Научная статья на тему 'Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением'

Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
306
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / SOCIAL COMMUNICATION / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / COMMUNICATIVE INTERACTION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / SOCIAL DIAGNOSIS / SOCIAL STATICS / SOCIAL DYNAMICS / TYPOLOGICAL ANALYSIS / PUBLIC OPINION / PUBLIC SAFETY / QUALITY OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антошкин Виктор Николаевич, Вышегуров Хамзат Муратович, Мамалимов Рустем Радикович

В статье анализируются социально-коммуникативные факторы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Социальный процесс коммуникационного взаимодействия организаций правоохранительной сферы с различными социальными группами регионального социума позволяет увеличить капитал социального доверия, повысить качество работы по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антошкин Виктор Николаевич, Вышегуров Хамзат Муратович, Мамалимов Рустем Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative interaction of law enforcement agencies with the population

The article analyzes the socio-communicative factors of improving the efficiency of law enforcement. The social process of communication interaction of law enforcement organizations with various social groups of the regional society allows to increase the capital of social trust, improve the quality of work to combat crime and ensure public safety.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением»

Научные сообщения

В.Н. АНТОШКИН доктор социологических наук, профессор кафедры философии,

л

социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы

Х.М. ВЫШЕГУРОВ аспирант кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им.

л

М. Акмуллы

Р.Р. МАМАЛИМОВ

аспирант кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им.

*

М. Акмуллы

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

Коммуникативное взаимодействие органов внутренних дел с населением выступает в качестве необходимого условия эффективности их деятельности по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности. Информирование правоохранительных органов общественности о результатах своей работы, сотрудничество в различных видах и формах правоохранительной деятельности с гражданами, как показывает практика, повышает уровень доверия и уважения к сотрудникам правоохранительных ведомств. Это, в свою очередь, увеличивает готовность граждан к содействию органам внутренних дел. Актуальность данной темы обусловлена также усилением влияния общественного мнения на повышение качества работы правоохранительных органов. Общественное мнение обладает коммуникативной природой и является отражением процессов социальной коммуникации органов внутренних дел с различными социальными группами общества. Важность исследования социально-коммуникативных процессов как в самих правоохранительных органах, так и феномена взаимодействия органов внутренних дел с населением связана с проводимой реформой в правоохранительных органах (полиции), направленной на повышение эффективности и результативности их работы и с необходимостью повышения их авторитета в обществе и социального престижа работников полиции.

По мнению министра внутренних дел В.А. Колокольцева,

* Антошкин Виктор Николаевич, Вышегуров Хамзат Муратович, Мамалимов Рустем Радикович, e-mail: vicant21@gmail.ru

мероприятия в рамках реформирования полиции оказались недостаточно эффективными, поскольку не привели к ожидаемым гражданским обществом результатам. По данным ВЦИОМ, только 19 % респондентов считают, что полиция защищает права всех граждан в

л

равной степени1. Негативные явления в деятельности полиции оказывают влияние на авторитет системы МВД в целом, а также на формирование имиджа его сотрудников. Низкий уровень эффективности системы МВД в современной России, а также сохраняющаяся внутренняя тенденция его сотрудников к совершению противоправных действий предопределяют острую общественную потребность в реализации государственной политики информационно-коммуникативной открытости данной системы с тем, чтобы полиция стала более отзывчивой и подотчётной гражданам.

Коммуникативная деятельность работников правоохранительной системы должна базироваться на общесоциологических категориях и законах, которые первичны и определяющи по отношению к психологическим категориям. Учет данного методологического положения во многом определяет эффективность коммуникативной деятельности и решения проблем безопасности населения. Решение социальных проблем сотрудников правоохранительных ведомств с применением законов социальной коммуникации позволит создать прочную основу для индивидуально-психологической работы.

В ряду общенаучных принципов исследования коммуникативной деятельности авторы выделяют теорию действия и социальных систем Т. Парсонса, согласно которой культуре принадлежит первенство перед социальной системой в регулятивно-нормативном влиянии на содержание и методы коммуникативной деятельности. Специфика социологического исследования социально-коммуникативных процессов состоит в том, что организация, коллектив работников правоохранительных органов рассматриваются как целостные социокультурные подсистемы, влияющие на эффективность коммуникативной деятельности. Социология исследует коммуникацию на социальном и интеллектуальном (информационном) уровне познания. Социально-коммуникативная деятельность регулируется общественными нормами, традициями, государственными институтами, законодательством. Социальный уровень взаимодействия первичен и определяющ по отношению к психологическому уровню коммуникации.

Деятельность сотрудников правоохранительных органов неразрывно связана с выполнением одной из основных функций -коммуникативной. Реализуя коммуникативную функцию, работник правоохранительных структур устанавливает контакты с лицами и

1 Гордеев Б.Е. Общественное мнение как фактор повышения эффективности работы правоохранительных органов (полиции) // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих в современных условиях». Уфа, 30 мая 2018 г., с. 117.

группами, организует обмен информацией, включает различные институты общества в деятельность правоохранительной системы, оказывает помощь в восприятии и понимании другого человека, в конструктивном разрешении конфликтов. Профилактика преступности и борьба с криминальными общностями не ограничиваются методами легитимного насилия, правовыми и юридическими гарантиями, а включают также информационный, интеллектуальный, социально-психологический и коммуникативный аспекты, особенно актуальные для групп населения, находящихся в зоне риска. Иначе говоря, коммуникативная функция неразрывно связана с другими функциями органов внутренних дел. Коммуникативная деятельность выступает не только в качестве важного аспекта, но и в качестве системообразующего фактора организации в работе правоохранительных органов.

По данным исследования социологического центра ВЦИОМ, к концу 2018 г. уровень доверия сотрудникам полиции составил 57 %. Анализ динамических рядов показателей 2016-2018 гг свидетельствует, что за трёхлетний период измерения уровень «защищённости от преступных посягательств» в 2018 г достиг 42 % (рост на 4 % в сравнении с 2017 г); уровень доверия полиции - 39 % (рост 1 % к аналогичному периоду)2. Социологические исследования, проведённые в Уфе под руководством профессора С.В. Егорышева, показали некоторый рост осведомлённости граждан о работе органов внутренних дел за период с 2007 по 2017 год. Если раньше в основном удовлетворительно результаты работы правоохранительных органов оценивали 29 % респондентов, в 2015 г - 49 %, то в 2017 г - 54 % опрошенных. Социологи зафиксировали и некоторый рост доверия населения органам внутренних дел: доля доверяющих выросла с 39 % в 2012 г до 46 % в 2017 г.3 Следовательно, обнаружена тенденция образования благоприятных условий для совершенствования коммуникаций органов внутренних дел с гражданами и повышения эффективности их деятельности.

Коммуникативную деятельность в правоохранительной деятельности авторы интерпретируют как систему коммуникативных действий, отражающих коммуникативный аспект в деятельности правоохранительных служб, направленный на совершенствование условий коммуникативной среды, повышение эффективности информационного обмена, качества коммуникативного взаимодействия, и, в целом, качества коммуникативного обеспечения решения проблем общественной безопасности.

Анализ коммуникативной деятельности и оптимизация ее

2 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9418).

3 Гордеев Б.Е. Общественное мнение как фактор повышения эффективности работы правоохранительных органов (полиции) // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих в современных условиях». Уфа, 30 мая 2018 г., с. 117-124.

управления в правоохранительных организациях построены на структурно-функциональном методе. Структурный функционализм выступает в качестве эффективного метода анализа процессов, протекающих в системе работы органов внутренних дел, с упорядоченной коммуникацией и позволяет построить законченную систему социального действия (Т. Парсонс, Р Мертон, Л. Козер, П. Блау). Одним из доказательств продуктивности структурно-функционального анализа является теория уровней коммуникативного пространства (ВВ. Гуленко, 1995). Интеллектуальный (информационный) уровень коммуникативного пространства соответствует высшему уровню. Далее располагается социальный уровень коммуникативного пространства. Психологический и физический уровни взаимодействия выступают в качестве низших уровней. Классики структурно-функционального анализа трактовали структуру как иерархию уровней, в которой структура каждого последующего уровня заключает в себе структуру предыдущего.

Для управленческих целей особую важность приобретает устойчивое ядро социальных качеств, определяющее основную линию поведения индивидов и групп в коммуникативном процессе, что обеспечивает объективизацию принятия управленческих решений на этапе формирования и реорганизации социально-коммуникативной деятельности. Поэтому в целях оптимизации коммуникативной деятельности важно сознательно использовать факторы, относящиеся к социальной статике: культура; социальная структура; социально-статусные типы личности; социотипы как константа (ядро) личности.

Данные эмпирических социологических исследований показывают, что необходимо усилить внимание к субъективным факторам решения социальных проблем в деятельности организаций правоохранительной сферы и, в первую очередь, создать систему информационного и коммуникативного обеспечения целей деятельности правоохранительных органов.

Социальные отношения - результирующий фактор коммуникативных процессов в организации, показатель эффективности управления информационными взаимодействиями в системе правоохранительной деятельности. Не только от качества деятельности органов внутренних дел зависит оценка их деятельности общественностью, но и от отношений, которые складываются между различными субъектами (личность, группа, общность, социум, организация и т. д.). В международной практике зафиксированы случаи, когда ожидания потребителей услуг существенно превышали возможности государственных органов, и даже значительный прогресс в оказании государственных услуг через некоторое время оценивался потребителями как несущественный. Коммуникации субъектов в сферах разделения труда, ролей, функций и составляют социальные отношения в качестве концентрированного выражения результата

коммуникативных процессов в социальной системе, критерия продуктивности социальных взаимодействий. Таким образом, необходимо изучить факторы совершенствования коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел с гражданами, которые, по классификации основателя социологии О. Конта, относятся к социальной статике.

Совершенствование коммуникаций полиции с общественностью объективно предполагает и учет факторов социальной динамики. Социально-динамические факторы коммуникативного процесса: социальное и информационное взаимодействие социальных субъектов, ситуативные характеристики коммуникации, групповое взаимодействие, групповая динамика, социальные конфликты как форма проявления коммуникативной динамики, разнообразие технологий, методов, видов, способов и средств коммуникативной деятельности и их адаптация к системе правоохранительной работы. Итак, оптимизация управления коммуникативной деятельностью должна опираться не только на социально-статические, но и на социально-динамические факторы коммуникативного процесса, которые связаны с повышением адаптивных способностей силовых структур государственной власти.

Правоохранительные органы своей деятельностью воздействуют как на объективную, так и на субъективную сторону качества жизни граждан. Субъективная составляющая качества жизни -удовлетворение потребностей людей в личной и социальной безопасности. Безопасность жизни выступает, с одной стороны, объектом государственного управления, с другой - объектом самоуправления. Поэтому важно не только качество работы правоохранительных структур, но и качество самого населения в смысле его способности к самоорганизации, от того, в какой степени государственные органы рассматриваются не только как донор, соперник, но и как партнёр. Следовательно, необходимо взаимное коммуникативное содействие государства и граждан.

Эффективность внутригрупповой коммуникации в органах внутренних дел связана с фактором комплектования групп. Создание целевых групп с использованием социологических методов предполагает комплектование группы по общности социальных характеристик и социальных проблем индивидов. Социоанализ осуществляет объединение в малые целевые группы на основе теории интертипных отношений.

Оптимизация коммуникативной деятельности предполагает выбор наиболее эффективных и целесообразных способов коммуникации и их организацию системой управления. Способы коммуникации - это методы и приемы коммуникативных действий, направленных на достижение целей, задач работы правоохранительных органов, основанные на анализе информации и выбранные из возможных вариантов. Сотрудник правоохранительного ведомства может достичь

своих целей посредством эффективного применения диалогического типа коммуникации, основанного на позитивной обратной связи с населением и отдельными социальными общностями.

Социальные и интеллектуальные барьеры при осуществлении коммуникативной деятельности не исчерпывают все причины ее низкой эффективности. Важное значение имеет мотивированность групп руководителей и рядовых работников силовых структур к социальному диалогу. Социологические исследования показали, что сотрудники и руководители правоохранительных органов, в силу недостатка стимулирования, низкой квалификации, некомпетентности, отсутствия опыта работы или призвания к данной деятельности, проявляют нежелание использовать диалогический тип коммуникации. В этих условиях более выгодными представляются директивные и манипулятивные стили коммуникативной деятельности. Работники административного аппарата иногда не заинтересованы в адекватном понимании своих действий рядовыми исполнителями. Поэтому в реальности наблюдается целенаправленная организация однолинейной коммуникации (без обратной связи).

Сущность и специфика правоохранительной работы, в отличие от психологической и медицинской работы, включает коммуникацию с социальным окружением лиц, посягающих на законные права и интересы граждан, что, в свою очередь, является важнейшей предпосылкой решения проблем общественной безопасности. Анализ социальной ситуации и всего комплекса социальных отношений составляет ядро социальной диагностики и основу для выработки методических приемов коммуникативного воздействия, направленного не только на индивида, но и на окружающий социум. Второй аргумент в пользу социально-групповых методов заключается в оценке коммуникативного воздействия: влияние внешней коммуникативной среды отличается большей интенсивностью и долговременным устойчивым эффектом. Третий аргумент в пользу социально-групповых методов коммуникативной деятельности состоит в том, что психологические методики недостаточно пригодны для работы с социальными низами, составляющими основную массу правонарушителей и преступников. И, наконец, методика коммуникативной деятельности должна быть органично включена в систему работы по поиску путей практического решения социальных проблем, которые и мотивируют отдельные группы граждан нарушать закон.

Эффективная работа с социальным окружением в качестве основной предпосылки включает знание теории и методики комплектования целевых, специализированных групп, методики конструирования социальной и коммуникативной среды. Социологический и социально-типологический анализ составляет информационную основу для разработки и выбора конкретных методов коммуникативной деятельности. Методика должна сообразовываться с

социальным типом личности, с социотипом сотрудника, с интегральным типом общности коллектива правоохраны4. Вместе с тем, учитывая, что общество, региональный социум являются социально дифференцированными, то в коммуникативном взаимодействии правоохранительных органов с общественностью необходимо учитывать всё социальное многообразие населения. Индикаторы качества работы и качества коммуникативных связей должны быть дифференцированы для таких групп, как инвалиды, неблагополучные семьи, многодетные семьи, жители малых деревень, творческие личности - для людей, живущих в нетипичных, нестандартных условиях или склонных к позитивному нестандартному

с.

поведению5.

Необходимо с помощью социологических исследований выявлять степень удовлетворённости теми или иными аспектами деятельности полиции и сопоставлять её со статистическими данными. Социальная эффективность государственных органов определяется, в конечном счёте, тем, насколько благополучна жизнь граждан, как развивается социальная сфера, экономика, малый и средний бизнес на данной территории. Таким образом, при определении эффективности коммуникативного взаимодействия правоохранительных органов с гражданами необходимо измерять оценки самим населением как потребителем государственных услуг качества этих услуг в сфере общественной безопасности. Граждане - это самоорганизующаяся система с собственной системой оценок, субъекты, чьи потребности динамично меняются. Мнение населения может отражать результаты деятельности государственных структур с разной степенью объективности и адекватности. Качество взаимодействия населения с правоохранительными органами во многом определяется такими конструкциями, как желания, притязания, устремления. Игнорирование таких факторов, как самоощущение, самочувствие граждан, отсутствие действующих каналов коммуникации и обратной связи, приводит к неудовлетворённости деятельностью правоохранителей и протестным настроениям граждан.

Таким образом, социальный процесс коммуникационного взаимодействия организаций правоохранительной сферы с различными социальными группами регионального социума позволяет увеличить капитал социального доверия, повысить качество работы по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности.

4 Антошкин В.Н, Типологический анализ и повышение эффективности социального управления // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). 2012, № 6 (14).

5 Актуальные проблемы безопасности современной России: региональный аспект: сборник научных статей / ред.-сост. С.В. Егорышев; Академия ВЭГУ. Уфа, 2017, с.18-28.

Антошкин В.Н., Вышегуров Х.М., Мамалимов Р.Р. Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением. В статье анализируются социально-коммуникативные факторы повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. Социальный процесс коммуникационного взаимодействия организаций правоохранительной сферы с различными социальными группами регионального социума позволяет увеличить капитал социального доверия, повысить качество работы по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности.

Ключевые слова: социальная коммуникация, правоохранительные органы, коммуникативное взаимодействие, коммуникативная деятельность, социальная диагностика, социальная статика, социальная динамика, типологический анализ, общественное мнение, общественная безопасность, качество государственных услуг

Antoshkin V.N., Vyishegulov H.M., Mamalimov R.R. Communicative interaction of law enforcement agencies with the population. Abstract: The article analyzes the socio-communicative factors of improving the efficiency of law enforcement. The social process of communication interaction of law enforcement organizations with various social groups of the regional society allows to increase the capital of social trust, improve the quality of work to combat crime and ensure public safety.

Key words; social communication, law enforcement agencies, communicative interaction, communicative activity, social diagnosis, social statics, social dynamics, typological analysis, public opinion, public safety, quality of public services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.