Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА'

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Коммуникативная сфера / общение / социальный интеллект / общительность / самоконтроль в общении / перфекционизм. / Сommunicative sphere / communication / social intelligence / sociability / self-control in communication / perfectionism.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меланьина А. А.

В работе рассматриваются характеристики коммуникативной сферы студентов, обладающих разным уровнем перфекционизма. Описываются основные коммуникативные свойства личности, взаимосвязанные с ее префекционизмом. Проводится теоретический и эмпирический анализ конкретных проявлений социального интеллекта, общительности, самоконтроля в общении у студентов с разным уровнем перфекционизма, а также предлагаются рекомендации по развитию коммуникативной сферы студентов для работы вузовских психологов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERFECTIONISM

The paper examines the characteristics of the communicative sphere of students with different levels of perfectionism. The main communicative properties of the personality, interconnected with its perfectionism, are described. Theoretical and empirical analysis of specific manifestations of social intelligence, sociability, self-control in communication among students with different levels of perfectionism is carried out, and recommendations for the development of the communicative sphere of students for the work of university psychologists and teaching staff are also offered.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА»

УДК 159.9

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

© 2022 А. А. Меланьина

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии e-mail: melanina@mail.ru

Воронежский государственный университет

В работе рассматриваются характеристики коммуникативной сферы студентов, обладающих разным уровнем перфекционизма. Описываются основные коммуникативные свойства личности, взаимосвязанные с ее префекционизмом. Проводится теоретический и эмпирический анализ конкретных проявлений социального интеллекта, общительности, самоконтроля в общении у студентов с разным уровнем перфекционизма, а также предлагаются рекомендации по развитию коммуникативной сферы студентов для работы вузовских психологов и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: коммуникативная сфера, общение, социальный интеллект, общительность, самоконтроль в общении, перфекционизм.

THE COMMUNICATIVE SPHERE OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PERFECTIONISM

© 2022 A. A. Melanyina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of General and Social Psychology e-mail: melanina@mail.ru

Voronezh State University

The paper examines the characteristics of the communicative sphere of students with different levels of perfectionism. The main communicative properties of the personality, interconnected with its perfectionism, are described. Theoretical and empirical analysis of specific manifestations of social intelligence, sociability, self-control in communication among students with different levels of perfectionism is carried out, and recommendations for the development of the communicative sphere of students for the work of university psychologists and teaching staff are also offered.

Keywords: communicative sphere, communication, social intelligence, sociability, self-control in communication, perfectionism.

Проблема развития коммуникативной сферы личности является одной из актуальных в современной психологии. В периоды интенсивного изменения экономической и политической жизни общества всегда обостряется интерес к проблеме главных движущих сил человеческой жизни, возможностям приспособления личности к окружающей ее социальной среде. Вопросы становления, развития и функционирования коммуникативной сферы человека напрямую коррелируют не только с проблемами общения и межличностного взаимодействия,

но и с личностными особенностями человека. Современные исследователи достаточно часто обращаются к вопросам взаимосвязи различных коммуникативных характеристик индивида и прочих его психологических особенностей, таких как макиавеллизм, локус контроля, нарциссизм, тревожность и прочие.

Среди личностных характеристик индивида, к которым в современной психологии можно констатировать повышенное внимание, относится перфекционизм личности. Психологический анализ тенденций современной культуры свидетельствует о том, что перфекционизм (чрезмерное стремление к совершенству) стал существенной чертой человека нашего времени. Сопоставляя себя с идеалами, индивид начинает жить в режиме сравнения, не получая удовольствия, а лишь стремясь к результативности своей деятельности ради одобрения и признания.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в наше время для эффективного взаимодействия с людьми очень важно обладать развитой коммуникативной сферой, быть общительными и чувствительными к изменениям в поведении других. Зачастую люди, склонные к перфекционизму, обладают повышенной эффективностью в индивидуальной работе, но сталкиваются со сложностями в коммуникациях. Отдельно эта тема актуальна для изучения в юношеском возрасте, в период студенчества, когда формируется личностная идентичность и закладываются основы профессиональной идентичности. Стремление быть успешным, приобретающее перфекционистские тенденции, зачастую приводит к сложностям налаживания контактов с однокурсниками, выстраивания системы отношений, без чего, в свою очередь, невозможна эффективная учебная деятельность, а также возникают сложности в формировании социальной идентичности. Перфекционизм в целом имеет большое влияние на коммуникативную сферу студента. Стремление человека к совершенству зачастую отражается на его отношениях с окружающими: с одной стороны, личность может предъявлять завышенные требования в общении с другими, а с другой стороны, окружающие люди сами могут избегать контактов с перфекционистом.

Таким образом, интересным представляется изучение коммуникативной сферы студентов с разным уровнем перфекционизма. Под коммуникативной сферой принято понимать область деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. Коммуникативная сфера - интегративная система коммуникативных особенностей, которые способствуют формированию и поддержанию взаимодействия личности с другими людьми, а также развитию самой личности как активного участника процесса общения [4, с. 21]. Опираясь на системно-личностный подход, следует рассматривать коммуникативную сферу как систему, изначально присущую субъекту общения, то есть с позиций внутренних (мотивационно-потребностных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих) составляющих личности. В понятие коммуникативной сферы включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемых при прямых или опосредованных контактах индивида с различными людьми.

Интересным представляется рассмотреть такие составляющие коммуникативной сферы, как общительность, социальный интеллект и коммуникативный контроль, так как именно эти характеристики могут быть наиболее связаны с перфекционизмом у студентов. Поскольку перфекционизм касается межличностных отношений, следует анализировать уровень общительности личности. Также можно предположить, что перфекционизм связан с прогнозированием и интерпретацией поведения других и зависит от специфики восприятия людьми друг друга. Опираясь на определение понятия перфекционизма, возможно также сделать предположение о том, что этот феномен может влиять на контроль своих личностных проявлений в процессе общения.

Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [6, с. 17]. Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии [5, с. 4]. Общительность - это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми [7, с. 131]. Самоконтроль в общении - способности человека осуществлять контроль над своим поведением и тем самым воздействовать на впечатление, которое складывается о нем у окружающих [3, с. 77]. Перфекционизм мы вслед за Н.Г. Гаранян понимаем как стремление предъявлять к себе весьма высокие требования и следовать самым высоким стандартам [1, с. 115].

Цель нашего исследования - изучение коммуникативной сферы студентов с разным уровнем перфекционизма. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что имеются различия в коммуникативной сфере у студентов с разным уровнем перфекционизма: у студентов с низким уровнем перфекционизма общительность, социальный интеллект на высоком уровне, а самоконтроль в общении - на низком; у студентов со средним уровнем перфекционизма общительность, социальный интеллект, самоконтроль в общении на среднем уровне; у студентов с высоким уровнем перфекционизма общительность, социальный интеллект на низком уровне, а самоконтроль в общении - на высоком.

Для того чтобы комплексно изучить особенности перфекционизма у студентов, необходимо изучить историю возникновения этого понятия, его структуру, определить причины его возникновения, описать социально-психологические характеристики типов перфекционизма. Данный феномен стал изучаться в Европе и Америке начиная с 1980-х гг. Истоки этого явления психической направленности были заложены раньше: у А. Адлера как компенсаторное стремление к превосходству и совершенству, у К. Хорни как нарциссическая патология. А. Пахт писал, что перфекционизм - широко распространенная и чрезвычайно тяжелая проблема, связанная с психологическими и физическими расстройствами (алкоголизм, психосоматические заболевания, личностные расстройства, неврозы, депрессии и др.) [8].

Начиная с 80-х гг. феномен перфекционизма стал изучаться и на Западе. Термин впервые использовал М. Холлендер в 1978 г. для обозначения такой черты характера, которая проявляется в повседневной практике предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем требуют обстоятельства, а также в стремлении к безупречному выполнению задачи. Перфекционизм понимали как тенденцию к установлению чрезмерно высоких стандартов для себя и невозможность почувствовать удовлетворенность от проделанной работы. Д. Бернс сделал очень правильное дополнение, добавив когнитивный компонент к определению перфекционизма - мышление в терминах «все или ничего», при котором есть только два исхода выполнения деятельности - полное соответствие высоким стандартам или полный крах [Там же].

В отечественной психологии данной проблемой занималась Н. Г. Гаранян и ее коллеги. Перфекционизм понимался ими как сложный психологический конструкт, сочетающий избыточно высокие стандарты ожидаемых результатов деятельности и притязания, нарушение социальных когниций (приписывание окружающим людям чрезмерно высоких ожиданий), персонализацию, связанную с постоянным сравнением себя с окружающими, поляризированное мышление по бинарному принципу оценки результатов деятельности и ее планированию («все или ничего»), отбор негативной

информации о результатах своей деятельности [1].

В настоящее время в психологической литературе термин «перфекционизм» имеет множество значений, часто имеющих общий смысл, но отражающий разную структуру феномена. При этом ни одно определение не является общепринятым. В широком смысле под перфекционизмом понимают стремление к безупречности, к совершенству.

В современной психологической литературе представлены две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривает перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты. Многомерные подходы изучали не только завышение стандартов, но и рассматривали ряд когнитивных и межличностных параметров. Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - многомерный конструкт. Существуют попытки описать модели перфекционизма с учетом научно-методологических подходов. В работе В. А. Ясной и С. Н. Ениколопова проанализированы психоаналитические, бихевиоральные, когнитивные модели перфекционизма [8].

Перфекционизм в структуре личности студента изучался Е. А. Сколовичем. Он пришел к основным выводам, заключающимся в том, что студентам с высоким уровнем перфекционизма соответствуют невротизм, совестливость и психическая неуравновешенность. У девушек с низким уровнем выше показатели депрессии, робости и женственности. У юношей с низким уровнем перфекционизма выше показатели расторможенности. В. А. Ясная и С. Н. Ениколопов утверждают, что перфекционизм у студентов способствует появлению конфликтов и прекращению межличностных отношений, возможна социальная изоляция. Т. Л. Валуйская занималась изучением динамики перфекционизма студентов в период обучения. Полученные данные свидетельствуют, что в процессе обучения повышенные требования студентов к себе, чрезмерно высокие стандарты постепенно становятся оптимальными и более адекватными.

Особое внимание стоит обратить на влияние феномена перфекционизма на коммуникативную сферу. По мнению многих авторов, данный феномен может влиять на потребность в общении человека. Люди, склонные к перфекционизму, с одной стороны, слишком зациклены на безупречном выполнении деятельности и сами не стремятся общаться с другими людьми, с другой стороны, могут предъявлять завышенные требования не только к себе и своей деятельности, но и к другим людям, поэтому возникают трудности во взаимоотношениях. Также возможна ситуация, в которой человек испытывает необходимость соответствовать чужим ожиданиям и страх их не оправдать. Во всех этих случаях можно проследить тенденцию к низкому уровню общительности студента, различным сложностям в построении коммуникации в любых социальных группах и ситуациях.

С целью более глубокого изучения особенностей коммуникативной сферы студентов с разным уровнем перфекционизма нами было проведено эмпирическое исследование. Базой эмпирического исследования являлись факультет философии и психологии и математический факультет ВГУ. Объектом эмпирического исследования выступали студенты. Общий объем выборки составил 140 человек.

В работе в качестве метода сбора эмпирической информации использовался стандартизированный самоотчет, который был реализован в следующих конкретных методиках: «Многомерная шкала перфекционизма» П. Л. Хьюитта и Г. Л. Флетта, «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена, «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, «Диагностика оценки уровня самоконтроля в общении» М. Снайдера.

Для статистического анализа с целью установления значимости различий между

показателями социального интеллекта, уровня общительности, уровня самоконтроля в общении в группах студентов с разным уровнем перфекционизма применялся критерий Манна-Уитни.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Начнем с того, что в целом у исследуемых студентов преобладал низкий уровень перфекционизма (41%). Меньше всего было выявлено студентов с высоким уровнем перфекционизма (26%), студенты со средним уровнем перфекционизма составили примерно третью часть выборки (33%). В целом такие результаты совпадают с эмпирическими распределениями, полученными другими авторами в предыдущих исследованиях, что позволяет сделать вывод о том, что перфекционизм - системное и многофакторное свойство личности, являющееся неотъемлемой частью жизнедеятельности индивида и общества. Это подтверждается и показанной в теоретических исследованиях неоднозначной ролью данного феномена, имеющего как отрицательное, так и положительное влияние на функционирование человека. Кроме того, можно констатировать, что у современного студенчества нет тенденции к яркой представленности какого-то одного из уровней перфекционизма.

Интересны также выводы, касающиеся гипотезы о различиях в коммуникативной сфере у студентов с разным уровнем перфекционизма. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась частично. Были выявлены различия в уровне общительности студентов с низким и высоким уровнем перфекционизма. Действительно, как показывают статистические данные у студентов с низким уровнем перфекционизма значительно преобладает высокий уровень общительности (82%), тогда как студентам с высоким уровнем перфекционизма наиболее характерен низкий уровень общительности (69%). Предположим, что, как и указывают специалисты в области проблемы перфекционизама, это связано с тем, что люди с высокими требованиями к себе стесняются и боятся общаться с другими людьми: им присущ страх первыми завести разговор, сказать что-то не так. И наоборот, студенты, которые не стремятся соответствовать высоким стандартам, чувствуют себя свободнее во взаимодействии с людьми.

Также наблюдаются различия уровня контроля в общении у студентов со средним и высоким уровнем перфекционизма. Можно предположить, что студенты со средним уровнем перфекционизма достаточно избирательны в своем поведении и способны контролировать его в общении при необходимости, при этом адекватно могут оценивать свои силы и ставить перед собой соответствующие и достижимые задачи, но практически не стремятся к постоянному самоконтролю в общении. Тогда как студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют преимущественно высокий уровень самоконтроля в общении, что, очевидно, является следствием их общего стремления контролировать все и стремиться к совершенству во всем.

Интересно, что не нашла своего подтверждения часть гипотезы, касающаяся различий в уровне социального интеллекта у студентов с разным уровнем перфекционизма. Можем предположить, что перфекционизм не является столь же существенным фактором для развития и формирования социального интеллекта личности, как для общительности и самоконтроля в общении.

Основываясь на результатах проведенного исследования, мы сформулировали рекомендации студентам с высоким уровнем перфекционизма с целью повышения продуктивности в деятельности и эффективности взаимодействия с людьми:

• необходимо принять себя со всеми сильными и слабыми сторонами. Перфекционистам свойственно отрицать свои недостатки и слабые стороны, и в процессе общения такие люди боятся, что окружающие будут презирать их за малейшую слабость, хотя в действительности это не так;

• также следует в общении с другими перестать сравнивать себя с остальными людьми. Из-за повышенной критичности и требовательности к себе перфекционисту будет казаться, что он делает все хуже других;

• нужно научиться правильно расставлять приоритеты. Из-за вечного стремления к идеалу во всех сферах жизнедеятельности (общение, труд) перфекционист пытается быть успешным во всем одновременно. Поэтому следует тщательно анализировать свои желания, формировать цели и адекватно строить планы по их достижению;

• необходимо научиться расслабляться и получать удовольствие от жизни, то есть те эмоциональные и физические ресурсы, которые человек тратит на достижение идеала, направить на что-то полезное: новое хобби, общение с друзьями, спорт. Также следует дать рекомендации преподавателям и психологам, которые

в своей работе могут столкнуться со студентами с высоким уровнем перфекционизма:

• следует помочь студенту обратить внимание на то, что у него хорошо получается, к чему он способен;

• студентам необходима поддержка за проявленные усилия, а не умения -формируйте настойчивость;

• при оценивании работы студента необходимо давать только конструктивную критику;

• нужно помочь студенту не терять общую картину мира. Отличительной особенностью перфекционизма является зацикленность на мелочах - они не видят общую картину и выпадают из рабочего процесса.

В качестве рекомендации студентам с низким уровнем перфекционизма можно предложить:

• развивать в себе навык рефлексии, который способствует осознанности своих действий;

• учиться планированию своих дел и стараться выполнять все задачи в срок. Стоит дать рекомендации преподавателям и психологам для формирования

у студентов конструктивного перфекционизма:

• устанавливать конкретные сроки сдачи выполняемых работ, амбициозные и реалистичные одновременно;

• помогать студенту в поиске мотивации выполнения задач, собственного интереса, практического применения;

• проводить социально-психологические тренинги.

Таким образом, коррекция высокого и низкого уровня перфекционизма, в целях приведения его к конструктивной форме, неразрывно связана с повышением эффективности в трудовой деятельности и в общении студентов.

Результаты нашей работы позволили раскрыть дальнейшие перспективы исследования. Во-первых, интересным представляется рассмотреть различия коммуникативной сферы девушек и юношей с разным уровнем перфекционизма. Во-вторых, проанализировать различия коммуникативной сферы у студентов не только с разным уровнем интегративного показателя перфекционизма, но и с разным уровнем перфекционизма, направленного на себя, на других и социально предписанного.

Библиографический список

1. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. -№4. - С. 18-48.

2. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 576 с.

3. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм и лень / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 200 с.

4. Колмогорова, Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности / Л. А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с.

5. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова (Алешина). - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 350 с.

6. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: Учебное пособие / Б. Д. Парыгин. -Санкт-Петербург: Издательство В. А. Михайлова, 1999. - 300 с.

7. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко. - Москва: Юрайт, 2012. - 219 с.

8. Ясная, В. А. Перфекционизм : история изучения и современное состояние проблемы / В. А. Ясная, С. Н. Ениклопов // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 157-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.