Научная статья на тему 'Коммуникативная стратегия: предпосылки функционирования'

Коммуникативная стратегия: предпосылки функционирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1969
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА / ИНФОРМАЦИЯ / ДИАЛОГ / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕКСТ / ПОСТУЛАТ / ПРИНЦИП КООПЕРАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRATEGY / COMMUNICATIVE PREREQUISITE / INFORMATION / DIALOGUE / COMMUNICATION / TEXT / POSTULATE / PRINCIPLE OF COOPERATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Винник Юлия Вячеславовна, Грушевская Татьяна Михайловна

Рассматривается коммуникативная стратегия как коммуникативное поведение, отражающее действия, мотивы, потребности и желания языковой личности в виде вербальных и невербальных средств выражения. Отмечается, что именно интерес побуждает человека к воздействию на собеседника для достижения поставленных целей, что именно в сознании человека осуществляются коммуникативные стратегии. Впервые обобщены основные характеристики коммуникативной стратегии. Для описания формирования коммуникативных предпосылок рассмотрены необходимые для этого положения принципа кооперации Г. П. Грайса. Показано, что реализация общих целей коммуникации определяет их выбор в качестве средств достижения этих целей. Коммуникативная стратегия представляет собой попытку собеседников найти взаимопонимание в смысловой нагрузке какой-либо ситуации, при этом целью говорящего является донесение основного смысла. Полученные данные могут быть успешно применены при анализе коммуникативной стратегии текстового материала. Установлено, что коммуникативная стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, а предпосылками изучения данного понятия являются коммуникативные, когнитивные, лингвистические, социологические и психологические, риторические и эстетические предпосылки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Винник Юлия Вячеславовна, Грушевская Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative strategy: prerequisites of functioning

This study deals with communicative strategy as the communicative behavior reflecting actions, motives, requirements and desires of the language personality in the form of verbal and nonverbal means of expression. Authors show that it is just interest which induces the person to influence the interlocutor to achieve goals and that it is just in consciousness of the person that the communicative strategy is carried out. It is for the first time the main characteristics of communicative strategy are generalized. In order to describe formation of communicative prerequisites, G.P. Grays’s principle of cooperation, necessary for this position, is considered. Realization of common objectives of communication defines their choice as means of achievement of these purposes. Communicative strategy represents attempt of interlocutors to find mutual understanding in semantic loading of any situation; at the same time the purpose of speaking is the report of the main sense. The obtained data can be successfully applied in the analysis of communicative strategy of text material. It has been established that communicative strategy represents a complex of the speech actions directed to achievement of the communicative purpose, and prerequisites of studying this concept are the communicative, cognitive, linguistic, sociological and psychological, rhetorical and esthetic ones.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная стратегия: предпосылки функционирования»

УДК 81' 27

ББК 81.001.2

В 48

Винник Ю. В.

Преподаватель кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]

Грушевская Т.М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail: [email protected]

Коммуникативная стратегия: предпосылки функционирования

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается коммуникативная стратегия как коммуникативное поведение, отражающее действия, мотивы, потребности и желания языковой личности в виде вербальных и невербальных средств выражения. Отмечается, что именно интерес побуждает человека к воздействию на собеседника для достижения поставленных целей, что именно в сознании человека осуществляются коммуникативные стратегии. Впервые обобщены основные характеристики коммуникативной стратегии. Для описания формирования коммуникативных предпосылок рассмотрены необходимые для этого положения принципа кооперации Г. П. Грайса. Показано, что реализация общих целей коммуникации определяет их выбор в качестве средств достижения этих целей. Коммуникативная стратегия представляет собой попытку собеседников найти взаимопонимание в смысловой нагрузке какой-либо ситуации, при этом целью говорящего является донесение основного смысла. Полученные данные могут быть успешно применены при анализе коммуникативной стратегии текстового материала. Установлено, что коммуникативная стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, а предпосылками изучения данного понятия являются коммуникативные, когнитивные, лингвистические, социологические и психологические, риторические и эстетические предпосылки.

Ключевые слова:

Стратегия, коммуникативная предпосылка, информация, диалог, коммуникация, текст, постулат, принцип кооперации, коммуникативная деятельность.

Vinnik Yu.V.

Teacher of Department of the French Philology of the Kuban State University, e-mail: [email protected]

Grushevskaya T.M.

Doctor of Philology, Associate Professor of Department of the French Philology of the Kuban State University, e-mail: [email protected]

Communicative strategy: prerequisites of functioning

Abstract:

This study deals with communicative strategy as the communicative behavior reflecting

actions, motives, requirements and desires of the language personality in the form of verbal and nonverbal means of expression. Authors show that it is just interest which induces the person to influence the interlocutor to achieve goals and that it is just in consciousness of the person that the communicative strategy is carried out. It is for the first time the main characteristics of communicative strategy are generalized. In order to describe formation of communicative prerequisites, G.P. Grays's principle of cooperation, necessary for this position, is considered. Realization of common objectives of communication defines their choice as means of achievement of these purposes. Communicative strategy represents attempt of interlocutors to find mutual understanding in semantic loading of any situation; at the same time the purpose of speaking is the report of the main sense. The obtained data can be successfully applied in the analysis of communicative strategy of text material. It has been established that communicative strategy represents a complex of the speech actions directed to achievement of the communicative purpose, and prerequisites of studying this concept are the communicative, cognitive, linguistic, sociological and psychological, rhetorical and esthetic ones.

Keywords:

Strategy, communicative prerequisite, information, dialogue, communication, text, postulate, principle of cooperation, communicative activity.

За последние два века проблема персонификация личности увеличила необходимость в планировании речи, в коммуникативных стратегиях, связанных с мотивациями и потребностями человека. С. Л. Рубинштейн утверждал, что именно интерес побуждает человека к воздействиям на собеседника для достижения поставленных целей [1: 64]. Именно в сознании человека осуществляются коммуникативные стратегии.

Е. П. Черногрудова отмечает, что стратегия является «общей рамкой, канвой поведения» [2: 42]. По мнению Е. Та-роне, коммуникативные стратегии - это стратегии, используемые индивидом для преодоления критических моментов, происходящих, когда языковых конструкций недостаточно для передачи мысли человека. Е.Тароне наиболее подробно объясняет коммуникативную стратегию:

- попытка двух собеседников найти взаимопонимание в смысловой нагрузке какой-либо ситуации, даже в том случае, когда кажется, что необходимые смысловые структуры совсем разняться;

- попытка говорящего сообщить значимый смысл, несмотря на некоторые трудности в межъязыковых стратегиях.

Также Е.Тароне выделяет три основ-

ные характеристики коммуникативной стратегии:

- цель говорящего - донесение основного смысла до слушателя;

- говорящий считает, для передачи этого смысла необходима лингвистическая или социолингвистическая структура, которая у слушающего отсутствует;

- у говорящего есть выбор, либо избежать/отказаться от попытки сообщить значимый смысл слушающему, либо попытаться альтернативными способами передать этот смысл [3: 285-295].

Е.Тароне в своей работе обращает внимание на различные виды заимствований, парафраз, дословных переводов, обращений за помощью, отказа или ухода от темы при разных формах языкового незнания. Вербальные стратегии у него выражаются в переключении на родной язык, а невербальные стратегии - на мимику, при этом происходит языковое взаимодействие между носителями и неносителями языка.

С. Кордер определял коммуникативные стратегии как систематический метод, используемый говорящим для выражения смысла при столкновении с некоторыми трудностями. Под трудностями здесь понимается отсутствие базовой грамматики

и лексики при изучении языка [4: 16].

Формирование понятия коммуникативной стратегии обусловлено целым рядом предпосылок: коммуникативных, лингвистических, когнитивных, социологических, психологических, экономических, политических, семиотических и других.

Коммуникативная предпосылка. В естественном общении сложно представить ситуацию, где поставленные цели достигаются при помощи единственного обращения к партнеру по коммуникации. Всем известно, что речевые модели поведения вариативны и решение той или иной коммуникативной задачи предполагает несколько коммуникативных способов (ходов). Для описания формирования коммуникативных предпосылок рассмотрим некоторые положения принципа кооперации Г. П. Грайса [5: 221]:

- рассмотрение коммуникативных ситуаций должно осуществляться с точки зрения их соответствия/несоответствия целям коммуникации и правилам коммуникативного поведения;

- коммуникативная деятельность -это диалог с некой совместной деятельностью его участников, имеющих общую цель (цели), которая в свою очередь эксплицитно задана с самого начала взаимодействия или же осознается участниками в процессе; на каждом этапе диалогического процесса, осуществляя последующий коммуникативный шаг, происходит верификация коммуникативной уместности употребляемых высказываний.

- для участников речевой коммуникации формулируется принцип кооперации: коммуникативный вклад на данном шаге должен соответствовать совместно принятой цели (направлению) диалога.

Сказанное показывает, что реализация общих целей коммуникации определяет их выбор в качестве средств достижения этих целей. Принцип кооперации Г. П. Грайса заключается в следующем: одно лицо (автор) прикладывает все возможные усилия для понимания матери-

ала, излагая его в доступной форме, при этом адресат (читатель) тоже должен приложить все возможные старания для понимания материала. При этом организация коммуникативной ситуации требует использования конкретных языковых средств для достижения той или иной глобальной цели.

Г.П.Грайс выделяет четыре постулата речевого общения:

- количество - содержание информации в речевом сообщении должно соответствовать целям общения;

- качество - автору необходимо самому сообщать о ложных сведениях;

- отношение (релевантность) - необходимо говорить только то, что имеет отношение к теме общения - по существу;

- способ - сообщение должно быть доступно для понимания и исключать неоднозначное толкование.

Сказанное доказывает, что для передачи информации автору стоит строго придерживаться выдвинутым Г. П. Грай-сом постулатам речевого общения, но при этом материал должен быть доступным для адресата. Безусловно, соблюдение этих постулатов является важной коммуникативной предпосылкой к созданию коммуникативной стратегии.

В реальном речевом общении сказанное весьма иллюзорно, так как люди прилагают все усилия воздействия на собеседника, навязывая ему своё мнения, увиливая от ответов, скрывая нежелательные фактов и т.д. Т. Н. Николаева указывала на явную оптимистичность предпосылок теории Г. П. Грайса, отмечая, что в реальной жизни тяжело представить, чтобы все участники коммуникации были нацелены на общее уяснение позиции друг друга, на достижение взаимопонимания. На самом деле «язык обладает свойствами самоманипулирования», что и подталкивает участников прибегнуть к некооперационному принципу [6: 225-226].

Когнитивная и лингвистическая предпосылки. Р. М. Блакар утверждал, что

«язык есть инструмент социальной власти» (socialpower). Автор намеренно использует понятие «власть» для подчеркивания аспекта коммуникации и использования языка и подразумевает, что каждый осуществляет власть в состоянии воздействия на кого-либо через язык. По его мнению, невозможно выражаться «нейтрально», потому что на первый взгляд синонимичные выражения воздействуют на получателя совершенно по-разному и даже неофициальный разговор предполагает «осуществление власти» [7: 90-91].

А. Н. Баранов и П. Б. Паршин рассматривали коммуникативные стратегии с когнитивной точки зрения как комплекс процедур над языковыми моделями мира участников общения, которые формируют и преобразовывают базовые когнитивные категории, используемые человеком в своей повседневной жизни. Авторы говорят о существовании специфических категорий, которые регулярно представлены в текстах персуазивной коммуникации и концепты которых служат когнитивным основанием для коммуникативных стратегий [8: 139-140].

Говоря о лингвистических основаниях коммуникативных стратегий, отметим, что американский лингвист и философ Дж. Сёрль говорил о разном выражении коммуникативного намерения при предоставлении говорящему свободу выбора. Такой выбор языковой единицы из огромного языкового разнообразия не может быть случайным и определен стратегической либо тактической задачей [9: 79].

Социологическая и психологическая предпосылки. Как отмечает О.С.Иссерс данными предпосылками обусловлены отдельные основные положения, касающиеся косвенного общения, которые можно отнести к сфере общественных конвенций и психологических качеств личности [10: 54].

Риторическая и эстетическая предпосылки. Риторика является неотъемлемой частью гуманитарного воспитания

каждого человека, поэтому существуют различные научные направления, которые по-разному подходят к пониманию ее предмета. А. К. Авеличев рассматривает риторику как совокупность коммуникативных стратегий, обращенных на достижение определенных целей [11: 22]. Эффективность речевого общения самым тесным образом связана с риторическими предпосылками, потому что для успешной коммуникации необходимо стратегически спланировать речь (коммуникацию) с учетом коммуникативной заинтересованности, настроенности на понимание мира собеседника, близости мировоззрения говорящего и слушающего. Также нужно учесть и внешние обстоятельства будь то присутствие посторонних лиц, физическое состояние, не помешает знание этикетных норм речевого общения.

Эстетические предпосылки выражаются в стратегиях, при реализации которых используется косвенность общения и элементы непрямой коммуникации [12: 190-194]. Зачастую, выражая свои мысли напрямую, мы теряем некоторые имплицитные смыслы, которые сигнализируют о чувствах, отношениях, выражающих не менее важную информацию.

Семиотическая предпосылка. Язык -основное средство общения, имеющее знаковый характер. Ассиметрия языковых знаков и нетождественность их в плане содержания породили семиотические предпосылки появления коммуникативных стратегий. Проявляется это в содержании двух и более значений в одной языковой форме, и, наоборот, когда в нескольких формах выражается одно значение [13: 46].

Экономическая предпосылка.

Э.Аронсон и Э.Пратканис выделили экономические предпосылки возникновения коммуникативных стратегий, которые были вызваны противоборством ведущих кампаний, коммерческих организаций, проблемами перепроизводства; возникает необходимость в появлении направления в маркетинге - рекламы; для завоевания потреби-

теля нужно уметь грамотно раскручивать и навязывать продукцию. Коммивояжеры были первыми, кто умело использовали стратегии убеждения покупателя [14: 21].

Политическая предпосылка. О политической предпосылке упомянул Дж.Миршаймер в своем труде «Почему лгут лидеры?». Помимо стратегии маркетинга и рекламы, стало необходимо «продавать» политические идеи и «раскручивать» кандидатов, так возникли политические предпосылки для коммуникативных стратегий. Свобода слова, личности, равенство людей, демократия - все это требует разных способов для убеждения равного равному. Люди не то чтобы перестали трепетать перед властью, они стали возражать ей, поэтому возникла необходимость в убеждении их во время выборов в своей правоте и искренности благих намерений [15: 143-175] .

Таким образом, коммуникативная стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели, а

предпосылками изучения данного понятия являются: коммуникативные (коммуникативное поведение вариативно - решение коммуникативной задачи допускает несколько ходов); когнитивные (в любом акте речевого общения коммуниканты преследуют неречевые цели: воздействие на восприятие и структурирование моделей мира участников ситуации общения);лингвистические (область речевого варьирования: лексического, грамматического и т.д.); социологические и психологические (область социальных конвенций и психологических особенностей личности); риторические (специальные тактические приемы); эстетические (удовольствие говорить косвенно, непрямо). В современных исследованиях коммуникативной стратегии выделяют семиотическую (Бю-лер К.), экономическую (Э. Аронсон и Э. Пратканис) и политическую предпосылки (Дж.Миршаймер), которые играют немаловажную роль и отвечают современным тенденциям развития общества.

Примечания:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 712 с.

2. Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2008. 126 с.

3. Tarone E. Some thoughts on the notion of "communication strategy" // TESOL Quarterly. 1981. Vol. 15. Р. 285-295.

4. Corder S.P. Introducing applied linguistics. Harmondsworth, 1977. Р. 16.

5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. Вып. XVI. 225 с.

6. Николаева Т.М. О принципе «некооперации» и/или о категориях социолингвистического воздействия. Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста / под ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Наука, 1990. С. 225-235.

7. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. C. 88-125.

8. Баранов А.Н., Паршин П.Б. К построению словаря терминов когнитивной науки // Когнитивные исследования за рубежом: методы искусственного интеллекта. М., 1990. С. 139-149.

9. Searle J.R. Mind, Language and Society: Philosophy in the Real World (summary of earlier work). N. Y.: Basic Books,1999. 192 р.

10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 7-е изд., стер.

М.: КомКнига, 2015. 289 с.

11. Авеличев А.К. Возвращение риторики (Предисловие) // Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин [и др.]. М.: Прогресс, 1986. С. 5-26.

12. Грушевская Т.М., Фанян Н.Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 2 (99). С. 190-194.

13. Бюлер К. Теория языка: репрезентативная функция языка. М.: Прогресс, 1993. 501 с.

14. Pratkanis A.R., Aronson E. Age of propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. N. Y.: W.H. Freeman and company, 2001. 384 р.

15. Mearsheimer J.J. Why leaders lie. The truth about ling in international politics. Oxford: University Press, 2011. 186 р.

References:

1. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology. SPb.: Piter, 2003. 712 pp.

2. Chernogrudova E.P. Fundamentals of speech communication: a manual. M.: Examen, 2008. 126 pp.

3. Tarone E. Some thoughts on the notion of «communication strategy» // TESOL Quarterly. 1981. Vol. 15. P. 285-295.

4. Corder S.P. Introducing applied linguistics. Harmondsworth, 1977. P. 16.

5. Grice G.P. Logic and Speech Communication // New in Foreign Linguistics: Linguistic Pragmatics. M.: Progress, 1985. Iss. XVI. 225 pp.

6. Nikolaeva Т.М. On the principle of «non-co-operation» and/or on the categories of soci-olinguistic influence. Logical analysis of the language. Contradiction and the anomalous character of the text / ed. by N.D. Arutyunova. M.: Nauka, 1990. P. 225-235.

7. Blakar R.M. Language as an instrument of social power // Language and modeling of social interaction. M., 1987. P. 88-125.

8. Baranov A.N., Parshin P.B. On the construction of the dictionary of terms of cognitive science // Cognitive studies abroad: methods of artificial intelligence. M., 1990. P. 139-149.

9. Searle, J. R. Mind, Language and Society: Philosophy in the Real World (summary of earlier work). N.Y.: Basic Books, 1999. 192 pp.

10. Issers O.S. Communicative strategies and tactics of Russian speech. 7th ed., ster. M.: KomKniga, 2015. 289 pp.

11. Avelichev A.K. Return of rhetoric (Foreword) // General rhetoric / J. Dubois, F. Edelin [etc.]. M.: Progress, 1986. P. 5-26.

12. Grushevskaya T.M., Fanyan N.Yu. Modular approach to the text/discourse analysis: contribution of the Geneva linguistic school: the contribution of the Geneva linguistic school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2012. Iss. 2. P. 190-194.

13. Buhler K. Theory of Language: The Representational Function of Language. M.: Progress, 1993. 501 pp.

14. Pratkanis A.R., Aronson E. Age of propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. N.Y.: W.H. Freeman and company, 2001. 384 рp.

15. Mearsheimer J.J. Why creators lie. The truth about ling in international politics. Oxford: University Press, 2011. 186 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.