного знания. Вестник МГЛУ. Серия «Философские науки», 2(34), 61-66. https://doi.Org/10.25688/2078-9238.2020.34.2.07

Bylkova, S., & Shalkov, D. (2020). TV and Internet interviews in the structure of media education: Transformation of the ontological paradigm. E3S Web of Conferences, 210, 18010. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20202101801Q

Kolmakova, V., Shalkov, D., & Baryshnikova, O. (2020). The educational potential of technical university educational space: system-activity aspect. E3S Web of Conferences, 210, 18023. http://doi.org/10.105 l/e3sconf/202021018023

Collins, A., & Halverson, R. (2009). Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and schooling. Teachers College Press.

Cross, J. (2004). An informal history of eLearning. On the Horizon, 12(3), 103-110. https://doi. org/10.1108/10748120410555340

Brown, J. (2000). Growing up: Digital: How the web changes work, education, and the ways people learn. Change, 32(2). https://doi.org/10.1080/000913800096Q1719

References

Abakumova, I. V., Godunov, M. V., & Penkov, D. V. (2019). Meaning-making strategies: Modern research potential. Credo. (In Russ.).

Brown, J. (2000). Growing up: Digital: How the web changes work, education, and the ways people learn. Change, 32(2). https://doi.org/10.1080/000913800096Q1719

Bylkova, S. V., Chubova, E. P., & Kolmakova, V. V. (2018). Problemic teaching as a method of student-bachelors' critical thinking developments when writing an argumentative essay. Russian Journal ofEducation and Psychology, 9(3), 74-96. (In Russ.).

Bylkova, S., & Shalkov, D. (2020). TV and Internet interviews in the structure of media education: Transformation of the ontological paradigm. E3S Web of Conferences, 210, 18010. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20202101801Q

Chernenkaya, S. V. (2020). Digital Humanities in the modern humanitarian knowledge frames. MCU Journal of Philosophical Science, 2(34), 61-66. https://doi.Org/10.25688/2078-9238.2020.34.2.07 (In Russ.).

Collins, A., & Halverson, R. (2009). Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and schooling. Teachers College Press.

Cross, J. (2004). An informal history of eLearning. On the Horizon, 12(3), 103-110. https://doi. org/10.1108/10748120410555340

Efremova, T. F. (2000). New dictionary of the Russian language. Explanatory and word-building dictionary. Russian language. (In Russ.).

Evgenieva, A. P. (1999). Dictionary of the Russian language: In 4 volumes. Polygraph Resources. (In Russ.). Ivashevsky, S. L. (2020). Digitalization of humanitarian knowledge: Content, problems, prospects. Legal Science and Practice: Journal ofNizhny Novgorod Academy of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, 7(49), 223—226. (In Russ.). Karasik, V. I. (2004). The language circle: Personality, concepts, discourse. Peremena. (In Russ.). Kolmakova, V. V., & Shalkov, D. Yu. (2016). Models of formation of meta skills in the philological educational paradigm. Higher Education Teacher in the 21st Century, 1, 155-162. (In Russ.).

Kolmakova, V., Shalkov, D., & Baryshnikova, O. (2020). The educational potential of technical university educational space: system-activity aspect. E3S Web of Conferences, 210, 18023. http://doi.org/10.105 l/e3sconf/202021018023

Maslanov, E. V. (2019). Digitalization and development of information and communication technologies: New challenges or sharpening of old problems? The Digital Scholar: Philosopher's Lab, 2(1), 6-21. (In Russ.).

Ozhegov, S. I., & Shvedova, N. Yu. (1999). Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. Azbukovnik. (In Russ.).

Pinchuk, A. N. (2020). Educational practices in mechanisms of adaptation to digital transformations: Conceptual ideas and methodological approaches. Gorizonty Gumanitarnogo Znaniia, 1, 95-114. (In Russ.).

Terekhov, S. V., & Terekhova, L. A. (2021). Digital Humanities: The digital future of the humanities. Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 4(93), 273—276. (In Russ.).

Ushakov, D. N. (1940). Explanatory dictionary of the Russian language. Soviet encyclopedia. (In Russ.).

Об авторах:

Валентина Васильевна Колмакова, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры документоведения и языковой коммуникации, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. wklm07@mail.ru

Светлана Викторовна Былкова, кандидат филологических наук, доцент, декан социально-гуманитарного факультета, и.о. зав. кафедрой документоведения и языковой коммуникации, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. svetbvl7592@ rambler.ru

Яна Сергеевна Косякова, старший преподаватель кафедры документоведения и языковой коммуникации, Донской государственный технический университет (344003, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. yask_2018@mail.ru

Поступила в редакцию 04.07.2023

Поступила после рецензирования 14.09.2023

Принята к публикации 16.09.2023

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Valentina Vasilevna Kolmakova, Dr. Sci. (Pedagogy), Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Professor of the Document Science and Linguistic Communication Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID. wklm07@mail.ru

Svetlana Viktorovna Bylkova, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor, Dean of the Social Sciences and Humanities Faculty, Acting Head of the Document Science and Linguistic Communication Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID. svetbyl7592@rambler.ru

Yana Sergeevna Kosyakova, Senior Lector of the Document Science and Linguistic Communication Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID. yask_2018@, mail.ru

Received 04.07.2023

Revised 14.09.2023

Accepted 16.09.2023

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.