Научная статья на тему 'О взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека в России'

О взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2139
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское общество полиция права человека / civil society the police human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соболева Мария Михайловна

Раскрываются основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Приводятся рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия полиции и гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соболева Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INTERACTION BETWEEN THE POLICE AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE SPHERE OF PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS IN RUSSIA

Describes the basics of cooperation between the police and civil society institutions. Gives recommendations on improving the mechanism of interaction police and civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «О взаимодействии полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод человека в России»

М.М. Соболева,

Санкт-Петербургский университет МВД России

о взаимодействии полиции и институтов

гражданского общества в сфере защиты прав и свобод

человека в россии

about interaction between the police and civil society institutions in the sphere of protection of

rights and freedoms in russia

Раскрываются основы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества. Приводятся рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия полиции и гражданского общества в России.

Describes the basics of cooperation between the police and civil society institutions. Gives recommendations on improving the mechanism of interaction police and civil society in Russia.

Понятие «гражданское общество» в настоящее время является одним из центральных в современной социологии, политологии, культурологии и юридической науке и имеет, несомненно, как теоретическое, так и практическое значение. Категория «гражданское общество» служит ключевым моментом в исследовании всего комплекса отношений современного общества и государства [3]. При этом высказываются самые разные точки зрения по поводу сущности гражданского общества.

ционировать без прямого вмешательства государства. Гражданское общество обладает функцией т.н. «гражданского контроля» по отношению к государству. Недопустимы крайние формы противопоставления государства и гражданского общества, нельзя говорить и о его отсутствии в России.

Стоит отметить, что каждый институт гражданского общества имеет свою специфику взаимодействия с полицией. Вместе с тем автор считает важным сделать акцент на тех из них, которые чаще взаимодействуют с полицией в сфере защиты прав и свобод. По мнению автора, это, прежде всего, некоммерческие организации (НКО) и средства массовой информации (СМИ).

Гражданское общество не заменяет государство, не является по отношению к нему в полной мере управляемой системой или субъектом управления. Это две взаимообусловленные сложные социальные системы. Государство может создавать благоприятные условия для деятельности гражданского общества, формировать правовую базу его деятельности, оказывать поддержку его институтам. В свою очередь, гражданское общество может функ-

Применительно к органам внутренних дел государственная политика в сфере защиты прав граждан должна акцентировать внимание на группе личных прав, ибо они в большей степени связаны с деятельностью полиции. Так, правозащитная деятельность должна осуществляться с учетом нормы, закрепленной ч. 1 ст. 49 Консти-

туции РФ, где достаточно полно и четко представлен принцип презумпции невиновности в форме, которая вполне отвечает общепризнанным нормам, содержащимся в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) [1].

Автор считает возможным предложить следующие конституционно-правовые принципы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества:

- демократический государственный строй;

- приоритет прав и свобод человека;

- принцип разделения властей;

- свобода экономической деятельности;

- осуществление деятельности полиции на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;

- принцип открытости и публичности в деятельности полиции;

- принцип информирования о деятельности полиции;

- принцип общественного доверия и поддержки граждан.

Первые четыре принципа характеризуют взаимодействие гражданского общества и государства в целом, остальные конкретизируют взаимодействие с полицией.

Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением весьма подробно освещались в зарубежных изданиях. Вопросы соблюдения, обеспечения, защиты прав человека в деятельности полиции (милиции, органов внутренних дел) зарубежных стран также исследуются в российских и зарубежных исследованиях. Однако многие вопросы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека освещены достаточно поверхностно и бессистемно.

Международные неправительственные организации при содействии ученых и представители полиции разных стран разрабатывают желаемые образцы поведения полицейских и издают основанные на справедливости и естественно-правовой концепции правила поведения сотрудников полиции по обеспечению прав человека. Эти декларации и рекомендации формально не имеют обязательной силы для государств, однако во многих случаях они воздействуют на международную и национальную полицейскую деятельность в сфере прав человека, усиливая договорные положения или намечая конкретные пути осуществления на практике международных стандартов, дают концептуальные направления для разработки документов, имеющих обяза-

тельную юридическую силу, и тем самым содействуют созданию норм обычного или «мягкого» права. В системе полиции зарубежных стран организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества.

Проведенный автором анализ опыта взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека позволил выделить страны ЕС как имеющие наиболее приемлемый для заимствования опыт в организации исследуемого взаимодействия. Наиболее интересен в этом отношении опыт ФРГ.

На основе обобщения имеющегося зарубежного опыта автор считает необходимым:

- разработку четких принципов взаимодействия полиции и гражданского общества, введение их в ФЗ «О полиции», доведение их сути через работу образовательной системы МВД до каждого сотрудника;

- создание в полиции по аналогии с зарубежными странами органов, координирующих взаимодействие с институтами гражданского общества, общественные советы не способны эффективно решать указанную задачу;

- переход полиции к функции обслуживания населения, минимизация «армейского» образца в ее деятельности;

- проведение пилотных проектов взаимодействия полиции и институтов гражданского общества, их освещение в СМИ и распространение повсеместно.

В связи с этим стоит указать на то, что нормы ФЗ «О полиции» содержат крайне общие положения о защите прав человека. Это препятствует пониманию сотрудниками полиции значимости защиты конкретных прав и свобод граждан.

Ранее имевшийся позитивный опыт взаимодействия ОВД и гражданского общества во многом утрачен. Проводимая реформа полиции, призванная вовлечь институты гражданского общества в контроль над полицией, пока далека от завершения. К сожалению, полиция пока не контролируется обществом в должной мере. Для исправления ситуации, на наш взгляд, необходимо принятие программного документа о взаимодействии полиции и гражданского общества, широкое вовлечение граждан в содействии полиции, проведение соответствующей информационной кампании, подготовку полицейских к взаимодействию с населением.

Развитие полиции на современном этапе характеризуется последовательной интеграцией в систему демократического государства и гражданского общества. Данный процесс,

определяемый автором как демократизация органов полиции в широком значении, в содержательном плане состоит из трех самостоятельных направлений-процессов: демократизации в узком значении, гуманизации и социализации органов полиции.

Постановка вопроса о налаживании взаимодействия с общественностью актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Специфика здесь проявляется в том, что работа сотрудников ОВД организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины, устанавливаемых применительно к воинским формированиям; действующее законодательство определяет при этом особый порядок прохождения службы, предусматривает специальный перечень обязанностей, правоограниче-ний, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга. А для этого требуется особый профессионализм.

Целесообразно рассматривать взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в более широком контексте взаимодействия общества и государства. Например, в США полицейская система представляет собой четвёртую власть или иной государственный механизм, так как полиция США сочетает в себе признаки как исполнительной власти, так и законодательной и судебной. Полицейские департаменты больших мегаполисов имеют право издавать различного рода правила, распоряжения и т.д., также в них имеются собственные суды, выносящие судебные решения по мелким правонарушениям. Некоторые шефы полиции (в Нью-Йорке, Вашингтоне) и шерифы избираются на данные посты всенародным голосованием. Сущностной характеристикой полиции в США является именно ее система, относительно обособленная от государственной власти. В настоящее время органы внутренних дел Российской Федерации могут рассматриваться именно как элемент государственной власти.

Существующая в США и других странах Запада партнёрская модель взаимодействия общества и органов внутренних дел является привлекательной и для России. Однако её реализация требует длительной, кропотливой социальной инженерии.

Органы внутренних дел при осуществлении своих полномочий непосредственно и тесно контактируют с гражданами. Деятельность этих органов сопутствует реализации значительной ча-

сти личных прав и свобод. В связи с этим имеет определённые основания изучение взаимодействия различных субъектов правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан [3].

Деятельность органов внутренних дел в указанной сфере неоднородна и включает следующие направления [3]:

- социальное обслуживание населения, выраженное в оказании гражданам различного рода услуг: розыск пропавших без вести лиц, помощь пострадавшим от преступлений, стихийных бедствий или несчастных случаев, информационные услуги, консультации и т.п.;

- охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, гарантирующие право на неприкосновенность личности, право на охрану чести и достоинства, право на охрану здоровья, право на безопасный проезд на транспорте, право на безопасный отдых, право на помощь при возникновении стихийных бедствий и другие субъективные права;

- обеспечение личной безопасности граждан, создающее атмосферу комфортности, состояние защищенности жизненно важных интересов граждан от внутренних и внешних угроз;

- профилактику правонарушений, осуществляемую с целью предупреждения (выявления и устранения) различных причин и условий, которые могут породить эти правонарушения или другие препятствия для полноценной реализации гражданами своих прав и свобод.

В Федеральный закон «О полиции» включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах.

Кроме того, в законе реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, а также сохраняются отечественные традиции регулирования деятельности органов правопорядка.

В рамках совершенствования взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека в России следует разработать и принять концептуальные документы по государственной политике Российской Федерации в сфере защиты прав граждан, взаимодействия полиции и гражданского общества

Необходимо также совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции: увеличение объема часов по изуче-

нию соответствующих тем курса конституционного права России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка «Российский газеты». — 1999. — Вып. 22— 23.

2. О полиции: Федеральный закон от 7.02.2011 г. №3-Ф3 // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

3. Гаврилов А. В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия: автореф дис. ... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2007.

4. Головко А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граж-

дан: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д., 2000.

REFERENCES

1. Mezhdunarodnyiy pakt o grazhdanskih i po-liticheskih pravah (Nyu-York, 19 dekabrya 1966 g.) // Bibliotechka «Rossiyskiy gazetyi». — 1999. — Vyip. 22—23.

2. O politsii: Federalnyiy zakon ot 7.02.2011 g. № 3-FZ // SZ RF. — 2011. — № 7. — St. 900.

3. Gavrilov A. V. Gosudarstvo i grazhdanskoe obsch-estvo: fUnktsionalnyiy analiz vzaimodeystviya: avtoref dis. ... kand. yurid. nauk. —N. Novgorod, 2007.

4. Golovko A.V. Vzaimodeystvie organov vnutrennih del s drugimi sub'ektami pravoohranitelnoy sistemyi v sfere obespecheniya prav i svobod grazhdan: voprosyi teo-rii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Rostov n/D., 2000.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Соболева Мария Михайловна. Адъюнкт кафедры конституционного и международного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: afeena@mail.ru

Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1.

Soboleva Maria Mikhailovna. Post-graduate of the chair of Constitutional and International Law. Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Work address: 198206, Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilutova Str., 1.

Ключевые слова: гражданское общество; полиция; права человека.

Key words: civil society; the police; human rights.

УДК 342.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.