Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДОВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА» ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА)'

КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДОВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА» ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СКРИНИНГ / РЕКРУТИНГ / АБИТУРИЕНТ / ШКОЛА МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА / КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТРЕНИНГ / MEDIA EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SCREENING / RECRUITMENT / APPLICANT / SCHOOL OF A YOUNG JOURNALIST / COMMUNICATION MODELLING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Н.М.

Профориентационная работа с учащимися и выпускниками средних учебных заведений, осуществляемая вузами по специальности «Журналистика», обусловлена необходимостью повышения коммуникативного уровня абитуриентов, качественного рекрутинга студентов и их профессионального скрининга, заключающегося в выявлении готовности к осуществлению профессиональной деятельности в средствах массовой информации. Продуктивной формой проведения профориентационной работы сегодня выступает школа журналистики, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке образовательных услуг в России и за рубежом, набирающая большую популярность у тех учащихся старших классов, которые, испытывая интерес к профессии корреспондента, сомневаются в правильности своего выбора. Проблемной областью освещения деятельности таких школ остается методика работы с обучающимися, характеризующаяся подчеркнутой коммуникативной направленностью. Цель исследования заключается в рассмотрении технологии коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении. Материал исследования составили учебные программы и планы «Школы молодого журналиста», с 2008 г. функционирующей при Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева. Учебная документация была подвергнута структурно-содержательному анализу. На основе полученных результатов была спроектирована и подробно описана технология коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в рамках деятельности «Школы молодого журналиста», осуществляемой в процессе профориентационной работы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION MODELLING OF PROFESSIONAL SITUATIONS IN PRE-UNIVERSITY TRAINING (ON THE EXAMPLE OF THE “SCHOOL OF A YOUNG JOURNALIST” AT OGAREV MORDOVIAN STATE UNIVERSITY)

Vocational guidance work with pupils and school-leavers carried out by the universities in the specialty “Journalism”, due to the need to increase the communication level of students, quality of students recruiting and screening professional, which consists in identifying the readiness to implement professional activities in the media. A productive form of professional orientation work today is the school of journalism, which has proven itself well in the market of educational services in Russia and abroad, and is gaining great popularity among those high school students who, having an interest in the profession of a correspondent, doubt the correctness of their choice. The problem area of coverage of the activities of such schools remains the method of working with students, characterized by an emphasized communicative orientation. The purpose of the study is to consider the technology of communicative modeling of professional situations in pre-University education. The study material was compiled by the curriculum and plans of the “School of young journalist”, which has been functioning at the National Research Ogarev Mordovian State University since 2008. The training documentation was subjected to structural and content analysis. Based on the results obtained, the technology of communicative modeling of professional situations was designed and described in detail within the framework of the “School of a young journalist”, which is carried out in the process of vocational guidance work of the University.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДОВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА» ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА)»

УДК 378

ВО! 10.24147/2413-6182.2020.7(4). 922-934

!Б8И 2413-6182 вШБЫ 2658-4867

КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДОВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА» ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА)

Н.М. Фролова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (Саранск, Россия)

Аннотация: Профориентационная работа с учащимися и выпускниками средних учебных заведений, осуществляемая вузами по специальности «Журналистика», обусловлена необходимостью повышения коммуникативного уровня абитуриентов, качественного рекрутинга студентов и их профессионального скрининга, заключающегося в выявлении готовности к осуществлению профессиональной деятельности в средствах массовой информации. Продуктивной формой проведения профориентационной работы сегодня выступает школа журналистики, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке образовательных услуг в России и за рубежом, набирающая большую популярность у тех учащихся старших классов, которые, испытывая интерес к профессии корреспондента, сомневаются в правильности своего выбора. Проблемной областью освещения деятельности таких школ остается методика работы с обучающимися, характеризующаяся подчеркнутой коммуникативной направленностью. Цель исследования заключается в рассмотрении технологии коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении. Материал исследования составили учебные программы и планы «Школы молодого журналиста», с 2008 г. функционирующей при Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева. Учебная документация была подвергнута структурно-содержательному анализу. На основе полученных результатов была спроектирована и подробно описана технология коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в рамках деятельности «Школы молодого журналиста», осуществляемой в процессе профориентационной работы вуза.

Ключевые слова: медиаобразование, профориентационная работа, профессиональный скрининг, рекрутинг, абитуриент, Школа молодого журналиста, коммуникативное моделирование, тренинг.

Для цитирования:

Фролова Н.М. Коммуникативное моделирование профессиональных ситуаций в довузовском обучении (на примере «Школы молодого журнали-

© Н.М. Фролова, 2020

ста» при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева) // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7. № 4. С. 922-934. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).922-934.

Сведения об авторе:

Фролова Наталья Михайловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики

Контактная информация:

Почтовый адрес: 430005, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68/1 E-mail: nmfrol@mail.ru Дата поступления статьи: 19.02.2020 Дата рецензирования: 22.02.2020 Дата принятия в печать: 02.11.2020

1. Введение

Стремительное развитие технических средств связи привело к увеличению роли коммуникации в жизни общества. Наблюдается экспансия массовой коммуникации в механизмы регулирования экономических, политических, культурных процессов в социуме, где она выполняет не только информационную, но и инструментальную функции. Качество опосредованного взаимодействия между субъектами правовых и неправовых отношений в полной мере зависит от уровня их коммуникационных возможностей в современной цифровой среде. Феномены «цифровой экономики», «цифровой культуры», «цифровой юриспруденции», «цифровой дипломатии» включают в себя в качестве базового элемента информационно-коммуникационные технологии, выступающие способом связи между их субъектами, организации их информационного пространства, средством их дальнейших преобразований в соответствии с требованиями времени. Это означает первостепенную важность новостного сегмента массовой коммуникации как инструмента продвижения в медиасообществе, установления обратной связи различных общественных структур с широкой и целевой аудиторией.

Современный мир постоянно пребывает в движении, жизнь человека полностью подчинена динамичным новостным потокам, которые нуждаются в скоростной рецепции и быстром реагировании на контент. Они становятся регуляторами всех видов деятельности индивида в современном обществе. В связи с этим остро ощущается необходимость в качественных «трансляторах» новостной информации: корреспондентах, работниках пресс-служб, агентах гражданской журналистики, - к которым предъявляются повышенные требования в плане технической осведомленности, языковой грамотности, способности обнаруживать достойные информационные поводы, умело и осторожно эпатировать публику, рас-

крывать в нестандартной, выигрышной форме информационное ядро события, рассчитывая на определенную реакцию адресата, содействуя тем самым повышению уровня развития культурной и массмедийной среды.

Однако данные запросы общества вступают в противоречие с тем, каких специалистов по медиакоммуникациям могут предложить сегодня вузы. В одном из крупнейших вузов Поволжья - Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева - мы ежегодно сталкиваемся с проблемами рекрутинга студентов на специальность «Журналистика», которые в будущем могут себя успешно зарекомендовать в профессии. Данные проблемы имеют комплекс причин, в основном не связанных с деятельностью вуза и качеством обучения в нем, что позволяет их квалифицировать как «трудно разрешаемые» или «не разрешаемые» в процессе работы с обучающимися. Среди таких проблем можно отметить:

- низкий уровень языковой подготовки выпускников средних общеобразовательных заведений, под которым мы подразумеваем отсутствие достаточного объема знаний о системе языка, низкую степень коммуникативной грамотности и коммуникативного потенциала у абитуриентов, что ведет к неумению правильно строить развернутые высказывания, средствами языка оказывать должное воздействие на адресата (читателя, радиослушателя, телезрителя];

- ограниченность читательского опыта, культурного кругозора, что прямым образом влияет на способность к грамотной репрезентации своих мыслей, своего видения темы, события;

- отсутствие прямой заинтересованности в процессах создания и распространения новостей, декомпенсирующейся представлением о профессии корреспондента как о сравнительно легкой, а об обучении журналистике - как об относительно доступном на современном рынке образовательных услуг.

В результате преподаватели имеют дело с абитуриентами, лично-стно и коммуникативно не готовыми к обучению профессии журналиста. Лишь малая часть выпускников впоследствии уходит в СМИ, но и там результаты их работы не всегда впечатляют. Происходит закономерное падение рейтингов медиаизданий, которое В.В. Тулупов называет «катастрофическим» [Тулупов 2006: 38]. Постоянно возникают «конфликты между работодателями (издателями, владельцами СМИ], нацеленными либо на получение прибыли, либо на выполнение политического заказа, и выпускниками» [Тулупов 2006: 38], не являющимися в большинстве своем грамотными коммуникаторами. Одновременно с этим наблюдается и обратный процесс - талантливые выпускники средних общеобразовательных заведений упускают бесценное время и хорошую возможность овладеть «своей» профессией, той, к которой у них есть природные склонности и способности. Годами позже они, как правило, пробуют себя в граж-

данской журналистике, пополняя число блогеров, однако для вуза данный контингент потенциальных студентов остается нереализованным.

Сказанное определяет необходимость поиска и разработки эффективных форм рекрутинга перспективных студентов для отделения «Журналистика», грамотных, коммуникативно развитых, в полной мере осознающих, куда и для чего они поступают, планирующих свою будущую профессиональную деятельность в СМИ. Такие формы предусматривают работу вуза с будущими выпускниками еще в процессе их школьного обучения, а следовательно, выступают одновременно формами профориента-ционной работы и дополнительного образования для старшеклассников. С.В. Полутин усматривает в этом проявление кластерного подхода к организации образовательной системы - «структурирования профессионального образования в образовательно-производственные комплексы на основе интеграции имущественного, кадрового или интеллектуального потенциала учебных заведений разного уровня, предприятий региона в целях достижения высокой результативности подготовки кадров» [Полутин 2009: 98]. Кластерный подход к формированию системы профессионального образования расширяет полномочия и спектр деятельности вузов, однако именно они и оказываются от этого в наибольшем выигрыше.

В русле названных проблем особую актуальность приобретает системный анализ форм профориентационной работы со старшеклассниками и их дополнительного образования на базе вузов, к которым относятся занятия в «Школе молодого журналиста». «Школа молодого журналиста» была открыта в 2008 г. с учетом интересов будущих абитуриентов, их родителей, педагогов. Отличаясь подчеркнутой коммуникативной направленностью, «Школа молодого журналиста» создает эффект погружения в различные профессиональные ситуации, акцентирует внимание на коммуникативном совершенствовании учащихся, обеспечивает углубление их знаний по ряду филологических дисциплин, обучает моделированию и прогнозированию поведения в различных видах деятельности, связанных с работой СМИ, способствует профессиональному самоопределению школьников в целом. Со времени открытия «Школы молодого журналиста» более 100 выпускников получили сертификаты на дополнительные баллы при поступлении на специальность «Журналистика» в вуз, которыми успешно воспользовались около 40 %.

Подчеркнем, что педагогический и профориентационный опыт «Школы молодого журналиста» в реалиях образовательной системы современной России не уникален. Данная форма дополнительного образования старшеклассников в рамках профориентационной работы настолько востребована в обществе, что подобного рода учреждения активно возникают не только при вузах, но и по частной инициативе педагогов, обладающих колоссальным опытом в журналистике. Можно отметить их преемственность с зарубежными организациями такого порядка, описанными, в ча-

стности, Ф. Фульчинити1. В рамках исследования мы познакомились с деятельностью нескольких таких школ - «Школы молодого журналиста» при Казанском федеральном университете2, «Школы юного журналиста» при факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова3, интернет-школы НИУ ВШЭ «Школа журналистики и медиакоммуникаций»4, а также с порядком обучения на подготовительных курсах факультета журналистики Челябинского государственного университета, описанном в статье А.А. Журавлевой [Журавлева 2017], выявив отсутствие последовательного научно-методического осмысления коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении. Учитывая распространенность феномена «школа журналистики», сходства в деятельности подобных организаций, вполне можно говорить о достаточно устоявшейся технологии коммуникативного обучения, своевременное изучение которой позволит наметить пути ее дальнейшего развития, повышения эффективности и результативности в современных образовательных условиях.

Цель исследования заключается в рассмотрении технологии коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении (на примере «Школы молодого журналиста» Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева], в выявлении эффективности подобных форм коммуникативно-ориентированного обучения в содержании профориентационной работы со старшеклассниками по специальности «Журналистика».

2. Обзор научной литературы

В научном осмыслении данного вопроса рядом отечественных ученых уже предприняты определенные шаги, которые мы учитывали в нашей работе.

Методологическое значение для нас имеет утверждение М.Ф. Поповой о необходимости широкого внедрения профориентационного обучения школьников журналистике, поскольку данная профессия, как никакая другая, нуждается в непрерывном профессиональном и коммуникативном развитии будущих специалистов [Попова 2017].

Сущностный аспект функционирования школ журналистики затрагивается в работах Р.П. Баканова, Л.П. Бондаренко, В.В. Никулиной, М.А. Бережной. Л.П. Бондаренко и В.В. Никулина подчеркивают воспитательное значение профориентации средствами медиаобразования [Бондаренко, Никулина 2018], М.А. Бережная ставит во главу угла эстетический аспект

1 Fulciniti F. SAT / ACT Prep Online Guides and Tips. The 12 Best Journalism Schools. URL: https://blog.prepscholar.com/best-journalism-schools.

2 URL: https://kpfu.ru/media-soriology/struktura/otdeleme-zhurnalistiki/kafedra-zhurnalistiki/abiturientu/abiturientu.

3 URL: http://www.journ.msu.ru/entry/school/.

4 URL: https://fdp.hse.ru/ischool/media/.

подобного рода обучения [Berezhnaia 2019]. Р.П. Баканов рассматривает дополнительное образование учащихся школ по программе «Журналистика» в качестве профессионального скрининга - отбора тех людей для профессии, которым она действительно подходит [Баканов 2018, 2019].

Технологический аспект использования медиаобразования в проф-ориентационной работе со старшеклассниками освещается в исследованиях А. Андреевой, О. Петровой, И. Беляковой [Andreeva et al. 2018], С. Виноградовой, Г. Мельник, К. Панцерева [Vinogradova et al. 2018], Е.В. Выров-цевой [Vyrovtseva 2019], В.А. Горновой [Горновая 2014, 2015], А.А. Журавлевой [Журавлева 2017], С.Г. Корконосенко [Korkonosenko 2018], О.М. Куль-тышевой [Kultysheva 2018], С.С. Распоповой [Распопова 2016], И.А. Фатеевой [Фатеева 2015], которые акцентируют необходимость широкого применения практической работы и информационно-коммуникационных технологий в деятельности школ журналистики. Их внимание концентрируется на медиапроектах как средстве развития медиакомпетентности учащихся, наличие которой, по мнению С. Виноградовой, Г. Мельник, К. Пан-церева, сегодня является одним из определяющих факторов на медиа-рынке труда [Vinogradova et al. 2018]. Теоретико-практическое осмысление интегрированного обучения на основе сочетания коммуникативных и информационно-коммуникационных технологий проводится в исследовании О.М. Культышевой [Kultysheva 2018]. В.А. Горновая [Горновая 2014, 2015] описывает опыт внедрения медиаобразовательных проектов, включающих в себя «весь спектр действий, которые осуществляются молодежной редакцией: от создания журналистского продукта до проведения спецпроектов» [Горновая 2015: 5]. А.А. Журавлева, И.А. Фатеева видят в медиа-образовательных проектах интерактивную форму работы, направленной на коммуникативное совершенствование и творческое раскрепощение обучающихся [Журавлева 2017; Фатеева 2015], С.С. Распопова - основу современного медиаобразования в целом [Распопова 2016]. Согласно наблюдениям А.А. Журавлевой, «работа над медиаобразовательным проектом запускает у абитуриентов медиаактивность, пробуждает интерес, выявляет и развивает способности к медиатворчеству» [Журавлева 2017: 100]. Е.В. Выровцева проводит мысль о важности использования жанра интервью в профориентационной работе со школьниками и абитуриентами, считая его наделенным максимальным коммуникативно-развивающим потенциалом и потому перспективным в образовательной деятельности такого характера [Vyrovtseva 2019].

3. Материал и методы исследования

В качестве материала исследования использовались:

- общий учебный план «Школы молодого журналиста»;

- учебные планы курсов по журналистскому мастерству в «Школе молодого журналиста» различных преподавателей;

- рабочие программы «Школы молодого журналиста» для выпускников средних общеобразовательных учреждений г. Саранска и Республики Мордовия.

При рассмотрении коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении (на примере «Школы молодого журналиста» Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева] и определении степени эффективности подобных форм коммуникативно-ориентированного обучения в содержании профориентационной работы со старшеклассниками по специальности «Журналистика» мы применяли следующие методы:

- мониторинг образовательных программ «Школы молодого журналиста» для выпускников средних общеобразовательных учреждений и старшеклассников, учебных планов преподавателей;

- их структурно-содержательный анализ с целью выявления коммуникативно-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися в рамках моделирования профессиональных ситуаций;

- метод проектирования при описании технологии коммуникативно-ориентированного обучения в довузовском обучении.

4. Результаты исследования

Анализ учебной документации «Школы молодого журналиста» показал, что основными целевыми установками профориентационной работы здесь выступают следующие:

- дать представление о журналистике как виде социальной деятельности, особенностях работы в газете и журнале, интернет-издании, на телевидении и радио;

- способствовать формированию базовых умений и навыков создания журналистских произведений;

- познакомить с основными категориями дисциплины «Журналистика»; способствовать развитию базовых представлений о современных моделях журналистики, СМИ, функциях журналистики, профессиональной этике;

- сформировать у школьников представление об особенностях проведения и специфических требованиях, выставленных на экзамене «Творческий конкурс», а также дать рекомендации по подготовке к этому вступительному испытанию.

Данными целевыми установками обусловлен органичный синтез теоретической и практической работы в технологии коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций в довузовском обучении на базе «Школы молодого журналиста». Технология основана на принципах личностно-ориентированного образования, направлена на формирование личностных структур эффективного работника СМИ, рассчитана на широкое применение эвристического, прогностического методов. Технология

коммуникативного обучения старшеклассников и выпускников средних общеобразовательных заведений включает в себя несколько взаимосвязанных уровней:

1. Теоретический уровень, предусматривающий знакомство с теоретическими понятиями и сведениями по разделам: «Введение в журналистику», «Основы творческой деятельности», «Интернет и журналистика», «Основы редактирования», «Этническая толерантность в СМИ», «Телевизионная и радиожурналистика», «Актуальные проблемы современности и СМИ». Используется интерактивная подача материала, подразумевающая, с одной стороны, «обратную связь» с учащимися, с другой стороны, соотнесение теоретических знаний с конкретными профессиональными ситуациями:

- редактор печатного и редактор сетевого издания: в чем заключаются функциональные отличия и уровень требований к коммуникативной и языковой грамотности;

- информационная заметка посвящена преступному деянию, совершенному представителем малой народности, - стоит ли обращать внимание на его национальность и какие проблемы в связи с этим можно затронуть в материале;

- журналист и блогер - где пролегает граница, и какова степень ответственности в подаче новостной информации.

2. Практический уровень, предполагающий проведение:

1] мастер-классов известных представителей региональных СМИ в форме: а] беседы; б] интервью; в] ролевой игры на проектирование поведения корреспондента в сложных профессиональных ситуациях (незапланированная встреча, отказ, обвинение, заказ материала и т. д.]; в качестве почетных гостей «Школы молодого журналиста» приглашались: редактор «Столицы С» В. Холопов, редактор газеты «Голос университета» Н. Егорова, редактор журнала Fox magazine Д. Литвиненко, репортер ВГТРК В. Мишанин, редактор газеты «Диалог» О. Родькина; знакомство и общение с представителями СМИ, занимающими разные должности в региональных медиаизданиях, дают возможность школьникам и абитуриентам посмотреть на будущую профессию с разных точек зрения, сформировать понимание требований к корреспонденту, предъявляемых на разных ступенях журналистского дела;

2] ознакомительных экскурсий в Дом печати, редакции газет «Известия Мордовии», «Юлдаш», «Сударыня», «Эрзянь правда», «Мокшень правда», «Республика Молодая», на радиостанцию «Милицейская волна -Саранск», на базу телерадиокомпании «Огарев TV»;

3] практических тренингов на базе различных аудиовизуальных СМИ Республики Мордовия: редакции газеты «Голос Мордовского университета», телестудии «Огарев TV», газеты «ТВ неделя Мордовии» и др. Темы тренингов: «Мастерство в радиоэфире», «Мастерство в телеэфире», «Аку-

лы пера»; тренинг предусматривает широкое коммуникативное взаимодействие с коллективами медиаизданий, включение в рабочий процесс, частичное выполнение обязанностей корреспондентов, операторов, ведущих, дизайнеров.

3. Творческий уровень, означающий:

1] деловые игры (например, на тему «Я - репортер»];

2] письменное моделирование коммуникативного поведения в различных профессиональных ситуациях и творческую интериоризацию приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков в области СМИ; профессиональные ситуации в данном случае заданы в темах сочинений: «Простая история» (событие в медиакоммуникации], «"Культурная революция": предлагаю тему для передачи», «Запретная тема», «На злобу дня», «Герои, которых выбираем мы», «Хроника дня», «Реали-ти-шоу "Школа": сценарная разработка», «Утро на телевидении», «Моя национальная идея»; среди рекомендуемых жанров: интервью, репортаж, хроника, сценарий, эссе (очерк].

5. Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Осуществление филологическими факультетами вузов профори-ентационной работы и дополнительного образования сегодня - результат гибкости проводимой ими образовательной политики в соответствии с запросами современного общества, ситуацией на рынке образовательных услуг. Повышение во всех сферах жизни роли различных видов коммуникации обусловливает пристальное внимание к СМИ и транслируемой ими новостной информации, что означает спрос на грамотных, квалифицированных журналистов. Ощущается необходимость в рекрутинге студентов, в полной мере представляющих себе специфику профессии и трезво оценивающих свои способности в области массмедиа, обладающих высоким коммуникативным потенциалом, пишущих, легко выстраивающих продуктивный диалог, хорошо проявляющих себя в общении. Задачи рекрутинга личностно и коммуникативно подготовленных к журналистской деятельности студентов, их профессионального тренинга и начального обучения профессии призвана решать такая форма профориентаци-онной работы, как «Школа молодого журналиста», открытая на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

2. Актуальной проблемой научно-дидактического осмысления деятельности школ журналистики остается рассмотрение технологии коммуникативного моделирования профессиональных ситуаций, составляющей основу учебного взаимодействия в рамках начального обучения профессии корреспондента. В данной технологии коммуникативно-ориенти-

рованного образования мы выделили три уровня: теоретический, практический и творческий, - соответствующие этапам восприятия информации, каждый из которых реализуется в ряде форм учебной деятельности (мастер-классы, тренинги, экскурсии в редакции региональных СМИ, сочинения и т. д.).

3. Особую важность приобретают: интерактивная работа в рамках «Школы молодого журналиста», выстроенная по моделям «ученик ^ педагог», «ученик ^ работник СМИ»; прогнозирование, проектирование, включение в рабочий процесс региональных массмедиа; творческая ин-териоризация полученных знаний, умений и навыков, в совокупности формирующие максимально полное представление о профессии корреспондента, помогающие решить вопрос о собственной профпригодности, сделать правильный выбор в будущем.

Список литературы

Баканов Р.П. Профориентационная работа в высшей школе журналистики и ме-диакоммуникаций: опыт, идеи, перспективы // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. 2019. № 1. С. 12-24. Баканов Р.П. «Айда на журфак!»: опыт профориентационной работы высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ // Медiаобразование: материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 27-28 нояб. 2018). Челябинск: Изд-во ЧГУ, 2018. С. 166-170. Бондаренко Л.П., Никулина В.В. К вопросу об интеграции основного общего и дополнительного образования школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 76-78. Горновая В.А. Особенности использования социальных сетей при реализации ме-диаобразовательных проектов // Знак: проблемное поле медиаобразования.

2015. № 1. С. 5-8.

Горновая В.А. Конкурс образовательных программ «ImPRO» как способ формирования медиаграмотности школьников // Знак: проблемное поле медиаоб-разования. 2014. № 2. С. 5-12. Журавлева А.А. Медиаобразовательный проект как системообразующее звено работы подготовительных курсов факультета журналистики Челябинского государственного университета // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4. С. 100-106. Полутин С.В. Университет в структуре образовательно-производственного кластера // Интеграция образования. 2009. № 1. С. 98-101. Попова М. Ф. Технологии довузовской подготовки школьников к профессии журналиста в условиях Воскресной школы // Знак: проблемное поле медиаоб-разования. 2017. № 1. С. 133-137. Распопова С. Как работать с детьми, мечтающими попасть на ТВ // Журналист.

2016. № 12. С. 70-71.

Тулупов В.В. Проблемы медиаобразования в области журналистики // Успехи современного естествознания. 2006. № 10. С. 37-39.

Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. 129 с.

Andreeva A., Petrova О., Belyakova I. Total journalism in developing media competence among youth // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. No. 1. P. 56-67.

Berezhnaia M.A. Aesthetic criteria in journalism in the Aspect of professional education // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. No. 2. P. 207-215. DOI: 10.13187/me.2019.2.207.

Korkonosenko S.G. Methods of Teaching Journalism as academic course in higher school // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. No. 3. P. 16-23. DOI: 10.13187/me.2018.3.80.

Kultysheva O.M. Integrated classes in teaching students communication training areas // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. No. 4. P. 83-94. DOI: 10.13187/me.2018.4.83.

Vinogradova S., Melnik G., Pantserev K. Transformation of media education in the digital age: to the issue of training specialists in the field of communications // Media Education (Mediaobrazovanie). 2018. No. 1. P. 18-27.

Vyrovtseva E.V. Interview genre in modern newspaper (the example of newspaper «Arguments and facts»): language means of dialogics // Sign: problematic field of media education. 2019. No. 3 (33). P. 130-137. DOI: 10.24411/2070-0695-201910316.

References

Andreeva, A., Petrova, О., Belyakova, I. (2018), Total journalism in developing media competence among youth. Media Education, no. 1, pp. 56-67.

Bakanov, R. (2019), Professional orientation work at the Higher school of journalism and media communications of Kazan (Volga river) Federal University: experience, ideas, prospects. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, no. 1, pp. 1224. (in Russian).

Bakanov, R.P. (2018), "Aida na zhurfak!": opyt proforientatsionnoi raboty vysshei shkoly zhurnalistiki i mediakommunikatsii KFU ["Let's go to study in the faculty of Journalism!": experience of career guidance work of the higher school of journalism and media communications of KFU]. Mediaobrazovanie [MediaEdu-cation], materials of the 3rd international scientific and practical conference (Chelyabinsk, November 27-28, 2018), Chelyabinsk, Chelyabinsk State University publ., pp. 166-170. (in Russian).

Berezhnaia, M.A. (2019), Aesthetic criteria in journalism in the Aspect of professional education. Media Education, no. 2, pp. 207-215. DOI: 10.13187/me.2019.2.207.

Bondarenko, L.P., Nikulina, V.V. (2018), K voprosu ob integratsii osnovnogo ob-shchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov [On the issue of integration of basic General and additional education of schoolchildren]. Pedagogika segod-nya: problemy i resheniya [Pedagogy today: problems and solutions], materials of the 3rd International scientific conference (Kazan, March 2018), Kazan, Molodoi uchyonyi publ., pp. 76-78. (in Russian).

Fateeva, I.A. (2015), Aktual'nye problemy mediaobrazovaniya [Actual problems of media education], Chelyabinsk, Chelyabinsk State University publ., 129 p. (in Russian).

Gomovaya, V.A. (2015), Features of using social networks in the implementation media education projects. Znak: problemnoepole mediaobrazovanija, no. 1, pp. 5-8. (in Russian).

Gornovaya, V.A. (2014), Educational programs competition «ImPRO» as a method of forming media literacy generation. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, no. 2, pp. 5-12. (in Russian).

Korkonosenko, S.G. (2018), Methods of Teaching Journalism as academic course in higher school. Media Education, no. 3, pp. 16-23. DOI: 10.13187/me.2018.3.80.

Kultysheva, O.M. (2018), Integrated classes in teaching students communication training areas. Media Education, no. 4, pp. 83-94. DOI: 10.13187/me.2018.4.83.

Polutin, S.V. (2009), University in the structure of a learning and practice class. Integration of Education, no. 1, pp. 98-101. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Popova, M.F. (2017), Technology preparatory training students to the profession of journalism in the sunday school. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, no. 1, pp. 133-137. (in Russian).

Raspopova, S. (2016), Kak rabotat' s det'mi, mechtayushchimi popast' na TV [How to work with children who dream of getting on TV]. Zhurnalist, no. 12, pp. 70-71. (in Russian).

Tulupov, V.V. (2006), Problems of the formation in the field of periodical press. Advances in current natural sciences, no. 10, pp. 37-39. (in Russian).

Vinogradova, S., Melnik, G., Pantserev, K. (2018), Transformation of media education in the digital age: to the issue of training specialists in the field of communications. Media Education, no. 1, pp. 18-27.

Vyrovtseva, E.V. (2019), Interview genre in modern newspaper (the example of newspaper "Arguments and facts"): language means of dialogics. Sign: problematic field of media education, no. 3 (33), pp. 130-137. DOI: 10.24411/2070-06952019-10316.

Zhuravleva, A.A. (2017), Media education project as forming system of the work of preparatory courses of the faculty of journalism of Chelyabinsk State University.

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, no. 4, pp. 100-106. (in Russian).

COMMUNICATION MODELLING OF PROFESSIONAL SITUATIONS IN PRE-UNIVERSITY TRAINING (ON THE EXAMPLE OF THE "SCHOOL OF A YOUNG JOURNALIST" AT OGAREV MORDOVIAN STATE UNIVERSITY)

N.M. Frolova

National Research Ogarev Mordovian State University (Saransk, Russia)

Abstract: Vocational guidance work with pupils and school-leavers carried out by the universities in the specialty "Journalism", due to the need to increase the communication level of students, quality of students recruiting and screening professional, which consists in identifying the readiness to implement professional activities in the media. A productive form of professional orientation work today is the school of journalism, which has proven itself well in the market of educational services in Russia and abroad, and is gaining great popularity among those

high school students who, having an interest in the profession of a correspondent, doubt the correctness of their choice. The problem area of coverage of the activities of such schools remains the method of working with students, characterized by an emphasized communicative orientation. The purpose of the study is to consider the technology of communicative modeling of professional situations in pre-University education. The study material was compiled by the curriculum and plans of the "School of young journalist", which has been functioning at the National Research Ogarev Mordovian State University since 2008. The training documentation was subjected to structural and content analysis. Based on the results obtained, the technology of communicative modeling of professional situations was designed and described in detail within the framework of the "School of a young journalist", which is carried out in the process of vocational guidance work of the University.

Key words: media education, vocational guidance, professional screening, recruitment, applicant, School of a young journalist, communication modelling, training.

For citation:

Frolova, N.M. (2020), Communication modelling of professional situations in pre-university training (on the example of the "School of a young journalist" at Ogarev Mordovian State University). Communication Studies (Russia), Vol. 7, no. 4, pp. 922-934. DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).922-934. (in Russian).

About the author:

Frolova, Natalia Mikhailovna, PhD, Associate Professor of the Department of Gournalism

Corresponding author:

Postal address: 68/1, Bol'shevistskaya ul., Saransk, 430005, Russia E-mail: nmfrol@mail.ru

Received: February 19, 2020

Revised: February 22, 2020

Accepted: November 2, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.