Научная статья на тему 'О готовности органов внутренних дел к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере'

О готовности органов внутренних дел к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / LAW ENFORCEMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / POLICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лащёнов Михаил Сергеевич

В статье отражены результаты эмпирического исследования организационной готовности органов внутренних дел к формированию системы социального партнёрства в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The readiness of the internal affairs bodies in the formation of social partnership in the field of law enforcement

The article presents the results of empirical research of organizational readiness of internal affairs for the formation of the system of social partnership in the field of law enforcement.

Текст научной работы на тему «О готовности органов внутренних дел к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере»

М.С. ЛАЩЁНОВ заместитель начальника следственного отдела МО МВД России «Красносулинский» Ростовской области'

О готовности органов внутренних дел к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере

Развитие современных тенденций гражданской активности, усложнение и изменение социальной среды, в том числе и в той её части, которая генерирует преступное поведение, сопровождается возрастающими требованиями к содержательной деятельности органов внутренних дел, вынуждает их адаптироваться. Игнорирование и невосприятие этих процессов лишь усугубляет диссонанс во взаимоотношениях с гражданским обществом, может спровоцировать неконтролируемый рост недовольства и социальной напряженности в обществе. В то же время череда реорганизационных мероприятий в правоохранительной сфере, отражающих реакцию органов внутренних дел на происходящие изменения, больше походит на имитацию деятельности, чем на планомерную реализацию достижительной (адаптационной) стратегии, поскольку не даёт ощутимого эффекта и не способна оказывать упреждающего воздействия на стабилизацию правоохранительной ситуации1. Индекс доверия граждан правоохранительным структурам существенно не меняется, остается низким и одним из часто исследуемых критериев социальной стабильности2. Значительно возрастает степень неудовлетворенности граждан уровнем общественной безопасности, заставляя проявлять

* Лащёнов Михаил Сергеевич, e-mail: Laschenov.m@mail.ru

1 См.: Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социс, 2012, №12, с. 23-37; Заславская Т.А. Поведение массовых общественных групп как фактор трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2000, № 6, с. 14-19.

2 Общественное мнение - 2014. «От мнения - к пониманию. Аналитический центр Ю. Левады. М., 2015.

естественную активность посредством создания различных гражданских движений, волонтерских и молодежных организаций, деятельность которых направлена на решение общезначимых проблем в правоохранительной сфере1.

Ряд исследователей социального партнерства (Н.А. Андреев, В.Б. Коробов и О.В. Филимонов)2 считают, что система органов внутренних дел в настоящее время достигла организационных пределов своего совершенствования и дальнейшее её развитие возможно лишь за счёт увеличения масштабов инновационной деятельности и воспроизводимых ресурсов (знаний, информации, информационных технологий и т.д.), а также смещения акцентов управления в сторону социально ориентированной деятельности правоохранительных субъектов. Сложно не согласиться с выводами ученых, особенно в свете современной экономической ситуации, порождающей ограниченное финансирование правоохранительных органов и сокращение численности личного состава органов внутренних дел, при одновременном развитии современных информационных технологий и возрастающей активности граждан в правоохранительной сфере. Проявляемые тенденции в совокупности с мировой практикой указывают на необходимость увеличения информационной открытости, создания действенной системы форм и механизмов выявления, учёта и согласования интересов граждан в правоохранительной сфере и т.п. Более того, сегодня невозможно позиционировать Россию на международной арене в качестве сильного современного государства, обеспечивая общественную безопасность, уповая на «раздутую» штатную численность сотрудников органов внутренних дел и используя исключительно полицейские методы деятельности. Важнее всего продемонстрировать способность обеспечить не менее значимый уровень безопасности количественно меньшим персоналом, но посредством грамотного выбора стратегических партнёров (за счёт консолидации совместных усилий) и применения инновационных технологий, в том числе коммуникативного характера. В этой связи формирование социального партнёрства в правоохранительной сфере

1 См.: Никольская П., Туманов Г., Телехов М. Гражданские патрули в России: акт социального отчаяния или зарождение гражданской активности. СПб., 2015.

2 См.: Андреев Н.А., Коробов В.Б., Филимонов О.В. Социальное партнёрство в правоохранительной сфере. М., 2016.

вполне отвечает современным требованиям инновационного развития органов внутренних дел и воспринимается как «си-нергетическое взаимодействие интеллектуально-личностных компетенций»1. Его формирование объективно вытекает из необходимости обеспечения новой социально ориентированной модели управления и должно рассматриваться как одно из приоритетных направлений ведомственной политики. Обновлённый вариант взаимодействия органов внутренних дел с сознательной и активной частью общества приведёт к множеству позитивных изменений в деле преодоления преступности и повышения уровня общественной безопасности. Снизится социальная напряженность в среде сотрудников правоохранительных органов, повысится их удовлетворенность своим трудом, улучшится имидж полиции, который в настоящее время находится на не вполне приемлемом уровне. Улучшится система гражданского контроля за правоохранительной деятельностью.

В то же время, казалось бы, востребованная на современном этапе идея социального партнёрства, провозглашенная в качестве целей деятельности органов внутренних

2

дел на государственном уровне , довольно сложно вживается в ткань правоохранительных отношений, не позволяет говорить о его планомерном (беспрепятственном) и целенаправленном формировании. Возникает резонный вопрос о готовности ведомства к подобным изменениям, к формированию новых моделей управления в условиях существующих институциональных преобразований. Ведь если сотрудники организации и организация в целом не готовы к партнёрству, то вероятность неудач в реализации преобразований достаточно высока. Поэтому организационная готовность к изменениям является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность проводимых преобразований. Контент-анализ научной литературы по проблеме проведения организационных преобразований позволил сделать выводы об отсутствии единой теоретико-методологической концепции, которая бы позволила оце-

1 См.: Васин В.А., Миндели Л.Э. Национальная инновационная система в социально-экономическом пространстве. М., 2011, с. 52.

2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/19653; Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Текст] // Принят Государственной Думой 28 января 2011 года.

нить состояние организационной готовности ведомства к изменениям. В подавляющем большинстве исследований1 уровень организационной готовности к изменениям определяется без привязки к какой-либо определенной теории и включает в себя самые разнообразные факторы и критерии готовности. Чаще всего исследователями в качестве характеристик организационной готовности указывались структура организации и важность отдельных факторов (68%), определение понятия (34%), признаки готовности и неготовности (барьеры развития) (22%), функции готовности, уровни готовности, виды готовности и т.п., упоминание которых встречается с относительной частотой от 2 до 7%. В то же время большинство специалистов сходятся во мнении о необходимости выделения индивидуальной и целостно-организационной готовности в рамках организации. При оценке состояния целостно-организационной готовности нам представляется целесообразным учитывать социальный уровень готовности, предложенный С.Ю. Ивановым, И.В. Халитовой2 и включающий социальные характеристики организации, исходя из присущих им функций. Не менее важным считаем и фактор внешнего окружения организации, позволяющий учитывать принципиально разные подходы к решению проблемы взаимодействия гражданского общества и государства. Например, А. Кох, Д. Быков, А. Лошак пропагандируют идею «развода» государства и гражданского общества3. Они выступают за выстраивание альтернативных государству институтов и структур гражданского общества и максимально возможное игнорированием ими властных структур. Мы же придерживаемся позиции инкорпорирования гражданских институтов во властные структуры, особенно на местном уровне. Полагаем, что самоорганизующиеся институты гражданского общества, желающие и способные оказывать регулирующее воздействие на состояние правоохранительной сферы, не намерены оказывать противодействия

1 См.: Четверикова Н.А. Влияние организационных изменений на социальное самочувствие работников (на примере российского энергосбытового предприятия). Дис. канд. соц. наук. М., 2014, с.182; Бизнесинформ, 2009, № 6, с. 82-84; Конев И.В. Инновационная деятельность персонала предприятия. Дис. канд. соц. наук. Белгород, 2001 .

2 См.: Государственное управление. Электронный вестник, 2015, № 49, с. 91-104.

3 См.: Петухов В.В. Гражданское общество и власть: сотрудничество или противостояние? // Вестник института социологии, 2012, № 5, с. 240-246.

планируемым преобразованиям. Тем не менее, наличие противоположных точек зрения выступает важным основанием, например, для разграничения сфер влияния и естественным образом может отражаться при оценке организационной готовности к преобразованиям.

Таким образом, анализ организационной готовности МВД России к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере мы предлагаем произвести поэтапно, оценивая следующие составляющие:

- индивидуальную готовность руководства и личного состава (стратегическое мышление, коммуникативные навыки, ценностные установки и т.п.);

- целостно-организационную готовность (осознанная руководством ведомства необходимость изменений, миссия организации, организационная культура, система управления, система мотивации персонала).

Результатом анализа будет выступать состояние, выраженное в качественных и количественных факторах, отражающих готовность (неготовность) организации к намеченным преобразованиям. При оценке готовности мы применили «идеальную» комплексную структуру организационной готовности к изменениям, предложенную И.В. Халитовой1, несколько корректируя её и отсекая лишнее, исходя из особенностей организации и характера планируемых изменений.

В целях изучения современного состояния и обобщения характеристик готовности (неготовности) МВД России к организации социального партнёрства с общественными организациями правоохранительной направленности нами в 2014-2015 гг. были проведены социологические исследования «Организационная готовность органов внутренних дел Российской Федерации к взаимодействию с институтами гражданского общества на принципах социального партнёрства». Исследование было проведено в четыре этапа.

Первый этап - подготовительные работы (знакомство с научной литературой, формирование программы исследования.

Второй этап - контент-анализ сообщений, подготовленных руководителями территориальных подразделений МВД

1 См.: Халитова И.В. Организационная готовность к изменениям: социально-управленческие механизмы и технология управления. Дис. канд.соц. наук. М., 2016, с. 142.

России по запросу Научного центра Академии управления МВД России и отражающих современную практику взаимодействия территориальных органов внутренних дел субъектов Российской Федерации с институтом гражданского общества. Проанализировано 57 сообщений руководителей МВД республик, краев, областей, автономных округов.

Третий этап - проведение экспертного опроса. В опросе принимали участие 12 экспертов по вопросам формирования социального партнёрства в правоохранительной сфере: ученые (эксперты-теоретики), руководители территориальных ОВД, представители общественности (председатели ОС при МВД).

Четвертый этап - анкетный опрос слушателей очной и заочной форм факультета подготовки руководителей территориальных ОВД Академии управления МВД России (N=287).

Для сверки результатов собственного исследования использовались данные из 35 литературных источников, предметом которых было изучение взаимоотношений общества и полиции: статьи по результатам исследований, диссертационные работы, рекомендации ВНИИ МВД России1, Научного цента Академии управления МВД России2 и т.п.

Результаты исследования позволили предложить типологию сотрудников органов внутренних дел по критерию готовности к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере: новаторы (32%), проявляющие уверенность в необходимости взаимодействия с институтами гражданского общества, инициативность и осознанное желание совместных действий по осуществлению планов развития социального партнёрства и реализации правоохранительных программ; модернисты (24%), одобряющие взаимодействие с институтами гражданского общества, но придерживающиеся консервативных убеждений в необходимости сохранения директивного стиля управления, самостоятельности в принятии решений и т.д.; консерваторы (16%), ошибочно воспринявшие стратегию социального партнёрства как возврат к советским дружинам (принципам организации ДНД времен СССР); реакционеры (10%), выступающие противниками партнёрских отношений поли-

1 См.: Профессионал, 2013, №1, с. 42-44; Аналитический обзор ФГКУ «ВНИИ МВД России». Взаимодействие и сотрудничество граждан и органов внутренних дел: состояние и перспективы. М., 2012.

2 См.: Труды Академии управления МВД России, 2015, № 2(34), с. 9-17.

ции с институтами гражданского общества, приверженцы исключительного доминирования государства и государственных структур, выступающие и действующие вопреки предлагаемым преобразованиям.

Каждый выделенный нами тип отражает особенности восприятия и понимания роли органов внутренних дел, институтов гражданского общества и существующей взаимосвязи между ними. Новаторы и модернисты в совокупности составляют относительное большинство (56% опрошенных руководителей) и демонстрируют готовность к реализации предлагаемой формы сотрудничества, проявляют намерения по сознательному выстраиванию коммуникационных каналов с обществом. Приведенные результаты исследования свидетельствуют о наличии потенциальной возможности органов внутренних дел осуществить эффективную организацию социального партнёрства в правоохранительной сфере.

На основе редуцируемого группами коммуникативного поведения произведено описание уровней социальных коммуникаций, отражающих современное состояние практики организации социального партнёрства: партнёрство; прото-партнерство; псевдопартнёрство (квазипартнёрство); антипартнёрство. Анализ указанных уровней взаимодействия способствовал выявлению причин, препятствующих эффективному взаимодействию участников социального управления и явился основанием для систематизации факторов, препятствующих формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере. Выделено три основных барьера. Аксиологический барьер (определяется качеством профессиональных кадров и их подготовкой) - при котором существующие (доминирующие) у организатора ценности и ценностные установки приводят к дисбалансу интересов полиции и различных общественных объединений при реализации совместных проектов, затрудняют либо полностью блокируют формирование партнёрских отношений. Когнитивный (познавательный) барьер - при котором недостаточность или особенность знаний, пониманий и представлений о качествах каждого участника общения и о партнёрском взаимодействии как таковом затрудняют или блокируют нормальное общение. Организационно-управленческий барьер - отсутствие организационной структуры (системы) построения социального партнёрства и нормативно-правовой базы, обеспечивающих его функциониро-

вание и развитие в правоохранительной сфере. Наиболее важные среди них: наличие ценностных установок (ценностно-корпоративных установок) на директивный стиль управления и отсутствие необходимых коммуникативных навыков. По сути это культурологическая проблема, причины которой вытекают из организационной культуры полицейской среды, во многом объясняются корпоративными традициями, сложившимися и получившими закрепление в профессиональном правосознании сотрудников полиции. Как отметил О.В. Филимонов, «в результате апробирования и внедрения новых практик сотрудничества органы внутренних дел (полиция) смогут получить значительно больший объем информации по правоохранительной проблематике; населению же, в свою очередь, будут более понятны и принимаемы действия правоохранителей, которые могут быть даже жесткими, но оправданными потребностями решения проблем борьбы с преступностью»1.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования уровня организационной готовности показывают, что современная модель управления органами внутренних дел сохраняет в себе ряд институциональных ограничений, не позволяющих в полной мере соответствовать тем требованиям, которые предъявляет современное общество. В то же время адаптация системы органов внутренних дел в процессе функционирования к современным условиям и преобладающим в них ценностям, ресоциализация и частичная интернализация институциональных условий, планомерное формирование культурного и человеческого капитала организации, выступающие интегративным условием для успешной коммуникации и выстраивания партнерских взаимоотношений с институтами гражданского общества вместе с относительным большинством руководителей (56%), демонстрирующих готовность к реализации предлагаемой формы сотрудничества, указывают на наличие потенциальной возможности органов внутренних дел осуществить эффективную организацию социального партнёрства в правоохранительной сфере.

1 Филимонов О.В. Взаимообмен информацией между обществом и полицией и пути его оптимизации // Материалы VI международной социологической Грушинской конференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», 16-17 марта 2016 г. / Отв. ред. А. В. Кулешова. М., 2016, с. 252.

Лащёнов М.С. О готовности органов внутренних дел к формированию социального партнёрства в правоохранительной сфере. В статье отражены результаты эмпирического исследования организационной готовности органов внутренних дел к формированию системы социального партнёрства в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: социальное партнерство, органы внутренних дел, правоохранительная сфера, гражданское общество.

Lashchenov M.S. The readiness of the internal affairs bodies in the formation of social partnership in the field of law enforcement. The article presents the results of empirical research of organizational readiness of internal affairs for the formation of the system of social partnership in the field of law enforcement.

Keywords: social partnership, police, law enforcement, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.