УДК 82.01
КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Наталья Геннадьевна Морозова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, тел. (383)243-95-05, e-mail: ngm_2006@mail.ru
В статье рассматривается проблемалитературного творчества студентов как направления внеучебной работы в вузе, анализируются коммуникативные и эстетические аспекты созданных художественных текстов. Результаты творческой деятельности студентов отражают траекторию общекультурного развития их личности. Регулярное проведение литературных конкурсов среди студентов содействует решению целого комплекса проблем, связанных с коммуникативной, языковой и социокультурной компетенциями обучающихся.
Ключевые слова: текст, эстетический дискурс, коммуникация, литературное творчество.
COMMUNICATIVE AND AESTHETIC ASPECTS OF LITERARY CREATIVITY OF STUDENTS
Natalya G. Morozova
Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Ka-menskaya st., 56, candidate of philological sciences, professor of departmentlabor economics and personnel management, tel. (383)243-95-05, e-mail: ngm_2006@mail.ru
The article considers the problem of literary creativity of students as the direction of extracurricular activities at the University, analyzes the communicative and aesthetic aspects of literary texts. The results of creative activity of students reflect the trajectory of cultural development of their personality. Regular holding of literary competitions contributes to the development of communicative, linguistic and sociocultural competence of students.
Key words: the text, aesthetic discourse, communication, creative writing.
Художественная культура как специфическая область деятельности имее-тустойчивые и многомерные связи с различными сферами общественной жизни. Социальная значимость искусства определяется уровнем влияния художественных образов на внутренний мир человека, на все направления его деятельности. Роль литературного творчества в становлении личности студента также не ограничивается формированием эстетического мировосприятия. Давно установлено, что эффективное и полноценное обучение возможно лишь тогда, когда оно сопровождается творческой работой. Значительное количество работ психологов, педагогов, филологов посвящено вопросам места и роли словесного творчества в становлении личности студента.При этом границы данного вида творческой деятельности часто определяются очень широко: речь идет о создании не только художественных текстов, но и выполнении перево-дов(показательны, например, работы С. С. Жданова [4, 5], создании рекламных
слоганов [1, 2], публицистических статей, научно-популярных эссе на заданную тему и т.д. в целях формирования коммуникативных, собственно лингвистических и социокультурных компетенций.
Литературное творчество студентов вуза характеризует траекторию общекультурного развития их личности. Практика инициативного вовлечения обучающихся в эстетический дискурс (см. результаты данной работы в виде изданных сборников лучших произведений [6, 7, 8, 10]), а также опыт исследований последнего [9] позволяет нам обозначить ряд факторов, существенно влияющих на характер литературных текстов и само принятие решения о позиционировании себя как творческой личности:
1. Уровень развития познавательных способностей студента.
2. Степень социализации (включенность в студенческое сообщество, осознание и принятие реалий внутривузовской жизни, степень принятия обучающегося студенческой группой в качестве полноправного ее члена).
3. Коммуникативная среда (стимулировать к творчеству может как наличие единомышленников, так и недостаточность межличностных контактов в период обучения).
4. Образовательный контекст.
5. Стимулирующие «процедуры» в рамках реализации программы вне-учебной деятельности: культурно-массовые мероприятия, конкурсы, кураторская работа и т.д.
Литературное творчество зачастую воспринимается как серьезные шаг, на который решаются далеко не все студенты, первоначально проявившие интерес к мероприятию или конкурсу. Исключением являются ситуации, когда необходимость создания собственного текста интегрирована в учебный процесс и, являясь обязательным условием формирования умений и навыков в рамках изучаемой темы, закреплена в формах контроля текущей успеваемости по дисциплине. Такой вариант стимулирования творческой активности студентов подробно описан в статьях Е. В. Вранчан [1, 3].
В большей степени, на наш взгляд, в плане объективной оценки литературного творчества студентов показательны случаи, когда этот процесс рассматривается обучающимися как возможность самовыражения, раскрытия нереализованных в ходе учебной деятельности (являющейся на данном жизненном этапе основной) качеств и талантов.
Разнообразные в жанровом, тематическом и стилистическом отношениях произведения отличаются оригинальностью мировидения, творческим осмыслением реалий учебного процесса и повседневной жизни, часто присутствием фантастического элемента на сюжетном или фабульном уровне, вниманием к социальной проблематике и яркой демонстрацией личной позиции автора. Можно выделить и тематические доминанты студенческого словесного творчества: картины студенческой жизни, природных явлений, любовь, одиночество, победа в Великой отечественной войне, поиски себя / смысла жизни / родителей / любви, доказательство личной и профессиональной состоятельности. Драматические произведения встречаются очень редко. Как правило, родовая
принадлежность текстов - эпос или лирика (часто с элементами драматизации). Среди лирики преобладают стихотворения любовной, патриотической, философской направленности. Многие прозаические и лирические произведения отличаются экфрастичностью и являют, таким образом, примеры решения авторами-студентами проблемы передачи зримых и имагинарных образов средствами художественного языка (ср. названия произведений: «Девочка с портрета Серова», «Кирпич», «Часы» и др.).
Основные характеристики конкурсных текстов: эмоциональность, экспрессивность (пейоративная и мелиоративная оценочность), сюжетность, притче-вость, аллегоризм, закрытые и, как правило, позитивные финалы. Явно прослеживается влияние масс-медиа: использование растиражированных образов, шаблонных ситуаций, моделей поведения и прочих структурно -содержательных составляющих современного телевизионного мифотворчества.
Ориентация в большинстве текстов на разговорный синтаксис неизбежно приводит к затруднениям в плане пунктуации и орфографии. Как следствие -орфографические, пунктуационные (отсутствие знаков препинания либо неверная их расстановка, нарушение правил оформления прямой речи) и синтаксические ошибки (неверное определение границы предложений, проблемы с синтаксической связью внутри коммуникативной единицы).
При анализе и оценке художественного потенциала студенческих работ неизбежно выявляется проблема интенциональности - понимания как условия и компонента художественного восприятия. Авторы, сфокусировавшиеся в основном на соревновательном моменте, поставившие на первое место желание стать участником конкурса и не имеющие четкого представления о предмете и цели повествования, как правило, не имеют и отчетливого образа «своего» читателя. Для них важен сам факт письма как освоение новой роли, некая авантюра и самопрезентация (напр., представление на конкурс текста на английском языке или текстов, содержащих грубую просторечную лексику, жаргонизмы). Коммуникативный треугольник, таким образом, теряет одну из своих составляющих - читателя, которому адресуется текст. Такие тексты, даже обладая отдельными достоинствами (удачный окказионализм, выразительная фраза или сравнительный оборот, оригинальная рифма, изначально занимательный сюжетный замысел и т.п.), явно проигрывают тем, в которых на первом месте стоят эстетические задачи и желание быть понятым читателем, произвести на него впечатление - удивить, рассмешить, заинтересовать.
Можно утверждать, что ясность мысли автора и сюжетно-повествовательного замысла на этапе, предшествующем написанию произведения, коррелируют с логической связностью, соотнесенностью композиционных частейи смысловой согласованностью, т.е. когерентностью созданного текста, а также с относительно высоким уровнем его грамотности.(Заметим, что сборниках по итогам конкурсов [6, 7, 8, 10] публиковались работы, в большей или меньшей степени соответствующие вышеупомянутым качествам; тексты, имеющие серьезные дефекты, не издавались, но в целях корректного взаимодействия и поощрения к дальнейшим попыткам словесного творчества все сту-
денты-авторы в торжественной обстановке получали именные сертификаты участников мероприятия.)
Итак, открытие и поддержка талантов, помощь в творческом саморазвитии личности, пропаганда интереса к литературе и искусству, воспитание патриотизма и морально-нравственных качеств, содействие формированию гражданской позиции, опосредованная психологическаяподдержка, мотивация к успешности во внеучебной жизни, развитие и совершенствование навыков речевой деятельности, творческого воображения и эрудиции, расширение диапазона освоенных практически жанровых форм и активного лексического запаса - далеко не полный список целей работы по стимулированию литературного творчества студентов. Сами же творческие работы представляют актуальный материал для исследования проблем визуализации в художественном тексте, интен-циональности и литературной коммуникации в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вранчан Е. В. Анализ творческой продуктивности студентов направления «Реклама и связи с общественностью» при участии их в конкурсе слоганов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 50. - С. 70-76.
2. Вранчан Е. В. Креативность речи как языковой аспект транзитивного общества // Роль инноваций в трансформации современной науки. - Уфа: АЕТЕРНА, 2015. - С. 77-79.
3. Вранчан Е. В. Креативность речи студентов в рамках риторического образования // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 46. - С. 41-46.
4. Жданов С. С. Видео как средство наглядности при представлении иноязычного лингвострановедческого материала // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 54-60.
5. Жданов С. С. Интерактивная доска как элемент информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: изд-во «Грамота». - 2015. - № 11-2. - С. 60-63.
6. Литературная гостиная НГУЭУ: сб. литературных произведений по итогам конкурса «Литературная гостиная НГУЭУ» / сост. Н. Г. Морозова. - Новосибирск: НГУЭУ, 2015. -92 с.
7. Литературная гостиная НГУЭУ: сб. литературных произведений по итогам конкурса «Литературная гостиная НГУЭУ» / сост. Н. Г. Морозова. - Новосибирск: НГУЭУ, 2016. -90 с.
8. Место действия - университет: сб. литературных произведений по итогам конкурса «Место действия - университет». - Новосибирск: НГУЭУ, 2014. - 40 с.
9. Морозова Н. Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореф. дисс... канд. фи-лол. наук. - Новосибирск, 2006. - 22 с.
10. Современная сказка: сб. сказок по итогам конкурса «Современная сказка» (декабрь, 2012 г.) / сост. Н. Г. Морозова. - Новосибирск: НГУЭУ, 2013. - 78 с.
© Н. Г. Морозова, 2016