Научная статья на тему 'Актуализация потребности в профессиональных компетенциях в рамках изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение»'

Актуализация потребности в профессиональных компетенциях в рамках изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / TECHNOLOGY OF TRAINING / CULTURE OF SPEECH / BUSINESS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы современных образовательных технологий высшей школы, особенности проведения семинарских занятий в вузе, обосновывается проблема взаимосвязи языковой и профессиональной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUALIZATION OF THE NEEDS FOR PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «CULTURE OF SPEECH AND BUSINESS COMMUNICATION»

The article considers theoretic-methodological basis of modern educational technologies in higher school, features seminars at the University. The article considers the problem of interrelation of language and professional competence of students.

Текст научной работы на тему «Актуализация потребности в профессиональных компетенциях в рамках изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение»»

УДК 808.5

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»

Наталья Геннадьевна Морозова

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, тел. (383)243-95-05, e-mail: ngm_2006@mail.ru

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы современных образовательных технологий высшей школы, особенности проведения семинарских занятий в вузе, обосновывается проблема взаимосвязи языковой и профессиональной компетенции студентов.

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, технологии обучения, культура речи, деловое общение, коммуникативная компетенция, профессиональные компетенции.

THE ACTUALIZATION OF THE NEEDS FOR PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE «CULTURE OF SPEECH AND BUSINESS COMMUNICATION»

Natalya G. Morozova

Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, Ka-menskaya St., 56, Ph. D., Associate Professor of department of philosophy and Humanities, tel. (383)243-95-05, e-mail: ngm_2006@mail.ru

The article considers theoretic-methodological basis of modern educational technologies in higher school, features seminars at the University. The article considers the problem of interrelation of language and professional competence of students.

Key words: education, educational process, technology of training, culture of speech, business communication, communicative competence, professional competence.

Для реализации эффективной образовательной деятельности необходима личная заинтересованность как преподавателей, так и осмысленное желание студентов приобрести новые знания и навыки.

Современное образование непрерывно совершенствуется, в т.ч. в части используемых в учебном процессе методов и технологий. Переход на стандарты нового поколения в вузе поставил научно-педагогических работников перед острой необходимостью пересмотра и более тщательного отбора используемых образовательных технологий. Новая конъюнктура рынка, тотальная информатизация общества требуют от студентов овладения особыми качествами - качествами специалистов, способных выявлять и анализировать проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, в кратчайшие сроки предлагать максимально результативные пути и способы решения возникающих проблем.

Методологическую базу инновационных образовательных технологий в современной высшей школе составляют уже достаточно зарекомендовавшая

себя концепция контекстно-ситуационного обучения [1] и подход личностно ориентированного обучения, основанного на идее интерактивных взаимодействий обучающего и обучающихся, стабильно и прочно вошедший в педагогическую практику (см. например, статьи С.С. Жданова [2; 3]).

Дисциплина «Культура речи и деловое общение», преподаваемая на первом курсе ФГБОУ ВО «НГУЭУ» таких направлений обучения, как «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Международные отношения» и др., одновременно с историей, социологией, иностранным языком, культурологией и пр. дисциплинами базовой части, создает основу восприятия профильных дисциплин, отвечающих за формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. При правильной постановке и акцентировке образовательных целей данные курсы не просто реализуют структурно-логические связи рабочего учебного плана конкретного направления обучения, но становятся значимым контекстом, активизирующим познавательную деятельность студентов, стимулирующим их социокультурное развитие (о постановке и решении проблемы социокультурного развития в контексте вузовского образования см., например, работу А.Н. Завьяловой [4]). Обязательное условие - использование интерактивных методов обучения с учетом индивидуально-психологических и иных свойств личности студента, потенциала его творческого мышления для развития необходимой парадигмы качеств и свойств, ассоциируемых с будущей профессией (специализацией).

Для последовательного развития коммуникативных способностей, навыков аналитической деятельности в рамках изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» необходима корректировка содержательно-логического наполнения аудиторного занятия, репрезентация связи последнего с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Результативность занятия напрямую связана с наличием / отсутствием фактора интереса со стороны обучающихся, базирующимся на осознании нужности, полезности формируемых знаний, умений и навыков индивидуально каждым из студентов.

Интерактивное обучение, как известно, строится на творческом продуктивном мышлении и общении. Работа на занятии в этом случае выстраивается не вокруг некоего информационного блока, сформулированного и обозначенного преподавателем, а отталкивается от проблемной ситуации, соотнесенной с будущей профессиональной деятельностью студента. Таким образом, обучающиеся активно включаются в учебный процесс, прочно ассоциируемый с овладением профессиональными компетенциями. Сама деятельность студентов в рамках семинарского занятия приобретает специфические черты будущей профессиональной сферы.

Решение практических (ситуационных) задач (например, моделирование тематически определенных ситуаций делового общения, составление планов деловых переговоров, проектов документов, определение и подбор наиболее эффективных коммуникативных стратегий и тактик для конкретной ситуации профессиональной деятельности) позволяет развить аналитические и творче-

ские способности обучающихся, повышает ценность получаемого образования в глазах студентов, поддерживает заинтересованное отношение к профессии.

Такая «визуализация» информации помогает студентам не только лучше запоминать новое - переносить полученные сведения из кратковременной в долговременную память, - но и ускорять процесс обучения в целом за счет опоры на творческие способности.

Безусловно, заслуживает внимания метод «кейс-стади» - образовательная технология, основанная на использовании проблемы из реальной экономической, социальной сферы или сферы бизнеса. Студенты должны исследовать предложенную им ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные варианты ее решения, ранжировать их и выбрать из них наиболее адекватный и перспективный. Особенностью технологии - коллективный анализ предложенной проблемы на основе данных кейса. Центральным звеном обсуждений становится совместная аналитическая деятельность студентов, позволяющая актуализировать их знания. В российских вузах данный метод широко используется для решения бизнес-кейсов в рамках освоения профильных предметов на старших курсах обучения.

В процессе изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» целесообразно использовать два типа кейсов: практические, которые отражают ситуации из реальной жизни, и обучающие, основной целью которых является обучение.

Как справедливо отмечают Н.М. Панькова и Н.Н. Кабанова: «Использование метода кейс-стади обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данный метод может использоваться в различных образовательных программах» [5].

Обязательным завершающим этапом выполнения проблемных заданий является организация рефлексии студентов по поводу результатов своей деятельности. Рефлексирование направляется вопросами преподавателя:

- Насколько сложным для выполнения было предложенное задание и почему?

- Что вызвало наибольшие затруднения? Чем это, на ваш взгляд, обусловлено?

- Каких знаний / умений / навыков вам не хватало в процессе выполнения задания? Как они связаны с вашими представлениями о специалисте из сферы вашего направления обучения (требованиях, к нему предъявляемых, и идеальных качествах, которыми он должен обладать)? Как можно компенсировать выявленную нехватку знаний / умений / навыков?

- Какие задачи вы можете поставить перед собой по результатам выполнения данного задания? Как связаны они с конечной целью вашего обучения в вузе?

Для актуализации перспективной области учебной деятельности обучающихся возможно изменение логической последовательности отдельных заданий (изучаемых тем). Применение проблемных методов обучения (эвристического,

частично-поискового и др.) для формирования способности к деловой коммуникации на русском языке в профессиональной сфере диктует определенную логико-тематическую последовательность курса и необходимость использования на занятиях мультимедийного оборудования. Использование мультимедиа, помимо тренировки зрительной памяти и отработки навыков контроля письменной речи, позволяет решить сразу несколько задач:

- создание у обучающихся представления о реальном жанрово-видовом разнообразии деловой документации путем демонстрации отсканированных образцов деловой переписки, организационно-распорядительных документов, личных деловых бумаг и т.д.;

- формирование навыка жанрово-стилистического анализа текстов на предмет соответствия языковым нормам и требованиям официально-деловой письменности;

- освоение алгоритма поиска и устранения речевых ошибок, технологии улучшения текста документа.

Обучающие кейсы должны быть дифференцированы по формам деловой коммуникации (устная / письменная), видам общения (прямое / опосредованное), совершенствуемым видам речевой деятельности (говорение / слушание / чтение / письмо) и т.д. Так, для формирования навыков устной профессиональной коммуникации целесообразно использовать задания на моделирование конкретных ситуаций служебно-делового общения, ситуаций публичных выступлений (при заданных параметрах, например, аудитории, темы, личности оратора и т.п.), задания на развитие активного (критического) слушания. На начальных этапах формирования навыков письменной деловой коммуникации студентам может быть предложено составление отдельных предложений с использованием определенного количества клише и языковых формул. Данные предложения должны носить характер «фраз из документа», т.е. быть соотнесены с контекстом документа определенного жанра, а значит объективно отражать некую управленческую ситуацию.

Комплексное использование на семинарских занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» практических и обучающих кейсов - проблемных задач из сферы будущей профессиональной деятельности позволяет:

- реконструировать структуру лексикона представителей определенной профессиональной среды: тематические группы лексики, ее оценочность и возможная экспрессия;

- создать у студентов представление о структуре, содержании и качествах профессиональной речи, границах допустимого на вербальном и невербальном уровнях в профессиональной деловой коммуникации;

- сформировать представление о типичных ситуациях служебно-делового общения и документах, в которых они находят отражение, о последовательности и этапах процесса документирования;

- прояснить этические нормы и требования профессиональной среды.

В ходе решения практических (ситуационных) задач перед студентами неизбежно встает проблема нехватки информации о специфике профессионального делового общения по следующих содержательным аспектам:

- где? - условия протекания делового общения;

- кто? - ситуативные роли и общий перечень участников;

- как? - способы и формы осуществления общения;

- посредством чего? - обязательные к задействованию вербальные и невербальные ресурсы;

- зачем? для чего? - конкретные результаты, последствия конкретной деловой коммуникации.

Таким образом, актуализация потребности в профессиональных компетенциях (знаниях, умениях, навыках) становится стимулом к формированию устойчивой мотивации к изучению как данной дисциплины, так и остальных курсов образовательной программы по направлению обучения по соотнесенности формируемых ими компетенций с требуемыми профессиональными качествами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Жданов С. С. Видео как средство наглядности при представлении иноязычного лингвострановедческого материала // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 54-60.

3. Жданов С. С. Интерактивная доска как элемент информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2015. - № 11-2. - С. 60-63.

4. Завьялова А. Н. Социокультурная компетенция как неотъемлемый компонент коммуникативной компетенции // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2014. - С. 183-187.

5. Панькова Н. М., Кабанова Н. Н. Современные образовательные технологии в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3 (часть 3). - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения -14.02.2017).

© Н. Г. Морозова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.