Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / УМЕНИЕ СЛУШАТЬ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меховникова В.В.

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо проявлять больше внимания к собеседнику и искренний интерес к тому, что вам рассказывают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

и дыхательных путей при работе с низкозамерзающими жидкостями не требуется. Импортные охлаждающие жидкости поступают в Россию готовыми к употреблению или в виде концентратов, которые разбавляют дистиллированной водой, в пропорции указанной инструкцией. Лидером поставок является фирма «Престон», которая предложила антифриз менее ядовитой на основе пропиленгликоля. При попадании в организм пропиленгликоль существенно безопаснее своих аналогов как для людей, так и для животных, тогда как этиленгликоль мог вызвать при попадании в организм летальный исход.

Меховникова В.В.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры - это препятствия на пути к пониманию собеседника. Автор считает, что для преодоления барьеров необходимо проявлять больше внимания к собеседнику и искренний интерес к тому, что вам рассказывают.

Ключевые слова: общение, коммуникативный барьер, умение слушать, восприятие.

В жизни очень много случаев, когда мы остаемся непонятными для окружающих нас людей. Возникает недопонимание, хотя люди в своем кругу общаются на одном языке. Путем общения каждый как передает информацию, так и получает. Огромную роль в общении играют не только слова, но и мимика, жесты, интонация. В деловом общении адекватность восприятия информации между партнерами во многом зависит от наличия или отсутствия специфических коммуникативных барьеров. Что же такое барьеры общения?

Коммуникативные барьеры - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [1, с.89].

Причем трудности, препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Классификация барьеров общения основывается на этих факторах. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные барьеры общения. Это барьеры взаимодействия, барьеры восприятия и понимания и коммуникативные барьеры общения.

Мотивационный барьер, например, может возникнуть между собеседниками, если один заинтересован в предмете разговора, а другой -интересуется другой темой. Поэтому важно с самого начала понимать, что же волнует вашего собеседника, а не только вас. Известный психолог, Дэйл

Карнеги, говорил, что если идешь на рыбалку, то следует прихватить червей, а не конфеты. Иными словами, постарайтесь вникнуть в проблему друга, а не только говорите о своей.

Многое в разговоре зависит и от психологических барьеров в общении. Например, у девочки никогда не было отца (родители развелись), поэтому она, в общении с противоположным полом, будет испытывать смущение, которое, в свою очередь, может быть принято за нежелание идти на контакт.

Или, к примеру, отец и сын выбирают, куда поехать отдохнуть. Сын хочет отдохнуть там, где можно приобрести новых знакомых, где он будет предоставлен сам себе. Отец хочет сделать отдых семейным и экзотическим. Каждый из них будет отстаивать свою точку зрения, и пытаться уговорить сделать по его мнению. Это неминуемо приведет к возникновению психологического барьера, устранить который можно только путем поиска компромиссного решения [2, с.136].

Психологические барьеры в общении слишком индивидуальны, чтобы их можно было определить с первого взгляда. Важно, если человек сам постарается понять, что же мешает именно ему стать свободной, открытой личностью. Преодоление барьеров в общении возможно в любом возрасте, главное, выяснить, что является препятствием между вами и вашим собеседником. Причинами возникновения барьеров общения могут быть как психологические травмы, так и воспитание, полученное в семье, кроме того, определяющим может стать даже характер человека, его отношение к людям.

Сказать, как избавиться от барьеров общения затруднительно. Человек может помочь себе сам, например, общаясь, можно проговаривать диалог про себя, постараться понять, что послужило тому, что вас не поняли. Или, может, что спровоцировало ссору, хотя вы даже и не думали ругаться.

К сожалению, сейчас мало кто задумывается, что причиной конфликта бывает манера изъяснения, а не сама мысль, которую вы бы хотели донести. Трудности и барьеры общения - это почти синонимы, будьте готовы, что многое в себе придется менять. Барьером к эффективному общению может стать даже ожидание от партнера определенной реакции. Однако не стоит мерить своей меркой человека, который во многом отличается от вас. Не надо «добавлять» другому как положительные, так и отрицательные качества, будьте объективны. Не думайте, что ваш собеседник догадывается о том, что вы на самом деле ощущаете. Будьте готовы и к тому, что партнер может что-то недоговаривать о своих настоящих чувствах.

Есть еще один момент: если ваш оппонент ведет себя так, как вам не нравится, не надо думать, что он испытывает к вам неприязнь. Вполне может быть, что это либо его маска, либо это просто такое поведение, которое хоть и не заслуживает вашего одобрения, однако имеет полное право на существование.

На самом деле, барьеры общения - это препятствие только до того момента, пока вы не задумались, как их преодолеть. Больше практики,

внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что вам рассказывают, и половина проблемы будет решена [3, с.12 - 13].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

2. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. - 463с.

3. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Мигранова А.М. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ПРОБЛЕМА МОББИНГА В СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация: Статья посвящена одной из серьезнейших проблем современной организации - проблеме моббинга. В случаях неблагоприятного морально-психологического климата в некоторых трудовых коллективах может наблюдаться психологическое притеснение сотрудника со стороны руководства организации или отдельных работников. В предотвращении этого явления важнейшую роль принадлежит руководству организации.

Ключевые слова: профессиональная карьера, морально-психологический климат, моббинг, стрессы,

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Однако в коллективах с неблагоприятным морально-психологическим климатом человек может столкнуться с одной из серьезнейших психологических проблем профессиональной карьеры личности - моббингом. В служебном коллективе под моббингом понимается коллективное психологическое притеснение, эмоциональное насилие, плохое обращение, осуществляемые (прямо или косвенно) в отношении кого-либо из сотрудников со стороны его коллег или начальства, с целью заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе [1, с.118].

В организации моббинг проявляется в систематичной и часто необоснованной критике одного из сотрудников, в распространении слухов, призванных нарушить профессиональную репутацию. Он также может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.