М.М. Соболева
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются правовые основы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции России. Проанализированы направления взаимодействия институтов гражданского общества с органами внутренних дел. Рассмотрены отдельные проблемы указанного взаимодействия.
Ключевые слова: права человека, гражданское общество, полиция
Деятельность полиции сопутствует реализации значительной части прав и свобод. В связи с этим имеются определённые основания для изучения взаимодействия различных субъектов правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан относительно органов внутренних дел. [4]
Обеспечение прав и свобод граждан в узком смысловом значении направлено на создание необходимых благоприятных условий (гарантий) для самостоятельной право-мерной, качественной и полной реализации гражданами своих личных прав и свобод и является приоритетным направлением правоохранительной деятельности в условиях правовой государственности.
Деятельность в сфере указанного обеспечения неоднородна и включает следующие направления[4]:
- социальное обслуживание населения, выраженное в оказании гражданам различного рода услуг: розыск пропавших без вести лиц, помощь пострадавшим от преступлений, стихийных бедствий или несчастных случаев, информационные услуги, консультации и т.п.;
- охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, гарантирующих такие права, как право на неприкосновенность личности, право на охрану чести и достоинства, право на охрану здоровья, право на безопасный проезд на транспорте, право на безопасный отдых, право на помощь при возникновении стихий-
ных бедствий и другие субъективные права;
- обеспечение личной безопасности граждан, создающей атмосферу комфортности, состояние защищенности жизненно важных интересов граждан от внутренних и внешних угроз;
- профилактику правонарушений, осуществляемую с целью предупреждения (выявления и устранения) различных причин и условий, которые могут породить эти правонарушения, или другие препятствия для полноценной реализации гражданами своих прав и свобод.
Следствием укрепления рыночных и демократических основ современного российского общества стало интенсивное формирование в нем институтов гражданского общества и рост их влияния на различные стороны общественной жизни, включая политико-правовую сферу и правоохранительную деятельность. Однако процесс формирования в стране гражданского общества идет непоследовательно и противоречиво, что снижает возможности складывания и использования созидательного потенциала гражданского общества. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, правоохранительные органы не в состоянии сами, в одиночку, без широкой и активной общественной поддержки, противостоять преступности, сведя ее к социально терпимому уровню. Такая поддержка особенно необходима сегодня органам внутренних дел (полиции). [3]
Находящимся с середины 90-х годов XX века в стадии реформирования органам внутренних дел не удалось еще разрешить весьма острое противоречие между потребностями общества в общецивилизованном уровне безопасности и способностью органов внутренних дел, всей правоохранительной системы государства обеспечить эту безопасность.[4]
Для рассмотрения правовой основы механизма взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека обратимся к ФЗ «О полиции» (далее - Закон). В соответствии с ч.1 ст.1 указанного закона «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица)..», ч.3 ст.1 гласит: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие.. .органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав».
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О полиции» деятельность полиции направлена на защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств. Недостатком указанной статьи является отсутствие отдельного направления по защите прав и свобод граждан. Получается, что назначение полиции и направления ее деятельности в соответствии с законом не вполне совпадают. Для устранения недостатка предлагаем дополнить ст.2 п. 13 - «защита конституционных прав и свобод граждан в пределах полномочий».
Гарантированность и защита личных прав и свобод человека становится в настоящее время одной из приоритетных задач не только в рамках государства, но и на международном уровне. Социальные конфликты, экологические катастрофы и другие негативные факторы создают постоянную угрозу для жизни человека, нарушают
его неотъемлемые права, в частности, право на жизнь и неприкосновенность личности, поэтому постоянный поиск новых форм гарантированности и защиты личных прав и свобод, а также совершенствование уже созданных и функционирующих является одним из наиболее важных вопросов современности. [11]
Исследованием международных актов в сфере реализации личных прав и свобод человека, их взаимодействия с национальным законодательством, а также проблем реализации занимаются многие российские ученые - А.Н. Бабай, И.Л. Бачило, И.И. Лу-кашук и др.
По мнению некоторых ученых, сегодня в мире происходит кризис «традиционных универсалистских представлений о правах человека». Этот конфликт связан, во-первых, с попытками применения таких представлений о правах человека к религиозным меньшинствам или иным мультиэтниче-ским обществам. Второй проблемой этого конфликта является то, что общая риторика защиты прав человека сталкивается с противоречиями ее практического воплощения через применение оружия и насильственных действий.
Третьим фактором, как считают П.П. Баранов и А.И. Овчинников, является отсутствие моральности и духовности в общественной жизни. Нормативный массив все нарастает, а порядка, согласия, стабильности в общественной жизни не наблюдается [1].
Следующей проблемой являются непосредственно реализация и защита личных прав и свобод человека. Как указывает А.П. Мовчан [6], важны не только гарантии, всеобщее признание и законодательное закрепление прав и свобод, но и реальный режим их соблюдения и защиты, а для того чтобы права и свободы не оставались декларативными, необходим государственный механизм реализации международных стандартов в этой сфере. Формирование такого механизма остается одной из актуальных проблем совершенствования российского законодательства, особенно в связи с недавно принятым Федеральным законом «О полиции». [2]
Важнейшей задачей является обеспечение единства понимания и применения Федерального закона «О полиции», направленного на создание основ деятельности органов правопорядка в Российской Федерации. Необходимость повышения уровня правовой культуры населения, значительная часть которого видит в уголовном праве лишь карательное начало и не учитывает позитивного содержания норм, требует коренного изменения правового мышления работников правоохранительных органов. [8]
Законом «О полиции» предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности полиции. Полиция должна сосредоточить основные усилия на закреплении партнёрской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества, на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
В Федеральный закон «О полиции» включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах.
Кроме того, в Законе реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, а также сохраняются отечественные традиции регулирования деятельности органов правопорядка.
Например, в соответствии с положениями Декларации о полиции, принятой в 1979 году Парламентской ассамблеей Совета Европы, и рекомендациями Европейского Суда по правам человека, в новый Закон включена норма, согласно которой лица, находящиеся под стражей, должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.
Для усиления гарантий соблюдения прав и свобод человека и в соответствии с Евро-
пейским кодексом полицейской этики новым Законом предусматривается ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию. В целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" установлены полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах. Основания и условия применения оружия ограниченного поражения разработаны на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН, установлены гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника полиции. [7]
Закон «О полиции» призван соответствовать принципам правового государства, способствовать созданию системы эффективной профилактики преступлений и правонарушений, повышению уровня открытости и взаимного доверия между полицией и гражданами. По мнению генерала Сергея Булавина, «открытость формирует доверие, доверие порождает уважение, уважение ведет к содействию и помощи со стороны населения». [2] Под открытостью подразумевается не просто предоставление обществу значительного числа информации о деятельности полиции, требуется готовность к предметному диалогу, способность воспринимать от институтов гражданского общества и населения конструктивные предложения по обеспечению правопорядка.
Требования современного общества, вступивший в силу закон «О полиции» и сама идеология правоохранительной деятельности предполагают формирование новых подходов в подаче информации и коммуникации с гражданами, постоянное повышение качества их реализации за счет включения различного рода интерактивных технологий.
Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации, охране и защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан России являются[5]:
а) защита человека, его жизни, здоровья,
прав, свобод и законных интересов независимо от пола, возраста, национальности и т.д.;
б) недопущение в своей деятельности незаконных ограничений и нарушений прав, свобод и законных интересов граждан;
в) непосредственная охрана декларируемых Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан;
г) обеспечение необходимых условий реализации гражданами соответствующих видов прав, свобод и законных интересов.
Исследование проблем взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением посредством технологий связей с общественностью обусловлено принятием Федерального закона «О полиции» и формированием института полиции, деятельность которого предполагает большую информационную открытость, интенсивный информационный обмен с различными категориями общественности и установление с нею более тесных и эффективных форм сотрудничества. [9]
Стоит отметить, что каждый институт гражданского общества имеет свою специфику взаимодействия с полицией. Однако объект и задачи настоящего исследования предполагают исследование взаимодействия полиции и гражданского общества в целом. Вместе с тем считаем важным сделать акцент на тех институтах гражданского общества, которые чаще взаимодействуют с полицией в сфере защиты личных прав и свобод. На наш взгляд это, прежде всего, некоммерческие организации (НКО) и средства массовой информации (СМИ).
До настоящего времени в России отсутствуют столь необходимые концептуальные документы по государственной политике Российской Федерации в сфере защиты прав граждан, взаимодействию полиции и гражданского общества. При этом в рамках имеющихся исследований, в материалах круглых столов, конференций по исследуемой проблематике можно найти некоторые рекомендации по таким документам.
Существующая в США и других странах Запада партнёрская модель взаимодействия общества и органов внутренних дел является привлекательной и для России. Однако её
реализация требует длительной, кропотливой социальной инженерии [10].
Гражданское общество является не только саморазвивающейся системой естественно-искусственного типа, обладающей общими и специфическими признаками, но и самоуправляющейся системой, организуемой на основе принципов и методов соци-оинженерного подхода.
В связи с этим, учитывая сказанное выше, поиск модели взаимоотношений, обеспечивающей баланс интересов, является актуальной задачей. В частности, нужно выработать критерии оценки деятельности полиции общественным мнением на основе источников вневедомственной социологической информации.
В заключение можно предложить ряд направлений совершенствования механизма поддержки институтов гражданского общества:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия полиции и гражданского общества, в том числе принятие закона «О неправительственных организациях», концепций взаимодействия полиции и гражданского общества на федеральном и региональном уровне.
2. Усиление эффективности работы общественных и консультативных советов при органах внутренних дел, отход от имитационной составляющей в их деятельности.
3. Пересмотр функций и порядка формирования Общественной палаты РФ, отказ от влияния на ее формирование государства.
4. Создание благоприятных условий для правозащитных НКО для контроля за деятельностью полиции.
5. Развитие народной правотворческой инициативы, продолжение практики всенародного обсуждения законопроектов в сети Интернет.
6. Поощрение добровольческих инициатив, волонтерского движения.
7. Развитие системы государственных грантов для некоммерческих организаций, создание налоговых льгот.
8. Проведение регулярных форумов в формате «государство-гражданское общество».
9. Развитие местного самоуправления
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов П.П., Овчинников А.И. Актуальные проблемы теории правосознания и правового мышления. Ростов, 2006. С.137.
2. Булавин С.П. Оказание эффективной помощи конкретному человеку // Российская газета. 2011. 25 мая.
3. Воронкова Н.В. Социально-политические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в охране общественного порядка в современной России: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Уфа, 2007. С.4.
4. Головко А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С.4.
5. Дондоков Ц.С., Лупенко И.Ю. Особенности реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности // Вестник ЧитГУ. 2010. № 1 (58). С.68-70.
6. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. М., 1981. С.7.
7. Мухина Г.А. Федеральный закон «О Полиции» как один из гарантов защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2013. № 4. С.13.
8. Никуленко А.В. Причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2011. С.13.
9. Рецензия на монографию М.С. Ворониной, С.В. Егорышева «Взаимодействие органов внутренних дел с населением на основе технологий public relations (связей с общественностью)»// Вестник ВЭГУ 2012. № 3 . С.179-180.
10. Соколов А.Н., Сердобинцев К.С. Российское государство - регулятор взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества// Вестник Калининградского юридического института МВД России.2011. № 3. С.50.
11. Шафикова Е.Н. Проблемы Взаимодействия международного и национального права в области реализации и защиты личных прав и свобод. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 28 (161). С.27-29.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ). Макет учебного уголовного дела: учебно-практическое пособие / [Ф.К. Зинну-ров и др.]; под ред. док. педагог. наук, доцента Ф.К. Зинну-рова. - Казань: КЮИ МВД России, 2014. - 290 с.
Настоящее учебно-практическое пособие представляет собой макет уголовного дела по факту преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Данное пособие является наглядным примером составления процессуальных и иных документов, находящихся в уголовном деле при расследовании квартирной кражи с момента его возбуждения до направления прокурору с обвини-тельным заключением.
Фабула, все личные данные участников уголовного судопроизводства, события, время и иные сведения специально разработаны авторским коллективом для учебно-практического пособия, любое сходство является совпадением.
Данное учебно-практическое пособие предназначено для курсантов, студентов и слушателей, обучающихся в юридических вузах, преподавателей, а также сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих предварительное расследование.
ДЕЛО
КРАЖА. СОВЁРШВ H ЦДЛ ШлШшым [ 114)1 ШУТТОШЧ ПТЕ\Г ПТКИПИЩН (:: ■■M.L^-r. 1ДКУКГФ)