Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / УМЕНИЕ СЛУШАТЬ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Насыров Р.Р.

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Насыров Р.Р. аспирант

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась.

Ключевые слова: общение, коммуникативный барьер, умение слушать, восприятие.

В деловом общении адекватность восприятия информации между партнерами во многом зависит от наличия или отсутствия специфических коммуникативных барьеров. Что же такое барьеры общения?

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные барьеры общения [1; 3; 4].

♦ Разное восприятие

Даже одно событие люди видят по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые считает важными. Их значение для собеседника может быть совершенно иным. Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.

♦ Посредники

Проблема делового общения - большое число посредников. Проходя через секретарей, помощников, коллег и т.д., информация может «потеряться» или измениться до неузнаваемости. Для повышения эффективности общения число посредников стоит свести к минимуму.

♦ Неумение слушать

Непонимание часто возникает из-за элементарной невнимательности собеседника. Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.

♦ Выбор слов

Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию. Говорите с партнером на его языке.

♦ Стиль общения и манера разговора

> Разговор на повышенных тонах, эмоциональный барьер.

Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто

теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также. Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.

> Утверждение вместо обсуждения.

«Есть два мнения - одно мое, другое ошибочное», - не лучшая установка, если хотите быть поняты. Слушайте собеседника, пытайтесь найти точки соприкосновения, общее в ваших суждениях, и опирайтесь на это. Если человек один раз в разговоре сказал «да», убедить его будет легче.

> Приказы и советы.

Когда у вас просят совета, дайте его, если считаете нужным. Однако это единственный случай, когда стоит советовать, в большинстве же случаев советов и приказов стоит избегать. Они звучат как утверждение своего превосходства над собеседником и невольно вызывают ответную негативную реакцию: «Кто-то ты такой, чтобы мне приказывать/советовать?»

> Превозношение своих заслуг.

Не сомневаюсь, что вы хорошо разбираетесь в вопросе и много сделали в области обсуждения. Но совершенно необязательно сообщать собеседнику об этом. Он сам сможет сделать выводы о вашей компетенции в процессе общения. Если вы так хороши, попытайтесь донести информацию до собеседника так, чтобы именно ему это было понятно и интересно, учитывая его знания и точку зрения.

> Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев.

Даже если собеседник действительно виноват перед вами, не стоит утверждать, что он - постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.

> Ирония, язвительность.

Юмор хорош только тогда, когда шутки доставляют удовольствие обоим партнерам [2; 6; 7].

К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед вами в этот момент, - почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Будьте спокойны, уверены в себе, терпимы к слабостям других и старайтесь не попадать в конфликтные ситуации [8; 9; 10; 13].

Барьеры общения - отражение наших внутренних проблем. Поэтому для эффективного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась [11; 12].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2.

Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

2. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.

3. Игебаева Ф.А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество современного специалиста // Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. - Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. - С.122 - 124.

4. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 - 62.

5. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

6. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.

7. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576с.

8. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 - 119.

9. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 - 98.

10. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой - залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. - С.194 -196.

11. Игебаева Ф.А. Регулирование демографического воспроизводства населения города в сборнике: потенциал развития России XXI века сборник статей III всероссийской научно-практической конференции. Приволжский дом знаний. 2006. с. 82-84.

12. Игебаева Ф.А. Социальная сущность воспроизводства населения.// Российский электронный научный журнал. 2014. № 6 (12). С. 85-90.

13. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в системе экономического и управленческого образования. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.