Д.Г. ПЕРЕДНЯ кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России
Д.В. ЗАХАРОВ магистрант Академии управления МВД России*
Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан
В современном российском обществе сформировалось противоречивое отношение к полиции. С одной стороны, общественность осознает социальную значимость деятельности полиции, с другой - общественное мнение относительно полиции как организации, ее сотрудников и их деятельности характеризуется недоверием и заметным негативизмом (см. табл.).
Таблица
Сравнительные оценки вневедомственного изучения общественного мнения о деятельности полиции в 2016 г.
ВЦИОМ Левада-Центр ФСО России
№ п/п Доверие полиции в обеспечении личной и имущественной безопасности граждан
1 Доверяю 47% 24% 39%
2 Не доверяю 47% 65% 43%
3 Затруднились ответить 6% 11% 18%
Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании расширенной коллегии МВД России, которое состоялось 15 марта 2016 г., обозначил позицию относительно образа современной полиции и ее сотрудников. Он нацелил на формирование доверия у граждан к органам правопорядка. По его
* Передня Дмитрий Григорьевич, e-mail: [email protected]; Захаров Денис Владимирович, e-mail: [email protected]
мнению, ключевыми характеристиками современного полицейского должны являться высокий профессионализм и заслуживающие доверия моральные качества. Но при этом отдельные полицейские демонстрируют такое поведение, которое способствует формированию негативного отношения граждан к сотрудникам полиции, к органам правопорядка и государственной власти в целом1. В представленном утверждении обозначена взаимосвязь имиджа полиции как организации и имиджа каждого отдельного сотрудника полиции.
Концептуально имидж полиции может быть представлен на трех уровнях: мифологическом, виртуально-стереотипном, предметном (конкретном)2. Цель статьи - обратить внимание читателей на имидж полиции в его воплощении на предметном уровне. Этот уровень восприятия отражает реальное взаимодействие людей с правоохранительной системой в целом и с органами внутренних дел в частности, теми ее субъектами, которые физически осуществляют ее функционирование или имеют к ней отношение: территориальные органы полиции; кто-либо из знакомых, работающий в органах; полицейские, встречающиеся на улице, участковый уполномоченный по месту жительства, и т.п.
В определенном смысле здесь предполагается вести речь об исследовании реального имиджа сотрудника полиции с точки зрения деятельностного аспекта. При этом необходимо учитывать взаимосвязь деятельности сотрудников полиции и формируемого их образа в глазах общества.
Так, В.И. Майоров отмечает, что «полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положительный образ сотрудника полиции»3. Мы в свою очередь для анализа предметного имиджа сотрудников полиции используем данные проведенного авторского исследования, а так-
1 См.: Вступительное слово Президента РФ на расширенном заседании коллегии МВД, 15 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://78.mvd.ru/upload/site79/document_journal/3_2016_god.pdf
2 См.: Передня Д.Г., Фатхутдинов Р.Р. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 2, с. 259.
3 Майоров В.И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право, 2016, т. 1, № 3, с. 46-51.
же результаты проводимых ранее исследований, касающихся имиджа органов внутренних дел.
Исследование проводилось в Кировской области, в период с 01.07 по 31.07.2017 г. методом уличного формализованного интервью. Согласно данным Кировстата численность постоянного населения области на начало 2017 г. составляла 1291,7 тыс. человек. Для расчета объема выборочной совокупности мы использовали онлайн-калькулятор «Soconline.ru». При заданных параметрах доверительной вероятности в 95% и доверительного интервала +/- 5% с учетом объема указанной генеральной совокупности объем выборочной совокупности составил 380 человек.
Выборка квотирована по полу и возрасту. Половина респондентов от общей численности выборки (200 человек) опрашивалась в областном центре, 50 человек (13,2%) - в г. Кирово-Чепецке, 40 человек (10,5%) - в г. Слободском, 30 человек (7,9%) - в г. Котельниче и по 20 человек (5,3%) - в гг. Омутнинске, Уржуме, Вятских Полянах. Сформированная выборка охватывает все категории населения по полу, возрасту и месту проживания.
Один из вопросов касался критериев оценки деятельности полиции. В качестве главных критериев оценки деятельности полиции респонденты отметили «оказание помощи населению по любым вопросам» и «обеспечение общественного порядка на улицах». В рейтинге критериев оценки деятельности полиции респондентами эти показатели заняли первое и второе места. Исходя из этого, можно сделать вывод, что население ожидает от полиции большего, чем реально входит в ее функционал. Больше половины респондентов (55,5%) отметили, что сотрудники полиции должны оказывать помощь населению по любым вопросам, а не только по вопросам правопорядка.
Рассмотрим другой показатель. При планировании исследования мы предполагали, что отношение к различным видам служб полиции у населения неодинаковое. Для проверки этого предположения в анкете был сформулирован отдельный вопрос. Наиболее отрицательное отношение населения выявлено к таким подразделениям, как патрульно-постовая служба, дорожно-патрульная служба и участковые. Эти подразделения чаще всего контактируют с населением. То есть сотрудники именно этих служб осуществляют непосредственное личное взаимодействие с гражда-
нами, его можно условно назвать «повседневным». При этом такие подразделения, как руководство МВД, подразделение экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделения собственной безопасности, имеют более высокую положительную оценку населения. Это связано со спецификой деятельности указанных подразделений. Они дистанцированы от населения, характер взаимодействия носит специфическую ситуативную направленность. Отдельно отметим, что такое подразделение, как дежурная часть полиции, имеет более высокую оценку отношения населения к нему. На наш взгляд, это также связано с формой взаимодействия, которая опосредована и формализована инструкциями.
Определяя состояние образа современного полицейского, респонденты по-разному оценивают предлагаемые характеристики. Так, недостаточными, по мнению жителей региона, у сотрудников полиции являются: уровень образования (54,2%), культурный уровень (57,9%), профессионализм (60,8%), гуманизм (48,9%), честность (61,1%). Остальные участники опроса соответственно оценивают указанные характеристики как «приемлемо» и «вполне достаточно», т.е. дают нейтрально-положительную оценку.
Для получения более объективной и расширенной картины имиджа сотрудника полиции обратимся к вторичным данным. Так, на основании результатов исследования Ю.Н. Ма-заева можно сделать следующие выводы:
1) люди, знакомые с органами внутренних дел и их сотрудниками через средства массовой информации и не имеющие личного опыта взаимодействия и общения с правоохранительными органами, более положительно относятся к полиции;
2) люди, дистанцированные от деятельности ОВД (люди предпенсионного и пенсионного возраста, домохозяйки, учащиеся и студенты, жители сельской местности), также более благосклонны к сотрудникам правопорядка;
3) функциональные качества выходят на первый план при оценке положительного образа сотрудника1.
1 См./ Мазаев Ю.Н. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о милиции // Социологические исследования, 2004, № 2, с. 106-115.
Согласно результатам социологического исследования А.В. Жернового и В.В. Глухова «Взаимодействие граждан и полиции» основными причинами неудовлетворенности граждан работой сотрудников полиции являются невнимательное и грубое отношение к обращающимся к ним гражданам, неоперативность реагирования, небескорыстное исполнение полицейскими своих обязанностей1. По данным рассматриваемого исследования не удовлетворены работой полиции 70% граждан. При этом 46% респондентов считают, что полиция им не поможет, а треть респондентов рассматривает обращение в полицию как стрессовую ситуацию.
Обобщим полученные данные. Итак, сотрудники подразделений, осуществляющие повседневное непосредственное взаимодействие с гражданами, испытывают более негативное отношение со стороны общественности. После приобретения гражданами личного опыта общения с полицией их отношение к ней ухудшается, доверие снижается, ситуация общения воспринимается как стрессовая. При этом в сознании индивидов обнаруживаются конкретные качества сотрудников полиции, не удовлетворяющие граждан: их культурный уровень, уровень гуманизма, профессионализма и пр. Следовательно, в ходе непосредственных контактов ожидания граждан в отношении полиции часто не оправдываются.
СМИ часто внедряют в сознание граждан образы, не связанные или мало связанные с реальной жизнью правоохранительных органов. По телевидению в многочисленных сериалах показывают активность полиции: погони, стрельбу, драки, выслеживание, специальные мероприятия, сложную, часто вымышленную работу экспертов, а на деле, когда граждане сталкиваются с реальными действиями органов правопорядка, обнаруживаются волокита, расспросы, бюрократизм. Ко всему этому граждане, впервые обратившиеся в полицию, оказываются не готовы. Как следствие социальные ожидания граждан не оправдываются. Часто они не оправдываются даже в том случае, когда полиция раскрыла преступление и/или возместила ущерб.
Следует отметить, что каналов и источников распространения негативных форм отношения к сотрудникам полиции множество. Существует целый спектр причин, укорененных в
1 См./ Жернова А.В., Глухов В.В. Взаимодействие граждан и полиции: состояние и перспективы // Социологические исследования, 2013, № 7, с. 110-114.
социальной структуре, специфике менталитета, косвенно определяющих возможность формирования негативного отношения к полиции. Мы намеренно абстрагируемся от всего этого множества, чтобы сосредоточиться на личных, непосредственных взаимодействиях граждан и полиции.
Работа сотрудников правоохранительных органов предполагает многочисленные контакты с населением, и от того, как и в какой форме протекает это взаимодействие, в существенной мере зависит, с одной стороны, эффективность деятельности стражей порядка, с другой - их имидж. Работа полиции определяется не только формальными правовыми предписаниями, но неформальными социальными ожиданиями. Исследование показало несоответствие между установленным и нормативно закрепленным функционалом полиции и социальными ожиданиями индивидов. Не оправдывающиеся социальные ожидания, связанные с контактами с полицейскими, приводят к изменению личного отношения к ним, закрепляют негативные социальные стереотипы, ухудшают общественное мнение о деятельности органов правопорядка.
«Традиционной точкой зрения (во многом принадлежащей носителям негативных оценок) является то, что данное отношение представляет собой результат непосредственной оценки действий сотрудников полиции, производимой людьми, по каким-то причинам контактировавшими с ними. Эта позиция предполагает, что в отрицательной оценке виноваты сами работники полиции»1. Отчасти это обусловлено переносом на обычных граждан тех форм общения сотрудников полиции, которые они практикуют взаимодействуя с криминальными элементами. Это происходит по привычке, не всегда осознанно, но граждане это чувствуют, быстро дешифруют поступающие вербальные и невербальные сигналы и маркируют это обстоятельство как отягощающее социальное взаимодействие с органами внутренних дел.
Выход из этой ситуации видится следующий. Практически во всех организациях, в том числе и в ОВД, контактировать со средствами массовой информации могут только представители пресс-центра. Они на это уполномочены и
1 Копцов С.В. Негативное отношение к сотрудникам полиции в общественном мнении: сущность, причины, направления противодействия проблеме // Человек. Общество. Инклюзия, 2015, № 4, с. 32.
умело это делают с учетом характеристик и ожиданий представителей журналистского сообщества. Фактически имидж полиции формируется на всех уровнях его существования: мифологическом, виртуально-стереотипном, предметном. Следовательно, не только представители отделов информации и связей с общественностью, руководители МВД формируют имидж, но и каждый отдельный сотрудник выступает как носителем этого имиджа, так и тем, кто его формирует. Отсюда там, где осуществляются непосредственные контакты, взаимодействовать с гражданами должны подготовленные для этого сотрудники. Например, в составе патрульно-постовых нарядов или следственно-оперативных групп должны быть сотрудники, специализирующиеся на взаимодействии с добропорядочными гражданами, понимающие их ожидания, представления, умеющие проявлять необходимую эмпатию, терпеливо объяснять необходимость формальных процедур, связанных с тем или иным происшествием. Таким образом эти сотрудники будут вносить вклад в формирование положительного имиджа полиции, улучшение общественного мнения о ней.
Подобный подход не обязателен для прослойки населения, которая характеризуется отрицательным отношением к представителям силовых структур и повышенной вероятностью нарушения правовых норм, речь идет, например, о представителях криминальной субкультуры. Потенциальная готовность к нарушению правовых норм и последующему наказанию формирует у таких индивидов ожидание конфликтного взаимодействия с сотрудниками полиции, а навыки такого взаимодействия у сотрудников полиции, как правило, имеются.
Отдельная проблема - как снизить в обществе предрасположенность к нарушению правовых норм. Ведь чем сильнее в нем тенденция формирования отрицательного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, тем с большей вероятностью члены общества станут рассматривать конфликт «полицейские - преступники» как конфликт «мы -они», а такой вариант наименее приемлем.
Формируемый имидж на предметном (конкретном) уровне, с одной стороны, должен соответствовать прямому предназначению полиции и ее сотрудников в обществе, а с другой - обеспечивать работу полиции в условиях общественной поддержки и понимания населением сути и функцио-
нального предназначения современной полиции. Добиться этого игнорируя социальные ожидания граждан в отношении полиции, невозможно. Описанное направление формирования имиджа может быть в будущем включено в общую информационную стратегию МВД России. Оно создаст существенное препятствие для трансляции отрицательного опыта взаимодействия с представителями полиции, негативной субъективной оценки их деятельности и морального облика сотрудников.
Следует различать тех, кто прошел криминальные формы социализации, и тех, кто относится к законопослушной части населения и вместем с тем является представителем общества массового потребления со сформированной установкой - клиент всегда прав.
Из этого можно сделать вывод, что при формировании имиджа сотрудника полиции необходимо особое внимание обращать на поведение и характер информационно-коммуникативного взаимодействия при непосредственной работе с гражданами. Предлагаемые меры не исчерпывают все проблемы имиджа полиции ввиду комплексного характера имиджа и всего, что с ним связано, тем не менее они будут способствовать развертыванию более конструктивного социального диалога между правоохранительными органами и населением.
Передня Д.Г., Захаров Д.В. Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан. В статье рассматривается влияние на имидж органов внутренних дел непосредственных взаимодействий полиции с гражданами. В основу представлений об этих взаимодействиях положены результаты авторского эмпирического исследования, а также вторичные данные. Описана тенденция к ухудшению имиджа полиции после опыта общения граждан с правоохранительными органами, в основе которой лежат неоправдавшиеся ожидания индивидов. Преодолеть эту ситуацию возможно путем специализации сотрудников и адаптации их уровня коммуникативной подготовленности к социальным ожиданиям граждан.
Ключевые слова: имидж полиции, социальные ожидания, общественное мнение.
Perednya D.G. Zakharov D.V. Image of police officers through a set of social expectations of citizens. The article deals with the direct interaction of citizens with the police and their influence on the image of the police. Information on these interactions was obtained with the help of author's empirical research, as well as secondary data. The article describes the tendency to deteriorate the image of the police after the experience of communication of citizens with law enforcement agencies. This trend is based on the unjustified expectations of individuals. Overcoming this situation can be through the specialization of police officers and the adaptation of their level of communicative readiness to the social expectations of citizens.
Keywords: image of the police, social expectations, public opinion.