Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1973
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КОММУНИКАТОР / РЕЦИПИЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исянова Д.Д.

В данной статье рассмотрены основные виды и классификации коммуникативных барьеров, которые возникают или присутствуют в жизни каждого человека. На основе исследования автором предлагается различные приемы, способствующие преодолению барьеров и повышению эффективности общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Исянова Д.Д. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды и классификации коммуникативных барьеров, которые возникают или присутствуют в жизни каждого человека. На основе исследования автором предлагается различные приемы, способствующие преодолению барьеров и повышению эффективности общения.

Ключевые слова: общение, барьеры общения, коммуникативные барьеры, коммуникатор, реципиент.

В последнее время, большое внимание специалистов привлекает проблема трудностей межличностного общения. Каждый день проходит в тесном контакте людей между собой. Мы ходим на работу, на учебу, на какие-либо кружки или занятия, приходим домой. И в каждой из этих сфер мы общаемся друг с другом. Отсюда вытекает актуальность изучения барьеров, возникающих при общении. Ведь в случае возникновения такого барьера информация теряет изначальный смысл, искажается, или же вообще не поступает к нам. Именно из-за этих барьеров мы отдаляемся друг от друга, перестаем понимать друг друга, доверять, возникают конфликты и, в конечном итоге, снижается эффективность процесса общения.

Барьеры общения - это психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию. В психологической литературе существует также синонимичное «барьеру общения» понятие «коммуникативного барьера».

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [1, с. 89].

Классификаций барьеров общения множество. В данной статье мы остановимся лишь на типологии А.П.Панфиловой, которая к коммуникативным барьерам относит:

> Избирательное слушание. При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям.

> Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться.

> Достоверность источника. Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику.

> Фильтрование. Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно.

> Перегрузка общения. Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто из-за избытка полученной информации на работе или учебе мы просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, матерями, друзьями.

> Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении.

> Давление времени. Давление времени также может стать серьезным барьером к общению [2, с.262].

Общение с собеседником зависит от нашего поведения, от нашего настроения, от нашего психического и физического здоровья, от нашей культуры речи. И именно от нас зависит то, каким будет исход у нашего контакта с собеседником. Да, существует множество факторов, не зависящих от нас, которые мы не контролируем, но есть и то, над чем нам необходимо работать. Например, сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, научится слушать человека и не перебивать его речь, не заострять все внимание только вокруг своих личных проблем, отказаться от привычки общения при помощи так называемых «ленивых вопросов». Ведь все это мешает нам нормально общаться с нашими друзьями, родственниками, коллегами. Именно из-за этого зачастую происходят конфликты. В настоящее время люди зациклены только на себе, на своей карьере, на своих интересах. Мы разучились слушать, мы не умеем сопереживать. Мы забываем о том, что кому-то нужна поддержка, в виде разговора «по душам». Мы не сумеем преодолеть барьеры, возникающие при общении, если не начнем работать над собой. А это немаловажная задача каждого человека. Ведь от того, как складываются наши взаимоотношения с другими людьми, во многом зависит продуктивность тех сфер деятельности, которые общение как бы обслуживает, будь то работа, учеба, семья и т.д. В качестве рекомендаций можно привести различные приемы, способствующие преодолению барьеров, возникающих при общении и повышению эффективности этого общения. Назовем некоторые из них.

Приём «имя собственное». Здесь, для более эффективного общения с

вашим партнером автор предлагает произносить вслух имя-отчество вашего собеседника. Этим вы покажете внимание к данному человеку, что будет способствовать его утверждению как личности, вызовет у него чувство удовлетворения и будет сопровождаться положительными эмоциями, тем самым формируя его расположение к вам.

Приём «зеркало отношений». Данный прием состоит в вашей доброй улыбке и приятном выражении лица. Эти слагаемые будут свидетельствовать о том, что вы - друг. Благодаря этому чувству у вашего собеседника возникнет чувство защищенности, и он будет расположен к общению с вами.

Приём «золотые слова» предлагает вам во время вашего общения с собеседником высказывать комплименты в его адрес, что будет способствовать его расположению к вам. У вашего партнера по общению будут формироваться положительные эмоции, а это значит, что и он будет чувствовать себя при общении более или менее раскованно.

Приём «терпеливый слушатель». Каждому человеку приятно, когда его слушают во время разговора. Чем больше вы умеете слушать, тем больше у вашего собеседника образуется положительных эмоций, создается доверительное расположение и появляется желание общаться с вами.

Приём «личная жизнь». Данный прием предлагает нам привлекать наше внимание к увлечениям вашего партнера в общении. Это способствует образованию положительных эмоций и повышает его расположенность общаться с вами [3, с.227-228].

Выделяют следующие правила, для предотвращения возникновения барьеров при общении [4, с.35]:

• Уважать собеседника, каким бы он ни был.

• Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

• Иметь чувство собственного достоинства.

• Уметь контролировать себя в общении.

• Строить свое поведение так, чтобы оно уменьшало или устраняло барьер.

В действительности барьеры общения - это препятствие только до того момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики, внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [5, с.42 - 43].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

2. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред. проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 368с.

3. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 576с.

4. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2009. - 252с.

5. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

Ишембитов С.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ЯЗЫК ЖЕСТОВ В НЕВЕБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются одна из важнейших составляющих невербального общения жестикуляция. Язык жестов - это различного рода движения тела, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие его отношение непосредственно к собеседнику или к какому-то событию. С помощью жестов люди лучше понимают друг друга.

Ключевые слова: невербальная коммуникация, жесты, мимика, паралингвистика, пантомимика.

Для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные (несловестные) способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [1, с. 96].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов - на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [2, с.72].

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.