ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2019 Философия. Психология. Социология Выпуск 4
УДК 159.938.3:159.923
DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-551-560
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ
Васюра Светлана Александровна, Бегоян Мариам Самвеловна
Удмуртский государственный университет
В статье анализируется современное состояние проблемы перфекционизма и перфекционистской самопрезентации в психологической науке. Отмечается, что перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, в том числе коммуникативной активности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности. Выборку исследования составили студенты - будущие дизайнеры и дизайнеры-специалисты. Применялись методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова, для обработки данных использовались методы описательной статистики, критерий U Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Результаты были обработаны с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows. Были выявлены общие и уникальные взаимосвязи показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров. Общим механизмом демонстрации совершенства и поведенческого непроявления несовершенства является когнитивный компонент коммуникативной активности — осведомленность, а поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с продуктивным компонентом коммуникативной активности — субъектностью, т.е. ориентацией в общении на свой внутренний мир и мир партнера. В отличие от дизайнеров у студентов наблюдаются не связанные с перфекционистской самопрезентацией эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности. У студентов - будущих дизайнеров с коммуникативной активностью имеет многочисленные связи поведенческое непроявление несовершенства, а у дизайнеров — демонстрация совершенства. У студентов способы перфекционистской самопрезентации оказываются своеобразной защитой от свободного, непосредственного общения, у дизайнеров перфекционизм сопряжен со стилем коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную сферу общения — проблемы, нерешенные профессиональные вопросы, так и на субъектную сферу — внутренний мир субъектов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Полученные данные могут быть интересны кураторам студенческих групп, преподавателям и могут быть востребованы специалистами артономической сферы (человек - художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.
Ключевые слова: перфекционизм, перфекционистская самопрезентация, коммуникативная активность, общение, личность, студент, дизайнер.
THE CORRELATION BETWEEN PERFECTIONIST SELF-PRESENTATION AND COMMUNICATIVE ACTIVITY
Svetlana A. Vasyura, Mariam S. Begoyan
Udmurt State University
The article analyzes the issue of perfectionism and perfectionist self-presentation and its current state in psychological science. It is noted that perfectionism is manifested in many types and forms of human activity, including communicative activity. The paper discusses the results of empirical study of the rela-
© Васюра С.А., Бегоян М.С., 2019
tionship between perfectionist self-presentation and communicative activity. The research sample consisted of would-be designers (students) and designers. P. Hewitt's method «The scale of perfectionist self-presentation» (SPS) (adapted by A.A. Zolotareva) and A.I. Krupnov's «The Judgment Test» were applied in the research. Descriptive statistics, the Mann-Whitney U test, Spearman correlation coefficient were used to process the data. The statistical software package SPSS 17.0 for Windows was also used. The study has identified universal and unique interrelations of perfectionist self-presentation and communicative activity indicators in the samples of students and designers. The general mechanism for demonstrating perfection and behavioral non-manifestation of imperfection is the cognitive component of communicative activity — awareness, while behavioral non-manifestation of imperfection is associated with the productive component of communicative activity — subjectivity, i.e. orientation to your inner world and the world of the partner in communication. Unlike designers, students show emotional and regulative components of communication activity to remain unconnected with perfectionist self-presentation. The results of the study can be used in individual psychological counseling by specialists of psychological services at universities. The data obtained may be of interest to curators of student groups, teachers, and may also be in demand by specialists in the artonomic sphere (a person as an artistic image) in solving problems of optimizing interpersonal interaction.
Keywords: perfectionism, perfectionist self-presentation, communicative activity, communication, personality, student, designer.
Введение
Современный мир изменчив и многообразен, человек стремится соответствовать современным тенденциям и растущим требованиям к его деятельности (конкурентоспособности, мобильности), сохраняя при этом свою индивидуальность. В условиях высокой динамики и эмоциональной насыщенности жизни стремление к совершенству становится одним из ориентиров активности и развития человека. Стремление к безупречности и совершенству, к высшим достижениям в различных областях жизнедеятельности представляет собой перфекционизм.
В психологической науке перфекционизм (от лат. рейеСю — безупречность, совершенство) рассматривается как многомерный феномен, он изучается как потенциальная сила достижений личности, как патологический феномен [Парамонова В.В., 2009], рассматривается в аспекте дезадаптации [Гаранян Н.Г. и др., 2009; Тарханова П.М., 2014]. Перфекционизм в научном понимании отражает стремление личности к совершенству, предъявление к себе, к окружающим и в целом к жизни чрезвычайно высоких требований и желание соответствовать нереалистично высоким стандартам. Таким образом, перфекционизм включает в себя не только личностный стиль, определяющий желаемые границы достижений личности, но и социально ориентированный стиль, отражающий значимость социокультурного аспекта перфекцио-низма [Ландрева К.С., 2012].
Подходы к изучению перфекционизма теоретически разобщены, модели разнообразны и созданы в рамках психоаналитического, бихевио-рального, когнитивного направлений. Основы психологического анализа проблемы перфекци-онизма заложены к концепциях З. Фрейда, А. Адлера, детально проработаны К. Хорни в исследованиях «невротической личности нашего времени». К. Хорни дифференцировала стремление к идеализации себя и стремление к самореализации как невротическое и здоровое соответственно [Хорни К., 2008]. Исследователи, работающие в рамках бихевиорального направления, связывают перфекционизм с положительным и негативным подкреплением. Таким образом, позитивный перфекционизм является продуктом положительных подкреплений (достижение цели, успех, победа), а негативный — результатом избегания неудачи [Terry-Short L.A. et al., 1995].
В концепции П. Хьюитта и Г. Флетта пер-фекционизм трактуется в социальном аспекте, в нем выделяются следующие компоненты: «Я-адресованный перфекционизм», «перфекционизм, адресованный другим людям», «перфек-ционизм, адресованный миру в целом», «социально предписываемый перфекционизм». Модель перфекционистской самопрезентации этих авторов включает в себя демонстрацию совершенства, стремление скрыть свои недостатки посредством ухода от ситуаций, в которых проявляется несовершенство человека, и вербальное отрицание своего несовершенства.
В последние годы активно развиваются направления изучения перфекционизма в контексте индивидуальных различий [Золотарева А.А., 2012], удовлетворенности образом физического Я [Варлашкина Е.А., 2015], идеального Я [Филатова Е.А., 2015]. Перфекционизм начинает интенсивно изучаться у обучающихся («синдром отличника»), у профессионалов — педагогов, спортсменов, артистов, художников, рассматривается как черта одаренных людей и пр. [Золотарева А.А., 2016; Ба8ак Я., 2012] Проблема перфекционизма находится в центре внимания клинических психологов, анализирующих его как дисфункциональную личностную черту [Гаранян Н.Г. и др., 2009]. Исследователи отмечают влияние перфекционизма на межличностные отношения, его сопряженность с конкурентностью, с доминированием над людьми, он приводит к ощущению дефицита поддержки, к затрудненному общению. Одной из тенденций последних лет является дифференцированный подход к изучению перфекционизма, к выделению его различных форм, проявлений: пассивный (высокие стандарты затормаживаются страхом негативной оценки), активный (стремление к достижениям), конструктивный, неконструктивный, физический (направленный на внешность) и др. [Тарханова П.М., 2014]. В психологических исследованиях установлена связь «нормального» перфекционизма с положительными интерперсональными качествами, а патологического — со склонностью к обвинению других и себя, с наличием интерперсональных проблем. Тем не менее остаются актуальными вопросы концептуальной разработки «нормального» и «патологического» типов перфекцио-низма, форм проявления и уровней активности перфекционистов.
Дуализм в подходе к перфекционизму в психологических исследованиях позволяет трактовать его как потенциальную силу, проявляющуюся в творческой, социальной, коммуникативной и других видах активности, или как силу, порождающую пассивность, сопровождающуюся ощущением нереализованности. Коммуникативная активность играет важную роль в развитии личности, в совместной деятельности людей. Коммуникативная активность человека представляет собой стремление к общению, инициативность в установлении социальных контактов, энергичное участие в общении. В социологии коммуникативная активность рас-
сматривается в ракурсе группового взаимодействия и трактуется как совокупный эффект взаимосвязи внутренних и внешних факторов групповой активности, ограничиваемый, во-первых, определенным контекстом, т.е. определенным стечением обстоятельств и социальным фоном коммуникации, во-вторых, задачей, которая решается группой, в-третьих, процессом, выражающим типичную для группы форму активности по созданию внутреннего информационного пространства [Васюра С. А., 2009, с. 35; 2016].
В области исследований перфекционизма разрабатывается понятие перфекционистской самопрезентации, которая тесно связана с навыком решения социальных проблем [Золотарева А.А., 2018]. Самопрезентация — процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся направленностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе. Самопрезентация является своеобразным мостом, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей. Понятия «самопредъявление» и «самоподача» тождественны понятию «самопрезентация», являются внешним проявлением «Я» [Пикулева О. А., 2013].
Перфекционистская самопрезентация личности играет важную роль в социальном взаимодействии и коммуникации людей. Человек как существо социальное, безусловно, вовлечен в коммуникативный процесс; обладая навыками самопрезентации, самопредъявления, он может реализовать свои потребности посредством общения. Самопрезентация личности является общей характеристикой социального поведения. Научные подходы к изучению и пониманию самопрезентации позволяют говорить, что самопрезентация является сложным социально-психологическим феноменом, в котором интегрируются и выражаются различные особенности личности. Самопрезентация — это в разной степени осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [Пикулева О.А., 2013].
Исследования в области изучения взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности личности могут расширить спектр возможностей для молодых специалистов разных профессий, в том числе
артономического типа (человек - художественный образ). Так, направленность на оригинальность, на творческие достижения и видимые атрибуты совершенства и их признание окружающими обуславливает влияние на деятельность дизайнеров социально предписанного перфекционизма. Для сферы дизайна характерны конкурентный индивидуализм, «принуждение к совершенству», поэтому важной научно-практической задачей является изучение содержания, характера и механизмов связи пер-фекционистской самопрезентации и коммуникативной активности дизайнеров на разных этапах их профессионального становления.
Цель исследования — выявить взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов - будущих дизайнеров и у дизайнеров-специалистов.
Гипотеза — перфекционистская самопрезентация и коммуникативная активность взаимосвязаны, у студентов - будущих дизайнеров наблюдается поведенческое непроявление несовершенства, которое преимущественно связано с коммуникативной активностью, а у дизайнеров — демонстрация совершенства.
Выборка и методы
Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление взаимосвязи перфекционист-сккой самопрезентации и коммуникативной активности. Для выявления взаимосвязи перфек-ционистской самопрезентации и коммуникативной активности была сформирована выборка из 122 чел. — представителей творческих профессий, артономических профессий, а именно: 67 студентов - будущих дизайнеров (8 мужчин и 59 женщин, М = 19,9) и 55 специалистов сферы дизайна (3 мужчины и 52 женщины, М = 28,03). Репрезентативность выборки обеспечивалась целенаправленным отбором, учитывающим направление подготовки студентов вуза (выборка студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета), профессиональную деятельность и образование (выборка дизайнеров).
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция активности личности А.И. Крупнова, идеи С.А. Васюра о функциях и развитии коммуникативной активности человека, научные разработки в рамках исследования перфекционизма П. Хьюитта, А.А. Золотаревой.
Для исследования были использованы методики — «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ТТТПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова.
Русскоязычный вариант методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» и ее оригинальный вариант (Perfectionistic Self-Presentation Scale) представляют собой ряд утверждений. Структурно методика ТТТПС включает три шкалы:
- «демонстрация совершенства», которая выявляет стремление к созданию образа идеального человека;
- «поведенческое непроявление несовершенства», диагностирующее зависимость от мнения других, стремление индивида избежать ситуаций, в которых его поведение может попасть в центр внимания;
- «вербальное непроявление несовершенства», измеряющее склонность к избеганию ситуаций, в которых недостатки индивида могут стать предметом общественного обсуждения.
«Ткала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) состоит их 27 пунктов, респондентам предлагалось оценить степень своего согласия или несогласия с каждым их них по 7-балльной шкале: 1 — полное несогласие, 7 — полное согласие.
«Тест суждений» А.И. Крупнова включает два блока показателей — инструментально-стилевой и содержательно-смысловой — и выявляет следующие переменные активности в общении: динамические (эргичность, аэргич-ность), эмоциональные (стеничность, астенич-ность), регулятивные (интернальность, экстер-нальность), когнитивные (осмысленность, осведомленность), мотивационные (социоцентрич-ность, эгоцентричность), продуктивные (предметность, субъектность), рефлексивно-оценочные (операциональные трудности, личностные трудности).
Диагностические процедуры проводились очно в индивидуальной и групповой форме. Методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) и «Тест суждений» А.И. Круп-нова предъявлялись на бланках последовательно. Применялись следующие методы обработки данных: качественные методы (методы содержательной интерпретации психологических характеристик изучаемых феноменов), количе-
ственные методы (методы описательной статистики, непараметрический критерий U Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена).
Обработка результатов, полученных в ходе эмпирического исследования, производилась с помощью пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows.
Результаты и их обсуждение
В результате сравнительного анализа показателей перфекционистской самопрезентации в выборках студентов и дизайнеров с помощью U-
критерия Манна-Уитни установлено различие по шкале «демонстрация совершенства». У дизайнеров демонстрация совершенства достоверно выше (и = 1173,5, р = 0,01), чем у студентов - будущих дизайнеров. Тем не менее показатели по шкале «Демонстрация совершенства» в каждой из выборок находятся в зоне средних значений, хотя у студентов показатель приближается к нижней границе.
Результаты корреляционного анализа показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Схема корреляционного анализа показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов - будущих дизайнеров
В выборке студентов - будущих дизайнеров шкала «Демонстрация совершенства» положительно связана с осведомленностью (0,255, р = 0,037), шкала «Поведенческое непроявление несовершенства» положительно коррелирует с аэргичностью (0,583, р = 0,001), осведомленностью (0,649, р = 0,001), субъектностью (0,395, р = 0,001), операциональными трудностями
(0,578, р = 0,001), личностными трудностями (0,565, р = 0,001), отрицательно коррелирует с эргичностью (-0,362, р = 0,003). Положительная связь «Демонстрации совершенства» и «Поведенческого непроявления несовершенства» с осведомленностью свидетельствует о том, что данные проявления перфекционистской самопрезентации характерны для тех студентов - бу-
дущих дизайнеров, у которых процесс общения протекает скорей интуитивно, без осознания приемов и способов организации межличностного взаимодействия. «Поведенческое непроявление несовершенства» связано с динамическими переменными коммуникативной активности. Можно утверждать, что стремление к уединению, к общению в узком кругу (эргичность) усиливает, а потребность в общении, стремление к установлению новых социальных контактов (эргичность) ослабляет эту статегию перфекци-онистской самопрезентации.
Шкала «Вербальное непроявление несовершенства» положительно коррелирует с операциональными трудностями (0,338, р = 0,005), личностными трудностями реализации коммуникативной активности (0,290, р = 0,017), отрицательно коррелирует с социоцентричностью (-0,267, р = 0,029), эгоцентричностью (-0,286, р = 0,019), осмысленностью (-0,306, р = 0,012). Таким образом, чем сильнее проявляется склонность к избеганию ситуаций, в которых недо-
статки индивида могут стать предметом общественного обсуждения, тем более выраженными становятся операциональные трудности, относящиеся к инструментальной сфере общения, а также личностные трудности: неадекватная самооценка, тревожность. Данные стратегии пер-фекционистской самопрезентации у студентов -будущих дизайнеров оказываются своеобразной защитой от непосредственного аутентичного общения. Следует отметить, что «Вербальное непроявление несовершенства» сопряжено с мо-тивационными переменными коммуникативной активности, а именно: отрицательные связи данного показателя перфекционистской самопрезентации с социоцентричностью и эгоцентрич-ностью, свидетельствуют о том, что при высокой зависимости индивида от мнения других становятся слабо выраженными такие мотивации общения, как содействие решению проблем других людей и групп и эгоцентрическая мотивация, связанная с удовлетворением собственных интересов в общении.
Рис. 2. Схема корреляционных связей показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у дизайнеров
В выборке специалистов сферы дизайна были выявлены только положительные корреляционные связи, шкала «Демонстрация совершенства» коррелирует практически со всеми показателями коммуникативной активности, а именно: с аэр-гичностью (0,369, р = 0,006), стеничностью (0,390, р = 0,003), астеничностью (0,486, р = 0,001), интернальностью (0,373, р = 0,005), экстернальностью (0,481, р = 0,001), эгоцен-тричностью (0,302, р = 0,025), осмысленностью (0,381, р = 0,004), осведомленностью (0,523, р = 0,001), предметностью (0,475, р = 0,001), субъектностью (0,462, р = 0,001), операциональными трудностями (0,354, р = 0,008), личностными трудностями реализации активности (0,448, р = 0,001). Таким образом, у дизайнеров стремление к созданию образа идеального человека — «саморекламирование» и «самовозвеличивание» — сопряжено с тенденцией к избеганию новых социальных связей, с выраженными стеническими и астеническими эмоциями в общении, с саморегуляцией и с эгоцентрической мотивацией активности в общении. Можно полагать, что перфекционизм включен в стиль коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную (проблемы, нерешенные профессиональные вопросы), так и на субъектную сферу (внутренний мир субъектов со-активности). Кроме того, данный стиль активности дизайнеров может быть охарактеризован как двойственный в эмоциональном плане, т.к. демонстрация своего совершенства, с одной стороны, сопровождается положительными эмоциями — радостью, восторгом (стеничность), а с другой, — предполагает постоянное оценивание себя, что связано с переживанием вины, стыда, смущения (астеничность). Отметим тот факт, что перфекционистская самопрезентация у дизайнеров оказалась не связанной с социоцен-тричностью, т.е. желанием обрести друзей, стремлением оказать помощь и поддержку другим людям, выполнить совместную деятельность. Таким образом, продвижение себя как успешного идеального человека осуществляется независимо от мотивации коммуникативной активности, направленной на других людей. Этот результат свидетельствует о том, что дизайнеры способны дифференцировать собственные социально ориентированные мотивы общения и
ожидания других людей, способных оценить и признать их безукоризненность, идеальность.
У дизайнеров шкала «Поведенческое непроявление несовершенства» коррелирует со сте-ничностью (0,467, р = 0,001), астеничностью (0,306, р = 0,023), интернальностью (0,584, р = 0,001), осмысленностью (0,315, р = 0,019), осведомленностью (0,474, р = 0,001), субъектно-стью (0,594, р = 0,001). Таким образом, поведенческое непроявление несовершенства выражается в эмоциональной и когнитивной относительности, свойственной респондентам. Кроме того, поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с интернальной регуляцией коммуникативной активности. Итак, внутренний локус контроля в общении, склонность приписывать себе ответственность за успех межличностного взаимодействия усиливает стремление дизайнеров к избеганию социальных ситуаций, в которых их поведение может оказаться в центре внимания. Установлено, что шкала «Вербальное непроявление несовершенства» связана со сте-ничностью (0,370, р = 0,005); по-видимому, страх несоответствия высоким нормам порождает паралич активности, а стратегия непроявления несовершенства способствует формированию самоидентичности.
Таким образом, перфекционистская самопрезентация и коммуникативная активность взаимосвязаны, что в нашем исследовании подтверждается наличием ряда корреляционных связей. Анализ выявленных связей позволяет констатировать, что все показатели перфекционисткой самопрезентации связаны с компонентами коммуникативной активности у представителей ар-тономических профессий, находящихся на разных этапах профессионального развития. Особенности взаимосвязей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках выявлены в связи с зонами распре -деления корреляционных плеяд: поведенческое непроявление несовершенства — у студентов, демонстрация совершенства — у дизайнеров. Следует также отметить, что с показателями перфекционистской самопрезентации у студентов связаны преимущественно инструментально-стилевые компоненты коммуникативной активности, а у дизайнеров — как инструментально-стилевые, так и содержательно-смысловые. В целом перфекционистская самопрезентация сильнее укоренена в системе коммуникативной
активности дизайнеров, чем в таковой студентов, и поддерживается у первых не только при-родно-обусловленными динамическими характеристиками активности, но и характеристиками содержательными, преломляющими профессиональный и жизненный опыт. Итак, эмпирическим путем выявлено следующее:
1. У дизайнеров по сравнению со студентами - будущими дизайнерами более выражен такой показатель перфекционистской самопрезентации, как демонстрация совершенства, т.е. стремление создавать образ человека, обладающего выдающимися способностями, социальной компетентностью и пользующегося успехом в социуме.
2. Общими для студентов и дизайнеров являются несколько связей: демонстрация совершенства положительно связана с осведомленностью, а поведенческое непроявление несовершенства положительно коррелирует с осведомленностью и с субъектностью. Таким образом, демонстрация совершенства усиливается потребностью в совершенном владении своими эмоциями и чувствами в общении; поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с поляризованным мышлением в сфере достижений и отношений.
3. Существуют количественные и качественные различия между связями перфекционист-ской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов - будущих дизайнеров и дизайнеров-специалистов.
4. У студентов выявлено больше связей коммуникативной активности с поведенческим непроявлением несовершенства, а у дизайнеров — с демонстрацией совершенства.
5. Существуют уникальные связи в каждой из изучаемых выборок, а именно: у студентов с перфекционистской самопрезентацией остаются несвязанными эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности, у специалистов сферы дизайна эмоциональные компоненты коммуникативной активности (сте-ничность, астеничность) положительно связаны как с демонстрацией совершенства, так и с поведенческим и вербальным непроявлением несовершенства, а регулятивные компоненты активности — с демонстрацией совершенства. Стиль коммуникативной активности дизайнеров может быть охарактеризован как двойственный в эмоциональном плане. У студентов - будущих дизайнеров оценочно-рефлексивные компонен-
ты коммуникативной активности (операциональные и личностные трудности) положительно связаны с поведенческим и вербальным непоявлением несовершенства, а у дизайнеров — с демонстрацией совершенства. Выявлена специфика и в характере связей перфекционист-ской самопрезентации и мотивационных компонентов коммуникативной активности. В частности, у студентов обнаружены отрицательные связи социоцентричности и эгоцентричности с вербальным непроявлением несовершенства, а у дизайнеров — связь демонстрации совершенства с эгоцентричностью, что вполне закономерно. Таким образом, у дизайнеров при повышении уровня эгоцентрической направленности мотивации общения становится более выраженной демонстрация совершенства и наоборот.
6. Перфекционистская самопрезентация в большей степени интегрирована в систему коммуникативной активности дизайнеров, чем в систему студентов.
Заключение
Итак, высокие стандарты успешности, которые предъявляет современный мир, профессиональная творческая среда к представителям ар-тономических профессий, требуют от них быть совершенными и высокоэффективными в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере общения. Перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, включая коммуникативную активность. Проблема уровня активности, реализуемой человеком с целью самосовершенствования, а также стремления создать совершенный образ «напоказ» поднимается в исследованиях психологов. О проявлении перфекционизма в интерперсональной сфере может свидетельствовать значимость для личности общения, его успешности.
Результаты исследования взаимосвязи пер-фекционистской самопрезентации и коммуникативной активности могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Данные могут быть включены в учебные программы по психологии личности, психологическому консультированию. В частности, в консультативной практике они могут быть полезны для решения проблем, связанных с самопринятием и саморегуляцией. Полученные результаты могут быть интересны курато-
рам студенческих групп, преподавателям и могут быть использованы специалистами артоно-мической сферы (человек - художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.
Список литературы
Варлашкина Е.А. Личностные предикторы удовлетворенности образом физического Я у женщин в период зрелости: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2015. 24 с.
Васюра С.А. Исследование коммуникативной активности: итоги и перспективы // ХХХ1 Мерлин-ские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (06-08 октября 2016 г., Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 90-93.
Васюра С. А. Психология коммуникативной активности. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. 296 с.
ГаранянН.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81.
Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 139 с.
Золотарева А.А. Меланхолия, тревога и творчество в жизни перфекциониста // Теоретическая и экспериментальная психологии. 2016. Т. 9, № 2. С. 69-75.
Золотарева А.А. Перфекционистская самопрезентация и особенности ее диагностики // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1(25). С. 104-117. Б01: Мр8://ао1.огв/10.17759/ ер8е.2018070108
Ландрева К. С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (июнь 2012 г., Пермь). Пермь: Меркурий, 2012. С. 51-55.
Парамонова В.В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен // Развитие личности. 2009. № 1. С. 64-78.
Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 21-37.
Тарханова П.М. Физический перфекционизм как фактор эмоциональной дезадаптации у современной молодежи: автореф. дис. . канд. психол. наук. М, 2014. 25 с.
Филатова Е.А. Особенности идеального Я личности при перфекционизме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С.206-208.
Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. М.: Академ. проект, 2008. 400 с.
Basak R. Perfectionist attitudes of artistically talented students in the classroom // Sosial and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 5010-5014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.377
Terry-ShortL.A. OwensR.G., SladeP.D., Dewey M.E. Positive and negative perfectionism // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 18, iss. 5. P. 663-668. https://doi.org/10.1016/0191-8869(94)00192-u
Получено 15.08.2019 References
Basak, R. (2012). Perfectionist attitudes of artistically talented students in the classroom. Sosial and Behavioral Sciences. Vol. 46, pp. 5010-5014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.377
Filatova, E.A. (2015). Osobennosti ideal'nogo YA lichnosti pri perfektsionizme [Peculiarities of idealself of the personality with perfectionism]. Gumani-tarnyye, sotsial 'no-ekonomicheskiye i obshchestven-nyye nauki [Humanities, social-economic and social sciences]. No. 11-2, pp. 206-208.
Garanyan, N.G., Andrusenko, D.A. and Khlo-mov, I.D. (2009). Perfektsionizm kak faktor stu-dencheskoy dezadaptatsii [Perfectionism as a factor of student disadaptation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. No. 1, pp. 72-81.
Horney, K. (2008). Nevroz i rost lichnosti. Bor 'ba za samorealizatsiyu [Neurosis and human growth: the struggle towards self-realization]. Moscow: Akad-emicheskiy Proekt Publ., 400 p.
Landreva, K.S. (2012). Perfektsionistskaya samo-prezentatsiya obraza «Ya» v obschenii [Perfectionist self-presentation of the «I» image in communication]. Sovremennaya psikhologiya: materialy Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii [Modern psychology: proceed. of the International scientific conference]. Perm: Merkuriy Publ., pp. 51-55.
Paramonova, V.V. (2009). Vysshie ustremleniya lichnosti: perfektsionizm kakpatologicheskiy feno-men [Problems of development and existence of personality]. Razvitie lichnosti [Development of Personality]. No. 1, pp. 64-78.
Pikuleva, O.A. (2013). Psikhologicheskaya mnogoznachnost'ponyatiya «samoprezentatsiya lichnosti» [The concept of self-presentation: multiple meanings and modern approaches]. Sotsial'naya psikhologiya i obschestvo [Social Psychology and Society]. No. 2, pp. 21-37.
Tarkhanova, P.M. (2014). Fizicheskiy perfektsion-izm kak faktor emotsional 'noy dezadaptatsii u sov-remennoy molodezhi: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Physical perfectionism as a factor of emotional maladjustment in modern youth: Abstract of Ph.D. dissertation]. Moscow, 25 p.
Terry-Short, L.A., Owens, R.G., Slade, P.D. and Dewey, M.E. (1995). Positive and negative perfectionism. Personality and Individual Differences. Vol. 18(5), pp. 663-668. DOI: https://doi.org/ 10.1016/0191-8869(94)00192-u
Varshalkina, E.A. (2015). Lichnostnye prediktory udovletvorennosti obrazom fizicheskogo YA u zhenschin v periodzrelosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal predictors of satisfaction with the image of the physical Self in women in adulthood: Abstract of Ph.D. dissertation]. Omsk, 24 p.
Vasyura, S.A. (2009). Psikhologiya kommu-nikativnoy aktivnosti [Psychology of communicative activity]. Izhevsk: UdSU Publ., 296 p.
Vasyura, S.A. (2016). Issledovanie kommu-nikativnoy aktivnosti: itogi i perspektivy [Research of communicative activity: results and prospects]. ХХХI Merlinskie chteniya: Teoriya, metodologiya i praktika integral 'nogo issledovaniya individual 'nosti v
sovremennom chelovekoznanii [31st Merlin readings: Theory, Methodology and Practice of Integral Study of Individuality in Modern Human Consciousness]. Perm: PSHPU Publ., pp. 90-93.
Zolotareva, A.A. (2012). Diagnostika individu-al'nykh razlichiyperfektsionizma lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Diagnosis of individual differences in personality perfectionism: dissertation]. Moscow, 139 p.
Zolotareva, A.A. (2016). Melankholiya, trevoga i tvorchestvo v zhizni perfektsionista [Melancholy, anxiety and art in the life of a perfectionist]. Teoret-icheskaya i eksperimental 'naya psikhologii [Theoretical and Experimental Psychology]. Vol. 9, no. 2, pp. 69-75.
Zolotareva, A.A. (2018). Perfektsionistskaya sam-oprezentatsiya i osobennosti ee diagnostiki [Perfec-tionistic self-presentation and its diagnostic features]. Klinicheskaya i spetsial 'naya psikhologiya [Clinical Psychology and Special Education]. Vol. 7, no. 1(25), pp. 104-117. DOI: https://doi.org/10.17759/ cpse.2018070108
Received 15.08.2019
Об авторах
Васюра Светлана Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии
Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: vasyura@inbox.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0439-3 353
Бегоян Мариам Самвеловна
магистрант Института педагогики, психологии и социальных технологий
Удмуртский государственный университет, 426034, Ижевск, ул. Университетская, 1; e-mail: mariam-m17@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4877-7241
About the authors Svetlana A. Vasyura
Ph.D. in Psychology, Docent, Associate Professor of the Department of General Psychology
Udmurt State University,
1, Universitetskaya st., Izhevsk, 426034, Russia;
e-mail: vasyura@inbox.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0439-3 353
Mariam S. Begoyan
Postgraduate Student of Institute of Pedagogy, Psychology and Social Technologies
Udmurt State University,
1, Universitetskaya st., Izhevsk, 426034, Russia;
e-mail: mariam-m17@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4877-7241
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Васюра С.А., Бегоян М.С. Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 4. С. 551-560. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-551 -560
For citation:
Vasyura S.A., Begoyan M.S. [The correlation between perfectionist self-presentation and communicative activity]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofía. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»], 2019, issue 4, pp. 551-560 (in Russian). DOI: 10.17072/2078-7898/2019-4-551 -560