Научная статья на тему 'Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла'

Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3708
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ТАКТИКА / ЦЕЛЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ДИАЛОГ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / STRATEGY / COMMUNICATION / TACTICS / PURPOSE / INFORMATION / DIALOGUE / EXTRALINGUISTIC SITUATION / SENDER / ADDRESSEE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Редько Галина Владимировна, Еремеева Алена Александровна

Дано определение коммуникативной ситуации, описаны различные подходы к её анализу, выделены её сущностные характеристики. Отмечается, что коммуникативная стратегия связана с восприятием дискурса и является стратегией понимания и интерпретации смысла. Определено, что динамикой в коммуникативной стратегии является конкретная коммуникативная цель, а коммуникативная стратегия представляет собой сознательный план решения индивидуальной проблемы в достижении конкретной коммуникативной цели. Выделены элементы коммуникативной стратегии: к ним можно отнести целевую установку коммуниканта, модели речевого поведения, индивидуальные особенности личности, мировоззренческие ценности участников общения. Представлена одна из разновидностей коммуникативной стратегии дискурсивная стратегия, которая определяется как «проективное концептуальное видение» индивидом конкретного социального института своего «дискурсивного поведения», которое основано на осознанном оптимальном достижении цели, выражающейся в конкретных языковых средствах. Методика исследования основана на положении о диалектической взаимосвязи языка и действительности и опирается на принципы, ориентированные на адекватное отражение действительности с помощью средств языка. Коммуникативная стратегия является высококачественным средством управления человеческим поведением, а феномен коммуникативной стратегии изменяется по форме, адаптируется к меняющимся условиям действительности, при этом совершенствуя методы воздействия на адресата. Результаты исследования могут быть полезны при анализе стратегической структуры текста и интерпретации его смысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative strategy as strategy of understanding and interpretation of sense

Definition of a communicative situation is given, various approaches to its analysis are described, and its intrinsic characteristics are singled out. Communicative strategy is connected with perception of a discourse and can be regarded as the strategy of understanding and interpretation of sense. The dynamics in communicative strategy is defined to be the specific communicative goal, and communicative strategy represents the conscious plan of the solution of an individual problem in reaching the specific communicative goal. Elements of communicative strategy are allocated: those are a purpose of the communicant, model of speech behavior, specific features of the personality and world outlook values of participants of communication. Authors present one of the varieties of communicative strategy discursive strategy which is defined as «projective conceptual vision» by the individual of specific social institute of «discursive behavior» which is based on conscious optimum achievement of the goal, expressed in specific language means. The technique of this research is based on the provision on dialectic interrelation of language and reality and relies on the principles focused on adequate reflection of reality by language. The research has a certain theoretical importance since communicative strategy is a high-quality control facility of human behavior, and the phenomenon of communicative strategy changes in form, adapts to the changing reality conditions, at the same time improving methods of impact on the addressee. Results of this research can be useful in the analysis of strategic structure of the text and in interpretation of its sense.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла»

УДК 81' 42

ББК 81.0

Р 33

Редько Г.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры новогреческой филологии Кубанского государственного университета, e-mail: kff-kubsu@yandex.ru

Еремеева А.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: kff-kubsu@yandex.ru

Коммуникативная стратегия как стратегия понимания и интерпретации смысла

(Рецензирована)

Аннотация:

Дано определение коммуникативной ситуации, описаны различные подходы к её анализу, выделены её сущностные характеристики. Отмечается, что коммуникативная стратегия связана с восприятием дискурса и является стратегией понимания и интерпретации смысла. Определено, что динамикой в коммуникативной стратегии является конкретная коммуникативная цель, а коммуникативная стратегия представляет собой сознательный план решения индивидуальной проблемы в достижении конкретной коммуникативной цели. Выделены элементы коммуникативной стратегии: к ним можно отнести целевую установку коммуниканта, модели речевого поведения, индивидуальные особенности личности, мировоззренческие ценности участников общения. Представлена одна из разновидностей коммуникативной стратегии - дискурсивная стратегия, которая определяется как «проективное концептуальное видение» индивидом конкретного социального института своего «дискурсивного поведения», которое основано на осознанном оптимальном достижении цели, выражающейся в конкретных языковых средствах. Методика исследования основана на положении о диалектической взаимосвязи языка и действительности и опирается на принципы, ориентированные на адекватное отражение действительности с помощью средств языка. Коммуникативная стратегия является высококачественным средством управления человеческим поведением, а феномен коммуникативной стратегии изменяется по форме, адаптируется к меняющимся условиям действительности, при этом совершенствуя методы воздействия на адресата. Результаты исследования могут быть полезны при анализе стратегической структуры текста и интерпретации его смысла.

Ключевые слова:

Стратегия, коммуникация, тактика, цель, информация, диалог, экстралингвистическая ситуация, адресант, адресат.

Redko G.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Greek Modern Philology of the Kuban State University, e-mail: kff-kubsu@yandex.ru

Eremeeva A.A.

Candidate of Philology, Aassociate Professor of Department of the Humanities of the Krasnodar Branch of G.V. Plekhanov Russian Academy of Economics, e-mail: kff-kub-su@yandex.ru

Communicative strategy as strategy of understanding and interpretation of sense

Abstract:

Definition of a communicative situation is given, various approaches to its analysis are described, and its intrinsic characteristics are singled out. Communicative strategy is connected with perception of a discourse and can be regarded as the strategy of understanding and interpretation of sense. The dynamics in communicative strategy is defined to be the specific communicative goal, and communicative strategy represents the conscious plan of the solution of an individual problem in reaching the specific communicative goal. Elements of communicative strategy are allocated: those are a purpose of the communicant, model of speech behavior, specific features of the personality and world outlook values of participants of communication. Authors present one of the varieties of communicative strategy - discursive strategy which is defined as «projective conceptual vision» by the individual of specific social institute of «discursive behavior» which is based on conscious optimum achievement of the goal, expressed in specific language means. The technique of this research is based on the provision on dialectic interrelation of language and reality and relies on the principles focused on adequate reflection of reality by language. The research has a certain theoretical importance since communicative strategy is a high-quality control facility of human behavior, and the phenomenon of communicative strategy changes in form, adapts to the changing reality conditions, at the same time improving methods of impact on the addressee. Results of this research can be useful in the analysis of strategic structure of the text and in interpretation of its sense.

Keywords:

Strategy, communication, tactics, purpose, information, dialogue, extralinguistic situation, sender, addressee.

Коммуникативное поведение, отражающее вербально и/или невербально действия, мотивы, потребности и желания языковой личности для достижения той или иной конкретной коммуникативной цели, получило в лингвистике наименование коммуникативной стратегии. Типология коммуникативных стратегий разделяется по степени намерений (общие и частные), по функциональности (основные и вспомогательные) и по взаимодействию с окружающими (близость, отстранение, отказ от выбора).

Термин «коммуникативная стратегия» стали активно употреблять в середине 80-х гг., именно тогда усилился

коммуникативно-прагматический подход к анализу языковых явлений. Постепенно складывалось мнение, что беседы, разговоры являются не хаотичными репрезентациями, а четко упорядоченными.

Понятие «коммуникативная стратегия» имеет множество неоднозначных толкований. Так, М. Л. Макаров рассматривает коммуникативную стратегию (стратегию общения) посредством анализа языковой личности. Он определяет данную стратегию в качестве «цепочки решений говорящего», или же как «реализацию набора целей в структуре общения» [1: 137-138], отмечая, что важно не только передать закодированное посред-

ством языка сообщение, но и осуществить определенное речевое воздействие, которое спровоцирует поведение собеседника в нужном направлении.

О. С. Иссерс в труде, посвященном коммуникативным стратегиям и тактикам русской речи, дает определение коммуникативной стратегии с позиции когнитивного подхода. Она отмечает, что коммуникативная стратегия - это комплекс речевых действий, которые направлены на достижение определенных целей, связаны с человеческой деятельностью, так как взаимосвязаны с мотивами, управляющими речевыми особенностями поведения, и с потребностями и желаниями личности [2: 57].

В рамках психолингвистического подхода стратегия определяется в виде способа организации речевого поведения, который соответствует замыслу и интенции коммуникантов [3: 85].

О. Н. Паршина рассматривает коммуникативную стратегию как «конкретную направленность речевого поведения в интересах достижения цели коммуникации» [4: 11]. Для В.Б. Кашкина коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения или взаимодействия, в котором употребляются различные вербальные и невербальные средства выражения для достижения конкретных коммуникативных целей [5: 132].

Отличной от русских подходов к пониманию «коммуникативная стратегия» является точка зрения Т. А. ван Дейка, представителя когнитивного подхода, у которого стратегия определяется как характеристика когнитивного плана общения. При этом план представляется как общая организация некоторых последовательных действий и включает цель или цели взаимодействия, реализация такого плана происходит в процессе построения текста и на композиционной структуре текста. Он рассматривает коммуникативную стратегию как определенный набор когнитивных операций, которые связаны с восприятием дискурса и являются стратегией по-

нимания и интерпретации смысла. По словам лингвиста, стратегия используется при сложной последовательности действий, когда нельзя заранее запланировать промежуточные этапы [3: 54].

В лингводидактике общепринятым и часто цитируемым считается определение стратегии С. Фаерха и Дж. Каспера. Авторы предположили, что динамика в коммуникативной стратегии начинается с цели. Эта цель может быть связана с актом речи, отношениями между говорящими или же с содержанием стратегии. Цель входит в фазу планирования и в конечном итоге выражается на стадии выполнения. Стратегии на данных стадиях находятся в общей психолингвистической модели порождения речи. Они представлены как сознательный план, используемый говорящими, которые сталкиваются с проблемами в планировании или осуществлении языковой структуры. Таким образом, коммуникативные стратегии - сознательный план решения индивидуальной проблемы в достижении конкретной коммуникативной цели. В коммуникативных стратегиях индивид испытывает проблемы, но при этом принимает решения относительно стратегического плана их разрешения [7: 23].

Рассмотрев множество взглядов на определение «коммуникативная стратегия», можно выделить общие сущностные характеристики:

- выбор коммуникативных действий языковой личностью, посредством ее мотивов, потребностей и желаний, для осуществления определенного речевого воздействия, т.е. для достижения определенной цели;

- речевое поведение, соответствующее замыслу, интенции коммуникантов;

- коммуникативное поведение с использованием различных вербальных и невербальных средств выражения для достижения коммуникативной цели;

- попытка собеседников найти взаимопонимание в смысловой нагрузке какой-либо ситуации, при этом целью говоряще-

го является донесение основного смысла;

- динамикой в коммуникативной стратегии является конкретная коммуникативная цель.

Одна из разновидностей коммуникативной стратегии - дискурсивная стратегия, которая определяется как «проективное концептуальное видение» индивидом конкретного социального института своего «дискурсивного поведения», которое основано на осознанном оптимальном достижении цели, выражающейся в конкретных языковых средствах [8: 7]. При этом проективное видение можно охарактеризовать, как последовательное развитие от анализа экстралингвистических ситуаций, осознания интенции, фиксирования цели через ее реализацию к желательным результатам.

Для определения стратегии нужно выявить основополагающую макроструктуру смысла, проанализировав языковые средства и способы определенных типов текстов. Изначально такая макроструктура должна быть спроектирована концептуальным видением автора для получения наилучшего результата в поставленной цели. Дискурсивная стратегия выражается в тактиках как совокупность коммуникативных действий, которые выполняют определенные функции и служат для реализации выбранной коммуникативной стратегии на определенном этапе коммуникативного события.

В работах разных авторов выделяются разные единицы анализа коммуникативных стратегий: это либо высказывания (предложения), либо диалогическое единство или же коммуникативные события (в нашей работе данный аспект не будет рассматриваться, так как используется преимущественно в педагогическом дискурсе).

Т. Е. Янко в своих исследованиях за единицу анализа стратегии принимает отдельное высказывание (предложение). В коммуникативной стратегии сначала происходит выбор речевого намерения (что

это будет?): сообщение или констатация факта, вопрос или просьба. Затем отбираются соответствующие модифицирующим коммуникативным значениям компоненты семантики предложения (с помощью чего?). Потом определяется объем информации, возможность осознания ее собеседниками и порядок следования коммуникативных составляющих (как это будет?). В конце нужно настроить коммуникативную структуру предложения на определенный стиль, жанр и коммуникативный режим (диалогический, нарративный, режим озвучивания письменного текста) [9: 38].

У других авторов (А. Н. Баранов, Г. В. Димова и др.) за единицу анализа коммуникативных стратегий принято считать минимальное диалогическое единство - последовательность реплик адресанта и адресата, связаны общей темой. Начало диалога обычно характеризуется абсолютно независимым речевым актом, а конец напротив - абсолютно зависимым.

В своих исследованиях О. С. Ис-серс не отождествляет минимальный диалог и коммуникативный ход, и для нее единицей анализа коммуникативной стратегии является только минимальный диалог. При помощи ходов реализуются стратегические линии одного из партнеров, а в диалоге происходит диалогическое взаимодействие одного из коммуникантов. При анализе речевых тактик, автор обращает внимание на конкретные параметры коммуникативных ситуаций:

- на информацию о предстоящих коммуникативных событиях и цель;

- на позицию в предстоящем диалоге (концепции адресанта и адресата);

- на установку типа общения коммуникантов;

- на условия успешности коммуникативных стратегий;

- на перлокутивный эффект;

- на коммуникативные ходы и их языковые маркеры [2: 117, 146-150].

Этот подход выглядит весьма убеди-

тельным, так как только в рамках диалога можно выявить имплицитные и эксплицитные признаки коммуникативной стратегии.

Для планирования речевых действий говорящие должны обладать хотя бы элементарными представлениями об обычных ситуациях общения и иметь опыт их анализа. При планировании диалога у говорящего до момента взаимодействия имеется три вида данных:

- предстоящие речевые события, речевые акты;

- коммуникативные установки (сотрудничество либо противоборство);

- информация о ситуации.

Чтобы спрогнозировать предстоящую вербальную коммуникацию, нужно выстроить представления о речевых актах, коммуникативных взаимодействиях, при этом учесть мотивы и цели коммуникантов, их вербальные и невербальные действия, в целом все ситуации. Та-

кими представлениями обусловливается стратегический выбор значимых единиц, способы их организации, т.е. говорящим создается оптимальный текст для реализации его коммуникативных задач. Планирование речевого поведения при этом осуществляется не только при помощи конструирования языковых высказываний, но и посредством активной интерпретации речевых действий, реализующих собственные стратегические линии [10: 190-194]. Диалог становится неким коммуникативным поединком за права осуществления собственной стратегии.

Таким образом, коммуникативная стратегия является высококачественным средством управления человеческим поведением. Феномен коммуникативной стратегии изменяется по форме, адаптируется к меняющимся условиям действительности, при этом совершенствуются методы воздействия на адресата.

Примечания:

1. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверск. гос. ун-та, 1998. 200 с.

2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 7-е изд., стер. М.: КомКнига, 2015. 289 с.

3. Борисова И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа. Саратов: Колледж, 1999. С. 81-97.

4. Паршина О.Н. Российская политическая речь: теория и практика. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 232 с.

5. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.

6. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 69 с.

7. Faerch C., Kasper G. Strategies in Interlanguage Communication. N. Y., 1983. Р. 20-60.

8. Димова Г.В. Основные стратегии французского университетского педагогического дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2004. 342 с.

9. Янко Т.Е. Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте. М.: ЯСК, 2008. 312 с.

10. Грушевская Т.М., Фанян Н.Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 2. С. 190-194.

References:

1. Makarov M.L. Interpretive analysis of discourse in a small group. Tver: Tver State University, 1998. 200 pp.

2. Issers O.S. Communicative strategies and tactics of Russian speech. 7th ed., ster. M.: KomKniga, 2015. 289 pp.

3. Borisova I.N. Category of purpose and aspects of text analysis. Saratov: College, 1999. P. 81-97.

4. Parshina O.N. Russian political speech: theory and practice. M.: LKI Publishing house,

2007. 232 pp.

5. Kashkin V.B. Introduction to communication theory: a manual. Voronezh: VSTU Publishing house, 2000. 175 pp.

6. Dijk T.A. van. Language. Cognition. Communication. M.: Progress, 1989. 69 pp.

7. Faerch C., Kasper G. Strategies in Interlanguage Communication. N.Y., 1983. P. 20-60.

8. Dimova G.V. The main strategies of the French university pedagogical discourse: Diss. for the Cand. of Philol. degree. Irkutsk, 2004. 342 pp.

9. Yanko T.E. Intonation strategies of Russian speech in comparative aspect. M.: YaSK,

2008. 312 pp.

10. Grushevskaya T.M., Fanyan N.Yu. Modular approach to the text/discourse analysis: contribution of the Geneva linguistic school: the contribution of the Geneva linguistic school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2012. Iss. 2. P. 190-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.