Научная статья на тему 'Социальное партнёрство в правоохранительной сфере'

Социальное партнёрство в правоохранительной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
818
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / FIGHT AGAINST CRIME / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / LAW ENFORCEMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лащенов Михаил Сергеевич

Статья посвящена проблемам взаимодействия институтов гражданского общества, становлению системы социального партнерства в правоохранительной сфере, механизму объединения общества в противодействии преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership in the law enforcement

The article is devoted to problems of interaction between civil society institutions, the establishment of a system of social partnership in law enforcement, the mechanism of association society in combating crime.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство в правоохранительной сфере»

М.С. ЛАЩЕНОВ адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России*

Социальное партнёрство в правоохранительной сфере

Современное российское общество переживает перемены, которые затрагивают все стороны нашей жизни, все сферы жизнедеятельности граждан. В условиях построения правового демократического государства меняется общество, функции государства, меняются взгляды на понимание различных проблем общественной жизни. С принятием Федерального закона №3-Ф3 «О полиции»1 переосмыслены базовые основы полицейской деятельности, изменившие взаимоотношения органов внутренних дел Российской Федерации и граждан с доминантной модели на партнёрскую. Этим же нормативно-правовым актом впервые в качестве принципов правоохранительной деятельности государства введены общесоциальные ценности, устанавливающие охрану жизни, здоровья, прав и свобод граждан в качестве самостоятельного объекта полицейской защиты, вменяя в обязанность полиции незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в её защите.2 Происходящие изменения оказывают огромное влияние на процесс реформирования правоохранительной деятельности, ориентируя её на развитие и повышение качества социального взаимодействия, создание новой системы безопасности, позволяющей эффективно противостоять преступности в современных условиях.

Начавшись ещё в середине 90-х г. прошлого века, период реформирования системы министерства внутренних дел Российской Федерации оказался непоследовательным и противоречивым. По своей сути, реформа органов внутренних дел была направлена на

* Лащёнов Михаил Сергеевич, e-mail: Laschenov.m@mail.ru

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Принят Государственной Думой 28 января 2011 года. Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года // Российская газета. Федеральный выпуск 5401. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.html.

См.: раздел 2 п.2.1. Государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р) / Собрание законодательства Российской Федерации, 18.03.2013. № 11. Ст. 1145. Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/80/81/60/646/plan.pdf.

кардинальное повышение эффективности работы за счет правовой, организационно-управленческой, профессиональной и социальной составляющей. Последняя выражалась не только в обеспечении достойной социальной защиты сотрудников, но и в воссоздании и развитии системы социальных связей формирующегося в структуре органов внутренних дел института полиции с гражданским обществом и населением. Необходимость такого взаимодействия уже ни у кого не вызывала сомнений, однако, механизмы построения социальной модели, обеспечивающей взаимосвязь государственных и общественных способов реагирования на правоохранительные проблемы, не имели однозначной позиции и сдерживали процесс реформирования.

Основной предпосылкой партнёрства между полицией и обществом является объективная необходимость повышения уровня вовлеченности населения и структур гражданского общества в процесс обеспечения безопасности и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на вокзалах и других общественных местах, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку полиция, в условиях значительного сокращения численности личного состава органов внутренних дел и не снижающегося уровня преступности, проективно может не справиться с решением этой задачи собственными силами. В условиях возрастающей сложности и качества совершаемых преступлений органы внутренних дел вынуждены изыскивать резервы (ресурсы) для поддержания безопасной и комфортной социальной среды. Существенным подспорьем в деле борьбы с преступностью могли бы стать граждане, объединенные в различные общественные формирования правоохранительной направленности. Однако это должна быть не директивная организация различных общественных формирований для борьбы с правонарушениями, а система комплексного планирования социальной профилактики правонарушений, подразумевающая активную форму стимулирования и мотивации подобной деятельности. Механизмы такого социального партнёрства должны формироваться и развиваться «в конкретном правовом поле, нормативно закрепляющем приоритет прав и свобод человека, демократические ценности, социальные ориентиры в управлении правоохранительными отношениями»1. Успешным примером законодательного регулирования социального партнёрства в правоохранительной сфере является закон о профилактике наркомании в Санкт-Петербурге2, регулирующий взаимодействие правоохрани-

1 Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое мышление в управлении правоохранительной сферой. М., 2013, с. 156.

2 Закон Санкт-Петербурга от 7 сентября 2011 г. (ред. от 29.11.2013) «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и

тельных органов со средствами массовой информации и учреждениями социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, способствующий привлечению негосударственных, общественных организации и граждан к деятельности по профилактике наркомании. Достойного внимания заслуживает комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 гг.1, которая заложила основы системного, межведомственного подхода к консолидации всех государственных институтов, органов местного самоуправления, общественности, коммерческого сектора экономики, населения в целях снижения уровня преступности на территории республики. Одной из основных целей программы является вовлечение в деятельность по профилактике правонарушений и укреплению общественного порядка государственных органов, общественных формирований и населения. Системная и целенаправленная деятельность субъектов системы профилактики в рамках реализации этой программы способствовала позитивным изменениям в динамике и структуре преступности. В качестве положительных результатов необходимо отметить значительное снижение преступлений, совершенных в общественных местах, а также преступлений, совершаемых на улицах, площадях, в парках и скверах (-31,8%), уменьшению криминальной активности лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (-27,6 %), и несовершеннолетних (42,9%), сокращение количества ДТП (-6,5%), числа погибших и раненных (-3,4% и -8,6% соответственно).2 В рамках реализации программы ведется активная работа по созданию добровольных народных дружин (ДНД) и организации их деятельности, развивается молодежное правоохранительное движение, привлекаются частные охранные предприятия, с руководителями которых заключаются соглашения о взаимодействии при проведении массовых, спортивных, культурно-зрелищных и иных мероприятий, а также с сотрудниками органов внутренних дел для совместного патрулирования улиц и общественных мест.

Аналогичные организационно правовые формы профилактики правонарушений существуют в большинстве регионов Российской

психотропных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге». Режим доступа: http://www.licbb.ru/docs/reg/2.pdf.

1 Комплексная программа по профилактике правонарушений в республике Татарстан на 2011-2014 гг. Утвержденная постановлением кабинета министров республики Татарстан от 10 ноября 2010 года № 890. Режим доступа: https://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=117216.

2 В республике Татарстан принята комплексная программа по профилактике правонарушений на 2011-2014 гг. Электронный ресурс. Режим доступа https://edu.tatar.ru/upload/images/files/комплексная%20-программа%20по%20профилактике%20рт%202011 -2014.pdf.

Федерации, однако, отсутствие законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений на федеральном уровне, не позволяет им достичь единообразия и системности правового закрепления основ профилактической деятельности, что позволяет констатировать в целом об отсутствии комплексного подхода по организации эффективного противодействия криминальным процессам. Следует отметить, что некоторые позитивные шаги в этом направлении имеются уже сегодня. Например, принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»1, который регламентирует основы, принципы, формы участия, права и обязанности, границы ответственности граждан и их объединений в охране общественного порядка. Принятие в первом чтении проекта федерального закона № 421465-6 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (находится на рассмотрении в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), который фактически определяет стратегию развития системы государственной профилактики правонарушений, объединяющей усилия государственных органов и гражданского общества в части предупреждения правонарушений. В целом законодательная инициатива по созданию системы комплексного планирования социальной профилактики правонарушений несомненно свидетельствует о становлении и развитии социального партнёрства в правоохранительной сфере.

Заинтересованность и проявление инициатив со стороны общественных объединений, наличие активной позиции по вопросам противодействия и предотвращения преступлений, возможны лишь при установлении доверительных отношений между обществом и полицией. Для этого полиции необходимо «лучше интегрироваться в общество и укрепить свою легитимность посредством осуществления деятельности на основе согласования своих действий и улучшения качества оказываемых услуг. Такое партнёрство должно характеризоваться взаимной отзывчивостью и равными условиями для обоих партнёров»2. Рассматривая в качестве примера довольно частую смену ведомственных приказов по оценке деятельности ОВД, отражающих отношения законодателя к результатам изучения общественного мнения, представляется, что более важным, наряду с внесениями таких изменений в методическую часть приказов является систематическая и непрерывная деятельность служб министерства по доведению

1 Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» / Российская газета от 4.04.2014 г. № 6349.

2 Пауль Г. Выступление на встрече полицейских экспертов западноевропейского региона по работе с населением по месту жительства, Вена, 11-12 июня 2007 г. Голденберг, 2007, с. 2.

информации о результатах такой оценки, включая как негативные, так и положительные выводы до общественности. С одной стороны, этого требуют демократические принципы полицейской дея-

1

тельности , с другой стороны, в случае успешных усилий по решению проблем результаты деятельности полиции будут активизировать общественность на участие в работе полиции, а также способствовать повышению доверия и укреплению партнерства между полицией и обществом. В качестве примера процесса укрепления партнёрства можно отметить Указ президента РФ от 23.05.2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»2, превративший отчётность органов внутренних дел перед населением в форму социального контроля, упрочив взаимное воздействие ОВД и различных социальных групп.

Построение партнёрской модели предполагает не только равные права сторон, наличие общих целей и согласование интересов, но и, что не менее важно, наличие обоюдной ответственности за совместно принимаемые управленческие решения, затрагивающие интересы общества в правоохранительной сфере, при реализации этих решений. Все стороны-партнёры должны осознавать, что социальное партнёрство предполагает профессионализм и высокую ответственность за качество и полноту взятых на себя обязательств. Только при наличии указанных условий и соблюдении всех изложенных принципов возможно сделать процесс социального партнёрства эффективным и способствующим решению наибольших проблем в правоохранительной сфере.

Учитывая, что управление в правоохранительной сфере реализуется через систему сложных коммуникаций, связей, контактов, отношений между социальными субъектами (людьми, группами, бизнес-сообществами), поле их взаимного влияния как возможных партнёров заметно расширяется, усиливается совместная власть над обстоятельствами, четко определяются границы и уровни ответственности каждого, а процесс взаимодействия обеспечивает путь к стабильности и сотрудничеству. Как отметил О.В. Филимонов, «... основное количество личного состава органов внутренних дел сосредоточено в территориальных подразделениях внутренних дел, и именно там должны присутствовать социальные

1 См.: ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета от 8.02.2011 г. № 5401.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» // Российская газета от 27.05.2011 г. № 5489.

структуры...», которые, по нашему мнению, и должны выстраивать партнерские коммуникации1.

В таких условиях главная функция органов внутренних дел сводится к эффективной работе по консолидации совокупного потенциала всех субъектов социального партнёрства в борьбе с угрозами преступности. Становление системы социального партнёрства полностью либо частично избавляет органы внутренних дел от выполнения функций, которые более успешно могут быть выполнены гражданами, их объединениями и организациями, а также способствуют решению задач по укреплению духовно-нравственных ценностей и правовой культуры, созданию атмосферы непримиримости граждан к преступности. Система социального партнёрства в правоохранительной сфере усиливает (за счёт консолидации потенциала партнёров) возможности полноценного реагирования общества на любые вызовы и угрозы преступности, повышает потенциал правовой системы в целом.

Изложенное позволяет предложить своё определение социального партнёрства в правоохранительной сфере, под которым следует понимать систему форм, способов и механизмов согласования интересов специальных (ведомственных) и неспециальных социальных субъектов (партнёры по противодействию преступности), заинтересованных в минимизации правонарушений и обеспечении безопасности общества от угроз преступности, объединившихся с целью обеспечения совокупного влияния на изменения правоохранительной ситуации в обществе, в том числе и посредством принятия совместных управленческих решений, при обязательном соблюдении принципа солидарности ответственности при их реализации.

Внедрение социального партнёрства в правоохранительной сфере предполагается через создание механизма партнёрского взаимодействия, обеспечивающего конструктивную взаимосвязь государственных и общественных способов реагирования на правоохранительные проблемы, выявление наиболее благоприятных условий для его формирования, определение эффективных форм, методов и способов коммуникаций социальных субъектов в единой системе противодействия преступности, что позволит эффективно решать социальные проблемы в правоохранительной сфере.

Лащёнов М.С. Социальное партнёрство в правоохранительной сфере. Статья посвящена проблемам взаимодействия институтов гражданского общества, становлению системы со-

1 Филимонов О.В. Особенности управления социальной сферой органов внутренних дел МВД России / Труды Академии управления МВД России. 2010, № 2, с. 49.

циального партнерства в правоохранительной сфере, механизму объединения общества в противодействии преступности.

Ключевые слова: социальное партнерство, борьба с преступностью, органы внутренних дел, правоохранительная сфера, гражданское общество.

Lashchenov M.S. Social partnership in the law enforcement.

The article is devoted to problems of interaction between civil society institutions, the establishment of a system of social partnership in law enforcement, the mechanism of association society in combating crime.

Key words: social partnership, fight against crime, police, law enforcement, civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.